ТРАНСФОРМАЦИЯ ЯПОНСКОЙ «ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ» СТРАНАМ ЮВА (КОН. XX- НАЧ. XXI В.)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПР И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 7
1.1 Международные программы экономической помощи 7
1.2 История возникновения японской ОПР 14
1.3 Этапы развития японской ОПР 21
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЯПОНИИ СТРАНАМ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 31
2.1 Особенности японской ОПР странам Юго-Восточной Азии 31
2.2. Экономическая помощь «старым» членам АСЕАН 42
2.3 Экономическая помощь «новым» членам АСЕАН 50
Заключение 57
Список использованной литературы и источников 60
Приложение 66
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПР И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 7
1.1 Международные программы экономической помощи 7
1.2 История возникновения японской ОПР 14
1.3 Этапы развития японской ОПР 21
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЯПОНИИ СТРАНАМ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 31
2.1 Особенности японской ОПР странам Юго-Восточной Азии 31
2.2. Экономическая помощь «старым» членам АСЕАН 42
2.3 Экономическая помощь «новым» членам АСЕАН 50
Заключение 57
Список использованной литературы и источников 60
Приложение 66
Актуальность темы. После окончания Второй мировой войны традиционные силовые методы распространения влияния государств в мировой политике стали менее эффективным средством в условиях установившегося баланса сил и ядерного сдерживания. Возможные инструменты международной активности Японии, как страны проигравшей в войне, были ограничены, что побудило начало поиска новых, не силовых механизмов продвижения своих национальных интересов в системе международных отношений. Одним из них стала Официальная Помощь Развитию (яп.政府開発援助) — политика развитых государств, осуществляемая по линии международных организаций и на двусторонней основе, в целях экономического и социального развития слаборазвитых стран. Япония уже почти 60 лет активно вовлечена в механизм официальной помощи развитию, являясь одним из ключевых доноров стран Юго-Восточной Азии.
Япония рассматривает Юго-Восточную Азию, как важнейший для себя регион, где переплетены ее экономические и геополитические интересы. Многие десятилетия Токио успешно конкурирует в Юго-Восточной Азии с другими мировыми и региональными державами, сохраняя свои позиции. Во многом этого удается достигнуть за счет разнообразия используемых инструментов международного влияния, в частности ОПР. За период с 1960 по 2015 г. Япония оказала помощь развитию странам Юго-Восточной Азии в размере более 50 млрд.долл. Причем Токио реализует в отношении стран региона особую стратегию ОПР, которая позволяет Японии свободно выходить на рынки новых стран, закрепляться на них и некоторый период их контролировать.
Таким образом, Япония научилась извлекать экономическую и геополитическую выгоду из ОПР, что является интересным объектом исследования и может быть использовано другими государствами, которые только готовятся подключиться к программе ОПР. Кроме того, политические и экономические процессы, протекающие в Юго-Восточной Азии, приобретают глобальный характер и затрагивают большинство стран и регионов мира, в том числе, Россию, которая стремится расширить объемы сотрудничества со странами региона.
Степень научной разработанности проблемы.
Для России характерен дефицит комплексных работ, раскрывающих особые механизмы реализации внешней политики Японии в Юго-Восточной Азии, включая программы ОПР.
Исследованию несиловых инструментов в современной системе международных отношений посвящены труды многих ученых: Бажанова Е.П., Бажановой Н.Е., Бажанова П.И., Неймарка М.А., Пономаревой Е.Г., Рудова Г.А., Лебедевой М.М., Е.Г. Борисовой и др. В этих работах обозначаются условия и причины перехода Японии к несиловым инструментам международных отношений, упоминается важная роль помощи развивающимся странам в современной системе международных отношений.
Японская ОПР в России получила широкое освещение в работах Е.Б. Ковригина. В них тщательно изучена история формирования и эволюция японской ОПР, в частности странам Юго-Восточной Азии. Определены особенности японской ОПР, показаны масштабы и уточнены некоторые направления двустороннего сотрудничества, в частности, с Китаем и региональными интеграционными объединениями.
В зарубежных работах японская ОПР также получила освещение. В этих трудах прослеживается история японской ОПР за полвека, приводится основная статистика, позволяющая получить представление о структуре, масштабах, распределении помощи по странам. В тоже время слабо освещена проблема причин участия Японии в ОПР, не четко представлена специфика трансформации японской ОПР во времени и пространстве. Кроме того, существует необходимость систематизации особенностей японской ОПР с целью определения характерных признаков стратегии оказания помощи странам Юго-Восточной Азии.
Цель работы: выявить причины и направления изменения японской официальной помощи развитию странам Юго-восточной Азии.
В работе решались следующие задачи:
1. Выявить историю возникновения японской ОПР, как части международной инициативы.
2. Определить этапы развития японской ОПР.
3. Выделить мотивы оказания японской ОПР странам Юго-Восточной Азии.
4. Установить специфику японской ОПР разным группам стран Юго-Восточной Азии.
Объект исследования: официальная помощь развития Японии.
Предмет исследования: временная и пространственная трансформация японской ОПР странам Юго-Восточной Азии.
Методология работы. В работе использованы разнообразные методы исследования: системный и геополитический подходы, сравнительно-исторический; структурно-функциональный метод; политический анализ, обобщение и др.
Информационную базу исследования составили официальные материалы (отчеты, программы, пресс-релизы) Японского международного агентства сотрудничества (яп. 独立行政法人国際協力機構 и англ. JapanInternationalCooperationAgency) и Министерства иностранных дел Японии, где представлены модели, нормы ОПР, статистика, описаны проекты по каждой из стран.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности его использования для составления ряда материалов, которые могут быть использованы в научных трудах, а также при чтении учебных спецкурсов по направлению «Мировая политика», при разработке учебно-методических пособий.
Практическая значимость. Результаты проведенного системного исследования ОПР Японии в условиях геополитической нестабильности могут быть использованным при выстраивании и проведении внешней политики РФ в ЮВА в период трансформации системы международных отношений. Изучение опыта Японии может дать необходимый материал для совершенствования внешнеполитических стратегий РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и выработки эффективного, долгосрочного подхода.
Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Япония рассматривает Юго-Восточную Азию, как важнейший для себя регион, где переплетены ее экономические и геополитические интересы. Многие десятилетия Токио успешно конкурирует в Юго-Восточной Азии с другими мировыми и региональными державами, сохраняя свои позиции. Во многом этого удается достигнуть за счет разнообразия используемых инструментов международного влияния, в частности ОПР. За период с 1960 по 2015 г. Япония оказала помощь развитию странам Юго-Восточной Азии в размере более 50 млрд.долл. Причем Токио реализует в отношении стран региона особую стратегию ОПР, которая позволяет Японии свободно выходить на рынки новых стран, закрепляться на них и некоторый период их контролировать.
Таким образом, Япония научилась извлекать экономическую и геополитическую выгоду из ОПР, что является интересным объектом исследования и может быть использовано другими государствами, которые только готовятся подключиться к программе ОПР. Кроме того, политические и экономические процессы, протекающие в Юго-Восточной Азии, приобретают глобальный характер и затрагивают большинство стран и регионов мира, в том числе, Россию, которая стремится расширить объемы сотрудничества со странами региона.
Степень научной разработанности проблемы.
Для России характерен дефицит комплексных работ, раскрывающих особые механизмы реализации внешней политики Японии в Юго-Восточной Азии, включая программы ОПР.
Исследованию несиловых инструментов в современной системе международных отношений посвящены труды многих ученых: Бажанова Е.П., Бажановой Н.Е., Бажанова П.И., Неймарка М.А., Пономаревой Е.Г., Рудова Г.А., Лебедевой М.М., Е.Г. Борисовой и др. В этих работах обозначаются условия и причины перехода Японии к несиловым инструментам международных отношений, упоминается важная роль помощи развивающимся странам в современной системе международных отношений.
Японская ОПР в России получила широкое освещение в работах Е.Б. Ковригина. В них тщательно изучена история формирования и эволюция японской ОПР, в частности странам Юго-Восточной Азии. Определены особенности японской ОПР, показаны масштабы и уточнены некоторые направления двустороннего сотрудничества, в частности, с Китаем и региональными интеграционными объединениями.
В зарубежных работах японская ОПР также получила освещение. В этих трудах прослеживается история японской ОПР за полвека, приводится основная статистика, позволяющая получить представление о структуре, масштабах, распределении помощи по странам. В тоже время слабо освещена проблема причин участия Японии в ОПР, не четко представлена специфика трансформации японской ОПР во времени и пространстве. Кроме того, существует необходимость систематизации особенностей японской ОПР с целью определения характерных признаков стратегии оказания помощи странам Юго-Восточной Азии.
Цель работы: выявить причины и направления изменения японской официальной помощи развитию странам Юго-восточной Азии.
В работе решались следующие задачи:
1. Выявить историю возникновения японской ОПР, как части международной инициативы.
2. Определить этапы развития японской ОПР.
3. Выделить мотивы оказания японской ОПР странам Юго-Восточной Азии.
4. Установить специфику японской ОПР разным группам стран Юго-Восточной Азии.
Объект исследования: официальная помощь развития Японии.
Предмет исследования: временная и пространственная трансформация японской ОПР странам Юго-Восточной Азии.
Методология работы. В работе использованы разнообразные методы исследования: системный и геополитический подходы, сравнительно-исторический; структурно-функциональный метод; политический анализ, обобщение и др.
Информационную базу исследования составили официальные материалы (отчеты, программы, пресс-релизы) Японского международного агентства сотрудничества (яп. 独立行政法人国際協力機構 и англ. JapanInternationalCooperationAgency) и Министерства иностранных дел Японии, где представлены модели, нормы ОПР, статистика, описаны проекты по каждой из стран.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в возможности его использования для составления ряда материалов, которые могут быть использованы в научных трудах, а также при чтении учебных спецкурсов по направлению «Мировая политика», при разработке учебно-методических пособий.
Практическая значимость. Результаты проведенного системного исследования ОПР Японии в условиях геополитической нестабильности могут быть использованным при выстраивании и проведении внешней политики РФ в ЮВА в период трансформации системы международных отношений. Изучение опыта Японии может дать необходимый материал для совершенствования внешнеполитических стратегий РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и выработки эффективного, долгосрочного подхода.
Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Япония является одним из лидеров по масштабам ОПР. Формирование японской ОПР произошло в послевоенный период, когда страна остро нуждалась в эффективных механизмах сохранения и укрепления международных экономических связей на фоне утраты авторитета и доверия к ней. Японская ОПР смогла «привязать» финансово и технологически страны Азии к Токио и создала условия для развития торговли, проникновения инвестиций в наиболее привлекательные страны и регионы.
В работе были выделены этапы развития японской модели ОПР:
На первом (1950-1960-е гг.) этапе происходило восстановление международных связей, разрушенных войной. Значительная часть помощи приходилась на репарации и безвозмездные гранты, а ключевые получателями помощи, пострадавшие от войны страны (Корея, Индонезия, Мьянма).
Второй этап (1970- сер. 1990-х гг.) связан с ростом масштабов японской ОПР, ее выходом за пределы АТР. Японскую ОПР отличала географическая дифференцированность; не сбалансированность по формам предоставления помощи с преобладанием возвратных форм; займы, прежде всего, направлялись на создание экономической инфраструктуры и поддерживали приток японских инвестиций. Индонезия и Китай становятся главными получателями японской ОПР в этот период.
Третий этап (кон. 1990-х-2000-е гг.) отличается трансформацией японской ОПР с целью ее рационализации и повышения эффективности, что было связано с ухудшением внешних и внутренних условия для развития Японии, появлением новых конкурентов в регионе (Китай), азиатским экономическим кризисом. Япония сосредотачивается на помощи странам ЮВА, развиваются партнерские отношения с АСЕАН.
Четвертый этап начался со второго десятилетия XXI века. Продолжается поиск способов повышения эффективности японской ОПР, появились новые направлений ОПР (в сфере культуры, региональной безопасности, соблюдения прав человека), отмечается концентрация ресурсов на ЮВА.
Страны Юго-Восточной Азии – основные получатели японской помощи. Целями японской ОПР в ЮВА следует сводить к следующим группам:
- поддержание благоприятного дипломатического климата в отношениях с важнейшими развивающимися странами региона (в разные периоды это были Индонезия, Таиланд, в настоящее время –Вьетнам);
- создание в странах ЮВА промышленной инфраструктуры, необходимой для того чтобы расширить экономическую мощь Японии, повысить уровень развития местных экономики до такого уровня, когда они смогут принимать у себя японские инвестиции и быть платежеспособными торговыми партнерами.
Скрытые цели японской ОПР: расширение зоны японского влияния в регионе, доступ к новым рынкам сбыта и контроль над ресурсной базой стран ЮВА, сдерживание конкурентов в регионе.
В работе предложена общая схема модели японской ОПР странам ЮВА: ОПР – наращивание внешней торговли – приток японских ПИИ – устойчивые кооперационные связи – страна попадает в экономическую зависимость от Японии. За счет прагматичной ОПР страны ЮВА оказались экономически привязанными к Японии – были сформированы технологические цепочки, которые объединяли предприятия Японии и стран ЮВА.
В ЮВА Токио реализует особую стратегию ОПР. Официальная помощь развитию является начальным звеном японской экономической экспансии, когда за ней следуют прямые инвестиции, направлены на создание в странах-реципиентах условий экономической и политической стабильности и роста. После чего происходит наращивание товарооборота и инвестиционного сотрудничества с Японией. Данную стратегию Токио последовательно реализовывал в «старых» и «новых» членах АСЕАН.
В настоящее время Япония пытается сохранить значимые объемы ОПР «старым» членам АСЕАН за счет поиска новых интересных для них направлений. В этой группе стран японская ОПР преследует разные цели:
- Для богатых ресурсами и крупных рынков сбыта (Индонезия и Филиппины) Япония пытается реализовывать проекты в интересных для себя сферах (транспорт, подготовка рабочих кадров, создание базы для приема японских инвестиций, расширение торговли).
- Для успешных в экономическом отношении государств (Малайзия, Таиланд), которые не так остро нуждаются в японской ОПР, Токио пытается найти интересные сферы сотрудничества для сохранения своего влияния. Это развитие транспортных сетей, создание условий для роста высокотехнологичного сектора, обмен опытом.
«Новые» члены АСЕАН рассматриваются Японией, как самые перспективные экономические партнеры, которые способны улучшить положения японских компаний на рынке ЮВА. Ведущий мотив оказания японской помощи «новым» членам АСЕАН – экономический, который Токио пытается «замаскировать» гуманитарными и общими для региона (борьба со стихийными бедствиями, безопасность) целями. Ключевой интерес Токио в регионе заключается в формировании новых промышленных центров, транспортных коридоров, лояльных групп населения, развитие которых будет контролироваться Японией.
В работе были выделены этапы развития японской модели ОПР:
На первом (1950-1960-е гг.) этапе происходило восстановление международных связей, разрушенных войной. Значительная часть помощи приходилась на репарации и безвозмездные гранты, а ключевые получателями помощи, пострадавшие от войны страны (Корея, Индонезия, Мьянма).
Второй этап (1970- сер. 1990-х гг.) связан с ростом масштабов японской ОПР, ее выходом за пределы АТР. Японскую ОПР отличала географическая дифференцированность; не сбалансированность по формам предоставления помощи с преобладанием возвратных форм; займы, прежде всего, направлялись на создание экономической инфраструктуры и поддерживали приток японских инвестиций. Индонезия и Китай становятся главными получателями японской ОПР в этот период.
Третий этап (кон. 1990-х-2000-е гг.) отличается трансформацией японской ОПР с целью ее рационализации и повышения эффективности, что было связано с ухудшением внешних и внутренних условия для развития Японии, появлением новых конкурентов в регионе (Китай), азиатским экономическим кризисом. Япония сосредотачивается на помощи странам ЮВА, развиваются партнерские отношения с АСЕАН.
Четвертый этап начался со второго десятилетия XXI века. Продолжается поиск способов повышения эффективности японской ОПР, появились новые направлений ОПР (в сфере культуры, региональной безопасности, соблюдения прав человека), отмечается концентрация ресурсов на ЮВА.
Страны Юго-Восточной Азии – основные получатели японской помощи. Целями японской ОПР в ЮВА следует сводить к следующим группам:
- поддержание благоприятного дипломатического климата в отношениях с важнейшими развивающимися странами региона (в разные периоды это были Индонезия, Таиланд, в настоящее время –Вьетнам);
- создание в странах ЮВА промышленной инфраструктуры, необходимой для того чтобы расширить экономическую мощь Японии, повысить уровень развития местных экономики до такого уровня, когда они смогут принимать у себя японские инвестиции и быть платежеспособными торговыми партнерами.
Скрытые цели японской ОПР: расширение зоны японского влияния в регионе, доступ к новым рынкам сбыта и контроль над ресурсной базой стран ЮВА, сдерживание конкурентов в регионе.
В работе предложена общая схема модели японской ОПР странам ЮВА: ОПР – наращивание внешней торговли – приток японских ПИИ – устойчивые кооперационные связи – страна попадает в экономическую зависимость от Японии. За счет прагматичной ОПР страны ЮВА оказались экономически привязанными к Японии – были сформированы технологические цепочки, которые объединяли предприятия Японии и стран ЮВА.
В ЮВА Токио реализует особую стратегию ОПР. Официальная помощь развитию является начальным звеном японской экономической экспансии, когда за ней следуют прямые инвестиции, направлены на создание в странах-реципиентах условий экономической и политической стабильности и роста. После чего происходит наращивание товарооборота и инвестиционного сотрудничества с Японией. Данную стратегию Токио последовательно реализовывал в «старых» и «новых» членах АСЕАН.
В настоящее время Япония пытается сохранить значимые объемы ОПР «старым» членам АСЕАН за счет поиска новых интересных для них направлений. В этой группе стран японская ОПР преследует разные цели:
- Для богатых ресурсами и крупных рынков сбыта (Индонезия и Филиппины) Япония пытается реализовывать проекты в интересных для себя сферах (транспорт, подготовка рабочих кадров, создание базы для приема японских инвестиций, расширение торговли).
- Для успешных в экономическом отношении государств (Малайзия, Таиланд), которые не так остро нуждаются в японской ОПР, Токио пытается найти интересные сферы сотрудничества для сохранения своего влияния. Это развитие транспортных сетей, создание условий для роста высокотехнологичного сектора, обмен опытом.
«Новые» члены АСЕАН рассматриваются Японией, как самые перспективные экономические партнеры, которые способны улучшить положения японских компаний на рынке ЮВА. Ведущий мотив оказания японской помощи «новым» членам АСЕАН – экономический, который Токио пытается «замаскировать» гуманитарными и общими для региона (борьба со стихийными бедствиями, безопасность) целями. Ключевой интерес Токио в регионе заключается в формировании новых промышленных центров, транспортных коридоров, лояльных групп населения, развитие которых будет контролироваться Японией.



