Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие и общая характеристика процесса интернационализации 6
1.2 Коммуникативная стратегия и ее роль в процессе интернационализации бизнес организации 12
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА 30
2.1 Особенности интернационализация малых предприятий 30
2.2. Коммуникативная стратегия французской компании Reve de Chateaux для российского рынка 40
Выводы по главе 2
Заключение 70
Литература 73
Актуальность темы исследования. В эпоху глобальной экономики интернационализация становится одним из необходимых процессов, которые компания должна пройти, чтобы сохранить свой бизнес и достигнуть коммерческого успеха.
Стратегия интернационализации является одной из самых сложных стратегий, реализуемой компанией в своей деятельности. Она требует учета многочисленных факторов, как внешних, так и внутренних, которые постоянно подвержены изменениям.
Выбирая зарубежный рынок для своей деятельности, компании рассматривают его как привлекательный, открывающий новые горизонты развития. В то же время новый рынок несет с собой и новые риски и угрозы, которые нельзя не принимать в расчет. В современных социально-политических реалиях эти риски зачастую связаны с экспортов товаров и разного рода экономическими барьерами (санкции, таможенные сборы, юридические аспекты и т.д.). Не менее важными являются и риски, связанные с культурными и социальными особенностями принимающей страны (менталитет, язык и т.д.). Логистические особенности, обусловленные географическими факторами, нередко входят в число факторов риска. Необходимость учета широкого круга разноплановых факторов существенно усложняет разработку стратегии интернационализации. Для компаний сферы малого и среднего бизнеса очень важную роль при разработке стратегии выхода на зарубежный рынок играет грамотное выстраивание коммуникаций с различными группами заинтересованных сторон. В связи с этим исследование проблематики, связанной с разработкой коммуникативной стратегии интернационализации, является актуальным и с практической, и с научной точки зрения.
Объектом исследования является компания малого бизнеса.
Предметом исследования выступает процесс интернационализации компании малого бизнеса.
Цель исследования - разработка коммуникативной стратегии выхода иностранной компании малого бизнеса на российский рынок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию процесса интернационализации бизнеса компаний.
2. Определить, какое место коммуникативная стратегия занимает в общей стратегии интернационализации.
3. Охарактеризовать специфику интернационализации компаний сферы малого бизнеса.
4. На примере французской компании Reve de chateaux разработать коммуникативную стратегию выхода на российский рынок.
Ключевые понятия: интернационализация, стратегия, малое предприятие, коммуникативная стратегия.
Методологическая база исследования:
При написании выпускной квалификационной работы использовались как общенаучные методы (анализ, синтез, систематизации), так и методы конкретных социальных исследований: анализ статистики, анализ документов, в том числе документов компании Reve de Chateaux, включенное наблюдение.
Информационную базу исследования составляют: монографии и научные статьи по интернационализации, менеджменту, международному маркетингу и коммуникации; Интернет-ресурсы (материалы вебсайтов, форумы российских и зарубежных профессиональных сообществ социальной сети); официальная статистика Ростуризма, данные Booking.com, TripAdvisor, Google, данные независимых исследовательских российских и международных организаций (Data Insight, Trekksoft, Euromonitor International и др.), внутренние данные компании (агентство Chateaux Experiences, ассоциация Vmf).
Практическая значимость работы заключается в разработке коммуникативной стратегии, которая впоследствии может быть использована французской компании Reve de Chateaux для выхода на российской рынок.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются общие теоретические подходы к изучению стратегии интернационализации, анализируется роль коммуникативной стратегии для выхода компании на новый рынок. Вторая глава посвящена специфике интернационализации компаний малого бизнесе и разработке коммуникативной стратегии для выхода французской компании Reve de Chateaux на российский рынок. В заключении приводятся основные выводы и результаты исследования. Общий объем работы - 79 с. Список литературы включает 68 источников, в том числе на английском языке - 27 и на французском - 19 источников.
Процессы глобализации стремительно набирают обороты, что в свою очередь стирает внешние границы и устраняет барьеры между странами. Мотивы интернационализировать деятельность компании становятся все более проактивными и очевидными.
На основе анализа теоретических подходов к исследованию процесса интернационализации бизнеса компаний было выявлено, что сетевая модель обладает наибольшим потенциалом для объяснения процесса интернационализации, так как предлагает более широкий взгляд на данный процесс и учитывает современные реалии информационного общества. Под процессом интернационализации в данной работе понимается не только конкретные действия компании, отождествляемые с внешнеэкономической деятельностью, но и предварительный анализ самой возможности осуществления этих действий. Данный анализ необходим для последующей разработке стратегии, которая позволяет компании достичь целей по интернационализации в условиях неопределенности внешней среды и ограниченности в ресурсах. Коммуникативная стратегия занимает ключевое место в общей стратегии интернационализации и способствует успешному выходу компании на иностранный рынок.
На основе результатов исследования интернационализации малых предприятий было выявлено, что малые предприятия обладают определенным набором внутренних преимуществ и ограничений, из которых они будут исходить в процессе интернационализации. Стратегическая гибкость, дифференциация предложений и приобретение практических знаний за счет социальных связей имеют первостепенное значение для успешного выхода малых предприятий на новые зарубежные рынки в долгосрочной перспективе.
Ввиду недостатка внутренних ресурсов, распространения цифровых технологий во все сферы жизни общества и развития глобальных сетевых связей была выбрана коммуникативная стратегия как наиболее релевантная и эффективная для малых предприятий в процессе их выхода на новые рынки.
Разработка коммуникативной стратегии является комплексным процессом, который требует тщательного подхода к исследованию 1) самой компании и доступных ей ресурсам, 2) сферы деятельности и современных тенденций, 3) глобального рынка и его ключевых игроков, 4) локального рынка и целевой аудитории. Также, разработка коммуникативной стратегии представляет собой многоэтапный процесс, который состоит из трех основных частей: исследование, планирование и реализация. Прежде всего, необходимо поставить цели, которые необходимо решить с помощью коммуникации. Затем на этапе исследования необходимо провести диагностику текущей ситуации компании и определить состояние внешней и внутренней среды (например, SWOT анализ). После чего можно переходить к планированию коммуникативной стратегии, определяя целевую аудиторию, выбирая каналы коммуникации и формулируя сообщение бренда на основе инсайта потребителя.
Как результат, для компании Reve de Chateaux, которая представляет собой малое предприятие в туристической сфере бизнеса и которая специализируется на краткосрочной аренде замков во Франции, была разработана коммуникативная стратегия выхода на российский рынок , которая принимает во внимание лингвистические и поведенческие особенности потребителя, а также международные и локальные тенденции туристического бизнеса. Данная стратегия направлена на информирование и распространение знания о бренде и его продукте. В основе лежат лингвистическая составляющая (адаптация предложения под русскоязычного потребителя), позиционирование (адаптация предложения под потребности и вкусы российского потребителя) и известность бренда (адаптация под особенности российского онлайн-пользователя). Разработанная коммуникативная стратегия легко интегрируется в общую стратегию интернационализации компании и впоследствии может быть использована для выхода на российский рынок.
Монографии
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 358 с.
2. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. - СПб. : Питер, 2000. - 336 с.
Научные статьи
3. Артюшина Е.В. Управление международными маркетинговыми коммуникациями// Маркетинг в России и за рубежом. 2009. №5. С. 102-105.
4. Бикмаева Ф.Х. Стратегии выхода иностранных компаний на российский рынок / Козейчук Д.А. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. № 03(69). С. 176-185
5. Кравец М.А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке// Вестник Воронежского государственного университета. 2013. №1. С. 149-153.
6. Пильгун Е.В. К вопросу о коммуникативных стратегиях// Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2016. №43. С. 6-8
7. Тен Ю.П. Необходимость изучения культуры потребителей разных стран при организации маркетинговых коммуникаций на международном рынке// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 6. С. 78-82.
8. Токарева О.А. Роль международных маркетинговых коммуникаций в разработке стратегии выведения продукта на внешний рынок//Молодой ученый. 2015. № 7. С. 497-499.
9. Фролова Е.Д., Родионова И.А., Шишиминцев М.Ю. Особенности интернационализации деятельности компании в сфере профессиональных деловых услуг//Вестник РУДН. 2012. № 3.
Интернет-источники
10. Booking.com: "Россияне предпочитают не традиционные отели, а апартаменты, гостевые дома и коттеджи". - URL: http://tourism.interfax.ru/ru/interview/interview/31182/. Дата обращения: 20.01.2018.
11. Зарецкий А. Что ждет туристический рынок в 2017 году. - URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/337027-chto-zhdet-turisticheskiy-rynok-v-2017-godu. Дата обращения: 16.12.2017.
12. Интернет-торговля в России 2017. Цифры и факты. - URL: http://datainsight.ru/ecommerce2017. Дата обращения: 1.03.2018.
13. Как меняются привычки российских путешественников в ключевые моменты планирования отдыха. 2017. - URL: https: //www.thinkwithgoo gle.com/intl/ru-ru/insi ghts-trends/user- insights/kak-meniaiutsia-privychki-rossiiskikh-puteshestvennikov-v- kliuchevye-momenty-planirovaniia-otdykha/. Дата обращения: 6.11.2017.
14. Как пользователи выбирают и бронируют отели для отдыха онлайн. - URL: https: //www.thinkwithgoo gle.com/intl/ru-ru/insights-trends/vertical-research/infografika-otel-dlia-otdykha. Дата обращения: 20.01.2018.
15. Миллениалы и китайцы поднимают рынок роскоши. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3568626. Дата обращения: 20.01.2018.
...