Введение 3
Глава I. Особенности разных вариантов легенды о происхождении хауса 7
1.1. Даура: гендерный аспект 7
1.2. Роль имени 8
1.3. Убийство змеи и смена власти 10
1.4. Чужеземец и его происхождение 11
Глава II. «Семь хауса» и «семь инородцев» 15
2.1. Списки «семи хауса» и «семи инородцев» 15
2.2. «Земля Кано» 19
2.2.1. Доисламские верования 19
2.2.2. Этнонимы 21
2.2.3. Социально-политическое устройство Кано 22
2.2.4. Источники по ранней истории Кано 26
2.3. «Земля Кацина» 30
2.3.1. Система перехода власти в Кацине 31
2.3.2. Источники по ранней истории Кацины 33
2.4. «Земля Замфара» 37
2.4.1. Источники по ранней истории Замфары 38
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 49
Хауса — один из крупнейших народов Африки, проживающий в основном на севере Нигерии и юге Нигера, а также в Камеруне, Чаде, Судане, ЦАР и других странах западной и центральной Африки. Согласно устной традиции, у хауса существует система разграничения «истинно хаусанских» городов — Hausa Bakwai — и «городов-инородцев» — Banza Bakwai, отнесение городов к разряду «городов-инородцев» порой не зависит от того, является ли язык хауса родным для большинства населения города или нет.
Данная система соотносится с легендой о происхождении хауса, согласно одной из самых распространенных версий которой, однажды в Дауру явился чужеземец по имени Баво (или Байаджида), он убил змею, которая жила в водоеме и мешала жителям набирать воду, и женился на правительнице Дауры. Отважного змееборца и правительницу считают прародителями городов - государств хауса. Их внуки (или дети) были первыми правителями семи хаусанских городов — Hausa bakwai. Соответственно, «истинно хаусанскими» считаются те земли1, правители которых имеют общее происхождение и восходят к змееборцу.
Данная работа посвящена легенде о происхождении хауса. У хауса бытуют различные варианты этногенетического предания, которые в наши дни постепенно приобретают вид научной концепции. Хауса, согласно различным вариантам легенды о их происхождении, ассоциируют себя с выходцами из таких религиозных центров, как Багдад, Палестина или Борну. По мнению Б. Малиновского, желание связать свое происхождение с мусульманским миром не редкость среди народов Африки и Востока, оно возникает в результате попытки обосновать свои претензии на высокий уровень социального развития [Malinowski 1945: 1].
Некоторые ученые, например, А. Мишлих, С.Р. Нивен и С.К. Мик высказывают предположение, что предки хауса действительно переселились на занимаемую ими сейчас территорию. Однако назвать даже примерную дату переселения достаточно сложно. В целом ученые сходятся во мнении, что происхождение хауса датируется X в. Ниже в работе представлен подробный анализ основных аспектов разных версий легенды о их происхождении.
Кроме того, в работе приводится анализ легенд о происхождении и становлении нескольких городов, а именно Кано, Кацины и Замфары. Кано и Кацина представляют «истинно хаусанские» города, в то время как Замфара, будучи основана не прямым потомком Баво/Байаджиды по мужской линии, — пограничный город, который исследователи относят то к хаусанским, то к инородным городам. Выбор городов также обусловлен наличием источников.
При написании работы были привлечены различные источники на языке хауса и арабском языке. В ходе написания первой главы были использованы, во-первых, источники на языке хауса из собрания Франка Эдгара, британского чиновника, который в начале XX вв. собрал значительное количество хроник, историй и сказок хауса и опубликовал их в латинской графике в трех томах в 1911-1913 гг. Во-вторых, одним из источников в этой главе выступает фрагмент рукописи, содержащий легенду о происхождении хауса, которая была опубликована К. Кригером в 1964 г. в его статье «Дополнительные комментарии об истории Замфары, провинция Сокото, Северная Нигерия» («Weitere bemerkungen zur geschichte von Zamfara, Sokoto -provinz, NordNigeria», MS 2).
При написании второй главы одним из основных источников также были рукописи. Например, раздел о Кацине основывается на двуязычной хронике «История возникновения города Кацина и происхождение гобирцев» (Ta'rikh asali 'l-kashina wa asli ghubir, MS 120) из собрания музея Джоса, полученной автором в результате полевого исследования в г. Джос (Нигерия) в мае 2016 г. Кроме того, дополнительные данные по истории города были собраны во время поездки в Кацину в феврале 2017 г., когда были проведены беседы с хранителями музеев «Музей Кацины» (Gidan tarihin Katsina) и «Бюро истории и культуры» (History and culture bureau) и с профессорами исторического факультета университета имени Умара Мусы Яр-Адувы, а также получены дополнительные материалы из местных архивов.
При написании работы были привлечены научные труды российских, западных и нигерийских исследователей: Г.Барта, Р. Палмера, Дж. Гринберга, А. Мишлиха, К. Кригера, М. Ласт, Д.А. Ольдерогге, Н.А. Добронравина, Юсуфу Бала Усмана, Ахмеда М. Кани и др.
Кроме того, при написании данной работы были использованы научные труды по антропологии таких исследователей, как Б. Малиновский, В.В. Бочаров, Н.Н. Крадин, Э. Тэйлор и др.
Несмотря на общирный список работ по истории хауса, ни одна из известных автору не охватывает весь спектр заявленных в данной работе задач. В хаусанистике в настоящее время существует значительное количество неисследованных вопросов по истории хауса, и в частности, по ранней истории. Кроме того, существует множество до сих пор не переведенных источников.
В наши дни происхождение человека и его принадлежность к аристократии играет важную роль в нигерийской политике. Нередко политические деятели Нигерии стремятся стать носителями традиционных титулов, чтобы таким образом узаконить свою принадлежность к аристократии, так как без поддержки традиционных лидеров, они не смогут добиться успеха. Яркий пример — председатель Сената Букола Сараки, который родился и вырос в штате Квара. 22 апреля 2017 г. он стал носителем титула «Дан ийа Каура Намода» (dan iya Kaura Namoda)2, который означает его официальную принадлежность к аристократии эмирата Каура Намода (расположен на территории штата Замфара), с аристократией которого он, однако, не имеет никаких родственных связей.
Таким образом, цель данной работы — определить политико - антропологическое содержание легенд о происхождении хауса и их городов - государств.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Собрать источники: различные версии легенды о происхождении хауса, а также легенды о происхождении и раннем этапе становления городов;
2. Перевести источники на русский язык;
3. Проанализировать особенности легенды о происхождении хауса;
4. Интерпретировать представленные в источниках данные по
• социально-политической организации общества,
• способах перехода власти,
• религиозной ситуации,
• социальному устройству,
5. Определить специфику разделения городов на «истинно хаусанские» и «инородные».
Несмотря на гетерогенность «истинно хаусанских» городов на раннем этапе их исторического развития в религиозном плане и в плане социально - политического устройства, наличие «исторического тождества» — непрерывного и хронологически упорядоченного списка правителей, который восходит к легендарному прародителю Баво/Байаджиде, и соответственно, наличие общего происхождения дает основание называть общности единым термином — хауса.
С приходом в городах к власти потомков Баво/Байаджиды произошли структурные изменения социально -политической организации общества и, вероятно, началось постепенное проникновение новой для хауса религии — ислама.
Общее происхождение также является главным критерием, согласно которому происходит разделение «истинно хаусанских» и «инородных» земель, языковая принадлежность в данном случае играет второстепенную роль. Поэтому, чтобы узаконить свою принадлежность к общности хауса, некоторые города, например, Замфара, возводят свое происхождение к правителям «истинно хаусанских» земель.
Во всех легендах, о происхождении хауса и о происхождении их городов, прослеживается влияние ислама. Хауса возводят свою родословную к выходцам из исламских центров. Кроме того, мотив покорения мусульманами язычников — неотъемлимая часть легенд. Возможно, одна из причин этого явления — письменная традиция: так как до прихода европейцев и в начале эпохи колонизации в землях хауса была распростронена письменность на аджами, которая осуществлялась образованными маламами-мусульманами. Само арабское письмо в Западной Африке до сих пор ассоциируется с исламом, а письменную традицию, основанную на использовании арабского письма, часто называют исламской. Поэтому можно предположить, что способ записи и, соответственно, образование авторов/переписчиков повлияли на содержание легенд.
1. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М.: Издатель В. Костин, 2007.
2. Бочаров В.В. Неписанный закон: Антропология права. Спб.: РХГА. 2012.
3. Добронравин Н.А. Арабографическая литературная традиция Западной Африки: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2000.
4. ДобронравинН. А. Исторические песни хауса. СПб., 2004.
5. Добронравин Н.А. Происхождение и грамматическая структура мифологической лексики и фразеологии языка хауса (к постановке проблемы) // Язык, культура, общество: проблемы развития Л., 1986 - С. 39-45.
6. Добронравин Н.А. Термины родства в этногенетических легендах: хаусанское предание о Дауре и его современная критика. // Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства / Отв. ред., авт. предисл. В.А. Попов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 1999. — Вып. 4. — С. 130-136.
7. Крадин Н.Н. Вождество по данным археологии и этнологии // Антропология власти. 2007. Том 2. Стр. 393-411.
8. Ксенофонтова Н. А. Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. СПбГУ, 2006. Т. 1. Стр. 417-430.
9. ОльдероггеД.А. Западный Судан в XV-XIX вв. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 267 с.
10. Ольдерогге Д.А. Легенда о «Семи хауса» (К истории происхождения народности хауса) // Исследования по истории культуры народов Востока: сборник в честь академика И. А. Орбели.Л.: Изд -во Академии наук СССР, 1960.
11. Осницкая И.А. Краткий очерк грамматики языка хауса. 2015.
12. Тимофеева Ю.О. Двуязычная хроника «История возникновения города Кацина и происхождение гобирцев» из собрания музея Джоса // Африканский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2017. С. 179-193.
13. Хауса-русский словарь / Под ред. Д.А. Ольдерогге. М.: ГИС, 1963.
14. Bargery G. P. Hausa-English Dictionary. Oxford University Press, 1951.
15. Barth H. Travels and discoveries in North and Central Africa. L.: Ward Lock, 1890. 475 р.
...