Изучение понимания художественных текстов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: первые классы коррекционной школы с. Брейтова (Ярославская область). Выборка: 10 человек.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспекты изучения проблемы понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи………
1.1. Лингвистические и психологические основы работы по изучению понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
1.2. Особенности понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……………
1.3. Анализ методик обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ………
Выводы по первой главе………………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…
2.1. Цель, задачи, содержание обследования понимания художественных текстов младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи………
2.2. Анализ результатов обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
2.3. План работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
Выводы по второй главе …….
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список………
Приложение………………………………………………………………..
База исследование: первые классы коррекционной школы с. Брейтова (Ярославская область). Выборка: 10 человек.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспекты изучения проблемы понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи………
1.1. Лингвистические и психологические основы работы по изучению понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
1.2. Особенности понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……………
1.3. Анализ методик обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ………
Выводы по первой главе………………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…
2.1. Цель, задачи, содержание обследования понимания художественных текстов младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи………
2.2. Анализ результатов обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
2.3. План работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи…………
Выводы по второй главе …….
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список………
Приложение………………………………………………………………..
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже. У учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема понимания текста приобретает особую актуальность. Несформированность процессов понимания связной речи у учащихся с нарушениями речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания текста приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с ТНР.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В специальной логопедической литературе изучение понимания речи детей с общим недоразвитием речи проводилось на всех уровнях языковой системы: фонетической, лексической, грамматической. Данной проблемой занимались Р.Е. Левина, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова и др. Но исследований восприятия и понимания на уровне текста недостаточно. В работах некоторых исследователей Г.В. Чиркиной, В.В. Строгановой, В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой и других ставятся и частично решаются наряду с другими проблемы порождения и понимания текста. Однако, как общая картина процесса понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих – форм и компонентов понимания – во многом не ясны. Недостаточная разработанность теоретических и методических вопросов в этой области препятствует поиску эффективных путей обучения пониманию текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим дальнейшие исследования требуют такие вопросы, как изучение понимания текстов учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания текста в структуре работы над связной речью.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания текста и определении возможных путей формирования учебных навыков, обеспечивающих понимание текста, у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования: выявить нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (1 класс).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в норме и патологии на основе лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических данных, понятие и специфику художественного текста.
2. Провести логопедический диагностический инструментарий для оценки уровня понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
3. Составить план работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обследование.
Методологической базой исследования является учение о недостатках чтения и письма у детей Р.Е. Левиной, психолого-педагогический аспект обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи Е.А. Кирилловой, особенности понимания художественных текстов младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием Н.А. Гурдаевой, основы психолингвистики А.А. Леонтьева.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже. У учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема понимания текста приобретает особую актуальность. Несформированность процессов понимания связной речи у учащихся с нарушениями речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания текста приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с ТНР.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В специальной логопедической литературе изучение понимания речи детей с общим недоразвитием речи проводилось на всех уровнях языковой системы: фонетической, лексической, грамматической. Данной проблемой занимались Р.Е. Левина, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова и др. Но исследований восприятия и понимания на уровне текста недостаточно. В работах некоторых исследователей Г.В. Чиркиной, В.В. Строгановой, В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой и других ставятся и частично решаются наряду с другими проблемы порождения и понимания текста. Однако, как общая картина процесса понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих – форм и компонентов понимания – во многом не ясны. Недостаточная разработанность теоретических и методических вопросов в этой области препятствует поиску эффективных путей обучения пониманию текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим дальнейшие исследования требуют такие вопросы, как изучение понимания текстов учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания текста в структуре работы над связной речью.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания текста и определении возможных путей формирования учебных навыков, обеспечивающих понимание текста, у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования: выявить нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
Предмет исследования: нарушения понимания художественного текста у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (1 класс).
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в норме и патологии на основе лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических данных, понятие и специфику художественного текста.
2. Провести логопедический диагностический инструментарий для оценки уровня понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР.
3. Составить план работы по коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обследование.
Методологической базой исследования является учение о недостатках чтения и письма у детей Р.Е. Левиной, психолого-педагогический аспект обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи Е.А. Кирилловой, особенности понимания художественных текстов младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием Н.А. Гурдаевой, основы психолингвистики А.А. Леонтьева.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате исследования, проведённого по теме курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи – у которых имеются стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении определяется как семантическая дислексия. В качестве причин, приводящих к ней, выделяют несформированность фонематических представлений, трудности звуко-слогового синтеза и недостаточность лексико-грамматического развития речи, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.
3. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с ТНР характеризуются нарушением фонематического восприятия, недостаточностью лексико-грамматического развития речи, что приводит к трудностям понимания прочитанного текста. Несформированность процессов понимания связной речи (устной и письменной) у учащихся отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствует овладению школьными знаниями. Это обусловливается необходимость поиска путей и средств формирования умений и навыков понимания у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
4. В основе нашей методики обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи лежат методика «Диагностики понимания художественного произведения» М.П. Воюшиной и «Диагностика смыслового понимания текста» О.С. Ушаковой, методика оценки понимания смысла и жанровых характеристик другого произведения «Что прочитали?» Н.В.Гавриш. Мы добавили к ним такой приём обследования, как пересказ прочитанного рассказа. Методики позволяют выявить наличие или отсутствие умений, присущих простейшему типу понимания, который и изучается у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Целью констатирующего этапа эмпирического исследования было установить степень формирования понимания художественного произведения у младших школьников. Выборка исследования была составлена из учащихся с ТНР первого класса коррекционной школы с. Брейтова из 10 человек.
6. По результатам констатирующего этапа исследования можно констатировать, что понимание содержания и смысла художественного произведения недостаточно развито у детей с ТНР, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы с детьми в этом направлении.
7. Нами был разработан план коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР, поскольку результаты проведенного эмпирического исследования указывали на довольно низкий уровень развития у данной категории рассматриваемых навыков.
1. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи – у которых имеются стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении определяется как семантическая дислексия. В качестве причин, приводящих к ней, выделяют несформированность фонематических представлений, трудности звуко-слогового синтеза и недостаточность лексико-грамматического развития речи, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.
3. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с ТНР характеризуются нарушением фонематического восприятия, недостаточностью лексико-грамматического развития речи, что приводит к трудностям понимания прочитанного текста. Несформированность процессов понимания связной речи (устной и письменной) у учащихся отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствует овладению школьными знаниями. Это обусловливается необходимость поиска путей и средств формирования умений и навыков понимания у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
4. В основе нашей методики обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи лежат методика «Диагностики понимания художественного произведения» М.П. Воюшиной и «Диагностика смыслового понимания текста» О.С. Ушаковой, методика оценки понимания смысла и жанровых характеристик другого произведения «Что прочитали?» Н.В.Гавриш. Мы добавили к ним такой приём обследования, как пересказ прочитанного рассказа. Методики позволяют выявить наличие или отсутствие умений, присущих простейшему типу понимания, который и изучается у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Целью констатирующего этапа эмпирического исследования было установить степень формирования понимания художественного произведения у младших школьников. Выборка исследования была составлена из учащихся с ТНР первого класса коррекционной школы с. Брейтова из 10 человек.
6. По результатам констатирующего этапа исследования можно констатировать, что понимание содержания и смысла художественного произведения недостаточно развито у детей с ТНР, что свидетельствует о необходимости целенаправленной работы с детьми в этом направлении.
7. Нами был разработан план коррекции нарушений понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР, поскольку результаты проведенного эмпирического исследования указывали на довольно низкий уровень развития у данной категории рассматриваемых навыков.



