ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ
|
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОКРАСТИНАЦИЯ» У СТУДЕНТОВ 9
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 9
1.1.1. Понятие прокрастинации 9
1.1.2. Виды прокрастинации и методы ее исследования 12
1.1.3. Подходы к изучению психологических характеристик, способствующих прокрастинации 14
1.1.4 Актуальные направления исследования прокрастинации 17
1.2. Исследования академической прокрастинации у студентов 19
1.2.1. Исследование прокрастинации у студентов в отечественной и зарубежной психологии 19
1.2.2 Личностные корреляты прокрастинации 23
РЕЗЮМЕ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цели и задачи исследования 27
2.2. Объект, предмет и гипотезы исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 30
2.3. Организация исследования 30
2.4. Методы и методики исследования 31
2.4.1. Методики, измеряющие личностные характеристики 32
2.4.2. Методики, измеряющие уровень прокрастинации 35
2.4.3. Авторский опросник 35
2.4.4 Математико-статистические методы анализа данных 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ 38
3.1. Общая характеристика выраженности разных видов прокрастинации у студентов 38
3.1.1. Исследование прокрастинации студентов с помощью психодиагностических методик 38
3.1.2. Исследование прокрастинации студентов с помощью самооценки и с помощью авторского опросника 40
3.1.3. Исследование различий в выраженности прокрастинации у студентов в зависимости от социально-демографических признаков 44
3.1.4. Корреляционный анализ показателей прокрастинации 48
3.2. Исследование взаимосвязей выраженности прокрастинации и психологических характеристик студентов 49
3.2.1. Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов 49
3.2.2 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и мотивационных особенностей личности студентов 51
3.2.3 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и особенностей самоорганизации студентов 52
3.2.4 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и особенностей самоотношения студентов 53
3.2.5 Корреляционные взаимосвязи прокрастинации в разных сферах деятельности с личностными характеристиками студентов 55
3.2.6. Исследование различий в выраженности личностных характеристик студентов в зависимости от социально-демографических факторов 61
3.3. Регрессионный анализ прокрастинации и психологических характеристик студентов 62
3.4. Исследование психологических характеристик студентов с разной степенью выраженности прокрастинации 68
3.5 Обсуждение результатов 71
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОКРАСТИНАЦИЯ» У СТУДЕНТОВ 9
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 9
1.1.1. Понятие прокрастинации 9
1.1.2. Виды прокрастинации и методы ее исследования 12
1.1.3. Подходы к изучению психологических характеристик, способствующих прокрастинации 14
1.1.4 Актуальные направления исследования прокрастинации 17
1.2. Исследования академической прокрастинации у студентов 19
1.2.1. Исследование прокрастинации у студентов в отечественной и зарубежной психологии 19
1.2.2 Личностные корреляты прокрастинации 23
РЕЗЮМЕ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цели и задачи исследования 27
2.2. Объект, предмет и гипотезы исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 30
2.3. Организация исследования 30
2.4. Методы и методики исследования 31
2.4.1. Методики, измеряющие личностные характеристики 32
2.4.2. Методики, измеряющие уровень прокрастинации 35
2.4.3. Авторский опросник 35
2.4.4 Математико-статистические методы анализа данных 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ 38
3.1. Общая характеристика выраженности разных видов прокрастинации у студентов 38
3.1.1. Исследование прокрастинации студентов с помощью психодиагностических методик 38
3.1.2. Исследование прокрастинации студентов с помощью самооценки и с помощью авторского опросника 40
3.1.3. Исследование различий в выраженности прокрастинации у студентов в зависимости от социально-демографических признаков 44
3.1.4. Корреляционный анализ показателей прокрастинации 48
3.2. Исследование взаимосвязей выраженности прокрастинации и психологических характеристик студентов 49
3.2.1. Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов 49
3.2.2 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и мотивационных особенностей личности студентов 51
3.2.3 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и особенностей самоорганизации студентов 52
3.2.4 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и особенностей самоотношения студентов 53
3.2.5 Корреляционные взаимосвязи прокрастинации в разных сферах деятельности с личностными характеристиками студентов 55
3.2.6. Исследование различий в выраженности личностных характеристик студентов в зависимости от социально-демографических факторов 61
3.3. Регрессионный анализ прокрастинации и психологических характеристик студентов 62
3.4. Исследование психологических характеристик студентов с разной степенью выраженности прокрастинации 68
3.5 Обсуждение результатов 71
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Еще несколько лет назад о феномене «прокрастинация» в России мало кто слышал, а тем более изучал. Сейчас же накопилось немалое количество работ по данной теме, а само понятие вошло в привычный обиход.
Но вот только количество откладываемых дел при этом не уменьшилось. С чем же это связано?
У термина прокрастинация есть дата рождения — 1977 год (Ellis A., Knaus W.J, 1997). Однако спустя почти 40 лет мы не только не справились с данной проблемой, но еще больше в ней запутались.
На данных момент за неимением решения проблемы стали появляться статьи, утверждающие положительный эффект прокрастинации (Hensley L., 2014). Это к тому же одно из популярных направлений исследований сейчас.
Мы же предлагаем разобраться в самой структуре данного понятия, дабы «не множить сущее без необходимости».
Таким образом, объектом нашей работы выступает феномен «прокрастинация».
Предметом же исследования является взаимосвязь различных сфер прокрастинации с психологическими характеристиками.
Цель данного исследования - выявить и описать психологические характеристики, способствующие прокрастинации у студентов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Обобщить и раскрыть множественность определений понятия «прокрастинация», имеющихся в зарубежной и отечественной литературе;
2. Сопоставить и обобщить данные зарубежных и отечественных исследований, касающихся взаимосвязи прокрастинации с личностными особенностями;
3. Провести эмпирическое исследование связи прокрастинации с распространенными личностными коррелятами данного феномена на студенческой выборке, а также изучить характер связей прокрастинации в зависимости от сферы ее проявления с теми же личностными характеристиками;
4. На основании полученных эмпирических данных провести корреляционный, а также сравнительный анализы взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов, а также общего показателя прокрастинации и прокрастинации по сферам ее проявления.
В качестве гипотез нашего исследования мы высказываем предположения о том, что:
1. Прокрастинация неоднородно проявляется в различных сферах деятельности, в таких как: учеба, бытовые дела, принятие жизненно важных решений, принятие повседневный решений;
2. Степень выраженности прокрастинации в различных сферах деятельности неодинакова и избирательно связана с такими личностными чертами как: перфекционизм, мотивация достижения / избегания неудач, самооценка, экстраверсия, самоорганизация и др.
В качестве методов использовались опрос и тестирование к которым принадлежат такие выбранные нами методики, как:
1. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста
2. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю.Мандриковой
3. Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева
4. Диагностика мотивации достижения А.Меграбиана
5. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта
6. Шкала общей прокрастинации С.Лэй (C.Lay)
7. Шкала прокрастинации Такмена (Tuckman)
8. Авторский опросник
Но при проведении исследования нас интересовала не только количественная выраженность прокрастинации, но и качественнное ее проявление. Поэтому было проведено полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования.
Математические методы анализа: описательная статистика, кластерный анализ, сравнительный анализ (критерий t Стьюдента), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (Спирмен).
Выборку же составили студенты третьего курса филологического и восточного факультетов СПбГУ в количестве 80 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент понятие прокрастинация является уже широко изученным: есть множество определений понятия, опирающихся на разные методологические подходы, выделены классификации, виды прокрастинации, разработаны способы как ее предотвращать, но сама проблема откладывания так и не решена. Мы же хотим установить психологические характеристики, которые способствуют проявлению прокрастинации, посредством более детального анализа структуры изучаемого феномена.
Практическая значимость исследования. В целом, полученные результаты вносят дополнительный вклад в решение одной из самых распространенных и актуальных проблем - откладывание дел «на потом». А студентам, на которых проводилось исследование, данная проблема знакома не понаслышке. И полученные результаты могут способствовать преодолению этой проблемы.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 67 источников, и 2 приложения. Первая глава содержит теоретический обзор рассматриваемой проблемы, вторая глава посвящена описанию методической части исследования. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Объем работы без списка литературы и приложений составляет 77 страниц и содержит 15 таблиц и 14 рисунков.
Ключевые слова: прокрастинация, сферы прокрастинации, самоорганизация, самоотношение, мотивация достижения, перфекционизм, большая пятерка.
Но вот только количество откладываемых дел при этом не уменьшилось. С чем же это связано?
У термина прокрастинация есть дата рождения — 1977 год (Ellis A., Knaus W.J, 1997). Однако спустя почти 40 лет мы не только не справились с данной проблемой, но еще больше в ней запутались.
На данных момент за неимением решения проблемы стали появляться статьи, утверждающие положительный эффект прокрастинации (Hensley L., 2014). Это к тому же одно из популярных направлений исследований сейчас.
Мы же предлагаем разобраться в самой структуре данного понятия, дабы «не множить сущее без необходимости».
Таким образом, объектом нашей работы выступает феномен «прокрастинация».
Предметом же исследования является взаимосвязь различных сфер прокрастинации с психологическими характеристиками.
Цель данного исследования - выявить и описать психологические характеристики, способствующие прокрастинации у студентов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Обобщить и раскрыть множественность определений понятия «прокрастинация», имеющихся в зарубежной и отечественной литературе;
2. Сопоставить и обобщить данные зарубежных и отечественных исследований, касающихся взаимосвязи прокрастинации с личностными особенностями;
3. Провести эмпирическое исследование связи прокрастинации с распространенными личностными коррелятами данного феномена на студенческой выборке, а также изучить характер связей прокрастинации в зависимости от сферы ее проявления с теми же личностными характеристиками;
4. На основании полученных эмпирических данных провести корреляционный, а также сравнительный анализы взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов, а также общего показателя прокрастинации и прокрастинации по сферам ее проявления.
В качестве гипотез нашего исследования мы высказываем предположения о том, что:
1. Прокрастинация неоднородно проявляется в различных сферах деятельности, в таких как: учеба, бытовые дела, принятие жизненно важных решений, принятие повседневный решений;
2. Степень выраженности прокрастинации в различных сферах деятельности неодинакова и избирательно связана с такими личностными чертами как: перфекционизм, мотивация достижения / избегания неудач, самооценка, экстраверсия, самоорганизация и др.
В качестве методов использовались опрос и тестирование к которым принадлежат такие выбранные нами методики, как:
1. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста
2. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю.Мандриковой
3. Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева
4. Диагностика мотивации достижения А.Меграбиана
5. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта
6. Шкала общей прокрастинации С.Лэй (C.Lay)
7. Шкала прокрастинации Такмена (Tuckman)
8. Авторский опросник
Но при проведении исследования нас интересовала не только количественная выраженность прокрастинации, но и качественнное ее проявление. Поэтому было проведено полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования.
Математические методы анализа: описательная статистика, кластерный анализ, сравнительный анализ (критерий t Стьюдента), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (Спирмен).
Выборку же составили студенты третьего курса филологического и восточного факультетов СПбГУ в количестве 80 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент понятие прокрастинация является уже широко изученным: есть множество определений понятия, опирающихся на разные методологические подходы, выделены классификации, виды прокрастинации, разработаны способы как ее предотвращать, но сама проблема откладывания так и не решена. Мы же хотим установить психологические характеристики, которые способствуют проявлению прокрастинации, посредством более детального анализа структуры изучаемого феномена.
Практическая значимость исследования. В целом, полученные результаты вносят дополнительный вклад в решение одной из самых распространенных и актуальных проблем - откладывание дел «на потом». А студентам, на которых проводилось исследование, данная проблема знакома не понаслышке. И полученные результаты могут способствовать преодолению этой проблемы.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 67 источников, и 2 приложения. Первая глава содержит теоретический обзор рассматриваемой проблемы, вторая глава посвящена описанию методической части исследования. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования и их обсуждение. Объем работы без списка литературы и приложений составляет 77 страниц и содержит 15 таблиц и 14 рисунков.
Ключевые слова: прокрастинация, сферы прокрастинации, самоорганизация, самоотношение, мотивация достижения, перфекционизм, большая пятерка.
В ходе нашей работы мы собрали множество определений прокрастинации, а также дали описание различных подходов к изучению данной проблемы. И хотя и количество работ по феномену «прокрастинация» с каждым годом растет, сама проблема никуда не исчезает, а только становится актуальнее.
Кроме того, мы постарались обобщить и выделить наиболее крупные направления исследования прокрастинации, имеющиеся на данный момент. К ним можно отнести исследование академической прокрастинации (Kandemir M., Palanci M., 2014), исследование «активной» прокрастинации (Steel P., 2010), а также попытки изменения поведения с помощью разного рода воздействий (Waschle K., Lachner A., Stucke B., Rey S., Frommel C., Nuckles M., 2014), то есть предотвращения откладывания.
Мы же в нашей работе хотели проверить как именно связана прокрастинация с такими популярными ее коррелятами, как мотивация, самоорганизация, перфекционизм, самоотношение, экстраверсия и некоторые другие, если мы будем смотреть связи не только с прокрастинацией в общем, но и отдельно, в зависимости от сфер ее проявлений. Будут ли обнаружены значимые различия? И как мы выяснили различия и правда есть. Хотя, конечно, они еще требуют дальнейшего эмпирического и экспериментального подтверждения.
Кроме того, мы хотели посмотреть с одинаковой ли степенью выраженности испытуемые откладывают дела в разных сферах деятельности. И как выяснилось опять же не одинаково. То есть откладывание учебных заданий и повседневных дел более характерно для испытуемых, чем откладывание принятия решений.
Стоит отметить, что перспективным направление исследований, на наш взгляд, будет более детальное определение того, что есть вообще такое прокрастинация. Обозначение конкретных операциональных критериев рокрастинации и их эмприческое обоснование.
Полученные же результаты могут быть полезны в дальнейших исследованиях для представления о прокрастинации, как о сложном и неоднородном феномене с разными особенностями в своих проявлениях.
Кроме того, мы постарались обобщить и выделить наиболее крупные направления исследования прокрастинации, имеющиеся на данный момент. К ним можно отнести исследование академической прокрастинации (Kandemir M., Palanci M., 2014), исследование «активной» прокрастинации (Steel P., 2010), а также попытки изменения поведения с помощью разного рода воздействий (Waschle K., Lachner A., Stucke B., Rey S., Frommel C., Nuckles M., 2014), то есть предотвращения откладывания.
Мы же в нашей работе хотели проверить как именно связана прокрастинация с такими популярными ее коррелятами, как мотивация, самоорганизация, перфекционизм, самоотношение, экстраверсия и некоторые другие, если мы будем смотреть связи не только с прокрастинацией в общем, но и отдельно, в зависимости от сфер ее проявлений. Будут ли обнаружены значимые различия? И как мы выяснили различия и правда есть. Хотя, конечно, они еще требуют дальнейшего эмпирического и экспериментального подтверждения.
Кроме того, мы хотели посмотреть с одинаковой ли степенью выраженности испытуемые откладывают дела в разных сферах деятельности. И как выяснилось опять же не одинаково. То есть откладывание учебных заданий и повседневных дел более характерно для испытуемых, чем откладывание принятия решений.
Стоит отметить, что перспективным направление исследований, на наш взгляд, будет более детальное определение того, что есть вообще такое прокрастинация. Обозначение конкретных операциональных критериев рокрастинации и их эмприческое обоснование.
Полученные же результаты могут быть полезны в дальнейших исследованиях для представления о прокрастинации, как о сложном и неоднородном феномене с разными особенностями в своих проявлениях.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Психологическое консультирование студентов выпускных курсов по вопросу тревожности (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Взаимосвязь феномена прокрастинации с личностными особенностями
студента-гуманитария
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ПРОКРАСТИНАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - СВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - СВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У СТУДЕНТОВ (В ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2025 - Личностные особенности женщин-активных пользователей социальных сетей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь академической прокрастинации и ситуативной тревожности у студентов-психологов (Балтийский Федеральный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОДОМИНИРУЮЩИХ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ У СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022





