Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Советское детско-юношеское радиовещание второй половины 20 века как фактор социального воспитания

Работа №131533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Социальная роль советского детско-юношеского радиовещания 6
1.1. Становление и развитие советской детско-юношеской радиожурналистики 6
1.2. Психологические особенности разновозрастной аудитории 14
1.3. Специфика работы детской редакции 21
1.4. Жанрово-тематические и функциональные особенности радиопередач 2-й половины ХХ века 26
Глава 2. Особенности реализации образовательно - воспитательной функции советского детского радио в конкретных творческих проектах (радиопередачах) 32
2.1. Комитет охраны авторских прав природы (КОАПП) 32
2.2. Радионяня 39
2.3. В стране литературных героев 45
Заключение 52
Список источников и литературы 54


В советские годы радио являлось одним из наиболее влиятельных каналов коммуникации. Это был важный аспект в жизни общества — инструмент нравственного и идеологического воспитания. Детское вещание наиболее активно проявило себя во второй половине ХХ века: велась активная работа по созданию передач, которые вызовут интерес у подрастающих школьников, а главное, станут полезны в образовательном плане. Правильный подход к созданию творческих проектов способствовал реализации воспитательной функции.
В 1990-е годы произошел резкий переход к рыночной экономике. Новая политика радиостанций отодвинула назад творческую составляющую журналистской деятельности, частью которой являлись детско-юношеские передачи. Таким образом, из эфира исчезает влиятельный инструмент воздействия, так как не несет прибыли коммерческим организациям.
Актуальность исследования связана с положением современных детско-юношеских радиопередач в системе воспитания школьников. В настоящее время, несмотря на то, что потенциал к развитию радиовещания намного шире, чем в советские годы, утеряны полноценные жанры и функции, которые выполняли детские радиопередачи. Усовершенствованное оборудование способствует созданию более качественного контента за максимально короткий срок, а конкурентная среда в творческих коллективах дает возможность быстро увеличивать рост новых оригинальных идей, при этом детско-юношеское радиовещание находится в неподвижном состоянии после произошедшего в 90-х годах скачка назад.
Несколько десятилетий радио было действующим инструментом в формировании мнения советского общества. Детские передачи воспитывали патриотический дух, расширяли кругозор, герои передач становились друзьями и наставниками ребенка, тем самым помогали ему преодолеть трудность в общении со сверстниками. Сегодня среди детских радиостанций, чья работа направленна на воспитание младших и старших школьников, можно выделить только «Детское радио» и «KIDS FM», однако, в их спектре передач нет того разнообразия жанров и тематик, которое было присуще второй половине прошлого века.
Новизна заключается в том, что в исследовательской работе впервые подробно анализируется контент радиопередач второй половины ХХ века, выполняющих воспитательной функцию. Автором работы были подробно рассмотрены советские передачи «КОАПП», «Радионяня» и «В стране литературных героев», а также сделан сравнительный анализ с выпусками современных аналогов.
Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы показать роль, которую играло детско-юношеское радиовещание в воспитании детей и подростков в советские годы.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть историю возникновения детских радиопередач;
2) На основании анализа психологической литературы выявить и описать особенности разновозрастной аудитории;
3) Исследовать особенности работы детской редакции;
4) Рассмотреть жанрово-тематические и функциональные особенности на примере конкретных радиопередач.
Объектом нашего исследования выступают советские детско-юношеские радиопередачи. Предметом исследования являются жанрово-тематические и функциональные характеристики радиопередач, позволившие им стать важным фактором социального воспитания подрастающего поколения в СССР.
В ходе выполнения ВКР были использованы следующие методы исследования: описание, анализ контента, историко-типологический анализ.
Теоретическая база основывается на трудах исследователей по детской психологии. Божович Л. И. и Эльконин Д. Б. наиболее подробно, по нашему мнению, описали особенности и различия возрастных групп. Мы также анализировали работы теоретиков, рассматривающих развитие детской журналистики Пинчук О.В., Руденко И.А., Меньшиковой А.А., Умановского В.В. Кроме того, для нашего исследования большой интерес представляют работы по истории журналистики, которые написали Шерль А.А., Гуревич П.С. и Ружников В.Н.
Эмпирическую базу работы составили советские радиопередачи.
Хронологические рамки: несмотря на то, что цель нашего диплома рассмотреть особенности второй половины 20 века, мы также обращаемся к истокам появления детских передач на радио.
Дипломная работа состоит из введения, в котором изложены основные цели и задачи исследования, двух глав и заключения, в котором сделаны выводы на основании исследования теоретического и эмпирического материала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Детские и подростковые передачи на советских радиостанциях создавались исключительно из благих побуждений, исключая коммерческую выгоду. Стремление подняться над другими в материальном плане отразилось на системе образования в 1990-е годы. Советская молодежь, имевшая одну из лучших образовательных школ, была также вовлечена в общественный кризис, так как осталась без привычного друга и наставника в лице системы детско-юношеского радиовещания. Частное предпринимательство делало акцент не на повышение культурного уровня населения, а на привлечение спонсоров, способствующих увеличению прибыли проектов. Таким образом, из системы образования выпал влиятельный источник, являющийся фактором социального воспитания.
Реализация воспитательной функции с помощью образовательных и познавательных программ была первостепенной задачей советской детско-юношеской журналистики второй половины ХХ века. Для того, чтобы доказать это, мы сделали обзор радиопередач, в которых выделили особенности, позволяющие воздействовать на аудиторию. Исследование психологических различий и сходств разновозрастной публики, помогло нам понять, какие формы подачи материала лучше использовать при работе с дошкольниками и подростками.
Автор данной работы подробно рассмотрел передачи (КОАПП, Радионяню, В стране литературных героев), находившиеся на пике популярности в советские годы. Каждая из них имела тематическое своеобразие –спектр обсуждаемых вопросом был настолько широк, что любой выпуск находил заинтересованного слушателя. Регулярно обсуждались нелюбимые темы для детей: домашнее задание, помощь по дому, этикет, вежливость. Но педагогически правильная подача способствовала изменению мнения ребенка, что вело к повышению позитивного настроя к жизни в целом.
Любого слушателя считали уважаемым участником беседы, интересовались его предпочтениями и вкусами. Разговор на равных укреплял доброжелательное отношение подростков к радиопрограммам. Появившееся доверие к героям передач помогало создателям доносить до слушателей необходимые знания, убеждать и воспитывать их согласно требованиям государства. Более того, старшеклассников вовлекали в процесс создания новых рубрик и передач - они предлагали идеи, брали интервью, озвучивали новости и перенимали навыки взрослой редакции, чтобы усовершенствовать и передать опыт бесконечных часов работы.
Для сравнения мы сделали анализ выпусков современных радиопередач. В результате чего было выявлено, что работа над ними осуществляется на недостаточном уровне - опыт прошлых лет не отражается в современных проектах. Отсутствует диалог со слушателем, темы выпусков не связаны с интересами школьников, речь ведущих не соответствует требованиям грамотного русского языка. Более того, отсутствует целостность передач, которая помогает ребенку вообразить радиоспектакль как полноценный сюжет. Следовательно, мы считаем, что дети не получают полезные знания и навыки, влияющие на их дальнейшую социализацию.
Оценивая перспективы развития детско-юношеской радиожурналистики, мы пришли к выводу, что для повышения эффективности работы с аудиторией, необходимо усовершенствовать подачу и структуру передач. Для реализации педагогических целей требуется провести подробный анализ работы советских журналистов, обратить внимание на их сильные стороны, постараться приблизить контент к существовавшим творческим проектам, так как они справлялись с задачей просвещения подрастающего поколения.



1) Архив детского радио/ В стране литературных героев.// [Электронный ресурс] URL: http://www.deti.fm/?an=program_child&uid=372&kw1=372
2) Архив передачи «В стране литературных героев» // [Электронный ресурс] URL: http://www.staroeradio.ru/audio/36531
3) Архив передачи «КОАПП» // [Электронный ресурс] URL: http://audioboo.ru/audiospektakl/12430-koapp-97-vypuskov.html
4) Архив передачи «Почтовый дилижанс» // [Электронный ресурс] URL: http://www.staroeradio.ru/audio/25614
5) Архив передачи «Радионяня» // [Электронный ресурс] URL: http://www.staroeradio.ru/collection/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%8F
6) Лебедева Е. "Радионяня" - была такая передача... // [Электронный ресурс] URL:http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7095 (Дата обращения 15.02.2017)
7) Jewish.ruЛевенбук издал «Радионяню» // [Электронный ресурс] URL: http://www.jewish.ru/culture/press/2011/10/news994301244.php(дата обращения 11.03.17)
IIЛитература
1) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
2) Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001 – 352с.
3) Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Учеб.пособие. — М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000 – 37с.
4) Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976 – 89 с.
5) Жукова Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития/Д.А. Жукова // Вестник Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2011.– №4. – С. 57-62
6) Капустина Г.Л. Детская периодика сегодня: к вопросу о целевой аудитории / Г.Л. Капустина // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф.— М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 93-96
7) Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008, - 251с.
8) Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993 – 160 с.
9) Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. — М.:
Аспект Пресс, 2012. —224 с.
10) Меньшикова, А. А. Радио – детям / А. А. Меньшикова. М.: НМО ГКРТ, 1966 – 80 с.
11) Мисонжников Б.Я. Современный медиахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития / Б.Я. Мисожников // Журналистский ежегодник. СПб, 2012. – С. 30-32
12) Музыря А. В эфире радиостанция юность. М., 1979– 212 с.
13) Новиков К.Ю. Специфика общения и восприятия в детско-юношеском радиодискурсе: дис. канд. филол. наук. М., 2006– 127 с.
14) Пинчук О.В. Трансформация жанров детских радиопередач: от советского вещания к современному интернет-радио / О.В. Пинчук // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искуствоведение. – 2015.– №5. – С. 262-267
15) Пинчук О.В. Игра в детском радиовещании: понятие игровых элементов и классификаций радио / О.В. Пинчук // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2014. – №3. – С. 140-144
16) Рассказов Ф. Советское детсово, М.: «Издательство Алгоритм», 2014 – 224 с.
17) Руденко И. А. Радиовещание для детей и юношества : становление, развитие, проблемы современного функционирования : автореф. дис. канд. филол. наук / И. А. Руденко ; Моск. гос. ун-т. – М., 1986. – 25 с.
18) Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Москва, 2002– 288с.
19) Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989 – 1630с.
20) Сударов Б. По страницам книги А.А.Меньшиковой «Радио – детям» // [Электронный ресурс] URL: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=8036 (Дата обращения 11.01.2017)
21) Тааг Т.А. Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. канд.фил. наук Воронеж, 2014 – 225 с.
22) Умановский В.В. Детские радиопередачи как фактор социального воспитания школьников дис. канд. педагогич. наук. Кострома, 2001–136 с.
23) Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. М., 2013 – 290 с.
24) Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Прогресс-Традиция, 2004– 576 с.
25) Шерль А.А. Радиожурналистика. М, 2000 // [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text5/46.htm (Дата обращения 14.12.2016)
26) Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. − М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 384 с.
27) Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин // 2-е изд. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ