Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение понимания художественных текстов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)

Работа №131595

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: первые классы коррекционной школы с. Брейтова (Ярославская область). Выборка: 10 человек.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспекты изучения проблемы понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи………
1.1. Лингвистические и психологические основы работы по изучению понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
1.2. Особенности понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……………
1.3. Анализ методик обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ………
Выводы по первой главе………………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…
2.1. Цель, задачи, содержание обследования понимания художественных текстов младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи………
2.2. Анализ результатов обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
2.3. План работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
Выводы по второй главе …….
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список………
Приложение………………………………………………………………..

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже. У учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема понимания текста приобретает особую актуальность. Несформированность процессов понимания связной речи у учащихся с нарушениями речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания текста приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с ТНР.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В специальной логопедической литературе изучение понимания речи детей с общим недоразвитием речи проводилось на всех уровнях языковой системы: фонетической, лексической, грамматической. Данной проблемой занимались Р.Е. Левина, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова и др. Но исследований восприятия и понимания на уровне текста недостаточно. В работах некоторых исследователей Г.В. Чиркиной, В.В. Строгановой, В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой и других ставятся и частично решаются наряду с другими проблемы порождения и понимания текста. Однако, как общая картина процесса понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих – форм и компонентов понимания – во многом не ясны. Недостаточная разработанность теоретических и методических вопросов в этой области препятствует поиску эффективных путей обучения пониманию текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим дальнейшие исследования требуют такие вопросы, как изучение понимания текстов учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания текста в структуре работы над связной речью.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания текста и определении возможных путей формирования учебных навыков, обеспечивающих понимание текста, у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования: выявить нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (1 класс).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в норме и патологии на основе лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических данных, понятие и специфику художественного текста.
2. Провести логопедический диагностический инструментарий для оценки уровня понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
3. Составить план работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обследование.
Методологической базой исследования является учение о недостатках чтения и письма у детей Р.Е. Левиной, психолого-педагогический аспект обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи Е.А. Кирилловой, особенности понимания художественных текстов младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием Н.А. Гурдаевой, основы психолингвистики А.А. Леонтьева.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования, проведённого по теме курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи – у которых имеются стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении определяется как семантическая дислексия. В качестве причин, приводящих к ней, выделяют несформированность фонематических представлений, трудности звуко-слогового синтеза и недостаточность лексико-грамматического развития речи, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.
3. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с ТНР характеризуются нарушением фонематического восприятия, недостаточностью лексико-грамматического развития речи, что приводит к трудностям понимания прочитанного текста. Несформированность процессов понимания связной речи (устной и письменной) у учащихся отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствует овладению школьными знаниями. Это обусловливается необходимость поиска путей и средств формирования умений и навыков понимания у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
4. В основе нашей методики обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи лежат методика «Диагностики понимания художественного произведения» М.П. Воюшиной и «Диагностика смыслового понимания текста» О.С. Ушаковой, методика оценки понимания смысла и жанровых характеристик другого произведения «Что прочитали?» Н.В.Гавриш. Мы добавили к ним такой приём обследования, как пересказ прочитанного рассказа. Методики позволяют выявить наличие или отсутствие умений, присущих простейшему типу понимания, который и изучается у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Целью констатирующего этапа эмпирического исследования было установить степень формирования понимания художественного произведения у младших школьников. Выборка исследования была составлена из учащихся с ТНР первого класса коррекционной школы с. Брейтова из 10 человек.
6. По результатам констатирующего этапа исследования можно констатировать, что понимание содержания и смысла художественного произведения недостаточно развито у детей с ТНР, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы с детьми в этом направлении.
7. Нами был разработан план коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР, поскольку результаты проведенного эмпирического исследования указывали на довольно низкий уровень развития у данной категории рассматриваемых навыков.



1. Баль Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя.– Минск : Ураджай, 2001. – 75 с.
2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением вразвитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008 – 111 с.
3. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 336 с.
5. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : Методическое пособие / О. Е. Грибова. – Москва : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
6. Гурдаева, Н. А. Особенности понимания художественных текстов младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием / Н. А. Гурдавева, Г. Н. Кобякова. – Текст: электронный // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 8. – С. 83–87. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-hudozhestvennyh-tekstov-mladshimi-shkolnikami-s-normalnym-i-narushennym-rechevym-razvitiem (дата обращения 21.03.2023).
7. Демидова, А. П. Особенности речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи / А. П. Демидова, В. Н. Зиновьева, Н. К. Слыш. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 8. – С. 83–87. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения 21.03.2023).
8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы : Сборник методических рекомендаций. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2000. – 145 с.
9. Иванилова, М. А. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы / М. А. Иванилова. – Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – URL: https://e-koncept.ru/ (дата обращения 21.03.2023).
10. Кириллова, Е. А. Психолого-педагогические аспекты обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Е. А. Кириллова. – Текст: электронный. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F930713760/Statya_Kirillovoj_E._A.1.pdf (дата обращения 05.04.2023).
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург : МиМ, 1997. – 286 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – Ростов на Дону : Феникс, 2004. – 224 с.
13. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. – Москва, 1941. – 254 с.
14. Лукьянова, Н. Н. Особенности понимания ребёнком художественного текста / Н. Н. Лукьянова, И. В. Фёдорова. – Текст: электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5. – С. 431–433. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-rebenkom-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения 15.04.2023).
15. Логопедия : учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
16. Логопедия. Теория и практика : учебное пособие / ред. Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2021. 186 с.
17. Лурия А. Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – Москва : МГУ. – 2007. – 186 с.
18. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст : Практикум для учащихся: 1-4 классы / Е. И. Матвеева. - Москва: ВАКО, 2007. – 240 с.
19. Метауроки чтения : методическое пособие. Часть первая. Диагностика / сост. О. Е. Антипенко, Н. Е. Шкредова. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2016. – 53 с.
20. Михальчёва, Л. Г. Организация обследования понимания текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи / Л. Г. Михальчёва. – Текст: электронный // Специальное образование. – № 1. – 2021. С. 35-44. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-obsledovaniya-ponimaniya-teksta-mladshimi-shkolnikami-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения 15.04.2023).
21. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников : методическое пособие / М. И. Оморокова. – Москва : АРКТИ, 2001. – 153 с.
22. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. – Репринтное воспроизведение издания. – Москва : Альянс, 2013. – 367 с.
23. Пищальникова, В. А. Понимание художественного текста как междисциплинарная проблема / В. А. Пищальникова. – Текст: электронный // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-hudozhestvennogo-teksta-kak-mezhdistsiplinarnaya-problema (дата обращения 18.04.2023).
24. Савельева, М. В. Формирование читательской компетентности младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи / М. В. Савельева. – Текст: электронный. – URL: https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoj-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami (дата обращения 18.04.2023).
25. Савлевич, И.С. Характеристика понимания текста учащимися с тяжёлыми нарушениями речи / И. С. Савлевич. – Текст: электронный // Сборник научных работ «Эврика – 2017». – URL: conf.grsu.by›…savlevich-i…kharakteristika… (дата обращения 21.03.2023).
26. Соболева, О. В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить / О. В. Соболева. – Текст: электронный. – URL: http://rus.1september.ru/article.php.702305 (дата обращения 20.04.2023).
27. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – Москва : Юрайт, 2019. – 191 с.
28. Строганова, В. В. Формирование навыков понимания текста у учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи : специальность 13.00.03 : диссертация … кандидата педагогических наук / Строганова Вера Васильевна. – Москва, 1998. – 209 с.
29. Филичева Т.Б., Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. – 244 с.
30. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – Москва, 2000.
31. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Москва : АРКТИ, 2002. – 136 с.
32. Фрадкина, Г. А. Как научить детей понимать текст / Г. А. Фрадкина. – Текст: электронный. – URL: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5328 ( дата обращения 20.04.2023)
33. Хватцев, М.Е. Логопедия : учебник для педагогических институтов М. Е. Хватцев. – Москва : 1937. – 385 с.
34. Четверикова, Т. Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели / Т. Ю. Четверикова. – Текст: электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi-kak-chitateli (дата обращения 21.03.2023).
35. Ясюкова, Л. А. Методика определения уровня развития чтения / Л. А. Ясюкова. – Текст электронный. // Система оценки образовательного результата ученика. – URL: http://met.emissia.org/offline/2013/met010_files/m18-sys.htm (дата обращения 25.03.2023).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ