Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика визуального контента в научно-популярных СМИ

Работа №131202

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы174
Год сдачи2018
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности научно-популярных изданий 9
1.1 Научно-популярная журналистика. Научно-популярные издания. Типологическая характеристика 9
1.2 Поликодовый текст научно-популярных изданий 16
1.3 Поликодовый текст научно-популярных изданий 16
1.4 Визуальные элементы в научно-популярных СМИ 22
1.5 Место визуальных элементов в системе коммуникации. В контексте научно-популярных изданий 36
Глава 2. Изучение эмпирического материала 44
2.1 Характер проведения исследований. Описание проводимого эксперимента 44
2.2 Исследование визуального контента в журнале «Вокруг света» 45
2.3 Изучение визуального контента в журнале «Наука и жизнь» 59
2.4 Изучение визуального контента в журнале «В мире науки» 77
Заключение 87
Список используемой литературы 92
Приложения 98

Сегодня научно-популярная журналистика как никогда востребована обществом. Интерес людей к миру науки непрерывно растет, информация о новых открытиях, исследованиях и экспериментах пользуется большим успехом среди разных прослоек общества. И несмотря на то, что в последнее время появляется большое количество сугубо интернет-ресурсов, традиционные печатные периодические издания по-прежнему остаются основным средством популяризации научного знания. Однако, в виду своей жанровой и стилистической природы, тексты научно-популярных журналов зачастую могут быть непонятны читателю, что приводит к возникновению коммуникативных шумов. И именно грамотно подобранный визуальный ряд, как один из инструментов, позволяет этого избежать. В нашем исследовании мы изучили роль невербальных элементов в поддержании коммуникации между автором и читателем, в первую очередь, с точки зрения семантической составляющей фотографий, а также установили зависимость между характером статьи (тематическая принадлежность к определенной сфере научного-знания) и спецификой сопутствующих невербальных элементов.
Итак, Актуальность данной исследовательской работы обусловлена рядом факторов:
1) Возрастающий интерес общества к миру науки
2) Современный характер восприятия информации читателем - в первую очередь важно не читать, а видеть информацию. Тенденция к визуализации информации в СМИ. Формирование клипового мышления.
3) Возникновение коммуникативных шумов в ходе коммуникации между автором и читателем, не обладающим необходимым набором компетенций
Степень разработанности темы можно охарактеризовать как недостаточную - большинство имеющихся работ преимущественно посвящены преобладанию в научно-популярных изданиях одних визуальных элементов над другими.
Новизна исследования заключается в том, что на подобную тему в настоящее время существует достаточно мало опубликованных работ, и вопрос, касающийся функционирования визуальных элементов в научно-популярных изданиях изучен в основном с точки зрения композиции и дизайна издания, а в данной работе основной упор сделан на семантическую составляющую визуального контента, исследуется вторжение кодовых систем между читателем и научно-популярными текстами, а также способы визуального представления сложных научных предметов и явлений.
Объект исследования: печатные научно-популярных издания «Вокруг света», «Наука и жизнь», «В мире науки»
Предмет исследования: особенности функционирования визуального контента в журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», «В мире науки»
Цель работы: исследование особенностей использования визуального контента в научно-популярных изданиях и его корреляции с опубликованными в них материалами
Основной гипотезой нашего исследования заключается предположение о существование определенных тенденций и правил при организации визуального контента в научно-популярных изданиях, способствующих оптимизации процесса коммуникации между автором и читателем.
Задачи исследования:
1) Обосновать теоретическую базу исследования
2) Собрать и классифицировать эмпирический материал, проанализировать публикации в научно-популярных СМИ
3) Определить основные невербальные элементы, использующиеся в материалах научно-популярных изданий
4) Выявить закономерности, наблюдающиеся при использовании визуальных элементов в материалах различной тематической направленности
Методы исследования:
1) Контент-анализ
2) Эксперимент
3) Сопоставительный анализ
Хронологические рамки исследования:
В качестве эмпирического материла используется выборка публикаций из выпусков популярнейших научно-популярных журналов России - «Вокруг света», «Наука и Жизнь», «В мире науки», в период за 2014-2018 год.
Эмпирическая база исследования: публикации различной тематической направленности в таких научно-популярных изданиях, как «Вокруг света», «В мире науки», «Наука и жизнь». Данные издания были выбраны исходя из следующих факторов: они являются одними из самых востребованных научно-популярных изданий в России, обладают разным аудиторным фактором, который обусловлен разным уровнем семантической сложности изданий. Так, журнал «Вокруг света» является самым привлекательным с точки зрения читателя-неспециалиста, в то время как «Наука и жизнь», издание, формально являющееся научно-популярным, а фактически - научным, зачастую требует от своих читателей значительных знаний в областях науки, которым посвящены тексты. «В мире науки», в свою очередь, представляет собой «промежуточный вариант» - тексты зачастую сложнее, чем в журнале «Вокруг света», но проще, чем в «Наука и жизнь», а авторами являются не только ученые, но и профессиональные журналисты.
Основную научно-теоретическую базу исследования составляют работы российских и зарубежных ученых. Ее можно поделить на несколько категорий:
Труды, посвященные анализу научно-популярной журналистики, таких авторов как: В.Ю. Иваницкий, Э.А. Лазаревич, В.А. Парафонова. Данные работы позволяют выделить отличительные черты жанра научно - популярной журналистики и характеристики соответствующих периодических изданий
Труды, посвященные визуальному контенту и невербальному представлению информации - Р. Барт, А. Бергер, Д. Чендлер, Г. Кресс. Работы данных авторов потребуются для изучения природы невербальных элементов поликодового текста научно-популярных изданий, а также особенностей восприятия человеком визуального контента.
Труды, посвященные исследованию процесса коммуникации - Ю.М. Лотман, Р.О. Якобсон, Ю.С. Сорокин, Д.П. Гавра. Данные работы позволяют изучить процесс коммуникации, происходящий между автором и читателем, основываясь на популярных в лингвистике моделях коммуникации, так же проанализировать, на какой стадии возникают семантические шумы.
Работы, схожие по тематике с данной работой - Д. Хоумрик, Г. Айзекмайер, Г. Хормоен. Данные авторы уже проводили ряд исследований по смежной тематике, что безусловно поможет нам в процессе подтверждения или предположения определенных тенденций в использовании визуального контента в научно-популярных СМИ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и списка используемой литературы, и приложения.
В первой главе отражена специфика научно-популярной журналистики и научно-популярных изданий. Рассматриваются отношения между вербальными и невербальными элементами поликодового научно-популярного текста. На примере коммуникативных моделей Р.О. Якобсона и М.Ю. Лотмана изучается процесс коммуникации автор-читатель и роль визуального контента в нем. Также строятся предположения о существовании возможных «паттернов» и тенденций в организации визуального ряда, в том числе, основываясь на изучении уже имеющихся исследований по аналогичной или смежной тематике.
Во второй главе данной научно-исследовательской работы проводится анализ эмпирического материала, дается типологическая классификация журналов «Вокруг света», «Популярна Механика» и «Наука и жизнь». В отобранных публикациях анализируется визуальный ряд как к объемным материалам, так и коротким новостным заметкам. Подтверждаются или опровергаются тенденции, упомянутые в первой главе.
В заключении делается ряд обобщающих выводов по данной научно-исследовательской работе, на основании поставленных целей и задач подводятся итоги, намечается вектор дальнейших исследований.
Приложения иллюстрируют визуальный контент научно-популярных изданий, рассматриваемый в рамках исследований.
Апробация отдельных положений данной исследовательской работы прошла на таких конференциях, как «Круглый стол в рамках международного научного форума «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения». Визуальная медиаантропология в 2018 году в Санкт-Петербурге, и III Международная научно-практическая конференция «Научные исследования в области гуманитарных наук» (г. Саратов). Заявленные материалы были опубликованы в сборниках по итогам научных конференций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, исследование, посвященное изучению особенностей визуального контента в научно-популярных изданиях можно считать завершенным. Поставленные нами задачи были выполнены и позволили добиться следующих результатов:
1) В первую очередь, мы определили основные отличия между научно-популярным и научным жанром журналистики. Так, основной аудиторией для научно-популярных изданий являются читатели-неспециалисты - люди, которым не обязательно хорошо разбираться в той или иной научной области. Научно-популярной журналистике характерен менее строгий стиль текстов, научная информация подвергается обработке и адаптации для читателя.
2) Были определены ключевые визуальные элементы в научно-популярных изданиях. Самым важным их них, в большинстве случаев, является фотография - это обусловлено ее природой, позволяющей выполнять сразу несколько значимых функций. Помимо фотоизображения, в научно-популярных изданиях часто можно встретить графическую иллюстрацию и различного рода инфографику. Использование рисунков, в том или ином виде, обусловлено спецификой освещаемой темы - не все процессы и явления можно запечатлеть на съемку. В таком случае графическая иллюстрация является крайне полезным инструментом. Прибегать к разнообразной инфографике, в свою очередь, вынуждает работа с достаточно большим массивом данных, с которым часто приходится иметь дело, работая с научной информацией.
3) Обладая необходимыми знаниями как о вербальном, так и о невербальном контенте научно-популярных СМИ, мы смогли изучить процесс коммуникации между автором и читателем с точки зрения моделей Романа Осиповича Якобсона и Юрия Михаиловича Лотмана. Мы установили, что коммуникативные шумы, которые так или иначе могут возникать в процессе знакомства с текстом, можно нейтрализовать, используя грамотную ассоциативную иллюстрацию, позволяющую читателю декодировать сообщение, даже не обладая необходимыми для этого знаниями в той или иной научной области.
В практической же части исследовательской работы, мы проанализировали визуальный контент журналов «Вокруг света», «Наука и жизнь», «В мире науки». Выбор данных изданий был обусловлен рядом причин. Во-первых, все три издания обладают достаточно богатой историей (журналы начали издаваться еще в XIX веке, если учитывать то, что «В мире науки» - русское издание «Scientific American») и, соответственно, определенными традициями и подходами к работе. Данные журналы являются, своего рода, показательными экземплярами научно-популярных изданий разной степени «сложности» и тематической направленности. «Вокруг света», помимо контента, посвященного путешествиям и историям, предлагает читателям относительно простые, с точки зрения семантической сложности, материалы, посвященные самым разным областям наук. «Наука и жизнь», в свою очередь, характеризуется большим количеством публикаций, для понимания которых, зачастую, требуется обладать определенной подготовкой в той или иной области науки. «В мире науки», в данном случае, представляет собой некое промежуточное звено - тексты публикаций сложнее, чем в «Вокруг света», однако более приспособлены для неподготовленного читателя. Поэтому, при выборе именно этих изданий, мы также рассчитывали выделить какие-либо особенности, характерные для каждого из изданий, помимо общих тенденций по работе с изображениями.
Изучая использование ассоциативных изображений, нам, основываясь на результатах проведенного эксперимента, описанного в начале II главы, удалось прийти к выводу, что:
1) Для научно-популярных изданий, использование ассоциативных изображений актуально для текстов общей тематической направленности, не заостряющих внимание на проблемах частного характера
2) Прибегать к ассоциативным изображениям оправдано также в случае, когда публикация посвящена какой-либо относительно сложной теме, как, например - ядерная физика, нейробиология и т.д. Иллюстрация, в таком случае, позволит читателю понять, о чем пойдет речь в материале
3) Чересчур яркие образы и элементы на ассоциативных изображениях могут возыметь обратный эффект - так, например, в погоне за привлечением внимания, бильдредактор может прибегнуть к кадру из популярного фильма, фотографии известной персоны и т.д. В таком случае, изначальный посыл теряется, и на первый план выходит уже сам фильм или персона. В ходе проведения исследования, использование подобных изображений было особенно отмечено в журнале «Вокруг света». Как показал эксперимент, читатели действительно могут перестать ассоциировать публикацию с какой- либо научной темой.
В целом, все три издания продемонстрировали индивидуальный подход к использованию ассоциативных изображений. Так, журнал «Вокруг света» в основном прибегает к ним в определенных рубриках, используя, зачастую, слишком яркие образы, которые могут привести к возникновению дополнительных коммуникативных шумов. «Наука и жизнь», в свою очередь, использует такие иллюстрации реже, стремясь избегать возможного недопонимания между автором и читателем в и без того сложных материалах. Тем не менее, и в этом журнале можно найти ассоциативные иллюстрации, построенные, однако, на таких образах, которые большинство реципиентов хорошо ассоциируют непосредственно с наукой. «В мире науки» же, вовсе демонстрирует иной подход. В журнале ассоциативным изображением очень часто является не фотография, а графическая иллюстрация. Надо сказать, что это позволяет минимизировать риск того, что читатель неправильно декодирует зашифрованное в рисунке сообщение. Так, все иллюстрации, рассмотренные в данной исследовательской работе, достаточно успешно показали себя в ходе проведения эксперимента.
Помимо функционирования ассоциативных изображений, также изучались общие тенденции в организации визуального ряда. Здесь тоже удалось достичь определенных результатов - так, журнал «Вокруг света» стремится демонстрировать актуальность и, своего рода, приближенность информации, описываемых процессов и явлений, к рядовому читателю и его привычному образу жизни, параллельно привлекая внимание творческими, красочными и масштабными иллюстрациями. Визуальный ряд журнала «Наука и жизнь» нельзя назвать столь красочным, однако он тоже обнаруживает в себе некоторые закономерности - так, нередко можно наблюдать ситуацию, когда изображения постепенно становятся все более абстрактными и сложными - публикация, начинающаяся с фотографии, позволяющей читателю понять, о чем пойдет речь, постепенно перетекает в набор схем, научных фотографий и рисунков, иллюстрирующих «научную» сторону освещаемой проблемы, разобраться в которых может быть проблематично без определенных пояснений. Схожу тенденцию к постепенному усложнению визуального ряда демонстрирует и журнал «В мире науки», который, как и «Наука и жизнь», может в принципе отказаться от фотографий (или использовать только максимально точные), пользуясь вводной графической иллюстрацией и схемами процессов. Также, эти два журнала стремятся не просто к популяризации научного знания, но и к популяризации людей, которые стоят за этими процессами. Это проявляется в достаточно большом количестве фотографий с изображениями ученых, исследователей, лаборантов и других сотрудников, различных исследовательских центров. Одновременно с этим, изображения ученых со всей сопутствующей атрибутикой - халаты, приспособления, лабораторные интерьеры, вызывают у читателей дополнительные ассоциации с наукой и повышают уровень доверия как к отдельно взятой публикации, так и к журналу в целом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научно-популярные издания действительно демонстрируют определенные закономерности как в вопросе организации визуального ряда, так и в использовании ассоциативных иллюстраций. Однако, на эти самые закономерности влияет общая специфика издания - нацеленность на читателя, близость к научному сообществу, преобладание публикаций той или иной тематики. Тем не менее, несмотря на особенности журнала, природные особенности жанра как такового всячески вынуждают издания грамотно подходить как выбору иллюстраций, так и к их размещению, чтобы избежать возникновения семантических шумов в и без того сложных текстах.


1. Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина Н.З., Соловьев В.И.; Под общ. ред. Антоновой С.Г., д.ф.н. Редакторская подготовка изданий: Учебник //
2. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // ВЯ. — 1992. — № 1. — С. 71—78
3. Арнхейм Р. О природе фотографии. / Новые очерки по психологии искусства. /Рудольф Арнхейм. - М.: Прометей, 1994.
4. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1981. - Т. 40. - № 4. -
5. Аудах Р.Я. «Использование терминологической лексики в научно-популярных СМИ», Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
6. Ахмерова Г. А. Лексико-грамматические особенности научно-популярного текста // Наука - образованию, производству, экономике: материалы 12-й Международной научно-технической конференции. Т. 4. - Минск, 2014. [Электронный ресурс] URL: http://rep.bntu.by/handle/data/14574 (Дата обращения - 18.03.2018).
7. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр., послесл. И комм. М. Рыклина. - М.: Ad Marginem., 1997. - 239 с.
8. Беленький А. И. Фотожурналистика в современных СМИ: Учеб. пособие. СПб., 2016
9. Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение и регулятивы. — Калинин, 1978. — С. 18— 25
10. Болховитинова С. М. Композиция изданий: Особенности проектирования различного типа изданий. - М., 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook095/01/
11. Большакова Л. С. О содержании понятия «Поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. №63
12. Большиянова, Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера / Л.М. Большиянова // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. - М., 1987.
13. Воронова А.В. Научно-популярные тексты как объект
14. функционально-стилистического анализа Вестник РУДН. Серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, №2, 2016
15. Ворошилова М.Б. Екатеринбург, Россия Креолизованный текст: аспекты изучения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kreolizovannyy-tekst-aspekty-izucheniya-1
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ