Достоинства и недостатки метода проектов в учебной деятельности (Организация профессиональной деятельности психолога, Государственный Университет Просвещения)
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Достоинства использования метода проектов в учебной деятельности…………5
Глава 2. Недостатки использования метода проектов в учебной деятельности………….15
Глава 3. Практические рекомендации использования метода проектов в учебной деятельности……………………………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………38
Актуальность темы исследования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. В настоящее время наблюдается интерес к методу проектов, как форме организации учебной деятельности, позволяющий обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Он позволяет выявить творческие способности ребёнка, развить исследовательские и коммуникативные умения, а также навыки сотрудничества.
Объектом исследования является метод проектов в учебной деятельности.
Предметом исследования выступают достоинства и недостатки при использовании метода проектов в учебной деятельности.
Цель исследования - изучить достоинства и недостатки использования метода проектов в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить достоинства использования метода проектов в учебной деятельности.
2.Изучить недостатки использования метода проектов в учебной деятельности.
3. Подготовить практические рекомендации по эффективному использованию метода проектов в учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Метод проектов дает возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем, имеет исследовательский, поисковый характер, а также обеспечивает самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности. Однако, несмотря на достоинства метода проектов, существуют и недостатки, ученики, выполняя проект могут переоценивать свои возможности, тем самым попадая в стрессовую ситуацию из-за невозможности уложиться в отведенный срок, учащиеся могут потерять заинтересованность выполняя проект, если он затягивается.
Практическая значимость исследования. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения, он позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.
Метод проектов популярен в современной образовательной практике. Он позволяет не только получить знания, но и научиться их применять на практике. Метод проектов – это, эффективный подход в учебной деятельности. В данной курсовой работе были изучены достоинства и недостатки использования метода проектов в учебной деятельности и практические рекомендации при его использовании.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изученные материалы показали, что метод проектов является интересным и эффективным способом обучения. Этот метод способствует развитию творческого мышления, обеспечивает повышение мотивации учеников и рациональную организацию учебного процесса.
Несмотря на значительное количество достоинств метода проектов, он также имеет некоторые недостатки. Одним из них является то, что он требует значительных затрат времени на подготовку проекта и координацию его выполнения. Также, большое количество задач, которые необходимо выполнить в рамках проекта, может испугать учеников и привести к необходимости постоянного контроля со стороны учителя.
Однако, существуют практические рекомендации, которые помогут преодолеть недостатки метода проектов и обеспечить его эффективное использование в учебной деятельности. Во-первых, учителя должны предоставить ученикам подробное объяснение и структуру проекта, чтобы ученики могли легко понимать, что и когда делать. Во-вторых, проект должен быть интересным и соответствующим возрасту учеников. В-третьих, учителя должны быть готовы помочь ученикам в любой момент, если у них возникают затруднения при выполнении проекта.
Метод проектов помогает достигать целей с наибольшей эффективностью и минимальными затратами ресурсов. При использовании метода проектов необходимо учитывать рекомендации, представленные в данной работе, для достижения наилучших результатов.
Таким образом, метод проектов является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Однако, он имеет и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении в учебном процессе. Важно также помнить, что этот метод должен быть включен в более широкий контекст обучения, чтобы его эффект был максимальным.
1. Горовая В. И., Шевченко Г. И. Компьютерные технологии в сопровождении обучения и контроля знаний студентов, проектирование и результаты применения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. № 2. С. 34-40.
2. Дармина Е. Н. Проектная деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС // Региональная школа управления. 2019. №1. С. 34-38.
3. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2020. – 898 с.
4. Казакова И.С., Миньяр-Белоручева Е.Ю., Емельяненко М.С., Герасименко С.В. Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования // Москва: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. С. 90.
5. Коробейникова Д.А. Изучение развития метода проектов в современной школе // Основные тенденции гуманитарного образования: векторы современного развития. 2022. С. 92-96.
6. Косолапова Ю., Морозова С. Воспитание и дополнительное образование. Модель проектной деятельности. 2022. № 4. С. 101-108.
7. Крашенинников В. В., Некрасова И. И. Развитие творческого мышления в процессе проектной деятельности в условиях цифровой трансформации технологического образования // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 4. С. 66-75.
8. Кудашова Т. В. Проектная деятельность в экологическом образовании младших школьников // Воспитание школьников. 2019. №1. С. 39-45.
9. Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся. - М.: Учитель, 2021. – 883 с.
10. Марченко А. А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 31-40.
11. Метод проектов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://znanio.ru/media/metod-proektov-2653029 (дата обращения: 17.12.2020).
12. Методическая разработка _Работа над проектом_. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_rabota_nad_proektom_142026.html (дата обращения 05.03.23)
13. Методические рекомендации по организации проектного обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.informio.ru/update/suz/44867 (дата обращения 02.04.2023)
14. Новак Е. В. Проектная деятельность - универсальный способ развития личности школьника и самосовершенствования педагога: методическая разработка // Практические советы учителю. 2021. №3. С.1-5.
15. Окуненко Л. А., Заплатина Е. А., Кашина Н. И. Проектная деятельность как средство формирования личностных УУД у художественно одаренных детей // Педагогическое образование в России. 2022. №2. С.29-36.
16. Проектная деятельность как один из инновационных методов обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mcoip.ru/blog/2022/06/19/proektnaya-deyatelnost-kak-odin-iz-innovaczionnyh-metodov-obucheniya-i-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizaczii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-nachalnogo-obshheg (дата обращения: 19.06.2022).
17. Проектный метод: ошибки в использовании, проблемы в разработке. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://hsforum.ru/index.php?threads/ВАЖНО-Проектный-метод-ошибки-в-использовании-проблемы-в-разработке.1925/ (дата обращения: 15.07.2021)
18. Ромашина Е. Ю., Белянкова Е. И., Тетерин И. И. Проектная деятельность школьников: использование цифровых инструментов: учеб.-метод. пособие // Тула: ТППО. 2022. С. 56.
19. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2020. – 574 с.
20. Тарасянц А.В., Бекирова Н.И. Технологии проектной деятельности в ДОУ // Технологии образования: опыт, проблемы, перспективы. 2023. С. 101 – 105.