Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА КРЫМА: КРЕПОСТЬ ИНКЕРМАН – КАЛАМИТА

Работа №131641

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Средневековая крепость Каламита
§ 1. История создания крепости. Каламита в эпоху античности и Вели-кого переселения народов
§ 2. Крепость Каламита в период Средневековья и Нового времени…12
§ 3.Инкерман — город-крепость. Социально-экономические аспекты заселения, особенности планировки и оборонительной системы…
Глава II. Инкерманский мужской монастырь св. Климента……...........28
§ 1. История возникновения монастыря. Проникновение христианства на Крымский полуостров…
§ 2. Инкерманская киновия в составе княжества Феодоро. Период наи-высшего расцвета монастыря
§ 3. Монастырь св. Климента в период Османского влияния в Крыму.35
§ 4. Инкерман в составе Российской империи……………………….....37
§ 5.Инкерманский мужской монастырь в годы советской власти…….44
Глава III. Экскурсионно-туристический потенциал современного Инкермана
§ 1. Инкерманский мужской монастырь св. Климента на рубеже XX–XXIвв
§ 2. Архитектура монастыря. Сохранившиеся постройки
§ 3. Монастырь св. Климента как экскурсионно-туристический объект (по данным статистики за 2013–2016 гг.)
§ 4. Экскурсионное обслуживание в Инкермане: особенности и перспективы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Крымский полуостров очень быстро приобрел широкую популярность среди туристов различных стран благодаря своему мягкому климату и теп-лому морю. Но нельзя забывать, что «всесоюзная здравница», как ее называли во время СССР — это не только череда песчаных пляжей. Крым прекрасен прежде всего тем, что он богат на необычайные природные, исторические и религиозные места, многие из которых имеют статус памятников областного и федерального значения.
В данной работе будет рассмотрен регион юго-западного Крыма, где особый интерес представляет одни из уникальных историко-культурных объектов —Инкерман. Инкерман — это город, расположенный в 7 км к востоку от Севастополя, на правом берегу реки Чёрной.
Сам Инкерман переводится с тюркского как «пещерная крепость». Именно турки подарили городу название, которым мы пользуемся до сих пор. Возникший в VI в., Инкерман относится к так называемому разряду «пещерных городов» из-за огромного количества жилищ, выдолбленных в Инкерманских скалах средневековыми жителями города. В настоящее время город знаменит благодаря двум своим наиболее ярким достопримечательностям: это руины средневековой крепости Каламита и Инкерманский мужской монастырь Святого Климента. Именно этим двум объектам и будет посвящено наше исследование.
Целью данной работы является выявление новой и систематизация уже имевшейся ранее информации, которая может быть использована для уточнения и расширения существующей экскурсионной программы в Инкермане с целью популяризации Инкермана как культурного и религиозного туристского центра.
Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих взаимосвязанных задач. Во-первых, изучение, обработка и систематизация имевшейся ранее, наработанной предшественниками, информации по данным объектам нашего исследования: крепости Каламита и монастырю св. Климента. Данной задаче будет посвящена значительная часть нашей работы, ведь, согласно правилам подготовки экскурсии, первый этап, от которого в дальнейшем зависит качество и полнота экскурсии, это подбор материалов, дополнительных источников и их тщательное изучение.
Вторая задача нашего исследования –анализ уже существующего экскурсионного маршрута, разработанного сотрудниками Инкерманского монастыря и выявление его недостатков. Также, в третьих, следует подробно изучить статистику посещения данного экскурсионного объекта за последние несколько лет, чтобы выявить его актуальность и спрос среди экскурсантов на сегодняшний день и в дальнейшей перспективе.
Наконец, завершающей задачей является разработка нового экскурсионного маршрута и его документальное оформление с возможностью впоследствии предоставить его экскурсионному бюро монастыря св. Климента.
При отборе научной литературы и источников мы обратили внимание, что практически половину из них составляют воспоминания путешественников и участников событий. Именно отсюда мы можем получить самые ранние исторические сведения. В числе первых —заметки священника Иакова середины XVII в., который подробно описал всю застройку Инкерманской крепости. Позже, во второй половине того же века, упоминания об Инкермане встречаются у известного путешественника Эвлия Челеби, именно благодаря его заметкам сохранилась информация о состоянии монастыря и крепости на тот период.
После присоединения Крыма к России ученые начали активно изучать природу полуострова и его достопримечательности. К этому периоду относится и появление термина «пещерные города». Впрочем, один из крупнейших ученых, археологов, крымоведов советского времени Е. В. Вейрман, который занимался в середине XX в. раскопками «пещерных городов» считает, что в научном обороте термин стоит заменить на более подходящие − «пещерный ансамбль» или «пещерный комплекс» . Мы же будем использовать в нашей работе общепринятый термин «пещерные города».
Первые научные описания «пещерных городов» принадлежат академику П. С. Палласу, выдающемуся ученому конца XVIII в. Во второй половие XVIII–XIX вв. упоминание об Инкермане можно найти в произведениях И. М. Муравьева-Апостола, В. Х. Кондараки. Относительно подробные сведения содержатся в работах немецкого ученого П. Кеппена и ряда других авторов.
Огромный вклад в изучение Инкермана внес А. Л. Бертье-Делагард, который произвел детальное обследование руин, сооружений и пещерных монастырей, результаты исследований нашли отражение в его труде, увидевшем свет в 1886 г.
В конце XIX – начале XX века были изданы несколько трудов, посвященных исключительно Инкерманской обители. Это связано с открытием в Инкермане киновии в 1852 г. Необходимо отметить и произведения историко-описательного характера таких авторов как И. Н. Огронович, М. Феофилов, М. Протопопов.
Изучение Инкерманского монастыря продолжили уже советские ученые в середине XX в. В 1940-х — 1950-х годах на территории Инкерманской долины проводились археологические раскопки под руководством Е. В. Веймарна, который опубликовал ряд статей в таких сборниках, как «История и археология средневекового Крыма», «Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму».
Ряд аспектов, связанных не только с пещерными церквями и монастырем, но и с Каламитской крепостью, подробно осветили в своих работах, вы-шедших уже в конце XX — начале XXI в. такие авторы, как Ю. М. Могаричев, А. Г. Герцен, О. А. Махнева, В. Г. Турзи другие. Они систематизировали и обобщили всю информацию, которая была накоплена до них. Однако в данных работах Инкерманскому монастырю посвящены лишь отдельные разделы, главы или статьи.
Изучая историографию, связанную с историей монастыря и крепости, становится видно, что список обобщающих трудов на сегодняшний день очень скромен, а книг, которые посвящены именно Инкерману совсем не-много. Большинство из них написаны в прошлом веке, и, как правило, ин-формация в них либо устарела, либо является спорной. Поэтому, изучение и систематизация информации сохраняет свою актуальность и практическую значимость в настоящее время.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках представленной выпускной квалификационной работы была изучена одна из наиболее значимых святынь Крымского полуострова, а именно Инкерман, который, как показывает статистика, на сегодняшний день привлекает туристов со всего света. Во время написания работы мы не раз убедились, что Инкерман не только ценное и уникальное сооружение, но также крупный паломнический и туристический центр.
Наибольшая значимость Инкермана состоит в том, что это один из не-многих сохранившихся «пещерных городов» полуострова, где находится одна из самых почитаемых святынь — древняя церковь, выдолбленная в скале еще в I в. н.э.
Помимо этого, Инкерман имеет еще одно преимущество, которое кроется в его уникальном географическом положении, ведь расположен он в од-ном из живописнейших уголков Крыма. Удивительное сочетание гор, моря, обрывов с пещерными жилищами крепости — все это возводит его в ранг самых посещаемых «пещерных монастырей».
В данной работе были осуществлены: систематизация, дополнение и обобщение материалов об истории и развитии Инкерманского монастыря и крепости, собранные на протяжении нескольких столетий. Основными источниками послужили путевые заметки, в которых, однако, информация зачастую была искажена по ряду причин, поэтому очень важно было выявить, опираясь на другие данные, наиболее достоверную информацию. Однако, следует подчеркнуть, что значительная часть вопросов все еще остаются от-крытыми и может служить предметом для дальнейшей изысканий.
Во второй части работы был проанализирован современный туристический потенциал Инкерманского мужского монастыря. Во время непосредственного общения с сотрудниками экскурсионного бюро, были получены сведения об экскурсионных группах и статистика за последние четыре года (2013–2016 гг.), исходя из которых, становится очевидной популярность данного места, причем не только в среде узконаправленного паломнического и религиозного туризма. Древние стены киновии привлекают людей как с культурно-познавательными и эстетическими, так и с иными целями. Помимо этого, как следует из интервью с экскурсоводами, многие посетители, не только русские, но и иностранные, приезжают уже подготовленные, они четко знают, куда и зачем приехали.
В дополнение, монастырь посещают как новые туристы из разных регионов, так и те, кто уже бывал ранее, что объясняется грамотной политикой монастыря: с 1990-х годов и до настоящего времени восстановлены далеко не все постройки и церкви, и люди каждый раз приезжая знакомятся с очередным, обновленным экспонатом.
Помимо этого, при монастыре активно ведется археологическая деятельность, разрабатываются новые проекты по улучшению имиджа Инкермана и его популяризации. Продолжается систематическая реставрация монастыря, к его облику постоянно добавляется что-то новое (красивая беседка, интересное растение в саду и т.п.). Вся новая информация появляется в печати, поэтому каждый турист, прибывший в Крым спустя год, два или десять лет, будет снова и снова возвращаться в монастырь и каждый раз открывать его по-новому. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Инкерман сегодня — это один из важных религиозных и туристических центров Крымского полуострова.
Однако, одной из наших задач было не только еще раз убедиться в привлекательности данной местности, но и найти возможность по новому взглянуть на Инкерман. И мы эту задачу выполнили. Нами была разработана экскурсия по Инкреману, в частности по Каламитской крепости, которая может быть одинаково интересной для разнообразных групп экскурсантов. Если удастся воплотить проект в жизнь, то это даст Инкерману второе дыхание и привлечет еще большее количество туристов.
В заключение необходимо отметить: неизвестно, удастся ли ученым разгадать загадку возникновения монастыря, трактовки названия, первых жителей, основателей крепости, доказать достоверность легенды о пребывании на этой земле св. Климента и найти ответы на ряд других вопросов. Однако, бесспорным остается одно: Инкерман необычайный город, который не оста-вил равнодушным ни одного посетившего его путешественника. Подтверждение этому мы находим в заметках классика русской литературы А. С. Грибоедов. Объехав все Крымское побережье, он написал позже, что именно Инкерман — «Самый фантастический город!» .



1. Андриянов А. Инкерманский бойи оборона Севастополя. Наброски участника. СПб.: Тип. Гл. упр. уделов, 1903. 97 с.
2. Бертье-ДелагарА. Л Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма. Одесса: Тип. А. Шульце, 1886. 114 с.
3. Инкерман и Инкерманская киновия в Крыму. 2-е изд., Одесса: Типография и хромолитография Е. И. Фесенко, 1901. 28 с.
4. Кеппен П. И. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб.: Имп. Акад. наук, 1837. 412 с.
5. Кондараки В.°Х. В память столетия Крыма. Т. 1: Топографический обзор полуострова. М.: [Б. и.],1883. 282 с.
6. Ливанов Ф. В.Инкерманъ и «Инкерманскаякиновiя»въ Крыму. (Что близъ г. Севастополя). М.: Типография «Современ. Извест.», 1874. 40 с.
7. Муравьев-Апостол И. М. Путешествие по Тавриде в 1820 году. СПб.:[Б. и.],1823. 337 с.
8. Огронович°И. Н. Инкерман и Инкерманская киновия в Крыму. Одесса: Тип. К. И. Фесенко, 1894. 19 с.
9. Паллас П. С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793–1794 годах / Пер. снем. М.: Наука, 1999. 246 с.
10. Протопопов М.Инкерманский монастырь близ Севастополя. Севастополь: Типография Бронштейна, 1905. 40 с.
11. Феофилов М. Исторический очерк христианства в Крыму. Симферополь: [Б. и.], 1899. 51 с.
12. ЧелебиЭвлия. Книга путешествия. Турец. авт.ЭвлияЧелебио Крыме (1666-1667 гг.) // Крым.отд-ние Ин-та востоковедения Нац. акад. наук Украины. Симферополь: Дар, 1999. 141 с.
Литература:
1. Андреев А. Р. История Крыма. М.: Монолит [и др]., 2002. 274 с.
2. Васильев А. В. Загадка княжества Феодоро. Севастополь: Библекс, 2006. 415 с.
3. Веймарн Е. В. О времени возникновения средневековой крепости Каламита // История и археология средневекового Крыма. М: АН УССР,1958. 188 с.
4. Веймарн Е.В. «Пещерные города» Крыма // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. Симферополь: Таврия, 1992. 223 с.
5. Гармаш П.°Е. Севастополь. Очерк-путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Симферополь: Крым, 1969. 168 с.
6. Герцен А. Г., Махнева О. А.«Пещерные города» Крыма. Симферополь: Таврия, 1989. 104 с.
7. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М.: [Б. и.], 1901. Т. 1. Ч. 1. 793 с.
8. Грибоедов А. С.Избр. произведения / Путевые заметки. 1825. Москва: Мир книги Литература, 2005. 431 с.
9. Гуськов А. А. Атлас пещерных городов Крыма. Путешествие к строителям и обитателям пещер. Харьков: Курсор, 2007. 195 с.
10. Дермедведь-Эрбаш Е. Н. Крым: по следам забытых путешествий. Заметки по литературно-историческому краеведению. Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. 184 с.
11. Дорогой тысячелетий: Очерки о древнем Крыме. Симферополь: Крым, 1969. 151 с.
12. Закалдеев Н. В. Пешком по Крыму или Крымские тропы. Симфе-рополь, 2003. 199 с.
13. Иванов Е. Э. Севастополь и его окрестности: Херсонес, Малахов курган, Братскоекл., Учкуевка, Георгиевский монастырь, Балаклава, Инкер-ман, древнейший Херсонес, храм св. Климента и Херсонесский маяк. Сева-стополь: Спиро, 1894. 46 с.
14. Измайлов В. А. Православный Крым. Знаменитые святыни. М: Эксмо, 2015. 189 с.
15. История Крыма / [Спивак И.А., Хапаев В.В., Бойцова Е.Е. и др.]; Российское военно-историческое общество. М: Олма Медиа Групп, 2015 [т. е. 2014]. 461 с.
16. Катунин Ю. А. Христианство в истории и культуре народов Крыма в I–XVIII веках // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Т. 24. 2013. С. 130-141.
17. Киселев Д. В. Крым: путеводитель. 5-е изд., испр. и доп. М: ЭКСМО, 2014. 352 с.
18. Крым: Путеводитель / [Д. Ершов]. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010. 336 с. (Оранжевый гид).
19. Кулаев К. В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. М.: Турист, 2004. 96 с.
20. Ливанова Л. М. Крым: православные святыни: путеводитель. Симферополь: «Рубин», 2003. 384 с.
21. Марков Е. Л. Очерки Крыма: картина крымской жизни, истории и природы. Киев: Издательский дом «Стилос», 2009. 512 с.
22. Могаричев Ю. М.Инкерманский пещерный монастырь // Право-славные монастыри. Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Симферополь: Сонат, 2007. 407 с.
23. Могаричев Ю.°М.«Пещерные города» в Крыму. Симферополь: СОНАТ, 2005. 192 с.
24. Путеводитель. Крым. М.:Вокруг света. 2011 164 с.
25. Святые древнего Крыма / Митрополит Иоанн (Вендланд). Ярославль: Отчий дом, 1998. 136 с.
26. Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор / Сост.прот. Михаил Родионов. Симферо-поль. 1872. 269 с.
27. Струков, Дмитрий Михайлович // Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 / Сост. С. Н. Кондаков. — СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914-1915. Т. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. С. 190. 272 с.
28. Таврическая и Крымская епархия. Архипастыри Крыма за 2000 лет. Из серии МартирологУкраинской Православной Церкви ХХ столетия. / [Валякин°В.°А.] Симферополь: Родное слово, 2013. 416 с.
29. Тур В. Г. Православные монастыри Крыма в XIX - начале XX вв. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Издательский дом «Стилос», 2006. 247 с.
30. Фадеева Т. М.Тайны горного Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. 256 с.
31. Харитонов С. В. «Пещерные города» Крыма: Путеводитель. Одесса: Бровкин А. В., 2005. 248 с.
32. Хартахай Ф. А. Христианство в Крыму. М: ГПИБ, 2003.
33. Храпунов И. Н. Древняя история Крыма: Учебн. пособие. Изд. 3-е, стер. Симферополь: ДОЛЯ, 2007. 269 с.
34. Чехов С.М. Крым: Справочник-путеводитель. Москва: Изд-во Ц. С. Освода, 1934. 116 с.
35. Шавшин В. Г. Балаклава. Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1990. 111 с.
36. Якушева Е., Нижура А. Пещерные города Крыма. Путеводитель. Симферополь: Таврия, 1972. 96 с.
Электронные ресурсы:
1. МальцевВладимир.Патриотический центр для души и те-ла. Крымский монастырь хочет обзавестись крупнейшим в России церковным комплексом зданий// Независимая газета — Религии: [Электронный ресурс] 17.09.2014 // URL:http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=21861. (Дата обращения: 11.04.2017).
2. Возрождение монастыря // Путешествие по святым местам: [Электронный ресурс] 01.02.2015 // URL: http://www.vidania.ru/monastery/inkermanskiy_monastyr_vozrozdenie.html.(Дата обращения: 11.04.2017).
3. Правительство Республики Крым. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2014 год. Официальный сайт: [Электронный ресурс] / URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/Minkurortov_statistika_janvar_ijun_2015.pdf. (Дата обращения: 17.04.2017).
4. Правительство Республики Крым. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2015 год. Официальный сайт: [Электронный ресурс] // URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/vochnaya_informatsiya_o_kolichestve_turistov__posetivshih_respubliku_krim_za_2015_god.pdf (дата обращения: 21.04.2017).
5. Правительство Республики Крым. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2016 год. Официальный сайт: [Электронный ресурс] // URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/vochnaya_informatsiya_o_kolichestve_turistov__posetivshih_respubliku_krim_za_2016_god.pdf (дата обращения: 21.04.2017).
6. Правительство Республики Крым. Туристские (экскурсионные) маршруты Республики Крым. Официальный сайт: [Электронный ресурс] // URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/turistskie_ekskursionni_10012017.pdf. (дата обращения: 02.04.2017).
7. Православный энциклопедический словарь: [Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/religion/Arianstvo-76.html. (Дата обращения: 25.03.2017).
8. Православный энциклопедический словарь: Правослаие. [Электронный ресурс] //URL: http://www.pravoslavie.ru/99861.html. (дата обращения: 17.03.2017).
9. Святителя Климента Римского Инкерманский мужской монастырь. Официальный сайт: [Электронный ресурс] 09.03.2014 // URL: http://inkerman-mon.church.ua/arxitektura/ (Дата обращения: 14.04.2017).
10. Священномученика Климента Инкерманский мужской монастырь // Симферопольская и Крымская епархия. Официальный сайт: [Электронный ресурс] 09.03.2014 // URL: http://crimea.orthodoxy.su/main/monasteries/405-02 (Дата обращения: 14.04.2017).
11. Яшаева Ю. Т.Православная энциклопедия. Под редакцией парриарха московского и всея Руси Кирилла.Т. 22. С. 659-669: [Электронный ресурс] 11.12.2014 // URL: http://www.pravenc.ru/text/389605.html (Дата обращения: 11.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ