Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ф.И. Тютчев и русская журналистика 1860-х годов

Работа №131657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Становление и общая характеристика политических взглядов Тютчева
1.1. Биография Тютчева и формирование его политических взглядов
1.2. Историософские и политические взгляды Тютчева
Глава II. Связь Ф.И. Тютчева с русскими журналистами М.Н. Катковым и
И.С. Аксаковым в 60-х годах XIX века
2.1. Тютчев и характер его посредничества между властью и печатью
2.2. Тютчев и пресса в первой половине 60-х годов ХIX века
2.3. Тютчев и пресса во второй половине 60-х годов XIX века
Заключение
Список использованной литературы


Дипломная работа посвящена изучению историософского и политического творчества Ф.И. Тютчева и отражению его идей в печати в 60-х годах XIX века.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире, когда Россия находится в поиске своего места на политической арене, своего собственного исторического пути, исследование политического наследия Тютчева приобретает немаловажное значение. Выработка внешнеполитического курса заставляет обращаться к проектам, созданным на русской почве, с учетом ее специфики, традиций, духовного опыта, и являются плодотворными для понимания роли России в современном мире, ее самостоятельного цивилизационного пути.
России нередко отказывают в ее цивилизационной идентичности, заявляя, что Россия «представляет собой материальную силу и ничего более». Тютчев призвал Россию осознать «основополагающую основу собственного бытия» и заставить мир принять свое начало. К России, считал Тютчев, не следует применять западный эталон, ее следует рассматривать только через призму национальной идентичности. Тютчев выдвигает идею, необычайно актуальную для нашей эпохи глобализации, идею цивилизационной самостоятельности национальностей. Нельзя отождествлять цивилизованность только с Западной Европой. Необходимо, по мнению Тютчева, признавать право других цивилизаций на существование и развитие в собственном русле. Национальный консерватизм Тютчева становится неким противодействием процессам интеграции и глобализации, способом сохранения своего национального и культурного своеобразия.
Аспекты международной жизни, которые анализировал Тютчев, чрезвычайно актуальны и в современном мире. Особенно остро звучит вопрос о взаимоотношениях России и Запада; славянская тема, детально проработанная Тютчевым, так же не потеряла своей актуальности, а, наоборот, приобрела острое современное звучание. Многие славянские народы высказывают все большее тяготение к Западной Европе, чем к России, стремясь, или уже войдя в Европейский Союз. Однако, учитывая исторические и культурные связи, Россия должна выработать новый курс по отношению к славянским государствам, который будет, с одной стороны, отвечать ее национальным интересам, а, с другой — органично вписываться в изменившуюся геополитическую ситуацию.
И.С. Аксаков писал о Тютчеве: «откидывая внешние частности, он в каждой заботе текущего дня обращается мыслью назад, к ее историческим основам, ищет и отыскивает в случайном и временном вопросе пребывающий — роковой, как он выражается. Вот и причина, почему его политические статьи... нисколько не утрачивают значения современности... время не упразднило самих вопросов. А многие из них поставило еще резче».
Изучением творчества Тютчева как философа и политического публициста занимался коллектив отечественных и зарубежных ученых, которые составили том (в двух книгах) в «Литературном наследстве» . В первой книге опубликованы письма и стихотворения поэта, сведены воедино все материалы трактата Тютчева «Россия и Запад» (Публикация К.В. Пигарева, вступительная статья В.В. Кожинова «Незавершенный трактат Россия и Запад»), а также приведены статьи исследователей творчества Тютчева В.А. Твардовской, И.В. Петровой, Р. Лэйна и др. В изучении Тютчева как русского политического публициста и философа истории сыграло изданное в 1999 году специально подобранное собрание его сочинений в стихах и прозе «Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств» (сост. и прим. И.А. Виноградова). Связь Тютчева с русскими журналистами подробно исследовала В.А. Твардовская в статье «Тютчев в общественной борьбе пореформенной России», в которой автор рассматривает политические идеи Ф.И. Тютчева в контексте его идейной близости с русскими издателями М.Н. Катковым и И.С. Аксаковым. Об этом также писали К.В. Пигарев («Жизнь и творчество Тютчева»), В.В. Кожинов («Пророк в своем отечестве») . Г.В. Жирков исследовал работу Тютчева в цензурном комитете («История цензуры в России XIX-XX вв.» )
Однако следует отметить, что научные труды, изданные в советское время, были по идеологическим причинам ограничены в интерпретациях политической публицистики Тютчева. Исследования, проводившиеся в более поздний период, дополняли изучение различных аспектов его творческой деятельности (работа в цензуре, дипломатическая карьера). В настоящий момент опубликованы некоторые новые материалы эпистолярного характера (например, переписка И. С. Аксакова с Ю. Ф. Самариным), благодаря чему оказалось возможным комплексно проанализировать влияние Тютчева на процессы, происходившие в современной ему журналистике, основываясь на более широком круге источников и литературы, чем, и обусловлена научная новизна данного исследования.
Объект исследования — отражение общественно-политических и историософских взглядов Тютчева в современной ему печати.
Предмет исследования — характер и методы влияния Тютчева на
современную поэту журналистику с целью популяризации своих общественно-политических и историософских взглядов.
Цель исследования: проанализировать характер и методы влияния Ф. И. Тютчева на русскую прессу 60-х годов, в частности, на газеты «Московские ведомости», «День», «Москва».
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
— выявить основные черты общественно-политической концепции Тютчева;
— проанализировать связи Тютчева с русскими журналистами 1860-х годов;
— раскрыть характер влияния Тютчева на общественно-политическую позицию изданий периодической печати 1860-х годов.
Хронологические рамки исследования определены 1860-ми годами. Выделение именно этого периода обусловлено следующими причинами. В 1860-х годах в России происходят глобальные изменения в экономической, политической и культурной жизни. Периодическая печать также подвергается изменениям, становится более свободной от цензуры, в общественно-политической жизни возрастает роль журналов и газет. На это время приходится пик политической активности Тютчева, его главные политические принципы обретают свою законченность и именно в это время он твердо отстаивает их, используя прессу.
Практическая значимость данной работы: положения и выводы работы могут быть использованы для пополнения курсов истории русской журналистики XIX века бакалавриата и магистратуры.
Методологическую основу диплома составили общенаучные принципы объективности, историзма, системности. На базе сравнительно-исторического, проблемно-хронологического и описательного методов были проанализированы публикации периодики, письма, воспоминания современников, а также архивные материалы газет «Московские ведомости», «День», «Москва», научно-исследовательские работы. Теоретическую базу исследования составили труды А.С. Аксакова, К.В. Пигарева, Р. Лэйна, В.В. Кожинова, В.А. Твардовской, Б.Г. Тарасова, Г.В. Жиркова, О.С. Кругликовой, Е.В. Деревягиной и др.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе был произведен анализ историофилософских и политических взглядов Ф.И. Тютчева. Была сделана попытка изучить характер взаимодействия Тютчева с представителями русской печати 60-х годов ХIХ века.
Тютчев был не только великим поэтом, но и выдающимся политическим философом. Прослужив более 20 лет на дипломатической службе, он понимал свою миссию как дипломата в защите интересов России и всего славянского мира. Обширные политические статьи мыслителя стали своего рода плодом его длительного пребывания за границей, службой на дипломатическом поприще и осмыслением событий, происходящих в то время в Европе. Тютчев рассматривал эти события не столько с точки зрения интересов текущей политики, но также и в их ретроспективной глубине, высказывая блестящее знание не только русской, но и мировой истории.
Политические воззрения Тютчева - человека, состоящего на государственной службе - нашли выражение в его стихотворениях, письмах, в «Докладной записке Николаю I», в немногих статьях - «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и Римский вопрос» (две последние вошли в трактат) и в незавершенном трактате «Россия и Запад». Два письма Тютчева к редактору аугсбургской «Всеобщей Газеты» Густаву Кольбу стали прологом к трактату.
Тютчев по своему мировоззрению предстает перед нами как православный христианский мыслитель. Истинным творцом исторического бытия, считает Тютчев, является Бог как непостижимая никем сила Провидения, которое имеет свою историческую закономерность. Религия, с точки зрения Тютчева, лежит в основе всякой цивилизации, являясь единственным легитимным способом объединения воли Бога и человека. Для Европы такой основой является Вселенская Церковь, трагический раскол которой породил две разновидности европейской цивилизации — Запад и Восток. Именно нарушение божественной воли в западноевропейском христианстве является, как считает Тютчев, наиболее глубокой причиной культурно-исторического, политического и цивилизационного кризиса Запада. Тютчев выводит формулу, по которой отпадение римо-католической церкви от Вселенской Церкви приводит к следующей цепочке событий — католицизм, протестантство, секулярный гуманизм, атеизм, революция как этапам единого процесса деградации западноевропейской цивилизации. Основное содержание современного ему мира Тютчев определяет как борьбу Революции и России, двух полюсов, которые выражают ложное и истинное проявление христианства в мировой истории. Историческую миссию России мыслитель видит в противостоянии «революционной» Европе, в освобождении и объединении славян в единую Всеславянскую империю под эгидой России. Предлагаемое Тютчевым решение славянского вопроса, его идея Всеславянской империи позволяют отнести его творчество к славянофильской, русофильской разновидности консервативного панславизма. Консерватизм идеи выражается в том, что будущая империя будет основываться на принципах монархии и православия.
Тютчев, отказавшись от возможности издания своего собственного печатного органа, выбирает путь «закулисного» деятеля на ниве внешнеполитической деятельности России. Оставаясь в тени, Тютчев непосредственно влиял на внешнюю политику России, на «верхи», с целью принятия ими наиболее верных решений для усиления роли России на международной арене.
Для осуществления своих целей Тютчев выбрал газету Каткова «Московские ведомости», имеющую характер «охранительной печати», которая оказывала серьезное влияние на политику правительства, формируя общественное мнение и тем самым подготавливая различные решения правительства. Прямым исполнителем для своих целей Тютчев избрал мужа своей возлюбленной А.Н. Георгиевского, заведующего отделом внешней политики в «Московских ведомостях», который во многих передовых статьях газеты озвучивал те или иные внешнеполитические идеи Тютчева. Тютчев, с помощью Каткова и Георгиевского стремился вовлечь в свою политическую игру министра иностранных дел князя А.М. Горчакова. Являясь своего рода посредником между ними, он преподносил свои идеи Каткову как горчаковские, а Горчакову – как идеи Каткова.
Другим печатным органом, который Тютчев избрал для своей деятельности «посредника между властью и печатью», были славянофильские газеты «День» и «Москва» (с 1867 года) И.С. Аксакова, которые формировали славянофильский взгляд на общественную жизнь России и были близкими по духу Тютчеву.
Одним из основных вопросов, который широко обсуждался в печати в первой половине 60-х годов, было польское восстание и связанный с ним «дипломатический поход» западных держав против России. Тютчев негативно воспринял Польское восстание 1863 года, считая польскую шляхту предательницей интересов славянского единства. Польское восстание он рассматривал в контексте противостояния католического Запада и России, выступая за скорейшее подавление восстания. Тютчев использовал влиятельную катковскую газету «Московские ведомости» и аксаковскую газету «День», чтобы поддержать министра Горчакова в его дипломатической борьбе с западными державами и способствовать решимости министра дать отпор вмешательству иностранных государств вл внутренние дела России. Антизападнический пафос славянофила Аксакова был идейно ближе Тютчеву, поскольку он рассматривал польское восстание как противоборство «европеизма» и «славянизма».
Тютчев различал русофобию «внешнюю» и «внутреннюю», подчеркивая их взаимосвязь. Он указывал на антирусские силы в самой России (пропольская и пронемецкая партия при дворе), помогая изданиям Каткова и Аксакова бороться с этими силами, ограждая их от нападок цензуры, используя свое влияние при дворе и работу в Цензурном комитете.
К середине 60-х годов Тютчев занял весомое место на арене внешнеполитической жизни России. К этому времени отношения его с Катковым охладевают, тем не менее, Тютчев через Георгиевского продолжает использовать газету Каткова для влияния на международные дела. С 1867 года основным выразителем внешнеполитических идей Тютчева становится Аксаков и его газета «Москва». Тютчев в своих письмах к нему дает прямые указания для освещения тех или иных вопросов, и Аксаков активно берется за дело. Тютчев принял деятельное участие в разработке направлений внешней политики России, стараясь удержать политику русского правительства в лице Горчакова в национальном русле. Тютчев полагал, что необходимо воспользоваться противоречиями, возникшими между западными государствами, чтобы ликвидировать последствия поражения России в Крымской войне. Он боролся за отмену ограничительных условий Парижского мира 1856 года, которые были навязаны России в результате этой войны. Основными внешнеполитическим направлениями, на которых сосредоточил усилия Тютчев во второй половине 60-х годов, были: решение «восточного вопроса», усиление влияния России на Балканах, отказ от сближения Австрии и Пруссии, «римский вопрос» (противодействие вступить в союз с папством), поддержка освободительного движения славян в их борьбе с Австрийской и Османской империями и др.
В результате усилий, предпринятых Тютчевым, его влияния на русскую дипломатию, к 1870 году были ликвидированы тяжелые последствия поражения России в Крымской войне. Россия вернула себе статус великой державы.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Тютчев был выдающимся мыслителем XIX века, который стремился на практике применить свои теоретические идеи. Политические идеи Ф.И. Тютчева были основаны на глубоком осмыслении исторического пути России, ее национальных интересов и ориентиров.



1. Аксаков И.С. Биография Ф.И. Тютчева. М., 1886. С.132-133.
2. Аксаков И. С. Полное собрание сочинений. М., 1887. Т. VI. С.45.
3. Георгиевский - Из воспоминаний А. И. Георгиевского // Литературное наследство. Т. 97. Фёдор Иванович Тютчев. Кн. 2. М., 1989 (1991). С. 43, 133.
4. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 367, 372, 374, 375.
5. Исаков С.Г. Остзейский вопрос в русской печати 1860-х гг. // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1961. Вып. 107. С. 28.
6. История русской журналистики XVIII-XIX веков: Учебник / Л. П. Громова, М. М. Ковалева, А. И. Станько, Ю. В. Стенник и др.; Под. ред. Л. П. Громовой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 370-374, 429.
7. Кожинов В.В. Вступительная статья. Незавершенный трактат «Россия и Запад» // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 188, 189
8. Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве (Ф.И. Тютчев и история России XIX века).М., 2001. С. 322, 324, 327, 329, 331, 356, 358.
9. Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988, Книга вторая. М., 1989.
10. Лэйн Р. Публицистика Тютчева в оценке западноевропейской печати конца 1840-х — начала 1850-х годов // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 232, 234.
11. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т. Х..С. 599.
12. Никитенко А.В. Дневник. В 3 томах. М., 2005. Т. 3. С 22.
13. Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. С. 168.
14. Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века., Л., 1973. С.23.
15. Тарасов Б.Н. Вступительная статья к книге Ф.И. Тютчев «Россия и Запад». М., 1916. С. 32.
16. Тарасов Б.Г. Тайна человека и тайна истории. Непрочитанный Чаадаев, неопознанный Тютчев, неуслышанный Достоевский. Спб: Алтейя, 2012.
17. В.А. Твардовская. Идеология пореформенного самодержавия. Катков и его издания. М.: Наука, 1978. С. 2, 3, 23.
18. Тютчев Ф.И. Докладная записка Николаю I // Ф.И. Тютчев. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999. С.52, 54-57.
19. Тютчев Ф.И. Незавершенный трактат «Россия и Запад» // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 223, 224, 226
20. Тютчев Ф.И. Папство и римский вопрос. // Ф.И. Тютчев. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999. С. 37, 38, 46, 49,50
21. Ф.И. Тютчев. Письмо к д-ру Кольбу, редактору Аугсбургской «Всеобщей газеты» // Ф.И. Тютчев. Россия и Запад: книга пророчеств. М., 1999. С. 169, 176, 178
22. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т., М., 2002. Т. 3. С. 235, 237
23. Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств / Сост. и прим.
И.А. Виноградова. М., 1999. С. 11, 42, 63,131, 134, 141,143,148, 183.
24. Тютчев Ф.И. Россия и Запад / сост. Б.Н. Тарасов. М.: Культурная революция; Республика, 2007. С. 168.
25. Тютчев Ф.И. Сочинения в 2 . Т.1. М., 1984, С. 137.
26. Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников / сост. Г.Б. Чагин. -М., 1999. С. 305.
Авторефераты
27. Деревягина Е.В. «Московские ведомости» М.Н. Каткова (1863-1882) в русском литературном процессе. Автореф. Дис...канд. фил. наук. Великий новгород., 2004. С. 26.
28. Кругликова О.С. Опыт конструктивного сотрудничества журналистики и власти в пореформенной России: публицистика и общественная деятельность М. Н. Каткова. Автореф. Дис...канд. фил. Наук. Санкт -Петербург, 2008.С.2, 5.
Научные статьи
29. Деревягина В.Е. М.Н. Катков в «Московских ведомостях». К истории издания. // Вестник Новгородского государственного университета № 25. 2003.
30. Кругликова О.С. Передача газеты «Московские ведомости» на правах аренды М.Н. Каткову в 1863 г. (политический контекст и финансовые условия контракта) // Вестник Санкт-Петербургского университета, сер. 9. 2007. Вып.4.Ч.II.
31. Пигарев К.В. Ф.И. Тютчев и проблемы внешней политики царской России. // Литературное наследство. Т. 19. М., 1978, С. 202, 203, 205.
32. Твардовская В.А. Тютчев в общественной борьбе пореформенной России // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988.
Словари и энциклопедии
33. Георгиевский, Александр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. (86т. И 4 доп.). - Спб., 1890-1907.
Электронные ресурсы
34. http://feb-web.ru/feb/tyutchev/lt-abc/lt3/lt3-059-.htm?cmd=2&istext=1
35. http://www.mediascope.ru/2209.

Источники
Письма:
36. М.Н. Катков. Письмо к Александру II, июнь 1879 г.- ОР ГБЛ, ф. 126, кн. 47, л.62
37. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 25 июня 1863. // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 222.
38. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 25 февраля 1866. // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 267.
39. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. 11. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 20 декабря 1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 279.
40. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 26 июня1866. // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга пкрвая. М., 1988. С. 327.
41. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 15 февраля 1866. // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 398.
42. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 8 февраля 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С.286, 287.
43. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 13 февраля 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С. 288.
44. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. и И.С. Аксаковым. Петербург. 23 сентября 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С. 307-308.
45. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. И.С. Аксакову. Петербург. 2 октября 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С.312.
46. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. И.С. Аксакову. Петербург. 2 октября 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988.С.304.
47. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. и И.С. Аксаковым. Петербург. 7 октября1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С. 309.
48. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. Петербург. 18 октября 1867 // Литературное наследство. Т. 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1., М., 1988. С.312.
49. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. С.-Петербург. 17 марта 1867 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 291-292.
50. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. И.С. Аксакову. С.-Петербург. 19 ноября 1867 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 313.
51. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. И.С. Аксакову. С.-Петербург. 29 сентября 1868 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 342.
52. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. И.С. И А.Ф. Аксаковым. 1861-1872. А.Ф. Аксаковой. С.-Петербург. 3 октября 1868 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 345.
53. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому. 1864-1866. Петербург. 26 июня 1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга 1. М., 1988. С. 410.
54. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому 1864-1866. Петербург. 2 июня 1865 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988.
55. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому 1864-1866. 2. Женева. 6/18 октября 1864; 5. Ницца. 2/14 января 1865 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 382, 387.
56. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому 1864-1866. Петербург. 30 марта 1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 400.
57. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому 1864-1866. Петербург. 26 июня1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 408-410.
58. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам А.И. Георгиевскому 1864-1866. Петербург. 3 июля 1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988. С. 411.
59. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. А.И. Георгиевскому. 1864-1866. 8 мая 1866 // Литературное наследство. Том 97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая. М., 1988.С. 403.
60. Тютчев Ф.И. Письмо А.М. Горчакову 21 апреля 1859 года // Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. Т.2, М., 1980. С.325.
61. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. А.Ф. Горчакову. Москва. 11 июля 1863// Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 216.
62. Тютчев Ф.И. Письма к московским публицистам. М.Н. Каткову. 1863-1867. С.-Петербург. 1 ноября 1863. // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Кн. 1,, М., 1988. С. 301.
63. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. Москва. 8 июня // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 207.
64. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. Царское село.11 июля 1863 // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 212.
65. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. Царское село. 21 августа 1863 // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 240.
66. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. 21 июля 1866 // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 389.
67. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. 28 июля 1866 // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 392.
68. Тютчев Ф.И. Письма к разным лицам. Э.Ф. Тютчевой. 18 августа 1866 // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Книга первая, М., 1988. С. 405.
Газеты:
69. День 1861. № 156.
70. День 1862. № 34.
71. День 1863. № 29, № 35, № 92, № 98, № 127.
72. День 1865. № 32, № 40.
73. Москва 1867. № 34, № 56, № 57, № 74, № 141, № 151.
74. Московские ведомости. 1863. № 53, № 57, № 65, № 67, № 78, № 136, № 139, № 144, № 146, № 150, № 163, № 233, № 234, № 235, № 239.
75. Московские ведомости 1864. № 195, № 196, № 212, № 216, № 267.
76. Московские ведомости 1865. № 9, № 66, № 67, № 135, № 141, № 146.
77. Московские ведомости 1866. № 67, № 135, № 141, № 146.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ