ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 5
§ 2. ОТЛИЧИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТ ДРУГИХ ТИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ. 10
§ 3. БИЗНЕС-МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 12
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ. 22
§ 1. ТРЕНДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 22
§ 2. БАРЬЕРЫ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ 24
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЦКА «НАШЕ БУДУЩЕЕ». 37
§1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРА КОНСАЛТИНГА И АУТСОРСИНГА «НАШЕ БУДУЩЕЕ» КАК СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. 37
§ 2. ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ФРАНШИЗЫ ЦЕНТРА КОНСАЛТИНГА И АУТСОРСИНГА «НАШЕ БУДУЩЕЕ» 38
§ 3. ОЦЕНКА МАСШТАБИРУЕМОСТИ МОДЕЛИ ЦКА «НАШЕ БУДУЩЕЕ» НА ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ РЫНОК. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение 1. Направления деятельности социального предпринимательства 61
Приложение 2 63
Приложение 3 64
В соответствии с Конституцией Российской Федерации действующей целью является реализация концепции социального государства. Если мы хотим преодолеть границы постоянно недостающего бюджетирования на решение общественно значимых проблем, социальная сфера должна быть капитализирована. Социальное предпринимательство, являясь эффективным инструментом решения социально значимых проблем, создает экономику сотрудничества, экономику солидарности, ответственности и сопричастности, позитивную экономику.
Сегодня более чем 11 млн рабочих или 4,5% активного населения ЕС заняты в социальной экономике и каждая четвертая компания, создаваемая ежегодно, является социальным предприятием. Одними из главных общенациональных приоритетов стратегии развития России до 2020 г. провозглашены решение накопившихся социальных проблем и создание условий для развития и эффективного использования человеческого капитала.
Наша страна поступательно и системно движется к пониманию важности человеческого капитала. Значимым критерием эффективности современной российской экономики становится принцип общественного блага, а наиболее действенной бизнес-моделью решения социальных проблем выступает социальное предпринимательство. В настоящее время существует целая плеяда предпринимателей как в России, так и за ее пределами, чья основная цель – поиск механизмов решения насущных социальных проблем, которые как государство, так и благотворительность решают неэффективно. За рубежом социальное предпринимательство существует уже порядка 30 лет, в России – меньше десятилетия, и сегодня нашей актуальной задачей является сделать всё возможное, чтобы создать в стране такую экосистему, которая поощряла бы его развитие на национальном и региональном уровнях.
Объектом исследования данной работы выступает социальное предпринимательство. Предметом исследования являются особенности продвижения социального предпринимательства в России.
Цель дипломной работы заключается в разработке практических предложений по институционализации социального предпринимательства в России.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
1) Дать определение и сформулировать свод критериев социального предпринимательства;
2) Рассмотреть основные вехи истории и обозначить предпосылки развития социального предпринимательства в России и в мире;
3) Выявить барьеры продвижения социального предпринимательства в России и на основе проведенного анализа и предложить решения по их устранению;
4) Изучить особенности бизнес-модели социального франчайзинга;
5) Разработать критерии масштабируемости социального предприятия.
Объектом исследования была выбрана компания ООО “ЦКА “Наше будущее” – социальное предприятие, оказывающее услуги консалтинга и аутсорсинга начинающим предпринимателям и представителям среднего бизнеса.
Теоретической основой данной работы послужили материалы с форумов, конференций и вебинаров, посвященных социальному предпринимательству, а также положения и концепции, описанные в работах отечественных и зарубежных авторов по социальному предпринимательству.
В дипломной работе использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; теоретический анализ и синтез; анализ литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы; сравнение; аналогия; классификация; обобщение; историко-логический метод.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы при решении задач в области социального предпринимательства. Результаты данного исследования могут быть применены для принятия решения о выводе вышеуказанного предприятия на региональные рынки.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, 2 приложений, содержит таблицы и рисунки. Список литературы включает 52 наименования. Общий объем работы –60 страниц.
В первой главе даются определение и критерии социального предпринимательства, выявляются отличия от других типов организаций, а также выделяются фундаментальные бизнес-модели социального предпринимательства, раскрываются барьеры продвижения социального предпринимательства в России и предлагаются пути по их снижению. Во второй главе изучается модель социального франчайзинга и предлагаются критерии масштабируемости социального предприятия. В третьей главе выделяются слабые места во франчайзинговой модели социального предприятия ООО “ЦКА “Наше будущее”, предлагаются рекомендации по ее совершенствованию и заключаются выводы о возможности масштабируемости социальной франчайзинговой модели ООО “ЦКА “Наше будущее”.
В процессе подготовки дипломной работы был исследован процесс становления социального предпринимательства в России, изучены успешные примеры его российских представителей и разработаны практические рекомендации для дальнейшего развития данного направления в стране.
По окончании теоретического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Социальное предпринимательство – это подвид предпринимательской деятельности особого рода, инициированной для решения социально значимой проблемы с целью получения устойчивого долгосрочного социального и коммерческого эффекта на рынке. Критерии социального предпринимательства: 1) первостепенность социально значимого воздействия; 2) социальная инновационность: новое сочетание ресурсов, уникальные стратегии, концепции, идеи и организации, удовлетворяющие острые социальные потребности; 3) использование бизнес-моделей для решения социально значимых проблем; 4) самостоятельное финансирование; 5) системность выполняемой деятельности;
2. Имея финансовую мотивацию, социальное предпринимательство старается эффективно социальные проблемы, самоокупаемо и коммерчески устойчиво, по сравнению с НКО и благотворительностью, более социально направленно, чем традиционный бизнес, используя в качестве двустороннего результата коммерческий и социальный эффекты, и отличается от разовых социальных проектов систематической устойчивой хозяйственной деятельностью. Многообразие бизнес-моделей социального предпринимательства позволяет выбрать наиболее подходящую стратегию развития, диверсификации и роста социального предприятия.
3. Ключевыми барьерами становления и продвижения социального предпринимательства в России на сегодня являются правовые (1), финансово-экономические (2), административные (3), доступа к рынку (4), организационно-кадровые (5) и инфраструктурные (6).
В процессе их анализа мною были сделаны следующие рекомендации:
(1) а) Ускорить принятие поправок в закон о развитии МСП и конкретизировать критерии отнесения к социальному предпринимательству на местном уровне; б) Отделиться в самостоятельную программу с отдельным финансированием; в) Создать определенную организационно-правовую форму социального предприятия; г) Создать механизмы по реализации модели государственно-частного партнерства.
(2) а) На частном рынке неправительственных источников финансирования обеспечить большее разнообразие финансовых продуктов; б) Предоставлять кредиты социальным предприятиям с долгосрочным характером участия и гибкими условиями выплат. Государственный сектор может предоставить кредитные поручительства банкам для предоставления кредитов социальным предприятиям, чтобы возместить воспринятый риск и увеличить лояльность банков; в) Развитие привлекательности социального предпринимательства для венчурных капиталистов и венчурных филантропов; г) Развивать рынки этического или социального капитала, задействуя облигации социального и развивающего воздействия.
(3) а) Включить социальное предпринимательство как основной элемент в местных или региональных стратегиях экономического развития; б) Разрабатывать модельные программы социального предпринимательства и внедрять их сразу в десятках регионах; в) Выделять муниципальные помещения на льготной основе; г) Поддерживать фонды, дающие социальным предприятиям гранты и беспроцентные займы; д) Проводить администрацией местного самоуправления инициативный поиск социальных предпринимателей; е) Пересмотреть нормативы СанПиН и СНИП, значительно усложняющих доступ частного бизнеса в социальную сферу.
(4) Активно продвигать «социальный бренд» - знаки «Продукция социального предпринимательства» и «Больше, чем покупка»
(5) а) Создать общенациональную систему дистанционного обучения социального предпринимательства, основанную на стандартах университетского образования; б) Использовать многообразие форм обучения социальному предпринимательству; в) Разработать детальное руководство для работников социальной сферы, желающих создать социальные предприятия; г) Внедрить в университетах программы стажировок студентов на социальном предприятии с менторством.
(6) Необходимо перейти на этап становления социального предпринимательства как института и сформировать инфраструктуру, которая позволит социальным предприятиям быстро выходить на устойчивые финансовые показатели путем а) организации защитного поля вокруг социальных стартапов; б) медиа-просвещении публики: рассказывать об идее социального предпринимательства где только можно, и показывать работающие проекты социального предпринимательства – важно, чтобы они видели вокруг себя работающие примеры; в) создания акселерационных программ, которые выведут социальные предприятия но нормальный эффективный рынок; г) формирования сети партнерств вокруг социальных предприятий; д) пилотированпия и тиражирования новые практики в регионах; е) создания Ассоциации социальных предпринимателей России и ЦИССов.
В ходе проведённой практической работы в ООО «ЦКА «Наше будущее» решены следующие задачи:
1) Сделан вывод о неготовности социальной франчайзинговой модели ООО «Центра консалтинга и аутсорсинга «Наше будущее» к масштабируемости: в соответствии с разработанной системой оценки масштабируемости получен результат в 42 из 70 баллов;
2) Предложены варианты развития бизнес-модели консалтингового предприятия для последующего тиражирования по системе франчайзинга;
3) Разработан бизнес-план вывода франшизы ЦКА «Наше будущее» на рынок Московской области.
Упрочение взаимоотношений государства, бизнеса и общества в рамках социального предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов гражданского общества в России и повысит экономическую эффективность, вводя в оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались, и вовлекая ряд ранее исключенных социальных групп в общество. А ориентация на комплексное решение острых социальных проблем, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив.
1. Баталина М. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 84 с.
2. Болшевская трудовая коммуна ОГПУ [Электронный ресурс] // Сайт Живой Журнал. - Город Королёв: история в фотографиях. - Режим доступа:http://www.livejournal.com, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
3. Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 499 с.
4. Дарден-Филлипс К. Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социальному предпринимательству / К. Дарден-Фиддипс. – 2-е изд. – М.: Альпина Паюлишер, 2013. – 280 с.
5. Зверева Н.И. Социальное предпринимательство: новые веяния и пути развития // Эксперт. Социальный бизнес. - 23-29 июня 2014. - №26. – С. 38-40.
6. Кикал Дж. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше / Дж. Кикал, Т. Лайонс. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 304 с.
7. Кингстон Дж. Смысл социальных финансов в том, чтобы укрепить НКО // Деньги и благотворительность. - 2012. - №75. С. 4-9.
8. Кооператив [Электронный ресурс] // Сайт ВикипедиЯ. – Википедия, [2013]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
9. Московская А.А. Феномен социального предпринимательства и его перспективы в России // Деньги и благотворительность. - 2008. - №3 (68). - С. 46–49.
10. Новый закон, регламентирующий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России, начнет действовать с 1 января 2015 года[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Сайт КонсультантПлюс, [30.12.2013]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана. (10.11.2014)
11. Нуреев Р.М., Алексеев А.В. // Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Часть 1. Домохозяйства современной России / Р.М. Нуреев, М.А. Шабанова, И.В. Розмаинский [и др.]; под ред. Р.М. Нуреева. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2003, cерия "Научные доклады", т. 1. - 320 с.
12. О МЖК // Сайт Союз МЖК России. - Союз МЖК России, [2014]. - Режим доступа:http://www.soyuz-mgk.ru, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
13. Обзор «Социальное предпринимательство» [Электронный ресурс] // CLOUDWATCHER Лаборатория социальных инноваций. – А. Кротенко, [2013]. - Режим доступа:http://www.cloudwatcher.ru, свободный. - Загл. с экрана. (14.11.2014)
14. Олейник О.М. Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике. - Теория предпринимательского права и вопросы преподавания. – 2013. - №1. – С. 2-16.
15. Пресс-релиз “Россияне по-прежнему не знают, что такое социальное предпринимательство” [Электронный ресурс] // Сайт ЦИРКОН. - Исследовательская группа «ЦИРКОН», [01.07.2011]. - Режим доступа:http://www.zircon.ru, свободный. - Загл. с экрана. (21.11.2014)
16. Ремнева К. Они были первыми. С чего начиналось социальное предпринимательство // Деньги и благотворительность. - 2008. - №3 (68). - С. 20-25.
17. Рощеня Д. Новое поколение бизнеса: предприятия общественного блага. - Деньги и благотворительность. - 2012. - №75. С. 22.
18. Рябухина К.В. Студенческие отряды как необходимый компонент профессионального самоопределения // V Международная студенческая электронная научная конференция«Студенческий научный форум». - 2013.
19. Создание успешного социального предприятия. Практическое пособие / Фонд региональных социальных программ “Наше будущее”. - М.: Зеленая книга, 2014. – 96 с.
20. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс] // Сайт Мировая экономика: новости, статьи, статистика, аналитика. – Московская А.А., [2014]. - Режим доступа:http://www.webeconomy.ru, свободный. - Загл. с экрана. (5.11.2014)
21. Социальные облигации: новый способ и заработать, и улучшить карму[Электронный ресурс] // Сайт slon. - Е. Зубова, Е. Метелица, [2014]. - Режим доступа:http://slon.ru, свободный. - Загл. с экрана. (1.12.2014)
22. Социальное предпринимательство в России / А. Иванов [и др.]. - Аналитический центр ОАО “МСП Банк”, 2013. – 58 с.
23. Стратегия 2020. Инновации и выживание [Электронный ресурс] // Сайт Наслеdие. – НАСЛЕDИЕ, [11.07.2012]. - Режим доступа:http://www.nasledie.ru, свободный. - Загл. с экрана. (4.11.2014)
24. Федеральный закон N 51-ФЗ от 30.11.1994 “Гражданский кодекс Российской Федерации”. – 2014. Часть 1. - Ст. 2.
25. Федосова Е. Инвестиции в добро. Социальная фондовая биржа: на пути к новой экономике социальных улучшений. - Деньги и благотворительность. - 2012. - №75. - С. 14-15.
26. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
27. 10 Ways Universities Can Improve Entrepreneurship Education [Electronic resource] // Сайт Forbes. – Forbes, [9.10.2014]. - Режим доступа: http://www.forbes.com, свободный. - Загл. с экрана. (4.11.2014)
28. Boschee, J. Towards a Better Understanding of Social Entrepreneurship: Some important distinctions / J. Boschee, J. McClurg. – 2003. – 7 p.
29. Gregory Dees: The Man Who Defined Social Entrepreneurship [Electronic resource]// Сайт BloombergBusinessweek. - Gregory Dees, [08.01.2014]. - Режим доступа: http://www.businessweek.com, свободный. - Загл. с экрана. (7.10.2014)
30. History of Social Entrepreneurship [Electronic resource] // Сайт Bright Hub. - Jean Scheid, [06.09.2011]. - Режим доступа:http://www.brighthub.com, свободный. - Загл. с экрана. (16.10.2014)
31. Leadbeater Ch. The Rise of the Social Entrepreneur. – Demos, 1997. – 94 p.
32. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Stanford Social Innovation Review – Spring, 2007.
33. Models [Electronic resource] // Сайт The Four Lenses Strategic Framework. - K.Alter, V. Dawans, L. Miller, [2014]. -Режим доступа: http://www.4lenses.org, свободный. - Загл. с экрана. (26.11.2014)
34. Policy Brief on Social Entrepreneurship 2013 [Electronic resource] // Сайт OECD/European Union. – OECD, [2013]. - Режим доступа: http://www.oecd.org, свободный. – Загл. с экрана. (14.11.2014)
35. Press release Major European event to shape the future for social businesses [Electronic resource] // Сайт European Commission. - European Commission, [15.01.2014]. - Режим доступа: http://europa.eu, свободный. - Загл. с экрана. (14.11.2014)
36. Social entrepreneurship [Electronic resource] // Сайт WIKI 2. – WIKI 2, [27.11.2014]. - Режим доступа:http://en.wiki2.org, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
37. Social Enterprise Coalition [Electronic resource] // Сайт Social enterprise UK. - Social enterprise UK, [2014].- Режим доступа: http://www.socialenterprise.org.uk, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
38. The Case for Social Enterprise Alliance [Electronic resource] // Сайт Social Enterprise Alliance. – SEA, [2014]. - Режим доступа: https://www.se-alliance.org, свободный. - Загл. с экрана. (17.11.2014)
39. The planned Global Community of Social Entrepreneurs – a few more ideas [Electronic resource] // Сайт Social Enterpreneurship & Grant Writing. – Social Enterpreneurship & Grant Writing, [5.11.2014]. – Режим доступа:http://www.socialentrepreneurshipandgrants.com, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
40. What is a social entrepreneur? [Electronic resource] // Сайт Ashoka Innovators for Public. - Ashoka, [2014]. -Режим доступа: https://www.ashoka.org, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
41. What is a social entrepreneur? [Electronic resource] // Сайт Schwab Foundation for Social Entrepreneurship. - Schwab Foundation, [2014]. -Режим доступа: http://www.schwabfound.org, свободный. - Загл. с экрана. (16.11.2014)
Участие в конференциях и форумах:
42. Всемирный Конгресс Предпринимателей (GEC) – 2014
43. IV Социальный форум России
44. Молодёжный форум YouLead, секция «Социальные инновации»
45. Видео-курс В. Вайнера «Социальное предпринимательство. Движение души»
46. Business-book ЦКА «Наше будущее»;
47. Бренд-бук ЦКА «Наше будущее»;
48. Общая презентация ЦКА “Наше будущее”;
49. Организационная структура головного офиса ЦКА “Наше будущее”;
50. Описание продуктов/услуг (финансовый, юридический, бухгалтерский, сбытовой консалтинг, ОПС, семинары (планы семинаров);
51. Бизнес-план ЦКА “Наше будущее” 2009 года;
52. Отчет по доходам и расходам ОП (Калининград, 2013);
53. Шаблоны используемых рекламных материалов (щиты, листовки, лифлеты, буклеты).