Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественные особенности новелл сборника Ахмеда Хамди Танпынара "Abdullah Efendi'nin Ruyalari" («Грезы Абдуллаха Эфенди») как произведений модернизма

Работа №131053

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Модернизм в литературе 6
1.1. Общие характеристики литературного модернизма 6
1.2. Литературный модернизм в Турции 10
Глава II. Жизненный путь Ахмеда Хамди Танпынара и черты эпохи модерна в личности писателя 17
Глава III. Анализ новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди» 26
3.1. Особенности формы новелл 26
3.2. Особенности содержания 37
Заключение 45
Список цитируемой литературы 47
Приложение I 49
Грёзы Абдуллаха Эфенди 49

Модернизм - ярчайшая эпоха в истории искусства. Тяжелая историческая обстановка в мире: многочисленные кровавые войны и революции, разочаровывали деятелей культуры конца XIX - начала XX, что вело к все большему обособлению искусства от социальной и общественной проблематики. На первый план стали выходить внутрихудожественные задачи. В то время «разочарования и освобождения» [14, с.26] деятели искусства направили свои силы на поиск новых стилей, эксперименты с формой, разработку новых тем и техник. В результате возник огромный пласт новых многозначных, многоуровневых, комплексных произведений в самых разных видах искусства, которые до сих пор являются неиссякаемым источником материала для искусствоведов, литературоведов, историков и других исследователей.
Хотя модернистские идеи и проникали в Турцию из Европы, называть турецкий литературный модернизм подражанием западному будет неправильно, ведь ему предшествовала активная деятельность турецких литераторов второй половины XIX - начала XX в., которые развивали предмодернистическую традицию, осваивали и разрабатывали европейские поэтические и прозаические жанры, вводили в литературу новые темы. Кроме того, сложная социально­политическая обстановка в стране подталкивала писателей к психологическим экспериментам и обращению к экзистенциальным проблемам; таким как одиночество, ощущение абсурдности бытия, культурное и ментальное раздвоение, восприятие окружающего мира как враждебного.
Особенностью турецкой литературы XX в. стало сосуществование модернизма и реализма, причем заметить черты этих двух направлений можно не только в творчестве разных литераторов, но и в отдельных произведениях одного автора и даже в разных частях одного произведения. Поэтому, как правило, о чертах модернизма говорят в исследованиях, посвященных творчеству определенного автора или даже отдельной его работе.
Одним из первых представителей турецкого модернизма был выдающийся писатель Ахмет Хамди Танпынар (1901-1962 гг.). Многие исследователи отмечают значимость его произведений и научных трудов для турецкой литературы. Талят Саид Халман1 в своей книге «Тысячелетие турецкой литературы» пишет: «Впечатляющий и важный вклад [в развитие турецкой литературы] был сделан известным турецким литератором, красноречивым представителем поколения интеллектуалов Ахмедом Хамди Танпынаром, который объединил классическую турецкую культуру, французскую литературу и современное художественное восприятие. Он был первоклассным поэтом и прозаиком, а также вдохновляющим профессором литературы...» [4, р. 128].
Значительный интерес к творчеству Ахмеда Хамди Танпынара проявляли и продолжают проявлять турецкие исследователи. Первым, пожалуй, можно назвать современника и друга самого писателя Мехмеда Каплана, который потом воодушевил на исследования своих учеников Орхана Окая и Абдуллаха Учмана. Орхан Окай, в свою очередь, стал идейным вдохновителем Хандан Инджи - профессора Университета искусств им. Мимара Синана и руководителя центра, занимающегося исследованиями творчества писателя («Mimar Sinan Guzel Sanatlar Universitesi, Ahmet Hamdi Tanpinar Edebiyat Arastirmalari ve Uygulama Merkezi»). Все новые исследования творчества Танпынара появляются каждый год, а издательство «Дергах» (Dergah Yayinlari) постоянно переиздает произведения самого писателя, например, в 2017 году вышло сороковое издание книги «Пять городов» («Bes §ehir»).
Однако, несмотря на большую популярность Танпынара среди турецких читателей и исследователей, в отечественном литературоведении, как представляется, ему уделено крайне мало внимания. Творчеству Танпынара посвящены статья А.И. Пылева “Ахмед Хамди Танпынар и его роман «Спокойствие»”, часть очерка «Модернизм в турецкой литературе» А.В. Образцова и А.С. Сулеймановой, а также некоторые работы А.С. Аврутиной [18, 16, 13 соответственно]. Этим фактом обосновываются выбор темы данной выпускная квалификационной работы и её актуальность.
Объектом настоящего исследования является творчество поэта, прозаика и историка турецкой литературы Ахмеда Хамди Танпынара.
Предмет исследования - первая книга прозы писателя, сборник новелл «Грёзы Абдуллаха Эфенди» («Abdullah Efendinin Ruyalari»).
Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотреть художественные особенности новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди» в свете теории модернизма.
В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения работы перед автором встают следующие задачи:
• определить главные особенности литературного модернизма;
• проследить особенности возникновения и развития модернизма в турецкой литературе;
• изучить биографию писателя и проследить его творческий путь;
• определить особенности организации сборника;
• обозначить отличительные черты формы новелл;
• выявить соответствия формальных сторон рассматриваемых произведений;
• описать особенности содержания новелл;
• проследить общие для всего сборника мотивы, образы символы.
Для достижения заявленной цели и выполнения поставленных задач в настоящей работе использованы биографический, культурно-исторический, формальный и герменевтический методы.
В приложении к работе представлен перевод на русский язык отрывка из новеллы «Грёзы Абдуллаха Эфенди» [1, s. 11-27], выполненный автором данной выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ахмед Хамди Танпынар, без сомнения, является одним из величайших турецких писателей XX века. Он внес большой вклад в изучение теории и истории турецкой литературы, а также оставил целый ряд прекрасных поэтических и прозаических произведений, которые уже свыше семидесяти лет привлекают внимание критиков и литературоведов.
В данной работе была предпринята попытка рассмотреть особенности новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди» с точки зрения модернизма.
Для достижения цели исследования был осуществлен краткий обзор главных черт и особенностей европейского литературного модернизма. Затем были рассмотрены социально-исторические и культурные предпосылки возникновения модернизма в турецкой литературе и дана его характеристика. Удалось установить, что, несмотря на то, что турецкие литераторы во многом перенимали западные литературные жанры и модернистские техники, предшествующая традиция создала прочную основу для формирования рассматриваемого направления, подвела писателей к созданию произведений с элементами модернизма, а также подготовила читателей к их восприятию. Разработка экзистенциальных проблем, как было выяснено, также имела местные социально-исторические предпосылки.
Поскольку для анализа произведений немаловажными представлялись особенности мировоззрения автора, был описан жизненный и творческий путь Ахмеда Хамди Танпынара. Эта часть работы помогла проследить, как формировалась эстетика писателя, а также кто из европейских и турецких предшественников повлиял на него особенно сильно. Писатель был всерьёз озабочен проблемой «цивилизационного кризиса», поэтому широко освещал этот вопрос в своей публицистике и всеми силами старался сохранить красоту, стройность и образность языка, считая это необходимым, чтобы не потерять связь с османским прошлым.
В ходе проделанного исследования были обнаружены схожие принципы организации новелл сборника «Грёзы Абдуллаха Эфенди». С учетом выявленных особенностей формы удалось проследить деление каждой новеллы на четыре части. Кроме того была предпринята попытка трактования смысла подобного деления.
Анализ произведений помог определить, что новеллы сборника отличает:
• дуалистичность персонажей;
• сосредоточенность на внутреннем мире героев;
• наличие интертекстуальных элементов;
• использование приема «потока сознания»;
• элитарность языка повествования;
• широкое использование сравнений;
• объяснение абстрактных образов и понятий через материальные;
• передача прямой речи с введением акцентов и разговорных выражений.
Новеллы сборника «Грёзы Абдуллах Эфенди» полны самобытных авторских символов и образов, а также имеют необычную структуру. Все это дает широкий простор для исследований. Дальнейшая разработка данной темы может помочь точнее разобраться в особенностях формы и содержания рассмотренных произведений, провести параллели с другими произведениями писателя, а также определить место новелл сборника в творчестве писателя.


Источники
1. Tanpinar, A. H. Abdullah Efendi’nin Ruyalari / A. H. Tanpinar // Hikayeler. - Istanbul: Dergah Yayinlari, 2014. - S. 9-149.
Исследования на иностранных языках
2. «Bir Gul Bu Karanliklarda» Tanpinar Uzerine Yazilar / Hazirlayanlar: A. Ceman. H. inci. - Istanbul: 3F Yayinevi, 2008. - 877 s.
3. Gillies, M. A. Henri Bergson and British modernism / M. A. Gillies - Montreal; Buffalo: McGill-Queen's University Press, 1996. - 224 p.
4. Halman T. S. A Millennium of Turkish Literature: A Concise History / T.S. Halman. - N.Y. : Syracuse University Press, 2011. - xii, 170 p.
5. Kantarcioglu, S. Ahmet Hamdi Tanpinar. Yapibozumcu ve semiotik yaklasimlar i§iginda Tanpinar Hikayeleri / S. Kantarcioglu. - Ankara 2004. - 166 s.
6. Kaplan M. Yavas Yavas Aydinlanan Tanpinar / M. Kaplan - istanbul: Dergah Yayinlari, 2015. - 320 s.
7. Kerman Z. Tanpinar’in Mektuplari / Z. Kerman - Istanbul: Dergah Yayinlari, 2001. - 350 s.
8. Kilie L. Bir hikaye yazari olarak Ahmet Hamdi Tanpinar / L. Kilie // Ataturk Universitesi Turkiyat Arastirmalari Enstitusu Dergisi. - Erzurum: 2003. № 21. - S. 129-146.
9. Moment Atis, S. Qagdas turk hikayesinde semantik yapi. Tanpinar'in Abdullah Efendinin Ruyalari'ndaki hikayelerinin tahlili / S. M. Atis. - istanbul: Dergah Yayinlari, 2011. - 130 s.
10. Okay, M. O. Batililasma devri Turk edebiyati / M. O. Okay. - Istanbul: Dergah Yayinlari, 2016. - 277 s.
11. Tanpinar, A. H. Edebiyat uzerine makaleler / A. H. Tanpinar. - Istanbul: Dergah Yayinlari, 2016. - 535 s.
12. Tanpinar, A. H. Yasadigim Gibi / A. H. Tanpinar. - Istanbul: Dergah Yayinlari, 2000. - 470 s.
Исследования на русском языке
13. Аврутина, А. С. Музыкальные мотивы в трилогии А.Х. Танпынара «Махур Бесте» (Роман «Покой» как часть трилогии)» / А. С. Аврутина // Российская тюркология. № 1 (8). М.-Казань: 2013. - С. 42-49.
14. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века / М. Ю. Герман.- СПб.: Изд. Дом «Азбука-классика», 2008. 480 с.
15. Образцов, А. В. Модернизм /модерн / А. В. Образцов // Модернизм в литературах Азии и Африки. Очерки. - СПб.: 2014. - С. 3-93.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ