ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Интеграционная парадигма и современные геополитические процессы в Европе
1.1 Европейский Союз - амбициозный проект современной истории………………………..14
1.2 Экономическая интеграция как международный политико-правовой феномен……...17
1.3 Интеграционные и дезинтеграционные процессы в Европе……………………………...25
Глава 2. Парадигма государственного суверенитета в контексте современных международных политико-экономических трендов………………………………….....28
2.1 Национальная идентичность и современные геополитические процессы в Европе…………………………………………………………………………………………………..…28
2.2 Государственный суверенитет и европейский формат интеграционных/дезинтеграционных процессов …………………………………………..…...30
2.3 Вопрос национальной идентичности и особенности становления государственного суверенитета Республики Молдова
Глава 3. Архитектура европейской безопасности и сотрудничества как вызовы современности…
3.1 Парадигма региональной безопасности…………………………………………….……...…40
3.2 Политические трансформации и международные миграционные процессы……....….43
3.3 Вопросы безопасности и регионального сотрудничества в Европе………………….....49
Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
4.1 Внешняя политика европейских государств и геополитическая экспансия……….…56
4.2 Особенности современных международных отношениях в Европе……………….….63
Глава 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ……...70
5.1. Внешняя политика – инструмент защиты и консолидации национальной безопасности Республики Молдова…………………………………………………………….….70
5.2. Интеграционные процессы в Европе и государственный суверенитет Республики Молдова…………………………………………………………………………………….……….…..74
5.3. Внешний фактор как реальная проблема государственной безопасности Республики Молдова…………………………………………………………………………………………….…...78
5.4. Внешняя политика Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических реалий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….……………………………….. 88
Список источников и литературы…
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что во-первых, проблема обновления понятия «государственный суверенитет» стала вновь актуальной в контексте разнонаправленных интерпретаций, но и особенно в связи с научной дискуссией, развернутой представителями различных исследовательских направлений относительно будущего национального государства, его форм и функций в современном мире, его иерархического нахождения в свете нового мирового порядка – будь это однополярный или многополярный мир. Таким образом, государственный суверенитет является и останется концепцией, определяющей европейско-политическую и международную платформу, основу любого интеграционного проекта, иногда, даже вне зависимости от существования историко-политического фундамента какого либо суверенного государства.
Во вторых, процессы, происходящие в Европе, по своей природе и характеру, являются комплексными и динамическими, противоречивыми и незаконченными, действуя прямым образом на национальный интерес и внешнюю политику государств, включая и Республику Молдову (РМ). И в настоящей геополитической обстановке, когда ЕС все больше расширяется на Восток, а СНГ проявляется как не очень эффективная организация, когда появляются новые евразийские модели международного сотрудничества и новые интеграционные возможности, изучение внешней политики РМ и ее национальных интересов, является прямой научной необходимостью диктуемой временем.
В третьих, глубокие изменения в системе межгосударственных отношений, происходящие в 21-ом веке, поставили новую задачу для пересмотра традиционной парадигмы безопасности в целях нахождения соответствующей структуры для решения тех проблем и сложностей, которые существуют в области современных международных отношений.
Таким образом, в современном мире, находящемся в непрерывном процессе трансформации и глобализации, глубокое научное понимание основных тенденций меняющейся международной безопасности, где каждая страна, в том числе РМ имеет шанс стать активной частью этого процесса, является необходимым условием для обеспечения безопасности, прогресса и процветания самого государства. В работе изучаются и рассматриваются теоретические перспективы интеграционной парадигмы и современных геополитических процессов в Европе, а также изучаются взаимосвязи миграционного процесса и вопроса национальной идентичности людей, особенно в контексте европейской безопасности.
Объект исследования. Объектом данного исследования является внешняя политика современного молдавского государства, направленная на защиту государственного суверенитета Республики Молдова.
Предмет исследования. Предметом настоящей работы является вектор развития внешней политики Республики Молдова, который в зависимости от конъюнктуры, политической целесообразности, степени иностранного влияния, и других факторов, менял свой курс.
Цель данного исследования состоит в определении состояния государственного суверенитета и безопасности РМ в условиях современных европейских геополитических парадигм, с точки зрения возможности применения тех вариантов развития интеграции РМ, той внешней политики, которая повысит ее безопасность и реальный суверенитет.
Для реализации выше обозначенной цели, необходимо решение нескольких исследовательских задач:
● Проанализировать парадигмы, определяющие существующие региональные международные отношения - интеграционная парадигма (существование возможности выбора интеграции в одном из двух существующих в Европе союзов государств), парадигма государственного суверенитета (проблема идентичности молдаван и молдавского государства в контексте существующего проекта присоединения Молдовы к Румынии) и парадигма европейской безопасности (расширение НАТО и конституционный статус Республики Молдова как нейтрального государства);
● Рассмотрение в комплексе различных понятий и процессов, таких как внешняя политика, национальный интерес, парадигма безопасности, интеграция/дезинтеграция, миграция и политические трансформации Молдавии и Европы, выявляя актуальные проблемы которые возникают, и также осуществляя поиск соответствующих решений;
● Изучить понятие и эволюцию внешней политики молдавского государства
● Исследовать, на примере Республики Молдова, как происходит подчинение внешней политике страны влиянию извне;
● Уточнить качество интеграционных/дезинтеграционных процессов в международных отношениях;
● Рассмотреть вопрос становления независимой внешней политике государства в контексте современной системы международных отношений;
● Проанализировать геополитические трансформационные процессы в Европе, и их влияние на внешнюю политику государства (на примере Республики Молдова).
Обзор источников и степень изученности темы.
При работе над темой были использованы многочисленные источники на русском, английском и молдавском языках. Исследования внешней политики имели центральное место у таких известных исследователей как Г.Моргентау , Г.Ласуэлл , М.Вебер . В последние десятилетия, феномен внешней политики традиционно исследуется во взаимозависимости с интеграционными процессами, потому как их взаимовлияние и взаимопроникновение являются аксиоматичными в современных международных отношениях.
Отметим и факт того, что изучение этого феномена через призму процессов интеграции на постсоветском пространстве, обусловлено задачами и практикой государственных институтов, СМИ, гражданского общества. Также обозначим, что ныне, процессы интеграции и внешняя политика переплетаются со многими смежными дисциплинами: политическая наука, история, экономика, теория МО и др., являя собой масштабный пласт для исследователей, вследствие чего до настоящего времени, данная тема остается на повестке дня современных исследователей.
Необходимо отметить, что различные аспекты выбранной нами темы были освещены во многих научных трудах и статьях политологов, социологов и экономистов как с постсоветского пространства , так и с Запада . Теоретико-методологические подходы к различным проблемам интеграции можно встретить у представителей различных политических школ – американской, британской, французской: Н. Нугент , К. Фиверстоун, М. Келлструп, Б. Розамонд, И.Кемпе , у румынских исследователей: Д. Саву, И. Флоаре .
Особо отметим, что российская историческая, экономическая и политическая наука сделала немало в изучении интеграционных процессов. В то же время, исследования охватывали географически как раздельно Европу, так и Евразию, либо другие регионы мирового сообщества. Наиболее известными и признанными в России и за рубежом исследовательскими институтами являются МГИМО (У) МИД РФ, Институт Европы (РАН), Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, факультеты международных отношений Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов, а также ряд подразделений других значимых региональных вузов. Таким образом, в отдельном высшем ряду стоят исследования российских ученых а также специализированных исследовательских центров (в том числе университетских), которые занимаются последовательно темой интеграционных процессов в Евразии, осуществляя качественную научную аналитику в данной области, в особенности на пространстве СНГ, осуществляя при этом серьезные расчеты и количественные оценки. Среди них отметим молодых ученых Е.Ю.Винокурова, С.А.Кулик, А.Н.Спартак, Д.В.Кацы, С.В.Чернышев, И.Ю.Юргенс, и др. которые отметились комплексными исследованиями основных моделей и инструментов взаимодействия крупных интеграционных объединений с соседними странами в Евразийском пространстве, но и соответствующими методическими работами. Здесь же можно отметить и тех ученых, которые исследуют главные или важные компоненты интеграционных процессов, такие как лингвистические, культурные и др. Среди них И.В.Чернов, Н. Н. Целищев, Хабибуллин А. Г., Евсеева Л.Н. и др.
Некоторые попытки исследования процессов европейской интеграции предпринимаются и в РМ: это Е.Прохницки, И. Ставилэ, П.Рошка, О.Серебрян, Кл. и А.Завтур, В.Чиботару и др. Также были проведены исследования данного субъекта с использованием экономического подхода, а также отдельным исследованиям подвергался вопрос подписания и сам договор ассоциации РМ с ЕС. В числе исследователей В. Дораш , А.Гудым , И. Клипий, Е. Прохницкий, В. Прохницкий, В. Уманец, и др.
Многие работы на предмет интеграции РМ в европейские структуры было выполнено в Молдове исследователями Института публичной политики , которые изучили темы «Молдова и Европейская Интеграция», «Сотрудничество в Пакте стабилизации» и др.
На афферентную к интеграции тему относятся и работы профессора Тудора Дани , который исследовал социальный аспект и результат проводимых реформ и государственных программ, вследствие реализации в стране соответствующей внешней и внутренней политики. В этом же контексте высказался исследователь Н.Киртоакэ , который обозначил перекрестные проблемы молдавской идентичности и европейского политического интеграционного вектора.
Анализируя степень изученности внешней политики РМ, приходим к выводу, что она находится на уровне продолжающегося изучения. В то же время, можно отметить, что до настоящего момента в РМ не было проведено ни одного целостного, полного и комплексного исследования всех аспектов внешней политики страны в контексте интеграционных процессов.
Методология.
Нужно отметить, что сложность изучаемого феномена, его многоаспектность и структурно-функциональная мультифакторность, предопределили многообразие используемых нами исследовательских стратегий и методов, для чего в настоящей дипломной работе сделана попытка,
- исследовать весь комплекс факторов влияющих на несформированную дипломатию молдавского государства, в контексте современных процессов и имеющих место политических трансформаций в Европе;
- сформулировать внутренние и мировые процессы, в том числе и эффекты политических трансформаций в Европе, в том числе и их влияние на глобальную архитектуру международных отношений;
- комплексно проанализировать источники о внешней политике Республики Молдова,
- показать взаимосвязь и взаимообусловленность геополитических трансформаций,
- поставить исследовательские акценты касательно внешней политики Республики Молдова в контексте остроты проблемы общеевропейской безопасности и возможной ликвидациисамоликвидации в будущем, независимого и суверенного молдавского государства.
Таким образом, настоящее исследование раскрывает парадигму европейской трансформации, в контексте которой общеевропейские трансформационные геополитические процессы рождают новые задачи государственного строительства и новые подходы к определению внешней политики молдавского государства, и соответственно к ее содержанию.
Также отметим, что методологической основой настоящей дипломной работы, избран диалектический принцип исследования, где диалектика взаимосвязи политических и экономических, социальных и культурных факторов развития государственного строительства, позволяет изучить процесс управления внешней и внутренней политики в контексте двух фундаментальных основ – суверенитет и безопасность. В основе этого, базовые принципы исследования в нашей работе - это принципы объективности и глобальности, где познание явлений осуществляется в процессе их развития, становления, в связи с конкретными условиями их определяющими, подчеркивающие преемственный характер изменений в глобальном мире. При том, что при проведении настоящего исследования, нами были использованы системный и аналитический подходы, были применены прогностический метод и метод дедукции. Вследствие этого, и благодаря комплексному использованию различных методов, мы систематизировали подвергающемуся исследованию материал и на основе этого были выведены соответствующие выводы.
Структура дипломной работы, определена в соответствии с целями и задачами настоящего исследования. Исходя из этого, настоящая выпускная квалификационная работа состоит из - введения, пяти глав, заключения, список использованных источников и литературы, приложения.
Так как в работе рассмотрены актуальные проблемы интеграционного развития Республики Молдова и ее внешней политики на международной арене, при проведенном анализе определены конкретные точки роста настроенные на укрепление суверенитета и безопасности страны, конкретные направления и приоритеты развития государства, что придает самой работе не только теоретический, но и прикладной характер.
Введение раскрывает основное содержание, теоретическое и практическое значение избранной темы выпускной квалификационной работы, обосновывает актуальность темы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы проведенного исследования, раскрывает некоторые аспекты, касательно теоретических базисных позиций работы, указывая степень разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных научных исследователей.
В первой главе ”Интеграционная парадигма и современные геополитические процессы в Европе” рассматриваются теоретические основы интеграционных процессов, а также и дезинтеграционных процессов в Европе, критически рассматриваются точки зрения различных исследователей и обосновываются их позиции по дискуссионным вопросам темы, также отмечается вопрос суверенитета государства в экономической сфере как международный феномен. Исследуя Европейский Союз как амбициозный проект современной истории, автор комплексно изучает феномен региональной экономической интеграции как международный политико-правовой феномен, участие в котором обуславливает успех развития страны или ее экономический спад.
Во второй главе “Парадигма государственного суверенитета в контексте современных международных политико-экономических трендов” изложены и обоснованы как современные геополитические процессы в Европе, так и проблемы национальной идентичности Молдовы. Исследуя вопросы становления государственного суверенитета РМ в контексте европейского формата интеграционных иили дезинтеграционных процессов, автор работы выводит главные аспекты национальной идентичности и особенности государственного суверенитета Республики Молдова.
В третьей главе “Архитектура европейской безопасности и сотрудничества как вызовы современности”, раскрываются особенности безопасности, политические трансформации и миграционные процессы имеющих место быть в Европе и в Молдове, а также те аспекты безопасности и регионального сотрудничества вытекающие из существующих глобальных международных программ, типа «Восточное партнерство». Всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается сама тема и ее составляющие компоненты - парадигма региональной безопасности, политические трансформации и международные миграционные процессы, вопросы безопасности и регионального сотрудничества в Европе. Также даны относительно Молдовы и применимы к ней, общепризнанные принципы международной безопасности, которые необходимо внедрить потому как только достижение достаточного уровня национальной безопасности, способно отвести от Молдовы существующие ныне опасности и угрозы, и даст возможность стране развиваться.
Четвертая глава «Современная внешняя политика как инструмент геополитической экспансии в международных отношениях» изложены два вопроса: внешняя политика европейских государств и геополитическая экспансия, и особенности современных международных отношениях в Европе. Притом что важно учитывать, что игры в суверенитет или с суверенитетом, могут стать источником серьезных угроз международной стабильности из-за политической анархии иили неспособностью некоторых национальных или международных игроков контролировать внутреннюю или внешнюю ситуацию. Данная парадигма может в недалеком будущем стать довольно актуальной для РМ.
Пятая глава «Внешняя политика Республики Молдова как ключевой фактор обеспечения ее государственной безопасности» является важной главой дипломной работы, так как рассматривает внешнюю политику страны в различных ее аспектах. Это включает внешний фактор, при том рассматриваемый и как проблема государственной безопасности РМ, и как геополитическую составляющую, влияющую на внутреннее состояние государства. Также, в данной главе исследуется внешняя политика РМ в условиях современных европейских геополитических реалий включая миграционные угрозы и террористические атаки.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по результатам проведенной исследовательской работы.
Выводы и предложения вытекают непосредственно из анализа суверенитета, политических трансформаций, внешней политике, государственной безопасности и интеграционныхдезинтеграционных процессов, происходящих в Республике Молдова.
Тема государственного суверенитета и безопасности Республики Молдова в условиях современных европейских геополитических парадигм является сложной и комплексной, но ее исследование позволяет сделать следующие выводы.
Республика Молдова, это небольшое северо-причерноморское государство в юго-западной Европе, обладающее скромным экономическим, военным и политическим потенциалом и влиянием.
Соблюдая свой суверенитет и нейтралитет, Молдова в состоянии реализовать свои национальные интересы на международной арене преимущественно во взаимодействии с государствами с более высоким геополитическим статусом. Это является обычной международной практикой, когда малые государства являются объектами геополитического воздействия великих и региональных держав, а успех их внешней политики в большинстве случаев определяется способностью проводить активный курс.
Поэтому, политические трансформации имеющие прямое влияние на суверенитет и нейтральность страны, в частности на внутреннюю и внешнюю политику государства, могут создать и неблагоприятные условия для социально-политического развития государства. Поэтому рассматривая различные аспекты государственного суверенитета и политических трансформаций в Молдове, мы считаем, что:
- стабильность, предсказуемость и последовательность молдавской внешней политики служат предпосылками для превращения молдавского государства в демократическую страну с высоким уровнем безопасности;
- проблемы межэтнических отношений, языка и культуры перестали быть главными, а на первый план вышли требования политической, экономической, финансовой, оборонной самостоятельности, вплоть до полной государственно-политической независимости страны;
- проблемы государственного суверенитета Республики Молдова это: вопросы территориальной целостности и безопасности государства, проблема государственного строительства и недопущения объединения с Румынией, проблема делимости суверенитета и «десуверенизации» (добровольного или принудительного ограничения суверенных полномочий), и проблема вмешательства других государств во внутренние дела Молдовы;
- учитывая, что экономическая независимость является основой и материальным базисом суверенитета и безопасности государства, можно констатировать, что Молдова является экономически зависимой от других государств, в том числе и в плане энергетических ресурсов. В то же время, без защиты национального производителя, национальная экономика становится дополнением для более развитых рынков, обслуживая их и приводя к обнищанию населения и к ликвидации конкурентоспособной национальной экономики;
- угрозы национальной безопасности Республике Молдова в международной сфере проявляются в попытках определённых внешних сил противодействовать укреплению государственности и реального суверенитета страны в целях достижения геополитических целей, идущих вразрез с основополагающими интересами Молдовы;
- принятие РМ на правах наблюдателя в ЕАЭС подтверждает, что будущее Республики Молдовы тесно связано с интеграционными процессами в странах бывшего СССР, тем более что идея евразийской интеграции позволит решить приднестровскую проблему, воссоединить народ по обоим берегам Днестра, установить межнациональное согласие и будет способствовать новому расцвету независимого суверенного молдавского государства;
- РМ нуждается в новых стратегиях внешней политике и национальной безопасности Молдовы (в том числе вхождение РМ в ОДКБ), которые дадут адекватный ответ и проложат путь противостояния современным угрозам для безопасности и территориальной целостности, независимости и суверенитета, защиты нейтралитета и обеспечения развития и процветания Республики Молдовы;
-особенностью Приднестровского конфликта является то, что он имеет выраженное внешнеполитическое измерение, в силу своего характера он представляет угрозу региональной стабильности, и будучи частично урегулирован внешними игроками, он нес и несет в себе риск девальвации международного права. Именно поэтому этот неурегулированный политический конфликт играет важную роль в жизни современной Молдовы.
-лишь активная, последовательная и динамичная политика сделает возможным успешную интеграцию РМ в европейскиеевроазиатские структуры. Однако, реализация этого невозможна без решения приднестровского конфликта, без глубокого сотрудничества с СНГ и с Евразийским Союзом
- важную роль в судьбе молдавского государства может сыграть позиция Российской Федерации, для недопущения иностранного вмешательства во внутренние дела РМ, для блокировки процесса ликвидации республики, для недопущения официализации в международных отношениях прецедента «доброго» развала извне национального государства, что подрывает как европейскую безопасность, так и мировую.
Подводя итоги более чем 25 летнему развитии РМ в качестве полноправного субъекта международного права, можно сказать, что в силу отсутствия у России четкой региональной политики и наличия заинтересованности США и ЕС в сохранении сложившегося статус-кво, Молдова сумела обеспечить решение главной задачи - сохранить декларируемый суверенитет и мир, но при том, быть на грани ликвидации страны.
Таким образом, можно констатировать что сегодня, хотя нынешняя ситуация в Молдавии несёт в себе серьёзный конфликтный потенциал, РМ пользуется широкой известностью в мире как государство, приверженное демократическим ценностям, стремящееся внести свой вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности.
Главный вывод нашего исследования, заключается в том, что только укрепление интеграционных процессов, развитие двусторонних и многосторонних отношений со странами СНГ, региона и мира, только смена геополитического вектора развития, только полноценное вхождение в Евразийский Союз и ОДКБ может сохранить страну, способствовать социально-экономическому развитию РМ, а также обеспечить современный высокий уровень жизни ее населения.
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 Дата обращения: 10.02.2017.
2. «Евросоюз признал неисправимые ошибки». https://vz.ru/world/2017/3/25/342746.html Дата обращения: 11.12.2016.
3. Выступление В.В.Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034
Дата обращения: 03.04.2017.
4. Барак Обама. – «Стратегия национальной безопасности США». Февраль 2015г. http://narfu.ru/aan/Encyclopedia_Arctic/us_strategy_febr2015.pdf Дата обращения: 11.03.2016.
5. Академик - российский дипломатический словарь. Внешняя политика http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology , Геополитика. Дата обращения: 19.04.2017.
6. - "Отставка Воронина неизбежна". Русская народная линия : информ.-аналит. служба. 2009. 4 сентября. http://www.ruskline.ru/news_rl/2009/09/04/gennadij_konenko_otstavka_voronina_ neizbezhna Дата обращения: 11.04.2017.
7. МИД Приднестровья: формат "5+2" по урегулированию кризиса не работает http://www.fondsk.ru/news/2016/02/19/mid-pridnestrovja-format-5-2-po-uregulirovaniju-krizisa-ne-rabotaet-38711.html Дата обращения: 10.02.2017.
8. « Международные конфликты на постсоветском пространстве». http://www.google.md/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&cad=rja&uact=8&ved=0CE8QFjAG&url=...; с; Дата обращения: 21.04.2017.
9. Е.Д.Погорелый, К.В.Филиппов, В.Ю. Фесенко. – «Политологический словарь-справочник». http://politike.ru/dictionary/866/word/transformacija-politicheskaja
Дата обращения: 15.04.2017.
10. «Государственные перевороты «по-киевски» и «по-кишиневски» в геополитических сценариях Вашингтона против Москвы». http://enews.md/articles/view/4828/ Дата обращения: 27.04.2017.
11. Глоссарий. Геоэкономика. http://www.archipelag.ru/glossary/geoeconomics/ ; О.Аксенов. – «Проблемы структуры мировой экономики. Процесс интернационализации общественного производства». http://www.aktobesot.kz/proizvodstvo/process-internacionalizacii-obshhestvennogo-proizvodstva.html Дата обращения: 15.02.2017.
12. – «Проект Стратегии национальной безопасности: Нейтралитет и независимость под угрозой». http://www.noi.md/ru/news_id/80986 Дата обращения: 10.04.2017.
13. Выступление министра обороны Ирана на Шестой Московской конференции по международной безопасности. 2017г. https://cont.ws/@bmpd/598986
Дата обращения: 21.01.2017.
14. «Глава Stratfor связал украинский кризис с конфликтом интересов США и РФ». http://polit.ru/news/2014/12/19/stratfor/ Дата обращения: 23.02.2017.
15. - «Мусульмане в Европе — сколько их?». Д.Дибров. 2016. http://inosmi.ru/politic/20160815/237546297.html Дата обращения: 05.03.2017.
16. ПЕГИДА. - «Патриотические европейцы против исламизации Запада». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%95%D0%93%D0%98%D0%94%D0%90 Дата обращения: 07.02.2017.
в) Источники на английском языке:
1. «World politics and personál insecurity». N.Y.; L., 1935. http://www.policysciences.org/classics/world_politics.pdf
Дата обращения: 22.10.2016.
2. «Integrating Ukraine and Moldova in EU’s Energy Security Plans». European Policy Centre, 23 June 2014, http://www.epc.eu/pub_details.php?cat_id=4&pub_ id=4549
Дата обращения: 28.01.2017.
3. «Comparative Analysis of Options for Assurance of National Security of the Republic of Moldova in the Context of Russian Aggression in Ukraine». Foreign Policy Association (APE), Moldova, 2015, http://www.ape.md/ oc.php?l=en&idc=156&id=2210
– «National Security Strategy of the Republic of Moldova», Decision No. 153, 15 July 2011, http://lex.justice.md/ md/340510/ Дата обращения: 19.02.2017.
4. Jagland Thorbjorn, a former prime minister of Norway, the secretary- general of the Council of Europe. «Bring Moldova Back From the Brink». https://www.nytimes.com/2015/08/11/opinion/bring-moldova-back-from-the-brink.html?mwrsm=Facebook&_r=0 Дата обращения: 17.03.2017.
в) Источники на румынском языке:
1. Admiterea tinerilor din Republica Moldova la universitǎţile din România // Ministerul Educaţiei, Cercetǎrii, Tineretului şi Sportului din România : ofic. website. 2006. 18 august. URL: http://www.edu.ro/index.php/pressrel/5608. Дата обращения: 12.10.2016.
2. D.Dungaciu. - «Republica Moldova se confruntă cu cea mai gravă situație din istoria sa de după obținerea independenței». http://glasul.md/dan-dungaciu-republica-moldova-se-confrunta-cu-cea-mai-grava-situatie-din-istoria-sa-de-dupa-obtinerea-independentei/, http://trm.md/ru/politic/dan-dungaciu-blocajul-politic-in-care-se-afla-tara-poate-duce-la-o-prabusire/ Дата обращения: 15.03.2017.
3. Raport privind implementarea Planului de Acţiuni RM – UE, februarie 2005 – august 2006, http://www.mfa.gov.md/img/docs/raport_parmue_ro.pdf
Дата обращения: 05.03.2017.
4. «S.O.Vantu l-a luat pe Cozmin Gusa consilier pe probleme de extindere externa». Simina Mistreanu // Wall-Street : inform. website. 2010. 19 martie. URL: http://www.wall-street.ro/articol/Marketing-PR/82256/S-O-Vantu-l-a-luat-peCozmin-Gusa-consilier-pe-probleme-de-extindere-externa.html. Дата обращения: 11.03.2017.
5. Moldova.Informatie // For.md : информ. портал. 2009. 3 марта. URL: http://for.md/moldova_info. Дата обращения: 07.02.2017.
Список Литературы
а) Литература на русском языке
1. «Концепция внешней политики Республики Молдова». Принятый Парламентом Республики Молдовы от 08 февраля 1995 года, nr. 368-XIII// Monitorul Oficial al R.Moldova nr. 20/187 din 06.04.1995
2. «Концепция национальной безопасности Республики Молдова». Принятый Парламент Республики Молдова от 22 мая 2008 года, nr. 112-XVI.// Monitorul Oficial 97-98/357, 03.06.2008
3. P.C. Гринберг «Проблемы и перспективы взаимодействия стран СНГ». // Россия между Западом и Востоком: мосты в будущее. М. МО. 2003.
4. А. Смокинэ «Перспективы развития парламентаризма в контексте Конституции Республики Молдова». // Justitia Constitutionalá ín República Moldova. 2004. Nr. 2. стр. 28-34.
5. А.И. Соловьев. «Политология: Политическая теория, политические технологии». — М.: изд. Аспект Пресс, 2006. с.183; Ю.Н.Егоров и др. «Национальные интересы и политические реалии современной России». – Полис. Политические исследования. 1997. № 1., с32;
6. А.М.Либман «База данных региональной интеграции ЕАБР: результаты сравнительного анализа». // Центр интеграционный исследований ЕАБР, Санкт-Петербург, 2016.
7. В.В. Идрисова и др. «Таможенный союз и соседние сТраны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. Исследование на примере Армении, Молдовы и Таджикистана». Санкт-петербург. 2013., Концепция экономического интеграционного развития Содружества независимых государств // Информационный вестник Совета глав правительств СНГ «Содружество» . 1997. №2.,
8. В.Е. Улахович «Расширение ЕС и региональное сотрудничество в Центральной и Восточной Европе. Европейские страны СНГ место в «Большой Европе»». М. Международные отношения. 2005.
9. В.М. Алчинов. «Международная экономическая интеграция и СНГ». Дипломатическая академия МИД России. 2004.
10. Д. Растоу «Переходы к демократии: попытка динамической модели» , Полис, 1996, №, С. 5-15.
11. Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. «Политика. Толковый словарь». Издательство "Весь Мир".— М.: "ИНФРА-М", 2001.
12. Д.В.Кацы. «Современные международные отношения в Европе: метод. указания по курсу». Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007г., -42стр.
13. Е.Ю. Винокуров и др. «Конфликт двух интегрпаций» М.: Изд-во «Экон-Информ», 2015. – 241 с.
14. Е.Ю. Винокуров и др. «Проблемы и противоречия интеграционных усилий». //Российский экономический журнал. 2001. №8. , Научный Сборник докладов под редакцией Е.Винокурова «Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения».//Центр интеграционный исследований ЕАБР, Санкт-Петербург, 2016.
15. Е.Ю. Винокуров и др. «Тупик борьбы интеграций в Европе». Центр интеграционный исследований ЕАБР, Санкт-Петербург, 2016.
16. Евсеева Л.Н. «Роль языка в формирование национальной идентичности». Диссертация к-та философских наук. Архангельск, 2015
17. И.В.Чернов, В.С.Ягья и Н.В.Ковалевская. «Роли лингвистического фактора в социальном управлении и историческом развитии». Изд.Управленческое консультирование №7, 2016, стр.156-175
18. И.Л.Прохоренко. «Национальный интерес во внешней политике государства. Опыт современной Испании». –М. Изд.Паспорт-Графика, 1995. с.21.
19. Л.Г. Олейник «Политические трансформации на постсоветском пространстве :на примере Российской Федерации, Украины и Республики Молдовы». – M., 2007г., 162с.
20. Лоуэехардт Дж., Уайт М., Уайт С. «Белорусия, Молдавия, Украина: к востоку или западу ? // МЭиМО, 2001, №7., Гакман С. «Возможности и перспективы еврорегионов в контксте межгосударственного сотрудничества Украины, Республики Молдова и Румынии »/ Moldova, România, Ucraina: buna vecinătate şi colaborare regională. Materiale aleSimpozionului Ştiinţific Internaţional (Chişinău, 15–16 octombrie). Chişinău: CCIN«Perespectiva». – 1998.
21. М.В.Берендеев. «Европейская идентичность сегодня: категория политической практики или дискурса?» Вестник Балтийского Федерального Университета имени И Канта.2012. вып.6, стр.70.
22. Н. Арбатова «Станут ли страны СНГ «яблоком раздора» в отношениях России и ЕС?» // МЭиМО, №.6, 2006.,
23. Н. Исингарин. «Проблемы интеграции в СНГ». М. «Атамура». 1998.
24. Н. Н. Целищев. «Язык, ютническая идентичность и национальное самосознание». Екатеринбург, Вестник Уральского государственного аграрного университета. 2011, стр.31-35.
25. Р.С.Мухаметов. «Национальные интересы: сущность, трактовки и типология». –М. Философия политики и политология. 2008. стр.72-81.;
26. С. Уайт «Еще раз о посткоммунистической транзиции.» // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 58-68.
27. Хабибуллин А. Г., Рахимов Р. А. «Государственная идентичность как элемент правового статуса личности№». Государство и право. 2000. No 5. стр. 5–11.
28. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М: Прогресс-Традиция, 2004
29. Шмитер Ф. , Карл Т.А. «Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы». // Политические исследования. 2004. № 4. С. 6-28.;
30. Ю.В. Шишков «Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ». М. 2001.
31. Я. Бурляй «Интеграционные процессы в западном полушарии ». // Международная жизнь, №8, 2002.
32. Вебер М. – «Избранное. Образ общества» 1994, стр.94
33. В. Ф. Пряхин. – «Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан)». — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002. — 344
34. В. А. Лукашевич. - «Европейское гражданство: право и идентичность».
35. К. Куарони. – «Европейская идентичность, или как помочь людям ощутить себя гражданами Европы». Журнал Европейского союза. 2004. № 35. Январь.
36. Н. В. Александрова. - «К вопросу о формировании европейской идентичности». Политическая экспертиза. 2008.
37. О.Ф. Иванова. – «Финансово-экономическая независимость страны как фактор роста ее конкурентоспособности». Институт Государственного управления, права и инновационных технологий. Журнал «Науковедение» №3, 2013г.; «Экономическая безопасность: сущность, факторы, критерии».
38. А.Тулбуре. - «Захваченное государство – генетика феномена и перспективы освобождения». Материалы конференции «Молдова – захваченное государство», организованное неправительственной организацией «Трансформ Молдова», 12 ноября. 2012г.
39. И.Ф. Грек – «Государственные перевороты «по-Киевски» и «по-Кишиневски» в геополитических сценариях Вашингтона против Москвы».
40. П.И.Смирнов. - «Национальный интерес и национальная идеология как факторы укрепления общероссийской национальной идентичности». «Credo New» №3, 2016.
41. Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин в монографии «Конституционное право», раздел «Суверенное государство». Москва. Изд.Юристь, 2001г.;
42. А.А. Головко. - «Современные проблемы государственного суверенитета в республике Беларусь».
43. Л.Суперфин. - «Глобальное и национальное. Специфика взаимодействия глобальных и национальных факторов современного исторического процесса». Москва, 2003г.
44. Я. А. Бороздина. - «Интеграция в Европе». Изд."Юридический мир", 2009, N 9.
45. А.В. Сеидов «Воздействие глобализации на концепцию государственного суверенитета в международном праве», автореферат диссертации, Москва, 2004г.
46. А. А. Сергунин. – «Суверенитет: эволюция концепта». Научные ведомости.СПБГУ. 2010г. №19 (90), выпуск 16.
47. Г.А. Цветков. - «В демократию силой не загоняют». 13 стр.
48. С. Хантингтон. – «Столкновение цивилизаций». - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603с
49. К.Н.Пономарев. «Соотношение европейской и национальной идентичности: право и политика». Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006.
б) Литература на английском языке
1. A. Smith, National identity, London, Ed. Penguin Books, 1991.
2. Adrian L. Ivan, Claudia Anamaria Iov, ― «National And Ethnic Minorities In Central Europe And The Eu Integration Process: Theories And Considerations», în Runcan, P.L., Raţă, G., Goian C. (Ed.), Applied Social Science: Administration and Management, United Kingdom: Cambridge Scholars Publishing, 2013, pp.205-212.
3. Claudia Arădău, Migration: The Spiral of (In)Security, International Forum of Electronic Publications, Rubikon, March 2001
4. Claudia Iov, Claudia Mera, Claudiu Marian, The ―Failure of Multiculturalism‖ in the European Union. Identity-Security Nexus. EU-Member States-Comparative View, in Iulian Boldea Coord., Studies on literature, discourse and multicultural dialogue , Ed. Arhipelag XXI, Tg.Mures, 2013, pp. 306-315. 13 Multiculturalismul, „un eşec în Europa, 11.02.2011
5. David HELD, Anthony McGREW, David GOLDBLATT, Jonathan PERRATON, стр. 366-367
6. Morgenthau H. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. New York, 1948. Стр. 115-125
7. Nigent N. The government and politics of the European Union . – New-York: Ed. Palagrave macmillan,2003
8. The Routledge Handbook of Civil-Military Relations, Thomas C. Bruneau and Florina Cristiana Matei, Routledge, 2013
9. Yannis A. Stivachtis, „International Migration and the Politics of Identity and Security‖ , Journal of Humanities and Social Science, Volume 2, Issue 1, 2008