Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Транспортная инфраструктура Ленинграда в период блокады. 1941 – 1944 годы

Работа №131660

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Структура, управление и состав городского транспорта к началу Великой Отечественной Войны 13
Глава 2. Транспорт города с начала Великой Отечественной Войны до зимы 1941-1942 гг. 21
§ 1. Электрический транспорт Ленинграда с начала Великой Отечественной Войны до зимы 1941-1942 гг
§ 2. Автомобильный транспорт Ленинграда с начала Великой Отечественной Войны до зимы 1941-1942 гг
Глава 3. Положение автотранспорта Ленинграда зимой 1941-1942 гг 35
§ 1. Транспорт внутри блокадного кольца..………………….….....…………..35
§ 2. Работа транспорта Ленинграда на Дороге жизни. ……....………………..44
Глава 4. Работа транспорта Ленинграда с весны 1942 г 60
§ 1. Начало восстановления и работы трамвайно-троллейбусного хозяйства города
§ 2. Состояние и работа автотранспорта города с весны 1942 г. ……….…....65
Глава 5. Ремонтно-восстановительные предприятия Ленинграда. 76
Заключение 88
Список источников и литературы 91


Актуальность проблемы. Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны навсегда вошла и историю как одна из самых героических её страниц. Длившаяся три года, она была самой продолжительной из всех битв этой войны. За три года невероятных трудностей и лишений сотни тысяч жителей и защитников города погибли от голода, холода и массированных бомбардировок противника, но ничто не могло их сломить. Ленинград, не смотря ни на что, навечно остался несокрушимой крепостью, являя собой пример небывалой стойкости и героизма его защитников.
Продолжавшаяся почти 900 дней оборона блокированного города с несколькими миллионами оставшимися в нем жителей – уникальный феномен в истории войны. В борьбе с фашизмом жители города и оборонявшие его войска проявили мужество, стойкость и несгибаемую волю к победе, но в то же время испытали немыслимые сегодня страдания и лишения.
Огромные потери, понесенные в ходе битвы за Ленинград его защитниками, и численность жертв мирного населения характеризуют собой трагизм событий, связанных с обороной города. Общие безвозвратные потери советских вооруженных сил в борьбе за город составили около 980 тысяч человек . В результате блокады от голода и болезней в городе умерло, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1,5 млн. жителей. Величайшее мужество и героизм ленинградцев и защитников города позволили им не только отстоять Ленинград, но и разгромить осаждавшие его войска противника.
Основным фактором того, что Ленинград, не смотря ни на что, выстоял, в городе все 900 дней блокады продолжалась жизнь, стали сами ленинградцы. Жители Ленинграда продолжали трудиться, превозмогая все трудности, их усилия опирались на поддержку всей страны. Важнейшую роль в жизни города во время вражеской блокады сыграл транспорт – именно благодаря работе транспорта стала возможна доставка в блокированный город необходимых грузов, перевозка продовольствия и материалов внутри блокадного кольца. Решающую роль сыграли коммуникации Ленинграда, связывавшие его с Большой землей.
Главная особенность обороны Ленинграда состояла в том, что город и его окрестности были окружены вражескими войсками, основные пути снабжения города с Большой земли были перерезаны. Трудно предположить судьбу жителей города и воинов Ленинградского фронта и Балтийского флота, если бы не было Ладожской Дороги жизни, прочно связавшей Ленинград со страной. Невозможно представить, как бы сложилась жизнь внутри блокированного города без автомобильного и электрического транспорта. На Автотранспортное управление Ленгорсовета и Трамвайно-троллейбусное управление Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся легли все трудности по налаживанию и урегулированию работы транспорта в столь экстремальных условиях. Безусловно, автотранспортные части Ленинградского фронта внесли неоценимый вклад в работу всей транспортной инфраструктуры в целом, однако деятельность армейских транспортных подразделений в контексте этой работы рассматриваться не будет.
К сожалению, те, кто пишет об обороне Ленинграда, говорят о героизме ленинградцев, о помощи страны, но не всегда подчеркивают важную, решающую роль транспортных коммуникаций блокированного города, борьба за которые являлась одной из важнейших составных частей битвы за Ленинград. Важнейшим фактором в снабжении блокированного города стала знаменитая «Дорога жизни», по трассам которой в Ленинград было доставлено около 1,5 млн. тонн различных грузов, из которых более половины составляло продовольствие, и эвакуировано около 1,2 млн. человек. Без Ладожской коммуникации невозможно было бы спасти сам Ленинград. Вместе с военными автомобилистами по ледовой трассе вели свои автомобили и гражданские, городские автотранспортники. К сожалению, об их подвиге во имя спасения Ленинграда в литературе сказано очень мало.
В июле-августе 1941 г. автотранспортники Ленинграда обеспечивали эвакуацию детей города в глубинные районы Ленинградской области, а затем реэвакуацию их из этих районов к железнодорожным станциям. Они делали все от них зависящее для возведения оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к городу, для переброски к местам оборонительного строительства тружеников Ленинграда, для подвоза боепитания, боевой техники и личного состава частей и подразделений к фронту и вывоза с передовой раненых бойцов и командиров. Работники авторемонтных предприятий вели восстановительный ремонт техники для предприятий города и многих воинских частей фронта.
Грузовой автомобильный транспорт Ленинграда за все 900 дней и ночей блокады не прекращал своей деятельности ни на минуту. В беспощадную блокадную зиму 1941-1942 гг. он оставался единственным видом городского транспорта, на плечи которого была возложена, казалось бы, непосильная ноша – обеспечение жизнедеятельности Ленинграда и его обороны. Эта работа была выполнена автотранспортниками с честью.
Работники Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорсовета заставляли работать единственный оставшийся вид городского общественного транспорта – городской трамвай. Одним из символов стойкости города на Неве по праву можно считать простой ленинградский трамвай, который работал в осажденном городе всю блокаду, за исключением двухмесячного перерыва.
Хронологические рамки. В представленной работе рассматривается транспорт Ленинграда 1941-1944 гг. К городскому транспорту исследуемого периода следует отнести два основных типа – электрический транспорт (рельсовый и безрельсовый) и автомобильно-гужевой. К 1941 г. транспортная инфраструктура Ленинграда сложилась как цельный, отлаженный механизм, способный решить множество поставленных перед ним задач. 22 июня 1941 г. кардинально изменило цели и задачи работа транспорта, переведя его на военные рельсы. Городской транспорт стал выполнять задачи, полученные от Военного совета Ленинградского фронта, принимать участие в эвакуации населения Ленинграда и работах по обороне города. 8 сентября 1941 г. противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши – началась блокада города. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации, сообщение с Ленинградом поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Это кардинальным образом изменило всю устоявшуюся транспортную систему Ленинграда. И только после полного снятия блокады Ленинграда началось постепенное восстановление транспортной инфраструктуры города, переход к мирной, гражданской жизни.
Структура работы. Представленное исследование делится на четыре основных главы, четыре периода. Первая глава посвящена положению, структуре и составу транспорта города в довоенный период. Во второй главе рассматривается период с начала Великой Отечественной войны до начала зимних перевозок по Ладожскому озеру. Этот начальный этап войны и обороны города, когда Ленинград, как и вся страна, испытывал глубочайшие потрясения, отличается как от довоенного периода, так и от более позднего времени. Третьим периодом можно считать первую блокадную зиму 1941-1942 гг., поскольку именно этот этап стал переломным не только в работе автотранспорта, но и жизни города в целом. Важнейшим фактором жизни города в этот период стала Дорога жизни – Военно-автомобильная дорога (ВАД) – 101, связывающая блокадный город с Большой землей. Кроме того, не прекращалась работа транспортников внутри города – несмотря на то, что весь электрический транспорт города прекратил свою деятельность, автотранспортники взвалили на себя весь пласт важнейших работ по перевозке продовольствия, грузов и эвакуации населения. Автомобильный транспорт города сильно видоизменился – многие машины использовались для военных нужд, часть была уничтожена, другая законсервирована. Из-за серьёзных проблем с поставкой в город топлива особое распространение получила техника, работающая на угле, торфе или сухих дровах – газогенераторные автомобили. Безусловно, особенно важной частью этого периода является работа людей в таких тяжелейших условиях, что тоже отражено в представленном исследовании. Ну и, наконец, четвертый период – с весны 1942 г. до полного снятия блокады Ленинграда. В этот, безусловно, трудный для города период транспортники старались работать наиболее эффективно, ведь в дальнейшем им предстояло тяжелое восстановление транспортной системы города, подвижного состава, транспортных и ремонтных предприятий. Весной 1942 г. была восстановлена работа городского трамвая, автотранспортники увеличивали количество перевезенных грузов. За довольно короткий период транспортная отрасль города быстро восстанавливалась и постепенно набирала предвоенные показатели. Все это было достигнуто только благодаря исключительному усердию и устремлениям людей, принимавших участие в восстановлении этой отрасти. Кроме того, в отдельной главе рассмотрены вопросы, связанные с работой ремонтно-восстановительных предприятий города.
Степень изученности проблемы. К сожалению, изданий, полностью посвященных представленной теме, не существует. Многие работы так или иначе затрагивают рассматриваемый вопрос, но лишь частично, в различной степени. Примером этому могут служить монографии по истории блокадного Ленинграда таких известных авторов, как Г. Л. Соболева, В. М. Ковальчука. В некоторых исследованиях по истории транспорта содержатся данные, затрагивающие изучаемый вопрос, примером тому может служить работа И. В. Ковалева «Транспорт в Великой Отечественной войне». К сожалению, в этом издании очень мало сведений по г. Ленинграду, даже по исследуемому автором периоду – 1941-1945 гг. Существуют исследования отдельных видов транспорта, например книги «Ленинградский трамвай. 1941-1945», «80 лет автобусному движению в Санкт-Петербурге». Проблема этих книг заключается в узкой направленности, они рассматривают транспорт отдельно от социальных аспектов, показывают подвижной состав, технику в отрыве от истории, жизни города, населения.
За последние годы появилось несколько скрупулезных исследований по истории автомобильной техники в целом, однако они тоже затрагивают лишь часть исследуемого вопроса, посвящены скорее истории подвижного состава, нежели истории транспорта города в целом. Стоит отдельно выделить работу В. И. Матвеенко «Знаменитые и… забытые», в которой наиболее подробно и детально рассмотрены все технические нюансы и детали техники. Изданная в 2016 г. новая книга «90 лет с любимым городом» проливает свет на многие вопросы, до этого не освещенные в других изданиях, но узкая направленность представленной работы (автобусная техника) не позволяет рассмотреть транспортную инфраструктуру города в целом. К сожалению, специально вопросами транспорта Ленинграда никто из исследователей не занимался, поэтому представленная тема на данный момент изучена крайне мало и нуждается в детальном и скрупулезном исследовании. Необходимо рассматривать все факты и детали, относящиеся к затронутой тематике, вместе, ведь изучение вопроса в отрыве от отдельных социальных аспектов не позволяет объективно судить об этой теме в целом.
Источниковая база представленной работы весьма разнородна. Практически все названные выше исследования по данной теме затрагивают техническую сторону вопроса, то есть историю подвижного состава в отрыве социальных аспектов. Только в архивных фондах и сборниках документов можно найти сведения, отражающие социальную сторону работы автотранспорта, работу конкретных людей. Именно на архивные материалы сделан упор в представленном исследовании, основная масса документов, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот, почерпнута из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Два основных фонда, использовавшихся при написании работы – фонды Ленинградского городского совета депутатов трудящихся (Ф. 7384) и Ленинградского управления автомобильного транспорта (Ф. 9838). В них содержатся документы и материалы, посвященные работе автомобильного транспорта Ленинграда в исследуемый период – приказы, докладные записки, отчеты, переписка руководителей и начальников различных уровней, сметы, документы о распределении подвижного состава, создании новых организаций, структур.
Кроме того, в работе использованы материалы Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб). Особую роль в представленном исследовании сыграли материалы из фондов Ленинградского филиала государственного института проектирования автотракторных заводов (Ф. 158), Ленинградского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института промышленного транспорта (Ф. 270) и Ленинградской лесотехнической академии им. С. М. Кирова (Ф. 236). В этих фондах представлены разработки новых конструкций транспортного оборудования, материалы о создании самих автомобилей и сопутствующей инфраструктуры, технические условия для производства, отчеты, чертежи, схемы. Эти данные позволяют шире взглянуть на представленную проблематику, вопросы разработки, производства и обслуживания транспорта в Ленинграде можно детально представить именно благодаря таким материалам.
В Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб) автором рассмотрены документальные материалы фондов Ленинградского городского комитета ВКП(б) (Ф. 25), Ленинградского областного комитета ВКП(б) (Ф. 24), Управления автомобильного транспорта исполкома Ленгорсовета (Ф. 1871). В указанных фондах представлены важнейшие решения в отношении развития автотранспортной индустрии города, а именно доклады секретарям Ленгоркома ВКП(б), приказы, справки, докладные записки. Фонды первичных организаций ВКП(б) авторемонтных заводов, такосомторных парков (Ф. 1762, 5768, 3105) позволяют детально изучить одну из сторон жизни служащих предприятий и организаций автотранспортной сферы, работы автотранспорта в целом. В основном это стенограммы и протоколы заседаний первичных партийных организаций.
Помимо архивных материалов при написании работы автором использовались сборники документов, газеты, техническая литература, справочные материалы, разнообразные брошюры. Газетные данные позволяют детальнее понять социальные стороны работы автотранспорта, в выпусках многотиражек освещались новости, касающиеся деятельности грузовых парков города, критика в адрес некомпетентных работников, планы для дальнейшего развития. Кроме того, именно в периодической литературе содержится много сведений о легковом транспорте города, таксомоторных парках, работе конкретных авторемонтных предприятий. Некоторые сведения, почерпнутые в газетах, автору не удалось обнаружить в других источниках.
Наиболее важным направлением представленного исследования является рассмотрение всех основных материалов, источников и составляющих данной темы для составления наиболее подробной и яркой картины.
Цель данного исследования – всестороннее детальное изучение транспортной инфраструктуры Ленинграда, всех аспектов этого вопроса – социального, экономического, технического, политического. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть отдельно основные виды транспорта, работавшего в исследуемый период в Ленинграде. Нельзя забывать и о смежных, но неотделимых от автотранспорта вопросах.
Рассмотрение этих проблем необходимо для полноценного и комплексного исследования представленной темы. Основная задача исследования состоит в том, чтобы совместить и объединить разнородные факты и данные для получения наиболее полного и точного представления о транспортной инфраструктуре блокадного Ленинграда. Успешное решение поставленной задачи в свою очередь может дать возможность судить и о других, близких к представленной теме аспектах.
Объект исследования – социальные аспекты жизни Ленинграда, городского населения в 1941–1944 гг. Предмет – работа транспорта и связанных с ним предприятий, организаций города Ленинграда в период блокады и Великой Отечественной войны.
Новизна работы заключается в том, что подобный комплексный подход к изучению истории транспорта не применялся ранее, что делает саму работу полезной для широких кругов исследователей и не имеющей аналогов в историографии. Таким образом, можно говорить о возможности и необходимости продолжения дальнейшего исследования представленной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К 1941 г. транспортная система города на Неве сложилась в полноценном виде как хорошо функционирующая структура, способная выполнить большое количество трудных задач. Предприятия, организации и управления различных уровней активно сотрудничали друг с другом, развивая транспорт города в целом. Появлялся необходимый опыт, определенные навыки и умения как у административных работников, так и у работников на местах. Потребность в транспорте постоянно росла, развивалась промышленность города, население увеличивалось – все это способствовало увеличению числа подвижного состава, модернизации и созданию новых предприятий, связанных с транспортной сферой.
С началом Великой Отечественной войны ситуация кардинально изменилась – большая часть городских автобусов и грузовых автомобилей была включена в состав Красной Армии. Оставшаяся у предприятий Ленинграда техника была целиком переключена на работу для нужд блокадного города и фронта – перевозок продовольствия, топлива, продукции Ленинградских предприятий, эвакуации населения. Из-за отсутствия необходимого количества топлива для работы грузовых автомобилей невероятными усилиями всех предприятий города большая часть подвижного состава грузовых парков была переоборудована для работы на древесных чурках, угле или торфе. Этим автомобильные предприятия города доказали свою готовность продуктивно работать в любых условиях.
Городской электрический транспорт начал активно работать на нужды оборонявшегося города, выполнять задачи, полученные от Военного совета Ленинградского фронта, принимать участие в эвакуации населения Ленинграда и работах по обороне города.
Только после прорыва блокады города началось постепенное восстановление автотранспорта Ленинграда. В город возвращалась техника, мобилизованная в РККА, поступала и трофейная техника. После полного снятия блокады Ленинграда началось полноценное транспортной инфраструктуры города, переход к мирной, гражданской жизни.
Из тяжелейшей войны, блокады Ленинграда было вынесено много уроков, которые нельзя забывать и по сей день.
С самого начала Великой Отечественной войны Ленинград, как и вся страна, испытывал глубочайшие потрясения. Наплыв беженцев из западных районов страны способствовал максимальной мобилизации всех сил городского транспорта. Возросшее с начала войны количество грузов было необходимо обеспечить все тем же количеством транспорта, даже меньшим – из-за мобилизации в армию работников и подвижного состава предприятий. Тяжелейшим испытанием для всего города стала первая блокадная зима 1941-1942 гг., именно она стала переломным моментом не только в работе автотранспорта, но и жизни Ленинграда в целом. Важнейшим фактором жизни города в этот период стала Дорога жизни – Военно-автомобильная дорога (ВАД) – 101, связывающая блокадный город с Большой землей. Кроме того, не прекращалась работа транспортников внутри города –автотранспортники взвалили на себя весь пласт важнейших работ по перевозке продовольствия, грузов и эвакуации населения. Из-за дефицита автомобильного топлива особое распространение получила техника, работающая на угле, торфе или сухих дровах – газогенераторные автомобили. Период с весны 1942 г. до полного снятия блокады Ленинграда, безусловно, крайне трудный для города, стал своего рода экзаменом на прочность для многих людей, ведь им предстояло тяжелое восстановление транспортной системы города, подвижного состава, транспортных и ремонтных предприятий. Весной 1942 г. была восстановлена работа городского трамвая, увеличивалось количество перевезенного груза. За довольно короткий период транспортная отрасль города быстро восстанавливалась и постепенно набирала предвоенные показатели. Все это было достигнуто только благодаря исключительному усердию и устремлениям людей, принимавших участие в восстановлении этой отрасти.
Конечно, охватить все аспекты такой огромной темы в рамках одного исследования невозможно. Но удалось рассмотреть наиболее показательные события, факты, сведения, на основании которых можно делать полноценные и взвешенные выводы. Изучение представленной темы можно и нужно продолжать, значительный объем значимых источников по-прежнему не введен в научный оборот. Для дальнейшей работы необходимо расширить хронологические рамки, более детально рассмотреть некоторые события, упомянутые в представленном исследовании, затронуть различные побочные источники, которые помогут расширить и дополнить данную работу. В целом же поставленные цели и задачи представленного исследования успешно выполнены.



Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб):
1. Фонд 1871. Управление автомобильного транспорта исполкома Ленгорсовета.
2. Фонд 24. Ленинградский областной комитет КПСС (1927-1991).
3. Фонд 25. Ленинградский городской комитет КПСС (1931-1991).
4. Фонд 5768. Первичная организация КПСС Авторемонтного завода № 1.
5. Фонд 3105. Первичная организация ВКП(б) таксомоторного парка треста «Ленкомтранс».

Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб):
6. Фонд 270. Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института промышленного транспорта (ЛФ ВНИИПТ).
7. Фонд 275. Ленинградский научно-исследовательский институт академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова.

Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб):
8. Фонд 47. Исполнительный комитет Василеостровского районного совета депутатов трудящихся.
9. Фонд 7384. Ленинградский городской совет депутатов трудящихся.
10. Фонд 9838. Ленинградское управление автомобильного транспорта.
11. Фонд 285. Управление помощника коменданта Кронштадтского укрепленного района по гражданской части.


Сборники документов:

12. Индустриализация СССР. 1933-1937 гг. Документы и материалы. - М.: изд. «Наука», 1971. - 656 с.
13. Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941 — 1945. - СПб.: «Лики России», 1995. - 640 с.
14. Оборона Ленинграда. 1941-1945. Воспоминания и дневники участников. Л.: изд. «Наука», 1968. - 792 с.
15. 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. - М-Л.: изд. «Наука», 1966. - 423 с.


Справочные материалы:

16. Ленинград в первом году Сталинской пятилетки. – Л.: тип. им. Володарского, 1947. – 15 с.
17. Ленинградское управление автомобильного транспорта. Городские и пригородные автобусные маршруты. Справочник для автобусных бригад и линейных работников. - Л.: Ломоносовская районная типография, 1958. - 134 с.
18. Справочник пассажирского движения в Ленинграде. Трамвай. Автобус. Такси. Речной флот. – Л.: Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1936. - 127 с.
19. Троллейбус, трамвай, автобус, такси. Справочник пассажирского движения Ленинградского городского транспорта. Газетно-журнальное и книжное издательство Ленсовета РК и КД. – Л.: Типография «Ленинградская правда», 1939. – 239 с.


Источники технического характера:

20. Автотранспортное управление Ленгорисполкома. Проектное бюро. Научно-исследовательский сектор. Объемы работ, норм времени и расценки на профилактическое обслуживание и ремонт автомобилей для гаражей районных автотранспортных контор Ленгорисполкома. - Л., 1949. - 207 с.
21. Автотранспортное управление Ленгорисполкома. Проектное бюро. Сектор научно-исследовательских и технологических работ. Технические характеристики советских автобусов. - Л., 1950. - 19 с.
22. Автотранспортное управление Ленгорисполкома. Проектное бюро. Сектор научно-исследовательских и технологических работ. Типовой перечень технологических операций на ремонт автомобилей в условиях автопарков АТУЛа и унифицированные нормы времени. - Л., 1950. - 131 с.
23. За качество авторемонта. Л., 1934.
24. Калашников Н. В., Гулави К. И. Оборудование для обслуживания и ремонта автомобилей. - М-Л: гос. издат. местной промышленности РСФСР, 1940. - 238 с.
25. Материалы научно-технической конференции работников автотранспорта Ленинграда. – Л.: изд. мин. коммунального хозяйства РСФСР, 1948. – 124 с.
26. Положение о профилактическом обслуживании и ремонтах газогенераторных автомобилей ЗИС-21 и ГАЗ-42. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1943. – 29 с.
27. Правда ГАРЗовца. Л., 1935.
28. Ремонт и техническая эксплуатация автомобиля. Из опыта работы автомобильных частей Ленинградского фронта. – Л.: Военное издательство народного комиссариата обороны, 1945. – 115 с.
29. Технические характеристики советских и импортных автомобилей. – М-Л.: военное издательство министерства вооруженных сил союза ССР, 1946. – 239 с.


Литература:

30. В годы суровых испытаний. Ленинградская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. – Л.: Лениздат, 1985. – 422 с.
31. Ваксер А. З. Ленинград послевоенный. 1945-1982 гг. – СПб.: изд. «Остров», 2005. – 469 с.
32. Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. – Л.: Лениздат, 1982. – 159 с.
33. Гудков В. А. Автомобильные пассажирские перевозки. – Волгоград.: изд. Волгоградского политех. института, 1986. – 256 с.
34. Иванов А. Я. Второй авторемонтный. Очерк истории завода. – Л., 1970. – 128 с.
35. Казаков Г. А. За рулем таксомотора. – Л.: Лениздат, 1977. – 135 с.
36. Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). – М.: изд. «Наука», 1981. – 480 с.
37. Ковальчук В. М. Магистрали мужества. 1941-1944. – СПб.: изд. «Вести», 2001. – 520 с.
38. Ленинградский трамвай 1941-1945 гг. – СПб.: изд. «Лики России», 1995. – 320 с.
39. Матвеенко В. И. Знаменитые и… Забытые. – СПб.: изд. «Копи-р Групп», 2012. – 325 с.
40. На Дороге жизни. – Л.: Лениздат, 1965. – 368 с.
41. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. – Л.: изд. «Наука», 1985. – 326 с.
42. Пономарев Я. И. Но баранку не бросал шофер. Автотранспортники Ленинграда в Великой Отечественной войне. – Л.: Лениздат, 1988. – 190 с.
43. Соболев Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга первая: июнь 1941 – май 1942. – СПб.: изд. СПбГУ, 2013. – 696 с.
44. Соболев Г. Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга вторая: июнь 1942 – январь 1943. СПб.: изд. СПбГУ, 2013. – 525 с.
45. Соколов М. В. Довоенные автобусы СССР. – Барнаул: изд. «Спектр», 2012. – 307 с.
46. Сорока М. Х. Фронтовой трамвай. – Л.: Лениздат, 1986. – 173 с.
47. Шугуров Л. М. Развитие автомобилестроения СССР в период первых пятилеток (1930-1941). – М.: НИИНавтопром, 1969. - 54 с.
48. 80 лет автобусному движению в Санкт-Петербурге. Альбом. – СПб.: ГМИ СПб, 2006. – 112 с.
49. 90 лет с любимым городом. К юбилею регулярного автобусного движения в Санкт-Петербурге. – СПб.: изд. «Любавич», 2016. – 324 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ