ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История развития Санкт-Петербурга 5
1.2. Уровень жилищной обеспеченности в Санкт-Петербурге 15
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Основные градостроительные документы 17
2.2. Транспортное районирование 21
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
3.1. Периоды прогнозирования 22
3.2. Население новых жилых комплексов 24
3.3. Обзор исходных данных 28
3.4. Методика расчёта перспективной численности населения транспортных районов для различных периодов прогнозирования 32
3.4.1. Краткосрочный прогноз численности населения транспортных районов Санкт-Петербурга 32
3.4.2. Тестирование методики расчёта перспективной численности населения на краткосрочный период 41
3.4.3. Среднесрочный прогноз численности населения транспортных районов Санкт-Петербурга 44
3.4.4. Долгосрочный прогноз численности населения транспортных районов Санкт-Петербурга 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 58
Общеизвестно, что Санкт-Петербург - один из немногих городов мира, строительство которого начиналось с весьма конкретного плана. В то время (начало XVIII века) понятия генерального плана, разумеется, не существовало, но пример нашего города, несомненно, можно считать очень прогрессивным. Развитие новой столицы с самого начало строго регулировалось в самых разных сферах. Это касается, например, ограничения высотности, введения стандартов жилья для представителей различных сословий, и, конечно, знаменитой «трёхлучевой системы» развития нового города. Городские и государственные власти следили также и за внешним видом городских улиц, возлагая на домовладельцев обязательства по обустройству фасадов. Благодаря этим усилиям, сегодня существует прекрасный исторический центр Санкт-Петербурга, которым могут наслаждаться жители и гости города.
Чуть более 100 лет назад наш город утратил статус столицы, но продолжил динамично развиваться. Сегодня Санкт-Петербург - это динамично развивающийся мировой (глобальный) город (Мир по версии GaWC, 2012). Он по праву считается крупным культурным, промышленным, финансовым и туристическим центром страны, а также важным транспортным узлом. Город успешно справился с потрясениями девяностых годов, когда он терял население, и снова вернулся к росту. Стоит особо отметить, что в последние годы численность населения растёт особенно быстрыми темпами, и этот процесс сопровождается рекордным вводом жилья в Санкт-Петербурге и прилегающих районах Ленинградской области.
На этом фоне обостряются инфраструктурные проблемы. Вместе с ростом численности населения растёт также и автомобилизация (Автостат, 2017). Как результат - заторы и пробки, которые отбирают массу времени у всех участников дорожного движения.
Несомненно, это не новая проблема. С ней сталкиваются, так или иначе, все крупные города, так что имеется немало примеров её решения. В нашем городе вопросами развития транспортной системы занимается Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и его подведомственная организация - Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга (СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга», ЦТП).
ЦТП является оператором уникальной Транспортной модели Санкт- Петербурга, позволяющей посредством моделирования городских транспортных потоков выявлять наиболее актуальные проблемы в этой области и находить пути их решения.
Для целей транспортного моделирования ЦТП использует уникальную сетку деления Санкт-Петербурга на Транспортные районы. Для каждого района в модель вносится информация о нём - прежде всего о численности населения и аттрактивных местах (места приложения труда, учёбы, проведения досуга и прочее). Иными словами - данные о проживающих в транспортном районе и посещающих его (Методика расчёта транспортных потоков, 2014).
Однако, транспортная система должна удовлетворять не только текущие, но и потенциальные потребности города в будущем. К счастью, возможности Транспортной модели позволяют осуществлять моделирование на перспективу при наличии соответствующих данных. Это ставит задачу разработки методики расчёта таких показателей, которая на данных момент отсутствует.
Цель данной работы - это разработка методики расчёта перспективной численности населения Санкт-Петербурга по транспортным районам. Важность разработки такой методики была описана выше, в разделе «Актуальность».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть правовые основы регулирования развития Санкт- Петербурга и базы данных численности населения;
2) Оценить перспективы развития Санкт-Петербурга в целом и в разрезе транспортных районов с фокусом на существующем жилом фонде и новом жилищном строительстве;
3) Выявить тенденции жилищного строительства в Санкт-Петербурге, оценить перспективные объемы ввода нового жилья;
4) Рассчитать темпы заселения новых жилых комплексов для корректировки расчёта их перспективной численности населения;
5) Разработать методику расчёта перспективной численности населения транспортных районов Санкт-Петербурга на разные периоды прогнозирования (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный);
Объект исследования - численность населения, рассмотренная по транспортным районам Санкт-Петербурга.
Предмет исследования - методика расчёта перспективной численности населения Санкт-Петербурга по транспортным районам.
Информационно-справочную базу исследования составили: базы данных Петростата (ГКС), МВД, собственные базы данных ЦТП, справочно-правовая система «Консультант Плюс», закон о Генеральном плане Санкт- Петербурга, профильные концепции и прогнозы развития, постановления правительства Санкт-Петербурга, сайты официальных ведомств, учебная и справочная литература.
Была разработана методика расчёта перспективной численности населения транспортных районов Санкт-Петербурга на краткосрочный период. Для этой цели были проанализированы данные по площади и населению всех жилых домов города, результаты геокодированы и обработаны инструментами ГИС. На основании данных Центра транспортного планирования осуществлён прогноз увеличения жилищного фонда каждого транспортного района за счёт ввода нового жилья. Разработана уникальная методика, позволяющая оценить изменение численности населения новостроек по мере заселения их жителями, воплощённая в виде коэффициентов заселяемости и понятия заселяемой площади жилого дома. Осуществлены пробные расчёты перспективной численности населения на срок до 2023 года и проверка на данных 2018 года.
На основании проверки выявлены основные проблемы методики, предложены способы их решения. В дальнейшем на основании этих данных Центром транспортного планирования будет продолжена работа по совершенствованию методики.
Предложены основы для разработки методики расчёта перспективной численности населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Дальнейшая работа в этих направлениях ограничена необходимостью сбора больших объёмов исходных данных. Работа в этом направлении также будет продолжена ЦТП и лично автором.
В результате были не только выполнены все поставленные задачи, но и заложены основы для дальнейших исследований. На основании вышесказанного можно заявить, что работа была выполнена успешно и может являться фундаментом для более детальных исследований в данной области.
1. Нормативно-правовые акты
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. Закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Ведомости Федерального собрания Российской Федерации. 2004 г.
2. Закон о Генеральном плане Санкт-Петербурга : Закон Санкт- Петербурга от 6 июля 2017 г. № 442-85 // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - 2017. - №25.
2. Монографии
3. Ершова С.А. Генеральные планы Санкт-Петербурга. 1703-2013 гг. М.: Питер.ру, 2014. - 500 с.
4. Фишельсон М.С. Транспортная планировка городов: Учеб. пособие для студ. авт.-дор. спец. Вузов. -М.: Высшая школа, 1985. - 239 с.
3. Электронные ресурсы
5. Ввод жилья в декабре 2017 года // Администрация Санкт-Петербурга URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/news/127076/ (дата обращения: 10.05.2018).
6. Квартиры с отделкой завоёвывают рынок новостроек Санкт- Петербурга // Новострой-СПб URL: https://www.novostroy- spb.ru/statyi/kvartiry s otdelkoy (дата обращения: 09.05.2018).
7. Методологические пояснения. Население // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/ru/statistics/Sant Petersburg/population/ (дата обращения: 29.04.2018).
8. Мир по версии GaWC 2012 // Университет Лафборо URL: http://www.lboro.ac.uk/gawc/world2012t.html (дата обращения: 30.04.2018).
9. Население Северной столицы // Демоскоп Weekly URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0163/tema01.php (дата обращения: 11.05.2018).
10. Новый Генплан Петербурга: конгломерат «мёртвых проектов» // РБК URL: https://www.rbc.ru/spb sz/06/07/2017/595e18699a79478f63e225dc (дата обращения: 13.05.2018).
11. О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SPB&n=18363 9#08409427577624806 (дата обращения: 15.05.2018).
12. Основные показатели жилищных условий населения // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/ru/statistics/Sant Petersburg/housing/ (дата обращения: 30.04.2018).
13. Основные экономические и социальные показатели - 2017 // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/ru/statistics/Sant Petersburg/macroeconomics/ (дата обращения: 10.05.2018).
14. Регионы России. Основные характеристики субъектов Федерации - 2016 // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B16 14s/Main.htm (дата обращения: 07.05.2018).
15. Регионы России. Основные характеристики субъектов Федерации - 2012 // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12 14s/Main.htm (дата обращения: 07.05.2018).
...