Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 детей младшего школьного возраста.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………5
1.2 Сущность и содержание понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе ……………………………9
1.3 Особенности развития творческих способностей у младших школьников………………14
2 Эмпирическое исследование развития творческих способностей в младшем школьном возрасте…………………………………19
2.1 Выявление исходного уровня творческих способностей младших школьников……………19
2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список используемых источников……………29
Приложение А «Сокращенный вариант теста креативности Э. П. Торренса»…………32
Приложение Б «Самооценка творческих способностей Е. Е. Туник»……… 33
Актуальность. Изучение творческих способностей не является новым предметом исследования. На протяжении всей истории человечества проблема человеческого потенциала привлекала огромный интерес. Однако в современном мире ситуация изменилась, и развитие творческих способностей у младших школьников стало одной из основных задач современной школы. Этот процесс охватывает все этапы развития личности ребенка, способствует стимулированию инициативы и самостоятельности, формированию привычки свободно выражать свои мысли и уверенности в себе.
Развитие творческих способностей у младших школьников играет важную роль в современном образовании. Оно влияет на все аспекты личностного развития ребенка, помогает ему развить инициативу, самостоятельность и умение выражать свои мысли и идеи. Кроме того, развитие творческих способностей помогает сформировать у ребенка чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста являются предметом исследования многих ученых Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. К. Дусавицкого, Д. Б. Эльконина и др.
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества А. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. Б. Богоявленская, Е. Торренс др., общих и специальных способностей С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др., генетическим предпосылкам индивидуальных различий Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Э. А. Голубева и другие.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: творческие способности.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
– провести общий разбор психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста
– рассмотреть сущность понятия «творческие способности»;
– изучить особенности творческих способностей у младших школьников;
– выявить исходные данные творческих способностей младших школьников;
– разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Методы исследования: теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирический: методика «Сокращенный вариант теста креативности Э. П. Торренса» и методика «Самооценка творческих способностей Е. Е. Туник».
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Были изучены различные источники, научные работы и публикации, посвященные проблематике развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Целью исследования являлось изучить особенности развития творческих способностей младших школьников.
Креативные возможности – данное индивидуально-психологическая отличительная черта, что выделяет 1-го лица от иного. Характерные черты, которые имеют отношение к благополучному исполнению работы, либо некоторых деятельностей, а также, они никак не объединяются к познаниям, а также мастерству, какие ранее были сформированы, однако обуславливают скорость, а также простота получения данных познаний.
Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому.
Были выполнены следующие задачи:
– проведен общий разбор психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста
– рассмотрена сущность понятия «творческие способности»;
– изучены особенности творческих способностей у младших школьников;
Были подобраны и реализованы методики диагностики творческих способностей в младшем школьном возрасте:
– методика «Сокращенный вариант теста креативности Э. П. Торренса»;
– методика «Самооценка творческих способностей Е. Е. Туник».
Цель исследования заключалась в изучении исходного уровня творческих способностей в младшем школьном возрасте.
В исследовании приняло участие 25 детей младшего школьного возраста.
Выявлено, что у большинства детей средний уровень развития творческих способностей, также выявлен средний уровень самооценки творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Испытуемые отмечают, что иногда используют свое воображение, любят изучать что-то новое и проявляют интерес к некоторым видам творчества.
На основе результатов исследования были спроектированы методические рекомендации по развитию творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Цель исследования в ходе данной работы была достигнута.
1. Айзенк, Г. Ю. Исследования человеческой психики / Г. Айзенк, М. Айзенк. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 479 с. – ISBN 5-04-008247-9. – Текст : непосредственный.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Издательство Казанского университета, 1996. – 567 с. – Текст : непосредственный.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская – Москва : Академия, 2002. – 319 с. – Режим доступа : http://www.trizminsk.org/e/prs/232044.htm#021. – Текст : электронный.
4. Брокгауз, Ф. А. Ефрон, И. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Санкт-Петербург, 1890-1907. – Текст : непосредственный.
5. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости / Б. С. Волков. – Москва : Владос, 2013. – 511 с. – Текст : непосредственный.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2017. – 199 с. – Текст : непосредственный.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 96 с. – Текст : непосредственный.
8. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова. – Москва : Академический Проект, 2003. – 256 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36510.html. – Текст : электронный.
9. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания / Н. М. Гнатко. – Москва : ИПАН, 1994. – 43 с. – ISBN 5-201-02350-9. – Текст : непосредственный.
10. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. – Москва : Прометей, 1993. – 304 с. – ISBN 5-7042-0745-6. – Текст : непосредственный.
11. Грузенберг, С. О. Психология творчества / С. О. Грузенберг. – Минск : Белтрестпечать, 1923. – Текст : непосредственный.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. – Москва : ЮНИТИДАНА, 2010. – 320 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /812 1. – Текст : электронный.
13. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. – Москва : Академия, 1996. – 224 с. – Текст : непосредственный.
14. Загвоздкин, В. К. Готовность к школе / В. К. Загвоздкин. – Санкт-Петербург : Деметра, 2011. – 94 с. – Текст : непосредственный.
15. Кулюткин, Ю. Н. Сухобская, Г. С. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюков, Г. С. Сухобская. – Ленинград, 1987. – 38 с. – Текст : непосредственный.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 105 с. – Текст : непосредственный.
17. Мещериков, Б. Г. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещериков, В. П. Зинченко. – Москва : АСТ, Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. – 811 с. – Текст : непосредственный.
18. Пономарев, Я. А. Психология творчества. / Я. А. Пономарев. – Москва : Наука, 1976. – 302 с. – Текст : непосредственный.
19. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. – Москва, 1976. – C. 49–64. – Текст : непосредственный.
20. Праздников, Г. А. Нравственный смысл художественного творчества / Г. А. Праздников. – Ленинград, 1985. – 31 с. – Текст : непосредственный.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 1998.– 688 с. – Текст : непосредственный.
22. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Л. В. Трубайчук. – Москва, 2001. – 81 с. – Текст : непосредственный.
23. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе / Г. В. Терехова.– Екатеринбург, 2002. – 110 с. – Текст : непосредственный.
24. Тихомирова, О. К. Брушлинского, А. В. Идеи и фундаментальные проблемы психологии / О. К. Тихомирова, А. В. Брушлинского. – Москва, 2013. – 463 с. – ISBN 978-5-9217-0058-1. – Текст : непосредственный.
25. Торренс, Э. П. Руководство творческим талантом / Э. П. Торренс. – Прентис-Холл, 1964. – 62 с. – Текст : непосредственный.
26. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. / Е. Е. Туник. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 174 с. – ISBN 5-9268-0461-2. – Текст : непосредственный.
27. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности / В. П. Ушачев. – Магнитогорск, 1991. – 55 с. – Режим доступа: http://www.trizminsk.org/index0.htm. – Текст : электронный.
28. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с. – Текст : непосредственный.
29. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. – Москва : Логос, 2002. – 160 с. – Текст : непосредственный.
30. Эльконин, Д. Б. Психология детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2011. – 210 с. – Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.