Психологические особенности кризиса тридцати лет
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 человек (в возрасте от 27 до 35 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 6
1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов 6
1.2 Особенности протекания кризиса 30 лет 8
1.3 Протекание кризиса у мужчин и женщин 12
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методология и программа исследования 17
2.2. Методы и методики исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРИЗИСА 30 ЛЕТ 21
3.1. Результаты диагностики переживания кризиса личностью .21
3.2. Результаты анализа описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ» 23
3.3. Результаты диагностики индивидуально-типологических особенностей 25
3.4. Результаты корреляционного анализа показателей переживания кризиса 30 лет и индивидуально типологических-особенностей субъектов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Выборка: 20 человек (в возрасте от 27 до 35 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 6
1.1 Понятие и сущность возрастных кризисов 6
1.2 Особенности протекания кризиса 30 лет 8
1.3 Протекание кризиса у мужчин и женщин 12
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методология и программа исследования 17
2.2. Методы и методики исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КРИЗИСА 30 ЛЕТ 21
3.1. Результаты диагностики переживания кризиса личностью .21
3.2. Результаты анализа описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ» 23
3.3. Результаты диагностики индивидуально-типологических особенностей 25
3.4. Результаты корреляционного анализа показателей переживания кризиса 30 лет и индивидуально типологических-особенностей субъектов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
В терминах психического здоровья кризис относится не обязательно к травмирующей ситуации или событию, а к реакции человека на событие. Один человек может быть глубоко затронут событием, в то время как другой практически не страдает от его последствий. Китайское слово, обозначающее кризис, дает прекрасное представление о компонентах данного явления. Слово "кризис" на китайском языке образовано из иероглифов, обозначающих опасность и возможность.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но он также дает возможность либо роста, либо упадка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый человек в мире сталкивался с периодом острого протекания возрастного кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, появлению психосоматических заболеваний у взрослых, перестройке мотивационной сферы личности, возникновению проблем с адаптацией и тд. Именно поэтому проблема профилактики протекания возрастных кризисов очень актуальна.
Теоретический материал для исследования взят из работ Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой, Э.Эриксона, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.
Исследование 2016 года, опубликованное в Международном журнале поведенческого развития, выявило положительную сторону кризиса 30 лет — любопытство. Исследователи обнаружили, что люди, которые переживали кризис — будь то кризис четверти жизни или кризис 30 лет, — испытывали повышенное любопытство к себе и окружающему миру в целом. Испытываемые участниками трудности и неуверенность привели к открытости новым идеям, которые могли принести понимание и творческие решения. Это любопытство может привести к новым прорывам или новым возможностям, которые могут стать лучом надежды в разгар кризиса [28].
Исследование психологического кризиса тридцати лет очень важно, потому что это время, когда многие люди встречаются с значительными преобразованиями в своей жизни. В этом возрасте человек переходит от юности к зрелости, осваивает новые роли в жизни и начинает осознавать свои цели. В этом этапе часто происходят изменения в карьере, отношениях и семейных обстоятельствах.
Исследование психологического кризиса 30 лет помогает людям лучше понимать их эмоции, желания и мотивации. Приобретённые знания содействуют людям принимать наиболее благоприятные решения, укреплять отношения и стать более уверенными в себе. Кроме того, изучение психологического кризиса в тридцать лет помогает психологам и консультантам оказывать лучше поддержку и помощь клиентам в этом периоде жизни.
Курсовая работа содержит введение, теоретическую главу, в которой рассматриваются сущность и признаки кризиса тридцати лет, методы определения и измерения психологической особенности протекания данного периода.
Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей кризиса тридцати лет.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «возрастные кризисы»;
2. Определить особенности протекания кризиса у мужчин и женщин;
3. Охарактеризовать роль и значение кризиса в развитии личности;
4. Провести исследование по выявлению связи показателей личностного кризиса 30 лет и индивидуально - типологическими особенностями субъектов, и особенностями их самоактуализации;
Объектом исследования курсовой работы является группа людей, достигших 30 лет.
Предметом исследования курсовой работы – связь показателей переживания личностного кризиса 30 лет и индивидуально-типологических особенностей субъектов.
Гипотеза: Показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но он также дает возможность либо роста, либо упадка. Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый человек в мире сталкивался с периодом острого протекания возрастного кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, появлению психосоматических заболеваний у взрослых, перестройке мотивационной сферы личности, возникновению проблем с адаптацией и тд. Именно поэтому проблема профилактики протекания возрастных кризисов очень актуальна.
Теоретический материал для исследования взят из работ Л.С. Выготского, К.Н. Поливановой, Э.Эриксона, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.
Исследование 2016 года, опубликованное в Международном журнале поведенческого развития, выявило положительную сторону кризиса 30 лет — любопытство. Исследователи обнаружили, что люди, которые переживали кризис — будь то кризис четверти жизни или кризис 30 лет, — испытывали повышенное любопытство к себе и окружающему миру в целом. Испытываемые участниками трудности и неуверенность привели к открытости новым идеям, которые могли принести понимание и творческие решения. Это любопытство может привести к новым прорывам или новым возможностям, которые могут стать лучом надежды в разгар кризиса [28].
Исследование психологического кризиса тридцати лет очень важно, потому что это время, когда многие люди встречаются с значительными преобразованиями в своей жизни. В этом возрасте человек переходит от юности к зрелости, осваивает новые роли в жизни и начинает осознавать свои цели. В этом этапе часто происходят изменения в карьере, отношениях и семейных обстоятельствах.
Исследование психологического кризиса 30 лет помогает людям лучше понимать их эмоции, желания и мотивации. Приобретённые знания содействуют людям принимать наиболее благоприятные решения, укреплять отношения и стать более уверенными в себе. Кроме того, изучение психологического кризиса в тридцать лет помогает психологам и консультантам оказывать лучше поддержку и помощь клиентам в этом периоде жизни.
Курсовая работа содержит введение, теоретическую главу, в которой рассматриваются сущность и признаки кризиса тридцати лет, методы определения и измерения психологической особенности протекания данного периода.
Целью курсовой работы является изучение психологических особенностей кризиса тридцати лет.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «возрастные кризисы»;
2. Определить особенности протекания кризиса у мужчин и женщин;
3. Охарактеризовать роль и значение кризиса в развитии личности;
4. Провести исследование по выявлению связи показателей личностного кризиса 30 лет и индивидуально - типологическими особенностями субъектов, и особенностями их самоактуализации;
Объектом исследования курсовой работы является группа людей, достигших 30 лет.
Предметом исследования курсовой работы – связь показателей переживания личностного кризиса 30 лет и индивидуально-типологических особенностей субъектов.
Гипотеза: Показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.
В курсовой работе исследованы индивидуально-типологические особенности субъектов и особенностями их самоактуализации, а также связь с показателями переживания личностного кризиса 30 лет.
Материалом для исследования послужили теории Л.С. Выготского, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, концепции Э.Эриксона и Ж.Пиаже, труды отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др. В исследовании были подобраны методологические основы для проведения эмпирического анализа. Основные методики:
1. Анализ описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ»;
2. Диагностика индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик);
3. Диагностика переживания кризиса личностью;
Как показало проведенное исследование, показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.
Мы обнаружили взаимосвязь таких личностных качеств, как лабильность и тревожность с показателями кризиса, а также такого показателя самоактуализации, как взгляд на природу человека.
Один из факторов, влияющих на протекание кризиса, - это личностные особенности человека. Некоторые люди более склонны к тревожности, депрессии и панике, что может усугубить кризисную ситуацию. Другие люди имеют более высокий уровень самоконтроля и способны лучше справляться со стрессом. У многих респондентов были выявлены: повышенная тревожность за будущее, падение мотивации и веры в себя. В данном периоде человек переживает о профессиональной реализации, о успехах в личной сфере (наличие или отсутствие партнера/детей), достигнуты ли цели, поставленные в юности и какие перспективы повышения качества жизни в будущем. Социальные нормы и общественные правила, которых человек выполнил или не выполнил, подвергаются жесткому анализу и сопоставлению. Наряду с двумя графами: «достиг» и «не достиг» — появляется третья: «уже никогда не достигну». Чем старше человек становится, тем меньше перспектив. Вот почему кризис среднего возраста неизбежно начинает проявляться.
Многие испытуемые находятся в периоде самоактуализации, на стадии смены образа жизни, получения новой информации, что приводит к появлению других увлечений, смены профессии и тд. Желание и открытость к изменениям, помогает протекать кризису более спокойно без глубоких травмирующих последствий.
Важным фактором является также уровень осведомленности человека о том, как справляться с кризисом. Люди, которые заранее знают, как действовать в случае кризиса, могут лучше справиться с ними, чем те, кто не имеют таких знаний.
Таким образом, на основании, проведенного исследования мы можем сделать выводы:
1. Люди с повышенным уровнем тревожности и лабильности склонны к эмоциональной напряженности, избеганию проблем, а также обладают низкой психологической устойчивостью;
2. Менее выражен кризис у людей с положительным взглядом на природу человека;
Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу исследования о том, что показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации. Особенности человека, как лабильность, тревожность, показатель самоактуализации – взгляд на природу человека, могут оказывать значительное влияние на протекание кризиса. Однако, с помощью поддержки, знаний и собственной внутренней силы, люди могут научиться преодолевать кризисы и выйти из них более сильными и уверенными.
Материалом для исследования послужили теории Л.С. Выготского, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, концепции Э.Эриксона и Ж.Пиаже, труды отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др. В исследовании были подобраны методологические основы для проведения эмпирического анализа. Основные методики:
1. Анализ описательной статистики по шкалам методики «САМОАЛ»;
2. Диагностика индивидуально-типологических особенностей (Л.Н. Собчик);
3. Диагностика переживания кризиса личностью;
Как показало проведенное исследование, показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации.
Мы обнаружили взаимосвязь таких личностных качеств, как лабильность и тревожность с показателями кризиса, а также такого показателя самоактуализации, как взгляд на природу человека.
Один из факторов, влияющих на протекание кризиса, - это личностные особенности человека. Некоторые люди более склонны к тревожности, депрессии и панике, что может усугубить кризисную ситуацию. Другие люди имеют более высокий уровень самоконтроля и способны лучше справляться со стрессом. У многих респондентов были выявлены: повышенная тревожность за будущее, падение мотивации и веры в себя. В данном периоде человек переживает о профессиональной реализации, о успехах в личной сфере (наличие или отсутствие партнера/детей), достигнуты ли цели, поставленные в юности и какие перспективы повышения качества жизни в будущем. Социальные нормы и общественные правила, которых человек выполнил или не выполнил, подвергаются жесткому анализу и сопоставлению. Наряду с двумя графами: «достиг» и «не достиг» — появляется третья: «уже никогда не достигну». Чем старше человек становится, тем меньше перспектив. Вот почему кризис среднего возраста неизбежно начинает проявляться.
Многие испытуемые находятся в периоде самоактуализации, на стадии смены образа жизни, получения новой информации, что приводит к появлению других увлечений, смены профессии и тд. Желание и открытость к изменениям, помогает протекать кризису более спокойно без глубоких травмирующих последствий.
Важным фактором является также уровень осведомленности человека о том, как справляться с кризисом. Люди, которые заранее знают, как действовать в случае кризиса, могут лучше справиться с ними, чем те, кто не имеют таких знаний.
Таким образом, на основании, проведенного исследования мы можем сделать выводы:
1. Люди с повышенным уровнем тревожности и лабильности склонны к эмоциональной напряженности, избеганию проблем, а также обладают низкой психологической устойчивостью;
2. Менее выражен кризис у людей с положительным взглядом на природу человека;
Таким образом, мы частично подтвердили гипотезу исследования о том, что показатели переживания личностного кризиса 30 лет связаны с индивидуально-типологическими особенностями субъектов и особенностями их самоактуализации. Особенности человека, как лабильность, тревожность, показатель самоактуализации – взгляд на природу человека, могут оказывать значительное влияние на протекание кризиса. Однако, с помощью поддержки, знаний и собственной внутренней силы, люди могут научиться преодолевать кризисы и выйти из них более сильными и уверенными.
Подобные работы
- Жизненные перспективы женщин с разным семейным статусом в период
кризиса тридцати лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое консультирование как средство адаптации в период кризиса среднего возраста женщин 30-35 лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ У МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА
СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЕЛОК РАЗУМНОЕ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - МОЛОДАЯ СЕМЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ БРАКЕ МОЛОДЫХ И ЗРЕЛЫХ
МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ МЕЖПОКОЛЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального
выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017



