Введение 4
§1. Формализм уравнений Лагранжа-Ньютона 4
§ 2. Парадоксы существующей теории однофазного трансформатора и
их разрешение с помощью уравнений Лагранжа-Ньютона 6
§ 3. Теория реального однофазного трансформатора 8
§4. Установившийся режим работы однофазного трансформатора по
уравнениям Лагранжа-Ньютона 10
Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ВЕТРОЭЛЕК
ТРОСТАНЦИИ 12
Глава II. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ МАЯТНИК В БЫСТРОПЕРЕМЕН
НОМ МАГНИТНОМ ПОЛЕ НЕОГРАНИЧЕННОЙ МОЩНОСТИ 15
Глава III. УРАВНЕНИЯ ЛАГРАНЖА-МАКСВЕЛЛА ДЛЯ ЭЛЕКТРО
МАГНИТНОГО МАЯТНИКА С СОЛЕНОИДОМ 19
§ 1. Математическое моделирование исследуемой системы 19
§ 2. Переход к безразмерной форме 20
§3. Приближенные решения для токов i-1, i2 21
Глава IV. УРАВНЕНИЯ ЛАГРАНЖА - НЬЮТОНА В ТЕОРИИ ЭЛЕК
ТРОМАГНИТНЫХ МАЯТНИКОВ 23
§ 1. Составление уравнений Лагранжа-Ньютона 23
§ 2. Переход к безразмерной форме 24
§3. Приближенное вычисление потокосцеплений ^1, ^2 25
§4. Приближенное уравнение для исследования на устойчивость рас
сматриваемой электромеханической системы 25
ВЫВОДЫ 27
ЛИТЕРАТУРА 27
Вспомним формулировку П-го закона Ньютона, данную им в трактате [10, с. 40]: "Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила происходит”. Формулировка закона электромагнитной индукции Фарадея соответствует формулировке второго закона механики Ньютона.
Обратимся непосредственно к упомянутым законам.
П-ой закон Ньютона в форме самого Ньютона.
d—.v) dp
dt dt 1
где p = —v - количество движения, или импульс тела массой —.
Н-ой закон Ньютона с диссипацией.
p = —rv + f, v = —; (1-1)
p = - ГР + f- (1-2)
m
Здесь r - механическое сопротивление.
Закон электромагнитной индукции Фарадея.
d^dt
где ^u электродвижущая сила и напряжение на катушке индуктивности.
Ф = Li,r&& L - индуктивность катушки (аналог массы).
Н-ой закон Кирхгофа с диссипацией.
Ф = —Ri + u sin !t, i =
L
Ф = — — Ф + u sin !t- L
Здесь R - электрическое сопротивление катушки индуктивности.
Уравнения (1.2) и (1.4) записаны в импульсах p и их аналогах в электромеханике - потокосцеплениях Ф. Уравнения же Лагранжа приспособлены для обобщённых координат q и обобщённых скоростей q. Поэтому когда используют эти уравнения в электромеханике, то вносится принципиальная ошибка. Она состоит в том, что неправильно записываются силы диссипации, т.е. не через импульсы - потокосцепления - а через обобщённые скорости - токи. Чтобы устранить эту ошибку, надо вернуться к форме записи второго закона механики в форме Ньютона. Для этого надо определить кинетическую энергию не в форме Лейбница
T' = - mv2;
2 ’
а в форме Ньютона, используя понятие количества движения (импульса р), т.е.
T = |(mv)2 = |р2.
Очевидно, что T = mT'.
Также очевидно, что диссипативную функцию необходимо записывать в следующем виде
d ' - Im? = 1-
2 m 2
Для катушки индуктивности
- (Р)2. m
где i - ток. Тогда
= I Li2;
|(Li)2
Соответственно диссипативную функцию надо записать так
Te = LTe =
= -ф2.
2
De =- - (Li)2 = - R Ф2.
2 L ’ 2 L
Очевидно, что уравнения Лагранжа надо записывать тоже в форме Ньютона. В случае наличия только сил диссипации в классической механике они будут выглядеть следующим образом
d dT + dD dT _ ^
dt dp dp mdq
Здесь функцию обобщённой скорости выполняет импульс тела, a q и m - обобщенная координата (расстояние) и масса тела соответственно.
А в случае электромеханики они приобретают такой вид
d dTe dDe dTe _ f
dt dv + d-ф Ldq
Здесь функцию обобщённой скорости выполняет потокосцепление, a q и L - обобщенная координата (электрический заряд) и индуктивность контура.
1. На примере однофазного трансформатора изучен метод уравнений Лагранжа-Ньютона.
2. Метод уравнений Лагранжа-Ньютона применен при моделировании и исследовании на устойчивость работы ветроэлектростанции.
3. При анализе уравнений электромагнитного маятика, работающего от электромагнитного поля неограниченной мощности, выявлено наличие члена, связанного с электрической диссипацией энергии со знаком, противоположным физическому смыслу явления.
4. С помощью уравнений Лагранжа-Максвелла построена математическая модель электромагнитного маятника, работающего от катушки индуктивности. Хотя эта задача более адекватна физическому объекту, чем в предыдущем случае, но член с электрической диссипацией тоже имеет противоположный здравому смыслу знак.
5. С помощью уравнений Лагранжа-Ньютона построена математическая модель электромагнитного маятника, работающего от катушки индуктивности. Эта модель оказалась полностью адекватна физическому объекту. Поэтому и член с электрической диссипацией в ней имеет знак, соответствующий здравому смыслу. Делается вывод, что именно эта модель имеет практическую ценность, поэтому ее полное математическое исследование целесообразно.
6. Последняя модель исследована на локальную устойчивость ее положений равновесия. Показано, что нижнее положение равновесия асимптотически устойчиво, а для верхнего положения найдено условие его устойчивости.
1. Скубов Д.Ю., Ходжаев К.Ш. Нелинейная электромеханика. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. - 360 с.
2. Родюков Ф.Ф. Математическая модель большой электроэнергетической системы. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 153 с.
3. Родюков Ф.Ф. Четыре шага вперёд в теории электромагнитного поля и в электромеханике. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 116 p.
4. Львович А.Ю. Электромеханические системы. Л.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1989. - 296 с.
5. Пасынков В.Е., Родюков Ф.Ф. Математическое моделирование работы ветроэлектростанции// Динамика и устойчивость механических систем / Под ред. П.Е. Товстика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1997. С. 56-61. (Прикладная механика; Вып. 10).
6. Перли С.Б. Ветронасосные и ветроэлектрические агрегаты. - ОНТИ, Харьков, 1938, 266с.
7. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. М.: Наука,1968. - 720 с.