АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ
УСТОЙЧИВЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ
ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Понятие и специфика эмоциональных состояний
1.2 Понятия тревоги и тревожности в психологии
1.3 Особенности развития личности в период ранней взрослости...................17
1.4 Понятие психологического благополучия
1.5 Особенности соотношения эмоциональных состояний и психологического
благополучия.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы и процедура исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...............40
3.1. Анализ уровневых характеристик психологического благополучия и
психических состояний
3.2 Анализ структурных характеристик психологического благополучия .....43
3.2 Анализ структурных характеристик психического состояния ...................48
3.3 Исследование взаимосвязей психологического благополучия и
психического состояния
3.4 Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.....
Вопрос о позитивном и счастливом существовании человека, в настоящее время является достаточно популярным в исследованиях психологов. Многое в жизни современных людей может оказывать влияние на их состояние. Счастье и комфорт, удовлетворение и благополучие – все это относится к субъективному переживанию процессов, происходящих в жизни человека.
Психологическое благополучие определяет естественное стремление человека к внутреннему спокойствию, счастью и реализации своих потенциалов.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. Развитие личности современного человека
обусловлено сложной совокупностью и динамикой социокультурных, экономических, технологических и психологических факторов, определяющих условия существования и жизнедеятельности в социальной среде. В связи с этим немаловажное практическое значение приобретает проблема исследования и диагностики тревожности.
Все чаще исследования психологов направлены на изучение проблемы психологического благополучия. Так как для теории и практики психологии
важно определение того, что служит стержнем для внутреннего равновесия личности, из каких частей оно складывается, какие отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, как можно помочь
личности решить проблемы благополучия. Исследования вышеописанных феноменов имеют большую важность по причине того, что образ жизни, который присущ человеку в раннем взрослом возрасте, оказывает большое влияние на состояние его здоровья и интенсивность старения в периоды средней и поздней взрослости.
Актуальность исследования состоит в необходимости получения дополнительных сведений об особенностях психологического благополучия, эмоционального состояния и тревожности взрослых, проживающих в конкретный исторический и социально-экономический период.
Цель исследования – изучить соотношение устойчивого эмоционального состояния и психологического благополучия в период ранней взрослости.
Объект исследования: устойчивое эмоциональное состояние и психологическое благополучие.
Предмет исследования: характеристики устойчивого эмоционального состояния и психологического благополучия и их соотношение в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть уровневые характеристики психологического благополучия и психических состояний в период ранней взрослости.
2. Проанализировать структурные характеристики психологического благополучия и психического состояния.
3. Исследовать взаимосвязи психологического благополучия и психического состояния.
Гипотеза исследования: психологическое благополучие и устойчивое эмоциональное состояние сильно взаимосвязаны, однако направленность на личностный рост слабо связана с эмоциональным состоянием людей периода ранней взрослости.
Психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и психические состояния имеют особую значимость для позитивного функционирования любого человека. В структуре психологического благополучия принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты.
Эмоциональные характеристики являются важным компонентом в достижении душевного комфорта личности. Кроме того, на психологическое благополучие оказывают влияние такие факторы: актуальная в настоящий момент времени
успешность деятельности и поведения, удовлетворенность межличностным общением, возможность личностного роста. Становление мировоззрения, освоение профессиональной деятельности, стремление к удовлетворенности гражданскими свободами наиболее активно проявляются и имеют важность для личности в период ранней взрослости. В данный период важную роль в психологическом благополучии играют личностные параметры человека, а не ситуативные состояния.
Данная работа была направленна на изучение соотношения устойчивого эмоционального состояния и психологического благополучия у людей в возрасте от 25 до 35 лет. Исследование выявило сильную взаимосвязь
психологического благополучия и устойчивого эмоционального состояния, при этом было установлено, что направленность на личностный рост не предполагает отсутствие тревог и позитивное психическое состояние.
Напротив, для людей в период ранней взрослости тревожность является некоторым мотивационным фактором в стремлении к личностному росту.
Общими характеристиками являются достаточно высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности жизнью в целом и отдельными ее составляющими, а также благоприятное эмоциональное состояние. С положительной стороны участники исследования оценивают межличностные отношения, своё стремление к поставленным целям и самопринятие.64
Дальнейшие исследования в этой области могут быть направленны на выявление источников тревожности и положительных эмоций, меняющихся с течением жизни, с накоплением социального опыта, при смене окружающей обстановки.
Тревожные состояния могут оказывать отрицательный эффект в тех случаях, когда они неадекватны объектам и ситуациям, тогда человек теряет самоконтроль, способность к конструктивной жизнедеятельности. Если же тревога является адекватной и не выходит за рамки нормы, то мы можем говорить о положительном влиянии данного параметра на жизнь человека.
Учитывая вышесказанное можно предположить, что исследования в области соотношения тревожности, позитивных эмоциональных состояний и психологического благополучия в разные возрастные периоды и в различных жизненных ситуациях позволят выделить особенности присущие многим людям, которые, так или иначе, стремятся к достижению успехов в жизни
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299c.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их
компенсация. М.: Наука, 2006. 314 c.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Слово, 2006. 300 c.
4. Анохин П. К. Эмоции / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер //
Психология эмоций. - М., 1984. - 486 с.
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.
Л.: Наука, 1988. 267 c.
6. Берн Ш. Гендерная психология / Пер. с англ.; науч. ред. Е.Кораблина.
СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
7. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.. Применение интегративного
теста тревожности (ИТТ): Методические рекомендации. СПб.: 1997. 23 с.
8. Братусь Б.С., Павленко В.Н.. Соотношение структуры самооценки и
целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. //
Вопросы психологии. 1986. №4. С. 74-78.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском. СПб.: Питер, 2008.
400 c.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 496 c.
11. Габдреева Г.Ш. Психология состояний. Хрестоматия., под ред.
Прохорова А.О. СПб.: Речь, 2004. -608 с
12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Издательство
Ленинградского университета, 1984. 128 c.
13. Данакин Н.С., Питка С.Н.. Компаративный механизм социальной
регуляции. Белгород: Логия, 2003. 276 c.
14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред.
И.В. Дубровиной. М., 1987.66
15. Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в
экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в
психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 103-114.
16. Дикая Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции
психофизиологических состояний человека // Проблемность в
профессиональной деятельности: теория и методика психологического анализа.
М.: Наука, 1999. С. 80-81.
17. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния
субъекта в экстремальных условиях деятельности. М., 2002. 42 с.
18. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния
человека (системно- деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 256 с.
19. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия
К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т32. 2. С. 82-93.
20. Зейгарник Б.В., Теории зарубежной психологии. М.: МГУ, 1984. 214 c.
21. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического
благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический
аспекты // Вестник Томского государственного университета. 2011. №351. С.
128-134.
22. Изард К. Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 512 c.
23. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины.
СПб.: Питер 2003. 544 c.
24. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005.
412 c.
25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 392 c.
26. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психологосоциальный институт, 1999. 560 с
27. Копина О.С., Суслова Е.А, Заикин Е.В., Экспресс-диагностика уровня
психоэмоционального напряжения и его источников. // Вопросы психологии.
1995. №3. С. 119-133.67
28. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е изд. СПб.: Питер, 2004. 312
c.
29. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.:
Языки славянской культуры, 2005. 224 c.
30. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические
состояния. СПб.: Питер, 2001. С. 9-42.
31. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвящение,
1964. 128 c.
32. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции М.: 2011. 276 c.
33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. СПб.: Речь, 2001.
34. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2002. 421 c.
35. Маслоу, А.Г. Мотивации и личность. СПб.: Питер, 2001. 254 c.
36. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии
отношений человека [Электронный ресурс] //http://www.vashpsiholog.info/myasishev/otnosheniya/5941-2010-10-12-14-24-08.html (Дата
доступа: 20.10.2017)
37. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 2011.
242 c.
38. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. Ч 1. 304 с.
39. Новак Н.Г. Основные подходы к определению психологического
благополучия личности в современной психологии // Психологический журнал.
2008. №2. С. 21-23.
40. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал
экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III
Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН,
Российское общество социологов, 2008. URL:
http://publications.hse.ru/chapters/78753840(дата обращения: 15.09.2017).68
41. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.
М.: Наука 2008. 311 c.
42. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические
точки современной школы // Социологические исследования. 1994. №12. С. 61-
64.
43. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. М.: 2000.
44. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. Казань, 2004. 107 с.
45. Прохоров А. О. Определение понятия «психическое состояние» //
Психология состояний: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004. 320 с.
46. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для
институтов физ. культ. / под ред. Т.Т.Джамгарова. М.: ФиС, 2009. 322 c.
47. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:
ООО «Речь», 2001. 350 с.
48. Сидорчик С.В. Психолого-акмеологический подход к проблеме здоровья
и создания здоровьесберегающей среды // Мир психологии. 2007. №2. С.128-
139.
49. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и
старшеклассников и пути их преодоления : пособие. М.: Просвещение, 2005.
400 с.
50. Скворцова М.В., Якунин В.Е. Практикум по экспериментальной
психологии и психологии личности. Самара: Самар. гуманит. академ., 2002. С.
108-111.
51. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и
практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998. 308 c.
52. Соколенко Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая
проблема. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей.
Харьков, 2006. № 4. С. 153-157.
53. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и
диагностика. Горький: Издательство Горьковского института, 1975. 322 c.69
54. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы
исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
55. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового
возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 2000.752с.
56. Формановская Н. И. Эмоции, чувства, интенции, экспрессия в языковом и
речевом выражении / Лингвистический поиск на рубеже веков. М., 2000. 186 с.
57. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной
тревожности Ч. Д. Спилбергера. Л., 1976. 18 с.
58. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 2002 455 c.
59. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
60. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента.
Факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального
становления. Иркутск : 2007. 658 c.
61. Эмоции в языке и речи: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. А. Шаронов. М.: изд-во
РГГУ, 2005. 342 с.
62. Эриксон, Э. Детство и общество. М.: Речь, 2004. 312 c.
63. Diener E. Subjective well-being. // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P.
542–575.
64. Riff C.D., Keyes C., Lee M. The structure of psychological well-being
revisited [Электронный ресурс] // midus.wisc.edu/findings/pdfs/830.pdf (Дата
доступа: 21.11.2017)