Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Искусство на войне»: тематическая концепция и композиционно-графическая модель издания

Работа №131324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Историческая и художественная преемственность как способ рассмотрения искусства и фотожурналистики 1941-1945 гг 8
1.1. Понятие исторической преемственности. Преемственность в художественном творчестве 8
1.2. Преемственность в искусстве и фотожурналистике 1941-1945 гг.: национальные идеи и традиции 13
1.3. Преемственность в искусстве и фотожурналистике 1941-1945 гг.: традиции мировой культуры и искусства 24
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая мо­дель периодического издания об искусстве в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг 32
2.1. Тематическая концепция периодического издания для Молодежного центра Государственного Эрмитажа 32
2.2. Конкурентная база издания: современное состояние на рынке российской периодики о войне и искусстве 41
2.3. Опыт создания современных образовательных проектов 43
2.4. Особенности композиционно-графической модели издания 47
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 63

Современная эпоха характеризуется постоянным повышением напря­женности внешнеполитической обстановки. Военные конфликты современ­ности заставляют обратить взгляд в прошлое. Обращаясь к военной истории, отечественный исследователь С. А. Тюшкевич утверждает, что любая война всегда «выступает особого рода критерием, «мерилом» прочности, жизнен­ности общественных и государственных систем, политических организаций, а также морально-психологического духа народов воюющих сторон»1. Куль­тура и искусство при этом являются инструментами формирования нацио­нального самосознания и воспитания патриотизма.
Уже несколько десятков лет не ослабевает интерес к произведениям визуального искусства и визуальной журналистики времен Великой Отече­ственной войны. Они активно используются в создании музейных экспози­ций, фото-проектов, выставок, альбомов и периодических изданий.
Некоторые отечественные исследователи, среди которых Г. Чудаков, а также ряд зарубежных авторов2 относят определенные работы военных фо­токорреспондентов к искусству, ставя их в один ряд с живописью, графикой и искусством плаката и подчеркивая то, что строго документальный аспект в таких кадрах отходит на второй план, уступив место художественным обоб- щениям3. В работе мы разделяем понятия «искусство» и «фотожурналисти­ка», однако принимаем во внимание и противоположную точку зрения.
В сознании современного общества сформирован стереотип о том, что искусство в годы Великой Отечественной войны связано только с агитацион­ной идеологической миссией: отсюда «плакатная манера» в живописи, гра­фике, фотожурналистике тех лет4. Ю. Я. Халаминский отмечает, что для многих произведений искусства 1941-1945 гг. характерны черты, свойствен­ные агитационному плакату: типизация, гиперболизация, призыв к действию, сознательное заострение образов5.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью в но­вом, нестереотипном осмыслении искусства и фотожурналистики 1941-1945 гг. с точки зрения процесса исторической и художественной преем­ственности, являющегося импульсом развития культуры. Преемственность, определяя особенности развития культуры и искусства прошлых эпох, позво­ляет рассмотреть специфику их проявления и в сегодняшних условиях.
Идея преемственности связана с закономерностью исторического процесса. Ключевой чертой исторической преемственности в искусстве явля­ется связь данного этапа развития со всем прошлым художественным опы­том. Категория художественной преемственности подразумевает наследова­ние традиций предшествующей культуры, а также наличие связи между ху­дожественными школами, направлениями, индивидуально-творческими ма­нерами художников разных эпох.
Элементы преемственности в искусстве и фотожурналистике в годы Великой Отечественной войны можно рассматривать с двух разных позиций. Во-первых, можно проанализировать произведения с точки зрения их связи с национальной историей и искусством в годы прошлых войн. Во-вторых, можно абстрагироваться от патриотического национального контекста и рас­смотреть произведения 1941-1945 гг. с точки зрения ориентации творцов на произведения мировой культуры и искусства, которые не связаны с военной темой. Такой подход позволяет абстрагироваться от привычного взгляда на искусство военных лет как на идеологическое оружие.
Идея анализировать феномен преемственности, отстраняясь от идеоло­гического и патриотического контекста, не нова. В. Г. Кричевский рассказы­вает о советских художниках и дизайнерах начала и середины XX века, свя­зывая формирование их творческой манеры с наследуемыми из мировой культуры художественными приемами. Такова, например, книга В. Г. Кри­чевского «Александр Суриков: очерк графического стиля»6. И. Кулик, арт- критик и культуролог, ведет авторский цикл лекций «Несимметричные подо­бия» в образовательном центре музея современного искусства «Гараж»7. Каждая из лекций рассматривает аспект преемственности в творчестве ху­дожников разных стран, эпох, стилей и направлений.
Несмотря на то, что исследователи и практики обращаются к анализу искусства с точки зрения преемственности, эти работы не рассматривают де­тально искусство 1941-1945 гг. и, как правило, посвящены современным ав­торам. Исследователи, обращающиеся к творческому наследию времен Ве­ликой Отечественной войны, анализируют искусство и фотожурналистику 1941-1945 гг. с точки зрения их преемственных связей с национальной исто­рией и культурой и практически не акцентируют внимание на связи с куль­турой мировой. Новизна работы заключается в том, что исследование рас­считано на восполнение данного научного пробела.
Работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. В рамках Молодежного образовательного центра Государственного Эрмитажа читается цикл лекций «Искусство в эпоху великих потрясений»8. В перспек­тиве часть лекций может быть посвящена искусству в годы Великой Отече­ственной войны. В созданной нами тематической концепции журнала для Молодежного центра мы предлагаем рассматривать искусство в годы войн и потрясений с точки зрения его преемственных связей с национальной и ми­ровой культурой. Допустимость такого взгляда обоснована в первой главе работы на примере искусства 1941-1945 гг. Во второй главе представлены тематическая концепция и композиционно-графическая модель СМИ, изда­ющегося в рамках образовательного музейного проекта. Отметим, что до се­годняшнего дня на российском медиарынке не существовало периодического печатного издания, посвященного искусству в годы войн и революций.
Тема исследования намеренно сформулирована широко («Искусство на войне»), так как творческий проект подразумевает серию периодических вы­пусков об искусстве в годы различных воин, а не единичный выпуск об ис­кусстве 1941-1945 гг.).
Объектом исследования стали элементы исторической и художе­ственной преемственности, выявленные на основе анализа искусства и фото­журналистики 1941-1945 гг.
Предмет исследования - тематическая концепция и композиционно - графическая модель периодического издания об искусстве во время Великой Отечественной войны.
Цель исследования - разработать тематическую концепцию и создать композиционно-графическую модель периодического издания об искусстве 1941-1945 гг. для Молодежного центра Государственного Эрмитажа.
Для достижения поставленной цели мы сформулировали ряд задач:
1) Обосновать подход к рассмотрению произведений искусства с точки зрения их исторической и художественной преемственности на приме­ре искусства 1941-1945 гг.;
2) Охарактеризовать роль Молодежного центра Эрмитажа как одной из современных образовательных площадок;
3) Изучить современный российский рынок периодики об искусстве, во­енных конфликтах и искусстве в годы социальных потрясений;
4) Сформулировать тематическую концепцию и создать композиционно-графическую модель периодического издания об искусстве в годы войн и потрясений, первый номер которого посвящен искусству в годы Ве­ликой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Теоретическая база работы сформирована на основе российских и за­рубежных научных работ в области искусства и фотожурналистики 1941 - 1945, а также в области семиотики, культурологии, философии. В теоретико­методологическую базу вошли исследования в области верстки и графиче­ского дизайна, типографики, визуального восприятия.
Эмпирическая база состоит из современной периодики об искусстве, военных конфликтах и искусстве в годы военных столкновений. В эмпириче­скую базу вошли музейные издания и современные образовательные проек­ты, опыт которых можно учитывать при создании журнала; а также совре­менные арт-архивы с коллекциями картин советских художников и архивы журнала «Советское фото» (№5 за 1985 год).
В рамках нескольких научно-практических конференций в 2017 году была проведена апробация работы:
• Международный научный форум СПбГУ «Медиа в современном ми­ре. 56-е Петербургские чтения». 13-14 апреля 2017 года;
• Всероссийская студенческая конференция «Современные СМИ в кон­тексте информационных технологий». 14-15 апреля 2017 года;
• Международная научно-практическая конференция КГУ «Мир культу­ры глазами молодежи». 14 апреля 2017 года;
• Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых ТГУ «Актуальные проблемы журналистики». 20-21 апреля 2017 года.
Главным методом исследования в теоретической части стал историко­сравнительный. Кроме того, можно отметить методы сопоставительного ана­лиза, синтеза и обобщения. В практической части были использованы мето­ды конструирования и визуального анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использо­ванной литературы и приложения. Приложение условно делится на две ча­сти: первая иллюстрирует исследовательскую работу, вторая - практическую (развороты издания, элементы фирменного стиля).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании был обоснован подход к рассмотрению произведений искусства с точки зрения их исторической и художественной преемственно­сти на примере искусства 1941-1945 гг. Феномен преемственности был про­анализирован как закономерность исторического процесса и важное условие существования культуры. Категория преемственности существует в разных формах человеческого сознания и используется в разных областях знания, однако именно в искусстве она реализуется более полно. Нельзя представить обогащение культуры и искусства без сохранения предшествующего опыта и его актуализации в новых, но типически однородных условиях.
В ходе исследования было выяснено, что взгляд на искусство и фото­журналистику с точки зрения их преемственных связей с национальной ис­торией, культурой и искусством, а также с искусством мировым может стать новым способом анализа произведений 1941-1945 гг. Это позволяет дистан­цироваться от агитационно-пропагандистской роли искусства и взглянуть на него не только как на идеологическое оружие.
К способам реализации преемственности относятся: наследование принципов повествования о войне из опыта художников прошлых лет, обра­щение к темам истории и к опыту предшествующих художественных школ. Преемственность также прослеживается в художественных жанрах и в темах, к которым на протяжении столетий обращаются творцы, в использовании приемов художественного формообразования, среди которых важное место занимают аллюзии и реминисценции. При этом предшествующий опыт пере­осмысляется в новых условиях.
Этот подход к искусству был положен в основу тематической концеп­ции периодического издания для Молодежного центра Эрмитажа. В исследо­вании мы охарактеризовали роль Молодежного центра Эрмитажа как одной из современных образовательных площадок. Проект «Искусство в эпоху ве­ликих потрясений» подразумевает рассмотрение произведений с точки зре­ния их преемственных связей с мировой и национальной культурой.
Анализировать таким образом можно произведения, созданные в годы любых войн и социальных потрясений. Мы остановились на рассмотрении искусства и фотожурналистики времен Великой Отечественной войны, так как этому историческому событию посвящен первый номер издания. Внима­ние сосредоточено на анализе не всех видов искусств. Мы анализировали произведения визуального искусства и журналистики с целью последующего включения некоторых примеров в качестве иллюстраций в образовательный раздел издания, а также в раздел, посвященный военной фотографии.
В тематической концепции издания заявлен ряд разделов, которые мо­гут изменяться в следующих номерах, однако раздел образовательный оста­ется в каждом выпуске. Кроме анализа визуального искусства, в издании за­явлены и другие темы: музыка в годы войны, литература, фотография, кино, открытка.
Композиционно-графическая модель журнала связана с его тематиче­ской концепцией. Формат издания, модульная сетка и заданные ею принципы верстки, шрифтовое расписание, визуальная идентификация разделов отве­чают коммуникативным запросам издания.
В исследовании был изучен современный российский рынок периодики об искусстве, военных конфликтах и искусстве в годы социальных потрясе­ний. Можно отметить, что до настоящего времени не существовало периоди­ческих изданий, посвященных искусству в годы различных войн и социаль­ных потрясений. Кроме того, у Молодежного центра Эрмитажа не существо­вало собственного СМИ.
Итак, работа обладает не только теоретической значимостью, но и зна­чимостью практической. Нами сформулирована тематическая концепция и создана композиционно-графическая модель журнала для реально существу­ющего образовательного проекта в Эрмитаже.


1. Александрова И. Б. Стилистические функции и лингвистические меха­низмы аллюзии в современных СМИ // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. М., 2010. С. 102-103.
2. Алленов М. М. История русского и советского искусства / Алленов М. М., Евангулова О. С., Плугин В. А., Д. В. Сарабьянов. М., 1989.
3. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.
4. Бродский В. Я. Советская батальная живопись. М., 1950.
5. Ван Гог В. Письма. М., 1966.
6. Вергиногва Е. С. Реализация преемственности в процессе развития ис­кусства на примере живописи прерафаэлитов // В мире науки и искус­ства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. Вып. 33 (2). Новосибирск, 2014. С. 53-59.
7. Галкин С. И. Техника и технология СМИ. Художественное конструи­рование газеты и журнала. М., 2005.
8. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги: учеб. пособие для сту­дентов высших учебных заведений. М., 2014.
9. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / под ред. Д.В. Масленникова. Ч. 1. СПб., 1997.
10. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизай­на для графики веб и мультимедиа. СПб., 2013.
11. Демосфенова Г. Л. Советские плакатисты - фронту. М., 1985.
12. Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат / Г. Л. Демосфенова, А. Ю. Нурок, Н. И. Шантыко. М., 1962.
13. Дьяконова О. О. Опыт использования эдьютейнмента в зарубежных учебных заведениях // Инициативы XXI века. Издание Ульяновского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 3. С. 57-58.
14. Исаенко Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. М., 1969.
15. Копнин П. Н. Диалектическая логика. Киев, 1961.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ