ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 9
§ 1. Сетевые СМИ в современной медиасреде 9
1.1. Понятие и особенности сетевого СМИ 9
1.2. Корпоративный портал университета как фактор веб-присутствия 14
§ 2. Особенности дизайна в сетевых СМИ 20
1.1. Роль дизайна в формировании пользовательского взаимодействия 20
1.2. Юзабилити в контексте проектирования навигации 24
§ 3. Дизайн навигации в сетевых СМИ: современные подходы и методы оценки 31
1.1. Модели навигации и ее функции 31
1.2. Исследование веб-навигации: ретроспективный анализ 39
1.3. Функциональные критерии оценки веб-навигации 44
Глава 2. Функциональная организация меню в дизайне университетского портала 58
2.1. Рейтинговая оценка композиционно-графической модели 58
2.2. Критерии оценки навигационного поведения 66
2.3. Юзабилити-экспертиза веб-навигации: организация эксперимента 69
2.3. Результаты и выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Эволюция технологических и социокультурных факторов обусловила развитие форм функционирования СМИ в современной медиасреде. Вместе с изменением сущности сетевых СМИ, изменяется также роль дизайна как средства формирования пользовательского опыта. Особое место в исследованиях последних лет, посвященных дизайну новых медиа, уделяется проблемам создания и навигационных систем, которые в настоящее время становятся определяющим фактором удобства взаимодействия пользователя с сетевыми СМИ. Особое значение приобретает категория пользовательского опыта, в формировании которого определяющим фактором является эффективность интерактивного взаимодействия с сайтом в процессе поиска информации 1.
Особое значение также приобретает система навигации на веб-ресурсе. Ведь вне зависимости от типа задачи, которую хочет выполнить пользователь, он в любом случае будет взаимодействовать с системой навигации на сайте. Именно с ней у пользователя формируется опыт взаимодействия, формированию которого и может способствовать качественный дизайн.
В связи с увеличением количества исследований, посвященных оценке опыта взаимодействия пользователя в сетевых СМИ, появляются отдельные исследования о метриках оценки. Исследователи расходятся во мнениях, какие факторы считать релевантными. Современные способы оценки успешности взаимодействия пользователя и сайта основываются на легко измеримых технических показателях, например, количестве кликов или времени, которые пользователь провел на сайте. До недавних пор была популярна точка зрения, что чем больше пользователь тратит времени, тем лучше. Очевидно, что это в корне неверно: как правило, большое количество кликов говорит о трудностях пользователя во взаимодействии с веб-сайтом, а в особенности — с системой навигации. Современное состояние систем оценки успеха пользовательского взаимодействия открывает новые возможности для исследований в этой области.
Актуальность исследования: несмотря на большое количество исследований, признающих главенствующую роль навигации в юзабилити и предлагающих оптимальные способы организации меню, практически не существует системы оценки навигации, которая бы учитывала все необходимые факторы.
Проблема исследования заключается в отсутствии единого подхода к оценке эффективности системы навигации веб-ресурса. В условиях медиаконвергенции дизайн интернет-медиа стремится стать максимально эргономичным, чтобы помочь пользователю быстро сориентироваться в проекте - ведь при избыточной сложности интерфейса актуальная информация просто не достигнет читателя, что приведет к снижению удовлетворенности пользователя, и в результате — снижению посещаемости ресурса. Исследование этой области может открыть практические возможности для выявления и оперативного устранения проблем юзабилити на веб-ресурсах.
Объектом исследования стали международные сетевые СМИ, сайты университетов, входящие в топ-20 рейтинга Webometrics.
Предметом исследования являются способы и особенности реализации систем навигации на сетевых порталах и их влияние на формирования опыта пользователя и поисковое поведение.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности системы навигации в сетевых СМИ, и на их основе выработать систему оценки навигации.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность сетевых СМИ и особенности их функционирования в современной медиасреде.
2. Рассмотреть сущность корпоративных порталов как нового медиа, их особенности и методы оценки их веб-присутствия.
3. Проанализировать историю исследований навигации в контексте функционального подхода и юзабилити.
4. Определить релевантные факторы для оценки системы навигации на веб-ресурсах.
5. Провести структурно-функциональный анализ систем навигации в соответствии с теоретической базой и целями исследования.
6. Провести эксперимент с методом «проговаривания» в нескольких вариациях системы навигации, для выявления оптимального способа организации навигации для сетевых СМИ.
Теоретико-методологическую базу исследования, в первую очередь, составили работы, посвященные сущностным особенностям сетевых СМИ: труды И.Н.Блохина, С.Г.Корконосенко, Т.Б.Карповой, Э.Клиненберга, Дж.Хоффер, А.А.Калмыкова, Л.А.Кохановой, Е.Ю.Журавлевой, М.Деузе, и некоторых других авторов. Изучить современное состояние корпоративных порталов и сущность факторов, влияющих на их веб-присутствие помогли труды И.П.Ромашовой, Б.А.Играева, Ю.В.Чемякина, В.А.Грабельникова, А.А.Градюшко, П.С.Ялаги, М.Манзур, В.В.Полубоярова, Ф.А.Абдулкашаповой, С.Пекера, и других авторов. Определить роль графического дизайна и дизайна СМИ в современной медиасреде позволили труды А.В.Якунина, Р.П.Брингулы, Т.Кедлека, С.Каура, Р.Г.Болбакова, К.Гото, В.Д.Магазанника, О.В.Пикулевского, Э.Луптон. и многих других исследователей. Выявить современные тенденции и проблемы в исследовании навигации помогли труды А.А.Беляева, А.А.Лайковой, Г.Женга, Дж.Калбаха, Е.В.Ртищевой, Р.Гаррета, М.В.Губко, П.Мурано, К.Питтсли, А.Аальтонен, Л.Торласиуса, Я.Нильсена, Т.Конте, А.Шейд, А.Дингли, и многих других. Наконец, в определении параметров, необходимых для корректной оценки навигации и постановке эксперимента помогли труды П. Мельгуизо, С. Жао, М.Н. Ислама, С. Шрёдер, С. Барнума, Л. Фолкнера, А. Маркуса, Дж. Лазара, и некоторых других авторов.
Эмпирическая база включает в себя композиционно-графические модели сетевых СМИ участников топа Webometrics.
Методологическая основа: основную роль в реализации исследования сыграли методы структурно-функционального анализа и визуального сопоставительного анализа на основе заданных критериев. Также в работе применялось тестирование асессоров, с последующей обработкой результатов методами описательной статистики.
Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференциях «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» в 2018 году и на круглом столе в рамках международного научного форума «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения» Визуальная медиаантропология. в 2018 году. Заявленные материалы были опубликованы в сборниках по итогам научных конференций.
Гипотеза: Основной гипотезой нашего исследования является предположение об отсутствии сложившейся системы правил и рекомендаций к созданию системы навигации в современных сетевых СМИ, и как следствие — тенденции к копированию дизайна навигации наиболее успешных конкурентов. Также мы считаем, что не все характеристики дизайна навигации важны, и не все из них одинаково влияют на поведение пользователей: мы считаем, что можно вывести наиболее важные для юзабилити параметры. Для проверки нашей гипотезы мы разработали специальную систему оценки качества навигации (N-индекс).
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложения.
Первая глава посвящена раскрытию понятия и особенностей сетевых СМИ, их классификации и форм их существования в современной медиасреде. Рассматриваются сущность, технологические и социокультурные условия функционирования корпоративных порталов, тенденции их развития, а так же истории исследований в области юзабилити и опыта пользователя и исследованию понятия «навигация» в контексте современных подходов к веб-дизайну. В ходе нашего исследования мы подробно рассматриваем сущность понятия навигации, выявляем существующие тенденции в ее изучении. Предпринимается попытка определения функциональных факторов системы навигации веб-ресурса, влияющих на объективное и субъективное юзабилити, чтобы вывести новый индекс оценки навигации — N-индекс. Вторая глава посвящена проведению структурно-функционального анализа страниц сетевых СМИ в контексте юзабилити и постановке эксперимента для оценки системы навигации и проверки сформированных гипотез.
В заключении делаются обобщающие выводы по работе, подводятся итоги в соответствии с поставленной целью и задачами.
Приложения подробно иллюстрируют проведенный структурно-функциональный анализ страниц сайтов университетов из эмпирической базы данного исследования. Помимо этого, в приложении содержатся образцы систем навигации эмпирической базы и созданных для исследования макетов, кодировочные листы с пояснениями, таблицы с результатами кодирования систем навигации сетевых СМИ, результаты проведенного структурно-функционального анализа моделей навигации и тестирования асессоров, образец опросника, разработанного и используемого в нашем исследовании, а также иные результаты по итогам проведенных исследований.
Наше исследование было посвящено исследованию особенностей системы навигации в сетевых СМИ, а также способам ее оценки. Для полного понимания вопроса была дана краткая характеристика современных сетевых СМИ, в чьих композиционно-графических моделях навигация приобретает первостепенное значение. Была также рассмотрена сущность корпоративных порталов, все активнее выступающих в роли новых медиа.
Изучение теоретической базы показало, что графический дизайн современных СМИ эволюционирует вместе с ними, приобретает новые функции. Было выяснено, что основную роль приобретает функциональный подход к современному дизайну, что связано с развитием интернет-среды, где во главу угла ставится именно функциональная составляющая. Была раскрыта роль юзабилити в современном веб-дизайне и выявлен общий тренд использования дизайна как средства привлечения и удержания пользователей, ставя во главу угла его удобство. Также был проведен анализ существующих методов для оценки объективного и субъективного юзабилити.
В рамках такого ориентированного на пользователя подхода особое значение современный дизайн сетевых СМИ уделяет навигации, чья сущность, роль и функции были также освещены в ходе нашего исследования. В результате анализа эмпирической базы мы определили следующие особенности дизайна навигации в сетевых СМИ:
• Навигация в сетевых СМИ является приоритетным элементом, с которым взаимодействует пользователь. Это обусловлено технологической природой сетевых СМИ, формой их существования в качестве больших разветвленных порталов и хранилищ информации.
• В дизайне навигации во главу угла ставится удобство пользователя. Навигация одновременно служит как средством ориентирования на сайте, так и средством передвижения по нему.
• Основной формой навигационной системы в сетевых СМИ сегодня является меню. Как правило, это горизонтально выполненная интерактивная навигационная панель с выпадающими элементами.
В результате нашего исследования мы также пришли к следующим выводам:
• Система навигации в современных сетевых СМИ является основным объектом изучения в человеко-компьютерном взаимодействии, в том числе, и в дизайне.
• Особое внимание в этих исследованиях уделяется способам оценки системы навигации как средству улучшения опыта взаимодействия пользователя с сайтом, и как следствие — увеличению плебисцитного капитала сетевого СМИ.
• В настоящее время не существует единой системы оценки и рекомендаций по созданию удобной и органичной системы навигации. Во многом это связано с неоднозначным влиянием каждого из уже выведенных параметров на пользовательское взаимодействие.
Это подтверждается в результате проведенного нами эксперимента. Проведя многовариантное тестирование с изменением определенных параметров навигационной системы, мы обнаружили, что эти параметры обладают разным «удельным весом» в формировании общего пользовательского опыта и влиянии на решение его поисковых задач. В результате исследования у нас также сформировалась система оценки навигации (Н-индекс), которая может использоваться далее как в академических исследованиях, так и применяться в практическом проектировании навигации в сетевых СМИ.
Таким образом, мы можем сделать вывод, у системы навигации современных сетевых СМИ действительно есть ряд особенностей, которые мы выявили в результате анализа эмпирической базы и проведению оценки с использованием сформированного нами Н-индекса кодировочных листов визуального ряда, так и в использовании ассоциативных иллюстраций. На наш взгляд, проблема требует дальнейшего изучения для уточнения критериев оценки и возможного применения автоматизации на основе выведенных нами закономерностей.
1. Абдулкашапова Ф.А., Бандорин В.Г., Игнашина Т.В. Глобальные образовательные рейтинги: аналитические инструменты и сервисы для оценки потенциала научно-образовательной деятельности университетов. Вестник Казанского технологического университета. — 2014. с. 375-379
2. Бакаев М.А. Современные тенденции в автоматизированной оценке юзабилити и поведенческие факторы в алгоритмах поисковых систем. Программные продукты и системы / Software & Systems, № 3 (30), 2017. — с. 447-455
3. Беляев А.А. Навигация как ключевой компонент визуальной организации веб-сайта. Техника СМИ, вып. 2 — 2009. URL: http://mediascope.ru/node/367 (режим доступа:23.03.2018)
4. Берд Дж. Веб-дизайн. Руководство разработчика. — СПб.: Питер, 2012. — 224 с.
5. Блохин И.Н., Корконосенко С.Г. Сетевые СМИ российского мегаполиса. — СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. — 218 с.
6. Бодрунова С.С., Якунин А.В.Метод эвристической экспертизы дизайна медиапроекта: опыт междисциплинарного подхода // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/2181/ (дата обращения: 25.03.2018)
7. Болбаков Р.Г., Цветков В.Я. Оценка качества образовательных порталов. Открытое образование. Т. 21. № 3. 2017 — с. 22-28
8. Вин Ч. Как спроектировать современный сайт. — СПб.: Питер, 2011. — 192 с.
9. Гаррет Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия».—Пер. с англ. — Спб.: Символ-плюс, 2008. — 192 с.
10. Гильманова А.Н. Интернет-СМИ в международном информационном пространстве. Казань: Казанский университет, 2017 — 113 с.
11. Гото К., Котлер Э. Веб-редизайн. Книга Келли Гото и Эмили Котлер.: СПб, 2001 — 416 с.
12. Грабельников В.А. Интернет-портал как новое корпоративное средство массовой информации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, 2010. — с. 56-62
13. Градюшко А. Корпоративные медиа онлайн: стратегии и технологии. Материалы круглого стола. Минск, Издательский центр БГУ. 16 марта 2017. — с. 22-27
14. Губко М.В. Даниленко А.И. Математическая модель оптимизации структуры иерархического меню. Проблемы управления №4, 2010. — с. 49-58
15. Дженкинс С. Web-design. . — М.: Эксмо, 2008. — 480 с.
...