Введение 3
Глава 1. Историко-типологический анализ метрико-строфического репертуара русской поэзии (синхронический аспект) 7
1.1 Обзор своеобразия метрико-строфического репертуара XIX в. в целом 7
1.2 Краткая харатеристика произведений Некрасова 14
Глава 2. Обзор метрико-строфического репертуара поэзии Н. А. Некрасова (синхронический аспект) 20
Заключение 33
Список использованной и цитируемой литературы 37
Приложение 43
Стихи — «это первоэлементы содержательной формы поэтического произведения»1 по концепции В. П. Руднева, а в стиховедческой концепции Л. И. Тимофеева это органическое единство формантов и тип художественной речи, которая подчиняется общеязыковым закономерностям2. Это специфически языковое искусство, языковая система, в основе которой многочисленные закономерности. Стиховые элементы определяются в речевом контексте, возникают в результате соотнесенности стихотворных строк, давая таким образом разные структуры ритмически организованной речи3. Периодической единицей и «определяющим структурным качеством стиха»4 является ритм, который присутствует в стихотворениях как совокупность ритмических единиц5. Задача метра — «измерить стих и определить, какое сочетание слов годится в качестве стиха для данного размера и какое не годится»6. То есть метр представляет собой главный определитель ритма, набор минимальных условий для того, чтобы речь приобретала ритмическую упорядоченность7.
Стихи как искусство существуют на свете уже очень давно и пользуются огромной популярностью по всему миру. И в Китае, и в России гордятся своими классическими поэтами — такими, как Ли Бо и Ду Фу, А. С. Пушкин и Н. А. Некрасов. Несомненно, между каждым из них огромные различия в стиле, мысли и форме. Каждый писатель оказывает влияние на развитие литературы, поэтому если хочется понять литературу глубоко и узнать, как она развивается, необходимо рассматривать систему творчества каждого отдельного писателя и анализировать все его произведения.
Предметом нашей работы будет стиховедческий анализ всех лирических произведений Н. А. Некрасова, которые будут рассмотрены синхронически, без учета времени их создания, как единая система. Отдельно будет рассмотрена метрика и строфика лирики Некрасова.
Актуальность моей диссертации обусловлена тем, что стиховедение развивалось в XX веке быстрее, чем многие другие литературоведческие дисциплины; любые справочные издания в этой области важны для того, чтобы проанализировать отдельное художественное произведение, а также систематизировать предварительные наблюдения и осмыслить сложные тенденции развития стиха. Но исследователи до сих пор лишены самых необходимых справочных изданий, которые могли бы стать серьезным подспорьем в решении актуальных проблем истории и теории стиха. До сегодняшнего дня ученым были доступны только выборочные подсчеты по метрике и строфике Некрасова, которые не позволяли достоверно определить, в какой степени поэт зависел от поэтической традиции своего времени и в какой степени выступал новатором русского стиха. Очевидно, что творчество Некрасова оказало большое влияние на развитие всей русской поэзии в последующие десятилетия, поэтому описание метрико-строфический репертуар Некрасова позволит лучше охарактеризовать историю русского литературного стиха в целом.
Цель исследования заключается в анализе метрико-строфического репертуара Некрасова в объеме трех томов лирики его полного собрания сочинений.
Материалом исследования служит вся лирика Некрасова, представленная в составе его полного академического собрания сочинений, изданного в 1981 -1982 годах.
Гипотеза исследования: несмотря на распространенное мнение о том, что в поэзии Некрасова трехсложные размеры преобладают над двухсложными, в действительности его метрико-строфический репертуар вполне традиционен для периода второй половины XIX в.
Для анализа результатов в работе используется сравнительно-исторический и статистический методы.
Теоретическая значимость данной работы заключается в учете и описании всех основных стиховедческих параметров, традиционно представленных в метрике-строфических справочниках: жанровая принадлежность произведения, количество стихотворных строк, стихотворный размер, характер клаузул, рифменная и строфическая организация и т. д.
Практическая значимость диссертации заключается в том, чтобы, с одной стороны, сделать возможным сопоставительный анализ этих параметров, сравнение и соотнесение их друг с другом, а с другой стороны, подготовить основу для последующего создания полного метрико-строфического справочника по творчеству Некрасова, который без сомнения будет востребован современным стиховедением.
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) — великий русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы. Происходил из дворянской, богатой семьи из Ярославской губернии. Достоевский отвел Н. Некрасову (с некоторыми оговорками) третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Очевидно, что творчество Некрасова как новатора русского стиха оказало большое влияние на развитие всей русской поэзии: «Некрасов создал цельную, глубоко своеобразную идейно-художественную лирическую реалистическую систему»8. Возникнув в середине 1840-х годов, она оказалась удивительно устойчивой и при всех изменениях сохранялась в своих определяющих чертах вплоть до последних лет деятельности поэта.
Творческий путь Н. Некрасова можно разделить на четыре этапа: 1. После ярославской гимназии Некрасов отказался поступить на военную службу, пытался поступить в Петербургский университет, стал вольнослушателем на филологическом факультете. И в 1840 г вышел первый сборник «Мечты и звуки» (он имел романтический и подражательный характер). 2. В 1842-1846 гг. - сближение с В. Белинским (Именно Белинский оказал на Некрасова сильное идейное влияние). 3. 1847-1866 гг. Он работал издателем и редактором литературного и общественно-политического журнала «Современник». Тогда в него были крупные результаты, включая цикл лирических стихотворений; стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»); стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»); стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», и поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, красный нос»); гражданская лирика («Поэт и гражданин»); тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»). 4. В 1867-1877 гг. он работал издателем и редактором журнала «Отечественные записки». В этот период он писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.), поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»), поэму о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» — сатира), и стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»), стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).
Проведенный нами анализ метрико-строфического репертуара лирики Некрасова позволяет сделать следующие выводы.
Средняя величина стихотворений Некрасова — 62 стиха, что показывает стремление к большой лирической форме. К пикам творческой активности поэта относятся: 1839, 1840, 1845, 1855, 1865, 1866, 1867 и 1874 годы. В целом можно сказать, что Некрасов, за небольшими исключениями, сохранял достаточно равномерную продуктивность на протяжении всего своего большого поэтического пути.
Вопреки распространенному мнению, трехсложные размеры не только не преобладают в творчестве Некрасова, но наоборот, представлены в меньшинстве. При этом превосходство двухсложных размеров над трехсложными даже более заметно при подсчете количества стихотворных строк, а не произведений, что демонстрирует свободное использование поэтом двухсложных размеров в текстах большого объема. Таким образом, наша анализ подтверждает гипотезу: несмотря на распространенное мнение о том, что в поэзии Некрасова трехсложные размеры преобладают над двухсложными, в действительности его метрико-строфический репертуар вполне традиционен для периода второй половины XIX в.
Несмотря на то, что трехсложные размеры в литературе Некрасова не преобладают, однако нельзя не признать, что поэт придал им новую жизнь. Он сделал их таким свободным и гибким. И никакой другой размер не способен выражать этот заунывный и вековечный стон1.
Номенклатура используемых метров сугубо традиционна — представлено всего пять классических метров: амфибрахий, анапест, дактиль, хорей и ямб, — предельно традиционный для русской поэзии второй половины XIX века репертуар. Среди этих пяти метров ямб лидирует с огромным отрывом, составляя почти половину всего объема материала — как в части произведений, так и в части стихотворных строк. На втором по популярности месте располагается хорей, что также абсолютно соответствует поэтической традиции. Среди трехсложников наибольшей популярностью в разрезе количества написанных им стихотворных строк пользовался у Некрасова анапест, однако к дактилю поэт обращался более часто. Амфибрахий — наименее востребованный из метров в поэтической системе Некрасова.
Номенклатура стихотворных размеров насчитывает у Некрасова 21 единицу. Больше всего текстов написано (в порядке убывания) следующими размерами: четырехстопным ямбом, пятистопным ямбом, четырехстопным хореем, трехстопным анапестом, разностопным ямбом, четырехстопным дактилем. Больше всего стихотворных строк написано (в порядке убывания) следующими размерами: четырехстопным ямбом, четырехстопным хореем, разностопным ямбом, трехстопным анапестом. Наличие в группе традиционно наиболее востребованных классических размеров трехстопного анапеста — знаковая черта творчества Некрасова. Также господствующее положение четырехстопный ямб занимает в произведениях Некрасова.
Среди трех типов реализации принципа соизмеримости стихотворных строк: равностопности, урегулированной и неурегулированной (вольной) разностопности, — в творчестве Некрасова решительно преобладает равностопность. Вольное чередование стихов разного слогового объема представлено только в ямбе (что соответствует традиции функционирования этого метра в русской поэзии). В группе урегулированных разностопных размеров обращает на себя внимание высокая популярность дактиля, который почти сравнивается по этому параметру с хореем.
Сравнение пяти классических метров, используемых Некрасовым, с точки зрения объема строки: короткого (менее 8 слогов для двухсложных метров, менее 9 слогов для трехсложных), среднего (8 и 9 слогов соответственно) и длинного (более 8 и 9 слогов соответственно), — показывает любопытную закономерность: метры, которые составляют значимое ядро поэтической системы (ямб, хорей и анапест), предпочтительно употребляются с нейтральной слоговой длиной, а метры экзотические, относящиеся к периферии, часто образуют длинные стихотворные строки. К последним у Некрасова относится, безусловно, амфибрахий и в известной степени дактиль. Еще раз можно убедиться в том, что анапест для Некрасова принципиально уравнен в правах с ямбом и хореем.
Предпочтения в выборе мужского, женского или дактилического окончания в значительной степени определяются у Некрасова характером стопы того или иного метра. Из соответствующей выше таблицы видно, что наибольшей востребованностью каждый тип окончания пользуется в том метре, в котором он совпадает с окончанием стопы: мужской — в анапесте и ямбе; женский — в амфибрахии и хорее; дактилический — в дактиле. Это позволяет говорить о наличии в некрасовском стихе тенденции к “стопочленимости” — подчеркиванию границ стоп в стихе словоразделами, в том числе последним словоразделом — каталектикой.
В целом по всем стихотворным размерам видно, что мужской и женский тип стихового окончания используются Некрасовым примерно в равных пропорциях (за исключением некоторых ярко выраженных девиаций, как например, в шестистопном хорее с его доминированием женских клаузул), тогда как дактилический тип встречается намного реже и, очевидно, воспринимается поэтом как экзотика.
Некрасовский стих является по преимуществу рифмованным; в случае со всеми пятью используемыми метрами нерифмованные тексты представляют собой отдельные эксперименты и не образуют какой-либо значимой тенденции.
Строфическая организация стиха Некрасова тяготеет к максимальной традиционности и простоте: почти половина всех стихов написана четверостишиями. Любопытно, что этот показатель свидетельствует о той же самой творческой особенности, что и показатель, на первый взгляд ему противоположный — высокая доля строк, написанных нетождественными неразделенными строфами. А упомянутая творческая особенность заключается, очевидно, в неприоритетной, малой значимости для поэта вопросов строфической организации: в этом смысле использование им самой популярной строфы — катрена — логичным образом переходит в размывание строфических границ как таковых; при этом собственно астрофических произведений у Некрасова совсем немного, значит, отдельные принципы и элементы строфической организации сохраняют для него авторитет, освященный традицией.
Источники
1. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 1 / под гл. ред. М. Б. Храпченко. Л.: Наука, 1981. 720 с.
2. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 2 / под гл. ред. М. Б. Храпченко. Л.: Наука, 1981. 448 с.
3. Некрасов. Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Т. 3 / под гл. ред. М. Б. Храпченко. Л.: Наука, 1982. 512 с.
Научная и критическая литература
4. Баевский В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001. 336 с.
5. Бобров С. П. Записки стихотворца. М.: Мусагет, 1916. 92 с.
6. Борисова И. М. Графический облик поэзии: «лесенка», курсив, графический эквивалент текста (На материале поэзии Н. А. Некрасова, его предшественников и современников): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Оренбург, 2003. 20 с.
7. Брик О. М. Ритм и синтаксис (матириалы к изучению стихотворной речи) // Новый ЛЕФ. 1927. № 6. С. 33-39.
8. Бройтман С. Н. Русская лирика XIX-XX вв. в свете исторической поэтики: субъектно-образная структура. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. 307 с.
9. Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе. Ч. I. Частная метрика и ритмика русского языка. М.: Альциона, 1919. 131 с.
10. Брюсов В. Я. Основы стиховедения. М.: Гос. изд., 1924. 139 с.
11. Бухаркин П. Е. Риторика и смысл: очерки. СПб.: СПбГУ, 2001. 166 с.
12. БухштабБ. Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. Л.: Советский писатель, 1989. 349 с.
13. Гаспаров М. Л. Еще раз к спорам о русской силлабо-тонике // Проблемы теории стиха. Л: Наука, 1984. С. 174-178.
14. Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 477 с.
15. Гаспаров М. Л. Избранные труды. Том 4: Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации. М.: Языки русской культуры, 2012. 720 с.
...