ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ “ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”
|
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Литературный обзор
1.1 Психологические кризисы: причины, признаки, фазы……………..……..…10
1.2 Возрастные особенности в период обучения в высшем учебном заведении…
1.3 Профессионального становление
1.4 Профессионального становление на этапе обучения в высшем учебном заведении
1.5 Психологическое сопровождение курсантов в системе МЧС России
1.6 Уровень нервно-психического напряжения и переживание кризиса. ……...20
1.7 Уровень жизнестойкости, ее компонентов и переживание кризиса…
1.8 Отражение переживания кризиса профессионального становления в Я-концепции…
1.9 Отражение переживания кризиса во временной перспективе мотивационной индукции
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Описание выборки
2.2 Методы исследования…
2.2.1 Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
2.2.2 Метод мотивационной индукции (Ж. Ньюттен, модификация Д.А. Леонтьева)
2.2.3. Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.)…….31
2.2.4. Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)……………32
2.2.5 Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина)
2.2.6 Категории профессиональной психологической пригодности…………....34
2.2.7 Маркеры факторов риска дезадаптации……………………………….…....35
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных……………………37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ данных вариабельности структуры Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукцири курсантов на разных курсах обучения
3.1.1 Динамика изменений Я-концепции…………………………………………39
3.1.2 Динамика изменений временной перспективы………………………….....42
3.1.3 Динамика изменений мотивационной индукции…………………….…….44
3.2 Типы Я-концепции курсантов…………………………………………….…...46
3.3 Типы временной перспективы курсантов…………………………………….52
3.4 Типы мотивационной индукции курсантов……………………………….….57
3.5 Распределение типов Я-концепции по курсам………………………….……58
3.6 Анализ различий групп Я-концепции по характеристикам временной перспективы
3.7 Анализ различий групп Я-концепции по мотивам……………………….…..63
3.8 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно параметров профессиональной психологической пригодности…
3.9 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно уровня нервно-психического напряжения и уровня жизнестойкости, ее показателей
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Литературный обзор
1.1 Психологические кризисы: причины, признаки, фазы……………..……..…10
1.2 Возрастные особенности в период обучения в высшем учебном заведении…
1.3 Профессионального становление
1.4 Профессионального становление на этапе обучения в высшем учебном заведении
1.5 Психологическое сопровождение курсантов в системе МЧС России
1.6 Уровень нервно-психического напряжения и переживание кризиса. ……...20
1.7 Уровень жизнестойкости, ее компонентов и переживание кризиса…
1.8 Отражение переживания кризиса профессионального становления в Я-концепции…
1.9 Отражение переживания кризиса во временной перспективе мотивационной индукции
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Описание выборки
2.2 Методы исследования…
2.2.1 Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой)
2.2.2 Метод мотивационной индукции (Ж. Ньюттен, модификация Д.А. Леонтьева)
2.2.3. Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.)…….31
2.2.4. Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева)……………32
2.2.5 Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина)
2.2.6 Категории профессиональной психологической пригодности…………....34
2.2.7 Маркеры факторов риска дезадаптации……………………………….…....35
2.3 Процедура исследования
2.4 Математико-статистические методы обработки данных……………………37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Анализ данных вариабельности структуры Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукцири курсантов на разных курсах обучения
3.1.1 Динамика изменений Я-концепции…………………………………………39
3.1.2 Динамика изменений временной перспективы………………………….....42
3.1.3 Динамика изменений мотивационной индукции…………………….…….44
3.2 Типы Я-концепции курсантов…………………………………………….…...46
3.3 Типы временной перспективы курсантов…………………………………….52
3.4 Типы мотивационной индукции курсантов……………………………….….57
3.5 Распределение типов Я-концепции по курсам………………………….……58
3.6 Анализ различий групп Я-концепции по характеристикам временной перспективы
3.7 Анализ различий групп Я-концепции по мотивам……………………….…..63
3.8 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно параметров профессиональной психологической пригодности…
3.9 Анализ различий типов Я-концепции и временной перспективы относительно уровня нервно-психического напряжения и уровня жизнестойкости, ее показателей
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Традиционно в ходе психологического сопровождения учебного процесса курсантов МЧС России уделяется много внимания вопросам адаптации. Причиной этого является то, что в процессе обучения помимо освоения теоретических дисциплин, курсанты проходят практику в боевых пожарных частях, занятия в газодымовых камерах, что влечёт за собой высокие нагрузки в физической и эмоциональной сфере, и повышает риск дезадаптации.
Обучение в высшем профессиональном заведении совпадает с переходом от периода юности к ранней взрослости, задачами которых является формирование личностных и профессиональных планов. Кроме того, курсанты переживают кризисы, связанные с обучением в высшем учебном заведении. Данные кризисы наслаиваются друг на друга. В данной работе мы акцентируем свое внимание на кризисе профессионального становления в период обучения в высшем учебном заведении, так как предполагаем, что некоторые курсанты не переживают данный кризис, но имеют высокий уровень адаптации, а, следовательно, не попадают в поле зрение психологов.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент протекание данного кризиса у курсантов специально не рассматривается при их психологическом сопровождении. Не пережитый вовремя данный кризис, может привести к таким негативным последствиям как несформированность профессиональной идентичности и как следствие - снижение эффективности в профессиональной деятельности.
Новизна исследования обусловлена тем, что, хотя исследования становления профессиональной идентичности на этапе обучения в высшем учебном заведении довольны популярны на данный момент (Родыгина У. С. 2015,Мищенко Т.В. 2005, Поваренков Ю. П 2002, 5. Шнейдер Л. Б. 2001),но исследований по данной тематике относительно курсантов МЧС России нет и кризис их профессионального становления в литературе не освещен.
Цель исследования – изучение переживания кризиса профессионального становления курсантов МЧС России.
Объект исследования – курсанты, обучающиеся в ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России по специальности “пожарная безопасность”.
Предмет исследования – особенности Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции.
Основная гипотеза исследования– в процессе обучения курсанты проходят кризис профессионального становления, который отражается в изменении компонентов Я-концепции, соотношении параметров временной перспективы и мотивационной индукции.
Дополнительная гипотеза исследования 1- кризис профессионального становления проходится курсантами неравномерно;
Дополнительная гипотеза исследования 2 - прохождение кризиса профессионального становления взаимосвязано с индивидуально-психологическими особенностями курсантов.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции с 1 по 4 курс обучения;
2. Выявить типы Я-концепции и соотнести их с прохождением кризиса профессионального становления;
3. Выявить типы временной перспективы и соотнести их с прохождением кризиса;
4. Рассмотреть представленность типов Я-концепции на различных курсах;
5. Выявить различия типов Я-концепции относительно характеристик мотивационной индукции, временной перспективы;
6. Выявить взаимосвязь уровня нервно-психического напряжения, жизнестойкости и ее компонентов, профессиональной психологической пригодности (категории профессиональной психологической пригодности, маркеров факторов риска дезадаптации, уровня общих интеллектуальных способностей) с прохождением кризиса профессионального становления.
В исследовании приняли участие 120 курсантов. 30 курсантов 1 курса, 30 курсантов 2 курса, 30 курсантов 3 курса, 30 курсантов 4 курса.
Были использованы следующие методики:
● Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);
● Метод мотивационной индукции (ММИ) (Ж. Нюттен; модификация Д.А. Леонтьева);
● Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.);
● Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева);
● Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина).
Кроме того, был проведен анализ категории профессиональной психологической пригодности и маркеров факторов риска дезадаптации курсантов первого, второго третьего курса на основе данных первичного профессионального психологического отбора. Результаты Краткого отборочного теста также взяты из данных данного отбора.
Обучение в высшем профессиональном заведении совпадает с переходом от периода юности к ранней взрослости, задачами которых является формирование личностных и профессиональных планов. Кроме того, курсанты переживают кризисы, связанные с обучением в высшем учебном заведении. Данные кризисы наслаиваются друг на друга. В данной работе мы акцентируем свое внимание на кризисе профессионального становления в период обучения в высшем учебном заведении, так как предполагаем, что некоторые курсанты не переживают данный кризис, но имеют высокий уровень адаптации, а, следовательно, не попадают в поле зрение психологов.
Актуальность исследования заключается в том, что на данный момент протекание данного кризиса у курсантов специально не рассматривается при их психологическом сопровождении. Не пережитый вовремя данный кризис, может привести к таким негативным последствиям как несформированность профессиональной идентичности и как следствие - снижение эффективности в профессиональной деятельности.
Новизна исследования обусловлена тем, что, хотя исследования становления профессиональной идентичности на этапе обучения в высшем учебном заведении довольны популярны на данный момент (Родыгина У. С. 2015,Мищенко Т.В. 2005, Поваренков Ю. П 2002, 5. Шнейдер Л. Б. 2001),но исследований по данной тематике относительно курсантов МЧС России нет и кризис их профессионального становления в литературе не освещен.
Цель исследования – изучение переживания кризиса профессионального становления курсантов МЧС России.
Объект исследования – курсанты, обучающиеся в ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России по специальности “пожарная безопасность”.
Предмет исследования – особенности Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции.
Основная гипотеза исследования– в процессе обучения курсанты проходят кризис профессионального становления, который отражается в изменении компонентов Я-концепции, соотношении параметров временной перспективы и мотивационной индукции.
Дополнительная гипотеза исследования 1- кризис профессионального становления проходится курсантами неравномерно;
Дополнительная гипотеза исследования 2 - прохождение кризиса профессионального становления взаимосвязано с индивидуально-психологическими особенностями курсантов.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику Я-концепции, временной перспективы, мотивационной индукции с 1 по 4 курс обучения;
2. Выявить типы Я-концепции и соотнести их с прохождением кризиса профессионального становления;
3. Выявить типы временной перспективы и соотнести их с прохождением кризиса;
4. Рассмотреть представленность типов Я-концепции на различных курсах;
5. Выявить различия типов Я-концепции относительно характеристик мотивационной индукции, временной перспективы;
6. Выявить взаимосвязь уровня нервно-психического напряжения, жизнестойкости и ее компонентов, профессиональной психологической пригодности (категории профессиональной психологической пригодности, маркеров факторов риска дезадаптации, уровня общих интеллектуальных способностей) с прохождением кризиса профессионального становления.
В исследовании приняли участие 120 курсантов. 30 курсантов 1 курса, 30 курсантов 2 курса, 30 курсантов 3 курса, 30 курсантов 4 курса.
Были использованы следующие методики:
● Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);
● Метод мотивационной индукции (ММИ) (Ж. Нюттен; модификация Д.А. Леонтьева);
● Многомерная шкала нервно-психической адаптации (Гурвич И.Н.);
● Тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева);
● Краткий отборочный тест (КОТ) (Э.Ф. Вандерлик, модификация В.Н. Бузина).
Кроме того, был проведен анализ категории профессиональной психологической пригодности и маркеров факторов риска дезадаптации курсантов первого, второго третьего курса на основе данных первичного профессионального психологического отбора. Результаты Краткого отборочного теста также взяты из данных данного отбора.
В течении обучения курсанты переживают кризис профессионального становления. Результатом благоприятного разрешения которого является формирование образа себя как профессионала, построение профессиональной перспективы, что благоприятно сказывается на дальнейшем становлении профессионала.
Наше исследование является начальным этапом изучения данного феномена у курсантов. Мы раскрыли его общие закономерности: нелинейность его протекания, типы Я-концепции формируемые в его процессе, присущие им мотивы и особенности временной перспективы. Для более подробного его изучения требуется более масштабное исследование. Одним из направлений дальнейших исследований может быть не до конца разрешенным вопрос относительно динамики данного кризиса. Его позволит раскрыть лонгитюдное исследование.
Дальнейшие исследование данного феномена позволит рассматривать его при психологическом сопровождение курсантов и, при необходимости, осуществлять помощь и коррекцию.
Наше исследование является начальным этапом изучения данного феномена у курсантов. Мы раскрыли его общие закономерности: нелинейность его протекания, типы Я-концепции формируемые в его процессе, присущие им мотивы и особенности временной перспективы. Для более подробного его изучения требуется более масштабное исследование. Одним из направлений дальнейших исследований может быть не до конца разрешенным вопрос относительно динамики данного кризиса. Его позволит раскрыть лонгитюдное исследование.
Дальнейшие исследование данного феномена позволит рассматривать его при психологическом сопровождение курсантов и, при необходимости, осуществлять помощь и коррекцию.



