Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАМОДЕРНИЗМ КАК АКТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №131439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1.1 Преодолевая логику “пост-” 12
1.2 Сущность понятия “метамодернизм” 29
1.3 Русский метамодерн 49
Выводы к первой главе 58
Глава 2. Практика метамодернизма в современном образовании 60
2.1 Характеристика понятия “современное образование” 60
2.2 Черты метамодернизма в практике современного образования 83
2.3 Образовательная программа “Биофилия”: суть и опыт внедрения 98
Заключение 103
Приложение 106
Список источников и литературы 114

Осенью 2014 года на лекции по современной культуре Исландии в
городе Рейкьявик я впервые услышала о том, что, оказывается, мы живём в
эпоху метамодернизма и есть немало современных художников, которые
описывают своё искусство как метамодернисткое. В их числе - один из
самых известных исландских художников, представляющий страну на
венецианской биеннале и даже выступавший с одной из своих работ в
Санкт-Петербурге в рамках фестиваля Manifesta - Рагнар Кьяртанссон.
Именно его перформанс “Бог”, по мнению лектора, может считаться
иконой метамодернизма. Во время перформанса (который, кстати, и был
показан в рамках Манифесты на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге)
Кьяртанссон в течение нескольких часов неторопливо напевает лишь одну
фразу, снова и снова: “Sorrow conquers happiness” (в русском варианте -
“Горе победит счастье”). Слова Кьяртанссона звучат как мантра. Это не
пророчество, не опасение, не просьба, не молитва, а, судя по интонации
исполнения, - принятие неизбежного. Название перформанса отсылает к
присутствию в нашей жизни высшей сущности, воле которой мы смиренно
подчиняемся. Рагнар соединяет несовместимые на первый взгляд понятия:
счастье и скорбь, трагичность и красоту, горе и счастье. Многократное
закольцованное повторение слов вводит слушателя в такое гипнотическое
состояние, что он перестаёт понимать, кто на самом деле побеждает: горе
или же счастье? И кажется, будто выбор остаётся за слушателем - он сам
вправе ответить на этот вопрос. А, может, цель заключается в том, чтобы
показать, как “победа горя” превращается в “дурную бесконечность” из
которой пора бы уже, наконец, выбраться, отдав первенство счастью.
Кьяртанссон не даёт конкретных ответов (да это ведь и не является задачей
искусства). Но вот вопросы возникают одним за другим: что это за такой
загадочный метамодернизм? Почему обращение к теме сакрального вдруг
!2становится важной чертой современности? Какие иные актуальные черты
этой самой современности можно выделить? Найдём ли мы следы
метамодернизма, если выйдем за рамки Исландии и за рамки
современного искусства? Именно желание найти ответы на эти и другие
вопросы послужило мотивацией для проведения данного исследования.
Актуальность работы обусловлена следующими факторами:
- во-первых, несмотря на то, что программная статья о
метамодернизме была опубликована на западе в 2010 г., и с тех
пор в странах Европы увеличивается число статей,
диссертаций о метамодренизме и даже появляются первые
монографии, в России эта тема остаётся мало исследованной;
- во-вторых, существующий на сегодняшний день анализ
феномена метамодернизм затрагивает различные сферы
человечной жизни, такие как, искусство, политика, экономика,
психология, социология, но не рассматривается в области
образования
- в-третьих, слабо исследованы точки соприкосновения
западного метомодернизма и его отечественного аналога -
русского метамодерна
Принимая во внимание актуальность темы, нами была поставлена
следующая цель: выявить и описать “ростки” метамодернизма, которые
прослеживаются в сфере современного образования. Объектом
исследования является феномен “метамодернизм”, а предметом -
современные образовательные практики как пространство для наблюдения
за проявлением черт метамодернизма

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данной работы заключалась в необходимости выявить и
описать “ростки” метамодернизма, которые прослеживаются в сфере
современного образования. В результате решения поставленных
исследовательских задач нам удалось сделать следующие выводы:
Несмотря на то, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, среди
исследователей современной культуры сложилось мнение о том, что
постмодернизм закончился, и человечество уже вступило в новую
культурную эпоху, единого мнения по поводу того, как именно следуют
называть это новую эпоху, не наблюдается. Западные и отечественные
философы и теоретики культуры предлагают различные наименования
современной культурной парадигмы, среди которых: пост-постмодернизм,
альтермодернизм, цифромодернизм, гипермодернизм, космодернизм,
протомодернизм, текучая современность. В ходе проведённого анализа,
было установлено, что ни один из названных вариантов, не получил
должного распространения и не вышел за пределы научных публикаций.
Исключением является термин “метамодернизм”, который был предложен
голландскими теоретиками культуры в 2010 г. Помимо публикации
программной статьи, авторы запустили одноимённый сайт, создали
манифест метамодернизма. Ряд современных художников подхватили это
название и стали описывать своё творчество как метамодрнистское. В
интернете появились соответсвующие сообщества, публикации в
социальных сетях с хэштегом #метамодернизм, был создан одноимённый
журнал, устраиваются конференции и выставки. Всё это показывает, что
термин “метамодернизм” вышел за пределы университетских
исследований и постепенно проникает в культуру повседневности. Спустя
4 года после публикации программной статьи о метамодернизме на западе,
в российском интернете проявилось сообщество “Русский метамодерн”,
создатели которого опубликовали собственный манифест. Для русских
!103исследователей новая эпоха связана не только с концом некоего
абстрактного постмодернизма, но и с вполне конкретным распадом одного
государства и образованием другого, что неизбежно вынуждает искать
собственную идентичность и национальную идею - а именно с этим
авторы российского манифеста связывают “русский метамодерн”.
Принципы метамодернизма рассматривается западными и
отечественными исследователями применительно к различным сферам
человеческой деятельности, будь то экономика, политика, искусство,
психология, социология. В связи с тем, что, на сегодняшний день не
получило должного внимания рассмотрение связи принципов
метамодернизма с тенденциями развития современного образования, этот
анализ и был осуществлён в данной работе. Выделив основные черты
метамодернизма, коими являются новая искренность, синтез, новое
взаимоотношения с окружающим пространством и рост важности
самоактуализации для каждого отдельного человека, мы рассмотрели
основные тенденции развития современного образования. В ходе
исследования были выделены следующие тенденции: расширение
пространства образовательного процесса, возвращение в язык таких
понятий как счастье, интерес, искренность, эмпатия, образование,
понимаемое как самообразование, междисциплинарность. На следующем
этапе мы сопоставили черты, присущие современному образованию с теми
характеристиками современности, которые предлагают теоретики
метамодернизма.
Всё большее распространение получают образовательные практики,
которым присущи черты метамодернизма. В качестве примеров в данном
исследовании мы рассмотрели такие яркие проекты как открытый
философский факультет, открытый университет, техника нооген, методика
гносеодрама, образовательные сайты “Арзамас”, “Сибирь и точка”, эко-арт
академия “Баренц” и др. Однако, несмотря на свою инновационность,
!104даже эти проекты не содержат в себе все черты, которые мы выделили в
качестве наиболее характерных для эпохи метамодернизма. На
заключительном этапе исследования мы обнаружили образовательный
междисциплинарный проект “Биофилия”, который был разработан
исландской певицей Бьорк в 2014 г. “Биофилия” вобрала в себя все черты
метамодернизма. Вероятно, именно поэтому проект столь труден в
практической реализации. В создании “Биофилии” принимали участие
представители различных сфер деятельности: музыканты, биологи,
экологи, программисты, дизайнеры и даже политики, благодаря которым
проект удалось внедрить в общеобразовательные государственные школы
в Исландии. Обучение “Биофилии” расширяет пространственные границы
образовательного процесса, предполагая как индивидуальную
самостоятельную работу наедине с мобильным приложением, так и
совместную работу в группах в конкретном месте и времени. Наконец,
“биофилия” - это междисциплинарный проект, направленный на
одновременное изучение естественных наук и развитие творческого
потенциала, который, по мнению разработчиков программы, заложен в
каждом человеке.


1. Bauman Z. Liquid modernity. Cambridge: Polity. 2000
2. Charles S. Lipovetsky G. Hypermodern times. Cambridge, UK: Polity. 2005
3. Epstein M. A Catalogue of New Poetries. Epstein M., Genis A. Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture. Berghahn Books. 1999. p. 146.
4. Gardner H. Multiple Intelligences Reconsidered. New York: Peter Lang. 2004
5. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. New York/London: Routledge. 2002. p.
6. Kirby A. Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmod¬ern and Reconfigure our culture. New York and Lindon: Continuum. 2009. 282 p.
7. Mead G.H. Mind, Self, and Society: From the Standpoint of a Social Be-haviourist. Edited by Morris C.W. Chicago: University of Chicago Press. 1934
8. Meyrowitz J. No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Behaviour. New York: Oxford University Press. 1985
9. Meyrowitz J. The Rise of Glocality. New Senses of Place and Identity in the Global Village. Passagen Verlag: Vienna, Austria, 2005. URL: http:// www.hunfi.hu/mobil/Passagen engl4 Meyrowitz.pdf
10. Moore A. The good teacher: dominant discourses in teacher education. London: RoutledgeFalmer. 2004. 191 p.
11. Moraru C. Cosmodernism. American Narrative, Late Globalization, and the New Cultural Imaginary. Ann Arbor: University of Michigan. 2011. 428 p.
12. Owen D. Sociology after postmodernism. London, UK: Sage Publications Ltd. 1997. 228 p.
13. Voegelin E. Anamnesis. Translated and Edited by Niemeyer G. University of Hotre Dame Press.1952
14. Von Schlegel F. “Atheneum Fragments” in Friedrich Schlegel’s Lucinde and the Fragments. Edited by Firchow P. Minneapolis: University of Minnesota Press. 1975
15. Turner T. City as Landscape: A Post Post-Modern View of Design and Planning. London: E & FN Spon. 1996
16. Андерсон П. Истоки постмодерна. М.: Территория будущего, 2011
17. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. М.: Просвещение. 2007
18. Барт Р Смерть автора. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. 1994. c. 384-391 http://www.philology.ru/literature 1/barthes-94e.htm
19. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей “Гараж” 2016. URL: http://artguide.com/posts/1071?page=3
20. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М.: Российская политическая энциклопедия. 2003. 607 с.
21. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит. 1989
22. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом Классика-ХХГ. 2006. 399 с.
23. Маклеланд Д. Мотивация человека. СПб. Питер. 2007
24. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003
25. Нилл А. Саммерхилл: воспитание свободой. М.: Педагогика-Пресс. 2000
26. Платон. Пир. Перевод С.К.Апта. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. М.: Мысль. 1993. М.: Прогресс. 1994
27. Словарь терминов московской концептуальной школы. Составитель: Монастырский А. М.: Ad Marginem. 1999
28. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. М.: Просвещение. 2006
29. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение. 2017
Статьи:
30. Berlin I. The Roots of Romanticism // Princeton: Princeton University Press, 2001. № 18.
31. Bishop C. Antagonism and Relational Aesthetics // October. Fall 2004. #110. p. 51-79
32. Bourriaud N. Altermodern explained: manifesto // Tate Britain Triennial.
London. 2009. URL: http://www.tate.org.uk/whats-on/tate-britain/exhibi- tion/altermodern/explain-altermodern/altermodern-explained-manifesto
33. Eshelman R. Performatosm, or the end of Postmodernism // Anthropoetics VI, no. 2 Fall 2000/ Winter 2001. URL: http://anthropoetics.ucla.edu/ ap0602/perform/
34. Gans E. The Post-Millennial Age // Anthropoetics: the journal of generative anthropology - Chronicles of love and resentment. 2000. №209. URL: http://anthropoetics.ucla.edu/views/vw209/
35. Kirby A. The death of postmodernism and beyond // Philosophy now. 2006. №58. URL: https://philosophynow.org/issues/58/The Death of Postmod- erni sm And Beyond
36. Vermulen T., van der Akker R. Notes on metamodernism // The Journal of Aesthetics and Culture. 2010
37. Zavarzadeh M. The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American prose // Journal of American Studies. 1975. Vol. 9. No. 1. p. 69-83
38. Буррио Н. Интервью о выставке для Tate Triennale “Altermodernism” // Metropolis. 2009. №1. URL: http://newemma.livejournal.com/16575.html
39. Буррио Н. Эстетика взаимодействия // Художественный журнал. 1999. №28-29. URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx28/x2808.htm
40. Васильев А. В. Письма для поощрения гуманности и понятие “дух времени” у И.Г.Гердера // Молодой ученый. 2010. №11. Т.2. c. 43-45.
41. Вермюлен Т., Ван дер Аскер Р Заметки о метамодернизме URL: http:// metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/
42. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. Открытое образование - ценностно¬технологическое основание для проектирования образовательного процесса // Школьная Лига РОСНАНО. URL: http://contest.school- nano.ru/wp-content/uploads/Материалы-программ/Открытое- образование.pdf
43. Гибб Н., выступление от 9 июля 2015г. https://www.gov.uk/government/ speeches/the-purpose-of-education
44. Давыдов И. Новая искренность // The new times. 2017. №2 (432). URL: https://newtimes.ru/stati/xroniki/novaya-iskrennost.html Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // Логос. 2000. №4 (25). c. 63¬77
45. Джон Д. Моё педагогическое кредо // На путях к новой школе. 2002. №3
46. Курицын В. Время множить приставки. К понятию постпостмодернизма // Октябрь, 1997, №7
47. Нечаев И. Культурфилософия пост-постмодерна. В поисках смысла: современные западные теории и концепции // Позиции философии в современном обществе. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 45-летию философского факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького, том 2. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та. 2010.
48. Палванзаде Ф. Вымысел современного: из книги Питера Осборна “Либо везде, либо никак. Философия современного искусства” // Сайт syg.ma 04.11.2015 URL: http://syg.ma/@furqat/yymysiel-sovriemi- ennogho-iz-knighi-pitiera-osborna-libo-viezdie-libo-nikak-filosofiia- sovriemiennogho-iskusstva
49. Пузыревский В.Ю. Образование как театр http://hpsy.ru/public/ x2660.htm
50. Сальц Д. Искренность и насмешка в дружеских объятиях // The New Yorker Magazine. 2010
51. Свободные искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования: Сборник статей / Под ред. Дж. Беккера, Ф. В. Федчина. — СПб.: СПбГУ, 2014. — 124 с. http://artesliberales.spbu.ru/about/liberal/liberal education
52. Суслов А. Зачем нужны новые термины? Михаил Эпштейн
о проективном мышлении и лингводизайне в гуманитарных науках // Сайт syg.ma. 06.04.2017 http://syg.ma/@nlo alex/zachiem-nuzhny- novyie-tierminy-mikhail-epshtiein-o-proiektivnom-myshlienii-i- linghvodizainie-v-ghumanitarnykh-naukakh
53. Фундаментальные научные и прикладные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей III международной научно-практической конференции // Пенза: МЦНС “Наука и просвещение”. 2017 URL: http://naukaip.ru/wp-content/uploads/ 2017/02/МК-137-Сборник.pdf
54. Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения//Народное образование. Москва. 2002. №4. с.36-48
55. Эпштейн М. Манифест нового века // Знамя. 2001. №5. URL: http:// magazines.russ.ru/znamia/2001/5/epsh.html
56. Яичникова Е. Эстетика взаимодействия: сделано в 2005 // Художе ственный журнал. 2006. № 60
Видеоматериалы:
57. Brown B. The power of vulnerability // Сайт ted.com URL: https://www.t- ed.com/speakers/brene brown
58. Khan S. Let’s use video to reinvent education. URL: http://www.ted.com/ talks/salman khan let s use video to reinvent education#t-973222
59. Miranda E. Biometric computer - concert https://vimeo.com/128597143
60. Taylor J. My stroke of insight // Сайт ted.com URL: https://www.ted.com/ talks/jill bolte taylor s powerful stroke of insight/transcript? language=ru
61. Tony R. Why we do what we do // Сайт ted.com URL: https://www.ted.- com/talks/tony robbins asks why we do what we do
62. The most popular talks of all time // Сайт ted.com URL: https://www.ted.- com/playlists/ 171/the most popular talks of all


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ