Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗЫ ХРИСТА В ТВОРЧЕСТВЕ ВАСИЛИЯ ПОЛЕНОВА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ИСТОРИКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №131211

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Историография вопроса
Глава 2. Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса»……………………………………...12
2.1. Подход Ренана к изучению личности Иисуса Христа……………...13
2.2. Идея о «Царстве Божьем»…………………………………………...15
Глава 3. Йозеф Ратцингер «Иисус из Назарета»……………………………17
3.1. «Слова Иисуса о самом себе»………………………………………..20
Глава 4. Иларион (Алфеев) «Иисус Христос. Жизнь и учение»
4.1. Феномен чуда
Глава 5. Цикл картин «Из жизни Христа»…
5.1. Общая характеристика цикла и классификация типов картин……29
5.2. «Христос и Грешница»
5.3. Картина «Мечты», к вопросу о человеческой природе Христа…..37
5.4. Пейзаж как основной инструмент для раскрытия образа Христа…39
5.5. Некоторые страницы истории критической дискуссии о
религиозных картинах Поленова
Заключение…
Список литературы…
Приложение

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - исторический живописец и пейзажист, театральный декоратор, автор картин на бытовые сюжеты, незаурядный архитектор, а также культурный деятель. Он же – художник,
впитавший традиции западной академической живописи, и, в то же время, создатель работ, которые стали образцами русского национального пейзажа.
Его творческое наследие как живописца многогранно, поэтому, прежде чем приступить к исследованию одной из сторон его деятельности, стоит сказать несколько слов о его жизненном и творческом пути.
Родился Василий Поленов в семье, сохранявшей культуру русского просвещенного дворянства. Его отец был историком и археологом, а мать увлекалась живописью и писала книги для детей. Разностороннее воспитание
в семье, где активно интересовались различными науками и искусствами, способствовало тому, что годы образования в различных учебных заведениях Поленов использовал столь же многогранно. Будучи учеником физико-математического факультета, он также посещал Академию Художеств, классы по хору, геометрии и анатомии. В 1866 году Поленов становится постоянным учеником Академии Художеств в мастерской профессора П.Чистякова – преподавателя, воспитавшего ряд других русских художников, таких как Репин, Васнецов, Суриков, Серов, Врубель. С этого времени начинается более серьезное погружение Поленова в живопись, несмотря на то, что впоследствии он решает освоить юриспруденцию в Петербургском университете. Занятия в нескольких значимых учебных заведениях не оставляли ему времени для активного участия в студенческой жизни, но общественный подъем «Бунта четырнадцати», который в дальнейшем поспособствовал созданию «Товарищества передвижных художественных выставок», привлек Поленова совей идеей переворота устоявшихся традиций. Художник активно участвовал в деятельности товарищеского объединения. Такие произведения как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», представленные художником на передвижнических выставках, вошли в историю русской живописи как классические примеры национального пейзажа.
После окончания университета и Академии художеств в 1871 году Поленов получает пенсионерскую командировку за границу, которая сыграла важную роль в развитии его творчества. В Германии художник знакомится с
представителями академически романтического направления в истории живописи, в первую очередь с К.Пилоти, в мастерской которого побывал живописец. Одновременно он увлекается А.Бёклиным, Г.Макартом, , а также
знакомится с творчеством Ф.Ленбаха и Г.Макса. Наиболее сильное впечатление производит на В.Поленова Париж, время пребывания в котором совпадает хронологически с первым периодом его творчества. Этот период
отмечен особым интересом к искусству барбизонской школы и к таким художникам как Жан-Батист Реньо, Поль Делярош. Особенно примечательным для Поленова во Франции было творчество мастера М.Фортуни, о котором он неоднократно упоминал в своих письмах.
В 1876 году Поленов возвращается в Россию, где продолжает свой творческий путь. Уже в начале 1880-х годов за художником закрепляется главным образом статус виртуозного пейзажиста. Вместе с тем, живописец пробует себя в качестве учителя, активно содействуя молодому поколению художников
В 1892 году, дом, построенный по проекту самого Поленова, становится своего рода культурным центром для общения его учеников и товарищей. Поленов соединил в одном месте живопись и архитектуру, музыку и театр. В таком органическом взаимодействии отмечается стилевое единство, к которому стремился сам художник на протяжении всего своего творчества.
Главным своим трудом В. Поленов считал цикл картин «Из жизни Христа» (1899-1909)2, над которым живописец работал большую часть жизненного пути. Именно этой стороне творчества художника будет посвящено данное исследование. Наша первостепенная цель – охарактеризовать образы Христа в цикле картин посредством их формального анализа. А также выявить те мысли и идеи, которые способствовали созданию сложившегося представления об Иисусе Христе через призму историко-религиозного анализа. В нашей работе мы не претендуем на исчерпывающую трактовку образов Христа в творчестве Василия Поленова, но стремимся раскрыть идейно-философское содержание произведений живописца. Для достижения нашей цели мы решаем следующие задачи: проанализировать цикл картин «Из жизни Христа», опираясь на те воззрения которые были близки автору, а также обращаемся к учениям, в которых фигура Христа является основополагающей. А именно: книга Эрнеста Ренана «Жизни Иисуса», которую Поленов изучал при создании цикла картин, книга епископа Римско-католической церкви Йозефа Ратцингера – «Иисус из Назарета» и книга церковного историка и богослова Митрополита Иллариона – «Иисус Христос. Жизнь и учение». Не смотря на основной источник – Евангелие, представляющий жизнь Иисуса Христа, личность его, согласно различным мировоззренческим традициям, содержит в себе две природы – человеческую и божественную. Соответственно методы ее познания существуют разные. В связи с этим положением в рамках нашего исследования мы обращаемся к нескольким книгам, которые выражают данные методы восприятия и отношения к образу Христа в протестантизме, католицизме и православии.
Мы ограничиваемся книгами двух богословов разных христианских направлений в связи с широтой покрываемых ими вопросов. А также считаем их исследования наиболее значимыми в связи с датами выхода книг, способствующих наиболее актуальному пониманию вопросов связанных с фигурой Христа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образы Христа в творчестве Василия Поленова – личный творческий поиск художника трактовки евангельских сюжетов, который находит визуальное воплощение в цикле картин «Из жизни Христа». Интерес
Поленова к евангельскому повествованию выражался в различных сферах деятельности художника. Он стремился написать собственный философский труд, а также создать несколько музыкальных произведений по мотивам евангельских сцен. Но его мысли дошли до современников только в форме изобразительного искусства – цикле картин, который несмотря на то, что не был завершен живописцем при жизни является ценным материалом для понимания уникальности Поленова как художника.
Исходя из масштабной серии художественных произведений и подробного анализа ряда мнений учёных и богословов, фигура Иисуса в творчестве Поленова представляется во всей полноте человеческого естества, исключающей принятую каноническую и академическую концепцию изображения божественной природы. Находясь под влиянием сочинения Эрнеста Ренана, художник ищет свой вариант воплощения исторического образа Иисуса Христа. В результате этого поиска ему удается создать самобытное конфессионально противоречивое толкование, которое в союзе с талантом пейзажиста, выразилось в оригинальной, ранее беспрецедентной художественной форме.
Следуя мировоззренческой традиции Ренана, согласно которой, историческая местность евангельских сцен имела одно их ключевых значений в формировании сознания Иисуса Христа, Поленов воплощает его фигуру в тесной связи с миром природы. Однако, данная взаимосвязь может быть интерпретирована с иного ракурса. Согласно учениям Бенедикта XVI и Митрополита Илариона (Алфеева) природу, окружающую Иисуса Христа при жизни, можно представить, как материальное, а следовательно, изобразимое воплощение божественной сущности. В такой трактовке на картинах Поленова в образе Христа можно увидеть не только историческую личность, но и выражение его божественной природы, благодаря тесной связи, созданной художником, фигуры Мессии с пейзажем.
Тем не менее, во многих работах живописца, мы видим часто невыразительную фигуру Иисуса, характер которой является поверхностным и тем самым неопределенным в творческом замысле художника. Образ его
часто теряется среди стремления Поленова к изображению этнографической реальности. Поэтому, неоспоримо утверждать, что же было важнее для Поленова: осознанный и глубокий анализ фигуры Христа или доскональная формальная передача красоты Святой земли не представляется возможным.
В цикле Поленова «Из жизни Христа» нельзя выделить и обобщить единое представление об образе Иисуса, так как художник воплощает фигуру исходя не из единой концепции, а руководствуется различными установками и собственными умозаключениями. Однако, подобный подход позволил художнику продемонстрировать Христа, затрагивая главные вопросы дискуссий вокруг его фигуры: историческое значение личности Иисуса, двойственность его божественной и человеческой природы. А в сопутствующей внешней непоследовательности художественного поиска отображается мысль живописца и живое рождение произведений искусства, которое притягивает современного зрителя и исследователей, а так же заслуживает подробного анализа


1. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. – М.: Республика,
1995. – 322. с.
2. Белоглазова Н.М., В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. - Л :
Художник РСФСР, 1980. - 71 с.
3. Воинов В. В.Д.Поленов. – М.: ГТГ, 1930. – 32 с., ил.
4. Ворошилова Е.В. Пейзажи В. Д. Поленова 70-х и 80-х годов: Автореф.
дис. на соиск. учен. степ. к.иск.: (17.00.04). – СПб, 1993. - 25 с.
5. Василий Дмитриевич Поленов и русская художественная культура
второй половины XIX - первой четверти ХХ века : Сб. материалов / Гос.
Третьяк. Галерея. – М.: СПб.: Лет. Сад. ГТГ, 2001. – с. 121-123.
6. Гусарова А. П. Василий Дмитриевич Поленов. – Л., 1965. – 55 с.
7. Евангельская эпоха в картине В.Д. Поленова «Христос и грешница».
Опыт художественной критики и пояснение картин А. Соболева. М.:
Тип. А.И. Мамонтова и К, 1887.
8. Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI). Иисус из Назарета. [Пер. с нем.:
Карина Логинова]. – М.: Издательство Францисканцев, 2015. – 107 с.
9. Копшицер М. И. Поленов. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2010. —
336 с.
10. Лясковская О. А. В.Д.Поленов. 1844-1927: Анализ творчества. – М.:
ГТГ, 1946. – 61 с.
11. Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки.
Вып.2. – М., 1959. - с. 100-135.
12. Минченков Я. Д Воспоминания о передвижниках: [Григорий Мясоедов,
Николай Дубовский, Владимир Маковский, Крилл Лемох, Ефим
Волков, Андрей Шильдер, Александр Беггров, Михаил Клодт, Василий
Максимов, Василий Суриков, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак
Левитан, Иван Богданов, Илья Репин]. – М.: АСТ-Пресс книга, 2010. –
384 с.48
13. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн.
– Кн. 1: Начало Евангелия. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо;
Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. – 800 с.
14. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн.
– Кн. 3: Чудеса Иисуса. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо;
Общецерковная аспирантура и докторантура, 2017. – 624 с.
15. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. - Спб : "Художник РСФСР",
1991. – 192 с.
16. Поленов Ф. Д. В. Поленов. Христос и грешница // Юный художник. –
1988. – №11. – С. 11-12
17. Юрова Т. В. Василий Дмитриевич Поленов. - М.: Искусство, 1961. – 167
с.
18. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники,
воспоминания. – М. Л., 1950. – 520 с.
19. Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XX века. – М.,
1986. – с. 165-180.
20. Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса. [Полн. пер. с 19 фр. изд. Е. В.
Святловского]. – Спб.: Терра, 1990. – 358 с.
21. Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер). Биография // Офиц. сайт
Московского Патриарха. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/54560.html, дата обращения: 10. 03.
2017.
22. Иларион (Алфеев). Биография. // Офиц. сайт Митрополита. URL:
http://www.hilarion.ru/biography.html#, дата обращения: 13.03.2017.
23. Мищерина Е. Г. Пейзаж как религиозный жанр В. Д. Поленов //
Интерактивная площадка «Поленовский форум». URL:
http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=382, дата обращения 17.02.2017.
24. Петрова М. В. В «Евангельском круге» Поленова // Офиц. сайт. МХАТ.
URL: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=290& (дата обращение:
11.03.2017).49
25. Ремезов А. В. Жизнь Христа в трактации современного русского
художника (К выставке картин академика В. Д. Поленова «Из жизни
Христа») // Россия и христанский восток: история, наука, культура. URL:
http://ros-vos.net/christian-culture/7/polenov/1/4/ (дата обращения:
17.03.2017).
26. Элеонора Пастон. Василий Поленов «Я несказанно люблю
евангельское повествование…» // элетрон. журнал «Третьяковская
галерея». 2011. № 4. URL: http://www.tg-m.ru/articles/4-2011-33/vasiliipolenov-ya-neskazanno-lyublyu-evangelskoe-povestvovanie, дата
обращения: 13.04.2017

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ