Организация деятельности службы участковых уполномоченных полиции (Алтайский Промышленно-Экономический Колледж)
|
Есть приложение.
Введение
1 Основы организации деятельности участковых уполномоченных полиции
1.1 Правовое положение участковых уполномоченных полиции при выполнении возложенных на них задач
1.2 Деятельность участковых уполномоченных полиции на административном участке
2 Проблемы взаимодействия участковых уполномоченных в преодолении преступности и обеспечения правопорядка
2.1 Формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции и общественными объединениями по охране общественного порядка
2.2 Совершенствование сотрудничества участковых уполномоченных полиции с подразделениями полиции по охране общественного порядка
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Структура взаимодействия
Введение
1 Основы организации деятельности участковых уполномоченных полиции
1.1 Правовое положение участковых уполномоченных полиции при выполнении возложенных на них задач
1.2 Деятельность участковых уполномоченных полиции на административном участке
2 Проблемы взаимодействия участковых уполномоченных в преодолении преступности и обеспечения правопорядка
2.1 Формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции и общественными объединениями по охране общественного порядка
2.2 Совершенствование сотрудничества участковых уполномоченных полиции с подразделениями полиции по охране общественного порядка
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Структура взаимодействия
Подразделения участковых уполномоченных полиции считаются ключевым звеном органов правопорядка и населения, их деятельность влияет в целом на всю работу Министерство Внутренних дел Российской Федерации.
Основная нагрузка по организации и проведению общей и индивидуальной профилактики ложится на участковых уполномоченных полиции.
Участкового уполномоченного полиции следует воспринимать в качестве своеобразного фундамента всей правоохранительной системы. Важность фигуры участкового во многом объясняется тем, что именно по нему граждане зачастую судят об эффективности работы всей полиции в целом. В этой связи добросовестное выполнение участковым уполномоченным полиции своих обязанностей во многом определяет социальный престиж полиции.
Участковый уполномоченный полиции осуществляет служебную деятельность, направленную на защиту прав граждан, которые проживают на соответствующем административно-территориальном участке. Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел.
В процессе реализации своей работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые уполномоченные полиции проводят работу с молодежью, условно осужденными гражданами, находящимися под наблюдением в медицинских учреждениях.
Сотрудники подразделения участковых уполномоченных осуществляют свою деятельность на основе принципов доверия и уважения, а также профессионализма и знаний законодательства Российской Федерации. При их соблюдении участковые уполномоченные создают доверительные отношения с населением и поддерживают безопасность на административном участке.
Помимо работы с населением, участковые уполномоченные полиции также отвечают за большое количество бумажной документации. Они обязаны вести различные журналы, такие как паспорт на участок и дом, что свидетельствует о необходимости оптимизировать их деятельность и уточнить полномочия по некоторым направлениям деятельности.
Во многих регионах Российской Федерации существует острая нехватка кадров участковых уполномоченных, в связи с чем один участковый может обслуживать сразу несколько административных участков из-за чего возникает низкая эффективность административной деятельности.
В последние годы правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных полиции претерпело значительные изменения, например, когда в 2010-2016 годах был принят ряд нормативно-правовых актов, которые изменили правовой статус участковых уполномоченных.
Актуальность темы настоящего исследования определяется особенным положением службы участковых уполномоченных полиции в процессе реализации гражданами своих конституционных прав и свобод путем обращения в государственные органы. Именно они осуществляют реализацию основных направлений деятельности полиции, результаты которых оказывают большое влияние на формирование общественного мнения о работе полиции.
Также данное подразделение является связующим звеном между государством и обществом, от деятельности которого зависит обеспечение законных прав и интересов населения. Такое должностное положение требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на административном участке, а также умения использовать психолого-педагогические навыки.
Цель исследования — определить роль и место службы участковых уполномоченных полиции и выявить особенности их взаимодействия с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Задачи дипломной работы:
1 охарактеризовать правовое положение участковых уполномоченных полиции при выполнении возложенных на них задач;
2 провести анализ деятельности участковых уполномоченных на административном участке;
3 определить формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции и общественными объединениями по охране общественного порядка:
4 исследовать совершенствование взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции;
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе деятельности участковых уполномоченных полиции на административном участке.
Предметом исследования является правовые нормы действующего законодательства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты, которые закрепляют правовой статус участковых уполномоченных полиции.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, регулирующих службу участковых уполномоченных полиции, анализ монографий и литературы.
В ходе написания дипломной работы были изучены следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации «О несении службы участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» и другие. Указанные источники регулируют ключевые вопросы исследования и составляют его нормативно-правовую базу.
В качестве теоретической основы для выполнения дипломной работы использованы работы следующих авторов: Бачурин А. Г., Гришакова А. Г., Кокорева А. Н., Мацыкова А. Я., Мягкова А. В. И другие.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении будет обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, методы исследования дипломной работы, а также правовая и теоретическая основы работы.
В первом разделе будут раскрыты основы организации деятельности участковых уполномоченных полиции.
Во втором разделе будет проведен анализ взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции в преодолении преступности о обеспечении правопорядка.
В заключении сформулированы выводы и даны рекомендации по проведенному исследованию.
Основная нагрузка по организации и проведению общей и индивидуальной профилактики ложится на участковых уполномоченных полиции.
Участкового уполномоченного полиции следует воспринимать в качестве своеобразного фундамента всей правоохранительной системы. Важность фигуры участкового во многом объясняется тем, что именно по нему граждане зачастую судят об эффективности работы всей полиции в целом. В этой связи добросовестное выполнение участковым уполномоченным полиции своих обязанностей во многом определяет социальный престиж полиции.
Участковый уполномоченный полиции осуществляет служебную деятельность, направленную на защиту прав граждан, которые проживают на соответствующем административно-территориальном участке. Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел.
В процессе реализации своей работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые уполномоченные полиции проводят работу с молодежью, условно осужденными гражданами, находящимися под наблюдением в медицинских учреждениях.
Сотрудники подразделения участковых уполномоченных осуществляют свою деятельность на основе принципов доверия и уважения, а также профессионализма и знаний законодательства Российской Федерации. При их соблюдении участковые уполномоченные создают доверительные отношения с населением и поддерживают безопасность на административном участке.
Помимо работы с населением, участковые уполномоченные полиции также отвечают за большое количество бумажной документации. Они обязаны вести различные журналы, такие как паспорт на участок и дом, что свидетельствует о необходимости оптимизировать их деятельность и уточнить полномочия по некоторым направлениям деятельности.
Во многих регионах Российской Федерации существует острая нехватка кадров участковых уполномоченных, в связи с чем один участковый может обслуживать сразу несколько административных участков из-за чего возникает низкая эффективность административной деятельности.
В последние годы правовое регулирование деятельности участковых уполномоченных полиции претерпело значительные изменения, например, когда в 2010-2016 годах был принят ряд нормативно-правовых актов, которые изменили правовой статус участковых уполномоченных.
Актуальность темы настоящего исследования определяется особенным положением службы участковых уполномоченных полиции в процессе реализации гражданами своих конституционных прав и свобод путем обращения в государственные органы. Именно они осуществляют реализацию основных направлений деятельности полиции, результаты которых оказывают большое влияние на формирование общественного мнения о работе полиции.
Также данное подразделение является связующим звеном между государством и обществом, от деятельности которого зависит обеспечение законных прав и интересов населения. Такое должностное положение требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на административном участке, а также умения использовать психолого-педагогические навыки.
Цель исследования — определить роль и место службы участковых уполномоченных полиции и выявить особенности их взаимодействия с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Задачи дипломной работы:
1 охарактеризовать правовое положение участковых уполномоченных полиции при выполнении возложенных на них задач;
2 провести анализ деятельности участковых уполномоченных на административном участке;
3 определить формы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции и общественными объединениями по охране общественного порядка:
4 исследовать совершенствование взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции;
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе деятельности участковых уполномоченных полиции на административном участке.
Предметом исследования является правовые нормы действующего законодательства Российской Федерации и ведомственные нормативные акты, которые закрепляют правовой статус участковых уполномоченных полиции.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, регулирующих службу участковых уполномоченных полиции, анализ монографий и литературы.
В ходе написания дипломной работы были изучены следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О полиции», Приказ Министерства Внутренних дел Российской Федерации «О несении службы участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» и другие. Указанные источники регулируют ключевые вопросы исследования и составляют его нормативно-правовую базу.
В качестве теоретической основы для выполнения дипломной работы использованы работы следующих авторов: Бачурин А. Г., Гришакова А. Г., Кокорева А. Н., Мацыкова А. Я., Мягкова А. В. И другие.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении будет обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, методы исследования дипломной работы, а также правовая и теоретическая основы работы.
В первом разделе будут раскрыты основы организации деятельности участковых уполномоченных полиции.
Во втором разделе будет проведен анализ взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями полиции в преодолении преступности о обеспечении правопорядка.
В заключении сформулированы выводы и даны рекомендации по проведенному исследованию.
В заключительной части данного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, можно сказать, что участковый уполномоченный полиции имеет несколько уровней его правового статуса, а именно правовой статус УУП как гражданина Российской Федерации, то есть общегражданский статус; правовой статус УУП как специфического субъекта права, который характеризуется посредством таких категорий, как «специальная правосубъектность» и «специальный правовой статус».
Во-вторых, Приказ № 205 убрал определенное количество работы с УУП. Среди прочего: проведение проверок по экономическим преступлениям; проведение проверок по тяжким преступлениям; проведение проверок обращений, не относящихся к компетенции полиции; выполнения работы за пределами участка.
Также данный приказ бумажный документооборот должен уйти в прошлое. По мнению законодателей, работа с документами занимала неоправданно много времени. Поэтому решено перевести все в электронный формат. Для этих целей был создан специальный модуль под названием «Участковый» в сервисе обеспечения охраны общественного порядка.
Кроме того, нормы нового Приказа № 205 позволяют получать еще и обратную связь от населения, относительно работы участкового. Хочется надеяться, что с уменьшением количества обязанностей участковые полицейские смогут уделять больше внимания бытовым вопросам жильцов домов, и принимать активное участие в их решение. А также направить больше усилий на проведение профилактической и разъяснительной индивидуальной работы с отдельными категориями граждан.
Деятельность УУП по своему организационно-юрисдикционному наполнению широка и многогранна. Реализуя задачи, закрепленные в нормативных правовых актах МВД России, участковый осуществляет практически все виды деятельности, входящие в компетенцию органов 65 внутренних дел. Основное же направленность его деятельности - это профилактическая работа с населением на закрепленном административном участке в целях предупреждения правонарушений и преступлений.
В настоящий момент перед участковыми уполномоченными полиции возникают определенные проблемы, связанные с их административно юрисдикционными полномочиями, при рассмотрении материалов об административных правонарушениях. Представляется, что для решения данной проблемы необходимо расширить круг полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по которым участковый уполномоченный полиции мог бы сам принимать законное и обоснованное решение.
В-третьих, эффективность деятельности УУП зависит от взаимодействия, как с другими службами органов внутренних дел, так и с другими УУП, обслуживающих другие административные участки. УУП взаимодействуют с другими УУП и службами органов внутренних дел в определенных формах. При этом, конкретные формы взаимодействия зависят от сотрудников служб, с которыми устанавливаются соответствующие взаимоотношения.
Эффективное обеспечение правопорядка и безопасности участковым уполномоченным полиции фактически невозможно без тесного сотрудничества с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, иными правоохранительными органами. Взаимодействие УУП в подразделения Росгвардии направлено на профилактику правонарушений в области оборота оружия. Однако, в настоящее время работа по организации взаимодействия УУП с данной службой не имеет четкой регламентации и находится в правовом вакууме, что доставляет дополнительные проблемы при организации взаимодействия.
К основным проблемным вопросам взаимодействия относятся:
1 Из-за нестабильной работы сервиса централизованного учета оружия, своевременное внесение данных о проверке оружия на закрепленном участке невозможно. Отчеты о проверке оружия передаются в подразделения лицензионно-разрешительной системы в печатном виде, и впоследствии часто теряются, а информация своевременно не вносится в сервис централизованного учета оружия;
2 Отсутствие четкой временной регламентации по проверке лиц, с зарегистрированном оружии. Так, сотрудниками лицензионноразрешительной системы списки на проверку передаются участковому уполномоченному за частую в середине или конце месяца, что представляет большие трудности при проверке, так как отчет о результатах проверки необходимо предоставить в конце текущего месяца;
3 Общей проблемой является отсутствие четкого механизма проверки граждан, за которыми числится оружие, однако данные граждане сменили место жительства. В отношении таких граждан участковым уполномоченным полиции выводится соответствующий рапорт о невозможности проверить такого гражданина, однако обязанность по проверке вышеуказанной категории граждан остается, из-за несовершенства механизма работы в данной области.
Таким образом, в настоящее время законодателю необходимо учесть все вышеуказанные вопросы вновь созданной структуре и ее нормативно-правовой регламентации. Только на основе системного взаимодействия на всех уровнях работы, возможен позитивный процесс по организации контрольно-надзорной деятельности УУП в сфере оборота оружия.
В-четвертых, действующая Инструкция по исполнению УУП служебных обязанностей на административном участке не предусматривает возможности проведения индивидуальной профилактической работы УУП с «экстремистами». В действующем ранее ведомственном акте хотя и прямо не было установлено оснований для профилактического учета лиц, подверженных 67 экстремистской и (или) террористической идеологии, но косвенно подходил п. 63.5 приказа МВД России № 1166 от 31.12.2012.
Несправедливым видится исключение возможности постановки на профилактический учет лиц, совершивших административные правонарушения экстремистской направленности, в сравнении с иными категориями: лицами, подвергнутыми административному надзору; лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере; лицами, больными алкоголизмом, наркоманией и т.д. В связи с этим целесообразно изложить п. 33.6 приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 в следующей редакции: «Совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий, а также иные административные правонарушения экстремистской направленности (ст. 5.26, 5.62, 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ)».
Помимо этого, следует отметить чрезмерную загруженность УУП, некомплект штатных единиц и необъективность решений о возложении обязанностей по противодействию экстремизму на таковую службу, при наличии в системе МВД России более специализированных структурных подразделений (центры по противодействию экстремизму и т.п.). Однако в нашем представлении важным видится лишь обращение внимания на общие вопросы предупреждения и пресечения экстремизма в рамках выполнения своих штатных обязанностей, реализации основных форм несения службы.
Таким образом, УУП осуществляет сотрудничество практически со всеми службами органов внутренних дел по различным направлениям деятельности. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что УУП является самым многопрофильным представителем полиции. Разноплановость деятельности УУП делает взаимодействие с другими подразделениями полиции просто необходимым, и от того, насколько эффективным будет подобное сотрудничество, зависит, во многом, уровень правопорядка на каждом административном участке и, в целом, безопасность граждан Российской Федерации.
Во-первых, можно сказать, что участковый уполномоченный полиции имеет несколько уровней его правового статуса, а именно правовой статус УУП как гражданина Российской Федерации, то есть общегражданский статус; правовой статус УУП как специфического субъекта права, который характеризуется посредством таких категорий, как «специальная правосубъектность» и «специальный правовой статус».
Во-вторых, Приказ № 205 убрал определенное количество работы с УУП. Среди прочего: проведение проверок по экономическим преступлениям; проведение проверок по тяжким преступлениям; проведение проверок обращений, не относящихся к компетенции полиции; выполнения работы за пределами участка.
Также данный приказ бумажный документооборот должен уйти в прошлое. По мнению законодателей, работа с документами занимала неоправданно много времени. Поэтому решено перевести все в электронный формат. Для этих целей был создан специальный модуль под названием «Участковый» в сервисе обеспечения охраны общественного порядка.
Кроме того, нормы нового Приказа № 205 позволяют получать еще и обратную связь от населения, относительно работы участкового. Хочется надеяться, что с уменьшением количества обязанностей участковые полицейские смогут уделять больше внимания бытовым вопросам жильцов домов, и принимать активное участие в их решение. А также направить больше усилий на проведение профилактической и разъяснительной индивидуальной работы с отдельными категориями граждан.
Деятельность УУП по своему организационно-юрисдикционному наполнению широка и многогранна. Реализуя задачи, закрепленные в нормативных правовых актах МВД России, участковый осуществляет практически все виды деятельности, входящие в компетенцию органов 65 внутренних дел. Основное же направленность его деятельности - это профилактическая работа с населением на закрепленном административном участке в целях предупреждения правонарушений и преступлений.
В настоящий момент перед участковыми уполномоченными полиции возникают определенные проблемы, связанные с их административно юрисдикционными полномочиями, при рассмотрении материалов об административных правонарушениях. Представляется, что для решения данной проблемы необходимо расширить круг полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по которым участковый уполномоченный полиции мог бы сам принимать законное и обоснованное решение.
В-третьих, эффективность деятельности УУП зависит от взаимодействия, как с другими службами органов внутренних дел, так и с другими УУП, обслуживающих другие административные участки. УУП взаимодействуют с другими УУП и службами органов внутренних дел в определенных формах. При этом, конкретные формы взаимодействия зависят от сотрудников служб, с которыми устанавливаются соответствующие взаимоотношения.
Эффективное обеспечение правопорядка и безопасности участковым уполномоченным полиции фактически невозможно без тесного сотрудничества с другими службами и подразделениями органов внутренних дел, иными правоохранительными органами. Взаимодействие УУП в подразделения Росгвардии направлено на профилактику правонарушений в области оборота оружия. Однако, в настоящее время работа по организации взаимодействия УУП с данной службой не имеет четкой регламентации и находится в правовом вакууме, что доставляет дополнительные проблемы при организации взаимодействия.
К основным проблемным вопросам взаимодействия относятся:
1 Из-за нестабильной работы сервиса централизованного учета оружия, своевременное внесение данных о проверке оружия на закрепленном участке невозможно. Отчеты о проверке оружия передаются в подразделения лицензионно-разрешительной системы в печатном виде, и впоследствии часто теряются, а информация своевременно не вносится в сервис централизованного учета оружия;
2 Отсутствие четкой временной регламентации по проверке лиц, с зарегистрированном оружии. Так, сотрудниками лицензионноразрешительной системы списки на проверку передаются участковому уполномоченному за частую в середине или конце месяца, что представляет большие трудности при проверке, так как отчет о результатах проверки необходимо предоставить в конце текущего месяца;
3 Общей проблемой является отсутствие четкого механизма проверки граждан, за которыми числится оружие, однако данные граждане сменили место жительства. В отношении таких граждан участковым уполномоченным полиции выводится соответствующий рапорт о невозможности проверить такого гражданина, однако обязанность по проверке вышеуказанной категории граждан остается, из-за несовершенства механизма работы в данной области.
Таким образом, в настоящее время законодателю необходимо учесть все вышеуказанные вопросы вновь созданной структуре и ее нормативно-правовой регламентации. Только на основе системного взаимодействия на всех уровнях работы, возможен позитивный процесс по организации контрольно-надзорной деятельности УУП в сфере оборота оружия.
В-четвертых, действующая Инструкция по исполнению УУП служебных обязанностей на административном участке не предусматривает возможности проведения индивидуальной профилактической работы УУП с «экстремистами». В действующем ранее ведомственном акте хотя и прямо не было установлено оснований для профилактического учета лиц, подверженных 67 экстремистской и (или) террористической идеологии, но косвенно подходил п. 63.5 приказа МВД России № 1166 от 31.12.2012.
Несправедливым видится исключение возможности постановки на профилактический учет лиц, совершивших административные правонарушения экстремистской направленности, в сравнении с иными категориями: лицами, подвергнутыми административному надзору; лицами, допускающими правонарушения в семейно-бытовой сфере; лицами, больными алкоголизмом, наркоманией и т.д. В связи с этим целесообразно изложить п. 33.6 приказа МВД России № 205 от 29.03.2019 в следующей редакции: «Совершившими административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении общественно-политических или спортивно-массовых мероприятий, а также иные административные правонарушения экстремистской направленности (ст. 5.26, 5.62, 20.3, 20.3.1, 20.29 КоАП РФ)».
Помимо этого, следует отметить чрезмерную загруженность УУП, некомплект штатных единиц и необъективность решений о возложении обязанностей по противодействию экстремизму на таковую службу, при наличии в системе МВД России более специализированных структурных подразделений (центры по противодействию экстремизму и т.п.). Однако в нашем представлении важным видится лишь обращение внимания на общие вопросы предупреждения и пресечения экстремизма в рамках выполнения своих штатных обязанностей, реализации основных форм несения службы.
Таким образом, УУП осуществляет сотрудничество практически со всеми службами органов внутренних дел по различным направлениям деятельности. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что УУП является самым многопрофильным представителем полиции. Разноплановость деятельности УУП делает взаимодействие с другими подразделениями полиции просто необходимым, и от того, насколько эффективным будет подобное сотрудничество, зависит, во многом, уровень правопорядка на каждом административном участке и, в целом, безопасность граждан Российской Федерации.



