Введение
Глава 1. Специфика коммуникационной деятельности в сфере рекламных услуг
1.1. Характеристика рынка рекламных услуг и его развитие в России……….8
1.2. Рекламные агентства как субъекты коммуникации……………………....22
1.3 Особенности коммуникационного продвижения рекламных услуг.…….31
Глава 2. Практическое применение коммуникационных технологий в продвижении рекламных агентств
2. Рекламное агентство «DigitalFlowAgency» как субъект продвижения
2.2. Сравнительный анализ коммуникационного продвиженияdigitalагентств-конкурентов, представленных в Санкт-Петербурге
2.3. Разработка плана коммуникационной кампании продвижения для рекламного агентства «DigitalFlowAgency»
Заключение
Список литературы
Приложения
Стремительное развитие коммуникационных технологий существенно повлияло на рынок рекламных услуг. Новые инструменты коммуникации изменяют привычный ассортимент услуг рекламных агентств, снижается спрос на рекламу в традиционных СМИ и возрастает на интегрированные и цифровые коммуникации в интернет пространстве. В то же время, появляется всё больше новых участников рынка рекламных услуг, специализирующихся исключительно на digital-инструментах. Конкуренция на рынке рекламы становится интенсивнее, даже крупные сетевые агентства начинают проигрывать молодым и независимым агентствам, которые гибко адаптируются под динамичные рыночные колебания. Меняются и потребности рекламодателей, чья целевая аудитория перемещается в интернет-пространство и теряет восприимчивость к традиционным рекламным технологиям.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в подобных условиях высокого спроса, перенасыщения предложением и острой конкуренции между субъектами рынка, рекламные агентства нуждаются в эффективном коммуникационном продвижении своих услуг не меньше, чем их клиенты. Несмотря на то, что одной из задач рекламного агентства является разработка эффективных стратегий продвижения продуктов и брендов, сами рекламные агентства оказываются «сапожниками без сапог», забывая о собственном коммуникационном продвижении в медиапространстве. Данное явление вполне объяснимо, так как обычно творческая часть коллектива рекламного агентства слишком увлечена работой над клиентскими проектами, а непосредственным поиском заказчиков занимается отдел продаж. Но рано или поздно наступает момент, когда все клиентские проекты выполнены, а новых так и не появляется. Подобная ситуация ставит бизнес рекламного агентства в опасное положение, которого можно было бы избежать благодаря вовремя разработанной стратегии коммуникационного продвижения. Современный рекламный рынок больше не держится на одних личных связях и «сарафанном радио» - слишком высока конкуренция и концентрация участников рынка.
Данная дипломная работа посвящена изучению коммуникационных технологий как инструмента продвижения рекламного агентства, которые обеспечивают его развитие и конкурентоспособность в условиях перенасыщения рекламного рынка. В рамках научно-исследовательской работы будут рассмотрены особенности рекламного рынка и специфика продвижения на нём рекламных услуг. Особое место в работе отведено анализу современных коммуникационных технологий, используемых в продвижении рекламных агентств Санкт-Петербурга и разработке плана коммуникационной кампании продвижения рекламного агентства «DigitalFlowAgency».
Под коммуникационными технологиями в данной исследовательской работе автор подразумевает совокупность приемов и методов, используемых в процессе коммуникационного воздействия субъектом коммуникации с целью достижения определённых целей и задач .
Объектом исследования является коммуникационная деятельность рекламных агентств, предметом − коммуникационные технологии, которые применяются в продвижении рекламных агентств.
Цель выпускной квалификационной работы − выявить актуальные коммуникационные технологии, используемые в продвижении рекламных агентств и на базе изученного материала разработать коммуникационную программу продвижения для рекламного агентства «DigitalFlowAgency». Для достижения поставленной цели автором исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• Дать характеристику рынку рекламы в целом и выявить особенности отечественного рынка рекламных услуг.
• Рассмотреть теоретические аспекты деятельности рекламных агентства, определить их роль в процессе коммуникации с субъектами рекламного рынка.
• Рассмотреть особенности коммуникационного продвижения рекламных услуг;
• Охарактеризовать рекламное агентство «DigitalFlowAgency», проанализировать его маркетинговую среду и выявить ключевые проблемы продвижения
• Сравнить и проанализировать технологии, применяемые для коммуникационного сопровождения деятельности рекламных агентств;
• выявить современные коммуникационные технологии в продвижении рекламных агентств
• разработать план коммуникационной программы продвижения рекламного агентства «DigitalFlowAgency» для текущей и будущих PR-кампаний
Степень научной разработанности проблемы. Специфике коммуникационной деятельности рекламных агентств посвящено небольшое количество актуальных исследований и литературы в связи с интенсивной динамикой развития рынка рекламных услуг. Последние исследования датируются 2015 годом, поэтому данная работа внесет свой исследовательский вклад и выявит наиболее эффективные коммуникационные технологии для продвижения рекламных агентств.
Теоретико-методологическая основа исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области коммуникаций. При написании работы были изучены труды таких исследователей, как Ф.И. Шарков, Д.П. Гавра, Мудров А. Н., Дж. Бернет, С. Мориарти, Ф. Котлер. Изучены работы, посвященные современным методам продвижения бизнеса: «Маркетинг в социальных сетях» Д. Халилова, «Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты» Д. Кокрума, «Основы интернет-маркетинга» М. Мейерсона и М. Скарборо,. «Продвижение бизнеса в Интернет.» Ф. Гурова, а также исследования, посвященные коммуникационной деятельности рекламных агентств и рекламному рынку: «Коммуникационные агентства в современной российской медиасфере» , «Анализ состояния рынка маркетинговых интернет-коммуникаций в мире и России» Каптюхина Р.В, «Рынок маркетинговых коммуникаций: динамика и перспективы развития» Ю.О. Сокол и И.И. Дюмулен, «Анализ становления мирового рынка рекламы и рекламы в России» Полякова В.А. Для анализа современного состояния рынка рекламных услуг использовались статьи и материалы тематических интернет-ресурсово рекламе и PR: Sostac.ru, Alladvertising.ru, Cossa.ru, Tadvizer.ru, Rubase.ru, Adindex.ru. Статистические данные и отчёты по рекламному рынку взяты из исследований АКАР и РАМУ.
Эмпирическую базу исследования составляют документальные источники, материалы маркетинговых исследований, материалы отраслевых выставок и конференций, тематических Интернет-ресурсов и СМИ, а также публичные материалы, рекламные и PR материалы исследуемых участников рекламного рынка. Помимо этого, в эмпирическую базу вошли результаты проведенных автором исследований (качественный анализ документов, анализ веб-сайтов и представительств в социальных сетях, интервью, бенчмаркинг коммуникационной деятельности, SWOT-анализ).
Структура исследовательской работы определяется целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и шести приложений
В ходе написания данной исследовательской работы была изучена обширная теоретическая база, посвященная взаимоотношения субъектов рекламной деятельности, в которой особое внимание было уделено рекламным агентствам. По данным аналитических отчетов исследовательских организаций, был поэтапно рассмотрен и проанализирован рынок рекламных услуг в России, от его становления до современного состояния и будущих трендов развития.
Особое место в данной дипломной работе автор отвёл специфике коммуникационной деятельности рекламных агентств, изучил особенности продвижения рекламных услуг, отношения субъектов делового рынка.
Нельзя не отметить замеченные автором процессы трансформации медиасреды, вызванные бурным развитием информационных и коммуникационных технологий в последние годы. Эти изменения характеризуются переходом от электронных к цифровым коммуникациям, изменением потребительского поведения и появлением новых digital-инструментов воздействия в Интернет пространстве. Отдельные маркетинговые коммуникации больше не эффективны сами по себе, для достижения комплексного воздействия сегодня применяются интегрированные маркетинговые коммуникации. Чтобы достучаться до целевых групп общественности сквозь потоки информационного шума, бизнесу приходится гибко адаптироваться к новым условиям, быть в тренде и оперативно внедрять новые маркетинговые инструменты. Массовые и персональные коммуникации всё больше приобретают интерактивные черты, возрастает значение социальных медиа в процессе принятия решений.
По результатам изучения эмпирической базы и коммуникационных технологий продвижения, были выявлены актуальные методы взаимодействия целевыми аудиториями в продвижении рекламных агентства, такие как интерактивность обращений, публикации в тематических СМИ, экспертный контент-маркетинг в Facebook, организация образовательных курсов.
В результате общения всего изученного теоретического и эмпирического материала, автор предложил своё видение реализации коммуникационной стратегии продвижения рекламного агентства «DigitalFlowAgency», которое поспособствует достижению маркетинговых целей компании и выделит агентство на фоне конкурентов.
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. – М.: ЭКСМОС, 2002. – 480 с.
2. Антипов, К.В. Реклама как отрасль. Рекламные рынки / К.В. Антипов // Реклама. Теория и практика. —2010. -№ 03(39).
3. Антипов, К.В. Управление рекламным бизнесом. Учебное пособие. – М.: МГУП, 2010. - 198 с.
4. АренсУ.,Вейголд М., Аренс К. Современная реклама, Пер. с англ.Кузин В., Мск: "Эксмо", 2011. – 880 с.
5. Бердышев С.Н.Рекламное агентство. С чего начать? / 2-е изд.— М.:ДиК, 2009. — 168 с.
6. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Пер. с англ. Под. Ред. С.Г. Божук.-СПб.: Питер, 2001. – 551 с.
7. БердниковаЭ. Н., М. В. Лукьянчикова. Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: XIV Всероссийская научно-практическая конференция— СПб.: СПбГУП, 2017. — 188 с.
8. Бернадская Ю.С. Основы рекламы: Учебник / Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф.Смотрова. Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2005. – 281 с.
9. Быков А., Мажоров Д. А., Слуцкий П. А., Филатова О. Г.. Интернет-технологии в связях с общественностью: учеб. пособие / И.— СПб. : Роза мира, 2010. — 275 с
10. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе. Рекламный рынок и его изучение. Ч. 1: учебник для вузов. М., 2002.
11. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Учебное пособие для бакалавров и специалистов. – СПб.: Питер, 2011. – 285 с.
12. Гуннар З., Штефан. К Бенчмаркинг. Руководство для практиков. /пер. с немец. под ред. Г.П. Манжосова – М: КИА центр, 2006 -128с
13. Гундарин М.В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие. – М.: Форум: инфа-м, 2007. – 312 с.
14. Гуров Ф. Продвижение бизнеса в Интернет. все о PR и рекламе в сети: - М; И - Вершина; 2008
15. ДеминаИ. Н.. Место и роль коммуникации в бизнес-процессах // Известия ИГЭА. 2012. №2 С.202-206.
16. Дин Т. Интернет маркетинг. Как увеличить прибыль/Л. Федорова.-М.: Омега-Л, 2015.-255с.;
17. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России: Новая идентичность в эпоху глобальных маркетинговых коммуникаций – 2-е изд . – СПб.: Питер, 2004. – 380 с.
18. Домнин В.Н. Маркетинг брендов: учебное пособие / В.Н. Домнин. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 441 с.
19. Филатова О.Г. Дорский А.Ю. Коммуникационное агентство в современном социуме: теория и практика // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: сборник статей / № 9 / Под ред. М.В. Гунда-рина, А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской. - Барнаул: изд-во Алтайского ун-та, 2011. - С. 101-109.
20. Кабани Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных се-тях и новых медиа- Спб.: Питер, 2012.-240 с
21. Капферер Ж.Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / Жан-НоэльКапферер; пер. с англ. Е. В.Виноградовой; под. общ. ред. В. Н. Домнина. — М: Вершина, 2007. — 448 с.
22. Кожушко О. А., Чуркин И., Агеев А. и др. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. пособие /; Новосиб. гос. ун-т, Компания «Интелсиб». – Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. – 327 с.
23. Кокрум Д. Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты. —М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 382 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. — М.: Вильямс, 2007. —656 с.
25. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг, менеджмент. 3-е изд. Спб. : Питер, 2014. С 389.
26. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
27. Лашкова Е.Г. Организация и проведение коммуникационных кампаний: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / Е.Г. Лашкова,А.И. Куценко – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С.5-6
28. Макович Г.В. Проектирование рекламной кампании. М.:Академия. Естествознания, 2014. – 120 с
29. Мудров А. Н. Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е изд.. перераб. и доп. — М. : Магистр, 2008. — 397 с
30. Музыкант В. Маркетинговые основы управления коммуникациями.М.:Эксмо, 2008. 832 с.
31. Нечаев В.И, Михаулушкин П.В. Экономический словарь: Справочное издание. – Краснодар: Атри.- 2011. 464с.
32. Поляков В.А. Анализ становления мирового рынка рекламы и рекламы в России // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2.
33. Протасов Д.В., Теория и практика применения технологии бенчмаркинга для улучшения качества деятельности организации: монография /Д.В. Протасов. – Тамбов : И - Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. –80 с.
34. Ульяновский, А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума / А. В. Ульяновский. — М :Эксмо, 2008. — 432 с.
35. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: [Учеб.]:Пер. с англ. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Питер, 2001. — 797с.
36. Феофанов О. Реклама: Новые технологии в России. СПб., 2000.
37. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. — М.: Манн, Иванов иФербер, 2014. — 240 с.
38. Чечулин А.В. Коммуникационные технологии в социальной сфере: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 120 с.
39. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник/Ф.И.Шарков. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2010.-С.9.
40. Ягодкина М.В. Реклама в коммуникационном процессе. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014. — 303 с.
41. Электронныересурсы:
42. Буряк М.А. Анализ услуг коммуникационных агентств в России // Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. - 2014. - №2. Режим доступа: http://ww.mediascope.rU/node/l 541(дата обращения 27.03.2018)
43. Буряк М.А. Коммуникационные агентства в современной российской медиасфере: принципы функционирования и тенденции развития // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. -№5(31). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/kommunikatsionnye-agentstva-v-sovremennoy-rossiyskoy-mediasfere-printsipy-funktsionirovaniya-i-tendentsii-razvitiya(дата обращения 27.03.2018)
44. Буряк М.А. Роль коммуникационных агентств в современном медиапространстве: по материалам экспертного опроса // Общество. Среда. Развитие. - 2014. -№3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-kommunikatsionnyh-agentstv-v-sovremennom-mediaprostranstve-po-materialam-ekspertnogo-oprosa(дата обращения 27.03.2018)
45. Каверина Е.А. Культуротворческий потенциал событийных коммуникаций // Ценности и смыслы. 2011. № 2 (11).− С.54 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorcheskiy-potentsial-sobytiynyh-kommunikatsiy (дата обращения: 27.04.2018)
46. Каптюхин Р.В Анализ состояния рынка маркетинговых интернет-коммуникаций в мире и России [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-sostoyaniya-rynka-marketingovyh-internet-kommunikatsiy-v-mire-i-rossii(дата обращения 12.04.2018)
47. Коноплев Д. Э. Интернет-реклама в Рунете: технологии и перспективы//Вестник Челябинского государственного университета. - 2016.[Электронный ресурс].- Режим доступаhttps://cyberleninka.ru/article/n/internet-reklama-v-runete-tehnologii-i-perspektivy(дата обращения 20.04.2018)
48. Котенко В.П., Константинова А.П. Методологические основы анализа медиатехнологий [Электронный ресурс].- Режим доступ https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-analiza-mediatehnologiy
49. Лободенко Л. К., Окольнишникова И.Ю. Теоретические подходы к определению сущности и классификации рекламных услуг.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2011. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-opredeleniyu-suschnosti-i-klassifikatsii-reklamnyh-uslug(дата обращения 15.04.2018)
50. Сокол Ю.О. и Дюмулен И. И. «Рынок маркетинговых коммуникаций: динамика и перспективы развития» // Российский внешнеэкономический вестник. Мировые товарные рынки. – 2013. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rynok-marketingovyh-kommunikatsiy-dinamika-i-perspektivy-razvitiya(дата обращения 10.04.2018)
51. Соловьева И. А. Теоретические особенности функционирования рекламного рынка в современных условиях [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 158-160. — URL https://moluch.ru/archive/34/3938/ (дата обращения: 29.04.2018).
52. Шохоров А. В., Исследование особенностей рынка рекламы в России. //Вестник Псковского государственного университета. Экономика. Право. Управление. - 2015. [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-rynka-reklamy-v-rossii(дата обращения 15.04.2018)
53. Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9791(дата обращения 25.04.2018)
54. Гурьяшкина Т.А., Каюмова Ю.М., Смоленская С.В. Способы продвижения товаров и услуг на современном рынке // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 20.04.2018)
55. Агентства маркетинговых коммуникаций. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc/1142 (дата обращения 27.04.2018)
56. АКАР. Объёма рекламного рынка России в 2000-2017 гг, [Электронный ресурс] // URL http://www.akarussia.ru/node/7849 (дата обращения: 20.04.2018).
57. Все digital-агентства города Санкт-Петербурга. Сайт аналитического портала CMS Magazine. [Электронный ресурс] URLhttp://www.cmsmagazine.ru/creators/st-petersburg/?c=1 (дата обращения: 12.05.2018)
58. Записки маркетолога. Бизнес для бизнеса (B2B). [Электронный ресурс] Интернет-портал. URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_b/b2b/ (дата обращения: 27.04.2018).
59. Записки маркетолога. Маркетинг услуг. [Электронный ресурс] Интернет-портал. URL:http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketing_uslug/ (дата обращения: 27.04.2018).
60. Как «раскрутить» рекламное агентство? Журнал «Рекламные идеи» [Электронный ресурс] URL: http://www.advi.ru/page.php3?id=81 (дата обращения: 30.04.2018)
61. Официальный сайт агентства цифровых коммуникаций Molinos. Раздел «о нас». [Электронный ресурс] URL https://molinos.ru/about http://alladvertising.ru/info/realweb.html (дата обращения: 13.05.2018)
62. Понятие и основные сведения о рынке рекламы. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/doc/1134(дата обращения 25.04.2018)
63. РБК. Пересмотр рынка: почему мегапродавец ТВ-рекламы пригрозил поднять цены [Электронный ресурс] / URL:https://www.rbc.ru/business/07/10/2016/57f7a87a9a7947350f79197a(дата обращения 26.04.2018)
64. Рейтинг рекламных агентств России. Креативные агентства: сайт Alladvertising.ru [Электронный ресурс] 2018 г./ URL: http://alladvertising.ru/info/bbdo_moscow.html(дата обращения 27.04.2018)
65. Рейтинг рекламных агентств России. Креативные агентства: сайт Alladvertising.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alladvertising.ru/top/creative/ (дата обращения 27.04.2018)
66. Российская Ассоциация Рекламных Агентств меняет название: сайт Sostav.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2003/11/24/r1/ (дата обращения 25.04.2018)
67. Риалвеб. Интернет-реклама. Санкт-Петербург. Весь рекламный рынок России 2018. Сайт AllAdvertising [Электронный ресурс] URL http://alladvertising.ru/info/realweb.html (дата обращения: 12.05.2018
68. Интернет-реклама. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: http://adindustry.ru/internet-advertising(дата обращения 28.04.2018)
69. Что такое digital-маркетинг? сайт Spark. [Электронный ресурс] URL: https://spark.ru/startup/verstal/blog/16010/chto-takoe-digital-marketing-rasskazivaem-na-paltsah (дата обращения 25.04.2018)
70. Эволюция агентств в эпоху digital: сайт Cossa.ru. [Электронный ресурс] URL: https://www.cossa.ru/234/10997/ (дата обращения 25.04.2018)
71. MailChimp – сервис email-маркетинга. [Электронный ресурс] // Сайт: URL:https://mailchimp.com (дата обращения 28.04.2018)
72. Zenith Media. Advertising Expenditure Forecasts March 2018. [Электронный ресурс] / URL: https://www.zenithmedia.com/wp-content/uploads/2018/03/Adspend-forecasts-March-2018-executive-summary.pdf (дата обращения 25.04.2018)