Введение. 3
Глава 1. Эконом-социологические теоретические подходы к изучению потребления табачной продукции. 9
§1.1. «Демонстративное потребление» Торстейна Веблена. 9
§1.2. «Габитус» Пьера Бурдьё. 16
§1.3. «Система вещей» Жана Бодрийяра. 22
Глава 2. Сравнительный социологический анализ потребления табачной продукции в России и Финляндии. 27
§2.1. Особенности потребления табачной продукции в России. 27
§2.2. Особенности потребления табачной продукции в Финляндии. 34
§2.3. Межстрановые различия и меры государственного регулирования рынка табачной продукции в России и Финляндии. 43
§2.4. Эмпирическое исследование «Мотивации потребителей табачной продукции в России и Финляндии». 48
Заключение. 57
Список использованной литературы. 60
Приложение 1. Гайд интервью. 69
Приложение 2. Пример транскрипта интервью. 72
Потребление табачной продукции – во многих его проявлениях, включая курение, волнует учёных и специалистов из разных областей уже давно. В особенности после того, как в 1950-60-ых начали появляться доказательства несомненного вреда для здоровья человека и окружающих его людей. В 1964 году был опубликован самый известный отчет Консультативного комитета генерального хирурга Соединенных Штатов о негативных последствиях курения сигарет. Этот отчёт послужил началу борьбы со столь распространённым ранее курением табака в Соединенных Штатах и за их пределами.
Вследствие обоснованной угрозы для самочувствия людей, вопрос потребления табака стал интересовать в первую очередь учёных из медицины, психологов, а также политиков. Первая и Вторая Мировая Войны тесно связали солдат на фронте с сигаретами, которые были частью их пайка , создав достаточно широкую базу потребителей: как во время войны, так и после неё. В России сигареты оставались частью пайка для солдат-призывников вплоть до 2014 года.
Например, в Финляндии, сразу после окончания Второй Мировой Войны, статистика насчитывала 76% курящих мужчин и 13% курящих женщин. Первая и Вторая Мировая Войны значительно повлияли на увеличение количества курящих женщин. Война стёрла гендерные ограничения на потребление табака. Ещё раньше, в 1920-ых, была развернута масштабная маркетинговая компания, направленная на то, чтобы привлечь женщин в число потребителей табака . Курение и сигареты изначально были символами маскулинности, однако они также легко стали и символом женственности, красоты, гламура и сексуальности для женщин.
Табу и какие-либо ограничения на женское курение стали оспариваться борцами за свободу и права женщин, и постепенно негативная коннотация с курящими женщинами ослабилась. Наоборот, курение связалось с борьбой женщин за своё право выбора – женщины хотели и начинали курить хотя бы потому, что теперь они могли это сделать, и сама возможность принять решение выкурить сигарету олицетворяла свободу . С началом Второй Мировой Войны, женщины активно начали работать, заполняя вакантные места вследствие отсутствующих на военных действиях мужчин, и дух свободы, ассоциируемый с сигаретами, был воспринят с новой силой.
Так, на руках у политиков возникла настоящая социальная проблема – в послевоенное время значительное количество населения приобрели пагубную привычку курить: что вернувшиеся с фронта мужчины, что женщины, количество курящих среди которых значительно выросло в 1930-40-ых годах. Ещё большую проблему создавал общественный ажиотаж, который возник после публикации отчёта, который подтвердил риски для здоровья, вызванные курением табака. Возникла необходимость в больших ограничениях табакокурения, в особенности под давлением общественности.
Таким образом, с точки зрения очевидного влияния курения на тело человека, этой проблемой заинтересовались медики. Для политических деятелей возникла потребность в изменениях государственной политики в отношении этой вредной привычки. Однако для данной работы нас в первую очередь будет интересовать отношение социологов к этой проблеме – поскольку курение является, помимо всего прочего, не только индивидуальной физической зависимостью индивида к никотину, но и массовым социальным феноменом.
Поскольку курение негативно сказывается на здоровье и уровне смертности населения в целом, работы, написанные на эту тему, пытаются выяснить, среди каких слоев населения это привычка наблюдается в больших количествах, с чем связано её приобретение, – всё для того, чтобы понять, как возможно повлиять на количество курильщиков и сократить его. В рамках этого исследования главной задачей ставится узнать, какие факторы влияют на объемы потребления табачной продукции – прежде всего, социальные факторы, но также экономические и медицинско-психологические.
Для того чтобы осуществить задуманное, в первую очередь необходимо обратиться к теоретическим подходам, которые могут быть применены к проблеме потребления табака.При этом стоит учитывать, что, в отличие от потребления других товаров, табачные продукты содержат огромное количество химикатов, среди которых находится никотин – вещество, вызывающее физическую зависимость у индивидов. Получается, что, помимо социальных факторов, на потребителях всё равно может и будет сказываться аддиктивное свойство сигарет. Было научно доказано, что сигареты находятся на третьем месте среди веществ, вызывающих зависимость – после героина и кокаина, находясь на одну строку выше, чем алкоголь.
Потребление является одной из основных и центральных моментов человеческой жизни – современный член общества не может прожить ни дня, не совершив акта потребления. Традиционно в экономической науке под потреблением понималось материальное уничтожение благ. С точки зрения табачной продукции, может показаться, что этим всё и ограничивается, поскольку сигареты и другие табачные изделия являются физически существующим объектом. Однако это далеко не так. Помимо удовлетворения потребностей, потребление определенных товаров или услуг может выполнять функцию утверждения статуса того, кто потребляет, а также символические функции. В случае с курением, это оказывается особенно показательным. Курение табака относится к той нерациональной части потребления, где «потребляемое» имеет сомнительный характер полезности и пагубно действует на индивида.
Если рассматривать потребление табачной продукции с точки зрения социологии, то логично будет обратиться к такой её отрасли, как социология потребления и её теориям. Признанные классиками социологии учёные также затрагивали тему потребления в своих работах.
Карл Маркс, как и другие отцы-основатели социологии, касался темы потребления не напрямую, и вообще тема потребления не являлась ключевой вплоть до середины XX века . Однако, несмотря на это, работы классиков задали начало обсуждению потребления уже как отдельной темы для исследования. Что касаемо потребления, Маркс ввёл концепцию под названием «товарный фетишизм». Маркс был заинтересован тем, как отношения между людьми превратились в отношения между объектами: вещи стали реальностью, в то время как рабочая сила растворялась в них, и так вещи стали управлять нашими отношениями друг с другом .
Работы Эмиля Дюркгейма, в особенности «О разделении общественного труда», оказали влияние на социологию потребления. В них приводятся примеры того, как идентичность потребителя связана с тем, что они потребляют, и как объекты потребления включены в ритуалы во всем мире – к примеру, дарение подарков .
Макс Вебер также затрагивает тему потребления косвенно – его в первую очередь интересуют проблемы социальной стратификации. Хотя он и описывает характерные признаки потребления в своей основной работе: например, он пишет, что в «современном капитализме», в отличие от предыдущих устройств общества, отдано предпочтение созданию массовых товаров, а не предметов роскоши в единичных экземплярах .
Всё же, как было упомянуто ранее, классики социологии не могут считаться основателями социологии потребления, так как они никогда не ставили эту тему в центр своих исследований, касаясь её лишь вскользь. Первой социологической работой, которая бы поставила проблемы потребления в фокус своего изучения, была книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса».
Работы Веблена являются одними из основных теоретических основ социологии потребления, поэтому на его концепциях стоит остановиться подробнее: о нём речь пойдет детально в следующем параграфе (см. §1.1). Несмотря на то, что он также фокусируется на классовых различиях, огромное внимание он уделяет потреблению. Веблен изучал, как средний класс в Соединенных Штатах на рубеже веков отличался от тех, кто был менее обеспеченным из-за явных проявлений богатства или «демонстративного потребления». Работа Веблена вызвала критические и постоянные дебаты об отношениях между классом и потреблением.
Второй деятель социологии, на которого стоит обратить особое внимание при изучении социологии потребления, – это французский социолог Пьер Бурдьё. Несмотря на то что, работы Бурдьё были связаны не с самим потреблением самим по себе, а с тем, как «вкус» действует как механизм поддержания, воспроизводства и борьбы с неравенством классов, никакие дискуссии по социологии потребления не могли игнорировать важный вклад в область, внесенный Пьером Бурдьё, особенно в книге «Различие» (1984). Вместо того чтобы предоставлять либо экономический отчет о нисходящем производстве массовой культуры, либо подчеркивать потенциальный творческий потенциал культуры посредством выражения различных стилей жизни, Бурдьё был одним из первых теоретиков, серьезно занявшихся как культурной, так и экономической сферами. Он добавил центральное понятие «культурный капитал» как маркер классовой позиции для разграничения экономического капитала или богатства . Потребление в данном случае служит отражением, практиками, через которые манифестируется наличие определенного количества культурного и экономического капитала индивидов.
Третий теоретик, на произведениях которого будет построена эта работа, это Жан Бодрийяр. Он концентрирует своё внимание на потреблении товаров не с точки зрения удовлетворения потребностей, а с точки зрения потребления смысловых значений, которыми наделен потребляемый объект. Его основной труд – «Система вещей» (1968). Так, потребление и реклама определенных товаров являются в большей степени конкретно не практическим применением продуктов, и даже не потреблением для создания определенного статуса или престижа – это есть внедрение образа общества, которое потребляется людьми из раза в раз .
Подводя итоги, можно сказать, что выдвинутые гипотезы подтвердились полностью или частично. Так, социальные факторы, в которые были включены образ курильщика, курильщики среди семьи и друзей, действительно были оценены респондентами как наиболее значимые и влияющие на объемы потребления ими табачной продукции.
Из других гипотез также можно считать подтвержденной ту, в которой говорится о большей обеспокоенности финнов здоровым образом жизни, на примере эмпирического исследования и документов, которыми руководствуется государственная антитабачная политика Финляндии, в которую включена пропаганда здорового образа жизни.
Также подтвердилась гипотеза о менее престижном статусе курильщика в Финляндии, чем в Российской Федерации. Она подтвердилась данными эмпирического исследования, и анализом документов. Также статистика показала, что снюс действительно распространен в Финляндии больше, чем в России, хотя в России население может больше использовать другие альтернативы табачной продукции.
Экономический фактор и ценовая политика в отношении сигарет были действительно отмечены респондентами как менее значимые в их потреблении табачной продукции. Финны, несмотря на более высокий уровень акциза на табачные изделия, выразили меньшую обеспокоенность собственным бюджетом при покупке сигарет.
Стоит отметить, что существенно также различается государственная политика в отношении табака в России и Финляндии: финская антитабачная политика гораздо строже в отношении купли и продажи сигарет, в том числе включая полный запрет некоторых видов табачной продукции (например, снюс или сигареты с вкусовыми добавками), их доступности. В отношении государственной политики сыграл фактор того, что Финляндия раньше обеспокоилась растущим количеством курильщиков среди населения и развернула комплексные меры по борьбе с табаком. В России государственная политика отличается меньшей жесткостью, и действует только на законодательном уровне.
Статистика же показала, что в обеих странах более предрасположенными к курению являются представители из низких социально-экономических групп, среди безработных или занятых в сфере неквалифицированного труда. И в России, и в Финляндии, практически не меняется количество курящих женщин на протяжении многих лет. В связи с этим фактом, можно было бы предположить, что любые антитабачные меры были бы эффективнее, если бы они были направлены на эти специфические группы.
Поскольку доказано, что практически все регулярные курильщики начинают курить в возрасте до 26 лет, стоит обратить особое внимание на эту возрастную группу. Предотвратить приобретение пагубной привычки было бы более эффективным, чем борьба с уже курящими людьми, особенно с высоким стажем курения. Более молодые возрастные группы с меньшим стажем, однако, легче отказываются от курения, и на них тоже стоит сфокусироваться.
Курение является в первую очередь социальной привычкой, которая приобретается под давлением социума. Как было упомянуто выше, в Финляндии наблюдается более негативная коннотация с образом курильщика, чем в России, где образ курящего человека все еще является окутанным романтической аурой. Больший упор на пропаганду здорового образа жизни среди населения, а также распространение информации о вреде курения, могли бы положительно сказаться на уменьшении доли курящих. Также следует отметить, что вследствие не до конца изученного вреда для здоровья табачных альтернатив, многие считают их менее опасными. Необходимо расширить знания об их вреде для человека, и придать её большей огласке, чем сейчас.
Несмотря на то, что большая часть респондентов отмечали, что изображения и предупреждения о вреде табачного дыма они считают неэффективными, видоизменение сигаретной пачки в менее привлекательную способствует разрушению позитивного образа сигареты и курильщика, соответственно.
Отдельно стоит выделить неменяющийся процент курящих женщин в России и Финляндии. Предыдущие меры по сокращению потребления табачной продукции показали, что они минимально или практически никак не сказываются на объемах потребления табачной продукции среди женщин. Данный вопрос, по нашему мнению, требует дальнейшего, более глубокого, изучения, как в России, так и в Финляндии.
1) Abrams, M. The ideology of private consumption. The Consumer Society. 1977. pp. 117-127.
2) Alaranta, A., Alaranta, H., Patja, K., Palmu, P., Prättälä, R., Martelin, T., &Helenius, I. Snuff Use and Smoking in Finnish Olympic Athletes. International Journal of Sports Medicine. 2006. 27(7), 581–586.
3) Almeida, F. Thorstein Veblen and Albert Bandura: a modern psychological reading of the conspicuous consumer. Journal of Economic Issues, 48(1). 2014. pp. 109-122.
4) Amin, A., Thrift, N. The Cultural Economy Reader. Oxford: Blackwell. 2004.
5) Amos, A., Greaves, L., Nichter, M. & Bloch, M. Women and tobacco: a call for including gender in tobacco control research, policy and practice. Tobacco Control. Vol. 21, No. 2, 20th Anniversary Issue. March 2012. pp. 236-243.
6) Amos, A., Haglund, M. From social taboo to “torch of freedom”: the marketing of cigarettes to women. Tobacco Control. 2000. 9: pp. 3-8.
7) Anthony, Carl S. No more White House Puffery. The Washington Post. 2/6/2013. URL: https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/1993/02/03/no-more-white-house-puffery/fa09b69b-2258-44a6-8824-ea6176d0a16b/. Accessed 04.05.2019.
8) Baudrillard, J. 1968/1988 The system of objects, In: Postner, Mark, ed., Jean Baudrillard: Selected Writings. Polity Press, Cambridge. p. 22.
9) Baudrillard, J. For a Critique of the Political Economy of the Sign. St. Louis, MO: Telos Press. 1981.
10) Baudrillard, J. Selected Printings. Cambridge: Polity Press. 1989.
11) Baudrillard, J. The Consumer Society: Myths and Structures. Sage Publications Ltd., London. 1970. p. 60.
12) Baudrillard, J. The system of objects, In: Postner, Mark, ed., Jean Baudrillard: Selected Writings. Polity Press, Cambridge. 1968/1988. p. 22.
13) Baudrillard, J. The System of Objects. London: Verso. 2005. p. 217.
14) Blue, S. The Sociology of Consumption. The Cambridge Handbook of Sociology: Volume 2: Specialty and Interdisciplinary Studies, Chapter: 27, Publisher: Cambridge University Press. 2017. pp.265-274
15) Bourdieu, P. Distinction: a Social Critique of the Judgment of Taste. Cambridge: Harvard University Press. 1984.
16) Bourdieu, P. In Other Words: Essays Towards a Reflexive Sociology. Cambridge: Polity. 1990. p. 108.
17) Bourdieu, P. Structures, Habitus, Practices/The Logic of Practice. Polity Press, 1990. Book 1.3. pp. 52-65.
18) Bourdieu, P. The forms of capital. 1986. In Richardson, J. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press.
19) Bourdieu, P. The Logic of Practice. Stanford: Stanford University Press. 1990.
20) Bourdieu, P., Wacquant, L.J.D. An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago: University of Chicago Press. 1992.
21) Brandt, Allan M. The cigarette century: the rise, fall and deadly persistence of the product that defined America. New York: Basic Books. 2007. p. 237.
22) Brown, J.A. Class and feminine excess: the strange case of Anna Nicole Smith. Feminist Review, 81, 1. 2005. pp. 74–94.
23) Clay, A. Keepin’ it real – Black youth, hip-hop culture, and Black identity. American Behavioral Scientist, 46, 10. 2003. pp. 1346–58.
24) Connolly, J., Prothero, A. Sustainable consumption: consumption, consumers and the commodity discourse. Consumption, Markets and Culture, 6(4). 2003. pp. 275-291.
25) Cooper, R. Smoking in the Soviet Union. BMJ. 1982. 285(6341), pp. 549–551.
26) Directive 2001/37/EC of the European Parliament and of the Council of 5 June 2001. Official Journal of the European Communities. 18.07.2001.
27) Directive 2003/33/EC of the European Parliament and of the Council of 26 May 2003. Official Journal of the European Communities. 20.06.2003.
28) Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014. Official Journal of European Union. 29.04.2014.
29) Durkheim, É. The Division of Labour in Society. Noble Offset Printers, Inc. New York. 1960. p. 143.
30) Electronic cigarettes. Institute for Health and Welfare (THL). URL: https://thl.fi/en/web/alcohol-tobacco-and-addictions/tobacco/electronic-cigarettes. Accessed 14.05.2019.
31) European Union, Directive 2014/40/EU of the European Parliament and of the Council of 3 April 2014 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco. Official Journal of the European Communities. 2014 L 127/1 (29/04/2014).
32) Finnish Medical Association seeks total ban on snus tobacco. YleUutiset. 29.10.2018. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/news/finnish_medical_association_seeks_total_ban_on_snus_tobacco/10480948. Accessed 14.05.2019.
33) Finnish tobacco policy and legislation. 5.09.2015. THL. URL: https://thl.fi/en/web/alcohol-tobacco-and-addictions/tobacco/finnish-tobacco-control-policy-and-legislation. Accessed 14.05.2019.
34) Gilmore, A. B. Exploring the impact of foreign direct investment on tobacco consumption in the former Soviet Union. Tobacco Control. 2005. 14(1), pp. 13–21.
35) Gilmore, A., Pomerleau, J., McKee, M., Rose, R., Haerpfer, Christian W., Rotman, D. &Tumanov, S. Prevalence of Smoking in 8 Countries of the Former Soviet Union: Results From the Living Conditions, Lifestyles and Health Study. AmericanJournalofPublicHealth. 2004. 94, pp. 2177-2187.
36) Haines, R. J., Poland, B. D., Johnson, J. L. Becoming a ‘real’ smoker: cultural capital in young women's accounts of smoking and other substance use. Sociology of health & illness, 31(1). 2009. pp. 66-80.
37) Hamilton, K., Hassan, L. Self-concept, emotions and consumer coping: smoking across Europe. European Journal of Marketing, 44(7/8). 2010. pp. 1101-1120.
38) Hiilamo, H. T. Tobacco control implications of the first European product liability suit. Tobacco Control. 2005. 14: pp. 22-30.
39) Hurt, R. D. Smoking in Russia: What Do Stalin and Western Tobacco Companies Have in Common? Mayo Clinic Proceedings. 1995. 70(10), pp. 1007–1011.
40) IQOS. PMI. Official website. URL: https://www.pmi.com/smoke-free-products/iqos-our-tobacco-heating-system. Accessed 16.05.2019.
41) Katainen, Anu (2010) “Social class differences in the accounts of smoking – striving for distinction?” Sociology of Health & Illness 32(7): 1087–1101. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1467-9566.2010.01267.x. Accessed 16.05.2019.
42) Krange, O., Pedersen, W. Return of the Marlboro Man? Recreational smoking among young Norwegian adults. JournalofYouthStudies, 4, 2. 2001. pp.155–74.
43) Laatikainen, T., Vartiainen, E., &Puska, P. Comparing smoking and smoking cessation process in the Republic of Karelia, Russia and North Karelia, Finland. Journal of Epidemiology & Community Health. 1999, 53(9), pp. 528–534.
44) Marx, K. Capital. Vol I. trans. by Ben Fowkes and Intro. ErnestMandel. Penguin, London. 1990. p. 125.
45) Michell, L., Amos, A. Girls, pecking order and smoking. Social Science and Medicine, 44(12). 1997. pp. 1861–69.
46) Milner, M. Jr. The Rise and Fall of an Icon: the Case of the Marlboro Man. Institute for Advanced Studies in Culture University of Virginia. 2011.
47) New era for tobacco control policy. Proposals by the tobacco policy development working group of the Tobacco-free Finland 2040 network. Mervi Hara, Olli Simonen (Eds.). Helsinki: National Institute for Health and Welfare (THL). URL: https://www.julkari.fi/bitstream/handle/10024/114672/URN_ISBN_978-952-302-116-7.pdf?sequence=1. Accessed 14.05.2019.
48) New, stricter Tobacco Act enters into force on 15 August 2016. Ministry of Social Affairs and Health. 29.6.2016. PRESS RELEASE 102/2016. URL: https://stm.fi/en/article/-/asset_publisher/tupakkalaki-tiukentuu-uusi-laki-voimaan-15-8-2016. Accessed 14.05.2019.
49) Nordqvist, C. What Chemicals are in Cigarette Smoke? July 2015. Medical News Today. URL: https://www.medicalnewstoday.com/articles/215420.php. Accessed May 4, 2019.
50) Official Statistics of Finland (OSF): Tobacco statistics [e-publication]. Helsinki: National Institute for Health and Welfare (THL) [referred: 21.4.2019]. Access method: http://www.stat.fi/til/tupk/index_en.html.
51) Pampel, F.C. Socioeconomic distinction, cultural tastes, and cigarette smoking. Social Science Quarterly, 87, 1. 2006. pp. 19–35.
52) Peterson, Richard A., Kern, Roger M. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore. American Sociological Review, Vol. 61, No. 5. Oct., 1996. pp. 900-907.
53) Prevalence of tobacco smoking. WHO – Global Health Observatory data. URL: http://www.who.int/gho/tobacco/use/en/. Accessed 14.05.2019.
54) Preventing Tobacco Use Among Youths. Surgeon General fact sheet. Office of the Surgeon General. 06.06.2017. URL: https://www.hhs.gov/surgeongeneral/reports-and-publications/tobacco/preventing-youth-tobacco-use-factsheet/index.html. Accessed 14.05.2019.
55) Puska, P. Successful prevention of non-communicable diseases: 25 year experiences with North Karelia Project in Finland. Public Health Medicine. 2002. 4(1): pp. 5-7.
56) Quintero, G., Davis, S. Why do teens smoke? American Indian and Hispanic adolescents perspectives on functional values and addiction. Medical Anthropology Quarterly, 16, 4. 2002. pp. 438–57.
57) Quintero, G., Nichter, M. The semantics of addiction: moving beyond expert models to lay understandings. Journal of Psychoactive Drugs, 28(3). 1996. pp. 219–28.
58) Rahkonen, O., Berg, M.-A., & Puska, P. The development of smoking in Finland from 1978 to 1990. 1992. Addiction, 87(1), pp. 103–110.
59) Rantakallio, P. Family Background to and Personal Characteristics Underlying Teenage Smoking: Background to Teenage Smoking. Scandinavian Journal of Public Health. 1983. Volume: 11 issue: 1, page(s): 17-22.
60) Reitzes, Donald C., DePadilla, L., Sterk, Claire E., Elifson, Kirk W. A Symbolic Interaction Approach to Cigarette Smoking: Smoking Frequency and the Desire to Quit Smoking. Sociological Focus, Vol. 43, No. 3. August 2010. pp. 193-213.
61) Roadmap to a Tobacco-free Finland Action Plan on Tobacco Control; Publications of the Ministry of Social Affairs and Health 2014:12. Helsinki, Finland 2014. P. URL: http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/70305/URN_ISBN_978-952-00-3513-6.pdf. Accessed 14.05.2019.
62) Scheffels, J. Lund, K.E. Occasional smoking in adolescence: constructing an identity of control. Journal of Youth Studies, 8, 4. 2005. pp. 445–560.
63) Scott, L., Urry, J. Economies of Signs and Space. London: Sage. 1994.
64) Silvennoinen, S. Meet the 17-Year-Old Getting Rich Dealing Snus Illegally. Vice Scandinavia. 16.06.2017. URL: https://www.vice.com/en_uk/article/ywz5ek/meet-the-17-year-old-getting-rich-dealing-snus-illegally. Accessed 14.05.2019.
65) Snus. National Institute for Health and Welfare (THL). URL: https://thl.fi/en/web/alcohol-tobacco-and-addictions/tobacco/snus. Accessed 14.05.2019.
66) Survey: For young Finns, smoking’s not cool but many think that snus is OK. Yle Uutiset. 11.12.2017. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/news/survey_for_young_finns_smokings_not_cool_but_many_think_snus_is_ok/9972196. Accessed 14.05.2019.
67) Tobacco Act; Ministry of Social Affairs and Health, Finland. URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2016/en20160549_20161374.pdf. Accessed 14.05.2019.
68) Tobacco statistics 2016. Statistical report 41/2017, 15.11.2017. Official Statistics of Finland, Tobacco statistics. THL. URL: https://thl.fi/en/web/thlfi-en/statistics/statistics-by-topic/alcohol-drugs-and-addiction/tobacco. Accessed 13.05.2019.
69) Tobacco-Free Finland. Timeline. URL: https://savutonsuomi.fi/en/towards-tobacco-free-finland/timeline/. Accessed 14.05.2019.
70) Varul, M. Z. Waste, industry and romantic leisure: Veblen’s theory of recognition. European journal of social theory, 9(1). 2006. pp.103-117.
71) Vasilopoulos, A., Gourgoulianis, K., Hatzoglou , C. & Roupa, Z. Social Influence and Smoking Habit in Adolescent. Health Science Journal. Vol. 9 No. 2:5. 2015.
72) Veal, A. J. Leisure, income inequality and the Veblen effect: cross-national analysis of leisure time and sport and cultural activity. Leisure Studies, 35(2). 2016. pp. 215-240.
73) Veblen, T. The theory of the leisure class. London. Allen and Unwin. 1899. p. 11.
74) Veenstra, G. Social space, social class and Bourdieu: health inequalities in British Columbia, Canada. Health and Place, 13, 1. 2007. pp. 14–31.
75) Wearing, S., Wearing, B. Smoking as a fashion accessory in the 90s: conspicuous consumption, identity and adolescent women's leisure choices. Leisure Studies, 19:1. 2000. pp. 45-58.
76) Weber, M. General economic history. New Brunswick: Transaction Books. 1981.
77) WHO report on the global tobacco epidemic, 2017. URL: https://www.who.int/tobacco/surveillance/policy/country_profile/rus.pdf?ua=1. Accessed 14.05.2019.
78) Williams, S.J. Theorising class, health and lifestyles: can Bourdieu help us? Sociology of Health and Illness, 17, 5. 1995. pp. 577–604.
79) Богданов, М.Б., Лебедев, Д. В. Структура и динамика курения в России в 1994-2016 гг. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE). Вып. 8. Сб. науч. ст. / отв. ред. П. М. Козырева. – М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018. С. 149-172.
80) Бодрийяр, Ж. Система вещей. М. : Рудомино, 1999. С. 213-214.
81) Большая лига снюса: что кладут под губу звезды российского спорта? Бизнес Online. 13.02.2017. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/337072. Дата обращения: 16.05.2019.
82) Бурдьё П. Различение (фрагменты книги) // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научи, ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004.
83) Бурмыкина, О. Н. Гендерные различия в практиках здоровья: подходы к объяснению и эмпирический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9. № 2.
84) В Минздраве подтвердили планы о выводе табака с рынка после 2050 года. Известия. 26.12.2018. URL: https://iz.ru/828008/2018-12-26/v-minzdrave-podtverdili-plany-o-vyvode-tabaka-s-rynka-posle-2050-goda. Дата обращения: 16.05.2019.
85) Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 57.
86) Герасименко, Н.Ф., Демин А.К. Формирование политики в отношении табака в России и роль гражданского общества. Издание Российской ассоциации общественного здоровья. Москва. 2001.
87) Итоги здравоохранения Российской Федерации за 2013 год. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/020/222/original/Здравоохранение_Российской_Федерации._Итоги_2013.pdf?1398762494. Дата обращения: 14.05.2019.
88) Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2, Том 23. С. 82
89) Михайлов А., Волошин В. Сигареты окончательно исключают из норм солдатского продовольствия. // Известия, 4 марта 2013. URL: https://iz.ru/news/545784. Дата обращения: 04.05.2019.
90) Никотиновые интересы [Электронный ресурс] // Romir, 2018-05-23, URL: http://romir.ru/studies/nikotinovye-interesy. Дата обращения: 14.05.2019.
91) Новопашина, Н. Треть потребителей электронных сигарет в России пришлась на молодежь. РБК. 08.02.2017. URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2017/589b10469a79477d222745dc. Дата обращения: 16.05.2019.
92) Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prez-2015.pdf. Дата обращения: 04.05.2019.
93) Пузырев, Д. Запрещенный в ЕС снюс появился в России. РБК Daily. 05.05.2012. URL: https://www.retail.ru/news/zapreshchennyy-v-es-snyus-poyavilsya-v-rossii/. Дата обращения: 16.05.2019.
94) Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы. // СОЦИС - социологические исследования (Москва) 18.01.2005. С. 7.
95) СМИ: Минздрав хочет запретить продажу сигарет родившимся после 2014 года. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20170109/1485269516.html. Дата обращения: 16.05.2019.
96) Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (утратил силу).
97) Федеральный закон от 21 октября 2013 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
98) Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».