Введение
Глава 1. Историография вопроса
Глава 2. Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса»……………………………………...12
2.1. Подход Ренана к изучению личности Иисуса Христа……………...13
2.2. Идея о «Царстве Божьем»…………………………………………...15
Глава 3. Йозеф Ратцингер «Иисус из Назарета»……………………………17
3.1. «Слова Иисуса о самом себе»………………………………………..20
Глава 4. Иларион (Алфеев) «Иисус Христос. Жизнь и учение»
4.1. Феномен чуда
Глава 5. Цикл картин «Из жизни Христа»…
5.1. Общая характеристика цикла и классификация типов картин……29
5.2. «Христос и Грешница»
5.3. Картина «Мечты», к вопросу о человеческой природе Христа…..37
5.4. Пейзаж как основной инструмент для раскрытия образа Христа…39
5.5. Некоторые страницы истории критической дискуссии о
религиозных картинах Поленова
Заключение…
Список литературы…
Приложение
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - исторический живописец и пейзажист, театральный декоратор, автор картин на бытовые сюжеты, незаурядный архитектор, а также культурный деятель. Он же – художник,
впитавший традиции западной академической живописи, и, в то же время, создатель работ, которые стали образцами русского национального пейзажа.
Его творческое наследие как живописца многогранно, поэтому, прежде чем приступить к исследованию одной из сторон его деятельности, стоит сказать несколько слов о его жизненном и творческом пути.
Родился Василий Поленов в семье, сохранявшей культуру русского просвещенного дворянства. Его отец был историком и археологом, а мать увлекалась живописью и писала книги для детей. Разностороннее воспитание
в семье, где активно интересовались различными науками и искусствами, способствовало тому, что годы образования в различных учебных заведениях Поленов использовал столь же многогранно. Будучи учеником физико-математического факультета, он также посещал Академию Художеств, классы по хору, геометрии и анатомии. В 1866 году Поленов становится постоянным учеником Академии Художеств в мастерской профессора П.Чистякова – преподавателя, воспитавшего ряд других русских художников, таких как Репин, Васнецов, Суриков, Серов, Врубель. С этого времени начинается более серьезное погружение Поленова в живопись, несмотря на то, что впоследствии он решает освоить юриспруденцию в Петербургском университете. Занятия в нескольких значимых учебных заведениях не оставляли ему времени для активного участия в студенческой жизни, но общественный подъем «Бунта четырнадцати», который в дальнейшем поспособствовал созданию «Товарищества передвижных художественных выставок», привлек Поленова совей идеей переворота устоявшихся традиций. Художник активно участвовал в деятельности товарищеского объединения. Такие произведения как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», представленные художником на передвижнических выставках, вошли в историю русской живописи как классические примеры национального пейзажа.
После окончания университета и Академии художеств в 1871 году Поленов получает пенсионерскую командировку за границу, которая сыграла важную роль в развитии его творчества. В Германии художник знакомится с
представителями академически романтического направления в истории живописи, в первую очередь с К.Пилоти, в мастерской которого побывал живописец. Одновременно он увлекается А.Бёклиным, Г.Макартом, , а также
знакомится с творчеством Ф.Ленбаха и Г.Макса. Наиболее сильное впечатление производит на В.Поленова Париж, время пребывания в котором совпадает хронологически с первым периодом его творчества. Этот период
отмечен особым интересом к искусству барбизонской школы и к таким художникам как Жан-Батист Реньо, Поль Делярош. Особенно примечательным для Поленова во Франции было творчество мастера М.Фортуни, о котором он неоднократно упоминал в своих письмах.
В 1876 году Поленов возвращается в Россию, где продолжает свой творческий путь. Уже в начале 1880-х годов за художником закрепляется главным образом статус виртуозного пейзажиста. Вместе с тем, живописец пробует себя в качестве учителя, активно содействуя молодому поколению художников
В 1892 году, дом, построенный по проекту самого Поленова, становится своего рода культурным центром для общения его учеников и товарищей. Поленов соединил в одном месте живопись и архитектуру, музыку и театр. В таком органическом взаимодействии отмечается стилевое единство, к которому стремился сам художник на протяжении всего своего творчества.
Главным своим трудом В. Поленов считал цикл картин «Из жизни Христа» (1899-1909)2, над которым живописец работал большую часть жизненного пути. Именно этой стороне творчества художника будет посвящено данное исследование. Наша первостепенная цель – охарактеризовать образы Христа в цикле картин посредством их формального анализа. А также выявить те мысли и идеи, которые способствовали созданию сложившегося представления об Иисусе Христе через призму историко-религиозного анализа. В нашей работе мы не претендуем на исчерпывающую трактовку образов Христа в творчестве Василия Поленова, но стремимся раскрыть идейно-философское содержание произведений живописца. Для достижения нашей цели мы решаем следующие задачи: проанализировать цикл картин «Из жизни Христа», опираясь на те воззрения которые были близки автору, а также обращаемся к учениям, в которых фигура Христа является основополагающей. А именно: книга Эрнеста Ренана «Жизни Иисуса», которую Поленов изучал при создании цикла картин, книга епископа Римско-католической церкви Йозефа Ратцингера – «Иисус из Назарета» и книга церковного историка и богослова Митрополита Иллариона – «Иисус Христос. Жизнь и учение». Не смотря на основной источник – Евангелие, представляющий жизнь Иисуса Христа, личность его, согласно различным мировоззренческим традициям, содержит в себе две природы – человеческую и божественную. Соответственно методы ее познания существуют разные. В связи с этим положением в рамках нашего исследования мы обращаемся к нескольким книгам, которые выражают данные методы восприятия и отношения к образу Христа в протестантизме, католицизме и православии.
Мы ограничиваемся книгами двух богословов разных христианских направлений в связи с широтой покрываемых ими вопросов. А также считаем их исследования наиболее значимыми в связи с датами выхода книг, способствующих наиболее актуальному пониманию вопросов связанных с фигурой Христа.
Образы Христа в творчестве Василия Поленова – личный творческий поиск художника трактовки евангельских сюжетов, который находит визуальное воплощение в цикле картин «Из жизни Христа». Интерес
Поленова к евангельскому повествованию выражался в различных сферах деятельности художника. Он стремился написать собственный философский труд, а также создать несколько музыкальных произведений по мотивам евангельских сцен. Но его мысли дошли до современников только в форме изобразительного искусства – цикле картин, который несмотря на то, что не был завершен живописцем при жизни является ценным материалом для понимания уникальности Поленова как художника.
Исходя из масштабной серии художественных произведений и подробного анализа ряда мнений учёных и богословов, фигура Иисуса в творчестве Поленова представляется во всей полноте человеческого естества, исключающей принятую каноническую и академическую концепцию изображения божественной природы. Находясь под влиянием сочинения Эрнеста Ренана, художник ищет свой вариант воплощения исторического образа Иисуса Христа. В результате этого поиска ему удается создать самобытное конфессионально противоречивое толкование, которое в союзе с талантом пейзажиста, выразилось в оригинальной, ранее беспрецедентной художественной форме.
Следуя мировоззренческой традиции Ренана, согласно которой, историческая местность евангельских сцен имела одно их ключевых значений в формировании сознания Иисуса Христа, Поленов воплощает его фигуру в тесной связи с миром природы. Однако, данная взаимосвязь может быть интерпретирована с иного ракурса. Согласно учениям Бенедикта XVI и Митрополита Илариона (Алфеева) природу, окружающую Иисуса Христа при жизни, можно представить, как материальное, а следовательно, изобразимое воплощение божественной сущности. В такой трактовке на картинах Поленова в образе Христа можно увидеть не только историческую личность, но и выражение его божественной природы, благодаря тесной связи, созданной художником, фигуры Мессии с пейзажем.
Тем не менее, во многих работах живописца, мы видим часто невыразительную фигуру Иисуса, характер которой является поверхностным и тем самым неопределенным в творческом замысле художника. Образ его
часто теряется среди стремления Поленова к изображению этнографической реальности. Поэтому, неоспоримо утверждать, что же было важнее для Поленова: осознанный и глубокий анализ фигуры Христа или доскональная формальная передача красоты Святой земли не представляется возможным.
В цикле Поленова «Из жизни Христа» нельзя выделить и обобщить единое представление об образе Иисуса, так как художник воплощает фигуру исходя не из единой концепции, а руководствуется различными установками и собственными умозаключениями. Однако, подобный подход позволил художнику продемонстрировать Христа, затрагивая главные вопросы дискуссий вокруг его фигуры: историческое значение личности Иисуса, двойственность его божественной и человеческой природы. А в сопутствующей внешней непоследовательности художественного поиска отображается мысль живописца и живое рождение произведений искусства, которое притягивает современного зрителя и исследователей, а так же заслуживает подробного анализа
1. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. – М.: Республика,
1995. – 322. с.
2. Белоглазова Н.М., В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. - Л :
Художник РСФСР, 1980. - 71 с.
3. Воинов В. В.Д.Поленов. – М.: ГТГ, 1930. – 32 с., ил.
4. Ворошилова Е.В. Пейзажи В. Д. Поленова 70-х и 80-х годов: Автореф.
дис. на соиск. учен. степ. к.иск.: (17.00.04). – СПб, 1993. - 25 с.
5. Василий Дмитриевич Поленов и русская художественная культура
второй половины XIX - первой четверти ХХ века : Сб. материалов / Гос.
Третьяк. Галерея. – М.: СПб.: Лет. Сад. ГТГ, 2001. – с. 121-123.
6. Гусарова А. П. Василий Дмитриевич Поленов. – Л., 1965. – 55 с.
7. Евангельская эпоха в картине В.Д. Поленова «Христос и грешница».
Опыт художественной критики и пояснение картин А. Соболева. М.:
Тип. А.И. Мамонтова и К, 1887.
8. Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI). Иисус из Назарета. [Пер. с нем.:
Карина Логинова]. – М.: Издательство Францисканцев, 2015. – 107 с.
9. Копшицер М. И. Поленов. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2010. —
336 с.
10. Лясковская О. А. В.Д.Поленов. 1844-1927: Анализ творчества. – М.:
ГТГ, 1946. – 61 с.
11. Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки.
Вып.2. – М., 1959. - с. 100-135.
12. Минченков Я. Д Воспоминания о передвижниках: [Григорий Мясоедов,
Николай Дубовский, Владимир Маковский, Крилл Лемох, Ефим
Волков, Андрей Шильдер, Александр Беггров, Михаил Клодт, Василий
Максимов, Василий Суриков, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак
Левитан, Иван Богданов, Илья Репин]. – М.: АСТ-Пресс книга, 2010. –
384 с.48
13. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн.
– Кн. 1: Начало Евангелия. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо;
Общецерковная аспирантура и докторантура, 2016. – 800 с.
14. Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн.
– Кн. 3: Чудеса Иисуса. – М.: Изд-во Сретенского монастыря; Эксмо;
Общецерковная аспирантура и докторантура, 2017. – 624 с.
15. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. - Спб : "Художник РСФСР",
1991. – 192 с.
16. Поленов Ф. Д. В. Поленов. Христос и грешница // Юный художник. –
1988. – №11. – С. 11-12
17. Юрова Т. В. Василий Дмитриевич Поленов. - М.: Искусство, 1961. – 167
с.
18. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники,
воспоминания. – М. Л., 1950. – 520 с.
19. Фёдоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XX века. – М.,
1986. – с. 165-180.
20. Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса. [Полн. пер. с 19 фр. изд. Е. В.
Святловского]. – Спб.: Терра, 1990. – 358 с.
21. Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер). Биография // Офиц. сайт
Московского Патриарха. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/54560.html, дата обращения: 10. 03.
2017.
22. Иларион (Алфеев). Биография. // Офиц. сайт Митрополита. URL:
http://www.hilarion.ru/biography.html#, дата обращения: 13.03.2017.
23. Мищерина Е. Г. Пейзаж как религиозный жанр В. Д. Поленов //
Интерактивная площадка «Поленовский форум». URL:
http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=382, дата обращения 17.02.2017.
24. Петрова М. В. В «Евангельском круге» Поленова // Офиц. сайт. МХАТ.
URL: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=290& (дата обращение:
11.03.2017).49
25. Ремезов А. В. Жизнь Христа в трактации современного русского
художника (К выставке картин академика В. Д. Поленова «Из жизни
Христа») // Россия и христанский восток: история, наука, культура. URL:
http://ros-vos.net/christian-culture/7/polenov/1/4/ (дата обращения:
17.03.2017).
26. Элеонора Пастон. Василий Поленов «Я несказанно люблю
евангельское повествование…» // элетрон. журнал «Третьяковская
галерея». 2011. № 4. URL: http://www.tg-m.ru/articles/4-2011-33/vasiliipolenov-ya-neskazanno-lyublyu-evangelskoe-povestvovanie, дата
обращения: 13.04.2017