Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая реабилитация пациентов в послеоперационном периоде (Владимирский базовый медицинский колледж)

Работа №131707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

сестринское дело

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБУЗ ВО «Областной центр специализированной медицинской помощи» (г. Владимир).
Выборка: 25 пациентов, проходящие плановое оперативное вмешательство.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 6
1.1 Психологический аспект заболевания пациентов 6
1.2 Операционный стресс у пациентов 12
1.3. Психологические особенности пациентов в послеоперационном периоде 15
1.4. Психологическая реабилитация в послеоперационном периоде 16
Выводы по 1 главе 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОРЕАГИРОВАНИЯПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 23
2.1.Организация экспериментальной работы с пациентами хирургического профиля 23
2.2 Определение уровня эмоционального напряжения пациентов в послеоперационном периоде. 28
2.3 Сравнительный анализ результатов уровня тревоги и депрессии в послеоперационном периоде 31
2.4 Сравнительный анализ результатов исследования эмоциональных состояний у пациентов хирургического профиля 38
2.5.Рекомендации медицинской сестре по психологической реабилитации пациентов хирургического профиля в послеоперационном периоде 40
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СПИЛБЕРГЕРА 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОПРОСНИК БЕКА Шкала (тест-опросник) А.Т. Бека 56

Актуальность темы исследования заключается в том, что важнейшим этапом хирургического лечения является психологическая реабилитация после проведения оперативного вмешательства, которое представляет собой многокомпонентный стресс. Среди факторов, определяющих его развитие, выделяют психоэмоциональное напряжение, боль, патологические рефлексы неболевого характера, кровопотерю, повреждение тканей и анестезию. Примечательно, что в этом отношении одно из ведущих значений отводят психоэмоциональному фактору.Стресс сам по себе вызывает выраженную дезорганизацию функций основных жизненно важных органов и систем. Во время проведения планового оперативного вмешательства и в послеоперационном периоде со стороны именно этих органов наиболее ощутимы проблемы, которые вносят весомый вклад в определение степени операционного риска.
На фоне неоспоримых достижений современной науки до настоящего времени в хирургической практике сохраняют свою актуальность вопросы, связанные с тем, какие негативные последствия развиваются после операции. Значительный вклад в это вносят особенности личности больного и специфика условий в медицинской организации.
К сожалению, психоэмоциональный фактор - важное, но далеко не всегда адекватно учитываемое врачами обстоятельство, определяющее стресс в послеоперационном периоде. На практике исключительно важно знание психологической структуры личностного реагирования на плановое оперативное вмешательство, что позволит лучше корригировать психоэмоциональную составляющую послеоперационного стресса. Это обстоятельство, а также недостаточная интегрированность психологических знаний в хирургическую клинику создают проблему оценки реагирования пациентов на плановое оперативное вмешательство в связи с проявлениями дезорганизующих средовых влияний и личностных ресурсов, защитных и компенсаторных механизмов. Различные искажения представлений пациентаоб особенностях его состояния, перспективах лечения и возвращения к здоровой жизни изменяют систему мотивации, поведенческие реакции и степень активности в реабилитационном процессе, что создает дополнительные трудности для медицинской сестры. Данное обстоятельство определило необходимость проведения настоящего исследования.
Целью нашего исследования является изучение психоэмоционального реагирования пациентов на последствия оперативного вмешательства.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты психологического реагирования пациентов хирургического профиля;
2. Выявить уровень напряженности у пациентов хирургического профиля в послеоперационном периоде;
3. Выявитьуровень тревоги и депрессии пациентов в стрессовой ситуации, вызванной последствиями оперативного вмешательства;
4. Разработать рекомендации методов психологической реабилитации пациентовхирургического профиляв послеоперационном периоде.
Объект исследования – эмоциональная сфера личности пациентов хирургического профиля.
Предмет исследования–методы психологической реабилитации с пациентамив послеоперационном периоде.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, чтоприменение медицинской сестрой методов психологической реабилитации будет способствовать снижению уровня эмоционального напряжения у пациентов послеоперационном периоде.
Методы исследования: анализ литературных источников, тест Лазуруса, шкала тревоги Спилбергера, шкала депрессии Бека, сравнение, сопоставление данных.
Экспериментальная база исследования: ГБУЗ ВО «Областной центр специализированной медицинской помощи».
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты вносят вклад в расширение представлений о том, что своевременное подключение психологической коррекции эмоционального статуса пациентов в послеоперационном периоде позволит уменьшить их эмоциональное напряжение.
Практическая значимость исследования: результаты исследования выявили у большинства пациентов в послеоперационном периоде повышенный уровень тревоги и депрессии, проявляющийся в обеспокоенности за дальнейшую реабилитацию. Обращает на себя внимание наличие у пациентов духовных проблем, проявляющихся в низком осмыслении своей жизни и заниженной оценке своей личности. Проведенное исследование позволило нам конкретизировать направления психологической реабилитации эмоционального состояния пациентов в послеоперационном периоде.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате работы над темой исследования, нами было изучено психоэмоциональное реагирование пациентов на последствия оперативного вмешательства.
Работая над первой задачей, нами рассмотрен психологический аспект заболевания и выделены личностные реакций пациентов на возникновение болезни. Так выделены типы отношения пациента к болезни: нормосоматонозогнозия, гиперсоматонозогнозия, гипосоматонозогнозия, диссоматонозогнозия, но кроме адекватного реагирования могут быть и патологические реакции.
Решая вторую задачу, нами было проведено тестирование пациентов на выраженность психоэмоционального напряжения по копинг - тест Лазурусу. В послеоперационном периоде было выявлено следующее напряжение конфронтационного копинга: высокое - 56%; среднее - 24%; низкое - 20%. На втором этапе были опрошены пациенты на момент выписки. Результаты диагностики показали следующее: высокий уровень напряжения у 12%; средний у 52%; низкий у 36%, что нам говорит о снижении уровня эмоционального напряжения на момент выписки за счет профилактической работы с пациентами медицинского персонала.
Работая над третьей задачей, нами был произведен опрос по шкале тревоги Спилбергера и шкале депрессии Бека. В результате сравнительного анализа были подведены итоги. Ситуативная тревожность в послеоперационном периоде у 56% пациентов была на высоком уровне, на момент выписки снизилась до 4%. Пациенты с высокой личностной тревожностью в послеоперационном периоде составили 40%, на момент выписки - 4%. В послеоперационном периоде 48% пациентов были подвержены тяжелой депрессии, на момент выписки 4% остались с тяжелой депрессией, а у 12% признаков депрессии не обнаружено.Проведенный сравнительный анализ результатов исследования показал, что у обследуемой группы пациентов в остром периоде обнаруживаются негативные эмоциональные состояния, в частности тревога и депрессия. Причиной тому является то, что пациенты переживают за дальнейшую реабилитацию. Однако эмоциональное состояние пациентов улучшается на протяжении всего лечения благодаря коррекционной и профилактической работе медицинского персонала.
Решая четвертую задачу, нами разработаны рекомендации медицинским сестрам по применению техник эффективного общения, которые способствуют снижению уровня стресса у пациентов в послеоперационном периоде.
Таким образом, нами подтверждена гипотеза о том, что применение техник эффективного общения медицинской сестрой будет способствовать снижению уровня эмоционального напряжения у пациентов в послеоперационном периоде.



1.Ачкасова, Е.Е.Психологические аспекты медицинской реабилитации: учебноепособие/Е.Е.Ачкасова, Н.Д.Творогова. -М.: ГЭОТАР- Медиа, 2019. – с. 285-294.
2.Аркатов, В.А. Психосоматический статус больных общехирургического профиля в предоперационном периоде/Т.Н. Ахмедов, В.Я. Вартанов, //Здравоохранение. - Кишинев. -1981. -№1. -С. 18-20.
3.Бунятян, A.A.,Мизиков,В.М. Анестезиология: национальное руководство/ A.A.Бунятян,В.М.Мизиков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2011. - 1104 с. 2011.
4.Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление./В.А.Бодров.- М.:ПЕР СЭ. -2006. -528 с.
5.Вознесенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий/Т.Г. Вознесенская//Русский медицинский журнал. -2019. -Т.Г4. -№9 (261). -С.694
6.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)./Ф.Е. Василюк. -М.-2010.-200 с.
7.Губачев, В.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы ипатологии./В.М. Губачев, С.А. Разумов, Б.В. Иовлев.-Д.: Медицина. -2019. -224 с.
8. Дыненкова, Е. Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления: методическое пособие для педагогов. 2012г. - 48 с.
9.Махнач, A.B. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования/Л.Г. Дикая,A.B.Махнач//Психологический журнал. -2015. -Т. 17. -№3. -С.137-148.
10.Зеленкова, И.Л. Психология: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. - М.: Скакун, 2013.- 211 с.
11.Квасенко, А. В.Психология больного/А. В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. -JI. Медицина. -2016.-184 с
12.Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ)/Т.Л. Крюкова, Е.В.Куфтяк/ Журнал практического психолога. - М.: 2014. № 3. - С. 93-112.
13.Ковалев, А. И. Деонтология и правовые основы хирургической деятельности //Пропедевтика хирургической патологии /А.И.Ковалёв, А.П.Чадаева. -М.: Медицинская книга. -2017. -С.26-45.
14.Ковалев, А.И. Хирургическая операция //Пропедевтика хирургической патологии /А.И.Ковалёв,А.П.Чадаева.-М.: Медицинская книга. -2016. -С.283 -303.
15.Лазарус, P.C. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /P.C. Лазарус, Л.Леви. -Л.: Медицина. -2015. -С. 178208.
16.Либина,А.Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами//Стиль человека: психологический анализ/А. Либина, А.Либин. -М.: Смысл. -2019 С.190-204.
17.Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вызова/В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 415с.
18.Магазаник, Н.А. Искусство общения с больным / Н.А. Магазаник. - М.: Медицина, 2014. - 110 с.
19.Наенко, Н.И. Психическая напряженность./Н.И. Наенко. - М.: изд-во Московского университета,2014.
20.Немчин, Т.А. Состояние нервно-психического напряжения./Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ. -2017.-168 с.
21.Островская, И.В. Медицинская психология: учебник для медицинских училищ и колледжей 2014г./ И.В. Островская. - 400 с
22.Ольхов, О.Г. Оценка уровня депрессии у больных хирургического профиля в предоперационном периоде. Медицинские исследования/О.Г. Ольхов.-Т.1. 2013-Вып.1. -С.27.
23.Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н.Н. Петрова. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
24.Русалова, М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека./М.Н. Русалова-М.: Наука. -2015. -171 с.
25.Сергиевский, С.А. Влияние больничной среды на больных в пред- и послеоперационный период. /С.А. Сергиевский. -М.: Медгиз. -2013. -92 с.
26.Твороговой, Н.Д. Психология: Практикум для студентов медицинских вузов Изд. 2-е, перераб. И дополн./Н.Д.Творогова-М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002- 256с.
27.Фаулер, М. Психология / М. Фаулер. - М.: Логос, 2013. - 287 с.
28.Харди, И. Психология работы с больным / И. Харди. - М.: Феникс, 2016 - 225 с.
29.Чернова,Г.Р.Психология общения. Издательство СПб. Питер, 2019. /Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. -240с.
30.Яровинский, М.Я. Программа курса Медицинская психология / М.Я. Яровинский, Г.М. Перфильева // Медицинская помощь. - 2014. - № 3. - с. 6-10.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ