ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН
|
Введение. 3
Глава 1. Современные концепции интеграции и регионализации. 8
1.1. Различие понятий «интеграция» и «регионализация» 8
1.2 Разновидности теорий интеграции и регионализации. 11
1.3 Особенности интеграции и регионализации в АТР. 15
2 глава. Позиция Российской Федерации в АТР. 22
2.1. Восточный вектор внешней политики РФ. 22
2.2 Роль АТЭС и АСЕАН как инструментов влияния в АТР для России. 27
2.3 Двухсторонние отношения с ключевыми странами региона. 34
3 глава. Проблемы, перспективы и сценарии интеграции Дальнего Востока РФ в АТР. 42
3.1. Возможные причины ограничения интеграционного взаимодействия 42
3.2 Инвестиционный климат Дальнего Востока и международные проекты. 50
3.3. Плюсы и минусы интеграции Дальнего Востока, сценарии интеграции в АТР. 56
Заключение. 61
Список использованных источников и литературы. 65
Приложения. 76
Глава 1. Современные концепции интеграции и регионализации. 8
1.1. Различие понятий «интеграция» и «регионализация» 8
1.2 Разновидности теорий интеграции и регионализации. 11
1.3 Особенности интеграции и регионализации в АТР. 15
2 глава. Позиция Российской Федерации в АТР. 22
2.1. Восточный вектор внешней политики РФ. 22
2.2 Роль АТЭС и АСЕАН как инструментов влияния в АТР для России. 27
2.3 Двухсторонние отношения с ключевыми странами региона. 34
3 глава. Проблемы, перспективы и сценарии интеграции Дальнего Востока РФ в АТР. 42
3.1. Возможные причины ограничения интеграционного взаимодействия 42
3.2 Инвестиционный климат Дальнего Востока и международные проекты. 50
3.3. Плюсы и минусы интеграции Дальнего Востока, сценарии интеграции в АТР. 56
Заключение. 61
Список использованных источников и литературы. 65
Приложения. 76
Долгое время внешняя политика России была западно-ориентированной, а сотрудничество со странами Азиатского региона отдавалось второстепенное значение. С приходом Путина на пост президента в мае 2012 г., курс российской внешней политики изменился. На общем фоне путинской политики «суверенизации», Россия начала разворачиваться в сторону постсоветских государств Центральной Евразии (через интеграционные проекты вроде Таможенного союза и Евразийского экономического союза) и Азии в целом (с помощью проектов развития Сибири и Дальнего Востока и налаживания сотрудничества с ведущими экономиками региона, начиная с Китая). Символический началом восточного курса внешней политики стал саммит АТЭС во Владивостоке, проведенный под председательством Российской Федерации.
Этот поворот был обусловлен желанием президента усилить независимость России от Запада и выстроить более сбалансированные отношения с США и Евросоюзом, а также воспользоваться подъемом Китая и Восточной Азии для ускорения экономического развития России. Кроме того, Россия увидела возможность использовать Азиатско-Тихоокеанский регион как фактор внутренней модернизации. Москва считает, что общемировой политический и экономический баланс сил меняется в пользу Восточной Азии, и с таким преимуществом, как географическая близость было бы нерационально не использовать такую возможность вместо портящихся отношений с западными странами. Наконец, в виду украинского кризиса и проблем с Сирией отношения России с Европой и Америкой сильно ухудшились, были наложены некоторые санкции, ограничивающие деятельность Российской Федерации в этих регионах, также выгоды от экономического сотрудничества. Так как эти проблемы носят более западно-ориентированный характер, азиатские страны относятся к ситуации более сдержанно и сохраняют относительно стабильные отношения с Россией.
Таким образом, в виду реализации программ развития Дальнего Востока РФ, продолжающихся диалогов по поводу интеграционных проектов в рамках региональных организаций АТР и регулярных официальных встреч на высшем уровне со стороны представителей России и азиатских стран, подтверждается актуальность исследовательской темы.
Стремление Российской Федерации к достижению статуса азиатско-тихоокеанской державы теоретически могло бы происходить в рамках интеграционного проекта Китая «АСЕАН+1» , но России нельзя допускать чрезмерного увеличения влияния Китая и попадать в зависимость от его спроса. Более того, во избежание негативного иностранного воздействия и потери контроля над активами, необходимо целенаправленно формировать инвестиционный климат и для отечественных предпринимателей для расширения притока прямых капиталовложений из западных районов РФ в дальневосточные территории. В свою очередь налаживание многостороннего диалога с азиатскими странами могло бы привести к выгодной для России конкуренции на Дальневосточном рынке. Однако, РФ сложнее идти с ними на контакт и претендовать на место в интеграционной группировке.
В данной работе в качестве объекта исследования выступают интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а предметом исследования является позиция Дальнего Востока РФ по отношению к азиатским странам, его перспективы и проблемы интеграции.
Автором ставится цель выявить сценарии развития Дальневосточного региона Российской Федерации в отношении с Восточноазиатскими странами и перспективы его экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Для достижения последующей цели были поставлены следующие задачи:
• Во-первых, классифицировать понятия интеграция и регионализация для того, чтобы устранить конкретизацию рамок исследования.
• Во-вторых, выявить направление и пути интеграции, к которым стремится Российская Федерация.
• В-третьих, выделить особенности интеграционного процесса именно в Восточной Азии
• В-четвертых, рассмотреть общую позицию Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ее инструменты влияния
• В-пятых, охарактеризовать инвестиционный климат Дальневосточного Федерального округа.
• Наконец, поставлена задача выявить препятствия и ограничения успешной интеграции Дальнего Востока РФ для вовлечения в экономическую зону АТР.
Теоретико-методологическая база: При исполнении обозначенных задач применялся системный анализ, подразумевающий разделение объекта на элементы, изучение связей между ними, а также внешнего воздействия на них. Среди специально-научных методов использовались элементы ситуативного метода для исследования инвестиционного климата Дальневосточного Федерального Округа и историческо-генетический для выявления особенностей процесса интеграции в Восточной Азии. Для выявления перспектив автор использовал прогностический метод -метод построения сценариев.
Теоретическую основу исследования составляет теория позитивной и негативной интеграции, разработанная голландским экономистом Яном Тинбергером. Исходя из нее, к «позитивной интеграции» относятся процессы, направленные на формирование общих институтов для структурирования экономического пространства. А «негативная интеграция» проявляется в стремлении стран к равным условиям взаимодействия в экономической сфере. Также в работе внимание уделяется стадиальной теории американского ученого Б.Балаши, которая предусматривает эволюционное развитие экономической интеграции с возможными политическими эффектами.
Степень разработанности темы интеграции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион определяется как достаточно высокая, поскольку за счет большого количества упоминаний «разворота на Восток» в рамках российских внешнеполитических документов и заявлений видных политических деятелей, исследователи обращают на нее все больше внимания. Большое количество работ стало появляться после 2012 года. Общая тенденция состоит в том, что экспертное сообщество поддерживает курс на интеграцию Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский региона и экономическое развитие Дальнего Востока, хотя и сохраняются некоторые опасения относительно последствий широкого вовлечения в международное разделение труда из-за сырьевой ориентации экономики, экономической зависимости и иностранной миграции.
Можно выделить 2 группы ученых, которые настроены позитивно и пессимистично в отношении повышения роли Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К первой группе можно отнести С. Смирнова, который рассматривает этот регион как новую зону сотрудничества не только с Китаем и Японией, но и США, Петрунина Ж. считает, что Россия готова проводить такие масштабные проекты как совместное освоение космоса, мирового океана, улучшение транспортных маршрутов и сотрудничество в области энергетики, Т.Попова также подчеркивает важность проекта межконтинентального моста между Северо-Восточной Азией и Европой и воссоединение Транс-корейской железной дороги. Ишаева Ю. даже отмечает, что при разумном использовании своей географии и ресурсного потенциала, Россия сможет занять место среди лидеров мировой экономики.
Приверженцы «пессимистичного» лагеря выделяют несостоятельность некоторых надежд на дальневосточный регион РФ. Так, Минакир П. считает мало реалистичным подход, который предполагает создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, пока Россия специализируется на добывающей промышленности, ей уготована роль сырьевого придатка экономик АТР. Чечевишников А.Л. видит плоды активизации российской политики в АТР пока только в рамках локального, приграничного характера, он критикует реализацию масштабных проектов экспорта нефти и газа, поскольку их осуществление не дает должного эффекта для развития соответствующих регионов. В.Болдырев также не считает Дальневосточный регион интегрированным в Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем не менее, количество ученых, дающих положительную оценку активизации восточного вектора политики или сохраняющих нейтральную позицию гораздо больше.
Новизна данного исследования определяется конкретизацией вызовов для Российской Федерации в АТР в современных условиях на основе внутренних и внешних проблем, связанных с развитием экономического потенциала Дальневосточного Федерального округа. Также для обоснованности выводов исследования подробно исследуются статистические данные, связанные со внешнеторговым оборотом и экономическим развитием ДФО.
Источниковая база. При подготовке исследовательской работы были проанализированы источники и литература, позволившие показать объективную ситуацию места и роли России в процессах восточноазиатской интеграции. Особенно стоит отметить монографию специалиста по Восточной Азии А.А.Байкова «Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии», из который было подчеркнуто много теоретических аспектов как интеграции в целом, так и в особенности в регионе. Также большой вклад внесли публикации таких авторов как В.Е. Болдырев, В.Л. Ларин, Т.Попова, Т. Акаха, Н.Курт и С.Бланк, большинство работ которых посвящено изменяющейся роли Дальнего Востока в регионе и его потенциальным преимуществам как транзитного региона. Помимо этого, в исследовании использовались данные Федеральной Таможенной службы РФ и статистическая база ЮНКТАД, а также другие источники с экономическими показателями. Для выявления направлений интеграции автор исследовал фильмокопии учредительных декларации и соглашений АСЕАН, предоставленные на официальном сайте организации, итоговые сводки конференций, а также тезисы выступлений председателей саммитов. Большое внимание уделялось заявлениям отдельных политических лидеров как в рамках многостороннего диалога, так и в виде частных интервью. Помимо этого, при изучении инвестиционных проектов и проблем Дальнего Востока исследовалась и нормативно-правовая база региона и реализуемых проектов. Отдельную базу фактических источников составляют новостные сводки, позволяющие проследить наиболее актуальные события.
Касательно структуры самого исследования можно сказать, что работу предваряет введение, объясняющее актуальность проблемы, а завершает – заключение, определяющее основные выводы исследования. Непосредственно сама работа поделена на три главы, а также имеет список использованных источников, литературы и приложение
Этот поворот был обусловлен желанием президента усилить независимость России от Запада и выстроить более сбалансированные отношения с США и Евросоюзом, а также воспользоваться подъемом Китая и Восточной Азии для ускорения экономического развития России. Кроме того, Россия увидела возможность использовать Азиатско-Тихоокеанский регион как фактор внутренней модернизации. Москва считает, что общемировой политический и экономический баланс сил меняется в пользу Восточной Азии, и с таким преимуществом, как географическая близость было бы нерационально не использовать такую возможность вместо портящихся отношений с западными странами. Наконец, в виду украинского кризиса и проблем с Сирией отношения России с Европой и Америкой сильно ухудшились, были наложены некоторые санкции, ограничивающие деятельность Российской Федерации в этих регионах, также выгоды от экономического сотрудничества. Так как эти проблемы носят более западно-ориентированный характер, азиатские страны относятся к ситуации более сдержанно и сохраняют относительно стабильные отношения с Россией.
Таким образом, в виду реализации программ развития Дальнего Востока РФ, продолжающихся диалогов по поводу интеграционных проектов в рамках региональных организаций АТР и регулярных официальных встреч на высшем уровне со стороны представителей России и азиатских стран, подтверждается актуальность исследовательской темы.
Стремление Российской Федерации к достижению статуса азиатско-тихоокеанской державы теоретически могло бы происходить в рамках интеграционного проекта Китая «АСЕАН+1» , но России нельзя допускать чрезмерного увеличения влияния Китая и попадать в зависимость от его спроса. Более того, во избежание негативного иностранного воздействия и потери контроля над активами, необходимо целенаправленно формировать инвестиционный климат и для отечественных предпринимателей для расширения притока прямых капиталовложений из западных районов РФ в дальневосточные территории. В свою очередь налаживание многостороннего диалога с азиатскими странами могло бы привести к выгодной для России конкуренции на Дальневосточном рынке. Однако, РФ сложнее идти с ними на контакт и претендовать на место в интеграционной группировке.
В данной работе в качестве объекта исследования выступают интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а предметом исследования является позиция Дальнего Востока РФ по отношению к азиатским странам, его перспективы и проблемы интеграции.
Автором ставится цель выявить сценарии развития Дальневосточного региона Российской Федерации в отношении с Восточноазиатскими странами и перспективы его экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Для достижения последующей цели были поставлены следующие задачи:
• Во-первых, классифицировать понятия интеграция и регионализация для того, чтобы устранить конкретизацию рамок исследования.
• Во-вторых, выявить направление и пути интеграции, к которым стремится Российская Федерация.
• В-третьих, выделить особенности интеграционного процесса именно в Восточной Азии
• В-четвертых, рассмотреть общую позицию Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ее инструменты влияния
• В-пятых, охарактеризовать инвестиционный климат Дальневосточного Федерального округа.
• Наконец, поставлена задача выявить препятствия и ограничения успешной интеграции Дальнего Востока РФ для вовлечения в экономическую зону АТР.
Теоретико-методологическая база: При исполнении обозначенных задач применялся системный анализ, подразумевающий разделение объекта на элементы, изучение связей между ними, а также внешнего воздействия на них. Среди специально-научных методов использовались элементы ситуативного метода для исследования инвестиционного климата Дальневосточного Федерального Округа и историческо-генетический для выявления особенностей процесса интеграции в Восточной Азии. Для выявления перспектив автор использовал прогностический метод -метод построения сценариев.
Теоретическую основу исследования составляет теория позитивной и негативной интеграции, разработанная голландским экономистом Яном Тинбергером. Исходя из нее, к «позитивной интеграции» относятся процессы, направленные на формирование общих институтов для структурирования экономического пространства. А «негативная интеграция» проявляется в стремлении стран к равным условиям взаимодействия в экономической сфере. Также в работе внимание уделяется стадиальной теории американского ученого Б.Балаши, которая предусматривает эволюционное развитие экономической интеграции с возможными политическими эффектами.
Степень разработанности темы интеграции Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион определяется как достаточно высокая, поскольку за счет большого количества упоминаний «разворота на Восток» в рамках российских внешнеполитических документов и заявлений видных политических деятелей, исследователи обращают на нее все больше внимания. Большое количество работ стало появляться после 2012 года. Общая тенденция состоит в том, что экспертное сообщество поддерживает курс на интеграцию Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский региона и экономическое развитие Дальнего Востока, хотя и сохраняются некоторые опасения относительно последствий широкого вовлечения в международное разделение труда из-за сырьевой ориентации экономики, экономической зависимости и иностранной миграции.
Можно выделить 2 группы ученых, которые настроены позитивно и пессимистично в отношении повышения роли Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К первой группе можно отнести С. Смирнова, который рассматривает этот регион как новую зону сотрудничества не только с Китаем и Японией, но и США, Петрунина Ж. считает, что Россия готова проводить такие масштабные проекты как совместное освоение космоса, мирового океана, улучшение транспортных маршрутов и сотрудничество в области энергетики, Т.Попова также подчеркивает важность проекта межконтинентального моста между Северо-Восточной Азией и Европой и воссоединение Транс-корейской железной дороги. Ишаева Ю. даже отмечает, что при разумном использовании своей географии и ресурсного потенциала, Россия сможет занять место среди лидеров мировой экономики.
Приверженцы «пессимистичного» лагеря выделяют несостоятельность некоторых надежд на дальневосточный регион РФ. Так, Минакир П. считает мало реалистичным подход, который предполагает создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, пока Россия специализируется на добывающей промышленности, ей уготована роль сырьевого придатка экономик АТР. Чечевишников А.Л. видит плоды активизации российской политики в АТР пока только в рамках локального, приграничного характера, он критикует реализацию масштабных проектов экспорта нефти и газа, поскольку их осуществление не дает должного эффекта для развития соответствующих регионов. В.Болдырев также не считает Дальневосточный регион интегрированным в Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем не менее, количество ученых, дающих положительную оценку активизации восточного вектора политики или сохраняющих нейтральную позицию гораздо больше.
Новизна данного исследования определяется конкретизацией вызовов для Российской Федерации в АТР в современных условиях на основе внутренних и внешних проблем, связанных с развитием экономического потенциала Дальневосточного Федерального округа. Также для обоснованности выводов исследования подробно исследуются статистические данные, связанные со внешнеторговым оборотом и экономическим развитием ДФО.
Источниковая база. При подготовке исследовательской работы были проанализированы источники и литература, позволившие показать объективную ситуацию места и роли России в процессах восточноазиатской интеграции. Особенно стоит отметить монографию специалиста по Восточной Азии А.А.Байкова «Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии», из который было подчеркнуто много теоретических аспектов как интеграции в целом, так и в особенности в регионе. Также большой вклад внесли публикации таких авторов как В.Е. Болдырев, В.Л. Ларин, Т.Попова, Т. Акаха, Н.Курт и С.Бланк, большинство работ которых посвящено изменяющейся роли Дальнего Востока в регионе и его потенциальным преимуществам как транзитного региона. Помимо этого, в исследовании использовались данные Федеральной Таможенной службы РФ и статистическая база ЮНКТАД, а также другие источники с экономическими показателями. Для выявления направлений интеграции автор исследовал фильмокопии учредительных декларации и соглашений АСЕАН, предоставленные на официальном сайте организации, итоговые сводки конференций, а также тезисы выступлений председателей саммитов. Большое внимание уделялось заявлениям отдельных политических лидеров как в рамках многостороннего диалога, так и в виде частных интервью. Помимо этого, при изучении инвестиционных проектов и проблем Дальнего Востока исследовалась и нормативно-правовая база региона и реализуемых проектов. Отдельную базу фактических источников составляют новостные сводки, позволяющие проследить наиболее актуальные события.
Касательно структуры самого исследования можно сказать, что работу предваряет введение, объясняющее актуальность проблемы, а завершает – заключение, определяющее основные выводы исследования. Непосредственно сама работа поделена на три главы, а также имеет список использованных источников, литературы и приложение
В результате поставленных задач в исследовательской работе были сделаны следующие выводы:
Во-первых, выявлено, что интеграция и регионализация представляют собой близкие понятия, поскольку второе стали использовать для обозначения процессов сближения в неевропейских регионах. В данной работе термин «интеграция» рассматривается в общем смысле и трактуется как сознательно регулируемый процесс сближения национальных, экономических или политических сфер в связи с интересами отдельных субъектов, который можно стимулировать и управлять.
Во-вторых, делается вывод, что Россия за счет существующих предпосылок географического расположения и особенностей цивилизационного развития хочет включиться в экономическую структуру интеграционной группировки ведущих экономик Восточной Азии. Инструментом на этом направление выступает Дальневосточный Федеральный Округ РФ, который непосредственно граничит с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Москва пытается осуществить компромиссную интеграцию, которая бы позволила получить эффективное экономическое сближение, не потеряв при этом контроль над своими территориями и привлекательность в их глазах как центра координации.
В-третьих, были определены следующие особенности интеграционного процесса в Восточной Азии:
• Исторически сформировавшаяся терпимость государств региона к доминированию иностранного элемента в структуре инвестиций и торговли;
• Возникший во время деколонизации феномен «азиатской солидарности» выражается в коллективных действиях малых и средних стран региона на международной арене;
• Экономическое сотрудничество на групповой, региональной основе выступает в качестве популярного политического лозунга во время предвыборных компаний;
• Направление интеграции и ее активизация идет со стороны малых и средних государств (АСЕАН), инициаторами выступают не региональные лидеры, как это произошло в Европе на примере Франции и Германии;
• Существований различных культурных и религиозных блоков в регионе мешают созданию единого культурного пространства;
• Боязнь открытости границ и защита национального суверенитета, отказ от наднациональности из-за колониального опыта и угрозы попасть под чужое управление;
• Во многом негативные отношения между двумя ведущими центрами региона – КНР и Японией;
• «Интеграционные» соглашения в торговой и финансовой сферах создаются по сетевому принципу, движимого рынком, включая в себя региональных и внерегиональных членов
В-четвертых, на данный момент РФ занимает сомнительную позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стремясь к признанию статуса региональной державы, но в то же время, не пользуясь большим доверием со стороны азиатских стран. В качестве инструментов влияния помимо двухсторонних соглашений РФ использует представительство в региональных организациях – АТЭС и АСЕАН. Однако, в первом случае вырабатываются в основном консультативные предложения, а во втором из-за того, что РФ не является постоянным членом, по объективным причинам не может принимать участие в выработке решающих положений для региона.
В-пятых, инвестиционный климат на Дальнем Востоке можно определить, как плодотворный только в некоторых областях. Однако он имеет положительные тенденции поскольку интерес к региону растет. На данный момент в Дальневосточном Федеральном округе осуществляются 372 проекта и объем инвестиций в регион к началу 2017г. превысил 3 трлн. руб. Несмотря на благоприятное взаимодействие России с Южной Кореей и Японией, основным партнером в регионе все-таки остается Китай. В первом квартале 2017 года доля внешнеторгового оборона с Китаем составила 14,3% от общего или 18 432,9 млн. долл., в то время как с Японией и Республикой Корея 3 941,5 млн.долл. и 4 381,8 млн. долл. соответственно, что в обоих случаях составляет чуть более 3%.
Наконец, выводится группа проблем, ограничивающая интеграционное сближение Дальнего Востока РФ со странами АТР:
Проблемы, связанные со внутренним фактором:
• Слабая конкурентоспособность Дальневосточного Федерального округа, моноориентированность экономики на добычу и экспорт ресурсов;
• высокий уровень коррупции в ДФО и неэффективность управления из центра;
• большая вовлеченность государства в экономику Дальнего Востока ограничивает процесс либерализации и создания равных с азиатскими партнерами условий на рынке;
• неразвитая инфраструктура и логистика региона не позволяет наладить активные контакты и масштабный торговый обмен.
Проблемы, связанные со внешними факторами:
• «Китайская угроза» в виде пассивного захвата территории, ключевых активов Дальнего Востока и установления чрезмерного влияния на экономику;
• Проблема региональной безопасности в регионе в связи с существованием потенциально опасных территориальных споров, общий фон миллитаризации;
• Недостаточно развитые контакты и отсутствие общего исторического фундамента со странами Юго-Восточной Азии.
В соответствии с целью проводимого исследования были разработаны следующие сценарии развития интеграционных процессов для России в АТР:
1) С помощью увеличения объемов инвестиций на Дальний Восток РФ, регион сможет успешно модернизироваться и войти в стадию устойчивого экономического роста, привлекая тем самым еще больше азиатских партнеров. Но для взаимодействия на равной основе необходимо будет уравновешивать вес политических партнеров;
2) Не успев реструктуризировать экономику, но достаточно либерализировав рыночные условия в регионе, ДФО не выдержит напора конкуренции азиатских товаров и превратиться в «провальный проект», который понизит международный престиж России. В таком случае Дальний Восток сможет выступать в интеграционной группировке только как сырьевая база;
3) В среднесрочной перспективе Дальний Восток РФ будет ориентироваться на экспорт сырьевых товаров, но в случае сохранения стабильного спроса сможет начать решать структурные проблемы и изменить условия сотрудничества с азиатскими странами на более выгодные;
4) Продолжая политику многополярности в Восточной Азии Россия сможет уравновесить влияние Китая как основного партнера на Дальнем Востоке путем интенсификации контактов с Южной Кореей, Японией или США и активным вовлечением в деятельность международных организаций. Тогда РФ сможет проводить самостоятельную политику в регионе;
5) Россия может испортить одно из внешнеполитических направлений: либо поддержит усиление Китая на дальневосточном рынке, рискуя потерять контроль над собственной экономикой и политикой, либо присоединится к американскому блоку сдерживания КНР и лишит себя значительной доли прибыльных совместных китайских проектов и главного инвестора на Дальнем Востоке.
Наиболее вероятным из представленных сценариев на данный момент автор считает третий вариант, однако, по мере его осуществления параметры могут сильно меняться. В целом, в ближайшее время чтобы ограничить возможности негативного влияния со стороны азиатских стран и избежать доли «сырьевого придатка» России необходимо создавать привлекательный инвестиционный климат не только для иностранных компаний, но и для российских. Один из факторов успеха экономического роста и дальнейшей интеграции состоит в инициативности отечественных предпринимателей и инвесторов и их готовности работать на Дальневосточном и Азиатско-Тихоокеанском рынках.
Во-первых, выявлено, что интеграция и регионализация представляют собой близкие понятия, поскольку второе стали использовать для обозначения процессов сближения в неевропейских регионах. В данной работе термин «интеграция» рассматривается в общем смысле и трактуется как сознательно регулируемый процесс сближения национальных, экономических или политических сфер в связи с интересами отдельных субъектов, который можно стимулировать и управлять.
Во-вторых, делается вывод, что Россия за счет существующих предпосылок географического расположения и особенностей цивилизационного развития хочет включиться в экономическую структуру интеграционной группировки ведущих экономик Восточной Азии. Инструментом на этом направление выступает Дальневосточный Федеральный Округ РФ, который непосредственно граничит с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Москва пытается осуществить компромиссную интеграцию, которая бы позволила получить эффективное экономическое сближение, не потеряв при этом контроль над своими территориями и привлекательность в их глазах как центра координации.
В-третьих, были определены следующие особенности интеграционного процесса в Восточной Азии:
• Исторически сформировавшаяся терпимость государств региона к доминированию иностранного элемента в структуре инвестиций и торговли;
• Возникший во время деколонизации феномен «азиатской солидарности» выражается в коллективных действиях малых и средних стран региона на международной арене;
• Экономическое сотрудничество на групповой, региональной основе выступает в качестве популярного политического лозунга во время предвыборных компаний;
• Направление интеграции и ее активизация идет со стороны малых и средних государств (АСЕАН), инициаторами выступают не региональные лидеры, как это произошло в Европе на примере Франции и Германии;
• Существований различных культурных и религиозных блоков в регионе мешают созданию единого культурного пространства;
• Боязнь открытости границ и защита национального суверенитета, отказ от наднациональности из-за колониального опыта и угрозы попасть под чужое управление;
• Во многом негативные отношения между двумя ведущими центрами региона – КНР и Японией;
• «Интеграционные» соглашения в торговой и финансовой сферах создаются по сетевому принципу, движимого рынком, включая в себя региональных и внерегиональных членов
В-четвертых, на данный момент РФ занимает сомнительную позицию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стремясь к признанию статуса региональной державы, но в то же время, не пользуясь большим доверием со стороны азиатских стран. В качестве инструментов влияния помимо двухсторонних соглашений РФ использует представительство в региональных организациях – АТЭС и АСЕАН. Однако, в первом случае вырабатываются в основном консультативные предложения, а во втором из-за того, что РФ не является постоянным членом, по объективным причинам не может принимать участие в выработке решающих положений для региона.
В-пятых, инвестиционный климат на Дальнем Востоке можно определить, как плодотворный только в некоторых областях. Однако он имеет положительные тенденции поскольку интерес к региону растет. На данный момент в Дальневосточном Федеральном округе осуществляются 372 проекта и объем инвестиций в регион к началу 2017г. превысил 3 трлн. руб. Несмотря на благоприятное взаимодействие России с Южной Кореей и Японией, основным партнером в регионе все-таки остается Китай. В первом квартале 2017 года доля внешнеторгового оборона с Китаем составила 14,3% от общего или 18 432,9 млн. долл., в то время как с Японией и Республикой Корея 3 941,5 млн.долл. и 4 381,8 млн. долл. соответственно, что в обоих случаях составляет чуть более 3%.
Наконец, выводится группа проблем, ограничивающая интеграционное сближение Дальнего Востока РФ со странами АТР:
Проблемы, связанные со внутренним фактором:
• Слабая конкурентоспособность Дальневосточного Федерального округа, моноориентированность экономики на добычу и экспорт ресурсов;
• высокий уровень коррупции в ДФО и неэффективность управления из центра;
• большая вовлеченность государства в экономику Дальнего Востока ограничивает процесс либерализации и создания равных с азиатскими партнерами условий на рынке;
• неразвитая инфраструктура и логистика региона не позволяет наладить активные контакты и масштабный торговый обмен.
Проблемы, связанные со внешними факторами:
• «Китайская угроза» в виде пассивного захвата территории, ключевых активов Дальнего Востока и установления чрезмерного влияния на экономику;
• Проблема региональной безопасности в регионе в связи с существованием потенциально опасных территориальных споров, общий фон миллитаризации;
• Недостаточно развитые контакты и отсутствие общего исторического фундамента со странами Юго-Восточной Азии.
В соответствии с целью проводимого исследования были разработаны следующие сценарии развития интеграционных процессов для России в АТР:
1) С помощью увеличения объемов инвестиций на Дальний Восток РФ, регион сможет успешно модернизироваться и войти в стадию устойчивого экономического роста, привлекая тем самым еще больше азиатских партнеров. Но для взаимодействия на равной основе необходимо будет уравновешивать вес политических партнеров;
2) Не успев реструктуризировать экономику, но достаточно либерализировав рыночные условия в регионе, ДФО не выдержит напора конкуренции азиатских товаров и превратиться в «провальный проект», который понизит международный престиж России. В таком случае Дальний Восток сможет выступать в интеграционной группировке только как сырьевая база;
3) В среднесрочной перспективе Дальний Восток РФ будет ориентироваться на экспорт сырьевых товаров, но в случае сохранения стабильного спроса сможет начать решать структурные проблемы и изменить условия сотрудничества с азиатскими странами на более выгодные;
4) Продолжая политику многополярности в Восточной Азии Россия сможет уравновесить влияние Китая как основного партнера на Дальнем Востоке путем интенсификации контактов с Южной Кореей, Японией или США и активным вовлечением в деятельность международных организаций. Тогда РФ сможет проводить самостоятельную политику в регионе;
5) Россия может испортить одно из внешнеполитических направлений: либо поддержит усиление Китая на дальневосточном рынке, рискуя потерять контроль над собственной экономикой и политикой, либо присоединится к американскому блоку сдерживания КНР и лишит себя значительной доли прибыльных совместных китайских проектов и главного инвестора на Дальнем Востоке.
Наиболее вероятным из представленных сценариев на данный момент автор считает третий вариант, однако, по мере его осуществления параметры могут сильно меняться. В целом, в ближайшее время чтобы ограничить возможности негативного влияния со стороны азиатских стран и избежать доли «сырьевого придатка» России необходимо создавать привлекательный инвестиционный климат не только для иностранных компаний, но и для российских. Один из факторов успеха экономического роста и дальнейшей интеграции состоит в инициативности отечественных предпринимателей и инвесторов и их готовности работать на Дальневосточном и Азиатско-Тихоокеанском рынках.
Подобные работы
- РОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - Политика Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Интеграция Российской Федерации в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Сообщество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как модель интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Трансрегионализм и выстраивание трансрегиональных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РФ И ПРОБЛЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТА «ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО РОССИИ»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Потенциал развития туризма на Дальнем Востоке
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2025 - Региональное развитие в условиях рыночных реформ и либерализации внешнеэкономических связей
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999



