Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческая личность как объект речевой репрезентации в медиадискурсе

Работа №131676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Антропологическая проблематика в медиалингвистике
1.1 Понятие личности в лингвистике и смежных науках…………..........6
1.2 Речевой жанр «портрет творческой личности»…………………..…11
Глава 2. Коммуникативные сценарии развертывания творческой
личности в медиатексте
2.1 Некролог
2.2 Посвящение «герою события»……………………………………….38
2.3 Юбилейное посвящение
Заключение
Список использованной литературы
Список эмпирической базы исследования……………………………...


Выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к личности в журналистском тексте. Практически каждый день мы сталкиваемся с журналистскими материалами, посвященными событиям из жизни человека творческой профессии. В современном мире ценности, модели поведения, категории статусности и успешности транслируются нам, в первую очередь, посредством СМИ. Медиаперсона может значительно влиять на повседневную жизнь, на жизнь общества, на развитие современной культуры. События, связанные с жизнью человека искусства, всегда вызывают повышенный интерес. Человек, являющийся героем журналистского текста, — это, с одной стороны, реальная личность, с другой же — прототип, абстрактный образ, передающий авторскую оценку определенных свойств и качеств действительности: человек в журналистике, как правило, личность, которая служит обществу или же наносит ему вред. Таким образом, обращение к антропологической тематике позволяет журналисту затрагивать проблемы просветительского и воспитательного характера.
Научная новизна данной работы связана с попыткой выявления речевой системности в передаче образа человека в журналистском тексте.
Целью данного исследования является выявление способов речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
В качестве задач определены следующие:
1. Изучение антропологической проблематики в медиалингвистике и смежных науках;
2. Обозначение основных особенностей речевого жанра «портрет», изучение его разновидностей;
3. Выявление способов речевой репрезентации творческой личности в текстах массмедиа;
Теоретической базой для исследования послужили работы Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. Г. Костомарова, М. М. Бахтина, Л. Р. Дускаевой, В. В. Васильевой, В. И. Конькова, Е. В. Осетровой, Ю. М. Коняевой и др.
Объектом исследования является журналистский дискурс, в центре внимания которого находится человек искусства.
Предметом изучения стали способы речевого развертывания в тексте портрета творческой личности.
Эмпирическую базу составляют журналистские публикации о творческой личности, опубликованные в российских печатных СМИ. Для анализа были выбраны публикации о представителе классического сегмента российской культуры — Эльдаре Рязанове. Хронологические рамки исследования — 2010 — 2015 гг., что позволяет на примере одного человека рассмотреть несколько коммуникативных сценариев развертывания личности.
Для успешного анализа используются следующие методы исследования: контент-анализ, интенциально-стилистический анализ, описательный метод, сравнительный метод и др.
Работа имеет научно-исследовательский характер и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении указаны цели и задачи исследования, обозначена актуальность работы и ее новизна, описаны объект, предмет, научная и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Антропологическая проблематика в медиалингвистике» рассматривается понятие «личность», формулируются особенности речевого жанра «портрет творческой личности», описывается методика исследования.
Во второй главе «Коммуникативные сценарии развертывания творческой личности в медиатексте» производится анализ публикаций, посвященных Эльдару Рязанову, дается их характеристика. Описывается речевая системность формирования образа человека в медиатексте.
В заключении сформулированы наиболее значимые выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Создание образа культурной медиасреды не представляется возможным без анализа непосредственных участников коммуникации. Таким образом, творческая личность, будь то музыкант, художник, актер, режиссер является непосредственным звеном в выстраивании картины мира культуры и искусства.
Способы речевой репрезентации личности в журналистских текстах зависят от многих параметров: типа издания, его концепции, задачи редактора, авторской интенции и т.д. Но, так или иначе, учитывая все эти признаки, смело можно сказать о том, что выбор варианта речевой репрезентации персоны в медиа зависит от автора публикации. Основой для анализа в данной выпускной квалификационной работе послужил жанр речевого портрета в журналистском дискурсе. Конечно, одним из основных параметров отбора средств передачи образа личности является событие, в честь которого создается материал. В нашем исследовании мы различаем три коммуникативных сценария: некролог, посвящение «герою» события, юбилейное посвящение. Основные интенции данных сценариев включают в себя: 1) осведомление о биографических данных, 2) портретное описание персоны, 3) объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, 4) социальную оценку роли персоны в искусстве, опираясь на которые мы анализировали публицистические публикации общественно-политических СМИ универсальной направленности.
Основное внимание в нашем исследовании было уделено способам оценивания личности и её творчества. Так, можно утверждать, что оценка в журналистских текстах тяготеет скорее к эмотивности, чем к аналитике, передает авторское отношение, зачастую опуская момент аргументации. Наиболее часто используемыми приемами выражения эстетической оценки можно назвать такие средства выразительности как оценочная лексика, эпитеты, сравнения, антитеза. Благодаря этим ключевым средствам в медиатекстах создается образ творческой личности.
Мы проанализировали репрезентацию советского и российского режиссера Эльдара Рязанова. Выбор был обусловлен событиями, происходившими в жизни творца в изучаемый нами период. Они дали нам возможность проанализировать интенциональность текстов, способы речевой репрезентации режиссера.
В соответствии с принятой классификацией мы выделили несколько медиаобразов кинематографиста, транслируемых СМИ: великий режиссер, народный режиссер, кинематографист, поэт, гражданин, патриот, семьянин, фантазер, юморист.
Особенностью репрезентации Эльдара Рязанова является тот факт, что все образы созданы не авторами публикаций, а самим мастером кино. В каждом коммуникативном сценарии присутствуют цитаты режиссера о себе и своем творчестве. Таким образом, автор, используя прямые цитаты героя в публикации, соглашается с ним и его оценкой. Также, учитывая тот факт, что в категории «социальной оценки роли персоны в искусстве» мы видим медиаобразы, транслируемые и, соответственно, считываемые обществом, мы приходим к выводу, что публика соглашается с образами, созданными Эльдаром Рязановым.
Еще одной, выделенной нами особенностью, является отсутствие в текстах внешних характеристик героя, эту роль выполняют фотографии, прикрепленные к публикации. Его портретное описание строится исключительно за счет репрезентации речевой составляющей, а также через описание действий и черт характера. Это свидетельствует о том, что внешность для данного деятеля искусства не играет ключевой роли в его репрезентации, а центральная роль отводится таланту.
СМИ универсальной направленности зачастую оперируют штамповыми конструкциями, так как направлены в первую очередь на информирование о событии. Каждый проанализированный текст включает в себя все типы интенций, что говорит о некой композиционной стандартизированности текстов данных изданий.
Исследование помогло нам выявить стилистико-речевые особенности репрезентации режиссера. Лидирующие позиции занимают: оценочная лексика, а так же сравнения и антитеза. Данные средства помогают авторам публикаций выстроить более объемный образ режиссера, более полно передать личностное отношение к герою и событиям, которые с ним происходят.
Также мы можем сказать, что осведомительная интенция является ведущей для проанализированных текстов.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что антропологическая проблематика в медиалингвистике остается не изученной до конца. Но жанры публицистики в СМИ остаются востребованными для аудитории, так как помимо фактуальной информации предоставляют еще и оценочную, что представляет для читателя больший интерес.
Проанализированные тексты, посвященные Эльдару Рязанову помогли нам собрать целостный образ деятеля культуры, многогранной личности. Кинематографист предстает перед нами с разных ракурсов: как великий, талантливый, народный режиссер, артист и сценарист, посвятивший свою жизнь кино и творчеству и оцененный по достоинству не только профессиональным сообществом, но и народом. К своему успеху Эльдар Александрович пришел не только благодаря таланту, немаловажную роль в его становлении как творца сыграла семья. А его тяга создавать прекрасное, несмотря на возраст, болезни и плохое самочувствие, говорит нам о том, что это истинная творческая личность не по профессии, а по призванию.



1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка
системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-62.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.,1998. С. 324-326
3. Барахов В. С. Искусство литературного портрета. М., 1976.
4. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. С. 252
6. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема отношения автора к герою. // Бахтин М. М. Эстетика словесного
творчества. М., 1979.
7. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие / Вартанова Е.Л. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с.
8. Варустин Л. Э. Человеческий фактор в публицистике. Современные способы познания и отображения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук. М., 1987.
9. Васильева В. В. Внешность человека в текстах СМИ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. Вып. 2. 2012. С. 1
10. Волкова А.А. Проблема понимания и пути ее решения в рамках медиакоммуникации // Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. статей / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2015. С. 159.
11. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: учебное пособие. – М.: КДУ, 2009.
12. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. СПб., 2012.
13. Дускаева, Л.Р. Композиционно-стилистическая вариативность публицистической статьи: о соотношении литературных и речевых жанров в журналистском дискурсе // Медиалингвистика, международный научный журнал № 1(6). 2015. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1423081001_2905.pdf
14. Дускаева Л. Р. Выражение эстетической оценочности в газетном дискурсе // Медиалингвистика, международный научный журнал « 1(1). 2011. URL: http://mediascope.ru/node/720
15. Дунас Д. В. Бинарная оппозиция «душа-тело» и антропологическая дифференциация СМИ // Медиалингвистика, международный научный журнал № 4. 2010. URL:. http://mediascope.ru/node/695
16. Журналистика сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. — СПб. : Высш. Школа журн. и мас. коммуникаций,2012.
17. Ким М. Жанры современной журналистики. / - Ким М. – СПб., 2004
18. Кожина М. Н. Cмысловая структура текста в аспекте стилистики научного текста // Очерки истории научного стиля русского литературного языка XVIII–ХХ вв. Стилистика научного текста (общие параметры). Пермь, 1996. Т. II. Часть 1.
19. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
20. Коньков В. И. Человек в мире предметной семантики // Медиалингвистика, международный научный журнал, URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394713559_8563.pdf
21. Коньков В. И. Литературный портрет как речевая система // Медиалингвистика, международный научный журнал, 2000. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394713797..
22. Коньков В. И. Литературный портрет как художественный образ // Медиалингвистика, международный научный журнал, 2002. URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394713766..
23. Коняева, Ю.М. Творческая личность в арт-медиадискурсе // Culture. URL: http://cultcenter.net/journals/index.php/culture/article/view/180,
24. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учеб. пособие / С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 287.
25. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Кн.1 – М.: Высшая школа, 2006. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/56030837
26. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2004.
27. Лотман Ю. М. Биография – живое лицо // Новый мир. 1985. №2.
28. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
29. Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.:, Знание. СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с. (Глава
Л.Е. Кройчик. Система журналистских жанров).
30. Осетрова Е. В. Языковой имидж: структура и содержание // Онтогенез речи: мультидисциплинарные исследования. 2012. № 1.
31. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: дис. … д-ра психол. наук. – М., 2000
32. Потсар А. Н. Речевая структура персонажа в массовом тексте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. СПб, 2006.
33. Салимовский В. А. 2002. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении. Изд-во Перм. ун- та: Пермь. 236 с.
34. Салимовский В. А. Жанры речи как функционально-стилистический феномен // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.
35. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. С. 275
36. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГАП "Мир книги", 1993.
37. Соловьев Г. Е. Личность, биография, судьба (методики биографического исследования личности). Ижевск, 2002.
38. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник МГУ. Серия 10. Журалистика. №3 – С. 75
39. Солганик Г. Я., Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н. Стилистика газетных жанров. Учебное пособие. – Издательство МГУ Москва, 1981.
40. Стилистический энциклопедический словарь русского языка п./ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003. С. 350
41. Стюфляева М. И. Человек в публицистике: Методы и приемы изображения и исследования. Воронеж, 1989.
42. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 319 с.
43. Черных А. Мир современных медиа. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. – 312 с.
44. Шестакова Э. Г. Культурные коды телесности в текстах СМИ // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб, 2004. С. 377-380.
45. Энциклопедия по философии. URL: http://www.psylib.org.ua/books/gritz01/chelovek.htm Режим доступа: открытый.


Список эмпирической базы исследования

АиФ №49 «Эпоха Эльдара» 2.12.2015 Ольга Шаблинская
АиФ, Многоликий Эльдар Рязанов. «Друзья и коллеги - о мэтре отечественного кино» 18.11.2012 // http://www.aif.ru/culture/person/mnogolikiy_eldar_ryazanov_druzya_i_kollegi_-_o_metre_otechestvennogo_kino#
АиФ, ««Берегись автомобиля»: от роли Деточкина все отказались» 04.08.2012 // http://www.aif.ru/culture/showbiz/35077
АиФ, ««Очень скучное кино!» «Карнавальную ночь» хотели забыть, как страшный сон» 28.12.2011 // http://www.aif.ru/culture/movie/ochen_skuchnoe_kino_karnavalnuyu_noch_hoteli_zabyt_kak_strashnyy_son
АиФ, «Романс на 30 лет. Как Эльдар Рязанов чуть Андрея Мягкова не утопил» 14.12.2014 // http://www.aif.ru/culture/movie/romans_na_30_let_kak_eldar_ryazanov_chut_andreya_myagkova_ne_utopil
Афиша, «Дорогой Эльдар Александрович» 30.11.2015 // https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/dorogoy-eldar-aleksandrovich/
ВВС «Эльдар Рязанов – последний классик советского кино» 30.11.2015
Вести.ru, «Эльдар Рязанов представил "Грустное лицо комедии"» 16.03.2010 // http://www.vesti.ru/doc.html?id=347424
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151130_5floor_ryazanov_legacy
Газета.ru, «Музы просят мира и конгресса» 14.03.2014 // http://www.gazeta.ru/culture/2014/03/14/a_5950121.shtml
Dp.ru, Режиссер Эльдар Рязанов сегодня отмечает 85-й день рождения 18.11.2012 // http://www.dp.ru/a/2012/11/18/Rezhisser_JEldar_Rjazanov_s/
ИА «Амител», «Незадолго до смерти Эльдар Рязанов написал прощальное стихотворение» 3.12. 2015 // http://www.amic.ru/news/317755/
ИА РИА Новости, «В ГД предложили переименовать "Войковскую" в честь Эльдара Рязанова» 30.11.2015 // http://ria.ru/moscow/20151130/1332816578.html
ИА РИА новости, Маленькие роли большого режиссера Эльдара Рязанова 18.11.2012 // http://ria.ru/tv_culture/20121118/906689320.html
Интерфакс «Горькая конфета Эльдара Рязанова» 30.11.2015 // http://www.interfax.ru/culture/482309
Коммерсант.ru, «Режиссер красных дней календаря» 30.11.2015 // http://www.kommersant.ru/doc/2865757
Комсомольская правда, «Эльдар Рязанов: «Пришло время закругляться…» 24.02.2010 // http://kp.ua/culture/216518-eldar-riazanov-pryshlo-vremia-zakruhliatsia
Комсомольская правда, «Эльдар Рязанов: «Под видом гусарского водевиля я снял фильм про КГБ» 9.12.2010 // http://www.kp.ru/daily/24605.3/775197/
Комсомольская правда, «Перед уходом Эльдар Рязанов пересмотрел свои фильмы» 30.11.2015 // http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334811/
Комсомольская правда, «Рязанов наполнил особой теплотой все, что в XX веке заставляло трепетать русское сердце» 30.11.2015 // http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334354/
Комсомольская правда, «Рязанов был человек-вулкан» 30.11.2015 // http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334481/
Комсомольская правла, «"Рожденный быть режиссером": близкие и коллеги вспоминают Эльдара Рязанов» 30.11.2015 // http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334378/
Комсомольская правда, «Рязанов создал лучший комический портрет советского европейского человека» 30.11.2015 // http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334572/
Lenta.ru, «Рязанов назвал идиотизмом цензуру его «Гаража» на ТВЦ» 13.04.2014 // https://lenta.ru/news/2014/04/13/cenzura/
Lenta.ru, «Служебный римейк» 8.04.2010 // https://lenta.ru/articles/2010/04/08/roman/
Московский комсомолец, ««Он любил людей». Об Эльдаре Рязанове вспоминают известные актеры» 7.12.2015 // http://www.mk.ru/culture/2015/12/07/on-lyubil-lyudey-ob-eldare-ryazanove-vspominayut-izvestnye-aktery.html
Московский комсомолец, «Евгений Евтушенко на смерть Эльдара Рязанова» 1.12.2015 // http://www.mk.ru/culture/2015/12/01/evgeniy-evtushenko-na-smert-eldara-ryazanova.html
Первый канал, «85 лет исполняется Эльдару Рязанову» 18.11.2012 // http://www.1tv.ru/news/culture/220112
РБК, «Свободу Юрию Деточкину: открылся памятник советскому Робин Гуду» 09.11.2012 // http://www.rbc.ru/society/09/11/2012/824318.shtml
Российская газета, «Судьба и удача - иронии и зигзаги одной творческой жизни» 16.11.2012 // http://rg.ru/2012/11/16/ryazanov85-site.html
Российская Газета, «Рязанов стал почетным гражданином Самары» 10.11.2012 // http://rg.ru/2012/11/09/reg-pfo/nagrada.html
Российская газета, «Эльдар Рязанов хотел снять Мастера и Маргариту» 30.11.2015 // http://rg.ru/2015/11/30/avtobio-site.html
Российская газета, «Карнавальная ночь» 28.12.2015 // http://rg.ru/2015/12/29/radzihovskij.html
Российская газета, «Спасибо вам и сердцем, и рукой...» 05.02.2015 // http://rg.ru/2015/02/05/stihi.html
RT на русском, «На 89-м году ушёл из жизни Эльдар Рязанов» 30.11.2015 // https://russian.rt.com/article/131678
RT на русском, «Россия скорбит в связи с кончиной режиссёра Эльдара Рязанова» 30.11.2015 // https://russian.rt.com/article/133680
Сеанс «Умер Эльдар Рязанов» 30.11.2015 // http://seance.ru/blog/umer-eldar-ryazanov/
Собеседник, «Эльдар Рязанов готовится к смерти» 12.10.2010 // http://sobesednik.ru/print/interview/tz-8-10-ryazanov
Труд.ru, «Я – человек невеликих способностей…» 30.11.2015 // http://www.trud.ru/article/30-11-2015/1331617_ja__chelovek_nevelikix_sposobnostej_umer_eldar_rjazanov.html
Фонтанка, «Эльдар Рязанов: «Найду деньги – буду снимать» 15.05.2010 // http://www.fontanka.ru/2010/05/15/028/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ