Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы экспонирования современного искусства в художественном музее. Сравнение отечественного и зарубежного опыта

Работа №131190

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Специфика экспозиционной деятельности в художественном музее XIX — XX вв 7
1.1 Обзор этапов развития художественного музея с начала XIX в. до 1960-х гг 7
1.2. Теоретические основы экспозиционных методов, применяемых для построения постоянных экспозиций 13
1.3. Характеристика методов экспонирования, применяемых для создания временных выставок во второй половине ХХ в. 19
Глава 2. Анализ применения методов экспонирования на постоянных экспозициях современного искусства в художественных музеях 26
2.1. Особенности презентации коллекций современного искусства в художественных музеях Западной Европы и США 26
2.2 Анализ экспонирования современного искусства в художественных музеях России 37
Глава 3. Формирование динамичной экспозиции и ее практическая реализация 42
3.1. Обзор зарубежного опыта применения модели динамичной экспозиции 42
3.2. Анализ российской практики использования динамичной экспозиции 49
Заключение 57
Список использованной литературы 61

Художественный музей, существующий с начала XIX в., является сегодня самым востребованным среди современных посетителей. Он предстает активным участником художественной жизни, ведущим диалог с окружающим миром посредством своей постоянной экспозиции и временных выставок. Современная теория и практика музееведения определяют статус художественного музея как учреждения, которое собирает, изучает и экспонирует произведения искусства с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека1 . Экспонирование является одной из наиболее важных по своему значению функций, составляющих деятельность музея, потому что экспозиция актуализирует и транслирует необходимый обществу социально-культурный опыт, тем самым оказывая влияние на формирование носителей современной культуры. Это происходит прежде всего за счет того, что выставляет музей и как произведения экспонируются.
На каждом этапе развития художественного музея его экспозиция отражала основные общественные тенденции, эстетические представления и ценностные ориентиры своего времени. Наступление нового периода сопровождалось формированием новых методов экспонирования. Современный исторический этап характеризуется интенсивным строительством и модернизацией художественных музеев, в частности музеев современного искусства, что делает актуальным анализ современных экспозиций и выявление характерных методов экспонирования современного искусства.
Объект исследования - экспозиционная деятельность художественных музеев, предметом исследования являются методы экспонирования современного искусства.
Цель работы - сравнение отечественного и зарубежного опыта экспонирования искусства ХХ - XXI вв. в современных художественных музеях; обоснование сложившихся тенденций развития методов экспонирования на основе анализа исторического опыта и современной практики.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
• Проанализировать этапы исторического развития художественного музея;
• Выявить изменения в отношении художественного музея к произведению искусства и роли посетителя;
• Определить основные стадии развития методов экспонирования в их исторической эволюции и на современном этапе;
• Проанализировать экспозиционную деятельность современных художественных музеев России, США и стран Западной Европы.
Основным методом исследования явился теоретический анализ методов экспонирования произведений искусства в художественных музеях, с помощью которого выявились закономерности их исторического развития. Для выявления факторов формирования современных методов экспонирования применялся системный и сравнительный анализы, позволившие определить формирование целостной предметной среды музейной экспозиции на основе опыта современной отечественной и зарубежной практики.
Из-за различий в терминологии отечественного и зарубежного искусствоведения в работе под термином «современное искусство» понимается как искусство эпохи модерна (“modern art”), так и актуальное искусство (“contemporary art”), временные границы которого в работе определяются с 1960-х гг. и до сегодняшнего дня. Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. до настоящего времени. Основное внимание сосредоточено на анализе современной практики.
Географические рамки определены опытом отечественных и зарубежных музеев (Западная Европа, США). В работе рассматриваются методы экспонирования постоянных экспозиций и временных выставок, демонстрирующих собрания государственных музеев художественного профиля.
В процессе работы был осуществлен сбор литературных источников, изучены научные труды и публикации по теории музееведения, проблематике художественных музеев, современному построению экспозиций в России и за рубежом. Проведены натурные обследования постоянных экспозиций отечественных музеев художественного профиля. Осуществлен анализ наиболее значимых для исследования экспозиционных примеров.
Историю развития художественных музеев и характерных для них методов экспонирования можно проследить по монографиям отечественных авторов Т.П. Калугиной «Художественный музей как феномен культуры» и М.Т. Майстровской «Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля», «Музейная экспозиция. Искусство - архитектура - дизайн: Тенденции формирования». Следует выделить сборник статей «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века», посвященный сложившимся тенденциям в музейном экспонировании в 1990-х гг. Однако российское теоретическое музееведение не располагает специальными исследованиями в области современных методов экспонирования, касаемо постоянных экспозиций и временных выставок. Вопросы экспонирования современного искусства в России остаются менее всего изучены.
Обширный раздел источников представляют работы иностранных исследователей. Среди них можно выделить труды К. Шуберт «Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней», описывающий историю развития художественного музея и методов экспонирования, Т. Смита «Осмысляя современное кураторство» и «What is contemporary art?», посвященные современной практике экспонирования как в музее, так и вне его стен, Б. О’Догерти «Внутри белого куба». Современные экспозиции художественных музеев Западной Европы и США описывает и анализирует К. Бишоп в работе «Радикальная музеология, или Так ли уж “современны” музеи современного искусства?». Проблемы и опыт создания выставочных экспозиций наиболее разработаны в работе Н. Буррио «Реляционная эстетика. Постпродукция».
В сфере искусствоведения, философии и художественной критики вопросы построения музейной экспозиции в музее современного искусства рассматривают Б. Х.-Д. Бухло «Неоавангардная и культурная индустрия», Д. Кримп «На руинах музея» и Б. Гройс «Политика поэтики».
Проблемы музейной экспозиции и выставочной деятельности освещаются в периодических изданиях, посвященных вопросам кураторства, теории искусства, художественной критики, таких как Manifesta Journal, Artforum International, Hyperallergic. Однако в них приводятся отдельные примеры экспозиций без обобщения опыта создания современной экспозиции.
Важным источником для анализа музейных экспозиций в музеях современного искусства послужили электронные сайты музеев, материалы международных конференций, каталоги выставок, интервью кураторов и директоров музеев.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе, посвященной сравнению методов экспонирования современного искусства в художественных музеях России, Европы и Америки, были проанализированы этапы развития художественного музея, выявлены изменения в отношении художественного музея к проивзедению искусства и роли посетителя, определены основные стадии развития методов экспонирования в их исторической эволюции и на современном отрезке времени. Также был произведен сравнительный анализ экспозиционной деятельности современных художественных музеев в России, США и странах Западной Европы.
Художественный музей как культурно-общественный институт появился в начале XIX в. и за прошедшие два столетия прошел несколько этапов развития. Первоначально музей был научным учреждением, ориентировавшим свою экспозицию на ученого, строя экспозиционный ряд на основе хронологического принципа и научных классификаций истории искусства. Такая экспозиция представляла произведение искусства как исторический источник, нивелируя его эстетическую составляющую. Данный метод в современных художественных музеях не используется.
В конце XIX - начале ХХ вв. музей стал больше внимания уделять рядовому посетителю и постепенно стал позиционировать себя как образовательное учреждение. Произведение воспринималось им как уникальный самоценный предмет, поэтому главной целью экспозиции стало подчеркнуть его эстетическую составляющую. Для этого экспозиционный ряд должен был выстраиваться бессистемно, лишая работы историко­художественного контекста, в котором они создавались. Экспозиция создавала все необходимые условия, для того чтобы посетитель мог получить удовольствие от созерцания произведения. Эстетический метод активно используется современными крупными художественными музеями как в России (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея), так и за рубежом (Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Соломона Гуггенхайма, Тейт Модерн в Лондоне). Однако данный метод имеет ряд недостатков. Музейные кураторы применяют его совместно с хронологическим принципом, который привносит историко-художественный контекст. Это означает неспособность экспозиции справиться со своей главной задачей - научить посетителя понимать искусство интуитивно, без интерпретаций и разъяснений, а через восприятие чистых форм. Эстетический метод не предназначен для экспонирования искусства, работающего с социально-политическими контекстами, так как в нем ценится радикальность идей, которые в такой экспозиции сглаживаются. Помимо этого, принципы восприятия искусства, заложенные в основу эстетического метода, не подходят современному зрителю, утратившего способность созерцать. Благодаря активному развитию информационных технологий, используемых людьми каждый день, посетитель перестал относится к произведениям искусства как к уникальным предметам и испытывать специфическое художественное переживание при осмотре выставки.
В 1960-е гг. под влиянием культурно-политических изменений музей стремился стать демократичнее и наладить диалог со своим посетителем. В этот период появился концептуальный метод экспонирования, в рамках которого внимание сосредотачивалось на концепции экспозиции, а не на предмете. Его целью стало обсуждение со зрителем актуальных тем и идей. Для этого на экспозицию вводилось обилие вспомогательного материала, который демонстрировался наравне с подлинными экспонатами. Данный метод достаточно редко применяется для постоянных экспозиций в современных художественных музеях, тем не менее в качестве примера можно привести экспозиции Государственного музея современного искусства, являющегося частью Центра Жоржа Помпиду, в Париже и Национального музея Центра искусств королевы Софии в Мадриде. Российские художественные музеи не применяют данный метод для построения постоянных экспозиций, однако он активно применялся в советский период, так как был удобен для пропаганды государственной идеологии.
Некоторые музеи, такие как Музей современного искусства Metelkova в Любляне, стараются соединить эстетический и концептуальные методы на своих экспозициях. Такой подход также распространен при создании временных выставок.
В этот же период формируются основные методы экспонирования, применяемые для создания временных выставок. Можно выделить три наиболее применяемых метода: аисторический, монографические, а также специфический метод создания выставки как произведения искусства художника или персональный проект куратора. Аисторический метод характеризуется построением экспозиционного ряда, основанного не на хронологии, а на схожести форм или тематики. Для него важным является сопоставление произведений, что показывает их близость или, наоборот, контраст между ними. Монографический метод представляет искусство одного или нескольких художников, что позволяет глубоко изучить все периоды его/их творчество. Последний метод представляет выставку как произведение искусства, тотальную инсталляцию художника или персональный проект куратора, выражая субъективный взгляд одной личности на собрание музея.
Опыт использования концептуального метода экспонирования привел к пониманию, что музеям необходимо постоянно менять экспозиции, для того чтобы сохранять активный диалог с посетителем. Это было связано с тем, что темы, о которых говорилось на экспозициях, переставали быть актуальными для посетителя. В последней четверти ХХ в. возникла модель динамичной экспозиции. Ее особенностью стала возможность применять как методы, характерные для построения постоянных экспозиций, так и методы, применяемые для создания временных выставках. Вскоре постоянные экспозиции стали восприниматься как временные выставки, что привело музеи к решению отказаться от постоянных экспозиций и начать показывать свои собрания в виде временных выставок, проводимых с определенной периодичностью. Такой тип экспонирования коллекций характерен и для иностранных музеев современного искусства (Городской музей современного искусства Стеделийк в Амстердаме, Музей Ван Аббе в Эйндховене), и для российских музеев современного искусства (Московский музей современного искусства, Государственный музей современного искусства PERMM в Перми, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ - XXI вв.). Некоторые музеи приняли такое решение вынужденно, другие музеи пришли к нему осознанно. Динамичная экспозиция позволяет со временем показать большую часть собрания музея, вести активную исследовательскую деятельность, раскрывать коллекцию каждый раз по-новому, используя разные методы, выстраивая неожиданные взаимосвязи и погружая во всевозможные контексты. Часто применяемыми методами для таких экспозиций стали монографический, аисторический, синтез эстетического и концептуального, а также метод построения экспозиции как произведения искусства. Для их создания часто приглашают художников, кураторов и других специалистов. Недостаток такой экспозиции касается туристов, которые не имеют возможности постоянно посещать музей. Поэтому динамичные экспозиции не характерны для крупных художественных музеев, хранящих большие коллекции с шедеврами мирового уровня. Такой тип экспонирования применяют небольшие музеи, чьи коллекции составляет национальное искусство, а целевой аудиторией являются местные жители. На сегодняшний день такой тип экспонирования является наиболее эффективным и перспективным.


1. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 96 с.
2. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 216 с.
3. Бухло Б. Х.-Д. Неоавангард и культурная индустрия. М.: V-A-C press, 2016. - 432 с.
4. Гройс Б. О новом // Политика поэтики. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. С. 92 - 115.
5. Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствоведении: Критич. анализ соврем. герменевт. концепций. М.: Искусства, 1984. - 238 с.
6. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб: Петрополис, 2008. - 242 с.
7. Кириченко Е.Н. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XIX в. // Взаимосвязи искусства в художественном развитии России второй половины XIX в. М., 1982. С. 109 - 163.
8. Кримп Д. Искусство выставки // На руинах музея. М.: V-A-C press, 2015. С. 279 - 329.
9. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - архитектура - дизайн. Тенденции формирования. М.: Б. и., 2002. - 275 с.
10. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века. М.: Российский институт культурологии, 1997. С. 7 - 22.
11. Новоуспенский Н.Н. Эволюция экспозиции живописи в Русском музее со дня его основания до настоящего времени // Современный художественный музей. Л., 1980. С. 63 - 75.
12. Обрист Х.У. Краткая история кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. - 256 с.
13. О’Догерти Б. Внутри белого куба. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 144 с.
14. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. М.: РИК, 2003. - 456 с.
15. Свецимский Е. Модернизация музейных экспозиций: Мотод. рекомендации. М.: НИИК, 1989. - 83 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ