Введение…
1. Генезис и характеристика Сирийского кризиса…
1.1. История и анализ вооруженного конфликта в Сирии……
1.2. Геополитические интересы России в регионе Ближнего Востока
2. Позиция России по решению Сирийского конфликта
2.1. Дипломатические усилия России
2.2. Значение военно-космической операции России на территории Сирии
3. Реакция мирового сообщества и перспективы урегулирования конфликта………40
3.1. Позиции основных игроков в регионе(России, США, Турции, Ирана).....……....……40
3.2. Перспективы разрешения Сирийского вопроса. Прогноз развития ситуации……...…50
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Ближний Восток сейчас привлекает внимание всех, и политиков, и политологов, и государственных деятелей. Главное, что происходит на Ближнем Востоке – это, конечно, сирийский кризис. С 2011 года в основном мирные демонстрации в Сирии, требующие политических и экономических реформ, переросли в полномасштабную гражданскую войну, унесшей жизни более 250000 мирных жителей, став одной из основных вопросов международной повестки дня. Главный виновник жестокого обращения событий по мнению международных экспертов – это авторитарный режим Сирии, который пытался подавить демонстрации, прибегая к все более жестоким мерам и репрессиям. Интенсивные боевые действия разрушили множество жилых и промышленных районов в городах Сирии. Мирные жители, живущие в этих областях, сталкиваются с целым рядом угроз. Подъем террористической деятельности таких группировок как ИГИЛ, «Даиш» и других джихадистов только усугубило ситуацию.
Тем не менее, вопрос гуманитарной безопасности страны вышел на международный уровень переговоров по политическому урегулированию кризиса в рамках ООН. Следует уточнить, что в САР ведется сразу несколько войн. В наиболее заселенном западном регионе, где сконцентрирована практически вся государственная инфраструктура, – идет гражданская война, начавшаяся в 2011 году. Эта часть страны в большинстве своем сосредоточена в руках действующего правительства Сирии. В восточной, большей по территории части Сирии – сирийский конфликт, который носил международный характер и явился следствием распространения внутреннего сирийского противостояния на другие государства. Сирийский кризис давно уже превратился из локального в глобальный, в котором участвуют и великие державы, и соседние страны.
Причастность России к сирийскому конфликту объясняется двумя обширными стратегическими целями: оспорить господство США в мировой политике и содействовать режиму сирийского президента Б. Асада в его борьбе против исламских радикалов, считающихся самыми смертоносными врагами для мира в целом. Российско-сирийский альянс был создан в период холодной войны. С конца этого периода Сирия, импортер российской военной промышленности, оставалась одной из немногих московских геополитических позиций в Советском Союзе на Ближнем Востоке. С начала сирийского восстания в 2011 году Россия выступает за внутрисирийский диалог и, в конечном итоге, разделение власти, но она решительно выступает против ухода Асада в качестве первого этапа политической реконструкции. Со временем поддержка Россией Асада только укрепилась.
Экстремистская деятельность «Исламского государства» способна вызвать дестабилизирующие процессы, которые могут размыть государственные границы и международное право в целом, что в итоге трансформирует всю систему международных отношений. Терроризм в настоящее время несет огромную угрозу всему миру, и с каждым днем он растет, и становится сильнее. Жители Ближнего востока вынуждены находиться в постоянном страхе, а многие в отчаянии покидают эти страны и пытаются спастись в Европе. Сирийская война оказывает глубокое воздействие на государства, находящиеся далеко за пределами страны. Ливан, Турция и Иордания сейчас предоставляют жилье растущему числу сирийских беженцев, многие из которых пытаются перебраться через границы незаконным способом для поиска лучших и безопасных условий. В этой связи особую актуальность представляет изучение позиций, задействованных интернациональных акторов сирийского кризиса, способных либо продлить вооруженное противостояние, либо облегчить мирное разрешение этой наболевшей международной проблемы. Это ключевой момент глобальной политики. «Исламское государство» продолжает расти, и российские власти прекрасно понимают, что будет если это не прекратить, поэтому всеми силами пытаются призвать мировое сообщество бороться с главной угрозой. Российская помощь Сирии стала одной из главных тем для обсуждения в мировых СМИ в последнее время. События, которые происходят в наши дни, могут надолго определить судьбу не только жителей соседних с «Исламским государством» стран, но и судьбу региона, и даже всего мира. Каждый день гибнут ни в чем неповинные люди, поэтому, безусловно, решение этой международной проблемы не терпит отлагательств.
Распространенным является мнение о том, что позиция Российской Федерации не способствовала прекращению конфликта, а лишь вела к усугублению разрушительной гражданской войны в стране. После решения президента России В. Путина о вводе ВКС в Сирию для борьбы с распространяющимся там терроризмом и экстремизмом, страны мирового сообщества стали открыто обвинять Россию в эскалации конфликта. Таким образом, весьма важен анализ усилий, направленных Россией на урегулирование войны в Сирии.
Объектом исследовательской работы является политическая стратегия Российской Федерации на Ближнем Востоке.
Предмет исследования – вовлеченность России в процессы разрешения гражданской войны в Сирии.
Хронология исследования: март 2011 – 13 февраля 2017 года. Выбор хронологических рамок объясняется началом сирийского кризиса в марте 2011 года. По причине неразрешенности конфликта, временем окончания исследования является важнейшее событие на момент написания работы - совместные удары российскими и турецкими самолетами по позициям террористов из «Исламского государства».
Цель исследования – выявить основные меры, предпринимаемые Российской Федерацией, для разрешения вооруженного конфликта в Сирии. Согласно поставленной цели исследовательской работы необходимо решить следующие основные задачи:
1) Изучить историю гражданской войны в Сирии;
2) Определить основные геополитические интересы России в регионе Ближнего Востока;
3) Проанализировать позицию России в отношении сирийского конфликта и дипломатические усилия, направленные на его деэскалацию;
4) Установить особенность применения Россией ВКС как направления международной политики;
5) Оценить общие позиции мирового сообщества и попытки урегулирования конфликта;
Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения. Первая глава охватывает аналитический обзор сирийской гражданской войны в генезисе противостояния правительственных и террористических сил, а также заинтересованности России в участии и урегулировании конфликта. Вторая глава посвящена роли России в установлении политического диалога с действующими сторонами конфликта и поддержке сирийской армии в борьбе с террористическими группами, третья глава раскрывает позиции мирового сообщества и перспективы дальнейшего развития событий в Сирии.
Методологическая основа исследования состояла в применении общенаучных методов и приемов:
Исторический подход, с помощью которого была определена хронология развития кризиса;
Анализ высказываний официальных представителей государств, литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования;
Системный подход, позволивший выявить определенные взаимосвязи и объединить факты в одно целое;
Обобщение, посредством которого было рассмотрено множество признаков, с помощью которых автор сделал общий вывод;
На основе используемых методов предполагается дать оценку значимости внешней политики Российской Федерации в урегулировании сирийского вопроса и борьбе с нарастающей угрозой терроризма.
При написании работы были использованы научные статьи, электронные ресурсы и сводки новостей, документы международных организаций. На основании заявлений Президента России, опубликованных на официальном сайте, в интервью была определена позиция РФ по отношению к сирийским событиям, также, помогли заявления Департамента информации и печати МИД РФ, выступления министра иностранных дел С. Лаврова. Чтобы выявить оценку мирового сообщества касательно дипломатических предложений России автором были проанализированы официальные итоговые документы международных организаций, сообщения их представителей и заявления официальных лиц.
Исследование причин антиправительственных волнений, конфессиональных противоречий и статистические данные, отражающие масштаб потерь, количество оппозиционных групп, представлены в статьях Смирнова Н. А., Никулиной Я. С., Сейфиевой Е. Н., Гришакова Л. В., Шульц Э. Э.
Теоретические основы и факторы, определяющие политику России в отношении Сирии, изложены как в трудах российских политологов, так и в работах ученых разных стран мира. Е.А.Степановой, А. Демченко, В.В. Мокштадта, К.М. Барского, М.С. Ходынской-Голенищевой. Анализ принципиальных различий в подходах РФ и США к решению разрушительного конфликта в Сирии, а также процесса разблокирования дипломатии по установлению переговоров по мирному урегулированию, приводится в работах Вавилова А. И., Сатановского Е. Я., Степановой Е. А. и др.
Тематика геополитических принципов российского противостояния в регионе Ближнего Востока и угрозы сирийского конфликта для национальной безопасности России раскрыты в работах Мазура О. А., Ивановой С. Е., Васецовой Е. С., Гушер А. И., Смольнякова М. В., Лобанова К. Н., Мюллерсона М., Махнева С. Д. и др.
Политику Российской Федерации на Ближнем Востоке через призму борьбы с международным терроризмом рассматривают Галкина Е. В., Койбаев Б. Г., Манойло А. В., Иванов С. Е., Зубченко С. А., Батюк В. И.
В написании работы помогло ознакомление с информационными порталами зарубежных СМИ, таких как L’Expression, RussiaToday, BBC, CNN.
Следует отметить, что на сегодняшний день внешнеполитическая тематика остается наименее разработанным направлением исследования отношений России и Сирии, что и послужило поводом к написанию данной работы.
1) Ближний Восток переживает фундаментальную геополитическую трансформацию, которая может привести к разрушению государственных институтов в некоторых странах и их превращению в несостоявшиеся государства. Государственные границы ломаются и могут продолжать меняться. Эти процессы объясняются рядом причин, главной из которых является прошлое колониальное наследие региона: многие страны возникли, когда мировые лидеры перерисовывали геополитическую карту мира после Первой мировой войны.
Вторая важная причина – вмешательство интернациональных сил, которые значительно ухудшают ситуацию. В результате этих действий возрастают региональные вызовы и угрозы, возникают новые проблемы, такие как неконтролируемый всплеск радикального исламизма и терроризма и ряд новых террористических групп, которые представляют угрозу не только для Ближнего Востока, но и других стран и регионов, включая Россию. Одним из наиболее серьезных источников нестабильности является Сирия.
Военный конфликт в стране, начавшийся более пяти лет назад, трудно разрешить, поскольку Сирия стала центром столкновения нескольких региональных и нерегиональных держав, каждая из которых преследует свои собственные интересы. Сирийский конфликт возник из-за ряда внутренних и внешних причин: внутриэкономические и внутриполитические реформы на построение более демократического государства, что вызвало серьезное недовольство у оппозиции, дав шанс террористическим группировкам дестабилизировать положение в стране.
Более того, страна является очень важной транзитной территорией, на которой могут проходить основные маршруты транспортировки энергоресурсов, а это в свою очередь, непосредственно касается основных стран Персидского залива - поставщиков нефтяных ресурсов, претендующих расширить рынок сбыта за счет западных потребителей.
2) Сегодня базовая проблема для арабской политики России – Ближневосточное урегулирование, поскольку, действуя в данном направлении в условиях изменения схемы существования мирового сообщества после прекращения противостояния двух мировых социальных систем, РФ приобретает все шансы сыграть самостоятельную роль в процессе восстановления мира в регионе. Помочь России выйти из застойного положения и дать ей возможность материализовать свое присутствие не только на Ближнем Востоке, но и на мировой арене в целом, может прорыв в этом направлении и переход к действиям в разрешении кризиса в режиме реального времени.
С самого начала гражданской войны в САР Россия последовательно и бескомпромиссно выступала за то, чтобы суверенные государства и нации самостоятельно определяли свое политическое будущее, без иностранного вмешательства. Несмотря на то, что России удается сохранять определенное влияние на политические элиты и отдельные сегменты общества в ряде ближневосточных стран, масштабы ее воздействия на динамику событий в регионе со временем уменьшаются. В целом, российские геополитические интересы требуют создания группировки стран, которые поддержали бы внешнеполитические российские действия на Ближнем Востоке и на смежных с ним территориях, в целях:
обеспечения национальной безопасности РФ на дальних подступах к ее границам, а именно - сохранение ключевой по значению военно-морской базы в Тартусе;
создания предпосылок для усиления российского влияния в регионе в расчете на рост политического и экономического потенциала страны в будущем;
противодействия возможным политическим акциям третьих стран, потенциально несущих ущерб российским интересам;
борьбы с террористическими группировками, которые несут угрозу всему человечеству.
Москва осознает, что не все население Сирии поддерживает режим Асада, однако Кремль жестко настаивает на том, чтобы все вопросы решались мирным путем – в рамках переговоров и с использованием демократических процедур. На практике РФ видит ситуацию так: полная зачистка Сирии от радикальных исламистов, установление военного контроля над всей территорией Сирии и переговоры.
3) Очевидно, что радикальные экстремистские группы, прежде всего ИГИЛ - угроза стабильности, национальной безопасности и территориальной целостности не только Сирии, но и остальных стран региона, в том числе Ирака, Ливана, Иордании Египта и др. Учитывая данную опасность, становится ясно, что искоренение радикального исламизма и предотвращение распространения терроризма в регионе – главные цели, которые преследует Россия в выработке политического решения конфликта на Ближнем Востоке.
Российское вмешательство изменило расклад сил в Сирии, открыв новую страницу в развитии этого конфликта и вывело его на новый уровень. Россия посылает ясный сигнал: она не позволит рухнуть режиму действующего президента Сирии, - несмотря на все утверждения Москвы о том, что её политика не завязана на нем лично. Можно утверждать, что действия России в Сирии, сопровождаются конкретными политическими предложениями Москвы, изначально направленными на создание единого фронта в борьбе против терроризма. Таким образом, Кремль в дальнейшем видит обеспечение постепенного политического решения регионального конфликта, стараясь привлечь как можно больше оппозиционных сторон за стол переговоров.
Дипломатическая инициатива российского МИДа по ликвидации химического оружия и помогла предотвратить военное вторжение западных государств в эту страну, повторяющее «ливийский сценарий», освободить часть территории Сирии и установить временное перемирие. Эта инициатива стала еще одним свидетельством фундаментальных изменений в направлении внешней политики Российской Федерации, которые перешли от реактивного к проактивному подходу.
Раньше Россия реагировала только на текущие события, но теперь она превратилась в активную политику, направленную на защиту своих национальных интересов и интересов региональной безопасности. Однако договоренности, которые в основном препятствовали вторжению США в Сирию, были плохо восприняты американским истеблишментом, посчитавшими их угрозой региональному и глобальному лидерству США. Но решающим фактором в том, как Россия принимает конструктивные шаги, направленные на урегулирование конфликта, стали многократные (по большей мере инициированные российской стороной) Женевские переговоры по Сирии, в которых приняли участие США, страны региона и оппозиционные силы. При посредничестве РФ сторонам удалось согласовать многие вопросы, в частности, касающиеся передачи власти переходному правительству, снижению напряженности между сирийским правительством и оппозицией.
Таким образом, конструктивно проявив себя в Сирии, Россия вполне может облегчить свои нынешние проблемы. Конфликт с западными странами, разразившийся на волне сепаратистских движений на востоке Украины, и российская аннексией Крыма, обернулись для нашей страны огромными потерями, как политическими, так и экономическими. Поэтому Москве необходимо продемонстрировать свою важность как международного игрока по решению вопросов, не связанных с Украиной. Российские дипломатические усилия в САР отчасти направлены на то, чтобы продемонстрировать Западу, что в случае усугубления связанного с Украиной конфликта, Запад рискует потерять Россию как важного партнера по другим вопросам.
Самым важным элементом российской внешней политики является миротворчество. Это способствует повышению российского международного авторитета и выполнению своих обязательств в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН по укреплению международного мира и безопасности. В этой связи, усиление международного престижа РФ как страны-миротворца является одним из важнейших направлений внешней политики Российского государства. Можно с уверенностью сказать, что Россия восстановила свое влияние на Ближнем Востоке, утраченное после распада СССР, вызвав тем самым озабоченность у западных экспертов, которые признают, что Америка теряет свой авторитет в ближневосточном регионе.
4) Антитеррористическая операция России в Сирии, начавшаяся осенью 2015 года, продемонстрировала ее возвращение на глобальную арену в качестве великой державы. Россия непосредственно вмешалась в конфликт, когда режим Асада находился на краю крушения, и радикальные исламские группы могли захватить Дамаск. А все потому, что победа джихада может привести к значительному росту поддержки террористов в исламском мире, включая Центральную Азию и мусульманское население России. Вот почему главной задачей российских аэрокосмических войск в САР было ослабить и уничтожить исламские террористические группировки в этой стране.
Проводимая Москвой по просьбе Б. Асада воздушно-космическая операция против ИГИЛ, изначально вызвала резкие высказывания со стороны западных политиков, в особенности представителей стран-членов НАТО. Многие обвиняли Россию в том, что она обостряет конфликт своим вмешательством и преследует собственные цели.Тем не менее общая тональность очевидно сменилась, и теперь Россия, которая была близка к роли врага, оснащенного ядерным оружием, мгновенно предстала в роли партнера, имеющего план быстрого устранения этой (террористической) угрозы. Российская армия под руководством Путина сыграла в Сирии решающую роль, изменив весь ход гражданской войны в пользу Асада. В этой связи можно с уверенностью предположить, что отношение Запада к России будет меняться, по крайней мере, готовности координироваться в технических вопросах будет больше. Тем более, что уже возникло желание продемонстрировать движение к политическому результату, создать какой-то дееспособный формат политических переговоров по Сирии между США и РФ. Военное присутствие России гарантирует и силовую, и политическую составляющую процесса урегулирования кризиса.
5) Сирийская оппозиция очень разобщена, и разные ее группы пользуются поддержкой различных внешних сил, таким образом продвигающих свои интересы в стране. Страны мирового сообщества с начала протестных акций в Сирии настаивали на виновности Б. Асада в дестабилизации внутренних процессов страны и предпринимали всяческие усилия, направленные на устранение режима действующего президента. Одними из основных спонсоров сирийских вооруженных групп различной степени умеренности являются Катар, Саудовская Аравия и Турция. И хотя после запуска нового формата сирийских переговоров в роль монархий Залива в конфликте несколько уменьшилась, все равно без них добиться реального соблюдения режима прекращения огня невозможно.
Командный подход является перспективным в плане борьбы с терроризмом, поглотившим территории ближневосточных стран и разрушившим политическое и социальное устройство общества. Проблемы и противоречия неизбежны в этой области; необходимо искать компромисс и идти на возможные серьезные уступки остальным вовлеченным в конфликт игрокам. Но каждый шаг в сторону увеличения престижа Российской Федерации на мировой арене как страны-миротворца, координируя свои усилия с другими странами, организациями и объединениями в решении общих проблем и угроз, станет существенным вкладом в фонд глобальной безопасности, а также принесет заметные внешнеполитические победы для нашей страны. Без совместных усилий мирового сообщества в межсирийском диалоге трудно ожидать значительного прогресса.
1. Выступление модератора межсирийской консультативной встречи на «московской площадке» В.В.Наумкина на пресс-конференции, Москва, 29 января 2015 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://archive.mid.ru//brp_4.nsf/0/5541E6FB5896BDEF43257DDD003137E5 (дата обращения: 06.04.2017).
2. Заявление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова перед началом переговоров по Сирии с Госсекретарем США Дж.Керри, Женева, 12 сентября 2013 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/97046 (дата обращения: 03.04.2017).;
3. Заявление Международной группы поддержки Сирии, Вена, 14 ноября 2015 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/1941109 (дата обращения: 07.04.2017).;
4. Заявление Международной группы поддержки Сирии, Мюнхен, 12 февраля 2016 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/2086375 (дата обращения: 07.04.2017).;
5. Комментарий Департамента информации и печати МИД России по итогам первого раунда межсирийских переговоров в Женеве // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/78566(дата обращения: 02.04.2017).;
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.)// Официальный сайт МИД РФ. URL:http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 24.02.2017).;
7. О трехсторонней встрече представителей России, США и ООН по Сирии в Женеве // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/106866(дата обращения: 03.04.2017).;
8. Обращение Владимира Путина в связи с принятием совместного заявления России и США по Сирии // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51376 (дата обращения: 07.04.2017).;
9. Обращение Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова к участникам второй межсирийской консультативной встречи в Москве, 9 апреля 2015 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/1160842 (дата обращения: 08.04.2017).;
10. О договоренностях Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри по преодолению кризиса в Сирии // Официальный сайт МИД РФ URL:http://www.mid.ru/web/guest/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/111286 (дата обращения: 03.04.2017).;
11. Ответ на вопрос телеканала Россия-1 Министра иностранных дел России С.В.Лаврова, 9 августа 2015г. // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/1647794(дата обращения: 08.04.2017).;
12. Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «на полях» 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 27 сентября 2015 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/general_assembly/-/asset_publisher/lrzZMhfoyRUj/content/id/1794354 (дата обращения: 08.04.2017).;
13. Послание Президента Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/page/20 (дата обращения: 20.02.2017).;
14. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», 30 сентября 2015 г. // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. – URL: http://council.gov.ru/activity/documents/59395(дата обращения: 03.01.2017).;
15. Резолюция 2043 (2014), принятая Советом Безопасности на его 7242-м заседании 15 августа 2014 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/508/52/PDF/N1450852.pdf?OpenElement(дата обращения: 27.03.2017).;
16. Резолюция 2118. // Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/489/25/PDF/N1348925.pdf?OpenElement (дата обращения: 02.04.2017).;
17. Резолюция 2139 // Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/243/41/PDF/N1424341.pdf?OpenElement (дата обращения: 06.04.2017).;
18. Резолюция 2199 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/040/31/PDF/N1504031.pdf?OpenElement (дата обращения: 07.04.2017).;
19. Резолюция 2042 (2012) // Официальный сайт ООН. URL: https://daccess-ods.un.org/TMP/6689567.56591797.html (дата обращения: 26.02.2017).;
20. Резолюция 2258 // Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/447/64/PDF/N1544764.pdf?OpenElement (дата обращения: 07.04.2017).;
21. Резолюция 2336 (2016) // Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N17/000/42/PDF/N1700042.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.03.2017).;
22. Совместная пресс-конференция с Президентом Сирии Башаром Асадом по итогам российско-сирийских переговоров // Официальный сайт Президента РФ. URL:http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/transcripts/7710 (дата обращения: 02.03.2017).;
23. Совместное заявление по итогам многосторонней встречи по Сирии, Вена, 30 октября 2015 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/1906765 (дата обращения: 10.04.2017).;
24. Стенограмма выступления президента РФ В.В. Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50385 (дата обращения: 03.01.2017).;
25. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. – URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/99.html(дата обращения: 01.03.2017).;
26. Устав ООН статья 51. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html(дата обращения: 15.02.2017).;
27. Федеральный закон Об обороне (с изменениями на 30 декабря 2015 года), ФЗ-61 от 30 мая 1996 года – URL: http://docs.cntd.ru/document/9020348(дата обращения: 20.12.2016).;
28. Финансирование террористической организации Исламское государство Иракаи Леванта (ИГИЛ) // Отчет ФАТФ, 02.2015.;
29. Andrew M. Liepman, Brian Nichiporuk, Jason Killmeyer. Alternative Futures for Syria // Regional Implications and Challenges for the United States / Rand Corporation.;
30. Civil War in Syria // Stiftung Wissenschaft und Politik German Institute for International and Security Affairs / SWP Comments.;
31. Conflict in Syria Trigger factors and the EU response // European Parliamentary Research Service, Briefing2016. URL:
32. Council conclusions on Migration Foreign Affairs Council № 12880/15 – Luxembourg, 12 October 2015. URL: http://www.helsinki.org.rs/doc/ST_12880_2015_INIT_EN.pdf (дата обращения: 11.03.2017).;
33. Council conclusions on the EU Regional Strategy for Syria and Iraq as well as the Da'esh threat - Council conclusions № 9105/16 (23 May 2016) - Brussels, 23 May 2016 (OR. en) URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9105-2016-INIT/en/pdf (датаобращения: 11.03.2017).;
34. Eva Svoboda and Sara Pantuliano. International and local/diaspora actors in the Syria response // Humanitarian Policy Group / Overseas Development Institute, 2015.;
35. “Geneva-2 talks is an exercise in shadow fake diplomacy” // Michel Chossudovsky, Director of the Center for Research on Globalization, told RT. URL: https://www.rt.com/op-edge/geneva-talks-shadow-diplomacy-517/ (дата обращения: 01.04.2017).;
36. Foreign Minister Sergey Lavrov’s interview with Algerian newspaper L'Expression published on February 28, 2016 // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/en/maps/dz/-/asset_publisher/Hmfoyt4xEw9B/content/id/2116097 (дата обращения: 22.02.2017).;
http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2016/573924/EPRS_BRI%282016%29573924_EN.pdf(дата обращения: 15.03.2017).;
37. Nazarbayev, Putin Meet in Astana, Address Cooperation Forum // A WEEKLY ONLINE PUBLICATION. URL: WWW.MFA.GOV.KZ(дата обращения: 30.03.2017).;
38. Nusra leader: Our mission is to defeat Syrian regime // Al Jazeera, 28.05.2015.;
39. Remarks by President George W. Bush at the 20th Anniversary of the National Endowment for Democracy. 6 November 2003. URL: http://www.ned.org/george-w-bush/remarks-by-president-george-w-bush-at-the-20th-anniversary(дата обращения: 20.03.2017).;
40. Resolution 2254 (2015) Adopted by the Security Council at its 7588th meeting, on 18 December 2015 URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/443/34/PDF/N1544334.pdf?OpenElement(датаобращения: 26.03.2017).;
41. Safi: Assad and Russia Don’t Want to Negotiate with Opposition // Official Page of National Coalition of Syrian Revolution and Opposition Forces. URL: http://en.etilaf.org/all-news/news/safi-assad-and-russia-dont-want-to-negotiate-with-opposition.html (дата обращения: 05.03.2017).;
42. Syria’s President Speaks // Foreign Affairs. URL:https://www.foreignaffairs.com/interviews/2015-01-25/syrias-president-speaks (дата обращения: 06.04.2017).;
43. Syrian Coalition Denounces Russia’s Alleged Invitation // Official Page of National Coalition of Syrian Revolution and Opposition Forces. URL: http://en.etilaf.org/all-news/news/syrian-coalition-denounces-russias-alleged-invitation.html (дата обращения: 05.04.2017).;
44. Syrian Perspectives on the Conflict and Local Initiatives for Peace, Justice, and Reconciliation // transitional justice research series /№ 2, 2015.;
45. Telephone conversation between Foreign Minister Sergey Lavrov and US Secretary of State John Kerry // The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: http://www.mid.ru/en/telefonnye-razgovory-ministra/-/asset_publisher/KLX3tiYzsCLY/content/id/790306(дата обращения: 31.03.2017).;
46. The Military Balance 2016. Syria // The International Institute for Strategic Studies (IISS). London: Routledge, February 2016, pp. 353-355.;
47. Turkey: Refugee crisis // ECHO Factsheet – Turkey – April 2017. URL: http://ec.europa.eu/echo/files/aid/countries/factsheets/turkey_syrian_crisis_en.pdf(дата обращения: 05.04.2017).;
48. UN World Economic Situation and Prospects 2016. URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/wesp_archive/2016wesp_full_en.pdf(дата обращения: 03.04.2017).;
49. US announces “expeditionary force” to target Isis in Iraq and Syria // theguardian. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2015/dec/01/us-military-expeditionary-force-isis-iraq-syria(дата обращения: 01.02.2017).;
50. Wezeman, P. Arms transfers to Syria // SIPRI Yearbook 2013, 28.05.2015.