Оглавление 2
Введение 3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА КОНТЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА 12
1.1 Процесс трансформации современных СМИ: дигитализация, конвергенция, гибридизация СМИ и принципы отбора контента 12
1.2 Редакционные стратегии интернет-СМИ: тенденции развития, аудитория как фактор формирования контента 40
ГЛАВА 2. МОНЕТИЗАЦИЯ ОНЛАЙН-СМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 70
2.1 Стратегии монетизации российских онлайн-СМИ 70
2.3 Цифровой спецпроект как особая стратегия монетизации онлайн-СМИ 90
ГЛАВА 3. МЕДИАКОНТЕНТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕГМЕНТОВ МЕДИАСФЕРЫ 97
3.1. Цифровые спецпроекты в России: критерии оценки, принципы успешной стратегии интернет-СМИ 97
3.2 Реализация мультимедийных контент-стратегий в России: мультимедийный контент в редакции «Коммерсантъ» 104
Заключение 125
Список используемой литературы: 131
ПРИЛОЖЕНИЯ 138
Приложение 1. Иллюстрации 138
Приложение 2. Таблицы 143
Приложение 3. Графическая репрезентация результатов исследования 145
В данной работе анализируются мультимедийные контент-стратегии, эффективность цифровых спецпроектов в современных сетевых СМИ, пути их монетизации в связи с трансформацией системы СМИ в России, а именно - вследствие появления и развития конвергентных медиа. В работе приводится краткое описание уже сформировавшихся изменений и рассматриваются новые тенденции в преобразовании принципов редакционного выбора контента.
Параллельно с рождением и развитием онлайн-СМИ эволюционирует и сама журналистика, а соответственно и производство медиаконтента. В последние десятилетия СМИ находятся в непрекращающемся процессе трансформации под влиянием социальных (потребности аудитории), экономических (монетизация) и технологических факторов (внедрение новых IT-инструментов в медиа и в целом развитие web 2.0). Следовательно, в нашей работе мы рассматриваем влияние изменения всех этих трех факторов на контент, в том числе в аспекте его редакционного отбора для разных платформ внутри одной редакции.
Главными стратегиями российских СМИ в результате социальных (потребности аудитории), экономических (монетизация) и технологических факторов (внедрение IT-технологий, переход рынка и аудитории на другую платформу) в глобальной перспективе являются развитие мультимедийности, интерактивности, стремление к качественному контенту: оперативным новостям, глубокой и серьезной аналитике.
За двадцать четыре года существования Рунета СМИ накопили значительный опыт в области создания и функционирования средств массовой информации в новой информационной среде. Таким образом, параллельно с рождением и развитием онлайн-СМИ эволюционирует и сама журналистика, а соответственно, и медиаконтент.
Одной из самых заметных тенденций последнего времени становится диверсификация. Расширение сферы производства онлайн-СМИ означает выпуск новых «медиапродуктов», ориентация на новую аудиторию, увеличение каналов распространения. В начале нулевых процесс развития интернета в России был довольно медленным из-за инфраструктурных и социально-экономических факторов, но с 2007 заметно широкое и быстрое распространение цифровой коммуникации. Так, с 2007 по 2010 аудитория интернета в России увеличилась на 22% (почти 60 млн. - самый высокий показатель в Европе с точки зрения населения страны; «Russia Internet Usage and Marketing Report» from Internet World Statistics in 20101), а в 2015 году эта цифра уже достигла 77 миллионов2 российских граждан, которые являются постоянными интернет-пользователями, по данным Минкомсвязи России. Проникновении интернета в России в 2018 составляет 80% (данные ФОМ, ВЦИОМ3).
Таким образом, на сегодняшний день является обычной практикой создание онлайн-версий печатных СМИ. Это показывает, что и аудитория, и сами редакции уходят в интернет (по данным крупного сервиса статистики для сайтов liveinternet на территории Российской Федерации доступен 7 169 сайт интернет-СМИ на русском языке (данные за апрель 2017 года))4. Конечно, формообразующим фактором развития виртуальной реальности является развитие компьютерных сетей.
При этом, согласно данным Роскомнадзора, приведенным в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2016 год, к середине 2015 года в Российской Федерации было зарегистрировано 9,7 тыс. электронных средств массовой информации, 58% из которых составляют периодические электронные издания, 34% - сетевые издания без указания периодичности, и 8% - блоги5. По информации «Бюро тиражного аудита», на февраль 2015 регулярно издаются 688 печатных изданий, которые размещают у себя рекламные модули, то есть являются бизнесом.
В 2010 году компания ComScore, занимающаяся анализом данных в области интернет-технологий, оценила Россию как страну, в которой аудитория социальных сетей является наиболее вовлеченной в процесс: по количеству времени русские тратят в социальных сетях больше, чем другие люди по всему миру (9,8 часов на одного посетителя в месяц). При этом большинство российских электронных СМИ представлены хотя бы в одной из социальных сетей: 10 из 10 - «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter»; 5 из 10 - в «Одноклассниках»; 3 из 10 - в «Instagram». Многие электронные СМИ имеют мобильные версии, 50% которых доступны сразу на трех платформах: 8 из 10 - на iOS; 7 из 10 - на Android; 6 из 10 на Windows Phone (данные Роскомнадзора)6. В России самый большой рынок мобильной связи в Европе. В быстро растущем секторе доминируют три основных поставщика услуг (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон»), которые расширились на национальном уровне за счет приобретения небольших региональных поставщиков услуг. MVNO также начали предоставлять услуги. Конкуренция на ключевых рынках Москвы и Санкт-Петербурга ожесточена из-за более высоких уровней ARPU и MOU.7
Аудиторию интернет- и печатных СМИ сложно сравнивать из-за отсутствия методов качественного исследования читателей печатных изданий. Возможным представляется лишь сопоставление некоторых количественных показателей. Так, число пользователей интернет-СМИ (68.2 млн человек в месяц, по данным популярного рейтинг ресурсов по посещаемости «Рамблер» за апрель 2017 года) в России количественно превышает число читателей печатных изданий (общий тираж печатных изданий в 2014 в России составил 9 421 593 900, как следует из базы данных общего годового тиража издания газет по субъектам РФ, размещенной на сайте Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)). Тиражи печатных изданий падают, а аудитория онлайн-СМИ увеличивается. Очевидно, что аудитория выбирает онлайн-СМИ благодаря удобству потребления контента, что выражается в мобильности, быстром поиске нужной информации, возможности просмотра контента с различных девайсов, а также в оперативности размещения материалов, которые максимально визуализированы благодаря возможностям веб-сайта и в целом развитию web 2.0. В борьбе за внимание своей аудитории сетевые СМИ работают с форматами конвергентной журналистики. Сегодня публикации в сети образуют пересечение технологий и культуры, мультимедиа же «позволяют на уровне полноценной интеграции и взаимопроникновения произвести синтез технологий и искусства». Инструменты IT, являющиеся зачастую функционалом сайта, позволяют визуализировать контент и сделать его интерактивным. Это можно считать тенденциями развития журналистского нарратива в интернете.
Следовательно, читатель может потреблять контент, включающий в себя текст, иллюстрации, видео, графику, а также различные инструменты сайта. Так, благодаря цифровым спецпроектам реализуется тенденция к предельной визуализации и интерактивности за счет возможностей виртуальной реальности. Кроме того, повышается качественные показатели эффективности публикации: количество просмотров, глубина просмотров, коэффициент кликабельности (CTR) и общая рентабельности (так как аудитория, заинтересованная темой спецпроекта, переходит по гиперссылкам с одной страницы сайта на другую). Поэтому на сегодняшний день онлайн- СМИ могут конкурировать и вытеснять не только печатные издания, но также и телевидение, и радио.
Таким образом, усиление конвергентных процессов, внедрение новых IT-инструментов в медиа и в целом развитие web 2.0 приводит к трансформации медиаконтента в средствах массовой информации и к появлению форматов подачи информации в сетевых средствах массовой информации, основанных на пересечении жанров традиционной журналистики. Соответственно традиционные технологии создания контента в условиях новых медиа также подвергаются изменению.
Процесс «медиаконвергенции, ставший определяющим в развитии современной медиасферы последнего десятилетия, породил принципиально новый тип СМИ - сетевые электронные издания (интернет-СМИ), которые в полной мере реализуют принципы мультимедийности, интеграции и взаимодействия»8.
В 2012 году на сайте The New York Times («Нью-Йорк Таймс») вышел большой материал, созданный целой командой: вэб-разработчики, дизайнеры, редакторы, операторы и фотографы, специалисты по «юзабилити» - Snow Fall. Данный проект рассказывал о сходе лавины в Каскадных горах США: читатели смогли увидеть не просто текст, а целое интерактивное представление, в которым был инновационный подход к подаче материалов вообще (верстка, графика, интеграция мультимедиен в текст), что помогало читателю окунуться в атмосферу «снегопада». Проект стал очень популярным: более 4 млн охваченных пользователей. Snow Fall является достижением с точки зрения мультимедийных контент-стратегий в интернет-СМИ. Так, слово «сноуфолл» стало нарицательным (комплекс технологических решений) и вошло в лексикон журналистов. Так, около пяти лет цифровой спецпроект является рекламным форматом для российских СМИ.
Актуальность работы обусловлена тем, что процесс трансформации российских СМИ остается малоизученным, а соответственно, и технологии создания цифровых спецпроектов также остаются неисследованными.
Новизна исследования: до настоящего времени критерии оценки эффективности цифровых спецпроектов в интернет-версиях печатных СМИ не являлась объектом специального обсуждения российских ученых. Большинство исследователей, анализируя данные материалы, обращаются именно к техническому или филологическому аспекту, не учитывая формата и специфику издания.
Это обусловлено тем, что культура менеджмента цифровых спецпроектов в РФ начала складываться относительно недавно - около трёх лет назад. В силу высокой стоимости производства цифровых спецпроектов и того, что российские интернет-СМИ несопоставимы по уровню капитализации с американскими, сегодня редакционный digital в нашей стране возможен в основном только при поддержке маркетинговых бюджетов компаний-рекламодателей. Цифровые спецпроекты в Рунете стало возможно рассматривать как общий тренд только в последние пару лет. Таким образом, исследователями еще неполностью описаны инструменты и механизмы создания, а также критерии оценки эффективности цифровых спецпроектов в новых российских медиа.
Объектом исследования являются цифровые спецпроекты в конвергентном медиапроекте, созданные с 2013 по 2018 годы. Предмет нашего исследования -технологии создания цифровых спецпроектов и критерии оценки эффективности.
Цель данной работы - выявить и обосновать эффективность российских цифровых спецпроектов в СМИ.
В соответствии с целью исследования предполагается выполнение следующих задач:
1) дать характеристику процессам трансформации и конвергенции СМИ;
2) выявить тенденции изменения контента массмедиа;
3) определить роль формата и аудитории в создании медиатекста;
4) определить критерии отбора контента как важного этапа создания гипертекстового медиапродукта;
5) определить, каким образом создается мультимедийный контент в современной редакции;
6) определить критерии эффективность цифровых спецпроектов;
7) рассмотреть способы монетизации новых медиа, как важный аспект редакционных стратегий.
Теоретической базой стали исследования российских авторов (А. А. Амзин, С. С. Бодрунова, Е. Л. Вартанова, И.И. Засурский, С. С. Касаткин, А. A. Литвиненко, М. М. Лукина, Г. С. Мельник, В.Ф. Олешко и др.), также западных исследователей (М. Маклюен, С. Ванштайн, С. Броуман, М.Кастелс, Э. Тоффлер, К. Андерсен, Р. Чалдини и др.), кроме того, исследования компаний АКАР, TNS, LiveInternet и др., данные различных аналитических агентств. Процесс осмысления интернет-среды невозможен без получения целостной картины информационной эпохи в целом. Теоретическое обоснование ее феномена, явлений и трансформаций содержится в научных трудах А. Амзина, И. И. Засурского, А. Н. Гришаниной, С. В. Курушкина, Т. Э. Гринберга, М. М. Лукиной, Е. М. Пак, Д. Палфри, У. Гассера, В. М. Горохова, М. Кастельса, А. А. Калмыкова, М. Маклюэна и Э. Тоффлера. Процесс конвергенции исследуется в трудах как российских (Е. Л. Вартанова, И. М. Дзялошинский, Г. С. Мельник, А. Р. Багаутдинов, С. С. Касаткин), так и зарубежных ученых (З. Бауман, У. Бек, И. Валлерстайн, Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, Т. Фридман и др.), но авторы рассматривают данное влияние на систему СМИ в целом, не ставя в фокус исследований отдельный тип изданий.
Труды Н. А. Афонасьевой, З. Ф. Хубецовой, В. Ф. Олешко, М. М. Лукина, И. Д.Фомичева, М. Н. Ким, А. Н. Гришанина, С. В. Курушкин, Е. М. Пак, Е.Л. Вартанова, М.Э.Жебит, Н. Г. Лосева, Е. С. Бабкина, Т. Н. Коврижина, Л. А. Васильева, В. Ф. Олешко, Д. МакКуэйл, С. Юйфан, Д. Палфри, У. Гассер, B. М. Горохов, Т. Э. Гринберг использовались для анализа аудитории как фактор формирования контент-стратегии.
Стратегии СМИ рассмотрены такими авторами, как В. А. Никулина, Д. Хангер, В. В. Антропова, Д. Б. Куинн, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, О.С. Виханского, А. Чандлера, Л. Е. Басовский, И. Н. Герчикова, А. А. Амзин, Ю. П. Пургин.
Работы Д. Джарвиса, Д. Макквейл, Г. Дженкиса, М. Дьюзе посвящены анализы мультимедийных тенденций и аспектов. Процесс создания контента рассматривается в трудах таких ученых, как Л. А. Васильева, В. М. Горохов, С. М. Гуревич, Э. Деннис, М. Н. Ким, А. В. Колесниченко, В. Ф. Олешко, М. И. Шостак и др. Теоретическое обоснование понятия news values мы рассмотрели в трудах зарубежных авторов: С. Аллерн, Н. Варнер, Д. Макгрегор, Д. Галтунг, М.Р. Холмрой, П. Голдинга и Ф. Эллиота. Наиболее полное представление о монетизации СМИ и рекламе дают труды таких авторов как К. Андерс, М. Кастельс, Х. Кафтанджиев, У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти.
Методы исследования: исследование осуществлено на основе системного подхода, позволяющего провести анализ такого сложного структурно-функционального объекта, как интернет-журналистика. Типологический анализ использовался с целью выявления основных характеристик размещения контента в СМИ (разделение спецпроектов на группы: рекламные, социальные, информационные, развлекательные) для выявления главных задач, которые ставят перед собой редакция при создании данного медиапродукта. Контент-анализ и мониторинг помогли выявить зависимость контента от формата издания и принципов подачи новостей. Сравнительный анализ позволил выявить отличия в стратегиях реализации мультимедийных спецпроектов.
В качестве эмпирической базы использовались материалы сайта «kommersant.ru» (общее количество публикаций - 256, из них 30 - цифровые спецпроекты), т.к. на российском медиарынке показательным примером конвергентной редакции, «в которой успешно проходит процесс дигитализации, как раз является «Коммерсантъ». На данный момент в ИД «Коммерсантъ» входят веб-сайт «Коммерсант.ги», газета «Коммерсантъ», тематические издания (журналы «Власть», «Деньги», «Огонек», «Weekend», «Автопилот», радио «Коммерсантъ FM», веб-портал «Коммерсантъ Картотека»). Так, в августе 2000 года появилась интернет-версия газеты «Коммерсантъ», через некоторое время на сайте стали выкладывать и номера других изданий холдинга. Это была вэб-версия традиционной газеты и журналов. Позже «Коммерсантъ.ш» стал работать по принципу информационного агентства: на сайте стала публиковаться новостная лента, материалы которой написаны сотрудниками редакции или рерайт новостей Информационных агентств. Однако присутствует эксклюзивная информация, которая может быть размещена только на этой площадке. Сейчас сайт ИД «Ъ» выполнен на основе технологии адаптивного дизайна: удобное использование на любом устройстве (на планшетах, смартфонах, выход с компьютера). Так, ИД «Коммерсантъ» можно по истине считать первооткрывателем процессов конвергенции и дигитализации на российском медиарынке. Именно поэтому нами было выбрана эта редакция как основная.
Практическая значимость работы: выводы, сделанные в ходе исследования, могут содействовать развитию интернет-СМИ.
Хронологические рамки исследования - с 2013 года по настоящее время, так как цифровые спецпроекты начали появляться в России с 2013 года. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и двух приложений.
В данной работе представлен анализ мультимедийных контент- стратегии, эффективность цифровых спецпроектов в современных сетевых СМИ, пути их монетизации в связи с трансформацией системы СМИ в России, а именно - вследствие появления и развития конвергентных медиа. Мы описали основные тенденции изменений как самих редакций и их структур, так и самые новые тенденции в преобразовании принципов редакционного выбора контента. Так, виртуальная форма существования приводит к трансформации структуры, функций, свойств, привычных для средств массовой информации.
В первой главе мы подробно рассмотрели процесс трансформации СМИ и конвергенции СМИ, основные тенденции, сформированные разными как иностранными, так и российскими исследователями. В ходе анализа теоретической базы мы убедились, что процессы медиаконвергенции происходят на различных уровнях. Так, в первую очередь изменения в медиасфере происходят за счет развития технологий; современная структура и функциональность СМИ определяются такими факторами, как аудитория конкретного медиа, технологический прогресс и особенности медиаэкономики.
Происходит процесс конвергенции старых и новых методов подачи информации: если газета ранее ориентировалась на всю целевую аудиторию сразу, то онлайн-СМИ точечно на каждого читателя благодаря мультимедийности контента. Так, материалы СМИ, созданные с помощью разных инструментов (текст, видео, фотографии, инфографика), являются мультимедийными. Таким образом, факт интеграции двух и более коммуникационных каналов с компьютером. Так, важнейшей характеристикой Web 2.0 является «психологическое» изменение, которое претерпевают схемы работы в вебе. Любой пользователь интернета при желании может стать не просто потребителем, но и генератором контента, что выражается в повышении мультимедийности и интерактивности материалов.
Проанализировав конвергентные процессы, мы выделили основные принципы отбора контента для цифровых спецпроектов: долговременный интерес, эксклюзивная подача информации, тематическая собранность, последовательность, возбуждение или побуждение читателя, достоверность, документальные факты, драматизм, читательский интерес, яркость, неординарность, интертеймент, инфотейнмент, визуальная привлекательность, конфликтные ситуации, форматность.
Так, в этой же главе мы определили роль формата и аудитории в создании медиатекста. В итоге, рост IT-технологий безусловно влияет на структуру СМИ и на каналы передачи сообщения, так, например, главная тенденция на сегодняшний день - это то, что мобильный рынок продолжает расти, а вместе с ним число читателей онлайн-версий СМИ с планшетов и смартфонов, что влияет и на основные стратегии издания (например, развитие кроссплатформенности). Анализ целевой аудитории в совокупности с учетом и самих технических средств очень важен для работников СМИ. А состав аудитории зависит от формата издания. Таким образом, наиболее эффективными на сегодняшний день оказываются не только те редакции, которые оперативно освещают события, но и те, которые делают упор на читательский интерес и предпочтения аудитории.
На примере описания технологий производственного процесса, его автоматизации и издательских систем The New York Times мы увидели, что в компании идет работа над регулированием процессов производства материалов с элементами мультимедиа, взят вектор на упрощение системы менеджмента контента и разворачивание ее в сторону абсолютной конвергенции одного специалиста. Однако ясно, что абсолютной конвергенции всей редакции в данном случае быть не может, речь идет только о частных случаях добавления записи в блог редакции и материала в коллекцию. Сейчас, как и раньше, во время традиционных медиа, над публикацией NYT работают несколько специалистов, только теперь они могут делать это одновременно. Осознанное сдерживание конвергентного процесса подтверждает тезис о том, команда специалистов с уникальными компетенциями производит гораздо более качественных продукт, чем один журналист с фотоаппаратом и графическим редактором под рукой.
Мы проанализировали опыт отечественных и зарубежных онлайн- СМИ, мнение экспертов и выявили главные стратегии российских СМИ в результате социальных (потребности аудитории), экономических (монетизация) и технологических факторов (внедрение IT-технологий, переход рынка и аудитории на другую платформу). Мы систематизировали и убедились на реальном примере успешного СМИ (The New York Times) какие стратегии должны быть у современных редакций для повышения эффективности работы, конкурентоспособности: контентные стратегии (визуализация контента; мультимедийный контент (популярность видеороликов и прямых трансляций у аудитории онлайн-СМИ); интерактивность; эксклюзивная информация для печатной версии; упрощение стилистики изложения текста; освещение новых тем; внимание на принцип отбора контента «близость к аудитории» и «люди»; качественная информация (правдивая, достоверная и хорошо упакованная; оперативность; глубокая и серьезная аналитика); кадровые стратегии (увеличение и развитие и количества, и качества; внимание на конвергенцию); организационные стратегии (усиление конвергентных процессов; анализ аудитории и конкурентов); дистрибуционные стратегии (кроссплатформенность; продвижение: использование, например, социальных сетей); бизнес-стратегии (поиск новых способов монетизации контента). Так, успешность стратегии определяется таким фактором как, изначально поставленная цель. Распространенные недочеты в стратегиях СМИ - это «бумажное» мышление, недостаточное позиционирование, неправильные метрики, неполная доступность, непродуманная навигации, низкая юзабилити, отсутствие бренда в других каналах коммуникации.
Далее мы рассмотрели бизнес-стратегии и способы монетизации СМИ, что помогло нам в дальнейшей работе анализировать работу конкретного СМИ, опираясь на научные определения. Превращение традиционных СМИ в мультимедийные имеет важное основание (по мимо просто развития технологий) - это повышение эффективности и конкурентоспособности на рынке и в современной интернет-журналистике вообще. Развитие мультиплатформенных решений, разработка новых форм подачи контента, пересмотренные кадровых стратегий, конвергентные процессы позволят СМИ нарастить аудиторию и получить новые доходы. Так, вы выяснили, что исходя из стоимости и ожидаемого трафика, самым рентабельным вложением в нативную рекламу является именно цифровой спецпроект, т.к. отдача от него намного выше, чем у других способов. Стратегии, связанные с рекламными цифровыми медиапроектами, заключаются в том, что необходимо рассматривать общую перспективу трат, выбирать рентабельные проекты и откладывать слишком затратные, и, конечно, использования только качественный и уникальный контент.
В третьей главе мы рассматривали мультимедийные контент-стратегии уже российских СМИ (на примере ИД «Коммерсантъ»). В нашем исследовании мы разделили все анализируемые цифровые проекты по направленности: рекламные (спецпроект работает в первую очередь с имиджем бренда, повышением к нему лояльности, привлечением аудитории к новому продукту или услуге компании-рекламодателя), социальные (проект направлен на развитие и детальное освещение какой-либо темы, имеющий социальное и общественное значение) и информационные/развлекательные (дополнительная и развлекательная информация). Таким образом, было рассмотрено 68 цифровых спецпроектов, сделанных в период с 2013 по 2018 год (апрель), из них 54% - это рекламные спецпроекты (большая часть в рубрике «Партнерские проекты»). Так, мы на практике подтвердили гипотезу, что спецпроекты реализуются как эффективный способ монетизации и наиболее рентабельное вложение в нативную рекламу. Мы выявили, что на социальных спецпроектах почти никогда нет даты выпуска, что является показательным примером, что данный материал имеет актуальность во времени. Кроссплатформенность реализуется, но не в полной мере: цифровые проекты пользователь может просматривать только через браузер, в приложении нет такой возможности. Однако есть адаптация под мобильные устройства, что повышает эффективность работы. К сожалению, не у всех материалов есть информация о том, сколько пользователей поделились данным проектом. Однако даже из представленного списка (проанализировано всего 36 цифровых спецпроектов по данным критериям) можно заявить, что наибольшую популярность набирают проекты, которые сделаны в техническом плане качественно и уникально (главный критерий - «такого нет у других») и у которых главными критериям отбора информации были массовость и актуальность (Самым популярным проектом «День, когда началась война» (вышел 9 мая) 9815 пользователей поделились в социальных сетях). Также мы выяснили на практики основные функции элементов цифрового проекта и в каких проектах эффективнее использовать конкретные элементы. Проанализировав проекты, мы подвели следующие итоги:
1. Необходимо структурное деление цифрового спецпроекта по темам с использованием встраиваемого меню проекта, что повысит интерактивность и лояльность читателей.
2. Рекламные части, которые не должны отличаться от основного контента, эффективнее помещать в отдельные разделы, чтобы они не были навязчивыми.
3. Необходимо повышение интерактивности проектов: возможность выключать звук, перемотка видеоконтента, вовлечение в материал с помощью тестов или опросов, например, что также скажется на лояльности аудитории.
4. Простая стилистика для усвоения большого объема информации наиболее эффективна.
5. Документальность изложения (таймлайны, стилистика прямой трансляции) позволяет аудитории максимально погрузиться в исторические реалии.
6. Необходимо использование графических элементов и дизайна для удобочитаемости.
7. На рентабельность проекта сильно влияет его уникальность и направленность.
8. Необходима адаптация проектов под мобильное приложение.
9. Самые популярные проекты те, у которых принципы отбора контента были массовость и актуальность.
Следует отметить, что широкое использование мультимедийных материалов в редакции дало возможность говорить об универсализации этих изданий, т.к. онлайн-аудитория, как мы уже отмечали, намного шире (а качественные издания ориентируются на более узкий сегмент), а соответственно потребление мультимедийных материалов, доступные и понятные, в сущности, каждому, имеет больший охват реципиентов, поэтому благодаря нашему исследованию можно говорить о «массовизации» общественно-политических сетевых изданий.
1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. М, 2011.
2. Амзин А. А. Тренды в зарубежных медиа. URL: https://themedia.center/wp-content/uploads/2016/11 /di-2016-amzin- trends.pdf
3. Андерсон К. Длинный хвост. Новая модель ведения бизнеса. М, 2008.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 1994.
5. Афонасьева Н.А., Хубецова З.Ф. Современные российские партийные СМИ в Интернете: стратегии вовлечения аудитории // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016.
6. Багаутдинов А. Р. Конвергенция: подходы, мнения и реальность. Казань, 2007.
7. Базыма Б.А. Цвет и психика. Харьков, 2001.
8. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. Весь мир. М., 2004;
9. Беззубов А. Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб, 2000.
10. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М, 2000;
11. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М, 2002.
12. Бессонов С. И. Оценка эффективности разделения труда в печатных СМИ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 3 (129). URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/25623/1/iurp-2014-129-05.pdf
13. Бобров А. Путь к профессионализму. М, 2011.
14. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М, 2004.
15. Бронтман Л. К. Информация в газете. М, 1948.
...