Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности полемических нарративов в русской культуре

Работа №131454

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОЛЕМИКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ………………… 8
1.1. Теоретические основы работы…………………………………………….. 8
1.2. Нарратив…
1.3. Полемика…
1.4. Работа С. И. Поварнина как методологический базис
1.5. Методологические приёмы анализа
ГЛАВА 2. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ НАРРАТИВЫ
2.1. Грозный vs. Курбский
2.2. Белинский vs. Шевырёв
2.3. Луначарский vs. Введенский
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ


В центре внимания Выпускной квалификационной работы анализ полемики, выраженной в отдельных текстах полемической направленности.
На протяжении истории научной мысли, полемика являлась предметом интересов большого числа исследователей. Заслуга в разработке теоретических основ полемики принадлежит античным философам, в первую очередь, Аристотелю. Немалый вклад в осмысление проблем ведения спора внёс немецкий философ А. Шопенгауэр. В современном научно-философском дискурсе полемика рассматривается в контексте специализированных проблем риторики.
В работе рассматривается репрезентация полемики в русской культуре на основе анализа нарративов полемической направленности. Поскольку нарратив есть «вербализованное» событие, своего рода элемент дискурса, а полемика суть горячая, кульминационная точка этого события, изучение полемических текстов видится актуальным с точки зрения проникновения в глубины умственного «течения» отдельной эпохи и региона.
В основе выбора полемических текстов лежит принцип бинарности. В исследовании противопоставляются фигуры полемистов и их тексты или нарации (поскольку отдельные части текста сюжетно объединены единой мыслью нарратора). При изучении отдельных текстов, в работе нашёл применение компаративистский подход как наиболее эффективный с точки зрения исследователя полемики.
Цель диссертационной работы –анализ полемических процессов через нарративы русской культуры. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• проанализировать историографию и источники исследования по теме квалификационной работы;
• атрибутировать понятия «полемика» и «нарратив» в логике настоящего исследования;
• выработать методологический базис исследования;
• собрать необходимый материал для исследования;
• выявить историко-культурный контекст, в условиях которого состоялась полемика;
• провести анализ отобранных текстов в соответствие с выработанными методами;
Объект исследования – полемические нарративы, предмет – контекстуально-содержательные особенности полемических нарративов.
Актуальность работы заключается в её ценности с точки зрения историко-культурологического дискурса. Результаты анализа дают возможность по-новому взглянуть на отдельные фрагменты русской истории. Полемическая грань русской культуры пополнится новым исследованием, в котором полемика отражается в отдельных полемических нарративах, до этого исследовавшихся обособленно, вне тематического контекста настоящей работы.
Практическая значимость работы. Итоги работы могут быть использованы в подготовке лекционного материала для студентов, обучающихся по направлениям: культурология, история, философия, филология и проч. Кроме того, работа может быть применена в качестве источника для исследователей отдельных сторон русской культуры, а также специалистов, заинтересованных в изучении феномена «полемического» в научно-философском дискурсе. Работа полезна для студентов означенных направлений при подготовке курсовых и дипломных работ, а также в их научно-исследовательской деятельности.
Научная новизна работы обусловлена относительно редко применяемым бинарным подходом в изучении полемики, с его комплексным вплетением в тематико-методологические рамки настоящего исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении освещается актуальность темы исследования, отмечается практическая значимость работы, определяются объект и предмет исследования, цель и задачи, выявляется научная новизна, очерчивается структура диссертационной работы, анализируются использованные в ходе работы источники.
Первая глава – «Полемика как объект исследования» представляет собой теоретическую часть диссертационного исследования. В ней приводятся краткие сведения об исследованиях и разработке понятий «нарратив» и «полемика». Проводится грань между «нарративом» и «текстом», осмысляются различия между понятиями «спор» и «полемика», даются соответствующие определения в логике поставленных задач. Кроме того, вырабатывается методологическая база работы.
Вторая глава – «Полемические нарративы» вмещает в себя практическую часть настоящей работы с применением методов, выработанных в первой главе. В главу включены биографо-контекстуальные стороны исследования, а также проведён анализ выбранных полемических текстов с применением выработанной методологии, а также в русле намеченных задач.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования и обозначаются перспективы. Завершает работу библиографический список, содержащий сведения об источниках, использованных при подготовке ВКР.
В ходе исследования были использованы различные источники информации: справочные издания, энциклопедические и научные статьи, периодическая печать, монографии, материалы научных конференций, авторефераты, интернет-ресурсы.
Библиографический материал, задействованный при написании квалификационной работы, можно условно разделить на три блока.
Первый блок включает в себя источники, легшие в основу теоретической части исследования. Здесь необходимо выделить работы Р. О. Якобсона, Е. Ю. Воробьёвой, Дж. Принса, В. Шмидта, Ю. М. Лотмана, У. Лабова, Дж. Валетски и др., позволивших разобраться с понятиями «бинарность» и «нарратив». Надо сказать, что проблемами нарратива сегодня занимаются большое число специалистов, что позволило, опираясь на указанных исследователей, проникнуть в понимание и выработать актуальное для настоящего исследования определение этой дефиниции. Разработкой проблем бинаризма занимались в рамках лингвистических исследований путём сопоставления фонологических оппозиций в дихотомической теории Пражской школы лингвистики, членами которой были Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, В. Матезиус и др. Работы Е. Ю. Воробьёвой и Я. О. Якобсона стали основой при работе с этим понятием. Кроме того, в этот блок нужно включить Аристотеля, А. Шопенгауэра, а также С. И. Поварнина, чьи научные изыскания до сих пор представляют собой теоретический базис в исследовании полемики. В настоящей работе методологической основой стала работа С. И. Поварнина «Искусство спора: о теории и практике спора», позволившая выполнить поставленные задачи.
Второй блок исследований включает в себя историко-биографическую литературу, опираясь на которую стало возможным обозначить контекстуальные особенности нарративов. Необходимо выделить работы Р. Г. Скрынникова, П. Н. Беркова, И. Е. Прохоровой, С. Л. Фирсова, Г. В. Галутвы, Н. Н. Покровского, А. Э. Краснова-Левитина и др. Эта группа исследований легла в основу описания контекста бытования нарратива, позволила выявить условия его появления, а также возникновения полемически-оппозиционного текста.
В третий блок исследований вошли собственно нарративы – материалы полемического характера, анализу которых посвящена настоящая работа. Это статьи С. П. Шевырёва, собрание сочинений В. Г. Белинского, письма А. Курбского и Ивана IV, а также выступления и публикации А. В. Луначарского и А. И. Введенского. Эта группа источников стала смыслообразующим элементом квалификационной работы, составив, в своей совокупности, предмет исследования.
Методология исследования. Работа проводилась на основании принципов: историзма, научной объективности, системного, компаративистского и бинарного подходов.
Принцип историзма требует проводить обзор определенных событий в зависимости от исторических условий.
Принцип научной объективности способствует получению полной и объективной информации об изучаемом объекте.
Системный подход дает возможность рассматривать целостность и отдельные части изучаемого процесса.
Компаративистский подход позволяет путём сопоставления текстов погрузиться в анализ полемических нарративов.
Бинарный принцип применён с целью выделения именно двух противостоящих друг другу субъектов полемики в соответствие с поставленными задачами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе разработки темы квалификационной работы была достигнута её цель, заключавшаяся в анализе полемических процессов через нарративы русской культуры.
При достижении цели исследования были выполнены следующие задачи:
1) проанализирована историография и источники по теме квалификационной работы, в результате чего все источники были сгруппированы в три блока: теоретический, биографо-контекстуальный, практический.
2) атрибутированы понятия «нарратив» и «полемика» в контексте исследования. Определение содержательных особенностей и признаков, присущих ключевым, с точки зрения темы исследования, понятиям, позволило избежать дефинитивной путаницы, а также использовать их в ходе анализа.
3) выработана методологическая основа исследования. Таким базисом стала работа С. И. Поварнина «Искусство спора: о теории и практике спора». Теоретические выводы русского логика легли в основу проведённого анализа полемических текстов, что способствовало достижению главной цели исследования.
4) собран материал для исследования. В соответствие с целью ВКР, были выработаны критерии, позволившие отобрать полемические сюжеты. В ходе изучения источников, сформирован материал для аналитико-дескриптивной работы над этими сюжетами.
5) выявлены историко-культурные контексты, на фоне которых проходили описанные полемические эпизоды. Анализ полемических текстов невозможен без воспроизведения и осмысления контекстуальных особенностей культурной ситуации, в рамки которой встроен тот или иной полемический сюжет. Путём реконструкции околосюжетного фона, с использованием материала и выработанной методологии, стало возможным проведение анализа полемических нарративов в соответствие с заявленной целью.
6) проведён анализ отобранных текстов, что позволяет сделать следующие выводы.
В полемике между А. Курбским и Иваном IV оба актора одинаково активны. Переписка представляет собой спор из-за тезиса, поскольку выработанный Курбским тезис последовательно отклоняет и оспаривает царь, одновременно формируя не столько доводы против доказательств противника, сколько в защиту собственного контртезиса, переходя от обороны в атаку. Это тип беспорядочной полемики, спор ради победы. Особенностью этого полемического сюжета стал авторитет священного писания, к которому апеллируют оба соперника, используя текст библии в качестве доводов за себя и против соперника. Кроме того, ещё одной характерной чертой нужно назвать сословную разницу между оппонентами. Лишь физическая дистанция позволила Курбскому вступать в спор со своим сюзереном.
Журнальная полемика между В. Г. Белинским и С. П. Шевырёвым может быть охарактеризована как сложная многопредметная и политезисная полемика, в которой атакующей стороной выступал Белинский. Шевырёв был пассивным участником этого «поединка», формулируя в своих статьях тезисы, на которые, в свою очередь, реагировал Белинский. Инициатором полемики, несмотря на это, был критик «Телескопа». Именно он сделал возможным этот спор, носивший, односторонний характер. Среди особенностей этого сюжета, следует выделить следующее: во-первых, это журнальная полемика, включавшая несколько нарративов и служащая, среди прочего, примером борьбы конкурирующих изданий; во-вторых, личная неприязнь Белинского к Шевырёву, что было доказано в соответствующем месте и что стало причиной его критической статьи; в-третьих, пассивная роль Шевырёва, не отвечавшего на нападки критика. Эта полемика также может быть названа спором ради победы, поскольку в основе этого «поединка» лежит, как говорилось, личная неприязнь, а также конкуренция журналов, представителями которых были оппоненты.
Полемика между А. В. Луначарским и А. И. Введенским отличается от прочих сюжетов формой проведения. Этот сюжет был выбран в качестве иллюстрации своей эпохи, периода устных публичных выступлений. Диспут был одним из огромного числа себе подобных. Луначарский и Введенский неоднократно встречались до этого. Соперники хорошо знали друг друга и, надо полагать, испытывали взаимное уважение. Диспут характеризуется своей нарочитостью, поскольку участники не имели причин испытывать личную неудовлетворённость соперником. Особенности: во-первых, ресурсное превосходство Луначарского (за ним первое и последнее слово); во-вторых, авторитеты (Ленин, Маркс) и идеология марксизма, к которым прибегали соперники так же, как Курбский и Грозный к библии; в-третьих, определённая упорядоченность вследствие установленного регламента, а также чёткого осознания предмета обсуждения и своей позиции. Полемика также является спором ради победы, поскольку никто из оппонентов не ставил перед собой задачи отыскать истину или убедить оппонента.
Проведённый анализ показывает, насколько разными были эти полемические сюжеты и в то же время сколько общих черт их объединяет. А. Курбский и Иван IV своей перепиской задали тон светской, открытой, публичной полемике, однако обсуждать важные вопросы государственного устройства можно было лишь на расстоянии. С течением времени общество демократизировалось, расширялись технические возможности человека. В XIX в. появляется огромное количество энциклопедических журналов разной идейной направленности, однако «чугунный устав», принятый Николаем I, не позволял открыто выражать свои взгляды, это отразилось и на журнале «Телескоп», закрытом по причине опубликованного на своих страницах знаменитого письма Чаадаева. После революции, в предсталинскую эпоху ещё была возможность выступать перед публикой со своими убеждениями (с известной долей условности), однако по мере укрепления механизмов власти, цензура вновь обретает жизнь. В каждую эпоху была своя цензура, библия ли, устав, «Капитал» ли лежит в её основе, не имеет большого значения. Сближает эти полемические сюжеты, главным образом, ситуация контекста. Все они происходили на русской почве, в русской культуре и были выразителями тех процессов, которые определяли ход истории. Полемика является важным механизмом для решения сложных, глубинных вопросов, полемика является важной частью общественно-политической жизни. Чем более многообразна, сложнохарактерна и богата культура, тем больше сложных, кажущихся неразрешимыми вопросов; тем важнее честная, открытая, диалектическая полемика, как способ совместного решения важных вопросов. Подводя итоги проведённому исследованию, необходимо сказать, что если истина не рождается в споре, то, во всяком случае, истина рождает спор. Задача интеллектуалов в отношении к власти «не дать монополии на силу стать монополией на истину» (Н. Боббио).
Работа открывает перспективы дальнейшего изучения текстов полемической направленности с учётом опыта настоящего исследования.



1. Аристотель Сочинения: в 4 т. / ред. и авт. предисл. З.Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 687 с.
2. Архивы Кремля: в 2 кн. / подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М.; Новосибирск: РОССПЭН Сиб. Хронограф, 1997. Кн. 1: Политбюро и церковь, 1922-1925 гг. 598 с.
3. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / ред. коллегия: Н.К. Гей [и др.]; вступ. статья Н.К. Гея. М.: Худ. лит., 1976. Т. 1: статьи, рецензии и заметки, 1834-1836. 736 с.
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / ред. коллегия: Н.К. Гей [и др.]; вступ. статья Н.К. Гея. М.: Худ. лит., 1977. Т. 2: статьи, рецензии и заметки, апрель 1838–январь 1840. 631 с.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / ред. коллегия: Н.К. Гей [и др.]; вступ. статья Н.К. Гея. М.: Худ. лит., 1981. Т. 6: статьи о Державине; статьи о Пушкине; Незаконченные работы. 631 с.
6. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. / ред. коллегия: Н.К. Гей [и др.]; вступ. статья Н.К. Гея. М.: Худ. лит., 1982. Т. 9: письма 1829-1848 годов. 863 с.
7. Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука, 2012. 318 с.
8. Бердяев Н.А. Эрос и личность: философия пола и любви. СПб.:Азбука Азбука-Аттикус, 2012. 219 с.
9. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 572 с.
10. Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. / РАН ИРЛИ; под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. СПб.: Наука, 2001. Т. 11: XVI век. 683 с.
11. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000. 389 с.
12. Борев Ю.Б. Луначарский. М.: Мол. гвардия, 2010. 300 с.
13. В.Г. Белинский: proetcontra: личность и творчество В.Г. Белинского в русской мысли (1848-2011): антология / сост., вступ. ст., коммент. А.А. Ермичев; отв. ред. Д.К. Бурлака. СПб: Изд-во РХГА, 2011. 1167 с.
14. Введенский А.И. Апологетическое обоснование обновленчества // Вестник Св. Синода Православной Рос. Церкви. М., 1925. N 1. С. 18–28.
15. Введенский А.И. Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 г.). М.: Мосполиграф, 1923. 252 с.
16. Введенский А.И. Церковь и революция: (Уход патриарха Тихона): доклад во Дворце Урицкого 4 июня 1922 г. Пг.: Тип. при Смольном, 1922. 31 с.
17. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
18. Воробьева Е.Ю. Бинарность и ее архетипические основания [Электронный ресурс] // dslib.net: Электронная библиотека диссертаций. 2008– 2018. URL: http://www.dslib.net/ontologia/binarnost-i-ee-arhetipicheskie-osnovanija.html (дата обращения: 19.04.2019).
19. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 3-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 2004. 381 с.
20. Галутва Г.В. Вершины и пропасти Александра Введенского, митрополита и человека. М.; Таруса, 2015. 502 с.
21. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. "Философия". М.: Логос, 2007. 310 с. (Новая университетская библиотека).
22. Губонин М.Е. Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // Вестник ПСТГУ. Серия 2, История Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006. Вып. 2 (19). С. 215–225.
23. Давыдов Ю.Н. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой // Этическая мысль. / отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2006. Вып. 7. С. 83-109.
24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. Т. 3: П–Р. 576 с.
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. Т. 4: С–V. 576 с.
26. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономова. М.: Ad Marginem, 2000. 511 c.
27. Ёлкин А.С. Луначарский. М.: Мол. гвардия, 1967. 303 с.
28. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // efremova.info: Электронный толковый словарь Т.Ф. Ефремовой. URL: https://www.efremova.info/letter/+pol.html?page=5 (дата обращения: 22.03.2019).
29. Загребин С.С. Власть и обновленческий раскол в Русской православной церкви // Социум и власть. Челябинск, 2009. N 3 (23). С. 89 – 95.
30. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 223 с.
31. Ивин А.А. Теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2000. 414 с.
32. Исаков В.А. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в развитии политической коммуникации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. М.: Московский городской педагогический университет, 2016. N 1 (21). С. 8-16.
33. История русской журналистики XVIII-XIX веков: учебник для студентов высших учебных заведений, обуч. по напр. "Журналистика", специальностям: "Журналистика", "Связи с общественностью" / Д. А. Бадалян [и др.]; под ред. Л. П. Громовой. 3-е изд. СПб: СПбГУ, 2013. ¬527 с.
34. Краснов-Левитин А.Э., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.; Küsnacht: Крутиц. Патриаршее Подворье Inst. Glaubeinder 2. Welt, 1996. 670 с.
35. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
36. Лотман М.Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
37. Лотман М.Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Электронный ресурс] // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. М., 2005. URL: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt (дата обращения: 23.04.2019).
38. Луначарский А.В. Молодые дарования [Электронный ресурс] // lunacharsky.newgod.su: Наследие А.В. Луначарского, 2010– 2019. URL: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/molodye-darovania/ (дата обращения: 04.05.19).
39. Луначарский А.В. Религия и просвещение / сост. и примеч. В.Н. Кузнецова; вступ. ст. Ю.Б. Пищика. М.: Сов. Россия, 1985. 542 с.
40. Луначарский А.В. Христианство или коммунизм: диспут с митрополитом А. Введенским. Л.: Гос. изд., 1926. 74 с.
41. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Электронный ресурс] // slovarozhegova.ru: Электронный словарь С.И. Ожегова. 2008– 2017. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=22256 (дата обращения: 22.03.2019)
42. Очерки по истории русской журналистики и критики / под ред. В. Е. Евгеньева-Максимова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1950. Т. 1: XVIII в. и п. п. XIX в. 604 с.
43. Пещевицкий Б.И. Релятивистский аттракцион: (Полемика). Новосибирск: ИНХ, 1989. 46 с.
44. Поварнин С.И. Искусство спора: о теории и практике спора. Изд. 2-е. Пг.: Начатки знаний, 1923. 128 с.
45. Прохорова И.Е. В.Г. Белинский vs С.П. Шевырев: реализация конфронтационной стратегии в журнальной полемике (1836 год) // Вестник московского университета (научный журнал). Серия 10, журналистика. М: Изд-во МГУ, 2012. N 2, март-апрель. С. 68-84.
46. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. М.: Идея-Пресс, 2006. 222 с.
47. Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник / Н. В. Баранская [и др.]; под ред. А. Г. Дементьева. М.: Госполитиздат, 1959. 835 с.
48. Сафонов Д., иерей Публичные диспуты священномученика Илариона с обновленцами в 1923 г. // Альфа и Омега. М., 2005. N 2(43). С. 166-184.
49. Северикова Н.М. Нарком Луначарский. Краткий очерк жизни и деятельности // Философские науки. М.: Издательский дом «Гуманитарий», 2011. N 8. С. 105–119.
50. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2007. 479 с.
51. Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского. Парадоксы Эдварда Кинана. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. 136 с.
52. Соловьёв И., свящ. Штрихи к историческому портрету обновленческого митрополита А. И. Введенского // XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Т. 1. С. 300-307.
53. Троицкий К.Е. Этика ответственности и этика убеждения: конфликт или единство // Проблемы этики: Философско-этический альманах / под ред. А.В. Разина, И.А. Авдеева. М.: Издатель Воробьев А.В., 2015. Вып. 5: Материалы конференции «Моральная ответственность в современном мире» посвященной 75-летию академика РАН А.А. Гусейнова. 248 с.
54. Труайя А. Иван Грозный / пер. с фр. Е. Сутоцкой. М: Эксмо, 2007. 283 с.
55. Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: БГТУ, 1996. 212 с.
56. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // ushakovdictionary.ru: Электронный словарь Д.Н. Ушакова. 2008–2018. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=52836 (дата доступа: 22.03.2019)
57. Филюшкин А.И. Андрей Курбский. М: Молодая гвардия, 2008. 298 с.
58. Фирсов С.Л. Власть и огонь: церковь и советское государство: 1918 - начало 1940– х г.: очерки истории. М.: Православный Свято Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. 470 с.
59. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митин, Д. Стасов. Киев: Ника-Центр, 1996. 207 с.
60. Цыпин В., прот. Вероисповедание // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 720–752 с.
61. Чапек, К. Собрание сочинений: в 7 т.: пер. с чеш. / ред. коллегия: Н.А. Аросева [и др.]. М.: Художественная литература, 1977. Т. 7. 510 с.
62. Черняев А.В. У водораздела русской политической мысли: переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. М.: Институт философии Российской академии наук, 2016. Т. 9. N 1. С. 80–100.
63. Чуковский К.И. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1959. 464 с.
64. Шаламов В.Т. Четвертая Вологда / сост., ввод. ст. и примеч. В.В. Есипова. Вологда: Грифон, 1994. 189 с.
65. Шевырев С.П. Избранные труды / сост. А. А. Ширинянц, К. В. Рясенцев. М: РОССПЭН, 2010. 678 с.
66. Шевырёв С.П. Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский // Московский наблюдатель. М., 1835. Ч. 1, март, кн. 1. С. 104 – 119 и кн. 2. С. 382 – 395.
67. Шевырёв С.П. Науки жрец и правды воин! / сост., вступ. ст., путеводитель и коммент. Е.И. Филькиной. М: Русскiймiръ, 2009. 475 с.
68. Шевырёв С.П. Об отечественной словесности. М.: Высш. школа, 2004. 302 с.
69. Шевырёв С.П. Перечень Наблюдателя // Московский наблюдатель. М., 1836. Ч.6, март-апрель. С. 77 – 105.
70. Шевырёв С.П. Седьмая песня «Освобождённого Иерусалима» // Московский наблюдатель. М., 1835. Ч. 3, июль, кн. 1. С. 5 – 35 и кн. 2. С. 159 – 196.
71. Шмид В. Нарратология. Изд. 2-е. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с.
72. Шопенгауэр А. Наша личность – первое условие счастья: философские трактаты: пер. с нем. М: Э, 2017. 559 с.
73. Якобсон Р.О. Избранные работы / пер. с англ., нем., фр. яз., предисл. В.В. Иванова; под ред. В.А. Звегинцева. М.: Прогресс, 1985. 455 с.
74. Labov W., Waletzky J. Narrative Analysis: Oral versions of personal experience // Essays on the verbal and visual arts / Ed. J. Helm. Seattle etc.: University of Washington Press, 1967. P. 12–44.
75. OlaszekB. Эристические техники в литературной модели «спора» (на материале избранных романов Ивана Тургенева) // ActaUniversitatisLodziensis. Folia LitterariaRossica. Łódź, 2010, Tom 3. S. 80 – 92.
76. Prince, G. A Dictionary of Narratology. Lincoln & London: University of Nebraska Press. 2003. 126 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ