Творческая личность как объект речевой репрезентации в медиадискурсе
|
Введение
Глава 1. Антропологическая проблематика в медиалингвистике
1.1 Понятие личности в лингвистике и смежных науках…………..........6
1.2 Речевой жанр «портрет творческой личности»…………………..…11
Глава 2. Коммуникативные сценарии развертывания творческой
личности в медиатексте
2.1 Некролог
2.2 Посвящение «герою события»……………………………………….38
2.3 Юбилейное посвящение
Заключение
Список использованной литературы
Список эмпирической базы исследования……………………………...
Глава 1. Антропологическая проблематика в медиалингвистике
1.1 Понятие личности в лингвистике и смежных науках…………..........6
1.2 Речевой жанр «портрет творческой личности»…………………..…11
Глава 2. Коммуникативные сценарии развертывания творческой
личности в медиатексте
2.1 Некролог
2.2 Посвящение «герою события»……………………………………….38
2.3 Юбилейное посвящение
Заключение
Список использованной литературы
Список эмпирической базы исследования……………………………...
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к личности в журналистском тексте. Практически каждый день мы сталкиваемся с журналистскими материалами, посвященными событиям из жизни человека творческой профессии. В современном мире ценности, модели поведения, категории статусности и успешности транслируются нам, в первую очередь, посредством СМИ. Медиаперсона может значительно влиять на повседневную жизнь, на жизнь общества, на развитие современной культуры. События, связанные с жизнью человека искусства, всегда вызывают повышенный интерес. Человек, являющийся героем журналистского текста, — это, с одной стороны, реальная личность, с другой же — прототип, абстрактный образ, передающий авторскую оценку определенных свойств и качеств действительности: человек в журналистике, как правило, личность, которая служит обществу или же наносит ему вред. Таким образом, обращение к антропологической тематике позволяет журналисту затрагивать проблемы просветительского и воспитательного характера.
Научная новизна данной работы связана с попыткой выявления речевой системности в передаче образа человека в журналистском тексте.
Целью данного исследования является выявление способов речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
В качестве задач определены следующие:
1. Изучение антропологической проблематики в медиалингвистике и смежных науках;
2. Обозначение основных особенностей речевого жанра «портрет», изучение его разновидностей;
3. Выявление способов речевой репрезентации творческой личности в текстах массмедиа;
Теоретической базой для исследования послужили работы Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. Г. Костомарова, М. М. Бахтина, Л. Р. Дускаевой, В. В. Васильевой, В. И. Конькова, Е. В. Осетровой, Ю. М. Коняевой и др.
Объектом исследования является журналистский дискурс, в центре внимания которого находится человек искусства.
Предметом изучения стали способы речевого развертывания в тексте портрета творческой личности.
Эмпирическую базу составляют журналистские публикации о творческой личности, опубликованные в российских печатных СМИ. Для анализа были выбраны публикации о представителе классического сегмента российской культуры — Эльдаре Рязанове. Хронологические рамки исследования — 2010 — 2015 гг., что позволяет на примере одного человека рассмотреть несколько коммуникативных сценариев развертывания личности.
Для успешного анализа используются следующие методы исследования: контент-анализ, интенциально-стилистический анализ, описательный метод, сравнительный метод и др.
Работа имеет научно-исследовательский характер и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении указаны цели и задачи исследования, обозначена актуальность работы и ее новизна, описаны объект, предмет, научная и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Антропологическая проблематика в медиалингвистике» рассматривается понятие «личность», формулируются особенности речевого жанра «портрет творческой личности», описывается методика исследования.
Во второй главе «Коммуникативные сценарии развертывания творческой личности в медиатексте» производится анализ публикаций, посвященных Эльдару Рязанову, дается их характеристика. Описывается речевая системность формирования образа человека в медиатексте.
В заключении сформулированы наиболее значимые выводы исследования.
Актуальность исследования обусловлена высоким интересом к личности в журналистском тексте. Практически каждый день мы сталкиваемся с журналистскими материалами, посвященными событиям из жизни человека творческой профессии. В современном мире ценности, модели поведения, категории статусности и успешности транслируются нам, в первую очередь, посредством СМИ. Медиаперсона может значительно влиять на повседневную жизнь, на жизнь общества, на развитие современной культуры. События, связанные с жизнью человека искусства, всегда вызывают повышенный интерес. Человек, являющийся героем журналистского текста, — это, с одной стороны, реальная личность, с другой же — прототип, абстрактный образ, передающий авторскую оценку определенных свойств и качеств действительности: человек в журналистике, как правило, личность, которая служит обществу или же наносит ему вред. Таким образом, обращение к антропологической тематике позволяет журналисту затрагивать проблемы просветительского и воспитательного характера.
Научная новизна данной работы связана с попыткой выявления речевой системности в передаче образа человека в журналистском тексте.
Целью данного исследования является выявление способов речевой репрезентации творческой личности в медиадискурсе.
В качестве задач определены следующие:
1. Изучение антропологической проблематики в медиалингвистике и смежных науках;
2. Обозначение основных особенностей речевого жанра «портрет», изучение его разновидностей;
3. Выявление способов речевой репрезентации творческой личности в текстах массмедиа;
Теоретической базой для исследования послужили работы Ю. Д. Апресяна, Н. Д. Арутюновой, В. Г. Костомарова, М. М. Бахтина, Л. Р. Дускаевой, В. В. Васильевой, В. И. Конькова, Е. В. Осетровой, Ю. М. Коняевой и др.
Объектом исследования является журналистский дискурс, в центре внимания которого находится человек искусства.
Предметом изучения стали способы речевого развертывания в тексте портрета творческой личности.
Эмпирическую базу составляют журналистские публикации о творческой личности, опубликованные в российских печатных СМИ. Для анализа были выбраны публикации о представителе классического сегмента российской культуры — Эльдаре Рязанове. Хронологические рамки исследования — 2010 — 2015 гг., что позволяет на примере одного человека рассмотреть несколько коммуникативных сценариев развертывания личности.
Для успешного анализа используются следующие методы исследования: контент-анализ, интенциально-стилистический анализ, описательный метод, сравнительный метод и др.
Работа имеет научно-исследовательский характер и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении указаны цели и задачи исследования, обозначена актуальность работы и ее новизна, описаны объект, предмет, научная и эмпирическая база исследования.
В первой главе «Антропологическая проблематика в медиалингвистике» рассматривается понятие «личность», формулируются особенности речевого жанра «портрет творческой личности», описывается методика исследования.
Во второй главе «Коммуникативные сценарии развертывания творческой личности в медиатексте» производится анализ публикаций, посвященных Эльдару Рязанову, дается их характеристика. Описывается речевая системность формирования образа человека в медиатексте.
В заключении сформулированы наиболее значимые выводы исследования.
Создание образа культурной медиасреды не представляется возможным без анализа непосредственных участников коммуникации. Таким образом, творческая личность, будь то музыкант, художник, актер, режиссер является непосредственным звеном в выстраивании картины мира культуры и искусства.
Способы речевой репрезентации личности в журналистских текстах зависят от многих параметров: типа издания, его концепции, задачи редактора, авторской интенции и т.д. Но, так или иначе, учитывая все эти признаки, смело можно сказать о том, что выбор варианта речевой репрезентации персоны в медиа зависит от автора публикации. Основой для анализа в данной выпускной квалификационной работе послужил жанр речевого портрета в журналистском дискурсе. Конечно, одним из основных параметров отбора средств передачи образа личности является событие, в честь которого создается материал. В нашем исследовании мы различаем три коммуникативных сценария: некролог, посвящение «герою» события, юбилейное посвящение. Основные интенции данных сценариев включают в себя: 1) осведомление о биографических данных, 2) портретное описание персоны, 3) объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, 4) социальную оценку роли персоны в искусстве, опираясь на которые мы анализировали публицистические публикации общественно-политических СМИ универсальной направленности.
Основное внимание в нашем исследовании было уделено способам оценивания личности и её творчества. Так, можно утверждать, что оценка в журналистских текстах тяготеет скорее к эмотивности, чем к аналитике, передает авторское отношение, зачастую опуская момент аргументации. Наиболее часто используемыми приемами выражения эстетической оценки можно назвать такие средства выразительности как оценочная лексика, эпитеты, сравнения, антитеза. Благодаря этим ключевым средствам в медиатекстах создается образ творческой личности.
Мы проанализировали репрезентацию советского и российского режиссера Эльдара Рязанова. Выбор был обусловлен событиями, происходившими в жизни творца в изучаемый нами период. Они дали нам возможность проанализировать интенциональность текстов, способы речевой репрезентации режиссера.
В соответствии с принятой классификацией мы выделили несколько медиаобразов кинематографиста, транслируемых СМИ: великий режиссер, народный режиссер, кинематографист, поэт, гражданин, патриот, семьянин, фантазер, юморист.
Особенностью репрезентации Эльдара Рязанова является тот факт, что все образы созданы не авторами публикаций, а самим мастером кино. В каждом коммуникативном сценарии присутствуют цитаты режиссера о себе и своем творчестве. Таким образом, автор, используя прямые цитаты героя в публикации, соглашается с ним и его оценкой. Также, учитывая тот факт, что в категории «социальной оценки роли персоны в искусстве» мы видим медиаобразы, транслируемые и, соответственно, считываемые обществом, мы приходим к выводу, что публика соглашается с образами, созданными Эльдаром Рязановым.
Еще одной, выделенной нами особенностью, является отсутствие в текстах внешних характеристик героя, эту роль выполняют фотографии, прикрепленные к публикации. Его портретное описание строится исключительно за счет репрезентации речевой составляющей, а также через описание действий и черт характера. Это свидетельствует о том, что внешность для данного деятеля искусства не играет ключевой роли в его репрезентации, а центральная роль отводится таланту.
СМИ универсальной направленности зачастую оперируют штамповыми конструкциями, так как направлены в первую очередь на информирование о событии. Каждый проанализированный текст включает в себя все типы интенций, что говорит о некой композиционной стандартизированности текстов данных изданий.
Исследование помогло нам выявить стилистико-речевые особенности репрезентации режиссера. Лидирующие позиции занимают: оценочная лексика, а так же сравнения и антитеза. Данные средства помогают авторам публикаций выстроить более объемный образ режиссера, более полно передать личностное отношение к герою и событиям, которые с ним происходят.
Также мы можем сказать, что осведомительная интенция является ведущей для проанализированных текстов.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что антропологическая проблематика в медиалингвистике остается не изученной до конца. Но жанры публицистики в СМИ остаются востребованными для аудитории, так как помимо фактуальной информации предоставляют еще и оценочную, что представляет для читателя больший интерес.
Проанализированные тексты, посвященные Эльдару Рязанову помогли нам собрать целостный образ деятеля культуры, многогранной личности. Кинематографист предстает перед нами с разных ракурсов: как великий, талантливый, народный режиссер, артист и сценарист, посвятивший свою жизнь кино и творчеству и оцененный по достоинству не только профессиональным сообществом, но и народом. К своему успеху Эльдар Александрович пришел не только благодаря таланту, немаловажную роль в его становлении как творца сыграла семья. А его тяга создавать прекрасное, несмотря на возраст, болезни и плохое самочувствие, говорит нам о том, что это истинная творческая личность не по профессии, а по призванию.
Способы речевой репрезентации личности в журналистских текстах зависят от многих параметров: типа издания, его концепции, задачи редактора, авторской интенции и т.д. Но, так или иначе, учитывая все эти признаки, смело можно сказать о том, что выбор варианта речевой репрезентации персоны в медиа зависит от автора публикации. Основой для анализа в данной выпускной квалификационной работе послужил жанр речевого портрета в журналистском дискурсе. Конечно, одним из основных параметров отбора средств передачи образа личности является событие, в честь которого создается материал. В нашем исследовании мы различаем три коммуникативных сценария: некролог, посвящение «герою» события, юбилейное посвящение. Основные интенции данных сценариев включают в себя: 1) осведомление о биографических данных, 2) портретное описание персоны, 3) объяснение эстетической оценки этапов «звездного» пути, 4) социальную оценку роли персоны в искусстве, опираясь на которые мы анализировали публицистические публикации общественно-политических СМИ универсальной направленности.
Основное внимание в нашем исследовании было уделено способам оценивания личности и её творчества. Так, можно утверждать, что оценка в журналистских текстах тяготеет скорее к эмотивности, чем к аналитике, передает авторское отношение, зачастую опуская момент аргументации. Наиболее часто используемыми приемами выражения эстетической оценки можно назвать такие средства выразительности как оценочная лексика, эпитеты, сравнения, антитеза. Благодаря этим ключевым средствам в медиатекстах создается образ творческой личности.
Мы проанализировали репрезентацию советского и российского режиссера Эльдара Рязанова. Выбор был обусловлен событиями, происходившими в жизни творца в изучаемый нами период. Они дали нам возможность проанализировать интенциональность текстов, способы речевой репрезентации режиссера.
В соответствии с принятой классификацией мы выделили несколько медиаобразов кинематографиста, транслируемых СМИ: великий режиссер, народный режиссер, кинематографист, поэт, гражданин, патриот, семьянин, фантазер, юморист.
Особенностью репрезентации Эльдара Рязанова является тот факт, что все образы созданы не авторами публикаций, а самим мастером кино. В каждом коммуникативном сценарии присутствуют цитаты режиссера о себе и своем творчестве. Таким образом, автор, используя прямые цитаты героя в публикации, соглашается с ним и его оценкой. Также, учитывая тот факт, что в категории «социальной оценки роли персоны в искусстве» мы видим медиаобразы, транслируемые и, соответственно, считываемые обществом, мы приходим к выводу, что публика соглашается с образами, созданными Эльдаром Рязановым.
Еще одной, выделенной нами особенностью, является отсутствие в текстах внешних характеристик героя, эту роль выполняют фотографии, прикрепленные к публикации. Его портретное описание строится исключительно за счет репрезентации речевой составляющей, а также через описание действий и черт характера. Это свидетельствует о том, что внешность для данного деятеля искусства не играет ключевой роли в его репрезентации, а центральная роль отводится таланту.
СМИ универсальной направленности зачастую оперируют штамповыми конструкциями, так как направлены в первую очередь на информирование о событии. Каждый проанализированный текст включает в себя все типы интенций, что говорит о некой композиционной стандартизированности текстов данных изданий.
Исследование помогло нам выявить стилистико-речевые особенности репрезентации режиссера. Лидирующие позиции занимают: оценочная лексика, а так же сравнения и антитеза. Данные средства помогают авторам публикаций выстроить более объемный образ режиссера, более полно передать личностное отношение к герою и событиям, которые с ним происходят.
Также мы можем сказать, что осведомительная интенция является ведущей для проанализированных текстов.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что антропологическая проблематика в медиалингвистике остается не изученной до конца. Но жанры публицистики в СМИ остаются востребованными для аудитории, так как помимо фактуальной информации предоставляют еще и оценочную, что представляет для читателя больший интерес.
Проанализированные тексты, посвященные Эльдару Рязанову помогли нам собрать целостный образ деятеля культуры, многогранной личности. Кинематографист предстает перед нами с разных ракурсов: как великий, талантливый, народный режиссер, артист и сценарист, посвятивший свою жизнь кино и творчеству и оцененный по достоинству не только профессиональным сообществом, но и народом. К своему успеху Эльдар Александрович пришел не только благодаря таланту, немаловажную роль в его становлении как творца сыграла семья. А его тяга создавать прекрасное, несмотря на возраст, болезни и плохое самочувствие, говорит нам о том, что это истинная творческая личность не по профессии, а по призванию.
Подобные работы
- Творческая личность как объект речевой репрезентации в медиадискурсе
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Отрицательная оценка произведений искусства: речевая репрезентация коммуникативных сценариев
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативно-прагматический аспект речевого портрета блогера (на материале YouTube-каналов)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ВЬЕТНАМ» В АСПЕКТЕ МЕДИАЛИНГВИСТИКИ
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕДИАСКАНДАЛ КАК РЕЗОНАНСНОЕ СОБЫТИЕ: МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018



