Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема справедливого отношения к социально-исключенным группам в современном российском обществе (на примере бездомных г. Санкт-Петербурга)

Работа №131161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие социального исключения 7
Параграф 1. История возникновения социального исключения 7
Параграф 2. Подходы к социальному исключению 8
Глава 2. Справедливость как социально-философская проблема 15
Параграф 1. Аристотелевская концепция справедливости 16
Параграф 2. Теория справедливости Дж. Ролза 20
Параграф 3. Справедливое в концепции П. Рикера 24
Глава 3. Отношение к социально-исключенным группам в фокусе
справедливости 28
Параграф 1. Представление о справедливости 31
Параграф 2. Причины бездомности 34
Параграф 3. Восстановление справедливости 40
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 1 49
Приложение 2 51
Приложение 3

Феномен справедливости начал интересовать еще античных философов - уже Платон, Аристотель считали справедливость одной из добродетелей, но чем же сейчас является справедливость для современных людей? Несомненно, многие, размышляя о справедливости, видят в ней добродетель, то к чему нужно стремиться, но на вопрос, что есть справедливость люди с трудом подбирают ответ, используют синонимы, объясняют через какие-то ситуации, но четкого определения не приводят. Существование незащищенных категорий
граждан, ограниченных в своих правах - социально-исключенных групп, заставляет задуматься, что же такое справедливость в современном мире, как ее понимает современный человек.
Социально-исключенные группы – это граждане, являющиеся полноценными членами общества, но фактически ограниченные в своих правах в связи с несоответствием своего поведения, жизненного положения
общепринятым представлениям общества, а именно бездомные, люди с инвалидностью, представители ЛГБТ-сообщества и другие.
Социально-исключенные группы являются ярким примером того, что люди подразумевают под справедливостью. Данная работа посвящена тому, насколько гомогенно понятие справедливости по отношению к различным
категориям граждан. Для исследования была определена конкретная и локализуемая социально-исключенная группа – бездомные. С одной стороны, люди имеют определенное представление, кто такой бездомный, как он
выглядит, но с другой стороны, мало кто может предположить истинные причины попадания людей на улицы, по статистике люди считают, что люди сами виноваты в том, что становятся бездомными, и в дополнение к этому у людей меняется представление о справедливости по отношению к социально-исключенным группам.
Проблема, поднятая в данной работе, является актуальной, потому что социально-исключенные группы являются уязвимой категорией, которой необходима помощь в восстановлении своих прав, и зачастую общество не4
может принять таких людей в связи с тем, что их считают моральными аутсайдерами, неспособных принести пользу обществу.
Термин «социальная эксклюзия» был введен во второй половине XX века во Франции для обозначения социально незащищенных категорий граждан. «Речь идет об умственно и физиологически зависимых, склонных к суициду, одиноких родителях, пожилых инвалидах, маргиналах, детях-сиротах, делинквентах, асоциальных личностях и других «неудачниках»».1
Существуют два подхода интерпретации социально-исключенных групп: французский и англосаксонский2. Французский подход ориентирован на то, что граждане интегрируются в общественную жизнь. В данном подходе эксклюзия рассматривается как следствие групповой монополии. Англосаксонский подход же акцентирует на индивидуальную свободу, равные права всех категорий граждан. Существование социально-исключенных групп рассматривается неэффективной реализацией социальных прав. Существование социально-исключенных групп в большей степени позволяет изучить понятие и роль справедливости в мире.
Дискуссия об определении термина «справедливость» ведется давно, и на сегодняшний день нет конкретных формулировок, которые определили значение справедливости однозначно. Нижеприведенное определение
демонстрирует, что ответа на вопрос что такое справедливость до сих пор нет. «Справедливость общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства»3. Справедливость является труднопонимаемой моральной категорией, однако существующие концепции определяют справедливость по-разному: справедливость как честность, общественный договор и другие.
В дипломной работе представлено эмпирическое исследование, которое призвано определить насколько гомогенно понятие справедливости по отношению к представителям социально-исключенных групп – бездомным. В большинстве случаев граждане сталкиваются со стереотипными представления о том, как люди оказываются на улице, почему они не могут вернуться вновь к нормальной жизни, и поэтому зачастую данный факт не позволяет объективно оценить ситуацию. Гипотезой данного исследования является следующее утверждение: то, что произошло с бездомными, вполне справедливо, и помогать им вернуться в общество бессмысленно.
В процессе социологического исследования продемонстрировано, что люди думают о справедливости, социальном неравенстве и помощи бездомным.
В рамках проведенного социологического исследования люди, отвечая на вопрос, что такое справедливость, использовали другие понятия, такие как честность, правдивость, однозначного определения термина «справедливость» не последовало ни от кого.
Всего было проинтервьюировано три группы респондентов: 1) граждане, 2) волонтеры и сотрудники некоммерческой организации «Ночлежка» и 3) бездомные. На примере трех групп респондентов проанализировано понятие справедливости и справедливой/правильной помощи в отношении бездомных, и задаваемые вопросы позволили респондентам осмыслить данные понятия. В исследовании представлена проблема справедливости по отношению к социально-исключенным группам, методом сбора данных стали глубинные
интервью, которые будут проанализированы с помощью дискурс-анализа. Данная работа опирается на труды посвященные проблеме справедливости: П.Рикера «Справедливое», Дж.Ролза «Теория справедливости», а также статьи, исследующие социальную эксклюзии, Ф.М. Бородкина «Социальные эксклюзии», С.В. Мареевой «Справедливость и неравенство в современной России в восприятии бедных». В качестве практического материала выступает социологическое исследование, которое определяет значение и понимание справедливости у граждан Санкт-Петербурга, полученный материал был проанализирован с помощью дискурсанализа.
Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Основная часть разделена на три главы, первая глава посвящена социальной исключенности, вторая рассматривает современные концепции справедливости, третья глава, базирующая на социологическом исследовании, рассматривает проблему справедливого отношения к бездомным.
В исследовании приняли участие 36 человек, разделенные на 3 группы – граждане, волонтеры/сотрудники НКО «Ночлежка» и бездомные. Каждой группе респондентов представлены вопросы, посвященные выявлению определения справедливости, причин социального неравенства и бездомности, реализации справедливости по отношению к бездомным.
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью следующие:
1) Определить восприятие справедливости различными социальными группами
2) Проанализировать феномен морального аутсайдерства для социально-исключенных групп
3) Определение «справедливого» и справедливых практик в отношении социально-исключенных групп.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Справедливость является сложной этической категорией, еще древних философов интересовал вопрос об определении справедливости, и было представлен ряд концепций, который по-разному определял данный термин. На
сегодняшний день, справедливость по-прежнему остается труднопонимаемым понятием, люди затрудняются дать полноценный ответ на вопрос что такое справедливость, поэтому используют другие термины для определения справедливости.
Специфика данной работы заключается в том, что она базируется на качественном эмпирическом исследовании, которое дополняет теоретическую часть.
В первой главе данной работы описан феномен социальной исключенности, данная глава разделена два параграфа. В первом параграфе разобрана история возникновения данного явления. В действительности, социальная эксклюзия существует на протяжении многих лет, однако интерес исследователей проявился лишь в 70-е года ХХ века. На мой взгляд, наиболее точное определение, которым можно охарактеризовать социальную эксклюзию, предоставил английский социолог Э.Гидденс, который считал эсклюзию механизмом, способным отделить группу людей от главного социального потока. Второй параграф обращает к подходам к социальной исключенности, выделяя англосаксонский и французский.
Вторая глава рассматривает проблему определения справедливости, обращаясь к трудам Аристотеля, П.Рикера и Дж. Ролза. В данной главе представлено три параграфа, которые посвящены изучению концепция справедливости по Аристотелю, Дж.Ролзу и П.Рикеру.
В третьей главе приводится анализ и интерпретация проведенного качественного эмпирического исследования, результаты которого представлены в приложениях.
Глава представлена в трех параграфах, в которых представлен материал на следующие темы: представление о справедливости, причины бездомности и восстановление справедливости по отношению к социально-исключенным группам.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов. Во-первых, понятие справедливости является сложным термином, люди не часто задумываются об интерпретации данного термина, поэтому с трудом подбирают синонимичные слова, которые могли бы объяснить справедливость. Во-вторых, люди имеют стереотипное представление о том, почему люди оказываются на улице. Результаты, приведенные в ходе исследования «Ночлежкой», где представлены реальные причины, не соответствуют причинам, которые называли граждане. Так, если основная причина попадания на улицу – семейные обстоятельства(39%), то только 17% респондентов считают это основной причиной, в основном люди полагают, что бандитизм является ключевой причиной бездомности в стране(51%). В-третьих, 67% респондентов ответили, что бездомных необходимо возвращать в общество, однако только 48% ответили, что инициативы по работе с бездомностью смогут реализовать баланс справедливости, и 32% считают, что это невозможно. В-четвертых, бездомные(подопечные «Ночлежки») признали, что ни общество, ни «Ночлежка» не должны помогать им, хотя каждый респондент, отвечая на то, какую помощь он сочтет справедливой по отношению к себе, давал конкретный ответ, опираясь на свою жизненную ситуацию.
Проблема справедливого отношения к социально-исключенным группам является крайне актуальной, данные исследования показали, что существуют пути решения проблемы социальной исключенности, а именно реализации справедливых практик и действий по отношению к бездомным. Данное исследование имеет практическую и социальную значимость, так как никто не исследует так социально-исключенные группы, а именно бездомных.
Исследование позволило сделать вывод, что справедливость не является гомогенным понятием. Идея справедливости свойственна каждому, но то как46 она представлена в разных группах позволяет по-разному оперировать данным понятием и выстраивать различные действия по отношению к социально-исключенным группам.


1. Giddens. A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. - Cambridge,
1998
2. Wolf M. Globalization and social exclusion: Some paradoxes // Social
Exclusion: Rhetoric Reality Responses / International Institute for labour studies.
United Nations development program; Ed. by G. Rodgers, Ch. Gore, J.
Figueiredo. Geneva, 1994
3. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность. //Общественные науки
и современность. М.: - 2001. - №2
4. Аристотель Евдемова этика М.: 2005
5. Астоянц, М.С., Россихина, И.Г. Социальная инклюзия: попытка
концептуализации и операционализации понятия. // Известия Южного
федерального университета. Педагогические науки. — 2009. — № 12.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат
по социологии знания. – М.: - 1995.
7. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал.-
2000. - №3-4
8. Гилинский, Я.И. «Исключенность» как глобальная проблема и социальная
база преступности и иных девиаций. // Криминология. – 2004. – № 1
9. Гусейнов А.А. Новая философская энциклопедия в 4-х томах, М., 2001, 3
т.,
10.Дмитриева, А.В. Социальное включение/исключение как принцип
структурации современного общества. // Социологический журнал. – 2012. –
№ 2.
11.Ефлова М.Ю. Социальная эксклюзия депривированных групп
(наркозависимых и людей, живущих с ВИЧ) в российском обществе:
стратегии институционализации и опыт интеграции . – Саранск.: 2015
12.Ефлова М.Ю. Социальная эксклюзия депривированных групп
(наркозависимых и людей, живущих с ВИЧ) в российском обществе:
стратегии институционализации и опыт интеграции . – Саранск.: 2015.- С.35
13.История социологии в Западной Европе и США: учеб. для вузов / отв. ред.
Г.В. Осипов. – М.: - 2001;48
14.Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных
в современной России – СПб, 2004
15.Кашников Б.Г. // Этическая мысль 2/2001.Концепция общей
справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции
16.Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно
понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: Новые
направления исследований. - М, 1998
17.Малиновская Н.В., Сорокина Ю.В. К вопросу о справедливости в праве //
Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: 2011, №
1
18.Мареева С.В. Справедливость и неравенства в современной России в
восприятии бедных. // Бедность и бедные в современной России. М.: -2014
19.Нечаева С . Бомжами не рождаются / Социономия. – 2007.- №9
20.Новая философская энциклопедия: в 4 т.[Электронный ресурс] – Режим
доступа:http://iph.ras.ru/elib/2826.html
21.Панов А .М. Какие перемены ждут бездомных / Социономия. – 2007, № 1.
22.Пиоткевич Л.Ю. Проблема справедливости в социальной
философии//Философия и общество. - 2009 стр.101
23.Рикер П. Справедливое. –М.: 2001
24.Ролз Дж., Теория справедливости. - М.: 2009
25.Сэндел М. Справедливость. Как поступать правильно? М.: 2013
26.Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе.
//Общественные науки и современность. М.: - 2006
27.Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условия России. // Мир
России. : 2003
28.Хеффе, О. Политика, право, справедливость. Основоположения
критической философии права и государства. – М., 1994
29.Чеха В.А. Кого считать бездомными // Отечественный журнал
социальной работы.- 2005.- № 2
30.Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. – М.: 2012

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ