Мотивация и стимулирование труда (на примере Института исследования Стрит-арта)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности 7
1.1 Понятие мотивации и стимулирования труда 7
1.2 Основные теории и концепции мотивации 14
1.3 Материальное и нематериальное стимулирование. Оценка эффективности их воздействия на персонал. 25
1.4 Современные методы мотивации и стимулирования труда в различных сферах деятельности 31
Выводы по главе 36
Глава 2. Система мотивации сотрудников некоммерческих организаций (на примере «Института исследования стрит-арта») 38
2.1 Специфика функционирования НКО 38
2.2 Общая характеристика организации «Институт исследования стрит-арта» 42
2.3 Анализ системы мотивации и стимулирования в организации 48
2.3.1 Анализ нематериального стимулирования 48
2.3.2 Анализ материального стимулирования 67
2.3.3 Выявление основных мотивационных факторов сотрудника 71
Выводы по главе 73
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения 82
Приложение №1 82
Приложение №2 85
Приложение №3 86
Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации и стимулирования трудовой деятельности 7
1.1 Понятие мотивации и стимулирования труда 7
1.2 Основные теории и концепции мотивации 14
1.3 Материальное и нематериальное стимулирование. Оценка эффективности их воздействия на персонал. 25
1.4 Современные методы мотивации и стимулирования труда в различных сферах деятельности 31
Выводы по главе 36
Глава 2. Система мотивации сотрудников некоммерческих организаций (на примере «Института исследования стрит-арта») 38
2.1 Специфика функционирования НКО 38
2.2 Общая характеристика организации «Институт исследования стрит-арта» 42
2.3 Анализ системы мотивации и стимулирования в организации 48
2.3.1 Анализ нематериального стимулирования 48
2.3.2 Анализ материального стимулирования 67
2.3.3 Выявление основных мотивационных факторов сотрудника 71
Выводы по главе 73
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Приложения 82
Приложение №1 82
Приложение №2 85
Приложение №3 86
К 2020 году количество некоммерческих организаций(НКО)значительно увеличилось. Такая тенденция к активному росту наблюдается уже не первый год. Исследованием некоммерческих организаций сегодня занимаются социологи, экономисты, философы, политологи и другие ученые. Это обусловлено развивающейся институционализацией данного типа организации в современном мире. С расширением сектора НКО, увеличивается количество сотрудников, занятых в таких организациях. В связи с этим встает вопрос о грамотной системе мотивации сотрудников.
Мотивация сотрудников является одним из ключевых факторов в управлении персоналом, потому как выступает естественной причиной их поведения. Одной из главных задач руководства является ориентация работников на достижение поставленных целей. Автоматизация и информатизация производства, изменение содержания труда, повышение социальных ожиданий и уровня образования сотрудников – факторы следствием которых все больше возрастает значении мотивации в управлении персоналом. Уже сейчас для повышения эффективности организации, компании необходимы инициативные и ответственные сотрудники, они должны стремиться к трудовой самореализации и быть высокоорганизованными.
Обычно за основную форму мотивации принято брать материальное стимулирование, однако, такая форма не подходит для некоммерческих организаций в силу их специфики. При разработки мотивационной системы для НКО не стоит забывать о нематериальных аспектах, также учитывая цели, интересы и потребности сотрудников. Не ответив на вопросы: «Что побуждает человека к деятельности? Что им движет и что его мотивирует?» невозможно разработать эффективную систему мотивации. Только обладая этой информацией можно выстроить систему управления так, что сотрудник сам будет стремится к лучшим результатам.
Мотивация имеет обширные теоретико-методологические основы. Понятиям мотивации и мотива посвящено не мало монографий как отечественных, так и зарубежных авторов. К отечественным авторам рассматривающие данную тему можно отнести: В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Д. Н. Узнадзе и т.д.
Из зарубежных авторов можно выделить Дж. Аткинсона, А. Маслоу, Д. МакКаленда, Ф. Герцберга, X. Хекхаузена.
Специфика данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении мотивации разных групп персонала в некоммерческой организации. Специфика НКО заключается в том, что организация не ставит главной целью своей деятельности извлечение финансовой прибыли. Главной целью некоммерческих организаций является служение общественным интересам, а также достижение благ полезных для общества. Работа таких организаций направлена на удовлетворение благотворительных, социальных, образовательных, культурных, управленческих и научных. Для того, чтобы добиваться эффективности в работе, перед работодателями встает вопрос о создании специальной системы мотивации для данного типа организаций. В следствии своей специфики, у НКО гораздо меньше очевидных рычагов воздействия на мотивацию и лояльность персонала своих работников. В связи с этим на практике часто возникает вопрос мотивации к плодотворной деятельности организации некоммерческого типа.
Целью исследования является выявление особенностей управления мотивацией и стимулирования сотрудников и волонтеров в некоммерческой организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, процесс и виды мотивации и стимулирования труда;
2. Проанализировать основные теории мотивации;
3. Изучить современные методы мотивации и стимулирования труда в различных сферах деятельности;
4. Рассмотреть структуру некоммерческих организаций и основы их деятельности;
5. Провести исследование системы мотивации в «ИИСА»;
6. Проанализировать материальное и нематериальное стимулирование в организации;
7. Выявить особенности присущие данной некоммерческой организации;
Объект исследования- мотивация и стимулирование сотрудников и волонтеров в некоммерческой организации (на примере НКО «Институт исследования стрит-арта»).
Предмет исследования- особенности системы мотивации в некоммерческой организации.
Гипотезы исследования:
В организации, не преследующей своей целью извлечение прибыли, мотивы штатных сотрудников и волонтеров различаются;
Эффективность труда повышается, если в система мотивации основывается на интересах, ценностях и мотивах сотрудников;
Мотивация сотрудников зависит от психологической атмосферы в организации.
Практическая значимость представленного исследования заключается в том, что полученные и проанализированные результаты дают представление о системе мотивации в креативной индустрии и позволяют оценивать мотивацию в некоммерческих организациях в целом. Данное исследование показывает, что материальное стимулирование уступает место нематериальному стимулированию труда.
В качестве методологической основы исследования выступают основные положения иерархии потребностей Абрахама Маслоу, теория ожиданий Виктора Врума базирующаяся на человеческом поведении, теория Фредерика Герцберга основанная на гигиенических и мотивационных факторах и другие.
Методы исследования. Исследование было проведено в организации занимающейся развитием разных форм искусства в городской среде. Исследование проводилось с помощью количественного метода исследования. Инструментом количественного метода выступило анкетирование, качественного – интервью с руководителем. Для анкетирования использовалось две группы респондентов: постоянные сотрудники организации и временные волонтеры. Обеим группам были заданы вопросы, оценивающие их отношение мотивационной системы, используемой руководителями организации «Институт исследования стрит-арта». Инструментом качественного метода являлось интервью с одним из руководителей, целями которого было выяснить: общую характеристику организации; структура персонала в ней; методы мотивации, применяемые руководителями; особенности материального и нематериального стимулирования. Всего в исследовании приняли участие 36 человек, из них 1 исполнительный директор организации, 5 сотрудников и 30 волонтеров.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: (1) теоретико-методологической и(2) эмпирической. Первая глава включает четыре параграфа. В первом рассматриваются понятия мотивации и стимулирования труда. Во втором параграфе рассматриваются основные теории мотивации и их недостатки. Третий параграф первой главы описывает оценку материального и нематериального стимулирования. В четвертом параграфе проиллюстрированы современные методы мотивации и стимулирования на примере различных сфер деятельности. Заключительная часть главы посвящена выводам. Во второй главе описана специфика функционирования НКО, а также результаты эмпирического исследования, сначала общая характеристика организации «Институт исследования стрит-арта», а затем анализ системы мотивации данной организации. Выводы по исследованию отражаются в конце второй главы.
Мотивация сотрудников является одним из ключевых факторов в управлении персоналом, потому как выступает естественной причиной их поведения. Одной из главных задач руководства является ориентация работников на достижение поставленных целей. Автоматизация и информатизация производства, изменение содержания труда, повышение социальных ожиданий и уровня образования сотрудников – факторы следствием которых все больше возрастает значении мотивации в управлении персоналом. Уже сейчас для повышения эффективности организации, компании необходимы инициативные и ответственные сотрудники, они должны стремиться к трудовой самореализации и быть высокоорганизованными.
Обычно за основную форму мотивации принято брать материальное стимулирование, однако, такая форма не подходит для некоммерческих организаций в силу их специфики. При разработки мотивационной системы для НКО не стоит забывать о нематериальных аспектах, также учитывая цели, интересы и потребности сотрудников. Не ответив на вопросы: «Что побуждает человека к деятельности? Что им движет и что его мотивирует?» невозможно разработать эффективную систему мотивации. Только обладая этой информацией можно выстроить систему управления так, что сотрудник сам будет стремится к лучшим результатам.
Мотивация имеет обширные теоретико-методологические основы. Понятиям мотивации и мотива посвящено не мало монографий как отечественных, так и зарубежных авторов. К отечественным авторам рассматривающие данную тему можно отнести: В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Д. Н. Узнадзе и т.д.
Из зарубежных авторов можно выделить Дж. Аткинсона, А. Маслоу, Д. МакКаленда, Ф. Герцберга, X. Хекхаузена.
Специфика данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении мотивации разных групп персонала в некоммерческой организации. Специфика НКО заключается в том, что организация не ставит главной целью своей деятельности извлечение финансовой прибыли. Главной целью некоммерческих организаций является служение общественным интересам, а также достижение благ полезных для общества. Работа таких организаций направлена на удовлетворение благотворительных, социальных, образовательных, культурных, управленческих и научных. Для того, чтобы добиваться эффективности в работе, перед работодателями встает вопрос о создании специальной системы мотивации для данного типа организаций. В следствии своей специфики, у НКО гораздо меньше очевидных рычагов воздействия на мотивацию и лояльность персонала своих работников. В связи с этим на практике часто возникает вопрос мотивации к плодотворной деятельности организации некоммерческого типа.
Целью исследования является выявление особенностей управления мотивацией и стимулирования сотрудников и волонтеров в некоммерческой организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, процесс и виды мотивации и стимулирования труда;
2. Проанализировать основные теории мотивации;
3. Изучить современные методы мотивации и стимулирования труда в различных сферах деятельности;
4. Рассмотреть структуру некоммерческих организаций и основы их деятельности;
5. Провести исследование системы мотивации в «ИИСА»;
6. Проанализировать материальное и нематериальное стимулирование в организации;
7. Выявить особенности присущие данной некоммерческой организации;
Объект исследования- мотивация и стимулирование сотрудников и волонтеров в некоммерческой организации (на примере НКО «Институт исследования стрит-арта»).
Предмет исследования- особенности системы мотивации в некоммерческой организации.
Гипотезы исследования:
В организации, не преследующей своей целью извлечение прибыли, мотивы штатных сотрудников и волонтеров различаются;
Эффективность труда повышается, если в система мотивации основывается на интересах, ценностях и мотивах сотрудников;
Мотивация сотрудников зависит от психологической атмосферы в организации.
Практическая значимость представленного исследования заключается в том, что полученные и проанализированные результаты дают представление о системе мотивации в креативной индустрии и позволяют оценивать мотивацию в некоммерческих организациях в целом. Данное исследование показывает, что материальное стимулирование уступает место нематериальному стимулированию труда.
В качестве методологической основы исследования выступают основные положения иерархии потребностей Абрахама Маслоу, теория ожиданий Виктора Врума базирующаяся на человеческом поведении, теория Фредерика Герцберга основанная на гигиенических и мотивационных факторах и другие.
Методы исследования. Исследование было проведено в организации занимающейся развитием разных форм искусства в городской среде. Исследование проводилось с помощью количественного метода исследования. Инструментом количественного метода выступило анкетирование, качественного – интервью с руководителем. Для анкетирования использовалось две группы респондентов: постоянные сотрудники организации и временные волонтеры. Обеим группам были заданы вопросы, оценивающие их отношение мотивационной системы, используемой руководителями организации «Институт исследования стрит-арта». Инструментом качественного метода являлось интервью с одним из руководителей, целями которого было выяснить: общую характеристику организации; структура персонала в ней; методы мотивации, применяемые руководителями; особенности материального и нематериального стимулирования. Всего в исследовании приняли участие 36 человек, из них 1 исполнительный директор организации, 5 сотрудников и 30 волонтеров.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав: (1) теоретико-методологической и(2) эмпирической. Первая глава включает четыре параграфа. В первом рассматриваются понятия мотивации и стимулирования труда. Во втором параграфе рассматриваются основные теории мотивации и их недостатки. Третий параграф первой главы описывает оценку материального и нематериального стимулирования. В четвертом параграфе проиллюстрированы современные методы мотивации и стимулирования на примере различных сфер деятельности. Заключительная часть главы посвящена выводам. Во второй главе описана специфика функционирования НКО, а также результаты эмпирического исследования, сначала общая характеристика организации «Институт исследования стрит-арта», а затем анализ системы мотивации данной организации. Выводы по исследованию отражаются в конце второй главы.
В настоящее время вопросы мотивация и стимулирование труда не теряют своей актуальности и даже наоборот привлекают все большее внимание специалистов из разных областей. Грамотно замотивированные квалифицированные сотрудники выступают одним из ведущих конкурентных преимуществ организации.
В данной работе были рассмотрены различные понятия мотивации, ее виды и формы, а также мотивационный процесс. В теоретической части работы были продемонстрированные и проанализированы мотивационные теории из различных категорий – традиционные, содержательные и процессуальные. Было показано, что у каждой теории существуют свои недостатки. Также в теоретической части были рассмотрены современные методы мотивации и стимулирования на примерах организаций осуществляющих свою деятельность в абсолютно разных направлениях. Помимо этого в рамках работы была продемонстрирована общая специфика функционирования некоммерческих организаций в России.
В рамках работы было проведено исследование системы мотивации и стимулирования в некоммерческой организации «Институт исследования стрит-арта». Мотивация в данной организации базируется на применении социально-психологических методов, обеспечивающих своим сотрудником возможность самореализации, участия в разнообразных рабочих процессах, нетворкинг и работа в творческом и дружном коллективе. Данный метод позволяет создать благоприятный морально-психологический климат в организации, активируют деятельность работников и повышают их удовлетворенность трудовой деятельностью. Эти слова подтверждаются данными проведенного исследования, в ходе которого выяснилось, что большая часть опрошенных респондентов удовлетворены своей работой в данной организации.
Также эффективность труда в организации по мнению опрошенных сотрудников повышает возможность заниматься любимым делом, работа в дружном коллективе, а также возможность совмещать работу с другими видами деятельности.
В ходе опроса были выявлены факторы, снижающие эффективность трудовой деятельности. Так, например, у сотрудников отсутствует стабильность и возможность карьерного роста. В качестве материальных поощрений сотрудники хотели бы получить улучшение условий труда и трансфер до дома. Из нематериальных методов поощрения сотрудники хотят получать дополнительные выходные дни и похвалу от руководителей организации.
Волонтеров, в отличие от сотрудников не устраивает отсутствие возможности реализовать себя в рамках проекта, а также низкая оплата труда(в случае с частично занятыми). Из не материальных методов поощрения они выбрали награждение похвальными листами за участие в деятельности института, а из материальных—бесплатное питание во время работы и трансфер до дома.
Исходя из представленных выводов, для повышения эффективности труда в данной организации можно предложить следующие рекомендации:
Предоставить сотрудникам возможность профессионального роста в рамках организации. Например, автор идеи может самостоятельно набрать команду и найти пути решения задачи;
Скорректировать график сотрудников с учетом дополнительных выходных дней;
Обеспечить сотрудников постоянного штата надлежащими условиями труда;
Повысить материальное вознаграждение частично занятым сотрудникам;
Применить для волонтеров в качестве дополнительных стимулирующих форм нематериальных вознаграждений, награждение грамотами или похвальными листами за работу в проектной деятельности института. Такая благодарность может быть представлена в виде электронного письма.
Обеспечить волонтеров бесплатным питанием и возместить расходы на транспорт.
Надеюсь, что проделанная работа окажется полезной руководителям некоммерческих организаций и даст возможность соответствующим образом реагировать на существующие и возникающие потребности своих сотрудников, тем самым влияя на их активность и заинтересованность в рабочей деятельности. Только при использовании методов индивидуально разработанных для каждого сотрудника возможно достижение общественной пользы.
В данной работе были рассмотрены различные понятия мотивации, ее виды и формы, а также мотивационный процесс. В теоретической части работы были продемонстрированные и проанализированы мотивационные теории из различных категорий – традиционные, содержательные и процессуальные. Было показано, что у каждой теории существуют свои недостатки. Также в теоретической части были рассмотрены современные методы мотивации и стимулирования на примерах организаций осуществляющих свою деятельность в абсолютно разных направлениях. Помимо этого в рамках работы была продемонстрирована общая специфика функционирования некоммерческих организаций в России.
В рамках работы было проведено исследование системы мотивации и стимулирования в некоммерческой организации «Институт исследования стрит-арта». Мотивация в данной организации базируется на применении социально-психологических методов, обеспечивающих своим сотрудником возможность самореализации, участия в разнообразных рабочих процессах, нетворкинг и работа в творческом и дружном коллективе. Данный метод позволяет создать благоприятный морально-психологический климат в организации, активируют деятельность работников и повышают их удовлетворенность трудовой деятельностью. Эти слова подтверждаются данными проведенного исследования, в ходе которого выяснилось, что большая часть опрошенных респондентов удовлетворены своей работой в данной организации.
Также эффективность труда в организации по мнению опрошенных сотрудников повышает возможность заниматься любимым делом, работа в дружном коллективе, а также возможность совмещать работу с другими видами деятельности.
В ходе опроса были выявлены факторы, снижающие эффективность трудовой деятельности. Так, например, у сотрудников отсутствует стабильность и возможность карьерного роста. В качестве материальных поощрений сотрудники хотели бы получить улучшение условий труда и трансфер до дома. Из нематериальных методов поощрения сотрудники хотят получать дополнительные выходные дни и похвалу от руководителей организации.
Волонтеров, в отличие от сотрудников не устраивает отсутствие возможности реализовать себя в рамках проекта, а также низкая оплата труда(в случае с частично занятыми). Из не материальных методов поощрения они выбрали награждение похвальными листами за участие в деятельности института, а из материальных—бесплатное питание во время работы и трансфер до дома.
Исходя из представленных выводов, для повышения эффективности труда в данной организации можно предложить следующие рекомендации:
Предоставить сотрудникам возможность профессионального роста в рамках организации. Например, автор идеи может самостоятельно набрать команду и найти пути решения задачи;
Скорректировать график сотрудников с учетом дополнительных выходных дней;
Обеспечить сотрудников постоянного штата надлежащими условиями труда;
Повысить материальное вознаграждение частично занятым сотрудникам;
Применить для волонтеров в качестве дополнительных стимулирующих форм нематериальных вознаграждений, награждение грамотами или похвальными листами за работу в проектной деятельности института. Такая благодарность может быть представлена в виде электронного письма.
Обеспечить волонтеров бесплатным питанием и возместить расходы на транспорт.
Надеюсь, что проделанная работа окажется полезной руководителям некоммерческих организаций и даст возможность соответствующим образом реагировать на существующие и возникающие потребности своих сотрудников, тем самым влияя на их активность и заинтересованность в рабочей деятельности. Только при использовании методов индивидуально разработанных для каждого сотрудника возможно достижение общественной пользы.



