Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Отчёт по производственной практике, Алтайский государственный педагогический университет)
|
Место прохождения практики: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет», Институт психологии и педагогики, кафедра психологии.
Есть характеристика.
1 Сроки прохождения практики 3
2 Место прохождения практики 3
3 Внесение изменений в методологический аппарат магистерской диссертации в соответствии с результатами эмпирического исследования 4
4 Анализ статьи зарубежных исследователей 9
5 Реализация программы работы по оптимизации полученных данных (психолого-педагогической программы/ программы дополнительного образования) 12
6 Подготовка видеоролика с демонстрацией психолого-педагогической программы/ программы дополнительного образования 20
7 Оформление предварительного макета автореферата магистерской диссертации. Представление теоретической части магистерской диссертации 25
7.1 Автореферат 25
7.2 Представление теоретической части магистерской диссертации 35
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 35
1.1 Подходы к понятию «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии 35
1.2 Возрастные особенности студентов 43
1.3 Индивидуально-личностные качества студентов 50
Выводы по первой главе 62
Список использованных источников и литературы 64
Основные результаты 72
Итоговое заключение по результатам прохождения практики 73
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИ
Есть характеристика.
1 Сроки прохождения практики 3
2 Место прохождения практики 3
3 Внесение изменений в методологический аппарат магистерской диссертации в соответствии с результатами эмпирического исследования 4
4 Анализ статьи зарубежных исследователей 9
5 Реализация программы работы по оптимизации полученных данных (психолого-педагогической программы/ программы дополнительного образования) 12
6 Подготовка видеоролика с демонстрацией психолого-педагогической программы/ программы дополнительного образования 20
7 Оформление предварительного макета автореферата магистерской диссертации. Представление теоретической части магистерской диссертации 25
7.1 Автореферат 25
7.2 Представление теоретической части магистерской диссертации 35
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 35
1.1 Подходы к понятию «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии 35
1.2 Возрастные особенности студентов 43
1.3 Индивидуально-личностные качества студентов 50
Выводы по первой главе 62
Список использованных источников и литературы 64
Основные результаты 72
Итоговое заключение по результатам прохождения практики 73
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИ
Актуальность исследования. Стрессоустойчивость является важнейшей характеристикой личности, обеспечивающей адаптивные и регулятивные функции поведения. В условиях социального напряжения, неопределенности будущего, размытости морально-этических и нравственных ориентиров современный человек испытывает колоссальную стрессовую нагрузку, и его психическая резистентность подвергается жесткому давлению среды. В такой ситуации представляется актуальным исследование различных аспектов стрессоустойчивости, создание психологических мобильных скрининговых инструментов для оценки ее уровня в различной социальной аудитории, в том числе и для студентов.
Стресс, обусловленный жизненно значимыми проблемами, способен нарушить хрупкий психический баланс и снизить резистентность. В молодом возрасте поведенческие модели совладания со стрессом, приобретаемые в жизненном опыте, только начинают формироваться. Поэтому основная нагрузка ложится на психофизиологический потенциал человека и определяет его ресурсность в напряженных ситуациях. В условиях получения высшего образования становится крайне актуальным изучение такого потенциала, особенно на начальном этапе, когда обучающиеся проходят адаптацию к новому этапу жизни. Именно этот период крайне опасен рисками психогенных расстройств у молодых людей. Сказанное актуализирует изучение проблемы стрессоустойчивости у студенческой молодежи через призму индивидуально-личностных предикторов.
Степень изученности темы исследования. Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, которая стала революционной в науке середины ХХ века. Именно он впервые объединил все известные к тому знания из области медицины, психологии, социологии, биологии и указал, что стресс (сначала он называет это как «общий адаптационный синдром») – это неспецифическая, универсальная или общая реакция организма на внешние воздействия. В дальнейшем исследованием стресса занимались и другие ученые, такие как А. Ф. Ануфриев, В. А. Бодров, С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев и другие. По стрессоустойчивости студентов в психологической литературе посвящены работы многих ученых, таких как А. Н. Завьялова, Н. П. Казаченко, А. В. Либина и других исследователей. Возрастные особенности студентов раскрыты в научных трудах Л. И. Божович, М. Г. Гинзбурга, И. А. Зимней и др. Индивидуальные и личностные особенности студентов определены в трудах М. В. Кондратьевой, В.А. Лагуновского и др.
Цель исследования – изучить индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Объект исследования – индивидуально-личностные предикторы.
Предмет исследования – индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что индивидуально-личностные предикторы студентов, обуславливающие высокую чувствительность к стресс-факторам, существуют и связаны:
- с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности;
- с неумением гибко подходить к решению проблемы, с недостаточным уровнем самоуважения и самопринятия;
- с информационными перегрузками и дефицитом времени.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности студентов.
3. Проанализировать индивидуальные и личностные особенности студентов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
5. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепции стресса – А. А. Реан, Г. Селье, А. М. Столяренко и др.;
- подходы к понятию «стрессоустойчивости» личности – В. А. Бодров, М. В. Зотов, Е. В. Рева и др.
- подходы к описанию возрастных и индивидуальных особенностей личности студента – Л. И. Божович. Е. И. Зимняя, Е. С. Макарова и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).
2) Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
3) Самоактуализационный тест. САТ.
Методы обработки данных: Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021). Для определения взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности был применен корреляционный анализ методом Спирмена. Для определения на нормальность распределения эмпирических данных по был применен критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения особенностей индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов-психологов применялся факторный анализ.
Выборка: В исследовании приняло участие 146 студентов-психологов 1-4 курсов.
База исследования: АлтГПУ (г. Барнаул).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели определения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение стрессоустойчивости студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
2) В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
3) Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Стресс, обусловленный жизненно значимыми проблемами, способен нарушить хрупкий психический баланс и снизить резистентность. В молодом возрасте поведенческие модели совладания со стрессом, приобретаемые в жизненном опыте, только начинают формироваться. Поэтому основная нагрузка ложится на психофизиологический потенциал человека и определяет его ресурсность в напряженных ситуациях. В условиях получения высшего образования становится крайне актуальным изучение такого потенциала, особенно на начальном этапе, когда обучающиеся проходят адаптацию к новому этапу жизни. Именно этот период крайне опасен рисками психогенных расстройств у молодых людей. Сказанное актуализирует изучение проблемы стрессоустойчивости у студенческой молодежи через призму индивидуально-личностных предикторов.
Степень изученности темы исследования. Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, которая стала революционной в науке середины ХХ века. Именно он впервые объединил все известные к тому знания из области медицины, психологии, социологии, биологии и указал, что стресс (сначала он называет это как «общий адаптационный синдром») – это неспецифическая, универсальная или общая реакция организма на внешние воздействия. В дальнейшем исследованием стресса занимались и другие ученые, такие как А. Ф. Ануфриев, В. А. Бодров, С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев и другие. По стрессоустойчивости студентов в психологической литературе посвящены работы многих ученых, таких как А. Н. Завьялова, Н. П. Казаченко, А. В. Либина и других исследователей. Возрастные особенности студентов раскрыты в научных трудах Л. И. Божович, М. Г. Гинзбурга, И. А. Зимней и др. Индивидуальные и личностные особенности студентов определены в трудах М. В. Кондратьевой, В.А. Лагуновского и др.
Цель исследования – изучить индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Объект исследования – индивидуально-личностные предикторы.
Предмет исследования – индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что индивидуально-личностные предикторы студентов, обуславливающие высокую чувствительность к стресс-факторам, существуют и связаны:
- с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности;
- с неумением гибко подходить к решению проблемы, с недостаточным уровнем самоуважения и самопринятия;
- с информационными перегрузками и дефицитом времени.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности студентов.
3. Проанализировать индивидуальные и личностные особенности студентов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
5. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепции стресса – А. А. Реан, Г. Селье, А. М. Столяренко и др.;
- подходы к понятию «стрессоустойчивости» личности – В. А. Бодров, М. В. Зотов, Е. В. Рева и др.
- подходы к описанию возрастных и индивидуальных особенностей личности студента – Л. И. Божович. Е. И. Зимняя, Е. С. Макарова и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).
2) Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
3) Самоактуализационный тест. САТ.
Методы обработки данных: Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021). Для определения взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности был применен корреляционный анализ методом Спирмена. Для определения на нормальность распределения эмпирических данных по был применен критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения особенностей индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов-психологов применялся факторный анализ.
Выборка: В исследовании приняло участие 146 студентов-психологов 1-4 курсов.
База исследования: АлтГПУ (г. Барнаул).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели определения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение стрессоустойчивости студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
2) В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
3) Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.



