Введение 4
Глава 1. История изучения могильников северо-восточной периферии черняховской культуры в контексте общих проблем её исследования. 6
1.1. Черняховская культура: общая характеристика и основные итоги изучения. 6
1.2. Днепро-Донецкий вариант черняховской культуры: итоги и задачи изучения. 15
Глава 2. Черняховские могильники северо-восточной периферии культуры. 21
2.1. Погребальный обряд черняховской культуры. Общая характеристика и основные подходы к изучению погребального обряда черняховской культуры. 21
2.1.1.Ингумации 22
2.1.2.Кремации 22
2.1.3. Погребальный инвентарь 24
2.1.4. Оружие 24
2.2. Состояние исследованности черняховских могильников на северо-восточной периферии культуры. 26
2.3. Могильники северо-западной периферии черняховской культуры и некоторые дискуссионные вопросы изучения погребального обряда 27
2.3.1. Дискуссия о «кремациях с рассеянными косточками» 27
2.3.2.Обряд разрушения костяков 28
Глава 3. Черняховские могильники северо-восточной периферии культуры по материалам новых исследований 34
3.1.1.Могильник Боромля 34
3.1.2. Могильник Успенка 37
3.1.3. Могильник Войтенки 39
3.2. Ориентация погребенных по обряду ингумации 41
3.3. Кремации. 43
3.4. Керамика в погребениях 43
Заключение. 46
Список литературы: 48
Список приложений 56
Изучение погребального обряда черняховской культуры актуально уже более ста лет. Представления об ареале этой культурной общности со временем менялись, и наиболее обещающие открытия в последние годы происходят в её восточном регионе, расположенном на Днепровском левобережье.
Тема квалификационного сочинения была выбрана мной, поскольку мне довелось участвовать в разведках, направленных на поиски черняховских могильников во время работы в составе Суджинско-Сейминской экспедиции ИА РАН в 2016г. и я самостоятельно убедилась в том, насколько непросто обнаружить памятники этого типа. Поэтому важно вводить в научный оборот и анализировать новые данные о черняховских погребальных памятниках в пограничье современных Украины и России, рассматривать их на широком фоне изученных древностей культуры.
Целью работы являлась общая характеристика черняховских могильников северо-восточной периферии культуры на основании опубликованных данных. В географическом плане это регион левобережного варианта черняховской культуры, выделяемого многими исследователями: памятники, расположенные в глубине Днепровского Левобережья и в бассейне Северского Донца, в Днепро-Донецкой Лесостепи.
В задачи работы входили:
- составление каталога черняховских могильников региона в виде текстовых таблиц;
- характеристика степени их исследованности;
- обозначение дискуссионных проблем, связанных с их изучением;
- общая характеристика погребального обряда на основании публикаций комплексов.
В работе не были затронуты вопросы датировки и внутреннего членения памятников. Это связано прежде всего с тем, что по современным представлениям о хронологии, черняховские памятники в глубине Днепровского Левобережья появляются в середине-второй половине IIIв.н.э. (Любичев 2000,с.133, Обломский 2002, с.56-60) и развиваются в IV – начале Vвв. н.э. Ранние материалы встречены на поселениях, а не на могильниках. Недостаточное для статистических и корреляционных выкладок количество погребений и общая унификация черняховской культуры на развитом её этапе затрудняют построение внутренней хронологии памятников, поэтому я вынуждена ограничиться их общей характеристикой.
В соответствии с задачами, работа построена по следующей схеме: В первой главе даётся общая характеристика современного изучения черняховской культуры и её левобережного варианта, вторая посвящена изучению погребальных памятников, в том числе дискуссионным вопросам, которые были поставлены и во многом решены на основании исследования могильников рассматриваемого региона. В третьей главе особое внимание уделяется непосредственно памятникам, которые недавно введены или в настоящее время вводятся в научный оборот, и уже на их основании рассматриваются некоторые характеристики погребального обряда и сопровождающего инвентаря. Работа сопровождается приложениями: текстовыми таблицами и иллюстрациями.
Рассмотрение могильников северо-восточной периферии черняховской культуры приводит к следующим выводам:
Эта категория памятников находится в стадии активного изучения. Полноценное введение материалов в научный оборот обещает сделать такие могильники, как Боромля, Успенка и в особенности, Войтенки, опорными для исследования, как левобережного варианта, так и черняховской культуры в целом.
Материалы рассмотренных могильников уже сыграли ключевую роль в дискуссии о существовании особого обряда погребений с рассеянными косточками в черняховской культуре. Гипотеза, выдвинутая в своё время Е.В. Махно, была отвергнута именно благодаря критическому анализу данных по могильнику Успенка.
В то же время остается открытым вопрос о соотношении кремаций и ингумаций на могильниках. В настоящее время считается, что количество кремаций в рассмотренных могильниках значительно меньше числа ингумаций (1 достоверная кремация в Боромле, 7 – в Успенке по отношению соответственно к 47-ми и 27-ми ингумациям). Но если «погребения с рассеянными косточками» являются разрушенными кремациями, то их число должно быть гораздо больше. Об этом свидетельствует могильник Войтенки, где к 2010 году было исследовано 132 комплекса (62 ингумации, 63 кремации, 1 кенотаф, 3 пустых ямы,3 тризны —Варачева,2014, с. 285 ) и могильник Пены, где пока неизвестно ингумаций. Вопрос о статистическом соотношении 2-х типов погребений остается открытым.
В то же время, тщательное исследование погребений могильника Боромля А.Н. Некрасовой и Р.В. Терпиловским подтверждает наличие в черняховской культуре обряда разрушения костяков на определенном этапе после захоронения. Процентное соотношение потревоженных и нетронутых комплексов в могильниках Днепровского левобережья меньше, чем в других областях распространения культуры, но комплексы с разрушенными костяками хорошо документированы. Смысл этого обряда и его происхождение ещё нуждаются в осмыслении.
Представляется целесообразным выделять в отдельную группу погребения с северо-западной ориентировкой, которые выделены нами как на могильнике Боромля, так и на могильнике Успенка. Имеются такие погребения и среди ингумаций в Войтенках. Выделение промежуточной группы погребений , возможно, способно внести вклад в спорный вопрос об интерпретации погребений с западной ориентировкой, которые принято строго противопоставлять «северным» и даже интерпретировать, как раннехристианские.
Керамический набор присутствует как в кремациях, так и в ингумациях. Набор сосудов коррелируется в погребениях с наличием другого инвентаря. Наиболее распространенным является наличие в погребении от 1 до 7-ми сосудов, но встречаются и более богатые «сервизы». Количество керамических форм может считаться критерием определения «богатства» погребения наряду с другими элементами инвентаря.
Перспективным является анализ расположения инвентаря, в том числе сосудов, по отношению к костяку или скоплению кальцинированных костей – зафиксированы самые разные варианты.
В целом, могильники северо-восточной периферии являются важным и далеко не во всём изученным источником для характеристики черняховской культуры периода её расцвета и унификации.
1. Алихова А. Е. 1951. Авдеевское селище. // КСИИМК №38. С.106—113.
2. Баран В. Д., Гороховский Е. Л., Магомедов Б. В. Черняховская культура и готская проблема //Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев: «Наукова думка». 1990. С. 30-78.
3. Бажан И.А., Гей О.А. Относительная хронология могильников черняховской культуры // Проблемы хронологии эпохи Латена и римского времени. СПб: 1989. С.
4. Башкатов Ю. Ю. Памятники черняховской культуры юга Среднего Поднепровья// Germania-Sarmatia вып.№2, 2010, С. 161—181.
5. Березовец Д.Т. 1963. О датировке черняховской культуры // СА, № вып. 3. С.
6. Варачёва К.Г.К вопросу о распространении глиняных кубков усеченно-конической формы в черняховской культуре (погребение 125 могильника Войтенки)// Stratum plus Вып.№4. 2014. С. 254-264
7. Гей О.А. Черняховская культура: Хронология. // Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н.э. (Серия «Археология СССР»). М.: 1993. С. 143-146
8. Гей О. А. Черняховские памятники Северного Причерноморья // СА. Вып. № 2. 1980 С.
9. Гопкало О. В. Бусы и подвески черняховской культуры. Киев: 2008. С. 252
10. Гороховский Е. Л. Хронология черняховских могильников Лесостепной Украины.// Труды V международного конгресса археологов-славинистов. Киев: 1988. С. 34-46
11. Голубева Л.А. Совещание, посвященное проблемам черняховской культуры и ее роли в ранней истории славян. // СА. Вып. № 4. 1957. С. 275-283
12. Горюнов Е.А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. .Ленинград, «Наука».1981. С. 134.
13. Горюнов Е.А. Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем средневековье. // Доклады научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Е.А.Горюнова.(Санкт-Петербург, 14—17 ноября 2000 г.) Институт истории материальной культуры РАН. Том 11. 2000.
14. Горюнов Е.А., Усова Г.А. Два новых памятника черняховской культуры в Левобережном Поднепровье // СА. № 4. 1974. С. 275—279
15. Готы и Рим. Сборник научных статей. Киев: 2006. С. 256
16. Гороховский Е.Л. Хронология черняховских могильников Лесостепной Украины. // Труды V Международного конгресса археологов-славистов. Том IV. 1988. C. 125-145
17. Журко А.И. Памятники черняховской культуры в лесостепном Днепровском Левобережье // РА. №4. 1994. С. 207-218
18. Зиньковская И.В.. Королевство Эрманариха в истории Восточной Европы IV века. Воронеж: 2010. С. 548
19. Ильинская В. А. Новые данные о памятниках середины I тыс. н. э. в днепровской левобережной лесостепи. // Славяне и Русь. М: 1968. С. 58-60.
20. Кропоткин А.В., Кропоткин В.В. Северная граница распространения амфор римского времени в Восточной Европе. // Могильники черняховской культуры. М. «Наука». 1988. С. 168-184
21. Кравченко Н.М. К вопросу о происхождении некоторых типов обряда трупосожжения на Черняховских могильниках. // КСИА Вып. №121. 1970. С. 97-105
22. Кравченко Н.М. Могильник черняховской культуры в селе Фрунзовка // МИА.. № 139. 1967. С. 160-164.
23. Краснов С.В. Методика исследования погребального обряда// Известия ПГПУ им. Белинского. №27. 2012. С. 744-747
24. Кухаренко Ю. В. Экономический строй и быт восточных славян // Очерки истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР III —IX вв. М. 1958
25. Могильники черняховской культуры. Под. ред. В.В. Кропоткина. М. «Наука»: 1988.
26. Липкинг Ю.А. Могильники третьей четверти 1 тыс.н.э. в Курском Посемье // РВД: 1974. С. 173-176
27. Липкинг Ю. А. Замощанская дюна под Суджей // МЧК. М: 1979. С.84-96
28. Липкинг Ю. А. Очерки древнейшего прошлого Курской обл.// Краеведческие зап. Курского обл. Краеведческого музея. Курск. Вып. №2. 1963
29. Луцкевич И.Н.. Памятники культуры полей погребений первой половины I тысячелетия н.э. Днепровского лесостепного левобережья. М:1948 С.165-168
30. Любичев М.В. Черняховская культура днепро-донецкой лесостепи: история исследования и основные проблемы изучения. Харьков: 2000 С. 172.
31. Любичев М.В.,Мызгин К.В. Южная граница ареала черняховской культуры в днепро-донецкой лесостепи: современные представления. OIUM Вып. №4 Харьков: 2014. С. 58-72
32. Любичев М. В., Скирда В. В., Начальный этап изучения черняховской культуры в днепро-донецкой лесостепи. Харьков: 1998 С. 120.
33. Любичев М.В. «Горизонт Боромля» как область «праславянской» культурной провинции середины III — начала IV в. (ступени C1b—C2 ) // Germania Sarmatia. Древности Центральной и Восточной Европы эпохи римского влияния и переселения народов. Вып.№2 Калининград; Курск, 2010. С. 148-178
34. Любичев М.В. Некоторые итоги и основные проблемы исследования памятников позднеримского времени – начала эпохи Великого переселения народов в днепро-донецкой лесостепи //Доистория Восточной Европы позднеримского времени – начала эпохи великого переселения народов(материалы полевых семинаров у с. Войтенки 2009,2011гг.) Вып. №1.Харьков: 2011 С. 22-25
35. Ляпушкин И.И. Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа М: 1961. С.146
36. Магомедов Б.В., Левада М Е. Оружие Черняховской культуры // МАИЭТ. Вып. №5. Симферополь: 1996. С. 304-323
37. Магомедов Б.В. Черняховская культура. Проблема этноса. Люблин: 2001. С. 103
38. Магомедов Б.В. Римские амфоры в черняховской культуре // Готы и Рим. Киев: 2006. С. 52-59
39. Материалы семинаров по доистории позднеримского времени и начала эпохи Великого переселения народов Восточной Европы.// Доистория Восточной Европы позднеримского времени – начала эпохи великого переселения народов (материалы полевых семинаров у с. Войтенки 2009, 2010 гг.) Вып. №1. Харьков: 2011.
40. Материалы полевого семинара на базе экспедиции возле с. Войтенки 17-19 сентября 2012г. Ostrogothica-Serie (Hefte).Выпуск 2.Производство керамики в Восточной Европе: позднеримское время – раннее средневековье – новое время. Научно-исследовательская лаборатория Германо-Славянской археологической экспедиции Харьковского национального университета имени В.Н.Каразина. Харьков: 2013.
41. Махно Є. В.Кантемирівське поселення та могильник культури полів поховань // АП УССР. Т. 3. Киев: 1952.
42. Махно Е. В. Памятники черняховской культуры на территории УССР (материалы к составлению археологической карты)//МИА. Вып. № 82. М.; Л: 1960. С. 39-45
43. Махно Е.В. Раскопки на могильнике черняховской культуры у с. Успенка. // АО. М.: 1977
44. Махно Е. В., Сикорский М. И.Могильник черняховской культуры у с. Сосновы на Левобережья Днепра// KW. Т. II Киев: 1989.
45. Могильники черняховской культуры. Сборник статей. М., «Наука»: 1988.
46. Мокляк В. О. Поховання черняхівської культури в с. Воронинці Оржицького району//АЛЛУ. Вып. №1–2 Киев: 1998. .
47. Моця А.П. Трупосожжение и трупоположение у славян Среднего Поднепровья. Причины смены погребального обряда. // Славяне и Русь. М.: 1979. С.115-122
48. Некрасова А.Н. Памятники Черняховской культуры Днепровского Левобережья. // Готы и Рим. Киев: 2006. С.87-100
49. Никитина Г.Ф. Анализ погребального обряда могильника Романковцы. // Теоретические и методические подходы к изучению погребального обряда в современной археологии: тез. докл. всеросс. конф. М.: 2005. С. 37-38
50. Никитина Г.Ф. Черняховская культура Поднестровья. М.: 2008. С.128
51. Никитина Г.Ф. Могильники черняховской культуры М.: 1996. С. 121
52. Никитина Г.Ф. Систематика погребального обряда племен черняховской культуры. М. «Наука»: 1985
53. Никитина Г.Ф. Гребни черняховской культуры // СА. Вып. №1. М: 1969. С. 147-159
54. Обломский, А. М. Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время / Раннеславянский мир. Выпуск 5. «Наука».М: 2002.
55. Петраускас О.В. Разрушенные погребения на могильниках черняховской культуры Поднепровья – анализ археологической структуры. Вид словян до Руси Киев: 2014 С. 123-152
56. Петраускас О. В. Некоторые аспекты методики полевых исследований могильников черняховской культуры // Археологiя . Вып. № 4 Киев: 1999
57. Петраускас О. В. Типы археологических комплексов трупосожжений черняховской культуры: (Территория распространения, этнокультурные особенности и хронология) // Археологiя . Вып. № 3 Киев: 2002 .
58. Петраускас О. В. Хронология некоторых типов гончарных кувшинов черняховской культуры лесостепной Украины. // Germania-Sarmatia 1. Калининград, 2008. С. 88-103
59. Петренко Е. Н. Новые могильники черняховской культуры в бассейне Северского Донца//Археология славянского Юга-Востока. Воронеж: 1991.
60. Радюш О.А. Новые памятники III – V вв. в Курском Посеймье // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов. Тула: 2008. С. 181-208
61. Радюш О.А. Северо-восточная граница черняховской культуры по данным полевых исследований 2005-2010 гг.// Доистория Восточной Европы позднеримского времени - начала эпохи великого переселения народов (материалы полевых семинаров у с.Войтенки 2009, 2010 гг.). Харьков: ХНУ им.Каразина, 2011. С.30-32
62. Рудич Т. А. К вопросу об ориентации погребённых на могильниках черняховской культуры: (по материалам антропологии) // Сто лет черняховской культуре. Киев: 1999 .
63. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., «Наука»: 1981. С. 608
64. Рыбаков Б.А. Славяне и их соседи в конце 1 тысячелетия до н.э. – первой половине. 1 тысячелетия.н.э. М., «Наука»: 1993. С. 337
65. Седов В.В.Происхождение и ранняя история славян. М.,«Наука»: 1979. С.158
66. Седов В.В. Славяне в древности. // Серия научных публикаций Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. Вып. №10. Институт археологии РАН. М.:2007.
67. Сымонович Э. А. Развитие культуры Черняховских племен Левобережья Днепра.// КСИА Вып. №178. 1984. С. 73-81
68. Сымонович Э. А. Новые открытия в селищах Авдееве и Воробьевка 2 возле г. Курска. // РВД. М: 1974.
69. Сымонович Э.А. Северная граница памятников черняховской культуры // МИА. Вып. №116. 1964. С. 7-43
70. Сымоновнч Э.А. Магия и обряд погребения в Черняховскую эпоху // СА. Вып. №3. 1963. С. 134-137
71. Сымонович Э.А., Кравченко Н.М. Погребальные обряды племен черняховской культуры. // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. №22. М., «Наука»: 1983г. С. 152
72. Сымоновнч Э. А. Северная граница памятников Черняховской культуры. Ленинград. «Наука»: 1982 С. 182
73. Тиханова М. А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры. // КСИА Вып. №121. 1970. С. 89-94
74. Тиханова М.А. О локальных вариантах черняховской культуры. // СА. Вып. № 4. 1957. С. 168-194
75. Тиханова М.А. К вопросу о происхождении гончарной керамики черняховской культуры // Античные города Северного Причерноморья и варварский мир. Л.: 1973 С. 29-31
76. Хвойка В.В. Поля погребений в Среднем Приднестровье // ЗРАО. Т. 12. 1901. С. 327-743
77. Федоров Г.Б. О двух обрядах погребения в черняховской культуре. // СА. Вып. №3. 1958 С. 238-243
78. Шаров О. В. Ранняя фаза черняховской культуры. // Stratum plus. Вып. №4. 2011. С. 321-340.
79. Шрамко Б.А. Могильник у с. Павлюковка // МЧК. М., 1979. С. 9-12.
80. Шультце Э., Любичев М. Хронология могильника черняховской культуры Войтенки 1 (Восточная Украина) (по материалам раскопок 2005—2009 гг.) // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов. Тула: 2012. С. 409—463.
81. Щукин М.Б. Феномен черняховской культуры эпохи Константина-Констанция, или что такое черняховская культура. // Археологический журнал ВАШ. К 100-летию открытия черняховской культуры. СПб:1999 С. 76-101
82. Щукин М.Б. Вопросы хронологии черняховской культуры и находки амфор // СА. № 2. 1968. С. 41-51.
83. Щукин М. Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура). СПб: 2005 С. 576
84. Щукин М.Б. Вопросы хронологии черняховской культуры и находки амфор. //СА. №2. 1968. С. 241-253