Изучение понимания художественных текстов младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (Ярославский государственный педагогический университет)
|
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспекты изучения понимания художественных текстов младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи…
1.1. Лингвистические и психологические основы работы по изучению понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с ТНР………
1.2. Особенности понимания текста младшими школьниками с ТНР…
1.3. Содержание логопедической работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР……………..
Выводы по 1-й главе………………………………………………………
Глава 2. Проектирование работы по изучению понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……
2.1. Анализ методик логопедической диагностики по изучению понимания художественных текстов младших школьников с ТНР……
2.2. Методы исследования понимания текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР…
2.3. План работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР…………………………………………..
Выводы по 2-й главе………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список………
Приложение 1…………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспекты изучения понимания художественных текстов младшими школьниками с тяжёлыми нарушениями речи…
1.1. Лингвистические и психологические основы работы по изучению понимания художественного текста детьми младшего школьного возраста с ТНР………
1.2. Особенности понимания текста младшими школьниками с ТНР…
1.3. Содержание логопедической работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР……………..
Выводы по 1-й главе………………………………………………………
Глава 2. Проектирование работы по изучению понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи……
2.1. Анализ методик логопедической диагностики по изучению понимания художественных текстов младших школьников с ТНР……
2.2. Методы исследования понимания текстов детьми младшего школьного возраста с ТНР…
2.3. План работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР…………………………………………..
Выводы по 2-й главе………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Библиографический список………
Приложение 1…………………………………………………………….
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже. У учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема понимания текста приобретает особую актуальность. Несформированность процессов понимания связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания текста приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с общим недоразвитием речи.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В специальной логопедической литературе изучение понимания речи детей с общим недоразвитием речи проводилось на всех уровнях языковой системы: фонетической, лексической, грамматической. Данной проблемой занимались Р.Е. Левина Р.Е., Г.В. Бабина, О.Е. Грибова и др. Но исследований восприятия и понимания на уровне текста недостаточно. В работах некоторых исследователей Г.В. Чиркиной, В.В. Строгановой, В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой и других ставятся и частично решаются наряду с другими проблемы порождения и понимания текста. Однако, как общая картина процесса понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих – форм и компонентов понимания – во многом не ясны. Недостаточная разработанность теоретических и методических вопросов в этой области препятствует поиску эффективных путей обучения пониманию текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим дальнейшие исследования требуют такие вопросы, как изучение понимания текстов учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания текста в структуре работы над связной речью.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания текста и определении возможных путей формирования учебных навыков, обеспечивающих понимание текста, у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования: разработать схему диагностики понимания текста художественного текста у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР.
Предмет исследования: содержание диагностики изучения понимания текста художественного текста у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в норме и патологии на основе лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических данных.
2. Провести анализ школьных программ, учебников по русскому языку, методической литературы, чтобы представить степень разработанности проблемы формирования навыков понимания художественных текстов в структуре работы над развитием связной речи.
3. Проанализировать учебные навыки, обеспечивающие процесс понимания и воспроизведения текстового сообщения у детей с тяжёлыми нарушениями речи, и описать типологию трудностей понимания.
4. Разработать основные направления диагностики понимания текста у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, проектирование.
Методологической базой исследования является учение о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, теория речевой деятельности А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.Н. Горелова и др., концепция деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиографический список включает 31 наименование источников.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже. У учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема понимания текста приобретает особую актуальность. Несформированность процессов понимания связной речи у учащихся с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания текста приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с общим недоразвитием речи.
Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в школе для детей с ТНР определяют актуальность выбранной темы исследования.
В специальной логопедической литературе изучение понимания речи детей с общим недоразвитием речи проводилось на всех уровнях языковой системы: фонетической, лексической, грамматической. Данной проблемой занимались Р.Е. Левина Р.Е., Г.В. Бабина, О.Е. Грибова и др. Но исследований восприятия и понимания на уровне текста недостаточно. В работах некоторых исследователей Г.В. Чиркиной, В.В. Строгановой, В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой и других ставятся и частично решаются наряду с другими проблемы порождения и понимания текста. Однако, как общая картина процесса понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих – форм и компонентов понимания – во многом не ясны. Недостаточная разработанность теоретических и методических вопросов в этой области препятствует поиску эффективных путей обучения пониманию текста учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с этим дальнейшие исследования требуют такие вопросы, как изучение понимания текстов учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания текста в структуре работы над связной речью.
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей понимания текста и определении возможных путей формирования учебных навыков, обеспечивающих понимание текста, у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель исследования: разработать схему диагностики понимания текста художественного текста у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР.
Предмет исследования: содержание диагностики изучения понимания текста художественного текста у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в норме и патологии на основе лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических данных.
2. Провести анализ школьных программ, учебников по русскому языку, методической литературы, чтобы представить степень разработанности проблемы формирования навыков понимания художественных текстов в структуре работы над развитием связной речи.
3. Проанализировать учебные навыки, обеспечивающие процесс понимания и воспроизведения текстового сообщения у детей с тяжёлыми нарушениями речи, и описать типологию трудностей понимания.
4. Разработать основные направления диагностики понимания текста у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, проектирование.
Методологической базой исследования является учение о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, теория речевой деятельности А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.Н. Горелова и др., концепция деятельности и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Библиографический список включает 31 наименование источников.
В результате исследования, проведённого по теме курсовой работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи – у которых имеются стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении определяется как семантическая дислексия. В качестве причин, приводящих к ней, выделяют несформированность фонематических представлений, трудности звуко-слогового синтеза и недостаточность лексико-грамматического развития речи, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.
3. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с ТНР характеризуются нарушением фонематического восприятия, недостаточностью лексико-грамматического развития речи, что приводит к трудностям понимания прочитанного текста. Несформированность процессов понимания связной речи (устной и письменной) у учащихся отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствует овладению школьными знаниями. Это обусловливается необходимость поиска путей и средств формирования умений и навыков понимания у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Целью логопедической работы является выявление уровня понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР. Содержание логопедической работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР включает в себя изучение детей, с которыми будет проводится диагностика, беседы с родителями и педагогами, подбор методики и дидактических материалов, оборудование места проведения исследования, непосредственно саму диагностику, анализ полученных результатов.
5. На современном этапе диагностики чтения отсутствует специальная стандартизированная методика выявления уровня понимания художественного текста. Большинство методик предлагает комплексное логопедическое обследование ребёнка; в них, как правило, отсутствуют критерии оценки, не всегда достаточен речевой материал. Всё это обуславливает необходимость разработки стандартизированной методики обследования понимания ребёнком текста с богатым речевым материалом.
6. В основе нашей методики обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи лежит Стандартизированная методика исследования навыка чтения А.Н. Корнева. Мы добавили к ней такой приём обследования, как пересказ прочитанного рассказа. Методика позволяет выявить наличие или отсутствие умений, присущих простейшему типу понимания, который и изучается у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
1. Понимание прочитанного подразумевает осознание ребёнком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи – у которых имеются стойкие специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении определяется как семантическая дислексия. В качестве причин, приводящих к ней, выделяют несформированность фонематических представлений, трудности звуко-слогового синтеза и недостаточность лексико-грамматического развития речи, несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении.
3. Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с ТНР характеризуются нарушением фонематического восприятия, недостаточностью лексико-грамматического развития речи, что приводит к трудностям понимания прочитанного текста. Несформированность процессов понимания связной речи (устной и письменной) у учащихся отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, препятствует овладению школьными знаниями. Это обусловливается необходимость поиска путей и средств формирования умений и навыков понимания у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Целью логопедической работы является выявление уровня понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР. Содержание логопедической работы по изучению понимания художественных текстов младшими школьниками с ТНР включает в себя изучение детей, с которыми будет проводится диагностика, беседы с родителями и педагогами, подбор методики и дидактических материалов, оборудование места проведения исследования, непосредственно саму диагностику, анализ полученных результатов.
5. На современном этапе диагностики чтения отсутствует специальная стандартизированная методика выявления уровня понимания художественного текста. Большинство методик предлагает комплексное логопедическое обследование ребёнка; в них, как правило, отсутствуют критерии оценки, не всегда достаточен речевой материал. Всё это обуславливает необходимость разработки стандартизированной методики обследования понимания ребёнком текста с богатым речевым материалом.
6. В основе нашей методики обследования понимания художественных текстов детьми младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи лежит Стандартизированная методика исследования навыка чтения А.Н. Корнева. Мы добавили к ней такой приём обследования, как пересказ прочитанного рассказа. Методика позволяет выявить наличие или отсутствие умений, присущих простейшему типу понимания, который и изучается у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Подобные работы
- Изучение понимания художественных текстов младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (Ярославский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



