Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация жанра автопортрета в итальянском изобразительном искусстве

Работа №131364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Итальянский Ренессанс и его влияние на феномен автопортрета 5
1.1 Автопортрет как феномен художественной культуры 5
1.2 Автопортрет до эпохи Возрождения 9
1.3 Гуманистический язык Ренессанса и жанр автопортрета 14
1.4 Характерные черты автопортрета Возрождения на примере
автопортрета Леонардо да Винчи 17
2. Ключевые этапы развития автопортретного жанра в XVII - XIX
века 22
2.1 Основные тенденции в искусстве XVII века 22
2.2 Автопортрет в эпоху классицизма и рококо 27
2.3 Особенности автопортрета в XIX веке 31
3. Автопортрет в искусстве XX века. Перспективы развития
Жанра 34
3.1 Автопортрет в эпоху «кризиса искусства» 34
3.2 Новые тенденции автопортретирования 45
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 57

Человек на протяжении многих веков и по сей день задается вопросом: Кто есть Я? Оглядываясь на разные культурно-исторические эпохи, мы обнаруживаем, что человек тем или иным способом старался обозначить свое присутствие в этом мире, где авторское «Я» выступает центром переживаний, действий и идей. Древний человек, оставляющий отпечатки своих рук на стенах пещер испытывая при этом удовлетворение, мысленно произносил «я есть». Этот незамысловатый жест, транспонировавший внутреннее во внешнее, будто позволял одолеть смерть. Человек пытался понять и растолковать мир вокруг, открывая со временем все его богатство, человек вместе с тем устремлялся осознать и свое место в этом мире. Среди многих видов искусства автопортретная живопись, как особый способ отражения жизни в разных культурно- исторических эпохах в значительной степени отвечает этой цели. Автопортрет представляет собой многозначное явление и требует исследования в очень широком контексте. С помощью него мы можем приблизиться к пониманию человеческой личности в тот или иной исторический период истории. Проблему человека можно считать центральной как в итальянском гуманизме, достигшего своего расцвета в XV в. , в период Высокого Возрождения, так и в гуманизме стран Северной Европы. Рассуждения о человеке в тот период истории занимают центральное место сначала в литературе и позднее в остальных видах искусства. Теме человека придается космический размах.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема самопознания личности, соотношения своего внутреннего и внешнего облика является в современной культуре важнейшей. Автопортрет в современной художественной культуре является одним из самых распространённых явлений, воплощаясь в различных нетрадиционных видах и формах в различных художественных практиках.
Объектом исследования является автопортрет в итальянской художественной культуре.
Предметом исследования выступает трансформация жанра автопортрета.
Цель работы - дать культурологическое осмысление жанра автопортрета как изобразительной формы самосознания художников в итальянском искусстве.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих исследовательских задач:
• рассмотреть феномен автопортрета как формы самопознания художником себя и окружающей его культурной действительности,
• Раскрыть особенности жанра автопортрета, как отражения динамизма социальной и культурной реальности.
• Осветить ключевые этапы в развитии жанра автопортрета в итальянском искусстве.
• выявить, как трактовалась мастерами различных эпох человеческая индивидуальность.
Хронологические рамки исследования: Итальянская культура от Ренессанса до современности.
Практическая польза исследования состоит в необходимости глубокого понимания специфики жанра автопортрета на разных этапах развития итальянского искусства, что поможет лучше понять процессы современной художественной культуры, где автопортрет занимает одно из важнейших мест.
Изучению автопортретного жанра посвящен обширный теоретический материал, представленный как отечественными, так и зарубежными исследователями. Рассматривая особенности итальянского Возрождения, как периода, когда, возникает жанр автопортрета наиболее значимыми были исследования таких авторов, как Баткин Л.М, Лосев А.Ф, Буркхард Я, Гарэн Э, Долгов К.М, Лазарев В.Н, Шестаков В.П, Шастель А. Осмысление феномена портрета и автопортрета осуществлялось в искусствоведческой и историко - культурологической направленности в трудах Алпатова М. В, Лотмана Ю. М, Виппера Б.Р, Галанова Б, Даниловой И.Е, Хафнера Г. Описывая и анализируя специфику художественного творчества и трансформации автопортрета в XX веке, в работе уделяется внимание таким авторам, как Арнхейм Р, Бакштейн И, Батракова С. П, Бердяев Н.А, Бычков В.В, Ортега - и -Гассет Х, Фромм Э. Большим подспорьем также послужило исследование Коном И.С трансформации самосознания в истории культуры.
Общенаучные методы исследования:
• Сравнительный анализ живописных произведений искусства
• Культурно - исторический метод исследования
• Метод теоретического анализа
• метод компаративистского анализа
Работа включает в себя три главы. Первая глава содержит в себе четыре параграфа, вторая глава состоит из трех параграфов, третья глава состоит из двух параграфов. Во второй главе рассматривается трансформации жанра автопортрета в Новое время, в третьей главе - современные формы автопортретного жанра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многие столетия мыслители Запада и Востока, в разные эпохи пытались познать природу и самих себя, свою неповторимость и уникальность. Жанр автопортрета, как определенная точка средоточия внешнего и внутреннего обретает свой расцвет в эпоху Ренессанса, в условиях растущего индивидуального самосознания. Автопортрет есть визуальная фиксация диалога художника с самим собой, со своей эпохой и культурой, что является характерной чертой для любого творческого процесса. Автопортрет является очень важным инструментом к пониманию и осмыслению различных культурных процессов. В самом процессе автопортретирования сообщается «Я» художника , произносится его художественная индивидуальность.
Проанализированные в работе ключевые этапы трансформации жанра автопортрета, позволяют заключить, что автопортрет, как порождение европейской культуры, объективирует внутренний и внешний мир личности художника, а так же стиль мышления, характерный для такой неоднозначной эпохи как эпохи Ренессанса. В автопортртретном образе сконцентрирован весь уклад художественного отражения мира . Результатом проделанной работы является вывод о том, что самопознание в автопортрете заключается в оценке своего внутреннего мира , в соотнесении его с нравственными эталонами конкретной эпохи.
Анализ, осуществленный в данном исследовании, далеко не исчерпывает заданную в ней проблематику, но задает перспективы для дальнейшего исследования такого сложного феномена как автопортрет.
Представляются перспективным рассмотрение современной художественной жизни общества, где происходит сильная активизация индивидуального в человеке, в которой появляются новые способы самопознания человеком самого себя. В современной культуре возникают новые жанровые формы автопортрета, которые помогают человеку заявить всему миру о себе. Тут вспоминаются слова известнейшего художника XX столетия Энди Уорхола :«В будущем каждый сможет стать всемирно известным на 15 минут». Прежде всего в современной культуре имеет место такое масштабное и значимое культурное явление, как «селфи», которое, на мой взгляд является продолжением жанра автопортрета и заслуживает комплексного исследования в дальнейшем. На сегодняшний день этот феномен является одним из самых массовых явлений в массовой культуре и становится неким символом нашей эпохи.



1. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма (Вопросы философии. 1989, № 3.
2. АлпатовМ. В. Очерки по истории портрета. М.-Л., 1937.
Алпатов М. В . Художественные проблемы искусства Древней Греции . М., 1987
3. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976.
4. Альберти Л.Б. Религия. Добродетель. Рок и Фортуна. М. : Изд - во Московского университета, 1985 .
5. Арган Д.К. История итальянского искусства М.: Радуга, 2000.
6. Арнхейм Р. В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем СПб. : Алетейя, 2012 .
7. Бакштейн И, Внутри карины: Статьи и диалоги о современном искусстве.
- М.:Новое литературное обозрение, 2015.
8. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М. Наука, 1978.- 199
9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.
10. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания.
М.:Российск.гос.гумат. ун-т , 2000 .
11. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990. - 413 с.-14645. Баткин Л.М. О социальных предпосылках Итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М.: Наука, 1975.
12. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. -М.: Наука, 1996.
13. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1990.
14. Бобринская Е.А. Футуризм. М.: Галарт, 2000.
15. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Интрада, 1996.
16. Бычков В.В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры Текст. / В.В. Бычков, Н.Б.Маньковская, В.В.Иванов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., : ИФРАН, 2007.
17. Виппер Б.Р. Проблема сходства в портрете./ Виппер. Б. Статьи об искусстве. //М.: «Искусство», 1970.
18. ВолковаП. Мост через бездну. М., Зебра Е, 2014.
19. Галанов Б. Искусство портрета. М., 1967.
21. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Пер. с итал. Л. М. Брагиной. М.: Прогресс, 1986.
22. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
23. Дажина В.Д. Слово и образ в творчестве Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи и культура Возрождения / [Отв. Ред. Л.М. Брагина]; Науч. Совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2004.
24. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., Российск.гос.гуманит.ун-т,1998.
25. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека //Эстетика Ренессанса. М., 1981.
26. Долгов К. М. Итальянские этюды. М.: Худож. лит-ра, 1987.
Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. Л., 1976
Леонардо да Винчи . Суждения о науке и искусстве. СПб.: Изд. Группа «Азбука-классика», 2010.
27. История тела: В 3 т. Под редакцией Алена Корбейна, Жан - Жака Куртина, Жоржа Вигарелло. Т. 3: Перемена взгляда : XX век. - М., Новое литературное обозрение, 2016.
28. Караваджо. Документы. Воспоминания современников / Сост. Белоусова Н.А. М., 1975.
29. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.
30. Костыря М.А. Автопортрет в итальянском и северном ренессансе: опыт сравнения. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Выпуск №16 / 2013.
31. Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. М., 1936
Гастев А.А. Леонардо да Винчи «Молодая гвардия» М., 1982
Леонардо да Винчи. Книга о живописи. — В кн.: Эстетика Ренессанса. Т. II. М., 1981.
32. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.
33. Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПб, 2000.
34. Лотман, Ю. М. Биография — живое лицо / Ю. М. Лотман // Новый мир. - 1985.- №2.
35. Ляшко А.В «Миф художника» в новоевропейской культуре. Парадокс автопортрета. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре.Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича.Серия «Мыслители». Выпуск№8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001.
36. «Манифесты итальянского футуризма» , М., 1914
37. Махов А. Караваджо. М.: Молодая гвардия, 2009
38. Мерло-ПонтиМ. Око и дух //Французская философия и эстетика XX века. —М: Искусство, 1995.
39. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Под редакцией В.В.Ванслова и Ю.Д. Колпинского. Сб. статей. - М.: Искусство, 1969,
40. МонтеньМ. Опыты / отв. ред. Ю.Б. Виппер ; пер. с франц. А.С. Бобовича. М. : Наука, 1979-1980.
41. Ортега -и -Гассет Х. Восстание масс; Дегуманизация искусства; Бесхребетная Испания М., 2008.
42. Паскаль Б. «Мысли»// Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. М., 1970.
43. Пиранделло Л. Пьесы. М., 1960,
44. Пчелкина Е.П. Индикаторы и последствия институционализации феномена селфи. 2015.
45. Рыбинцева Г.В. Музыкальное искусство барокко в контексте мировоззрения эпохи / Мир науки , культуры, образования №4 ( 41) Ростов - на - Дону . 2013 .
46. Фромм.Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии . - М., 1998.
47. ФукоМ. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977.
48. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности М.: Прогресс, 1984.
49. Шестаков В.П Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1981.
50. Эко У. История красоты- М.: Слово/Slovo, 2005.
51. Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. Т. 2. / сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981.
52. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. СПб., Азбука-классика, 2004.
53. Яременко С.Н. Внешность человека в культуре. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ. 1997.
54. Argan, G.C. L'arte moderna 1770-1970 / G.C. Argan. Firenze, 1970.
55. Azara Pedro L' occhio e l'ombra. Sguardi sul ritratto in Occidente 2005
56. GoldbergR. Performance Art: From Futurism to the Present. London; New York: Thames & Hudson, 2001.
57. Caterina Ferri« Autoritratto:specchio dell’io o rappresentazione allo specchio» 2001.
58. James Hall L’autoritratto/ Una storia culturale. Torino Einaudi 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ