ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АДАПТИВНЫЙ ВЕБ-ДИЗАЙН КАК ПОДХОД: ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И КОМПОНЕНТЫ 9
§ 1. Увеличение количества и растущая популярность мобильных устройств как предпосылка формирования адаптивного веб-дизайна 9
§ 2. «Отзывчивый» веб-дизайн 13
§ 3. Принцип «прогрессивного улучшения» 17
§ 4. Определение понятия адаптивного веб-дизайна как подхода 20
§ 5. Концепции «сначала мобильные» и «сначала контент» 23
§ 6. M-dot сайты как альтернатива адаптивным 28
ГЛАВА 2. РЕДИЗАЙН САЙТА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО АДАПТИВНОСТИ 33
§ 1. Современные медиа: тенденции и проблемы 33
§ 2. Современные тренды в дизайне сайтов СМИ 39
§ 3. Примеры редизайна сайтов общественно-политических СМИ с переходом на адаптивные версии 43
§ 4. Журнал и портал «Город 812» 58
§ 5. Анализ конкурентной среды, предпочтений пользователей и пожеланий редакции 64
§ 6. Создание нового дизайн-макета портала «Город 812» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение 1. Статистические данные 85
Приложение 2. Вероятно, первый адаптивный сайт 87
Приложение 3. Примеры редизайна сайтов общественно-политических СМИ с переходом на адаптивные версии 89
Приложение 4. Журнал и портал «Город 812» 101
Приложение 5. Результаты исследования предпочтений пользователей 107
Приложение 6. Макеты нового сайта журнала «Город 812» 118
Стремительно растет количество производимых мобильных устройств, чей размер и технические характеристики значительно отличаются; увеличивается зона покрытия мобильного Интернета и качество сигнала; у веб-специалистов появляются новые возможности для разработки мобильных сайтов и приложений. Вследствие всего этого, все больше пользователей заходят в Интернет через свои телефоны и планшеты. Многие из них получают информацию из социальных сетей и новостных агрегаторов, попадая на страницы онлайн-изданий, минуя главные страницы, часто даже не обращая внимания на бренд СМИ, чей портал они посетили. Глубина просмотра невелика, как и уровень вовлеченности. Посещения больше не гарантируют успех, а доходы от рекламы в Интернете не покрывают падение доходов на ТВ и в печати.
Чтобы не потерять, а привлечь аудиторию, современные СМИ вынуждены всегда быть максимально гибкими. Медиаменеджеры изобретают новые способы вовлечения читателей, журналисты - новые подходы к рассказыванию историй, а дизайнеры и веб-разработчики - новые способы передачи и отображения контента на любых устройствах в любых условиях. Решением этой проблемы является переход на адаптивные версии сайтов, которые способны изменяться в ответ на изменение среды, иначе говоря, ширины экрана устройства и его технических характеристик.
Первоначально сведенный к созданию «гибких» макетов, такой подход затем развился до полноценной стратегии проектирования, названной адаптивным веб-дизайном, в которую входят концепции «сначала мобильные», «сначала контент», «прогрессивное улучшение», о которых мы расскажем в тексте нашей работы. Приверженность этому подходу продемонстрировало множество современных зарубежных и российских СМИ, что выразилось в проведении большого количества редизайнов за последние несколько лет.
Тем не менее, несмотря на острую необходимость, сайты далеко не всех СМИ способны корректно отображаться на разных устройствах. В особенности это касается небольших региональных медиа.
Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена значением адаптивного веб-дизайна для возрождения и приращения успеха онлайн-СМИ, которые в настоящее время испытывают падение посещаемости ввиду отсутствия возможности просмотра с мобильных устройств.
Новизна работы объясняется практически полным отсутствии научной литературы по теме, а также анализом современных тенденций и данных, ранее не изученных.
Объектом нашего исследования являются адаптивные сайты современных общественно-политических СМИ.
Предметом - редизайн портала «Город 812» с переходом на адаптивную версию.
Цель работы: разработать новую композиционно-графическую модель портала «Город 812».
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие адаптивного веб-дизайна как стратегии проектирования, изучить историю его развития, принципы, задачи и связанные с ним концепции;
2. проанализировать актуальные тенденции в дизайне онлайн-СМИ, а также исследовать примеры редизайна сайтов современных общественно-политических СМИ с переходом на адаптивные версии;
3. изучить предпочтения аудитории онлайн-изданий, выявить конкурентов портала «Город 812», а также его достоинства и недостатки;
4. с учетом полученных результатов разработать новую композиционно-графическую модель сетевого медиапроекта.
В работе были использованы следующие методы исследования: опрос, интервью, анализ статистических данных, сопоставительный анализ, исторический метод, метод интерпретации, метод обобщения и метод конструирования.
Теоретическую базу диплома составляют работы в области адаптивного дизайна («Отзывчивый веб-дизайн» И. Маркотта, «Adaptive web design» А. Густафсона, «Сначала мобильные!» Л. Вроблевски, «Responsible responsive design» С. Джела), исследования по юзабилити и пользовательскому опыту Nielsen Norman Group (Р. Будиу, Я. Нильсен), труды по современным медиа («Медиаэкономика зарубежных стран» и «Медиасистема России» Е. Л. Вартановой, «Интернет-СМИ: Теория и практика» М. М. Лукиной, «Как новые медиа изменили журналистику» под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной), а также работы по дизайну СМИ («Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания» и «Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ)» А. А. Беляева, «Специфика медиадизайна» В. В. Волковой, «Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ландшафты в аспекте гибридных медиа» М. Н. Долгих, «Guide to Journalism and Design» Х. Чаплин).
Эмпирическая база включает в себя онлайн-ресурсы современных общественно-политических СМИ, выпуски журнала «Город 812» за период с 12.09.2016 по 27.02.2017, а также статистические данные, отражающие развитие мобильной индустрии, развитие медиасферы, поведение пользователей и их медиапотребление и т.д. (Comscore, OpenSignal, Cisco, Всемирная газетная ассоциация, Reuters Research).
Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В нашей работе, мы коснемся не только аспектов, связанных с работой дизайнера над адаптивными версиями, но и технической стороны дела, так как она обуславливает конечный дизайн-процесс, и без ее понимания невозможно спроектировать по-настоящему удачный макет адаптивного сайта. Более того, границы программирования и дизайна в настоящий момент размываются: «две культуры - дизайн и инженерия - стали тяготеть к общей заинтересованности в использовании гибких систем в интерактивных сервисах и к исследованию пользовательского опыта»1. Тенденция начала проявляться довольно давно: возникли конструкторы сайтов и программ, предлагающие готовые части кода, вроде Adobe Dreamweaver, распространение получили библиотеки CSS, а в последнее время появилось множество инструментов прототипирования, которые позволяют онлайн создавать мокапы и прототипы любой сложности, в том числе интерактивные. По данным, которые приводит Джон Маэда, известнейший специалист в области компьютерных технологий и профессор дизайна Массачусетского технологического института, из пяти дизайнеров каждый второй задействован в написании кода; каждый третий дизайнер имеет инженерное образование2. Кроме того, в современных дизайн-студиях разработка макета ведется не в отрыве от написания кода, а одновременно с ним, и процесс сопровождается постоянным тестированием.
По этой причине кроме контекста в первой главе исследуются следующие концепции, связанные во многом не только с дизайном, но и с разработкой сайтов, - «отзывчивый дизайн», с опорой на труды Итана Маркотта по теме, и «прогрессивное улучшение», с опорой на тексты Аарона Густафсона. Только после этого будет дано определение адаптивного веб-дизайна как подхода, поскольку данные работы лежат в его основе, и без детального разбора определение понятия не представляется возможным.
Вторая глава содержит исследование тенденций в сфере современных медиа, и связанных с ними трендов в области дизайна сайтов СМИ, а также изучение примеров редизайна общественно-политических СМИ с переходом на адаптивные версии. Кроме того, анализируется онлайн-версия «Город 812» и ее конкуренты, а также предпочтения аудитории общественно-политических порталов. В конце формулируется дизайн-концепция новой версии портала «Город 812».
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Приложение содержит скриншоты страниц анализируемых сетевых медиапроектов, а также макеты нового сайта журнала «Город 812».
Вследствие возросшего количества мобильных устройств, значительно отличающихся размерами и техническими характеристиками, у веб-разработчиков и дизайнеров не осталось иного выбора, как придумать способ адаптировать макет под разные ширины экранов и разные браузеры. Возникший ввиду этого адаптивный веб-дизайн быстро завоевал популярность в веб-среде и породил множество споров.
Главным камнем преткновения стало определение границ адаптивного веб-дизайна и «отзывчивого» веб-дизайна. Последний термин был впервые сформулирован Итаном Маркоттом, который включал в него три компонента:
1. гибкий макет на основе сетки (flexible, gridbased layout);
2. гибкие изображения (flexible images);
3. медиазапросы (media queries), модуль спецификации CSS3.
Своим рождением понятие «адаптивный веб-дизайн» обязано Аарону Густафсону, который определял его как более общий концепт, включающий в себя в том числе «отзывчивый дизайн». В основе идеи Густафсона лежит принцип «прогрессивного улучшения», главный смысл которого выражается в доступности контента для любого пользователя, использующего любое устройство. Согласно этому принципу, сначала создаются макеты для устаревших и маломощных браузеров и устройств, которые постепенно улучшаются под более современные. В таком случае все пользователи получают необходимую им информацию.
Выяснив, что адаптивный веб-дизайн как стратегия проектирования шире обеих вышеперечисленных концепций, мы определили его как подход, целью которого является создание веб-сайтов, одинаково доступных всем пользователям, использующим любые устройства, и адаптирующихся под эти устройства. Данный подход включает в себя идеи и «отзывчивого веб-дизайна», и стратегию «прогрессивного улучшения», «ненавязчивый JavaScript», а также концепции «сначала мобильные», «сначала контент».
Мы выяснили, что последняя концепция позволяет пользователям эффективнее взаимодействовать с сайтами (идея пользователя как «человека, который использует один глаз и один палец»), а владельцам - определить, что является ключевым для их бренда. Данная концепция особенно актуальна для СМИ, так как главный продукт медиа - это контент, и именно за ним пользователи приходят на сайт.
Также мы пришли к выводу, что для СМИ сейчас особенно остро стоит проблема привлечения, удержания и вовлечения пользователей. В решении этой задачи может помочь дизайн, которые сейчас многими медиа ставится наравне с работой журналиста.
Проанализировав примеры редизайна сайтов современных общественно-политических СМИ с переходом на адаптивные версии, мы выявили характерные тенденции, такие как игнорирование пользовательского опыта на устройствах среднего размера; перенос дизайн-решений, характерных для мобильных устройств, на версии для ПК; геймификация; обновление шрифтового расписания и т.д.
Кроме того, мы провели исследование конкурентной среды и аудитории, что помогло нам при создании макетов нового дизайна сетевого портала «Город 812». При проектировании мы попытались учесть всю изученную информацию, перенести фирменный стиль журнала с учетом технических ограничений веб-среды, освежить и упорядочить верстку, сделать его более продуманным, повысить мультимедийность онлайн-издания и его привлекательность для молодежи, увеличить глубину прочтения и вовлеченность.
1. Беляев А. А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2008. № 2. С. 52-62.
2. Беляев А. А. Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ): дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. - Журналистика. М, 2009.
3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие. М, 2003.
4. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. 2014. № 4. С. 5-21.
5. Вроблевски Л. Сначала мобильные! М, 2012.
6. Вырковский А. В., Грабарник А. В. Мобильные сайты как новая составляющая бизнес-моделирования СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2014. № 3. С. 15-25.
7. Вырковский А. В. Любимцева М.А. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых Интернет-СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. № 2. С. 143-167.
8. Долгих М. Н. Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ландшафты в аспекте гибридных медиа // Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. №379. С.86-91.
9. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский словарь концепций и терминов. М, 2004.
10. Издание Slon.ru перезапустилось с адаптивной версткой и новым названием Slon Magazine // Интернет-СМИ vc.ru. 18.04.2016.
11. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М, 2010.
12. Как новые медиа изменили журналистику / под науч. ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург, 2016.
13. Кричевский В. Типографика в терминах и образах / Т. 1. М, 2000.
14. Круглова Л. А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий // Медиаскоп. 2016. Вып. 4.
15. Мобильный трафик на сайты СМИ растет на десятки процентов в год // Сайт газеты «Ведомости». 24.08.2015.
...