Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен культурной идентичности в свете философии культуры современной Германии

Работа №131506

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. К теории культурной идентичности ……...…………….………7
1.1. Культурная и национальная идентичность: о значении и употреблении термина и его смысловых содержаниях………7
1.2. Культурная память
1.3. Культурная идентичность в условиях глобализации………..17
Глава 2. Особенности формирования национальной идентичности в Германии. Культурно-исторический фон
2.1. Преодоление тоталитарного прошлого………………………….21
2.1. Восток и Запад: культурный дуализм……………...……………27
Глава 3. Современная Германия: стержень культурной идентичности.35
3.1. Механизмы формирования культурной идентичности………35
3.2. Язык как инструмент культурной самоидентификации
3.3. Поиски образа: на грани культурной и политической идентичностей
Заключение
Список использованной литературы


В представленном исследовании поднимается вопрос о коллективных и индивидуальных идентичностях в контексте феномена культурной идентичности. Как пример для рассмотрения механизмов формирования культурной идентичности берется послевоенное немецкое общество.
Цели исследования – выявление смыслового содержания и рассмотрение различных смысловых коннотаций понятия коллективной идентичности, в частности культурной, и посредствам этого – анализ данного феномена на основе реалий и философии культуры современной Германии, а также понимание принципов самоидентификации представителей современного немецкого общества.
К задачам исследования мы относим компаративистский анализ существующих на сегодняшний день концепций коллективной идентичности, выявление аспектов, наиболее значимо влияющих на процессы формирования культурной идентичности, а так же проследить, какие частные особенности обуславливают данный процесс в немецкой культуре.
Предмет исследования – послевоенное немецкое общество, объект – способы самоидентификации индивидов рассматриваемого общества и их социокультурное взаимодействие.
В данной исследовательской работе использованы некоторые существенные приемы и принципы, характерные для культурологического, культурно-социологического, историко-философского, общенаучного и текстологического методов исследования. При написании теоретической части основным является феноменологический подход, при непосредственном анализе предмета исследования среди преобладающих подходов выделяются аксиологический, историко-культурный и лингво-семиотический.
Как важные факторы, влияющие на развитие культурных идентичностей, отдельно мы рассмотрим феномен культурной памяти, а так же глобализацию и формы смешения культур. При непосредственном анализе принципов современной немецкой самоидентификации мы выделяем такие культурно-исторические предпосылки, как комплекс вины, сформировавшийся в процессе преодоления тоталитарного прошлого, а также культурный дуализм, образовавшийся между восточными и западными немецкими землями в результате десятилетий их государственного разделения, ставшего причиной раздвоения культурного пути развития двух Германий.
В рамках данного исследования акцент делается на том, что идентичность понимается нами как процесс, а не как данность.
Актуальность данного исследования обусловлена поисками многих современных культур ответов на вопрос о специфике своей собственной специфической идентичности и самобытности в современном мире бурно развивающихся медиа-культур и выработки икон и образов для соотношения с ними.
Основным материалом для теоретической части исследования стала философия культуры современной Германии, представленная в трудах теоретиков, рассматривавшие феномен коллективной и культурной идентичности в разных теоретических областях.
С точки зрения психологии («психология масс») данный феномен исследовался в работах З. Фрейда, К. Юнга и Э.Эриксона, рассматривавших современные процессы культурной самоидентификации в контексте соотношения индивида с окружающим его обществом. В. Вундт разрабатывает такое направление, как психология народов, где он рассматривает взаимосвязь языка, мифов и обычаев в формировании национального сознания и культурной идентичности. Ю. Хабермас, в свою очередь, исследует политический аспект культурной идентичности, а также идею национального государства. В контексте изучения концепций о культурной памяти, центральными в нашем исследовании становятся идеи Э. Гуссерля в рамках его теории о трансцендентализме и историчности. В свете специфики немецкой культурной самоидентификации мы обращаемся к работам К.Яперса, Х. Арендт и Т. Адорно. Помимо этого, по ходу исследования мы будем ссылаться на ряд других, менее известных современных исследователей данной проблематики в рамках различных дисциплин, представителей как немецкой, так и французской, русской и американской современной философской мысли.
Немецкий вопрос об идентичности становится особенно злободневным. Как было замечено в 1976 г. на немецкой конвенции историков в Маннхайме, Германия после второй мировой войны рискует оказаться “страной без идентичности”.
После нахлынувшего Германию в последние годы миграционного кризиса, глава государства Ангела Меркель, отвечая на тревоги граждан потерять четкое понимание своей идентичности в таком культурном контексте, заявила, что “Германия останется Германией, со всем тем, что нам в ней любо”. Под спецификой этой самой «немецкости» Меркель понимает чувство экономического благополучия и осознание себя гражданином социального государства. Это, в свою очередь, тем не менее, не отвечает чувствам большинства граждан ФРГ.
По данному аспекту довольно четко выражает свои мысли ТилоСаррацин в своей нашумевшей книге «Германия: самоликвидация». Он говорит о том, что человеку свойственно приписывать самоценность социальной организации, в которой он состоит. Это может мотивировать его, возвышать и внушать чувство гордости. “И только когда дело касается Германии, у многих из нас срабатывает внутренний цензор: (…) - Немец? Ну, разве что во время мирового первенства по футболу, а так – нет уж!
Тревожиться за саму Германию как страну немцев считается уже неполиткорректным”. Политкорректность же в самой Германии - отдельная и не менее важная тема в контексте проблематики данной работы, которая так же будет раскрыта более обстоятельно.
Тем не менее, четкое понимание себя и своей идентичности гражданам Германии на сегодняшний день необходимо. Ведь как таковая возможность принятия другой культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности у себя самих, осознания себя в качестве носителя определенной культурной традиции, выступающего по отношению к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. Непосредственное отождествление с выдающимися достижениями духовности собственной культуры открывает перспективы принятия иных культурных ценностей. Именно устойчивая позиция сильной в психическом плане и развитой в культурном отношении личности, а также ее культурное самосознание обеспечивают ее терпимое отношение к тому, что не похоже на нее саму.
Отдельное внимание уделяется языку как инструменту культурной самоидентификации. Язык в контексте данного исследования выступает в первую очередь в качестве гносеологической категории, так как помимо функции выражения национального самосознания, он выступает в качестве основной формы национального самопознания.
Как любой предмет исследования, язык приобретает различные коннотации в зависимости от применяемого подхода. Ключевым различием в изучении языка с помощью культурологического или психологического подхода от подхода филологического является то обстоятельство, что филология рассматривает язык скорее как систему, а культурология и психология как деятельность. Семиотика, в свою очередь занимает позицию на стыке этих двух разных пониманий.
Само языковое содержание в свою очередь способствует непосредственному пониманию ментальных моделей исследуемой культуры. Помимо этого, для данной работы весьма важным представляется рассмотрение взаимодействия между национальной и социальной составляющих для выявления роли и значимости языка для его носителя, в частности в случаях с мультилингуальными индивидами и обществами.
Междисциплинарность такого предмета исследования, как идентичность, в частности культурная и национальная, весомо отражается на различиях в подходах к ее изучению процессов ее формирования. Если политология исследует данные процессы как внешние, говоря о создании коллективных идентичностей, надстраиваемых над индивидами, то психология масс более ярко выраженно рассматривает развитие коллективной идентичности на фоне индивидуальной, изучая внутренние побуждения и позывы отдельной личности. Философия и культурология в свою очередь, имея идентичности как предмет исследования, использует в своей методологии оба подхода. Человек одновременно является как субъектом, так и объектом культуры, способным как накапливать, так и воспроизводить различные культурные коды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате нашего исследования мы смогли выявить проблематику формирования коллективных и индивидуальных идентичностей и проанализировать различные научные подходы, рассматривающие данные феномены.
Состоялось выявление смыслового содержания и рассмотрение различных смысловых коннотаций понятия коллективной идентичности, в частности культурной, и посредствам этого – анализ данного феномена на основе реалий и философии культуры современной Германии, а также понимание принципов самоидентификации представителей современного немецкого общества.
Произведен компаративистский анализ существующих на сегодняшний день концепций коллективной идентичности, выявление аспектов, наиболее значимо влияющих на процессы формирования культурной идентичности, а также удалось проследить, какие частные особенности обуславливают данный процесс в немецкой культуре.
Анализ продуктов современной немецкой массовой культуры приблизил нас к пониманию основ и принципов немецкой культурной самоидентификации. Введение в политико-культурный контекст осветил как причины и предпосылки для понимания современного немецкого общества, так и наметил понимание необходимости более основательной системы ценностей для ориентира и культурной самоидентификации в Германии сегодня.



1. Аренд Х. Скрытая традиция: Эссе / Ханна Аренд;. Скрытая традиция: Эссе. М.: Текст, 2008
2. Борозняк А.И. Искупление. Нужен ли России германский опыт преодоления тоталитарного прошлого? М.: Независимое издательство «Пик», 1999
3. Борозняк А. Прошлое, которое не уходит: Очерки по истории и историографии Германии XX века. – Екб.: Изд-во Урал. Ун-та, 2004
4. Борозняк А.И. Рецензия на книгу «Воодушевляющее страдание» [Электронный ресурс] // Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 30.03.2010. URL: http://www.perspektivy.info/book/voodushevlajushheje_stradanije_2010-03-30.htm
5. Вундт В. Психология народов. М.: Изд-во Эксмо, 2002.
6. Вермеш Т. Он Снова здесь. М.: АСТ, Corpus, 2014.
7. Гёте И.В. Фауст. И.: Государственное издание художественной литературы, 1960
8. Граф Ю. Великая ложь XX века [Электронный ресурс] // URL: http://vk.com/doc56799036_244831711?hash=d08763ef4dd1136fef&dl=31d4e5b688919221bd
9. Гришаева Л. И., Особенности использования языка и культурная идентичность коммуникантов / Л.И. Гришаева; Воронеж.гос. ун-т. - Воронеж : издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2007
10. Дауб Г., Миф о коллективной вине [Электронный ресурс] // WaldemarWeberVerlag. 20.07.2006. URL: http://www.rd-zeitung.eu/obzor/gdaub.htm
11. Донец П.Н. О трудностях супракультурного общения (на примере германо-германского диалога anno 1983) // Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности – коллективная монография в двух частях / Ред. Л.И. Гришаевой, М.К. Поповой. – Ч. 1. – Воронеж: Воронеж.гос. ун-т, 2004. – С. 229-241.
12. Как Гитлер выводил Германию из кризиса // - [Электронный ресурс] - Комсомольская правда – сайт. URL: http://www.spb.kp.ru/daily/24320/513189/
13. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т.8. М.: Чоро1994
14. Кёниг Х. Будущее прошлого: Национал-социализм в политическом сознании ФРГ, М.: РОССПЭН, 2012.
15. КондаковИ., СоколовК., ХреновН. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху, М.: Прогресс-традиция, 2011
16. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе двойного сознания, ВФ. 1991. №1
17. Корнева Л. Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизма через призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований [Электронный ресурс] // Вестник Томского Государственного Университета. -2009. – №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-viny-i-otvetstvennosti-nemtsev-za-prestupleniya-natsizma-cherez-prizmu-vzaimodeystviya-makroi-mikroistoricheskih
18. Коммунистическая партия Германии. 1945-1965. Краткий исторический очерк, документы, хроника событий. С.: 1968
19. Линц Х., Степан А. «Государственность», национализм и демократия// Полис. 1997 №5
20. Лотман Ю. М., Семиотика текста / Юрий Лотман. М.: Академический проект, 2013.
21. Мамедов О.Ю. Почему немцы голосовали за Гитлера (из истории экономических преступлений государства) // Журнал «TerraEconomicusscholar» - Выпуск № 3 / том 9 / 2011
22. Менделеева Д. Как пережить тоталитарную историю: «немецкий опыт» [Электронный ресурс] // Интернет-издание Православие и мир. 16.13.2014. URL:http://www.pravmir.ru/kak-perezhit-totalitarnuyu-istoriyu-nemetskiy-opyit/
23. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М.: Издательский дом Международного Университета в Москве, 2007.
24. Первушина О.В. Культурная преемственность, культурная память и традиция: соотношение понятий как культурологическая проблема // Мир науки, культуры, образования, Выпуск № 1 / 2011
25. Савин, А.С. Генезис трансцендентальной монадологии в работах «позднего» Э. Гуссерля // Вопросы философии. – 2009. – № 8
26. Савин А.Э. Трансцендентализм и историчность в философии Гуссерля, Ханты-Мансийск: Изд-во Югорского государственного университета, 2008
27. Саррацин Т. Германия: Самоликвидация. М: АСТ, 2013.
28. Слуцкий Е. Качество жизни молодежи и молодежная политика. СПб.: Петрополис, 1997.
29. Тюкаркина О.М. Немецкий вопрос и проблема формирования немецкой национальной идентичности [Электронный ресурс] // Мир и политика. -2012. - № 12 (75) URL: http://mir-politika.ru/2594-nemeckiy-vopros-i-problema-formirovaniya-nemeckoy-nacionalnoy-identichnosti.html
30. Утопия интергации?: статьи и материалы проекта «Культурная идентичность европейцев, интеграция и глобализация». Тверь – Варшава: Твер. Гос. Ун-т, Радио Полония, 2005
31. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. Спб.: Наука, 2009.
32. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
33. Хабермас. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории.Спб.: Наука, 2001.
34. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2004.
35. Шеррер. Ю. Отношение к истории в Германии и Франции: проработка прошлого, историческая политика, политика памяти. [Электронный ресурс] // Сетевое издание центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы 24.02.2010. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=48576
36. Ясперс К. Вопрос о виновности. М.: Издательская группа «Прогресс», 1990
37. AdornoT.W. Wasbedeutet: AufarbeitungderVergangenheit// AdornoT.W. Eingriffe. NeunkritischeModelle. Frankfurta.M., 1963
38. Appadurai A, Modernity at large. Cultural dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2003
39. AsmannJ. Religion und kulturelles Gedächtnis: Zehn Studien. München: C.H. Beck, 2000
40. Bayart J-F. The illusion of cultural identity. London, Hurst &Co (Publishers) Ltd, 2005
41. Beutler K. Weltausstelungen im 19 Jahrhundert. München,1973
42. BrochhagenU. Nach Nurnberg. Hamburg, 1994
43. Christ und Welt 27.III.1964
44. Der Spiegel, 04.2015. “Wie Europäer auf die Deutschen blicken: The German Übermacht“
45. Freies Deutschland. Hamburg, 1945
46. Goethe J.W. Faust. Der Tragödie erster Teil, Köln, Anaconda Verlag, 2007
47. Güntner J. Kulturelle Identität – als Problem. Deutsch sein und bleiben. - [Электронный ресурс] - Neue Zürcher Zeitung – сайт. URL https://www.nzz.ch/feuilleton/aktuell/kulturelle-identitaet-als-problem-deutsch-sein-und-bleiben-ld.117226//
48. Hall S. Cultural identity and Diaspora// J. Rutherfold (ed), Identity: Community, Culture, Difference. London: Lawrence and Wishart, 1990
49. Ipsen-Peitzmeier S., Kaiser M. „Zuhause Fremd – Russlanddeutsche zwischen Russland und Deutschland. Bielefeld:transcript Verlag, 2006
50. Konig H, Kohlstuck M. Woll A. Einleitung//Vergangenheitsbewältiging am Ende des zwanzigsten Jahrhunderts/ hg. H.Konig. M.Kohlstuck, A.Woll, Wiesbaden, 1998
51. Legg P. The 1954 World Cup: Triumph of a New Germany // History Today. 7.7.2014. URL: http://www.historytoday.com/paul-legg/1954-world-cup-triumph-new-germany
52. Mead D.G. Mind, Self and Society. Chicago, 1936
53. Mehrheit wünscht sich erneute Amtszeit von Merkel // - [Электронный ресурс] - Zeit Online – сайт. URL: http://www.zeit.de/politik/deutschland/2016-11/mehrheit-wuenscht-neue-amtszeit-merkel
54. Meinecke.F. Die deutsche Katastrophe. Wiesbaden: Eberhard BrockhausVerlag, 1946
55. Merkel: "Ich habe unendlich viel darüber nachgedacht" // - [Электронный ресурс] - Süddetsche Zeitung - сайт. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/kanzlerkandidatur-merkel-ich-habe-unendlich-viel-darueber-nachgedacht-1.3258889
56. Merkels Statement zur Kandidatur // - [Электронный ресурс] - Spiegel Online – сайт. URL: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/merkel-ich-habe-unendlich-viel-darueber-nachgedacht-a-1122223.html
57. Niethammer L. Kollektive Identität: heimliche Quellen einer unheimlichen Konjunktur. Leipzig: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2000
58. S. Papcke. Gibt es eine kulturelle Identität der deutschen?// Die Identität der Deutschen / Werner Weidenfeld (Hrsg.), Wien: Hanser, 1983..
59. Riel K.M. Mehrsprachigkeit. Eine Einführung. WBG (Wissenschaftliche Buchgesellschaft), Darmstadt, 2014
60. Riel K.M. Sprachkontaktforschung. Eine Einführung. Tübingen, Narr Francke Attempto Verlag, 2014
61. Rollende Augen, irres Lachen // - [Электронный ресурс] – Heute – сайт. URL: http://www.heute.at/freizeit/szene/Anrainer-rufen-wegen-8-Meter-grossem-Hitler-die-Polizei;art23668,1350685
62. So reagieren Passanten auf Hitler-Double // - [Электронный ресурс] – Tagesanzeiger – сайт. URL: http://www.tagesanzeiger.ch/kultur/kino/so-reagieren-passanten-auf-hitlerdouble/story/29026140
63. Schwan A. Werbung statt Waffen. Hamburg: VS Verlag, 2011
64. Smith A, The Ethnic Revival in the Modern World.Cambridge: Cambridge University Press, 1984
65. Steckert Ralf. Begeisterndes Leid. Zur medialen Inszenierung des «Brands» und seiner geschichtspolitischen Wirkung im Vorfeld des Irakkriegs. Stuttgart: ibidem-Verlag, 2008
66. Weber A. Abshied von den bisherigen Geshichte. Hamburg: 1946
67. Wievorka M. Kulturelle Differenzen und kollektive Identitäten. Hamburg: Hamburger Edition, 2003


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ