АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Литературный обзор
1.1 Психологические кризисы: причины, признаки, фазы……………..……..…10
1.2 Возрастные особенности в период обучения в высшем учебном заведении…
1.3 Профессионального становление
1.4 Профессионального становление на этапе обучения в высшем учебном заведении
1.5 Психологическое сопровождение курсантов в системе МЧС России
1.6 Уровень нервно-психического напряжения и переживание кризиса. ……...20
1.7 Уровень жизнестойкости, ее компонентов и переживание кризиса…
1.8 Отражение переживания кризиса профессионального становления в Я-концепции…
1.9 Отражение переживания кризиса во временной перспективе мотивационной индукции
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Описание выборки
2.2 Методы исследования…
2.2.1 Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
2.2.2 Метод мотивационной индукции (Ж. Ньюттен, модификация Д.А. Леонтьева)
2.2.3. Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.)…….31
2.2.4. Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)……………32
2.2.5 Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина)
2.2.6 Категории профессиональной психологической пригодности…………....34
2.2.7 Маркеры факторов риска дезадаптации……………………………….…....35
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных……………………37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ данных вариабельности структуры Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукцири курсантов на разных курсах обучения
3.1.1 Динамика изменений Я-концепции…………………………………………39
3.1.2 Динамика изменений временной перспективы………………………….....42
3.1.3 Динамика изменений мотивационной индукции…………………….…….44
3.2 Типы Я-концепции курсантов…………………………………………….…...46
3.3 Типы временной перспективы курсантов…………………………………….52
3.4 Типы мотивационной индукции курсантов……………………………….….57
3.5 Распределение типов Я-концепции по курсам………………………….……58
3.6 Анализ различий групп Я-концепции по характеристикам временной перспективы
3.7 Анализ различий групп Я-концепции по мотивам……………………….…..63
3.8 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно параметров профессиональной психологической пригодности…
3.9 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно уровня нервно-психического напряжения и уровня жизнестойкости, ее показателей
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Традиционно в ходе психологического сопровождения учебного процесса курсантов МЧС России уделяется много внимания вопросам адаптации. Причиной этого является то, что в процессе обучения помимо освоения теоретических дисциплин, курсанты проходят практику в боевых пожарных частях, занятия в газодымовых камерах, что влечёт за собой высокие нагрузки в физической и эмоциональной сфере, и повышает риск дезадаптации.
Обучение в высшем профессиональном заведении совпадает с переходом от периода юности к ранней взрослости, задачами которых является формирование личностных и профессиональных планов. Кроме того, курсанты переживают кризисы, связанные с обучением в высшем учебном заведении. Данные кризисы наслаиваются друг на друга. В данной работе мы акцентируем свое внимание на кризисе профессионального становления в период обучения в высшем учебном заведении, так как предполагаем, что некоторые курсанты не переживают данный кризис, но имеют высокий уровень адаптации, а, следовательно, не попадают в поле зрение психологов.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент протекание данного кризиса у курсантов специально не рассматривается при их психологическом сопровождении. Не пережитый вовремя данный кризис, может привести к таким негативным последствиям как несформированность профессиональной идентичности и как следствие - снижение эффективности в профессиональной деятельности.
Новизна исследования обусловлена тем, что, хотя исследования становления профессиональной идентичности на этапе обучения в высшем учебном заведении довольны популярны на данный момент (Родыгина У. С. 2015,Мищенко Т.В. 2005, Поваренков Ю. П 2002, 5. Шнейдер Л. Б. 2001),но исследований по данной тематике относительно курсантов МЧС России нет и кризис их профессионального становления в литературе не освещен.
Цель исследования – изучение переживания кризиса профессионального становления курсантов МЧС России.
Объект исследования – курсанты, обучающиеся в ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России по специальности “пожарная безопасность”.
Предмет исследования – особенности Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции.
Основная гипотеза исследования– в процессе обучения курсанты проходят кризис профессионального становления, который отражается в изменении компонентов Я-концепции, соотношении параметров временной перспективы и мотивационной индукции.
Дополнительная гипотеза исследования 1- кризис профессионального становления проходится курсантами неравномерно;
Дополнительная гипотеза исследования 2 - прохождение кризиса профессионального становления взаимосвязано с индивидуально-психологическими особенностями курсантов.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции с 1 по 4 курс обучения;
2. Выявить типы Я-концепции и соотнести их с прохождением кризиса профессионального становления;
3. Выявить типы временной перспективы и соотнести их с прохождением кризиса;
4. Рассмотреть представленность типов Я-концепции на различных курсах;
5. Выявить различия типов Я-концепции относительно характеристик мотивационной индукции, временной перспективы;
6. Выявить взаимосвязь уровня нервно-психического напряжения, жизнестойкости и ее компонентов, профессиональной психологической пригодности (категории профессиональной психологической пригодности, маркеров факторов риска дезадаптации, уровня общих интеллектуальных способностей) с прохождением кризиса профессионального становления.
В исследовании приняли участие 120 курсантов. 30 курсантов 1 курса, 30 курсантов 2 курса, 30 курсантов 3 курса, 30 курсантов 4 курса.
Были использованы следующие методики:
● Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);
● Метод мотивационной индукции (ММИ) (Ж. Нюттен; модификация Д.А. Леонтьева);
● Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.);
● Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева);
● Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина).
Кроме того, был проведен анализ категории профессиональной психологической пригодности и маркеров факторов риска дезадаптации курсантов первого, второго третьего курса на основе данных первичного профессионального психологического отбора. Результаты Краткого отборочного теста также взяты из данных данного отбора.
В течении обучения курсанты переживают кризис профессионального становления. Результатом благоприятного разрешения которого является формирование образа себя как профессионала, построение профессиональной перспективы, что благоприятно сказывается на дальнейшем становлении профессионала.
Наше исследование является начальным этапом изучения данного феномена у курсантов. Мы раскрыли его общие закономерности: нелинейность его протекания, типы Я-концепции формируемые в его процессе, присущие им мотивы и особенности временной перспективы. Для более подробного его изучения требуется более масштабное исследование. Одним из направлений дальнейших исследований может быть не до конца разрешенным вопрос относительно динамики данного кризиса. Его позволит раскрыть лонгитюдное исследование.
Дальнейшие исследование данного феномена позволит рассматривать его при психологическом сопровождение курсантов и, при необходимости, осуществлять помощь и коррекцию.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — с. 340.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека - Л., 1988г.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
4. Выявление факторов «группы риска» при профессиональном отборе и медико-психологическом сопровождении личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Методические указания. М., 2008, с. 44.
5. Гурвич И. Н. Тест нервно-психической адаптации / И. Н. Гурвич // Вестник гипнологии и психотерапии. СПб., 1992. № 3. С. 46–53.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.
9. Коданева М.С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Коданева Михалина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] - Москва, 2008.- 268 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-19/261
10. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. – Белгород, 2002. – 201 с.
11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
12. Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. – М., 2013. – 117 с.
13. Методическое руководство по психодиагностическому сопровождению учебного процесса в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России – М., 2010. – 33 с.
14. Методическое руководство по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов. ГУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», Москва, 2009.
15. Налчаджян А.А. Психика, сознание, самосознание. Ереван, 2011, - 518 с.
16. Овчинникова Л.А. Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Методы психологической диагностики в сервисе» - Пятигорск: КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012 -56 с.
17. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности. //Сибирский психологический журнал. – 2006. - №24. – С.53-58.
18. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.
19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Издательство "Питер", г. Санкт-Петербург, 2007. - 233с.
20. Проблема периодизации развития личности в психологии: учебное пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. – Москва: Издательcтво Московского университета, 1981. – 84 с.
21. Профессиональная идентичность и ее составляющие в фазах нормативного кризиса перехода к ранней взрослости Трусова Н.В. Среднее профессиональное образование. 2009. № 9. С. 83-87.
22. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 2001, 88 с.
23. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.
24. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб. пособие. Сост.: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов. - М., 1996.
25. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и её последствия: учебник/ под ред. д-ра психол. наук Н.С.Хрусталевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. – 372 с.
26. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учеб. пособие/ коллек. авторов; под ред. д-ра психол. наук Н.С.Хрусталевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 142 с.
27. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М., 2000.
28. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Московский университет, 1983. - 288 с.
29. Сыманюк Э. Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Автореф. дисс…канд. психол. наук, СПб., 1999.
30. Тест Куна. Тест «Кто Я?» / М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой // Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006. С.82-103.
31. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., перераб. — СПб. «Питер», 2004. — 384 с
32. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
33. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. - 144 с.
34. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта; МПСИ: Прогресс, 2006. — 352 с.
36. Kuhn M. H. Major Trends in symbolic interaction theory in (he past thenty-five years // Manis J. G., Meltzer M. Symbolic inter action, Boston, 1973.
37. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // Amer. Journ. of psychiatry. 1994. Vol. 101, No 2 P. 141-148.
38. Maddi S., Harvey R., Resurreccion R., Giatras C, Raganold S. Hardiness Assessment and Training as Potential Management Tools in Firefighter Recruitment Program / / International Journal of Fire Service, Leadership & Management. 2007. In press.
39. Nuttin J. Future time perspective and motivation. - Leuven, 1985.