Введение 3
Глава 1. Современная энергетическая политика Китая 11
§1.1. Состояние энергетического комплекса и особенности энергетической политики Китая в 1978-1993 гг 11
§1.2. Состояние топливно-энергетического сектора Китая с середины 1990-х гг. по 2016 г 22
§1.3. Энергетическая политика Китая в 1994-2016 гг. 32
§1.4. Современные вызовы Китаю в сфере энергетики 45
Глава 2. Место России в современной энергетической политике Китая 53
§2.1. Главные энергетические партнеры Китая на современном этапе 53
§2.2. Преимущества России перед другими партнёрами Китая в энергетической сфере 65
§2.3.Реализуемые китайско-российские проекты в области традиционных и возобновляемых источников энергии 74
Заключение 87
Список источников и литературы 92
Приложение 103
Актуальность темы исследования. Рациональная энергетическая политика является важным фактором—социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности государства. Общественные производительные силы тесно связаны с уровнем потребления энергии. По мере быстрого развития экономики в Китае увеличивается спрос на энергию, Китай остается крупнейшим в мире потребителем энергии. Между тем, Китай по-прежнему сталкивается с проблемой низкого уровня разработки национальных энергоресурсов и низкой эффективностью использования энергоресурсов. После 1993 г., когда Китай стал нето-импортёром сырой нефти, обеспечение энергетической безопасности стало рассматриваться в Китае в качестве одной из важнейших проблем на стратегическом уровне национальной безопасности. Рост спроса на энергию в Китае-вынуждает китайское руководство активизировать действия по оптимизации энергетической политики для обеспечения энергетической безопасности. После начала политики реформ и открытости китайское правительство стало уделять больше внимания выработке рациональной энергетической политики во избежание- «энергетического кризиса». Китай не только разработал многочисленные планы, постановления и законы регулирования, но и активизировал рассматривает международное сотрудничество в сфере энергетики как ключевой момент в энергетической политике Китая.
Развитие энергетической политики Китая, с одной стороны, непосредственно оказывает влияние на производство и потребление энергии, на размещение производства энергии, на структуру энергетической промышленности, с другой стороны, оказывает влияние на международные отношения. Анализ особенностей и эволюции китайской энергетической политики имеет практическую значимость, так как может быть важным ориентиром и основой для разработки энергетической политики Китая в будущем. В Китае реализация стратегии обеспечения продолжительного развития постоянно сталкивается со многими проблемами и вызовами, учитывая опыт, полученный из прошлого энергетической политики, с анализом новых вызовов в энергетическом состоянии Китая, способствует устойчивому развитию общества и экономики.
Кроме того, с точки зрения внешнего аспекта энергетической политики, Китай проводит политику «выхода из вне» и «поиска дополнительных источников и экономии расходов». Среди главных стран-партнёров Россия с собственными преимуществами занимает важное место в энергетической политике Китая. В то же время, российско-китайское сотрудничество имеет важное геополитическое значение энергии в рамках экономической концепции Шёлкового Пути. Прочная политическая основа, общие экономические интересы и взаимодополняемость энергетических стратегий двух стран способствует укреплению долгосрочного сотрудничества в сфере энергетики. Об этом хорошо свидетельствуют прогнозы касательно традиционных и возобновляемых источников энергии. Рассмотрение места России в энергетической политике Китая помогает России расширять и улучшать инвестиционную среду, помогает Китаю расставить акценты в сотрудничестве с Россией, своевременно корректировать свои стратегии и углублять китайско-российское сотрудничество в энергетической сфере.
Таким образом, изучение энергетической политики Китая не только имеет значение для определения основного состояния и главных вызовов в энергетическом комплексе Китая, но и является хорошим испытанием для дальнейшей разработки энергетической политики Китая и реализации политики продолжительного развития. Рассмотрение места России в энергетической политике Китая также имеет актуальное значение для определения проблемы энергетической безопасности Китая. Россия является важным источником диверсификации энергоресурсов Китая, энергетическое сотрудничество с Россией имеет огромные перспективы.
Объектом исследования является энергетическая политика Китая на современном этапе.
Предметом исследования являются эволюция и особенности современной энергетической политики Китая, а также место в ней России.
Целью диссертационной работы является выявление особенностей современной энергетической политики Китая и определение в ней места России.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1) Охарактеризовать состояние энергетического комплекса Китая и особенности энергетической политики Китая в период 1978-1993 гг
2) Определить специфику и изменения в энергетическом секторе после 1993 г
3) Выявить особенности энергетической политики КНР после 1993 г.
4) Определить и охарактеризовать главные вызовы, возникающие перед китайским руководством в сфере энергетики в 21 веке.
5) Продемонстрировать место России в ряду энергетических партнеров Китая
6) Рассмотреть преимущества России как энергетического партнера и энергетического сотрудничества Китая с Россией.
7) Выявить реализуемые главные проекты и препятствия в процессе энергетического сотрудничества между Китаем и Россией.
Хронологические рамки исследования охватывают период: с 1993 г по 2016 г В этот пореформенный период, по мере быстрого развития экономики в Китае, наблюдался ускоренный рос спроса в Китае на энергию. Особенно после 1993 г., когда Китай превратился из нетто-экспортёра в нетто-импортёра сырой нефти. Этот период характеризуется повышением внимания китайского руководства к вопросам оптимизации энергетической структуры, к решению проблем, возникающих в процессе развития энергетической сферы, а также к проблеме энергетической безопасности и выработки рациональной энергетической политики.
Источниковая база исследования включает официальные энергетические документы Китая в сфере энергетики, такие, как: «Энергетическая программа развития среднего или длительного срока 2004-2020-х гг»1, «Белая книга-политика Китая в сфере энергетики»2, «10-ой пятилетний план - энергетический план(2001)»3; «13-й пятилетний план - энергетический план(2016)»4. В этих документах определены главные цели, направления и акцент развития энергетики Китая на каждом периоде. Анализ этих документов позволил нам выделить эволюцию, основные особенности и проблемы в процессе развития энергетической политики в процессе сотрудничества с другими странами в сфере энергетики.
Вторая группа источника представлена различными международными соглашениями, совместными заявлениями и меморандумами между Китаем и главными партнёрами в сфере энергетики. В частности, между Китаем и Россией, например: «Меморандум об Укреплении нефтегазового сотрудничества между Китаем и Индией» (2006 г.)5, «Меморандумом о комплексном сотрудничестве в сфере энергетики и кредитования между Китаем и Казахстаном» (2009 г.)6, «Межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Китаем» (2009 г)7. А также договоры и соглашения между компаниями России и Китая в сфере энергетики, например, соглашение о стратегическом сотрудничестве Газпрома и CNPC; «Транснефть» и CNPC заключили соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино - граница с КНР» (2008 г)8; Подписано Межправительственное соглашение между Россией и Китаем о поставках газа в Китай по «восточному» маршруту, (2014 г)9. Эта группа источников была незаменима при изучения вопроса энергетической дипломатии и взаимосвязи во внешней политики в сфере энергетики между Китаем и главными партнерами, вместе с тем, анализ этих документов дает возможность понять основное положение и переспективы китайско-российского энергетического сотрудничества.
Особую группу источников составляют электронные ресурсы из китайских официальных сайтов: официальный сайт министерства энергетики КНР; сайт Жэнминь жибао, сайт Синхуа, сайт компаний CNPC и SINOPEC. Российские официальные сайты: официальный сайт Минэнерго РФ, сайт РИА, сайт компаний Газпром и Роснефть. Информация из этих сайтов помогает увидеть прогресс энергетического сотрудничества и этапы строительства главных проектов между Китаем и Россией.
Для исследования использовались показатели из статистического сборника КНР «Статистический ежегодник Китая», «Энергетического статистического ежегодника Китая» и статистика из Главного таможенного управления Китая, а также использовались показатели «EP Statistical review of world energy 2013», разработанные нефтяной компанией EP и информация из статистики Международного энергетического агентства.
Степень разработки темы. В последние годы проблеме энергетической политики Китая уделяли внимание китайские исследователи Ся Ишань, Ху Гуанюй, Сюй Циньхуа, Син Синьсинь и т.д.10 и российские исследователи Труш С.М., Анатольевна Б.А, Бахтиярова А. Ж. , С.Г Лузянин и т.д11. Их работы содержат фундаментальные основы исследования эволюции и особенности энегетической политики Китая.
Среди этих работ необходимо упомянуть монографию известного китайского профессора Ху Гуанюй. В его работе «Реформирование энергетического механизма» - исследование энергетической политики Китая, он не только выявляет развитие энергетической политики Китая, но и анализирует состояние и проблемы в каждом энергетическом секторе Китая, включая традиционные источики энергии и возобновляемые источник энергии. Он также даёт общее представление об энергетическом реформировании, оптимизации энергетической структуры и энергосбережении в рамках стратегии обеспечения продолжительного развития.
Различные анализируемые аспекты, состояние и противоречия в энергетическом секторе Китая на современном этапе и проблемы энергетической безопасности Китая нашли отражение во многих монографиях и публикациях российских и китайских авторов. В связи с этим были научены российские авторы Томберг И.Р., Попова Л.В., Островский А.В. и т.д12. И китайские авторы Ху Гуанюй, Фан Тинтин, Ли синь, Гэ Чэжньхуа, Цао синь, Ян Цзэвэй13. Западный эксперт Downs Е.14 которые подробно анализируют состояние энергетического комплекса Китая на современном этапе и новые вызовы, возникающие в процессе развития энергетики Китая и проблемы энергетической безопасности.
Среди них важной монографией является «Внешнэкономическая стратегия Китая: проблемы формирования и реализация» учёной Поповой Л.В. Она в своей книге анализирует экономическое развитие Китая и влияние Китая на международную тарговлю. В частности, она уделяет большое внимание проблемам энергетической безопасности во внешнеэкономической стратегии КНР. Также выявляет основные составляющие и особенности реализации концепции энергетической стратегии Китая.
Работы российских авторов Ефремова К,А., Е.Н. Петелин15 и китайских авторов Ся Ишань, Юань Пэй, Дэн Сянхуэй, Вань Сюеянь и т.д16 посвящены рассмотрению вопроса внешней энергетической политики и энергетического сотрудничества Китая с главными партнёрами в мире. Особенно, после предложения о реализации экономической стратегии «Одного пояса, одного пути», углубление энергетического сотрудничества КНР с регионами ЦА, Африки, России имеет еще более важное значение.
Исследование энергетического сотрудничества между Китаем и Россией достаточно активно разрабатывалась в трудах российских учённых Жизнин С.З., Дрякин А.Б., Баров С.А.17 и китайских авторов Чэнь Сысюй, Линь синь, Хань Лихуа18. Анализ этих работ показывает, что энергетическое сотрудничество Китая и России уже вошёл в новый этап. Энергетическое сотрудничество по сути отвечает политическим и экономическим интересам двух стран. На сегодняшний день, Китай и Россия не только уменьшают разногласия в совместном строительстве проектов в нефтегазовой сфере на основе взаимопонимания, но и стремятся к расширению сотрудничества в сфере возобновляемых источников энергии. Таким образом, энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией имеет большие перспективы.
Однако в значительной части исследования китайских работ охватывается только внутренняя энергетическая политика и постановления, не принимаются во внимание или лишь рассматриваются внешние аспекты энергетической политики и стратегия энергетического сотрудничества с другими странами.
Научная новизна исследования заключается в ряде моментов: 1) в диссертации были выявлены основные особенности современной энергетической политики КНР в контексте решения Китаем проблемы энергетической безопасности; 2) в диссертации определены и охарактеризованы основные этапы развития энергетической политики Китая после 1978 г.; 3) в диссертации определены главные достижения в энергетическом сотрудничестве Китая и России как в сфере традиционных источников энергии, так и в сфере возобновляемых источников энергии. Все достигнутые результаты были получены на основе анализа и введения в научный оборот широкого ряда китайских новейших исследований, ранее не использованных в российской науке.
Методология исследования. В работе использован статистический метод, он позволил проанализировать, данные и показатели, характеризующие состояние энергетического сектора Китая и объемов экспорта и импорта энергоресурсов. Путём этого метода, можно обобщать существующие проблемы и состояние энергетического сотрудничества между Китаем и Россией. Также применялся, экспликативный метод, он помог эффективно проанализировать содержание правовых документов, в том числе официальные документы двух стран в сфере энергетики. Применение этого метода даёт возможность делать более точные выводы. Также использовался прогностический метод, он позволил исследовать возможные перспективы развития энергетического сотрудничества между Китаем и Россией на современном этапе. Также был осуществлен сравнительный анализ для изучения событий и явлений в процессе энергетического сотрудничества при рассмотрении различных аспектов двух стран.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.
После начала проведения политики реформ и открытости в 1978 г. в Китае экономика стала быстро развиваться. В целях удовлетворения потребностей развития промышленности и поддержания высоких темпов экономического роста, китайское правительство стало уделять повышенное внимание разработке эффективной энергетической политики. На начальном этапе реализации политики реформ и открытости (до 1993 г.) Китай мог удовлетворить энергетические нужды собственными ресурсами и взялся за разработку природного газа, гидроэнергии, атомной энергии, солнечной энергии. После 1993 г. и особенно в 21 в. с учётом повышенного внутреннего энергопотребления, задач обеспечения энергетической безопасности, энергосбережения и экологического строительства, доля использования природного газа, гидроэнергии, ветряной энергии, атомной энергетики в китайской энергосистеме постепенно увеличилась.
В пореформенный период структура потребления энергии в Китае непрерывно оптимизировалась. Из моноструктуры, основывающейся на угле, постепенно превратилась в многообразную структуру, состоящую из природного газа, нефти, ветряной энергии, солнечной энергии, гидроэнергетики, атомной энергетики и других видов энергии. Кроме того, в энергетической товарной структуре произошла замена экспорта нефти экспортом угля: до 1990-х годов главным экспортируемым энергоносителем была нефть, а после 1990-х годов Китай начал ориентироваться на экспорт угля, объем экспорта угля стал доминирующим в общем объеме экспорта энергетических продуктов. За прошедшее время Китай в сфере возобновляемых источников энергии достиг огромного прогресса, в частности, в сфере атомной энергии и гидроэнергии Китай уже занимает лидирующее место в мире. Ветроэнергетика уже стала третьей по величине производства источником электроэнергии. Кроме того, солнечная энергия тоже вышла на этап быстрого развития. В будущем, возобновляемые источники энергии будут играть значительную роль в дальнейшей корректировке топливно-энергетического комплекса Китая.
Разработка энергетической политики в Китае происходит как с учетом конкретной национальной экономической обстановки на соответствующий период времени, так и с учетом международной политической и экономической обстановки, и в особенности, с учетом развивающихся в мире тенденций в энергетической сфере. Энергетическая стратегия Китая исходит из необходимости реализации следующих задач: сохранение низких цен на нефтегазовое сырье, обеспечение стабильных поставок нефти в КНР из-за рубежа, развитие добычи собственной нефти в стране и углубление научных знаний об энергетических ресурсах.
В энергетической политике Китая выделяются два этапа. Среди основных особенностей энергетической политики на первом этапе (с 1994 по 2000 г.) можно выделить следующие: это упорядочивание угольной промышленности; Китай начал уделять внимание развитию и использованию возобновляемых источников энергии; в 1993 году из экспортера нефти Китай превратился в импортера и начал осуществлять стратегию «zou chu qu» (перевод: выход из вне); реформирование системы в сфере электроэнергетики; деструктиризация государственных нефтяных и газовых предприятий, чтобы сломать отраслевую монополию. На втором этапе (после 2000-х гг.) обеспечение энергетической безопасности по-прежнему остается важным аспектом энергетической политики Китая, Китай начал уделять особое внимание оптимизации ТЭС, повышению эффективности использования энергии и охране окружающей среды. Кроме того, Китай провёл зональный тариф (ступенчатый тариф) в сфере электроэнергии, изменил цену на природный газ и в 2003 г разработал политику «Поиска дополнительных источников и экономии расходов». В последние годы развивается зелёное реформирование в сфере энергии, В будущем в Китае приоритетом развития станет малоуглеродистая промышленность.
Хотя энергетическая политика КНР имеет продолжительный и успешный опыт, но из-за различных факторов, результаты реализации некоторых направлений политики не очень удовлетворительны. Кроме того, по мере быстрого развития экономики Китая, перед Китаем стоят такие вызовы в сфере энергетики, как низкая эффективность использования энергии, возникновение экологических проблем, централизация источников импорта нефти, несовершенство системы управления энергией, проблема рыночной монополии, нерациональность энергетической структуры и т.д. Хотя Китай добился положительных результатов в сфере энергосбережения и экологического строительства, но до сих пор энергетические расходы всё ещё оказываются высокими, и ситуация загрязнения окружающей среды по-прежнему остается серьезной. Решение этих проблем и оптимизация топливно-энергетического комплекса являются актуальной задачей для дальнейшего развития Китая.
По сравнению с 1990-ми гг., с конца 1990-х годов, значение АТР в обеспечение КНР нефтью стало снижаться и одновременно место Саудовской Аравии в импорте сырой нефти из Китая становится важнее. Особенно после того, как президент КНР Си Цзиньпин выдвинул национальную экономическую стратегию "Один пояс, один путь", энергетическое сотрудничество между Китаем и другими регионами развивается быстрее, чем раньше. Страны Африки, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Россия располагаются в ключевых местах Экономического Шёлкового Пути, кроме того, эти страны и Китай хорошо дополняют друг друга в сфере энергетики. Хотя в процессе сотрудничества с этими странами существуют многие проблемы, но стороны стараются найти решение и улучшить сотрудничество. Углубление энергетического сотрудничества с этими странами не только может осуществить диверсификацию энергии, но и обеспечить энергетическую безопасность Китая.
Очень важное место в современной энергетической политике Китая занимает Россия. Преимущества России перед другими партнёрами Китая можно рассматривать в следующих аспектах. Во-первых, Россия имеет богатые запасы нефти и газа, наиболее неиспользованные. Во-вторых, углубление политического взаимодоверия обеспечивает энергетическое сотрудничество между двумя странами. Китай и Россия являются крупнейшими сухопутными соседями. В-третьих, энергетическое сотрудничество между двумя странами имеет прочную основу, механизм регулярных встреч премьер-министров и комитет китайско-русского сотрудничества в области энергетики уже сформированы; В-четвёртых, взаимодополняемость энергетической политики двух в активной разработке нефтяных и газовых ресурсов на арктическом шельфе, формировании нефтегазового комплекса в восточном районе России и развитии возобновляемых источников энергии; В-пятых, общие интересы представляют собой лучший рычаг для развития двустороннего сотрудничества в области энергетики. в энергетической политики двух стран осуществляются стыковое соединение; В-шестых, географическое положение России имеет особое значение для защиты энергетической безопасности. Кроме того, в последние годы, изменения международной обстановки тоже содействуют сотрудничеству между странами. Например, кризис на Украине, стратегия диверсификации импорта энергоресурсов ЕС, «Революция Сланцевого газа» США, энергетическое сотрудничество Китая и Центральной Азии. Собственные преимущества плюс импульсы международной обстановки будут содействовать энергетическому сотрудничеству Китая и России.
На современном этапе энергетическое сотрудничество России и Китая уже переходит на новый уровень. Две страны преодолели многие разногласия и проблемы, достигли важных соглашений в нефтегазовой сфере, в угольном и электрическом секторе. Особенно в последние годы Россия и Китай достигли в газовой сфере больших успехов. Китай и Россия также начали активно регулировать структуру сотрудничества в сфере энергетики, ведется сотрудничество в сфере возобновляемых источников энергии. По сравнению с сотрудничеством в сфере атомной энергии и гидроэнергетики, сотрудничество в областях солнечной энергии, биомассы и других возобновляемых источников энергии все еще находится на начальном этапе. Китай также старается получить возможность сотрудничества с Россией в разработке газогидратов. Хотя сейчас две страны ещё не проводят сотрудничество в этой сфере, можно сказать, что перспективы дальнейшего сотрудничества велики.
Тем не менее, проблем в энергетическом сотрудничестве РФ и КНР пока не меньше, чем преимуществ. Во-первых, в России распространена «теория китайской угрозы». Некоторые люди в России предполагают, что сотрудничество между Китаем и Россией является средством Китая по захвату российской энергии; Во-вторых, конкуренция первичных энергетических потребностей страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют сдерживающее влияние на сотрудничество между Китаем и Россией в сфере энергетики; В-третьих, слабая инфраструктура в регионе Сибири России ограничивает способность экспорта энергии., со стратегической точки зрения, единообразная и элементарная модель сотрудничества препятствует новациям в российской экономике и в конечном счете приводит к отсталости уровня общих технологий. В-шестых, между Китаем и Россией отсутствует эффективный механизм для координации конкретных вопросов, возникающих в процессе энергетического сотрудничества. Однако сотрудничество в сфере энергетики представляется важным компонентом отношений стратегического сотрудничества и партнёрства между Китаем и Россией. В общем и целом, между Китаем и Россией имеет огромные перспективы на основе взаимопонимания двух государств.
1. Меморандум о подписании контракта о проекте по восточному маршруту между Китаем и Россией 25 мая 2014 г. URL : http://www.nea.gov.cn/2014-05/24/c_133357635.htm
2. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20150508-sovmestnoe-zayavlenie-rus. pdf
3. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 106-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере по-ставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному маршруту»
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России. М. 2009. - Режим доступа: http://xn--80agflthakqd0d 1 e.xn--p 1 ai/docs/base/
5. Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2020 года 28 август 2003 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901872984
6. Меморандум о подписании конкракта о пректе по восточному маршруту между Китаем и Россией 25 мая 2014 г. URL : http://www.nea.gov.cn/2014-05/24/c_133357635.htm
7. Й & ^ (ФН^Ш'ЖЙЖ) [Белая книга-Политика Китая в сфере энергетики 2012]//http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2012-11/02/content_26986951.htm 2012.
8. Ж Ф Ф £ Ф Ф £ Седьмой пятилетний план (1986-1990-х гг) .//http://cpc.people.com.cn/GB/64184/64186/66679/4493897.html
9. Ж Ф Ф £ Ф Ф £ Ш £ Ш [10-ой пятилетний план].2001.03.05// URL i http://govinfo.nlc.gov.cn/nxfz/xxgk/plxrmzfzwgkw/201204/t20120429_1433434.html
10. Д#1Ж44^ДЖ4етЖФШ44>~4ШФ^ФД 21 ЮТМЙй ^ #^^Ж^^^ЖШ$^Уведомление о проведения Китайской программы на 21-ая век и связанные установления.//исследование о финасовой политике . 05.06.1996. //Государственный плановый комитет и Госкомитет по науке и технике//http://www.law-lib. com/law/law_view.asp?id=63 0
11. 4ж МДйжшод^тшм, й^ж^ж^тд АКК^^^ЖН^^^4ЙЙЖХ4Ж^ [Ли пэн Доклад о достижении расцвета экономики и общества //на третьем собрании ВСНП 7-ого созыва. ]1990 4 3 Л 20 Но //http://www.gov.cn/test/2008-04/11/content_942639.htm
12. |£'Ж^Жй^М)т44Л] (2014-2020)« [Стратегия развития энергетики (2014-2020)» ] 2014.12.03 //URL : http://www.nea.gov.cn/2014-12/03/c_133830458.htm
13. ФД^^^^^Й^Д^^^^Й^М [Строительство Сообщества Китая - Латинской Америки] Сайт иностранных отдел февраль 2017 г. URL: http://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gjhdqzz_681964/lmhjlbgjgtt_683624/zgh gzz_683628/
14. Ф Д Ж 4 Й < статистика главного таможенного управления 2010 : http://www.customs.gov.cn
15. Ф Д Ж £ Й < статистика главного таможенного управления 2006 : http://www.customs.gov.cn
...