Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игровых методик в профилактической работе с дошкольниками

Работа №131438

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблемы стоматологического просвещения дошкольников 6
1.1. Обоснование необходимости стоматологического просвещения детей дошкольного возраста в семье и ДОУ 6
1.2. Особенности гигиенического воспитания и обучения дошкольников 10
1.3. Анализ эффективности применения игровых методик в профилактической работе с детьми (по данным литературы) 19
Выводы по главе 26
Глава 2. Разработка комплекса занятий для дошкольников с использованием игровых методик. 27
2.1 Определение исходного уровня стоматологической грамотности детей и родителей
2.2. Комплекс занятий для дошкольников с использованием игровых методик. 35
Выводы 39
Список литературы 40
Приложение 47



Актуальность выбранной темы обусловлена ростом стоматологической заболеваемости у дошкольников. Основной целью профилактики стоматологических заболеваний у детей является устранение причин возникновения и развития заболеваний, которые в значительной мере обусловлены отсутствием гигиенических навыков и отрицательными привычками детей: употребление большого количества сахаров и углеводистой пищи.
Обучение детей гигиеническим правилам по уходу за полостью рта важно начинать с раннего возраста, учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, а именно: склонность к подражанию, внушаемость, интерес к коллективным занятиям. Задачей гигиенического воспитания ребенка является формирование у детей элементарных знаний по гигиене полости рта, а также развитие на их основе навыков, умений и привычек, с воспитанием культуры поведения в отношении регулярной чистки зубов и правильного сбалансированного питания.
Навыки, знания и полезные привычки, которые ребёнок усвоит в детстве останутся с ним на всю жизнь, поэтому крайне важна организация своевременного и грамотного гигиенического воспитания детей с учетом ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, которая способна сформировать у него те качества, которые важны для будущей жизни. Так как память у дошкольников носит непроизвольный характер, ребенок будет запоминать лучше то, что вызывает у него эмоции, впечатления, что представляет для него интерес, поэтому профилактическая работа по развитию навыков гигиенического ухода за полостью рта должна быть построена в игре, для формирования устойчивой мотивации. Игра способна углубить понимание причин появления болезней, а также развить мотивацию «предупредительного» поведения, благоприятно влияя на отношение детей к профилактическим мероприятиям, а также обеспечивая более успешное сотрудничество с врачами, что повысит эффективность проводимой работы, как отмечают Л.Р. Касенова, Г.А. Котов и Г.Ф. Киселев.
В исследованиях Л.И. Кузнецовой, О.И. Поповой, Т.В. Купец было обосновано участие родителей, педагогов, медицинских работников ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) в системе обучения и воспитания, которые совместно могут разработать формы и методы профилактической работы с детьми. Однако, как показывают исследования, родители не уделяют должного внимания профилактике заболеваний полости рта ребенка, а медицинский персонал и педагоги ДОУ, в силу своей загруженности, не всегда готовы к сотрудничеству, не достаточно изучены вопросы развития мотивации детей осуществлять гигиенические навыки, не рассмотрена достаточно полно роль игры в организации профилактической работы с дошкольниками. В связи с этим, несмотря на определенные успехи, которые достигнуты в решении проблем профилактики, уровень стоматологической заболеваемости детей продолжает оставаться высоким.
Цель работы:
Разработка комплекса игровых занятий для использования в стоматологическом просвещении дошкольников.
Задачи:
1. Обосновать необходимость стоматологического просвещения детей дошкольного возраста в семье и ДОУ;
2. Изучить психологические особенности и условия формирования мотивационных установок у детей;
3. Изучить опыт и эффективность применения игровых методик в стоматологической профилактической работе с дошкольниками (по данным литературы);
4. Выявить уровень стоматологических знаний и гигиенических навыков детей и родителей с помощью анкетирования
5. Предложить комплекс игровых занятий, направленный на обучение детей, с целью формирования у них стоматологических знаний и гигиенических навыков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Формирование основных привычек, которые определяют стереотипы поведения взрослых, осуществляется в детстве, особенно в дошкольный период, поэтому профилактическую работу важно начинать с раннего детства.
2. Значимость гигиенического воспитания отличается в зависимости от возраста ребенка, и если на первом году жизни, когда с детьми нет словесного общения, на первую роль выходит предупреждение нежелательных действий и контроль, то по мере развития речи, а также развития двигательных навыков обучение детей культурно-гигиеническим навыкам, а также основам гигиенического воспитания должна осуществляться на личном примере и подкрепляться игрой.
3. Условием эффективности проведения гигиенического воспитания в ДОУ в рамках профилактики стоматологических заболеваний будет расширение знаний, а также совершенствование методов с учетом индивидуальных особенностей и личностных характеристик детей дошкольного возраста.
Разработанный нами комплекс занятий с применением игровых методик опирается на возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, не нарушает психику, постепенно формирует привычку к гигиене полости рта, с учетом психолого-педагогических особенностей возраста и опирается на ведущую деятельность дошкольника, что позволяет нам рекомендовать данный комплекс занятий к использованию в профилактических программах для дошкольников.



1. Абраменкова, В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком. — М.: Лепта Книга, 2008. — 96 с. (В помощь родителям)
2. Актуальные проблемы стоматологии [Текст] : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, 10 марта 2017 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский государственный медицинский университет", Кафедра терапевтической стоматологии ; [под общей редакцией С. Л. Блашковой]. - Казань : Медицина, 2017. - 383, [1] с.
3. Алпатова Л.М. Эпидемиологическая оценка эффективности проводимых организационных и кариеспрофилактических мероприятий среди дошкольников /Л.М.Алпатова, А.В.Алимский // Новое в стоматологии. — 2001.-№5.(95)-С.69-70.
4. Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. - Красноярск // ГУПП «Сибирь», 2001. - 30 с.
5. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2009.- 144с.
6. Архипова О.В., Олейничук В.С, Боженко В.С. Игровая форма обучения в гигиеническом воспитании дошкольников / Актуальные проблемы профилактической стоматологии» Материалы международной научно-практической конференции студентов 18.04.2017 г., Москва.- М., 2017. - С.14-15.
7. Богдашкина А.Ю. Игровой метод в профилактике стоматологических заболеваний у детей // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/4(4).pdf
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. 'Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста' - Москва: 'Просвещение' , 1991 - с.207 с.
9. Боровский Е.В. Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний / Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая // Учебно-методическое пособие. М., 1986. - 74с.
10. Васильев В.Г., Тараканова О.Н. Психоэмоциональная подготовка детей к первому профилактическому осмотру у стоматолога // Сибирский стоматологический форум. - Красноярск, 2008. - С. 73-74.
11. Виноградова Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей :учебн. пособие / Т.Ф.Виноградова. – 2 е изд. – М. :МЕДпрессинформ, 2010.
12. Волкова С.В. Игровая терапия как вид психокоррекционной работы в практике медицинского психолога. Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 3. С. 173.
13. Волкова Ю., Шапиро Е., Липовская И. Профилактика стоматологических заболеваний. Под редакцией д. м. н. Т. Ш. Мечелидзе. - СПб.: ООО «МЕDИ издательство»,2008. – 72 с.
14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
15. Галичев Д.А. Игровые технологии в профилактике стоматологических заболеваний в детском возрасте / В сб.: Медицина завтрашнего дня: Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, часть II, Чита, 22-25 апреля 2014 г. - Чита: РИЦ ЧГМА, 2014. – С.6-7.
16. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Омск, 2006. – 22 с.
17. Гоменюк Т.Н. Профилактика кариеса зубов в антенатальном и раннем периоде развития ребенка : автореферат дис. ... кандидата медицинских наук : 14.00.21 / Волгоградская гос. мед. академия.- Волгоград, 1995.- 18 с.
18. Гуменюк В. Т., Фетисова Галина Константиновна О совершенствовании гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни // ЗНиСО. 2013. №7 (244).
19. Грецов А.Г. Детская игра - главный способ освоения мира // Психолог в детском саду. № 2. - 2009. - с.4
20. Ершов П.М. Развитие игровой деятельности / под. ред. Н.Ф. Губанова - М., 2008.
21. Кадникова Г.И. Внедрение комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний у беременных, дошкольников и школьников г. Риги / Г.И.Кадникова, Э.П.Гравите, ЛХ.Барон и др. // Диагностика и лечение болезней зубов и челюстей. 1983. - С. 109-112.
22. Калашников В.Н., Гольцова И.Л. К вопросу о профилактике в детской стоматологии // Главврач Юга России. 2013. №6 (37).
23. Клементьев И.Ю. Эффективность первичной профилактики кариеса зубов у дошкольников / И.Ю.Клементьев, Н.П.Урящева // Новое в техническом обеспечении стоматологии: Материалы конференции стоматологов. — Екатеринбург, 1992. -С.12-13.
24. Кондратов А.И. Медико-социальная эффективность образовательной программы в комплексной профилактике стоматологических заболеваний: автореф. дис. . д-ра. мед. наук / А.И.Кондратов. Екатеринбург, 2000. -31с.
25. Королева Г.М. Сравнительная оценка эффективности различных схем профилактики кариеса у детей, проводимых силами персонала детских дошкольных учреждений: автореф. дис. . канд. мед. наук / Г.М.Королева. — Санкт-Петербург, 1997. 17с.
26. Кузьмина Э.М. На пути к улучшению стоматологического здоровья детей / Э.М.Кузьмина, В.И.Зимина // Современные аспекты профилактики и лечения стоматологических заболеваний: Тезисы докладов. М., 2000. — С.104-105.
27. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. СПб.: СПБГМУ им. акад. И. П. Павлова, кафедра стоматологии, 2001. 40 с.
28. Леонтьев В.К. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство. М.:ГЭОТАР-Медиа Год: 2017-952с.
29. Леонтьев А.Н.Деятельность.Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
30. Леус П.А., Горегляд А.А., Чудакова И.О. Заболевания зубов и полости рта. М.: Феникс, 2002. - 289 с.
31. Лукиных Л.М., Косюга С.Ю. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и мотивация к регулярному уходу за полостью рта у детей // Новое в стоматологии.-2001.-№ 5.-С.13-75.
32. Нигамова К.И. Оценка факторов риска возникновения кариеса у детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук: 14.01.14 / Нигамова Кристина Ильдусовна;[Место защиты: при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего про-фессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»].- Воронеж, 2012.- 25 с.
33. Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний. М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 464 с.
34. Персин Л.С, Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. Главная. Медицина, фармацевтика. ... М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 208 с.
35. Профилактика кариеса временных зубов у детей раннего возраста в современных экологических условиях / Нигамова К.И., Вусатая Е.В., Чичунов Д.С., Солдатов С.И. // Материалы IV-й Международной научно-практической конференции: «Обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях», Воронеж, 2009. - С. 187-191
36. Рождественская Н.В. Эффективность профилактики и лечения кариеса зубов у детей раннего возраста: автореф. дис. . канд. мед. наук / Н.В.Рождественская. -Волгоград, 2000. 18с.
37. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях / Н. Ю. Савельева. - Ростов н/Д : Феникс, 2005 (Курск : ФГУИПП Курск). - 463 с. : ил., табл.
38. Сайфулина, Х.М. Кариес зубов у детей и подростков Текст. / Х.М.Сайфулина. -М.: Медпресс, 2001 .-91с.
39. Сахарова Э.Б. Влияние характера питания на интенсивность и распространенность кариеса зубов у детей дошкольного возраста / Э.Б. Сахарова и др. // Тезисы VIII Всес. съезда стоматологов. — м., 1987. — т. 2. —с. 132-133.
40. Симбирев А. П., Флейшер Г. М. Методы внедрения первичной стоматологической профилактики у детей дошкольного возраста. О значении гигиенического воспитания родителей // Проблемы стоматологии. 2012. №1.
41. Солодовник Е.В., Лото О.А., Нарыкова С.А. Эффективность формирования гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей, с использованием групповых и индивидуальных методов санитарно-просветительной работы// Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». -Красноярск, 2008. - С. 256-260.
42. Старовойтова Е.Л., Антонова А.А., Стрельникова Н.В., Лемещенко О.В. Санологическая культура родителей как основа стоматологического здоровья детей // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №7.
43. Стоматология [Текст] : тестовые вопросы / сост. В.И. Бычков, Р.С. Матвеев, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Институт усовершенствования врачей». - 2-е изд., испр. и доп. - Чебоксары : ГАУ ДПО «ИУВ», 2018. - 118 с.
44. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка : 10 занятий для профессиональных родителей : к здоровой России / [под ред. В. С. Коваленко]. - Изд. 2-е , доп. и испр. - Санкт-Петербург : Вертикаль, 2006 (СПб. : ИПП "Искусство России"). - 434 с., [2] л. цв. ил., портр. : ил.
45. Сунцов В.Г. Гигиеническое воспитание населения в системе первичной стоматологической профилактики у детей: методические рекомендации / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.К.Леонтьев. Омск, 1992. - 124с.
46. Сэйфер С. Высокоорганизованная игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 48–61.
47. Сухарев А. Г. Укрепление здоровья населения средствами гигиенического воспитания // Здравоохранение РФ. 2012. №6.
48. Тамадаева Ю.В. Опыт гигиенического воспитания детей // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2016. №3.
49. Тарасова Н. В., Бриль Е. А., Федорова Т. В., Федоров В. А., Галонский В. Г. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний // Сибирское медицинское обозрение. 2012. №4.
50. Терехова Т.Н., Козловская Л.В., Полиенко А.Г. Познавательно-игровая форма стоматологических санитарно-просветительских проектов как эффективный способ формирования гигиенической мотивации дошкольников. // Современная стоматология, 2012. - № 2 (55). - С.70a-72.
51. Тушин Б.Г. Организация профилактики стоматологических заболеваний в детских дошкольных учреждениях района города: автореф. дис. . канд. мед. наук. - Омск, 1995. - 28 с.
52. Факторы риска возникновения кариеса у детей дошкольного возраста / Сущенко A.B., Нигамова К.И., Красникова О.П., Вусатая Е.В., Алферова Е.А. //Материалы XIV Международной научной конференции. Здоровье семьи - XXI век. г. Римини, Италия, 2010 . - Часть I. - С.235-237
53. Харитонова Т. Л., Лебедева С. Н., Казакова Л. Н. Ранняя профилактика кариеса зубов у детей // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. №1.
54. Хоменко Л.А., Савичук А.В. и др. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета. Киев: Книга плюс, 2007. — 128 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360с.
56. Эпидемиология, профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний у детей : Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию каф. стоматологии дет. возраста Твер. гос. мед. акад. и 85-летию ее основателя проф. Р.Д. Новоселова, Тверь 23-24 янв. 2004 г. / Под ред. Б.Н. Давыдова. - Тверь : РИЦ ТГМА, 2004. - 299 с., [2] л. цв. ил., портр. : ил., табл.
57. Яновский Лев Михайлович Медико-педагогическая основа работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2013. №8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ