Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности кризиса тридцати лет

Работа №131383

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 человек (в возрасте от 27 до 35 лет).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 6
1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов 6
1.2 Особенности протекания кризиса 30 лет 8
1.3 Протекание кризиса у мужчин и женщин 12
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методология и программа исследования 17
2.2. Методы и методики исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРИЗИСА 30 ЛЕТ 21
3.1. Результаты диагностики переживания кризиса личностью .21
3.2. Результаты анализа описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ» 23
3.3. Результаты диагностики индивидуально-типологических особенностей 25
3.4. Результаты корреляционного анализа показателей переживания кризиса 30 лет и индивидуально типологических-особенностей субъектов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

В терминах психического здоровья кризис относится не обязательно к травмирующей ситуации или событию, а к реакции человека на событие. Один человек может быть глубоко затронут событием, в то время как другой практически не страдает от его последствий. Китайское слово, обозначающее кризис, дает прекрасное представление о компонентах данного явления. Слово "кризис" на китайском языке образовано из иероглифов, обозначающих опасность и возможность.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но он также дает возможность либо роста, либо упадка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый человек в мире сталкивался с периодом острого протекания возрастного кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, появлению психосоматических заболеваний у взрослых, перестройке мотивационной сферы личности, возникновению проблем с адаптацией и тд. Именно поэтому проблема профилактики протекания возрастных кризисов очень актуальна.
Теоретический материал для исследования взят из работ Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой, Э.Эриксона, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.
Исследование 2016 года, опубликованное в Международном журнале поведенческого развития, выявило положительную сторону кризиса 30 лет — любопытство. Исследователи обнаружили, что люди, которые переживали кризис — будь то кризис четверти жизни или кризис 30 лет, — испытывали повышенное любопытство к себе и окружающему миру в целом. Испытываемые участниками трудности и неуверенность привели к открытости новым идеям, которые могли принести понимание и творческие решения. Это любопытство может привести к новым прорывам или новым возможностям, которые могут стать лучом надежды в разгар кризиса [28].
Исследование психологического кризиса тридцати лет очень важно, потому что это время, когда многие люди встречаются с значительными преобразованиями в своей жизни. В этом возрасте человек переходит от юности к зрелости, осваивает новые роли в жизни и начинает осознавать свои цели. В этом этапе часто происходят изменения в карьере, отношениях и семейных обстоятельствах.
Исследование психологического кризиса 30 лет помогает людям лучше понимать их эмоции, желания и мотивации. Приобретённые знания содействуют людям принимать наиболее благоприятные решения, укреплять отношения и стать более уверенными в себе. Кроме того, изучение психологического кризиса в тридцать лет помогает психологам и консультантам оказывать лучше поддержку и помощь клиентам в этом периоде жизни.
Курсовая работа содержит введение, теоретическую главу, в которой рассматриваются сущность и признаки кризиса тридцати лет, методы определения и измерения психологической особенности протекания данного периода.
Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей кризиса тридцати лет.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «возрастные кризисы»;
2. Определить особенности протекания кризиса у мужчин и женщин;
3. Охарактеризовать роль и значение кризиса в развитии личности;
4. Провести исследование по выявлению связи показателей личностного кризиса 30 лет и индивидуально - типологическими особенностями субъектов, и особенностями их самоактуализации;
Объектом исследования курсовой работы является группа людей, достигших 30 лет.
Предметом исследования курсовой работы – связь показателей переживания личностного кризиса 30 лет и индивидуально-типологических особенностей субъектов.
Гипотеза: Показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В курсовой работе исследованы индивидуально-типологические особенности субъектов и особенностями их самоактуализации, а также связь с показателями переживания личностного кризиса 30 лет.
Материалом для исследования послужили теории Л.С. Выготского, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, концепции Э.Эриксона и Ж.Пиаже, труды отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др. В исследовании были подобраны методологические основы для проведения эмпирического анализа. Основные методики:
1. Анализ описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ»;
2. Диагностика индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик);
3. Диагностика переживания кризиса личностью;
Как показало проведенное исследование, показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.
Мы обнаружили взаимосвязь таких личностных качеств, как лабильность и тревожность с показателями кризиса, а также такого показателя самоактуализации, как взгляд на природу человека.
Один из факторов, влияющих на протекание кризиса, - это личностные особенности человека. Некоторые люди более склонны к тревожности, депрессии и панике, что может усугубить кризисную ситуацию. Другие люди имеют более высокий уровень самоконтроля и способны лучше справляться со стрессом. У многих респондентов были выявлены: повышенная тревожность за будущее, падение мотивации и веры в себя. В данном периоде человек переживает о профессиональной реализации, о успехах в личной сфере (наличие или отсутствие партнера/детей), достигнуты ли цели, поставленные в юности и какие перспективы повышения качества жизни в будущем. Социальные нормы и общественные правила, которых человек выполнил или не выполнил, подвергаются жесткому анализу и сопоставлению. Наряду с двумя графами: «достиг» и «не достиг» — появляется третья: «уже никогда не достигну». Чем старше человек становится, тем меньше перспектив. Вот почему кризис среднего возраста неизбежно начинает проявляться.
Многие испытуемые находятся в периоде самоактуализации, на стадии смены образа жизни, получения новой информации, что приводит к появлению других увлечений, смены профессии и тд. Желание и открытость к изменениям, помогает протекать кризису более спокойно без глубоких травмирующих последствий.
Важным фактором является также уровень осведомленности человека о том, как справляться с кризисом. Люди, которые заранее знают, как действовать в случае кризиса, могут лучше справиться с ними, чем те, кто не имеют таких знаний.
Таким образом, на основании, проведенного исследования мы можем сделать выводы:
1. Люди с повышенным уровнем тревожности и лабильности склонны к эмоциональной напряженности, избеганию проблем, а также обладают низкой психологической устойчивостью;
2. Менее выражен кризис у людей с положительным взглядом на природу человека;
Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу исследования о том, что показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации. Особенности человека, как лабильность, тревожность, показатель самоактуализации – взгляд на природу человека, могут оказывать значительное влияние на протекание кризиса. Однако, с помощью поддержки, знаний и собственной внутренней силы, люди могут научиться преодолевать кризисы и выйти из них более сильными и уверенными.



1. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Ордена Ленина Всесоз. о-во "Знание". — М. : Знание, 1979.- 40 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / с.384
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4./ Изд-во Педагогика, 1984.- 432 с.
6. Выготский Л.С. статья "Проблемы возрастной периодизации детского развития", 1972. - № 2
7. Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с.
8. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья "Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет", 1987 – 57 с.
9. Духновский С.В., Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью (ППК)»: описание и возможности использования, 2018 – 35 с.
10. Ермолаева М. В. Психология развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2006.- 248 с.
11. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /Е.Н. Каменская. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
12. Крайг Г., Бокум Д. К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с:
13. Мухина В.С. Возрастная психология/ Издательский центр «Академия» Москва, 2015. - 656 с.
14. Н. Д. Творогова Клиническая психология: М.: ПЕР СЭ, 2007. 416 с
15. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006. – 484 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.
17. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология: курс лекций. Минск: Вышэйшая школа, 2003. - 240 с.
18. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Астрель; АСТ, 2006. – 479 с.
19. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г. – 559 с.
20. Поливанова К.Н. Аннотация "Возрастные кризисы глазами психолога и педагога". Статья, эссе, 2003. – 62 с.
21. Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель). – 349 с.
22. Робинсон, О.К., и Райт, Г.Р.Т. (2013). Распространенность, типы и предполагаемые исходы кризисных эпизодов в раннем взрослом и среднем возрасте: структурированное ретроспективно-автобиографическое исследование. Международный журнал поведенческого развития, 37 (5), 407–416 с.
23. Филип Г. Альтбах и Тору Умакоши, ред., Азиатские университеты: исторические перспективы и современные вызовы, 2004. – 361 с.
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. Изд. группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
25. Article: «Reaching for the unknown: multiple target encoding and real-time decision-making in a rapid reach task?» 2010 – 3 с.
26. Freund AM, Nikitin J, Ritter JO: Psychological consequences of longevity: the increasing importance of self-regulation in old age. Hum Dev 2009;52:21–
27. Gene Cohen: «The Mature Mind: The Positive Power of the Aging Brain», 2006, 256 pages
28. Midlife Crisis: A Debate Alexandra M. Freund Johannes O. Ritter University of Zurich, Department of Psychology, Zurich , Switzerland, 2008
29. Robinson OC, Demetre JC, Litman JA. Adult life stage and crisis as predictors of curiosity and authenticity: Testing inferences from Erikson’s lifespan theory. Inter Jour of Behavioral Dev. 2016;41(3):426-31.
30. Trope Y, Liberman N: Temporal construal and time-dependent changes in preference. J Pers Soc Psychol 2000;79:876–889.
31. URL: https://psyera.ru/ponyatie-psihologicheskogo-krizisa_7516.htm
32. URL: https://style.rbc.ru/life/6038cb839a794767baaa5912
33. URL:https://www.pravilamag.ru/life-style/197093-vopros-psihologu-chto-takoe-krizis-srednego-vozrasta-i-kak-ego-perezhit/
34. URL: https://psychologos.ru/articles/view/psihologicheskiy-krizis
35. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020829

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ