Введение…
Глава 1. Позиция президента Дональда Трампа о свободе слова в США.....…6
1.1. Президенты США vs. свобода слова: история и современность………….6
1.2. Развитие отношений Дональда Трампа с американскими СМИ в 2016-2018 годах
Глава 2. Освещение американскими СМИ отношения Д. Трампа к свободе слова
2.1. Газета TheNewYorkTimes о политике Д. Трампа в отношении свободы слова
2.2. Освещение на сайте телеканала CNN позиции Д. Трампа о свободе слова
2.3. Мнение новостного портала FoxNewsна счёт политики Д. Трампа в вопросе свободы слова…
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
Актуальность исследования. Свобода слова играет важную роль в политической и социальной жизни современного демократического общества, каким принято считать Соединённые Штаты Америки. Её реализация зависит от позиции политического лидера, которым в США на данный момент является Дональд Трамп. Будучи личностью с неоднозначными, спорными политическими взглядами, в том числе и в вопросе свободы слова, он не может своими словами и действиями на этот счёт не привлекать внимание американских СМИ. Более того, вопрос свободы слова непосредственно касается деятельности медиа-ресурсов, именно поэтому СМИ уделяют ему особое внимание при освещении политической деятельности Президента США.
Актуальность выбранной темы обусловлена резонансом в американском обществе, вызванным нетипичным отношением Президента США к СМИ. Трепетное отношение к соблюдению принципов свободы слова в течение долгого времени являлось политической традицией американцев, а поведение Дональда Трампа стало диссонансом, который создал обширный плацдарм для реакции СМИ. Они, в свою очередь, демонстрируют неоднозначную позицию по отношению к выходкам президента, что в современных реалиях Штатов удивительно. Такое стечение обстоятельств заслуживает внимания.
Научная новизна исследования сопряжена с тем, что на современном этапе автору не встречались серьёзные исследования об освещении американскими СМИ позиции Д. Трампа о свободе слова. Автором было раскрыто понимание явления свободы слова новоизбранным Президентом США в период с конца 2016 года по апрель 2018 года.
Объект исследования - американские печатные и телевизионные СМИ, освещающие вопросы свободы слова, а предметом являются особенности освещения политики Дональда Трампа в отношении свободы слова в печатном изданииTheNewYorkTimes, а также на электронных порталах CNNи FoxNews.
Цель данного исследования - это выявление особенностей работы американских СМИ, связанной с освещением политики Дональда Трампа в вопросе свободы слова.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить общую характеристику отношений различных Президентов США со свободой слова в историческом контексте;
Проанализировать развитие отношений Президента США Д. Трампа с американскими СМИ;
Рассмотреть особенности освещения политики Д. Трампа в вопросе свободы слова американскими печатными СМИ;
Изучить тенденцию освещения позиции Д. Трампа о свободе слова американскими телевизионными СМИ.
Для реализации представленной цели и задач в работе используются следующие методы исследования: аналитический, нормативно-правовой, сравнительный, функционально-структурный, абстрагирование, синтез, онтологический, теоретический и эмпирический анализ. Кроме того, текст местами имеет повествовательный и описательный характеры изложения для более полного раскрытия теоретической части проблемы.
Эмпирическую базу данного исследования составляют американское печатное издание TheNewYorkTimesи электронные СМИ CNNи FoxNews. Выбор данных источников обусловлен их неоднозначными отношениями с Д. Трампом.
Хронологические рамки работы составляют период с 9 ноября 2016 года по настоящее время и объясняются временем пребывания Дональда Трампа на посту Президента США (в качестве отправной точки взята дата победы Дональда Трампа на президентских выборах).
Практическая значимость этого исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка раскрыть некоторые особенности взаимоотношений масс-медиа и политических институтов в США, что может представлять интерес для работников СМИ, политиков, исследователей, материал работы может быть использован в рамках изучения дисциплин о Соединенных Штатах Америки.
Структура исследования предопределена его целью и задачами, содержанием и логикой изложения материала. Работа включает в себя введение, две главы, каждая из которых подразделяется на два параграфа, заключение, а также библиографический список. Во введении определяются актуальность исследования, цель, задачи, объект и предмет. В первой главе внимание уделяется теоретическим аспектам проблемы – истории взаимоотношений Президентов США со СМИ и хронологии противостояния современных масс-медиа и Дональда Трампа. Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей освещения американскими СМИ политики Президента США в вопросе свободы слова. В заключении представлены основные выводы.
Резонанс в американской действительности, вызванный неоднозначным отношением Президента США к СМИ, сохранится до тех пор, пока политика Дональда Трампа к масс-медиа будет сохраняться в режиме «войны», либо до тех пор, когда ему придётся покинуть пост главы Белого дома. Возможен и вариант, что выполнением других пунктов своей программы, которое приведет к позитивным последствиям, лидеру США удастся заслужить одобрение оппозиционных СМИ, и у ситуации будет шанс наладиться.
Данная работа призвана одной из первых продемонстрировать тенденции освещения американскими СМИ позиции Трампа в вопросе свободы слова, а также его отношения с масс-медиа Соединённых Штатов. В результате данного исследования были проанализированы материалы и редакционная политика трёх СМИ, имеющих непосредственное отношение к разворачивающейся «войне» Дональда Трампа с принципами свободы слова.
Во время этого исследования были сделаны следующие выводы, связанные с выполнением поставленных задач:
Статус свободы слова в США менялся на протяжении истории в зависимости отношения к ней Президента США, которое было обусловлено либо личностными притязаниями, либо соответствием своей политической программе, либо политической ситуацией в стране;
Отношения Дональда Трампа с американскими СМИ весьма неоднозначны, так как в течение всей своей политической карьеры с одними СМИ он имел конфликт, а с другими – отношения союзников;
Особенности освещения позиции Дональда Трампа в вопросе свободы слова заключается в редакционной политике отдельных изданий, однако общая тенденция заключается в негативном отношении к деятельности главы Белого дома относительно медиаландшафта США.
Таким образом, с помощью сделанных выводов была достигнута цель исследования, заключающаяся в выявлении особенностей работы американских СМИ, связанной с освещением политики Дональда Трампа в вопросе свободы слова.
Данное исследование в очередной раз продемонстрировало, что свобода слова в западной политической культуре является не просто одним из гражданских прав, но важнейшим политическим принципом. Уже само его постулирование имеет важное значение в качестве своеобразного догмата демократического «символа веры», включающего в себя индивидуализм, право собственности и право на участие в социальном соревновании за мирские блага, успех и максимальную самореализацию. В широком смысле свобода слова – это свобода самовыражения, то есть, в конце концов и свобода самореализации, которая объявляется неотъемлемым, естественным правом человеческой личности.
1. Андреева Т.Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник. -2-е изд. М.: Норма, 2009
2. Винокуров Г.В., Рихтер А.Г., Чернышов В.В. Средства массовой информации и правовые вопросы защиты чести и достоинства.— М.: Институт проблем информационного права, 2004.
3. Власихин В.А. США на рубеже веков,- М., 2000,- С. 126-138.
Рихтер А.Г. Правовые вопросы журналистики и телекоммуникаций в США. М.: Институт проблем информационного права, 2005.
На иностранных языках:
4. BorkhamJ.S. Modern social media, 2012
Научные статьи
На русском языке:
5. Иреньева Т.М. Современное понятие свободы слова в США // Вестник Запада, 2015. №7.С. 251-284.
6. Быкова Т.Н. Свобода слова СМИ в условиях современного законодательства и медиарынка США // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. №39. С. 167-169
7. Быков А.Ю. Концепт «Свобода слова» в американской общественно-политической мысли XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. №15 (264) выпуск 43. С. 183
На иностранных языках:
8. YuliaTimofeeva. Hate speech online: restricted or protected? Comparison of regulations in the United States and Germany// Journal of Transnational Law & Policy. 2003.Volume 12 (253). Р. 262.
9. Steel R. Free speech in the good war. N. Y. : St. Martin's, 1999. X, 309 P
10. Eldridge L. A distant heritage: the growth of free speech in early America. - N. Y. :nеw York univ.. Press, 1994. - XVIII, 198 p
11. На иностранном языке:
12. Eastland, Terry (2000). Freedom of Expression in the Supreme Court The Defining Cases. UnitedStatesofAmerica: Rowman&Littlefieldpublishers. p. 185
Электронные ресурсы
На русском языке:
13. Уголовное право Росcии
URL: http://www.bibliotekar.ru/ugolovnoe-pravo-4/297.htm
14. Анализ взглядов на свободу прессы третьего президента США Томаса Джефферсона
URL: https://www.svoboda.org/a/24222128.html
15. Президент и пресса
URL: https://www.svoboda.org/a/28353081.html
16. Закон о телекоммуникациях 1996 г.
URL: http://www.infousa.ru/media/fact_sheet_rus.htm
На иностранном языке:
17. 8 waystheObamaadministrationisblockinginformation (8 способов, которыми администрация Обамы блокирует информацию)
URL: https://blog.ap.org/behind-the-news/8-ways-the-obama-administration-is-blocking-information
18. Millerv. California (Миллер против Калифорнии)
URL: https://www.oyez.org/cases/1971/70-73
19. FCC v. Pacifica Foundation, 438 US 726 (1978) (FCC против Pacifica)
URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/438/726/
20. CommunicationsDecencyAct (Закон «О приличиях в области связи)
URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Communications_Decency_Act
21. Herbert v. Lando, 441 U.S. 153, 168 ссылка16 (1979).
22. 14th Amendment to the U.S. Constitution (14 поправкакКонституцииСША)
URL: https://www.loc.gov/rr/program/bib/ourdocs/14thamendment.html
23. The Comstock Law (1873) (ЗаконКомстока)
URL: https://embryo.asu.edu/pages/comstock-law-1873 ()
24. Sediction Act of 1918 (ЗаконобОтступлении)
URL: http://www.legisworks.org/congress/65/publaw-150.pdf
25. ВыдержкаизинтервьюжурналистовTheNewYorkTimesсДональдомТрампом
URL: https://www.nytimes.com/live/trump-at-the-new-york-times-the-tweets/?hp&action=click&pgtype=Homepage&clickSource=story-heading&module=b-lede-package-region®ion=top-news&WT.nav=top-news
26. Подведение итогов первого года правления Д. Трампа
URL: https://www.washingtonpost.com/outlook/trumps-first-year-a-damage-assessment/2018/01/19/0b410f3c-fa66-11e7-a46b-a3614530bd87_story.html?noredirect=on&utm_term=.252ebc55e846
27. Google Trends. Анализ.
URL: https://trends.googe.com/trends/explore?q=fake%20news
28. Townsend T. Google has banned 200 publishers since it passed a new policy against fake news // Recode. 2017. January 25th.
URL: https://www.recode.net/2017/1/25/14375750/google-adsense-advertisers-publishers-fake-news
29. Romano A. Facebook is fighting fake news by making it harder — or at least more annoying — to share // Vox. 2017. March 24th.
URL: http://www.vox.com/culture/2017/3/24/15020806/facebook-fake-news-alert-fact-checking
30. Less Trusted Than Media, «Fake News» Comes From All Sources // Monmouth University Polling Institute. 2017. March 29th.
URL: https://www.monmouth.edu/polling-institute/reports/MonmouthPoll_US_032917
31. The highly anticipated 2017 “Fake News Awards”
URL: https://gop.com/the-highly-anticipated-2017-fake-news-awards/
32.
Видеозаписи:
33. Рональд Рейган рассказывает анекдот про свободу слова
URL: http://ruanekdot.ru/news/video_o_tom_kak_ronald_rejgan_rasskazyvaet_anekdot_pro_svobodu_slova/2017-05-30-7389
34. The Four Freedoms – Franklin D. Roosevelt (РечьоЧетырехсвободах)
URL: https://www.youtube.com/watch?v=5iHKtrirjlY
35. FDR DiscusseshisDogFala (Выступление, посвященное положению на фронтах войны)
URL: https://www.youtube.com/watch?v=qqt7b9veFo8
36. USA: Trump slams media, claims 1000% support for CIA during first HQ visit
URL: https://www.youtube.com/watch?v=UkKxO2WWIwE
37. Trump to CNN: 'You are fake news'
URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=wJxxQM7GxJA