Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптация эвристических алгоритмов маршрутизации на большой сети

Работа №131659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. ВИДЫ ЗАДАЧИ VRP 4
1.2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СVRP 5
1.3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ CVRP 6
2. МУРАВЬИНЫЙ АЛГОРИТМ ДЛЯ ЗАДАЧИ VRP 9
2.1. МУРАВЬИНАЯ ЭВРИСТИКА 9
2.2. ACO ДЛЯ ЗАДАЧИ CVRP 13
2.3. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ACO 13
2.4. ОСНОВНАЯ ПРОЦЕДУРА ACO 15
2.5. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ДЛЯ ACO 15
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ 17
3.1. ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЛЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА 18
3.2. ПРОВЕРКА УРОВНЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 19
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ НА ДИНАМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ 20
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ 22
4.1. ДИНАМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЛЯ ACO 22
5. ОЦЕНКА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЛОЖНОСТИ АЛГОРИТМА DAACO 24
6. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ DAACO 26
6.1. ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 26
6.2. СРАВНЕНИЕ РЕШЕНИЙ DAACO И ACO 27
6.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ DAACO ЗА ВРЕМЯ РАБОТЫ ACO 28
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 43


Транспортная логистика занимает важное место на современном рынке, предприятия должны ориентироваться на интересы потребителей, а не на собственные. Для этого они должны сконцентрироваться на максимальном удовлетворении запросов клиентов. Оно выражается в достойном качестве товаров и услуг. Но больше всего влияют на цену товаров логистические издержки. В частности, поставщики поставляют ресурсы производителю, производитель направляет готовый товар посредникам, а те, в свою очередь – конечному покупателю. Любое предприятие заинтересовано в максимально продуманном, быстром и дешевом перемещении продукции.
Есть большое разнообразие математических моделей для описания логистических процессов. Классической задачей является проблема маршрутизации транспортного средства (Vehicle Routing Problems, VRP) – это общее название для целого класса задач, в которых для нескольких разбросанных городов или клиентов должен быть определен набор маршрутов для транспортных средств, расположенных на одном или нескольких складах. Данная модель предложена Данцигом и Рамсером в 1959 году.
VRP относится к классу NP-полных задач, что накладывает ограничение размерности задачи для целесообразной возможности применения точных алгоритмов. Для решения задачи на больших сетях используют алгоритмы, основанные на различных эвристиках и в том числе их комбинации. Но из-за особенности в вычислениях для одной и той же задачи эвристические алгоритмы могут генерировать различные решения, притом в основном лишь приближенные к оптимальному решению. В связи с этим присутствует большая заинтересованность в модификациях эвристических алгоритмов для их улучшения. У каждой реальной задачи имеются свои особенности, для которых нужны оптимизации вычислительных алгоритмов по определенным параметрам. Например, для курьерской службы важно время построения маршрутов, так как заказы могут поступать в реальном времени и есть необходимость в моментальном пересчете маршрута, в то же время для крупных предприятий важно построение маршрутов с низкой стоимостью, на которое они могут отвести определенное время, но гарантировать надежность данных маршрутов.
В первой главе рассмотрены задачи VRP и CVRP, представлена математическая модель задачи CVRP. Во второй главе подробно рассмотрен муравьиный алгоритм (ACO) и способы его применения для задачи CVRP. Проведен эксперимент по определению лучших наборов параметров для алгоритма ACO. В третьей главе дается определение динамической адаптации как критерия оценки алгоритмов и проведена оценка ACO. В четвертой главе предложен метод динамической адаптации алгоритма, приведена блок-схема алгоритма. В пятой главе рассмотрена вычислительная сложность алгоритма ACO и проведено вычисление её вида для алгоритма DAACO. В шестой главе произведен анализ алгоритма DAACO, метод экспериментального сравнения с алгоритмом ACO на ряде тестовых задач с использованием различных критериев. В седьмой главе описана проделанная работа и полученные результаты с выводами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе была исследована одна из задач транспортной маршрутизации – CVRP, а так же один из классических эвристических алгоритмов для её решения – ACO.
Подробно изучен, описан и реализован на языке программирования Java муравьиный алгоритм (ACO) для решения задачи CVRP, приведены полученные экспериментальным путем наборы параметров для запуска муравьиного алгоритма. Произведена его оценка уровня динамической устойчивости решений, генерируемых данной эвристикой. Из-за того, что эвристики не обеспечивают получение оптимальных решений, но генерирует решения близкие к оптимальным, среднее значение этой величины для рассмотренных задач получилось равно 0, из чего делается вывод, что значение итераций для ACO было недостаточно высоким, но и оно не гарантирует отсутствие зацикливания алгоритма на локальном минимуме. Таким образом, использовать чистую эвристику ACO без алгоритмов локального поиска даже при больших значениях итераций и количества муравьиных агентов не целесообразно.
Принцип динамической устойчивости показал, что любой эвристический алгоритм, который генерирует различные решения для одной и той же задачи, можно улучшить с помощью алгоритма динамической адаптации. Динамическая адаптация муравьиного алгоритма (DAACO) повысила уровень динамической устойчивости решений до 0,571. Также значения целевых функций решений, сгенерированных алгоритмом DAACO, и их среднее меньше, чем полученные с помощью классического муравьиным алгоритмом. Средний процент улучшения решений равен 8%. К тому же, динамическая адаптация муравьиного алгоритма показала лучшие результаты на меньших значениях параметров итераций алгоритма, затратив на вычисление меньше времени, чем обычный муравьиный алгоритм.
Результаты экспериментов показали, что использование динамической адаптации муравьиного алгоритма будет эффективней, чем использование простого муравьиного алгоритма, точность вычисления увеличивается, уменьшается разброс получаемых решений, а главное, позволяет уменьшить время вычислений за счет уменьшения значений параметров итераций и численности муравейника, не ухудшив значения генерируемых решений и не используя посторонние способы улучшения.



1. Dantzig G. B., Ramser J. H., The Truck Dispatching Problem, 1959.
2. Braekersab K., Ramaekersa K., Van Nieuwenhuysec I. The vehicle routing problem: State of the art classification and review. Computers & Industrial Engineering. Volume 99, September 2016, Pages 300-313.
3. Toth, P., Vigo, D.(2002). Models, relaxations and exact approaches for capacitated vehicle routing problem. Discrete Applied Mathematics, 123: 487-512.
4. Janacek, J., Janosikova, L., Kohani, M. (2013). Modelovanie a optimalizacia. EDIS vydavatelstvo ZU, in Slovak. (2013).
5. M. Dorigo, G. Di Caro, and L.M. Gambardella. Ant algorithms for discrete optimization. Artificial Life, 5:137–172, 1999.
6. J.-L. Deneubourg, S. Aron, and S. Gossand J.-M. Pasteels. The self-organizing exploratory pattern of the Argentine ant. Journal of Insect Behavuiour, 3: 159–168, 1990.
7. M. Dorigo and L.M. Gambardella. Ant colony system: A cooperative learning approach to the traveling salesman problem. IEEE Transactions on Evolutionary Computation, 1(1):53–66, 1997.
8. L.M. Gambardella and M. Dorigo. Ant-Q: a reinforcement learning approach to the travelling salesman problem. In Proceedings of the Twelfth International Conference on Machine Learning, ML-95. Morgan Kaufmann, Palo Alto, California, USA, 1995.
9. L.M. Gambardella and M. Dorigo. Solving symmetric and asymmetric TSPs by ant colonies. In IEEE Conference on Evolutionary Computation (ICEC96), pages 622–627, 1996.
10. C.J. Watkins and P. Dayan. Q-learning. Machine Learning, 8:279–292, 1992.
11. B. Bullnheimer, R. F. Hartl, and C. Strauss. Applying the ant system to the vehicle routing problem. In Proceedings of the 2nd International Conference on Metaheuristics - MIC97. INRA Sophia-Antipolis & PRiSM Versailles, 1997.
12. B. Bullnheimer, R.F. Hartl, and C. Struss. An improved ant system algorithm for the vehicle routing problem. Annals of Operations Research, 89:319–328, 1999.
13. Capacitated Vehicle Routing Problem Library. http://vrp.atd-lab.inf.puc-rio.br/index.php/en/.
14. J.F. Cordeau, M. Gendreau, G. Laporte, J.Y. Potvin, and F.Semet. A guide to vehicle routing heuristics. Journal of the Operational Research Society, pages 512–522, May 2002.
15. Jean-Francois Cordeau, Michel Gendreau, and Gilbert Laporte. A tabu search heuristic for periodic and multi-depot vehicle routing problems. Networks, 30(2):105–119, 1997.
16. Петросян Леон Аганесович и Зенкевич Николай Анатольевич. Принципы устойчивой кооперации. Управление большими системами: сборник трудов, (3):100–120, 2009.
17. Dorigo, M., Stutzle, T. Ant colony optimization. The MIT press, 2004
18. Giorgio Ausiello, Bruno Escoffier, JeRoMe Monnot, and Vangelis Paschos. Reoptimization of minimum and maximum traveling salesman’s tours. J. of Discrete Algorithms, 7(4):453–463, December 2009.
19. V. Zakharov and M. Dementieva. Multistage cooperative games and problem of time consistency. International Game Theory Review, 6:157–170, 2004.
20. V.V. Zakharov and A.N. Shchegryaev. Multi-period cooperative vehicle routing games. Contributions to Game Theory and Management, 7(2):349– 359, April 2014.
21. P. Stodola, J. Mazal, M. Podhorec, O. Litva. Using the Ant Colony Optimization Algorithm for the Capacitated Vehicle Routing. Proceedings of the 16th International Conference on Mechatronics - Mechatronika 2014


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ