Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ШВЕДСКОЙ МОДЕЛИ НА ОСНОВЕ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ СТОКГОЛЬМА В 20-Е И 70-Е ГГ. ХХ ВЕКА

Работа №131359

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теория шведской модели и городского планирования 11
§ 1. Общая характеристика шведской модели 11
§ 2. Связь между социальными изменениями и городским развитием 21
Глава 2. Развитие Стокгольма: теория и практика городских изменений 26
§ 1. Основные тенденции развития Стокгольма 26
§ 2. Изменения в жилищной сфере 31
§ 3. Инфраструктурные изменения Стокгольма 43
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 53

Настоящее исследование посвящено изучению шведской модели. Сегодня Швеция по праву считается одним из самых благоприятных для жизни государств. Последние исследования доказывают, что по ряду параметров Швеция входит в десятку самых благополучных стран в мире.1 Неудивительно, что т.н. "государство благосостояния" привлекает к себе внимание видных исследователей из разных сфер. Изучению шведской модели было посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако многие области этой темы до сих пор являются дискуссионными и слабо изученными. К числу спорных вопросов можно отнести эффективность модели, понятие шведского социализма, хронологические рамки этого явления.
Вместе с тем представляется важным проанализировать модель не только с точки зрения экономических показателей, политических программ и проведённых реформ, но и с позиции реальных изменений условий жизни граждан этого государства.
Сегодня всё больше набирают популярность исследования, посвящённые морфологии и истории города. Такой исследовательский интерес объясняется тем, что развитие города, которое включает в себя, в первую очередь, изменения жилищной сферы, транспорта и инфраструктуры, является маркером социальных изменений. Поэтому представляется важным для изучения эффективности социально-экономического развития проследить изменения в городе, их характер и причины этих изменений.
В основе исследования лежит сравнительный анализ развития Стокгольма в два периода: с 1920 по 1930 г. и с 1970 по 1980 г. Несмотря на то, что каждый город в Швеции имеет особую специфику, Стокгольм является отражением основных тенденций развития государства и реализации государственной политики. Учитывая массивный объём работ, посвященных как шведской модели, так и урбанизации Стокгольма, стоит отметить, что исследований, отражающих характер развития жилищной и транспортной сферы в 1920-е годы, не обнаружено, а исследования этих областей в 1970-е годы ограничиваются описанием общих тенденций без опоры на данные, отражающие реальные изменения в положении рядовых шведов. Таким образом, актуальность исследования объясняется как недостаточной степенью его изученности в обозначенных хронологических рамках, так и тем, что в рамках данной работы привлекается широкий спектр статистических и картографических материалов, позволяющих расширить представления о городской среде Стокгольма и её связи с существовавшей в Швеции системой государственного управления.
Как в отечественной, так и в зарубежной историографии феномен шведской модели занимает значительное место и до сих пор не перестаёт привлекать внимание исследователей. В связи с этим данная тема довольно подробно изучена. Все исследования, посвященные шведской модели, условно можно условно разделить на 3 категории. Общие и обзорные работы, суммирующие характерные черты модели. Кроме того, исследования, которые подробно анализируют определённую область «государства благосостояния». И наконец, труды, рассматривающие Шведскую модель на современном этапе. В настоящем исследовании были использованы работы как отечественных исследователей, так и зарубежных. Такие отечественные исследователи, как А.М. Волков,2 И.В. Гришин,3 К.Г. Горохова,4 Н.М. Антюшина,5 А. Лебедев,6 А.С. Кан7 внесли значительный вклад в изучение шведской модели. В зарубежной историографии разработка этого вопроса представлена работами Н. Санандаджи,8 Т. Андерсена, 9 Б. Холмстёма, С., Н. Кристенсен, 10 О. Литторина, 11 Г. Эспинг-Андерсена, 12 К. Эклунда.13 Несмотря на значительный вклад в изучение вопроса, все эти работы не лишены недостатков. Узконаправленные исследования не освещают проблемы системного анализа изучаемого явления, обзорные же лишь дают поверхностное понимание специфики феномена шведской модели, а изучение современных реалий проблемы оставляют открытыми вопросы собственно её формирования. В отечественной историографии исследования ограничиваются хронологическими рамками с нижней чертой, установленной в 1960 г., а обзорные работы, затрагивающие истоки модели, лишь в общих чертах характеризуют их.
Что касается изучения города, в отечественной историографии не существует исследований, посвященных историческому анализу развития Стокгольма как комплексной структуры. Поэтому для освящения этой темы были использованы работы, характеризующие отдельные сферы городского пространства. Из работ отечественных исследователей заслуживает внимания монография А.В. Иконникова «Современная архитектура Швеции».14 Данная работа носит описательный характер Стокгольма с точки зрения развития архитектуры в ХХ веке. Автор использует как планы города, так и планы конкретных квартир жителей города. Другим не менее важным исследованием, использованным в работе, является монография Б.Л. Васильева и Г.Д. Платонова «Градостроительная практика и жилищное строительство в скандинавских странах», в которой авторы сравнивают подходы к организации градостроительных работ в Швеции, Дании и Норвегии.15 В исследовании сделан упор на критический анализ сходств и различий в подходах по аналогичным параметрам. Большой вклад в разработку вопроса внесла работа В.Г. Гроссмана «Городские жилые дома в Швеции».16 В монографии подробно описана реализация жилищной политики в Швеции в первой половине ХХ века. Автор подробно характеризует принципы жилой застройки в этот период, типы домов и изменения облика города. В наибольшей степени проблематика жилищной политики в Швеции была раскрыта в труде Н. Воронцовой «Шведский опыт решения жилищной проблемы».17 Все эти исследования носят качественный характер изучения проблематики развития города, однако не дают отсылок к законопроектам, предшествовавшим этим изменениям, что приводит к разрыву восприятия развития города с историческим контекстом.
Труды зарубежных исследователей, использованные в данной работе, затрагивают проблемы развития Стокгольма под другим углом, поэтому их можно разделить на несколько категорий: исследования, посвященные принципам городского планирования, работы, описывающие транспортную политику в Швеции в ХХ веке и исследования в области жилищной политики социал-демократов. К первой категории относятся работы Е. Оддмана, Д. Далберга, 18 К. Астрёма, 19 в которых исследователи прослеживают изменения городского планирования и дают подробную характеристику принципам урбанизации в Швеции. Вторая категория содержит работы К. Элмберга, 20 Б. Хассельгрена, 21 П. Уайта.22 К третьей категории можно отнести исследования Т. Стрёмберга,23 Б. Хидей,24 Г. Эспинг-Андерсен,25 в которых авторы анализируют политику, проводимую социал-демократами в области жилищного строительства. Авторы работ опираются на широкую исследовательскую базу и архивные материалы.
Также в настоящем исследовании были использованы работы, посвященные теории городского развития Стокгольма. К их числу относятся работы Л. Кинг и З. Кравченко, 26 А. Леджеби, 27 Л. Вирта, 28 Б. Хермелин, 29 А. Вестранд.30 В отечественной историографии эта тема представлена в виде работ, касающихся определённых сторон урбанизации Стокгольма, таких исследователей, как О. Песляк, 31 С. Холявко, 32 О. Сидорина.33
В целом историографический анализ показывает, что тема развития городского пространства Стокгольма в отечественной историографии разработана недостаточно полно. Работы либо затрагивают вопросы изменений в городе в отрыве от исторической канвы, либо наоборот описывают реформы, влияющие на развитие города, но без приведения материала, отражающего реальные результаты этих реформ. Также стоит отметить, что исследования этой темы сейчас уже несколько устарели. В отечественных работах, посвященных этой проблематике, верхняя граница хронологических рамок задана 1970 годом. Также довольно мало сведений эти исследования дают относительно развития Стокгольма до 30-х годов ХХ века.
Несмотря на многообразие подходов изучения шведской модели, характер исследований имеет в большей степени теоретический уклон, что в результате порождает множество дискуссий, о которых говорилось выше. В связи с этим нам представляется важным проследить зарождение и становление модели на основе сравнения жизненных условий граждан в рамках развития города в период первого десятилетия нахождения у власти Социал-демократической рабочей партии Швеции, когда только начинали формироваться особенности «модели» и в период значительной потери популярности этой партии, когда система, названная шведской моделью, начала давать определённые плоды и поэтому можно проследить первые результаты проводимой политики.
Объект исследования - городское пространство Стокгольма в 1920-е и 1970-е гг.
Предмет исследования - особенности развития городского пространства Стокгольма в указанные хронологические рамки в связи с существовавшей государственной системой Швеции.
Целью работы является выявление влияния политики, проводимой государством, на изменение условий жизни граждан на основе анализа развития городского пространства Стокгольма в период нахождения у власти Социал-демократической рабочей партии Швеции.
Задачи работы:
1. Провести обзор тенденций изучения шведской модели и теории развития городского пространства в отечественной и зарубежной историографии;
2. Рассмотреть изменение тенденций в развитии Стокгольма в ХХ веке;
3. Проанализировать изменения в подходах решения проблем развития города (жилищного и транспортного вопросов) с 20-х по 70-е годы ХХ века;
4. Сравнить жилищные условия и транспортную систему в 20-е и 70-е годы ХХ века;
5. Проследить корреляцию между реформами в области городского развития и реальными изменениями жизненных условий населения Стокгольма.
Методология исследования включает несколько методов: компаративный анализ планов города, статистический анализ и историографический анализ.
Источниковая база исследования включает в себя:
• данные статистических ежегодников Стокгольма за 1926, 1930, 1936, 1975, 1981 гг.
• планы Стокгольма за 1922, 1925, 1976 гг.
• транспортные карты города за 1920 и 1967 гг.
Структура исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава разделена на два параграфа и включает в себя обзор теорий, связанных с изучением шведской модели и развития городского пространства, а также хронологию, отражающую формирование «модели».
Вторая глава подразделяется на три параграфа и представляет собой компаративный анализ жилищных условий и транспортной инфраструктуры в заданных хронологических рамках, а также обзор изменений планировки города в этот период.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотренные периоды в социально-экономической и политической истории Швеции очень важны в контексте становления шведской модели. Начало двадцатого века поставило перед государством ряд задач, решив которые можно было произвести качественный переворот в развитии страны, а проигнорировав - привести к разрушительным последствиям. Двадцатые годы, выбранные опорным пунктом для сравнительного анализа, были тем временем, когда к власти впервые пришли социал-демократы. Время их нахождения у власти было наполнено ожиданиями на коренные изменения в стране. Однако при обнадёживающей программе партии и революционных для того времени идеях провести реформы, способные сильно изменить жизнь граждан, не удалось. Семидесятые годы, выбранные в качестве второго опорного пункта для проведения компаративного анализа, наоборот отличались качественными переменами, выражавшимися в улучшении уровня жизни, выравнивании положения граждан и развитии социальных учреждений.
Проведенное исследование позволило проследить логику развития города параллельно с рассмотрением проводимой государством социально­экономической политикой и провести глубинный компаративный анализ Стокгольма в контексте двух десятилетий, связанных с приходом к власти и потерей популярности Социал-демократической партии Швеции.
В ходе работы были проанализированы изменения в Стокгольме по ряду параметров. Во-первых, благодаря статистическим данным удалось выяснить, как изменились жилищные условия жителей Стокгольма с 1920 по 1980 гг. Сравнивая данные за 1920-й и 1980-й гг., мы пришли к выводу, что наряду с увеличением количества жилых домов, а вместе с тем и сокращению до минимума переполненных жилищ, к 1980 году были значительно улучшены жилищные условия граждан. Это проявилось в проведении центрального отопления практически во все дома, расширении средней жилплощади на человека и увеличении квартир, оборудованных всем необходимым. Также была значительно снижена арендная плата за жильё, что расширило доступ к качественному жилью. Наряду с этим удалось установить динамику развития жилищной сферы в каждое из обозначенных десятилетий. Полученные данные позволили прийти к выводу, что динамика развития жилищной сферы в первое десятилетие нахождения у власти социал-демократов была относительно слабой, что напрямую коррелируют с проводимой в те годы политикой невмешательства государства в жилищный сектор и главенство рыночных механизмов в этой сфере. Вместе с тем, анализ проводимой политики в заданных хронологических рамках позволил проследить корреляцию между реформами, лежащими в основе становления шведской модели и улучшением жилищных условий. Так, описанные выше показатели пересекаются со временем реализации крупнейшей жилищной кампании, организованной государством. Осуществление мер в области жилищного вопроса, в свою очередь, стало возможным благодаря проводимой политике вмешательства государства в сферу жилищного строительства. Также были проанализированы изменения в области градостроительства и транспортной инфраструктуры. Сравнительный анализ планов города за 1920-е и 1970-е годы позволил прийти к выводу, что уже к середине семидесятых значительно изменившийся Стокгольм не был подвержен стихийному разрастанию. Наоборот образование новых районов было подчинено заданной логике, не в последнюю очередь связанной с транспортной структурой. Новые районы, образовывавшиеся в силу реализации ранее описанной жилищной политики, были успешно интегрированы в общую структуру города, о чём говорят развитая инфраструктура районов, разветвлённые транспортные сети и относительно дешёвый проезд на общественном транспорте. Воплощение в жизнь такого концепта стало возможным не в последнюю очередь благодаря национализации общественного транспорта и следованию принципам генерального плана. Однако стоит отметить, что общие принципы планирования были заложены гораздо раньше, чем начала осуществляться политика влияния государства на грядообразование. Вместе с тем, нужно учитывать, что такие резкие изменения в городе стали возможны благодаря высоким темпам экономического развития, наблюдавшихся в период становления шведской модели.


Неопубликованные документы.
Фонды шведских архивов:
1. Krigsarkivet (Военный архив), Стокгольм Tryckta stadplaner, 432.073.078. Tryckta stadplaner, 432.073.079.
Опубликованные документы.
2. Program for Swerges Socialdemokratiska Vansterparti. Stockholm, 1920.
Статистические ежегодники.
3. Allman oversikt av byggnads- och bostadsforhallandena I Stockholm 1900-1925 // Statistisk arsbok fou stockholms stad. 1926. Stockholm: Stockholms stads statistiska kontor, 1926. S. 76-77.
4. Byggnadsverksamheten och bostadsforhallandena i Stockholm aren. 1869-1929 // Statistisk arsbok fou stockholms stad. 1930. Stockholm: Stockholms stads statistiska kontor, 1930. S. 96-97.
5. Allman oversikt av byggnads- och bostadsforhallandena I Stockholm vid slutet av aren 1900-1930 // Statistisk arsbok fou stockholms stad. 1936. Stockholm: Stockholms stads statistiska kontor, 1936. S. 78-79.
6. Bostadslagenheter, boningsrum och kok 1965-1974 // Statistisk arsbok fou stockholms stad // Statistisk arsbok fou stockholms stad. 1975. Stockholm: Stockholms stads statistiska kontor, 1975. S. 108.
7. Bostadslagenheter, rum och kok samt boendetathet 1970-1980 // Statistisk arsbok fou stockholms stad. 1981. - Stockholm: Stockholms stads statistiska kontor, 1981. S. 120.
Иные источники.
8. The 2017 Legatum Prosperity Index [Electronic resource] // Сайт Legatum Institute. URL: http://www.prosperity.com/rankings (дата обращения 10.04.2018).
9. Stockholmskallan. URL: https://stockholmskallan.stockholm.se/sok/?q=&map=true&alternatemap=tr ue (дата обращения: 8.04.2018)
10. Stockholmskartor fran 1967 [Electronic resource] // Сайт: Stockholmskallan. URL: http://media.sparvagsmuseet.se/kartor/Karta_1967_staden/1967_staden.ht ml (дата обращения: 16.04.2018)
Исследовательские работы.
Научные статьи в периодических научных изданиях и сборниках:
11. Антюшина Н. Сущность и перспективы североевропейской модели // Социальная Европа в XXI веке. Сб. статей/ под ред. М.В. Каргалова М., 2011. С. 299-320.
12. Бергстрём В. Партийная программа и экономическая политика: социал- демократы у власти // Создавая социальную демократию. Сто лет социал- демократической рабочей партии Швеции. Сб. статей/ под ред. Мисгельд К. [и др.]. М., 2001. С. 185-233.
13. Воронцова Н. Шведский опыт решения жилищной проблемы // Инновационные стратегии развития экономики и управления. Самара. 2014. С. 187-191.
14. Гришин И. В. Дихотомия рынок-политика в шведской модели развития // Социальное развитие в условиях экономических трансформаций. М., 2001. С. 76-87.
15. Гришин И. В. Социал-демократия Швеции - трудное расставание с прошлым // Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. №9. С. 72-84.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ