ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………….…………10
1.1 Кадровая политика предприятия……………………………….……………10
1.1.1 Принципы и методы построения кадровой политики
предприятия…………………………………………………..…….….14
1.1.2 Типы кадровой политики…………………………………….….….…18
1.1.3 Этапы проектирования кадровой политики……………….…….…...21
1.2 Анализ кадрового потенциала предприятия…………………….………….23
1.2.1 Понятие и оценка кадрового потенциала………………………….….23
1.2.2 Система показателей, характеризующих кадровой потенциал
предприятия……………..…………………………………….……….24
1.3 Кадровый менеджмент в системе менеджмента предприятия……….……29
1.3.1 Формирование организационной структуры кадрового
менеджмента…………………………………………….……………..36
1.3.2 Эффективность кадрового менеджмента…………………….……….39
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»
ЗА 2012-2014 ГГ……………………………………………………………...……41
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия……………....................................................................................41
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей производственнохозяйственной деятельности ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат»Лист
Изм. Лист № докум. Подпись Дата 8
за 2012-2014 гг…………………………………………………………………47
3 АНАЛИЗ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»…………………...…..57
3.1 Анализ численности, состава и структуры пресонала предприятия……….57
3.2 Анализ движения персонала на предприятии…………………………….....62
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»……………………….68
4.1 Профессиональное развитие и обучение……………………………….........68
4.2 Совершенствование оценки труда работников предприятия……………….76
4.3 Совершенствование процесса приёма на работу…………………………….81
4.3.1 Совершенствование комплекса требований к кандидату
на должность…………………………………………………………….81
4.3.2 Совершенствование процесса отбора персонала на должность….......87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Персонал является одним из важнейших ресурсов организации,
необходимых для достижения всех её целей и задач. Сотрудники – главное
достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для
успеха в конкурентной борьбе.
Кадровый менеджмент – целенаправленная деятельность руководящего
состава организации, специалистов подразделений управления персоналом,
включая разработку концепции и стратегий кадровой политики, принципов и
методов управления персоналом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных
условиях перехода к рыночным отношениям, развития глобализации
экономики и интеграции России в мирохозяйственные связи наиболее важными
факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и
финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их
профессиональные и личностные качества, их трудовая мораль и стремление к
достижению поставленных целей, их знания и умения, их творческие и
новаторские способности. Сегодня вновь подтверждается популярнейшая
формула 30-х годов прошлого столетия «кадры решают всё», которая и для
нашего времени нисколько не утратила своей актуальности.
Человеческие ресурсы - главное для экономики. Поэтому управление ими
является составной частью подготовки менеджеров любого профиля.
Кадровый менеджмент сегодня претерпевает кардинальные изменения,
как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Системы
управления персоналом различаются. Связано это с тем, что в нашей стране
управление персоналом как значимое направление экономики стала
формироваться сравнительно недавно.
Для стран с развитой рыночной экономикой в системе управления
персоналом сформировалась устойчивая ориентация на гуманистические
ценности, уже имеющая развитую практику вовлечения работников в дела
фирмы, активизирующую их творческий потенциал, то для Российских фирм
актуальным сегодня является освоение всех разнообразных форм и технологий
в системе управления персоналом, выработанных в развитых странах и
приспособленных к рыночным условиям.
Для многих предприятий в условиях рыночной экономики все большее
значение приобретает более полное использование человеческих ресурсов. Это
связано с теми проблемами, с которыми сталкиваются руководители
большинства предприятий. Наиболее острые из них следующие:
уход квалифицированных работников;
недостаточная квалификация персонала, нехватка рабочих на
предприятии, недостаточный уровень квалификации отдельных руководителей;
неудовлетворительный морально-психологический климат;
наличие проблемы " МЫ - ОНИ" (конфронтация администрации и
персонала).
Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководством вопрос о
совершенствовании системы управления персоналом, создании новой
структуры, максимально отвечающей современным представлениям о ней.
Целью данной работы является разработка мероприятий по
совершенствованию кадровой политики предприятия.
Рабочей гипотезой исследования является следующее предположение:
правильно построенная работа с персоналом является залогом эффективной
деятельности организации в целом.
Это связано с необходимостью, как совершенствованием существующей
системы кадровой политики, так и необходимостью разработки рекомендаций
для дальнейшего развития направления работы с кадровым резервом,
поскольку все большее значение приобретает вопрос об эффективной
деятельности кадровых служб на предприятии.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы ведения кадровой политики;
провести анализ и оценку кадрового менеджмента ОАО «Ленинск-
Кузнецкий хлебокомбинат»;
разработать мероприятия по совершенствованию кадрового менеджмента
ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Новизна исследования состоит в том, что в результате проделанной
работы определена и раскрыта не только теоретическая, но и практическая
значимость кадрового менеджмента, а также выявлена объективная
необходимость совершенствования в современных условиях.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы
является ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Предметом исследования является – повышение эффективности
кадрового менеджмента ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка
литературы.
В первом разделе работы рассмотрены теоретические основы кадрового
менеджмента предприятия. Рассматриваются принципы и методы построения
системы управления персоналом, функции и задачи системы, её
организационная структура, виды эффективности.
Во втором разделе проведен анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации, включающий в себя анализ состояния и динамики
имущества и источников его формирования; анализы финансовой
устойчивости, платежеспособности, структуры прибыли.
В третьем разделе дана оценка существующей кадровой политики
предприятия ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
В четвертом разделе предлагаются мероприятия по совершенствованию
кадрового менеджмента ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
В заключении представлены выводы и предложения по проделанной
работе.
В выпускной квалификационной работе использовались плановые и
отчетные данные финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-
2011 гг. и научная литература по данной теме.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является
совершенствование кадрового менеджмента предприятия ОАО «ЛенинскКузнецкий хлебокомбинат».
Объектом исследования работы является предприятие ОАО «ЛенинскКузнецкий хлебокомбинат».
В первом разделе представлены теоретические аспекты кадрового
менеджмента предприятия, рассмотрено влияние мотивации на поведение
сотрудника в организации, представлены основные принципы и методы кадрового
менеджмента.
Во втором разделе выпускной квалификационной работы представлена
организационно-экономическая характеристика ОАО «Ленинск-Кузнецкий
хлебокомбинат», проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия за 2012 - 2014 годы.
Хлебокомбинат является третьим производителем в Кемеровской области -
после Кемеровохлеба и Новокузнецкого хлебокомбината. Предприятие славится
специалистами высокого класса, которые постоянно повышают свою
квалификацию, посещая мастер-классы и семинары, организуемые на базе
пищевого техникума и Кузбасской торгово-промышленной палаты.
В третьем разделе проведен анализ кадрового менеджмента предприятия
ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат». Для этого были проведены анализ
численности, состава и структуры пресонала на предприятии; анализ движения
персонала на предприятии; анализ деятельности предприятия по основным
критериям кадрового менеджмента.
В результате проведенных исследований были выявлены следующие
недостатки в системе кадрового менеджмента:
- недостаточное внимание отбору персонала;
- высокий уровень текучести кадров;
- слабая мотивации персонала;
- отсутствие обучения и профессионального развития персонала.
С целью устранения этих недостатков в четвертом разделе данной работы
были разработаны мероприятия по их устранению, направленные на
совершенствование кадрового менеджмента предприятия. Было предложено:
профессиональное развитие и обучение; совершенствование оценки труда
работников предприятия; совершенствование процесса приема на работу
(совершенствование процесса отбора персонала на должность; совершенствование
комплекса требований к кандидату на должность).
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества
продукции и обеспечение ее конкурентоспособности повысили значимость
творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает
искать новые формы управления, развивать потенциальные способности
персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление
человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений
деятельности организации и считается основным критерием ее экономического
успеха, даже впереди совершенствования технического процесса (по значимости).
Можно иметь отличную технологию, но при неквалифицированном персонале
работа будет загублена. Таким образом, ключевой составляющей бизнеса является
управление кадрами, технология управления персоналом.
Горчакова В. Директор по персоналу: ведущие компетенции // Трудовое
право. – 2014. - №2. – С. 84-86.
2. Гоффорова Е., Блейчева А. Послевузовская аттестация: новый взгляд на
проблему подбора персонала // Управление персоналом. – 2012. - №1. – С.
28-32.
3. Дашян М. Нетрадиционные формы оценки кандидатов при приеме на работу
// Управление персоналом. – 2014. - №20. – С. 47-49.
4. Демченко Т. Управление персоналом: современные подходы // Человек и
труд. – 2015. - №8. – С. 72-75.
5. Дружинин Е. Обучение персонала фирм в бизнес-школах: проблемы и
реалии // Управление персоналом. – 2015. - №5. – С. 16-21.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебное пособие. – Нижний
Новгород: НИМБ, 2012. – 622 с.
7. Жаворонкова И. Учебные видеокурсы: обучение может стать не только
полезным, но и интересным // Управление персоналом. – 2014. - №3. – С.
83-85.
8. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими
ресурсами: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 2010. – 360 с.
9. Кацай М. Разрабатываем систему управления персоналом // Управление
персоналом. – 2014. - №21. – С. 40-43.
10.Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА - М,
2011. – 509 с.
11.Кириллова Е., Богатов Д. Корпоративное обучение – новые возможности //
Управление персоналом. – 2015. - №6. – С. 20-21.
12.Колесникова И. О некоторых особенностях подготовки современных
менеджеров // Управление персоналом. – 2015. - №4. – С. 19-25.
13.Коргова М. “Портрет” кадровых служб организаций современной России //
Управление персоналом. – 2014 - №8-9. – С. 28-29.Лист
Изм. Лист № докум. Подпись Дата 98
14.Крылова Ю.В., Прушинский Ю.В. Управление персоналом предприятия:
Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 312 с.
15.Куличева С. Для тех, кто бумает о будущем // Управление персоналом. –
2015. - №8. – С. 66-67.
16.Курбатова М.Б., Магура М.И. Чему и как учить руководителей? //
Управление персоналом. – 2015. - №2. – С. 52-55.
17.Лабунский Л.В. О развитии персонала // Управление персоналом. – 2015. -
№7. – С. 43-45.
18.Логинова А.Ю. Какой должна быть система управления персоналом //
Управление персоналом. – 2014. - №7. – С. 15-16.
19.Магура М.Б., Курбатова М.Б. Организация работы по обучению //
Управление персоналом. – 2015. - №1-2. – С. 56-63.
20.Магура М.Б., Курбатова М.Б. Методы обучения // Управление персоналом. –
2011. - №12. – С. 32-48.
21.Магура М.Б., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и
проведение аттестации // Трудовое право. – 2014. - №8. – С. 65-72.
22.Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. – М.: Юриспруденция,
2009 г. - С. 304.
23.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 2008 г. - С. 318.
24.Маусов Н.К., Ламснова О.М. Адаптация персонала в организации //
Управление персоналом. – 2014. - №13. – С. 26-30.
25.Московая П., Канора Е. Управление персоналом – путь к успеху //
Управление персоналом. – 2015. - №5. – С. 28-29.
26.Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2012. –
144 с.
27.Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление
персоналом в организации: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 276 с.
28.Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема // Управление
персоналом. – 2015. - №7. – С. 62-66.