Введение 3
Глава I. Стрит-арт как культурный феномен 9
1.1 Подходы к определению понятия стрит-арт 9
1.2 Стрит-арт: этапы становления 13
1.3 Стрит-арт как социокультурная и искусствоведческая проблема 19
1.4 Функциональные характеристики уличного искусства 25
Глава II. Стрит-арт в Марокко 30
2.1 Предпосылки становления уличного искусства в Марокко из истории классического арабо-мусульманского искусства 30
2.2 Характерные особенности стрит-арта в Марокко 38
2.3 Стрит-арт и формирование комфортной городской среды на примере Королевства Марокко 47
Заключение 59
Список источников 63
Приложение 70
Жизнь современного города и его образ непосредственно связаны с формированием культуры. Городская среда — это связь с прошлым и прогноз настоящего, которые формируют общую картину повседневного мира человека.
Формирование комфортной городской среды включает в себя ряд факторов: общее благоустройство, наличие зеленых зон и общественных пространств, архитектурный ансамбль, инфраструктуру, и т.д. Их развитие нуждается в поддержке как городского управления, так и общественных организаций. Уровень образования населения влияет на характер потребления горожанами урбанистических благ, развитие частных инициатив и способы самореализации индивидуумов через городское пространство. Примером последнего является стрит-арт, который выступает одним из посредников в отношениях между человеком и городом, реализуя их творческий аспект.
Стрит-арт или уличное искусство — это направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является непрерывная связь с городской средой [Самутина, Запорожец, с. 13]. Основные преимущества уличных произведений для художника — это охват большой аудитории, доступность произведения для зрителя, отсутствие ограничений на распространение работы в сети Интернет, что обеспечивает быстро растущую популярность. Нередко работы уличных художников вдохновлены окружающей средой, выступая, при этом, создателем новой своеобразной среды. В течение последнего десятилетия наблюдается интенсивное развитие уличного искусства в Марокко [Sayej]. В ходе данного исследования автор посетила 11 городов, в каждом из которых был проведен анализ масштаба уличного искусства.
Стоит отметить, что формально в рамках городского пространства стрит-арт можно разделить на два вида: санкционированный, т.е. одобренный городскими властями (зачастую в этом случае ими же инициированный) и несанкционированный, т.е. нарисованный без официального разрешения. Несанкционированный стрит-арт в большинстве стран преследуется на законодательном уровне: на художников налагается штраф, а иногда арест. Работы при этом закрашивают или стирают. Однако, в последнее время государственные структуры стали поддерживать уличных художников и их инициативы: открытие музеев стрит-арта, организацию фестивалей уличного искусства и предоставление площадок для работ. Такая тенденция наблюдается в первую очередь в Европе [Street Art Europe], но в целом и по всему миру [10 surprising cities ...], включая Россию [Как стрит-арт взаимодействует с государством] и Марокко [Sayej; Al-Mousawi, Bouhmouch].
Степень изученности проблемы
В ходе данного исследования были использованы источники на русском, английском, арабском и французском языках, в которых освещается проблема стрит-арта, городской жизни и городского пространства. Стрит-арт, как направление, процесс формирования которого еще не закончился, является относительно молодым и потому степень его изученности невысока. Большинство авторов — это сами художники, которые так или иначе документируют процесс создания своих трудов, проблемы, с которыми они сталкиваются и способы их решения. Например, Игорь Поносов, уличный художник и автор книги «Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм.» [Поносов, 2016], описывающий практики советского и российского стрит-арта.
Значительное количество работ исследует феномен стрит-арта в рамках социологии, но очень редко в рамках культурологии. Изучение уличного искусства в культурном контексте неевропейских стран — крайне редкое явление. Основной проблемой таких исследований является ориентация на европоцентристский подход к изучению феномена, а также склонность изучать стрит-арт в контексте политической борьбы. Примером такого подхода является независимое исследование американской ученой Н. Джонсон [Johnson], которая в результате осознает несостоятельность своего подхода.
Одним из основных источников стала книга И. Поносова «Искусство и город» [Поносов, 2016], в которой проведен обширный анализ феномена стрит-арта, его аспектов и истории на территории нескольких стран, в том числе и России.
Важную роль в изучении стрит-арта и граффити как культурного феномена сыграла работа культуролога, философа и социолога Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть» [Бодрийяр], в которой уличное искусство рассматривается в рамках теории о симулякрах (семиотических знаках, не имеющих означаемого объекта в реальности). Культурологический анализ стрит-арта в культурном пространстве города проведен в работе Шайдуллиной А. В. [Шайдуллина]. Группа ученых О. Запорожец, Н. Самутина, В. Кобыща в статье «Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры» [Запорожец, Самутина, Кобыща] рассматривают возможности стрит-арта, как одного из направлений современного искусства, а в статье «Стрит-арт и город» [Самутина, Запорожец] Н. Самутина и О. Запорожец проводят анализ взаимодействия уличного искусства с пространством современного города.
Философский взгляд на проблему городской жизни и растущей отчужденности представлен в работе немецкого философа Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь» [Зиммель 2002]. Городское пространство и взаимодействие с ним человека рассмотрено в рамках изучения повседневности в работе французского ученого М. де Серто «Практика повседневной жизни» [Серто].
Творческий подход к решению городских проблем рассмотрен в работе британского специалиста по развитию городов Ч. Лэндри «Креативный город» [Лэндри], где автор указывает на наличие творческого потенциала в каждом городе, отмечая, что во многих городах этот потенциал остается заблокированным. В его работе также описывается исключительная роль лидерства определенного процента горожан-представителей разных слоев населения в решении городских проблем.
Для анализа классического арабо-мусульманского искусства были использованы труды Ш. Шукурова [Шукуров], Т. Буркхардта [Буркхардт, 1999; Буркхардт, 2009], С. Насра [Наср]. Анализ истории и культуры Марокко был проведен с помощью работы Н. Дьякова «Марокко. История, культура, религия» [Дьяков].
Изучение феномена стрит-арт невозможно без использования Интернет - источников. В данной работе были использованы порталы: http: //partizaning.org/, http: //www.furfur.me/, http: //www.dimabladna.ma/, https://www.aljazeera.com/ и др. На которых представлены интервью, статьи, видеоролики и иллюстративный материал по теме.
Культурологическое исследование уличного искусства в Марокко на момент написания данной работы отсутствовало. Ближневосточный стрит-арт и граффити в основном освещаются в контексте политических событий.
В ходе практической части исследования были проведены беседы с местными жителями городов Танжер, Тетуан, Мартиль, Асила, Марракеш, использованы статьи из журналов и газет, нормативные документы и официальные Интернет-ресурсы художественных фестивалей, интервью и заметки независимых исследователей и уличных художников.
Актуальность исследования обусловлена несколькими аспектами. Во- первых, оно позволяет рассмотреть уровень развития стрит-арта на современном этапе, проанализировать его характерные черты и целевую аудиторию. Во-вторых, исследование проблемы создания комфортной городской среды на примере другой страны может способствовать развитию новых идей для реализации проектов на территории Российской Федерации. В-третьих, стрит-арт, как неотъемлемая часть современного мусульманского и арабского искусства, входящего в культурное пространство городов, вызывает исследовательский интерес с точки зрения культурологии.
Объект исследования: культурное пространство городов Королевства Марокко.
Предмет исследования: стрит-арт в городской среде.
Цель: проанализировать уличное искусство ряда городов Марокко и определить, как стрит-арт способствует формированию комфортной городской среды.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали следующие задачи:
1. Рассмотреть существующие подходы к определению понятия стрит- арт.
2. Изучить историю и предпосылки возникновения современного стрит- арта.
3. Рассмотреть проблемы, возникающие при изучении стрит-арта и его функциональные характеристики.
4. Выявить предпосылки популярности уличного искусства на территории Королевства Марокко в классическом арабо-мусульманском искусстве.
5. Рассмотреть уровень развития стрит-арта в современном Марокко и выявить его основные особенности.
6. Рассмотреть проблему формирования комфортной городской среды и выявить способы ее формирования с помощью элементов стрит- арта на примере Королевства Марокко.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается феномен стрит-арта: подходы к его определению, этапы становления, функциональные характеристики и проблемы, возникающие при его научном исследовании. Во второй главе произведен анализ стрит-арта в Королевстве Марокко: изучены предпосылки его популярности в классическом арабо-мусульманском искусстве, выделены основные особенности стрит-арта на текущем этапе развития и описан процесс формирования комфортной городской среды с помощью элементов уличного искусства. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования. В списке использованных источников приведена литература, статьи в научных журналах, Интернет-ресурсы, официальные документы, веб-сайты мероприятий и общественных организаций. Также представлено приложение с иллюстрациями к основному тексту работы.
В ходе данного исследования был произведен анализ стрит-арта как направления в искусстве: рассмотрены подходы к его определению, функциональные характеристики, основные проблемы, связанные с его изучением. Автору удалось определить предпосылки возникновения и распространения уличного искусства на территории королевства Марокко и основные черты марокканских произведений уличного искусства. Также были рассмотрены три основные стратегии по формированию городской среды посредством стрит-арта в королевстве.
Предмет уличного искусства является междисциплинарным. Площадка реализации стрит-арта — это улица, что вводит его в сферу интересов политологов, социологов, психологов, культурологов, искусствоведов и дизайнеров. Основная задача, которая на данный момент стоит перед исследователями — это формирование терминологической базы, которая позволит структурировать существующие исследования и предоставить точку опоры для будущего поколения. Формирование стрит-арта как направления искусства до сих пор не завершено, и разногласия возникают уже на этапе его определения. Большой вклад в понимание предмета исследования делают сами художники: принимают участие в обсуждениях в сети Интернет, публикуют статьи и издают книги, выступают за демаргинализацию стрит- арта, организуют мастер-классы, читают лекции и дают интервью.
Стрит-арт рождается, функционирует и умирает на улицах. Взаимодействие с городской средой позволяет ему выйти за рамки эстетики. Одна из основных функций уличного искусства — это трансформирование городского пространства. Зачастую этот фактор используется как механизм политической пропаганды или выражения социальной борьбы. Находясь в городе, как в дисциплинарном пространстве, с одной стороны, он может выполнять образовательную функцию, а с другой, вклиниваться в окружающее пространство и ломать существующую систему знаков. В связи с ростом популярности уличного искусства, произведения художников начинают выполнять аттрактивную функцию, становясь объектом повышенного внимания со стороны туристов. И наконец, в рамках различных санкционированных и несанкционированных проектов, стрит-арт способствует повышению комфорта городской среды.
Вместе с позитивными аспектами развития наблюдаются и негативные: зачастую попытки наладить коммуникацию с рядовыми прохожими только усиливают отчуждение, а в контексте трансформации городского пространства уличное искусство становится симулякром, или декорацией, которая маскирует нежелательные процессы, происходящие как в городском пространстве, так и в обществе в целом.
Несмотря на то, что в Марокко стрит-арт в определенной мере является продуктом влияния европейской культуры, в данной работе мы рассмотрели этот феномен с разных точек зрения. Был произведен поиск предпосылок, которые способствовали росту популярности уличного искусства в Марокко в контексте классического арабо-мусульманского искусства. Один из выводов, к которым мы пришли в результате исследования: иллюстративность стрит- арта, использование графических символов и слов имеют параллели с классическим искусством арабов, которое отличается метафоричностью, простотой и абстрактностью образов, и особым значением слова, написанного арабской вязью. Широко распространенная традиция декоративно-прикладного искусства в Марокко доказывает, что стрит-арт — это не первая попытка марокканцев улучшить окружающее их пространство.
Несмотря на то, что стрит-арт в Марокко обрел свою популярность с началом арабской весны, он миновал тот этап, когда настенные начертания носили форму политического протеста и имели деструктивный характер. Его развитие происходило в процессе всемирной музейной трансформации и была предпринята попытка сделать искусство менее элитарным, доступным необразованному зрителю. В результате, в течение последних нескольких лет на территории королевства находят площадку для творчества как местные, так и зарубежные художники разного уровня. Чаще всего появление стрит-арта обусловлено проведением различных фестивалей уличного искусства (Jidar. Toiles de Rue; Sbagha Bagha; 6 Marrakech Biennale of Modern Art) либо созданием проектов по трансформации небольших городов, превращающих их в центры уличного искусства (Асила, Аземмур). Иногда стрит-арт инициируется горожанами (Танжер, Мартиль), с его помощью они облагораживают окружающее пространство и иногда соревнуются в этом мастерстве друг с другом [Приложение, рис. 25, 26]. От жителей и общественных организаций идет инициатива по созданию проектов, которые способствуют улучшению городской среды. Помимо социальных целей, организаторы проектов заявляют о желании прекратить «молчание» городских стен.
В ходе исследования мы проанализировали разницу между понятиями «граффити», «стрит-арт» и «паблик-арт». В связи с тем, что на территории Марокко большое количество уличных изображение создано при поддержке государства, будет корректным причислить их к «паблик-арт».
В результате данного исследования можно сделать следующие выводы:
• Мероприятия, которые используют стрит-арт как основное средство улучшения городской среды, имеют большие масштабы, требуют тщательной подготовки и поддержки правительства, тем самым, способствуя привлечению внимания к городской среде.
• Организация фестивалей и других мероприятий, которые популяризируют уличное искусство, способствуют формированию комфортной городской среды. Это видно на примере городов Асила и Аземмур, ставших центрами уличного искусства. Однако, на примере этих же городов видно, что проблемы городской среды невозможно решить исключительно с помощью уличного искусства.
• Необходимо повышать уровень образования горожан, обеспечить способность оценивать эффективность мероприятий, поддерживать частные инициативы. С каждым годом на территории королевства растет количество мероприятий, раскрывающих потенциал уличного искусства как средство решения проблем визуальной экологии, образования и городского пространства. Примерами таких мероприятий являются ежегодные фестивали: «Jidar. Toiles de Rue» в Рабате, «Sbagha Bagha» в Касабланке, биеннале современного искусства в Марракеше и Эс-Сувейре. Официальные мероприятия стали примером для жителей других городов: стрит-арт на стенах медины города Танжер является частной инициативой. Это меняет внешний вид города.
Василий Кандинский писал, что искусство является частью духовной жизни и одним из наиболее мощных ее факторов. [Кандинский, с. 10] В искусстве отражаются веяния и проблемы времени, переосмысливается прошлое, оно является неотъемлемой частью культуры, в какой-то мере ее индикатором. «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств» [Кандинский, с. 5]. Стрит-арт — это одно из наиболее живых, динамичных и ярких направлений в современном искусстве. Он способен выполнять не только эстетическую роль, но и быть зеркальным отражением реакции общества на политические события. Развиваясь в разных плоскостях, уличное искусство напрямую связано как с городской средой и ее комфортом, так и с духовной жизнью общества.
Биттер — Биттер М. В. Фестиваль уличного искусства и граффити «Стенография» как форма репрезентации современного искусства // Человек в мире культуры. Екатеринбург, 2016. С. 18-21.
Бодрийяр — Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Добросвет, 2000. 378 с.
Буркхардт, 2009 — Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение. Таганрог: Ирби, 2009. 288 с.
Буркхардт, 1999 — Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М.: Алетейя, 1999. 216 с.
Витюк Е. Ю. Городская среда как арт-объект // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2012. С. 43-48.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. Т.3 - СПб.: Азбука-классика, 2005. 744 с.
Дьяков — Дьяков Н.Н. Марокко. История, культура, религия. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1993. 180 с.
Желтов — Желтов В.В., Желтов М.В. Марокко: реформирование как инструмент преодоления революционного сдвига // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2015. С. 138-145.
Зиммель — Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4. М., 2002. C. 23 - 34.
Кандинский — Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Эксмо, 2016. 160 с.
Кирсанова — Кирсанова Е. А. Социально-философский анализ концепций стрит-арта: генезис и подходы к определению феномена // Вестник Томского государственного университета. № 38. Томск, 2017. С. 121-129.
Коран — Коран / Пер. и коммент. М.-Н.О. Османова. - М.: Ладомир, 1995. 587 с.
Кузовенкова Ю. А. Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб., 2017. С. 66 - 69.
Лагодина Е. В. Комфортная городская среда глазами простого горожанина // Северо-Кавказский психологический вестник. Ростов-на-Дону, 2013. С. 9-12.
Лэндри — Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика XXI, 2005. 399 с.
...